Решение №СП/47476/24 Решение об отказе требований по заявлению о досудебном споре... от 3 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» мая 2024 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

Председателя Комиссии ФАС России:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря-заместителя руководителя ФАС России; Заместителя председателя Комиссии ФАС России:

<...>; <...>; <...>; <...>;

 

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению АО «Одинцовская теплосеть» (далее – Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 12.03.2024 № 01/1, вх. от 12.03.2024 рег. № 40380-ЭП/24), возникший с Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее – Комитет, орган регулирования) по вопросу установления тарифа в сфере водоотведения на 2024 год, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференцсвязи) представителей Комитета в лице <...>, <...>, представителей Заявителя в лице <...>, <...>, <...>, <...>, представителей Московского областного УФАС России в лице <...>, представителей Минстроя России в лице <...>, Комиссия ФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласии между АО «Одинцовская теплосеть» и Комитетом по ценам и тарифам Московской области по вопросу установления тарифов в сфере водоотведения на 2024 год.

Основанием для разногласий между АО «Одинцовская теплосеть» и органом регулирования послужило распоряжение Комитета от 20.12.2023 № 314-Р «О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области в части корректировки тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2024 год».

Величина тарифа в сфере водоотведения, установленная оспариваемым распоряжением, составляет 38,94 руб./куб. м (без НДС).

Величина тарифа, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 47,32 руб./куб. м (без НДС).

Размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленный Комитетом, составляет 1 019 269,45 тыс. руб.

АО «Одинцовская теплосеть» заявляет в ФАС России величину НВВ, которую считает экономически обоснованной в размере 1 083 039,52 тыс. руб.

Заявитель просит ФАС России отменить примененное Комитетом отрицательное сглаживание, в связи с чем величина разногласий составляет в сфере водоотведения величину средств в размере «-» 63 770,06 тыс. руб.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Согласно пункту 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоотведения.

По результатам анализа представленных сторонами обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

Требования АО «Одинцовская теплосеть» мотивированы тем, что при расчете тарифов органом регулирования неверно определена НВВ. Так, при корректировке НВВ на 2024 год Комитетом применено отрицательное сглаживание в размере «-» 63 770,06 тыс. руб.

В Заявлении АО «Одинцовская теплосеть» указывает на то, что примененное органом регулирования отрицательное сглаживание приведет регулируемую организацию к убыткам в связи с тем, что фактические затраты регулируемой организации превышают плановые затраты, утвержденные Комитетом. В этой связи, у регулируемой организации имеются накопленные непокрытые убытки прошлых и текущего периодов, в том числе отсутствие финансовых средств на эксплуатацию и ремонт объектов водоотведения.

Комитет отмечает, что распоряжением от 20.11.2022 № 208-Р установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы в сфере водоотведения на 2023-2027 годы с применением метода индексации.

Примененный органом регулирования при корректировке тарифов механизм сглаживания определен Комитетом в соответствии с положениями пункта 42 Методических указаний № 1746-э в целях предотвращения «тарифных качелей», а также превышения индекса роста платы граждан.

Комиссия ФАС России отмечает, что основными положениями по расчету НВВ методом индексации, утвержденными Методическими указаниями № 1746-э, предусмотрена возможность применения показателя - величины изменения НВВ, определяемого на i год, в целях сглаживания. Величина сглаживания определяется при установлении или корректировке тарифов на долгосрочный период регулирования.

Пунктом 85 Методических указаний № 1746-э определено, что при установлении тарифов с применением метода индексации до начала очередного долгосрочного периода регулирования НВВ регулируемой организации рассчитывается отдельно на каждый i-й расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования по формуле:

, (30)

Так, данная формула учитывает показатель - величину изменения НВВ в году i, проводимого в целях сглаживания, где i1 - последний год долгосрочного периода регулирования, i0 - первый год долгосрочного периода регулирования, рассчитанную в соответствии с формулами (5-6) Методических указаний № 1746-э.

При этом, формулой (5) пункта 42 Методических указаний № 1746-э определен порядок расчета показателя, согласно которому величина сглаживания НВВ, примененная органом регулирования в расчетном периоде регулирования (i) в течение долгосрочного периода регулирования, сводится к нулю не позднее последнего расчетного периода регулирования текущего долгосрочного периода регулирования.

Величина сглаживания определяется органом регулирования при установлении/корректировке тарифов на долгосрочный период регулирования и не может превышать 12 % от НВВ до применения сглаживания и в течение долгосрочного периода регулирования сводится к нулю не позднее последнего расчетного периода регулирования текущего долгосрочного периода регулирования.

Согласно пункту 75 Основ ценообразования № 406 при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено Федеральным законом № 416-ФЗ.

Необходимо отметить, что нормами действующего законодательства Российской Федерации предусмотрено включение величины изменения НВВ, проводимого в целях сглаживания тарифов с применением метода индексации. Так, корректировка НВВ и тарифов производится по формуле 32 пункта 90 Методических указаний № 1746-э включающая в себя - величины изменения НВВ, проводимого в целях сглаживания. В этой связи, является одним из показателей при проведении корректировки НВВ.

Спецификой механизма сглаживания тарифов является то, что исключенные из НВВ денежные средства подлежат учету/возврату в последующие годы долгосрочного периода регулирования в рамках ежегодной корректировки НВВ и тарифов, в целях недопущения резкого роста тарифов вследствие применения метода индексации. Неучтенные в НВВ при установлении тарифа на первый год регулирования обоснованные расходы регулируемой организации подлежат учету в НВВ при расчете тарифа на последующие годы долгосрочного периода регулирования.

Комиссия ФАС России отмечает, что исходя из представленных Комитетом в адрес ФАС России документов, в том числе расчетов в формате Excel следует, что примененная Комитетом величина сглаживания в сфере водоотведения в размере «-» 63 770,06 тыс. руб. составляет 5,6 % от величины НВВ, что не превышает предельно допустимую величину сглаживания в размере 12 % от величины НВВ.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие со стороны регулируемой организации обосновывающих материалов в адрес ФАС России, в том числе подтверждающих накопленные непокрытые убытки прошлых периодов регулирования, а также то, что в отношении АО «Одинцовская теплосеть» установлен долгосрочный период регулирования с применением метода индексации на 2023-2027 годы, Комиссия ФАС России отмечает, что величина изменения НВВ, проводимая в целях сглаживания, подлежит включению в НВВ в последующие периоды регулирования.

В этой связи, в рамках пятилетнего периода долгосрочного регулирования 2023-2027 гг., органом регулирования применено отрицательное сглаживание во втором году регулирования, в связи с чем неучтенные Комитетом средства при проведении корректировки НВВ 2024 года подлежат возврату/учету при проведении корректировки НВВ на последующие периоды долгосрочного регулирования не позднее 2025-2027 гг. Так, заявленные АО «Одинцовская теплосеть» требования в отношении примененного Комитетом отрицательного сглаживания, не подлежат удовлетворению на основании положений тарифного законодательства Российской Федерации, поскольку действия Комитета прямо предусмотрены пунктом 42 Методических указаний № 1746-э.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебных споров (разногласий) между АО «Одинцовская теплосеть» и Комитетом по ценам и тарифам Московской области (исх. от 12.03.2024 № 01/3, вх. от 12.03.2024 рег. № 40393-ЭП/24), Комиссия ФАС России:

РЕШИЛА:

Отказать в удовлетворении требований АО «Одинцовская теплосеть», указанных в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Комитетом по ценам и тарифам Московской области (исх. от 12.03.2024 № 01/1, вх. от 12.03.2024 рег. № 40380-ЭП/24).

 

Председатель Комиссии ФАС России: _________________/С.А.Пузыревский

 

(подпись)

 

 

Заместитель председателя _________________/ <...> Комиссии ФАС России:

(подпись)

 

 

Члены Комиссии ФАС России: _________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/<...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/<...>

 

(подпись)

 

  

Связанные организации

АО "Одинцовская теплосеть"
ИНН 5032199740, ОГРН 1085032325542
Комитет по ценам и тарифам Московской области
ИНН 5024125640, ОГРН 1125024000287