Решение №31/65521/21 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 5 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» июля 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председательствующего - заместителя председателя Комиссии: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между ПАО «Территориальная генерирующая компания 14» и Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (рег. от 24.03.2021 47338/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» <...>, начальника отдела бизнес-планирования и тарифообразования ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» <...>, и.о. руководителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия <...>, начальника регулирования тарифов в теплоэнергетике Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № АЛ-726 от 18.03.2021; рег. № 47338/21 от 24.03.2021) о разногласиях между ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее – Заявитель, ПАО «ТГК-14», регулируемая организация) и Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее – орган регулирования, РСТ РБ) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 17.12.2020
№ 2/115 внесены изменения в приказ РСТ РБ от 17.12.2018 № 2/95 «О тарифах на тепловую энергию (мощность) для потребителей, а также теплоснабжающих организаций, оплачивающих производимую тепловую энергию (получающих тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии)
ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» («Генерация Бурятии» Тимлюйская ТЭЦ).

Для регулируемой организации тариф на тепловую энергию установлен методом индексации установленных тарифов на 2019 - 2023 годы.

Тариф на тепловую энергию на 2021 год установлен в следующих размерах:

- с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 1 606,16 руб./Гкал;

- с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 1 691,95 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2021 год для ПАО «ТГК-14» (Тимлюйская ТЭЦ), составляет 119 507,49 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 133 042,9 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 25.05.2020 № 112 «Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Улан-Удэ на период до 2035 года. Актуализация на 2021 год» ПАО «ТГК-14» присвоен статус единой теплоснабжающей организации по г. Улан-Удэ.

Постановлением Администрации МО ГП «Каменское» от 17.06.2019 № 83/1 «Об утверждении Схемы теплоснабжения» ПАО «ТГК-14» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в п. Каменск.

ПАО «ТГК-14» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке на 2021 год следующие расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1.

Таблица 1. Разногласия между Заявителем и органом регулирования

п/п

наименование показателя

Орган регулирования

ПАО «ТГК-14»

(Тимлюйская ТЭЦ)

отклонение

 1

2021 год

1.1

Амортизация основных средств

6 192,25

8 757,52

2 565,27

1.2

Аренда земли

312,99

494,54

181,55

1.3

Налог на имущество

495,73

1 411,64

915,91

1.4

Страховые взносы

9 281,68

10 053,25

771,57

1.5

  1. Расходы на создание резерва по рекультивации земель

-

7 691,26

7 691,26

1.6

Налог на прибыль

7,71

126,55

118,84

1.7

Неподконтрольные расходы аппарата управления

127,07

942,69

815,62

1.8

Нормативная прибыль

30,85

506,19

475,34

 

ИТОГО по 2021 г.

16 448,28

29 983,64

13 535,36

 2

2019 год

2.1

Амортизация основных средств

6 610,10

8 547,13

1 937,03

2.2

Аренда земли

313,34

479,61

166,27

2.3

Страховые взносы

8 883,63

9 612,43

728,80

2.4

  1. Расходы на создание резерва по рекультивации земель

-

7 200,81

7 200,81

2.5

Госпошлина

-

120,00

120,00

2.6

Неподконтрольные расходы аппарата управления

143,44

821,86

678,42

2.7

Нормативная прибыль

32,14

499,96

467,82

 

ИТОГО по 2019 г.

15 982,65

27 281,80

11 299,15

Величина разногласий, заявленных ПАО «ТГК-14» (Тимлюйская ТЭЦ) в ФАС России:

- по расходам на 2021 год – 13 535,36 тыс. руб.;

- по факту 2019 года – 11 299,15 тыс. руб.

1. Расходы, учётные на плановый 2021 год.

  1. 1.1. Амортизация основных средств.

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на амортизацию основных средств в тарифе на тепловую энергию для Тимлюйской ТЭЦ в размере 8 757,52 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 6 192,25 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 2 565,27 тыс. руб.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- пояснительная записка «Обоснование расчета амортизационных отчислений, включаемых в тарифную заявку на 2021-2023 годы»;

- ведомости амортизации основных средств за 2019 - 2020 гг. и на 2021 год по цехам и подразделениям Тимлюйской ТЭЦ;

- анализ счета 23, 20,01 и 26 за 2019 год по цехам и подразделениям Тимлюйской ТЭЦ;

- перечень основных средств, реконструируемых (модернизируемых) в 2019 году;

- анализ счета и оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01, 02, 05 и 08 за 2019 год;

- инвентарные карточки учета принятых объектов основных средств, включая улучшения (реконструкции, модернизации) в 2019 году и их реестр;

- приказы ПАО «ТГК-14» о списании и вводе в эксплуатацию объектов основных средств;

- Форма № 11 (ОКУД 0602001) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов».

Разногласия заключаются в части амортизации по итогам технической инвентаризации и в применении сроков полезного использования основных средств, определенных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация основных средств). Органом регулирования расчет произведён исходя из максимальны сроков полезного использования основных средств.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1075, при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В силу пункта 73 Основ ценообразования № 1075 величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования основных средств и отнесение к соответствующей амортизационной группе определяются регулирующим органом в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в частности, определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2018 № 38-АПГ18-1.

В соответствии с пунктом 39 Методических указаний №760-э амортизация основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с приложением 4.10 к Методическим указаниям № 760-э по данным бухгалтерского учета регулируемой организации, при этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Приказом министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия от 20.06.2019 № 119 (с изменениями, внесенными приказом от 20.11.2020 №201) утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения на 2019 – 2023 годы по объектам ПАО «ТГК-14» (далее – инвестиционная программа).

Органом регулирования у Заявителя была запрошена информация об источниках финансирования приобретенных объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в 2019 году.

В ответе (письмо в адрес РСТ РБ от 01.06.2020 № АЛ-1739) ПАО «ТГК-14» сообщило, что источником финансирования приобретенных основных средств и оборудования в 2019 году являются амортизационные отчисления.

При этом, в соответствии с отзывом органа регулирования, согласно инвестиционной программе сумма затрат по статье «Амортизация основных средств» в полном объеме является источником финансирования для приобретения запланированных основных средств, оборудования и мероприятий инвестиционной программы. Таким образом, иных источников по статье «Амортизация» для приобретения основных средств у ПАО «ТГК-14» не имеется и, соответственно, амортизация по незапланированному утвержденной инвестиционной программой и приобретенному оборудованию вне установленных источников не является экономически необоснованной.

Кроме того, орган регулирования в своем отзыве отмечает, что в материалах тарифного дела акты технической инвентаризации объектов основных средств ПАО «ТГК-14» не представлены.

Также, в ведомости амортизации по введенным основным средствам в 2019 году по филиалу «Генерация Бурятии» сумма по ряду выполненных мероприятий, указанных в ведомости амортизации, не совпадает с сумой амортизации, указанной в отчете по исполнению инвестиционной программы ПАО «ТГК-14» за 2019 год.

ФАС России отмечает, что результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Амортизация основных средств» не подлежат удовлетворению.

  1. 1.2. Аренда земли.

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по статье «Аренда земли» в тарифе на тепловую энергию для Тимлюйской ТЭЦ в размере 494,54 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 312,99 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 181,55 тыс. руб.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности с администрацией МО «Кабанский район»;

- анализ счетов 20 и 26.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

ФАС России отмечает, что в случае аренды регулируемой организацией земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен объект теплоснабжения, у такой организации не возникает обязанности возмещения арендодателю - публично-правовому образованию (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) земельного налога, так как в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации публично-правовое образование не уплачивает указанный налог.

Арендная плата за землю имеет схожую правовую природу с земельным налогом в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), которым установлен принцип платности использования земли в Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Частью 5 статьи 65 ЗК РФ установлено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 39.7 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.01.2015 № 37 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Бурятия, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.

Учитывая вышеуказанные нормы, размер арендной платы за землю является обязательным платежом и подлежит включению в необходимую валовую выручку регулируемой организации при установлении тарифов в сфере теплоснабжения.

При этом, орган регулирования отмечает, что срок действия представленных договоров аренды земельных участков, на которых размещена Тимлюйская ТЭЦ, истек в 2017 году, что подтверждается информацией Прокураторы Железнодорожного района г. Улан-Удэ по результатам проведенной в 2020 году проверки хозяйственной деятельности ПАО «ТГК-14» за 2019 год. Дополнительные соглашения о продлении срока аренды в материалах тарифного дела Заявителем не представлены.

Расходы на арендную плату земельных участков, отнесенные к Тимлюйской ТЭЦ, в размере 312,99 тыс. руб. определены органом регулирования с учетом распределения расходов согласно учетной политике регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Аренда земли» не подлежат удовлетворению.

  1. 1.3. Налог на имущество.

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по налогу на имущество в тарифе на тепловую энергию для Тимлюйской ТЭЦ в размере
1 411,64 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 495,73 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 915,91 тыс. руб.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- плановая налоговая декларация по налогу на имущество на 2021 год
ПАО «ТГК-14» – Генерация Бурятии Тимлюйская ТЭЦ;

- пояснительная записка по обоснованию расчета налога на имущество на 2021 год.

Согласно пункту 44 Основ ценообразования № 1075, в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе:

з) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

Согласно представленной плановой налоговой декларации по налогу на имущество на 2021 год ПАО «ТГК-14» – Генерация Бурятии Тимлюйская ТЭЦ, налог на имущество составил в целом по регулируемой организации 1 693,558 тыс. руб.

Регулируемой организацией представлен расчет распределения расходов по налогу на имущество по видам деятельности, согласно которому, по виду деятельности «производство тепловой энергии (вода)» отнесено 1 412 тыс. руб.

При этом, согласно дополнению к отзыву РСТ РБ (рег. № 119283-ЭП/21 от 16.07.2021; исх. № 81-03-20-и-1536/21 от 16.07.2021), в материалах тарифного дела не представлены расчет по увеличению остаточной стоимости имущества Тимлюйской ТЭЦ с июня 2019 года более чем на 40 млн. рублей, подтверждающие документы по введенному оборудованию.

Таким образом, при установлении тарифов на 2021 год расходы были приняты органом регулирования по предложению регулируемой организации по плану 2020 года на основании остаточной стоимости имущества тепловых сетей по концессионному соглашению.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Таким образом, в случае обоснования ПАО «ТГК-14» расходов по статье «Налог на имущество» по факту 2021 года, экономически обоснованные затраты, не учтенные при установлении тарифов на 2021 год, должны быть учтены при установлении тарифов на 2023 год.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Налог на имущество» не подлежат удовлетворению.

  1. 1.4. Страховые взносы.

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по статье «Страховые взносы» в тарифе на тепловую энергию для Тимлюйской ТЭЦ в размере 10 053,25 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 9 281,68 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 771,57 тыс. руб.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- пояснительная записка по расчету расходов по статье «Страховые взносы»;

- уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 21.03.2019 и от 26.03.2020;

- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2019 год (форма № 4 - ФСС);

- расчет по страховым взносам за 2019 год (форма по КНД 1151111);

- анализ счета 26, 20.01, 23, 91.02 за 2019 год.

Согласно статье 426 главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации, должны применяться следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование - 22,0 %;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 %;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.

В соответствии с представленным уведомлением Фонда социального страхования Российской Федерации для регулируемой организации определен 1 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2%, с 1 января 2020 года – 0,28%.

Для регулируемой организации расчетный период 2021 год является третьим годом долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг. Величина расходов на оплату труда на 2021 год определена органом регулирования в соответствии с требованиями пункта 51 Основ ценообразования № 1075 в размере 30 734,04 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что сведения, отраженные в отчетах формы № 4 - ФСС и формы по КНД 1151111, указаны в суммарном выражении в целом по регулируемой организации, а также не содержат разделение на трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера, в связи с чем не представляется возможным определить экономически обоснованный размер расходов на страховые взносы.

Кроме того, Заявителем в орган регулирования в рамках тарифного предложения не были представлены оборотно-сальдовые ведомости по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», который предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации». 

Также, орган регулирования отмечает, что заключения о специальных условиях труда для дополнительных взносов ПАО «ТГК-14» в РСТ РБ не были представлены.

Таким образом, органом регулирования размер страховых взносов на 2021 год был определен в сумме 9 281,68 тыс. руб., что составляет 30,2% от расходов на оплату труда.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Таким образом, в случае обоснования ПАО «ТГК-14» расходов по статье «Страховые взносы» по факту 2021 года, экономически обоснованные затраты, не учтенные при установлении тарифов на 2021 год, должны быть учтены при установлении тарифов на 2023 год.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Страховые взносы» не подлежат удовлетворению.

  1. 1.5. Расходы на создание резерва по рекультивации земель.

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на создание резерва по рекультивации земель в тарифе на тепловую энергию для Тимлюйской ТЭЦ в размере 7 691,26 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлена пояснительная записка по расчету расходов на рекультивацию земель.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила рекультивации № 800).

Согласна пункту 8 Правил рекультивации № 800, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Позиция о том, что рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, отражена также в письме Росприроднадзора от 27.07.2018 № РН-09-01-36/15783 «Разъяснения по правилам рекультивации и консервации земель».

ФАС России отмечает, что утвержденный проект рекультивации земель Заявителем не представлен ни в орган регулирования в рамках тарифного предложения, ни в ФАС России.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на создание резерва по рекультивации земель» не подлежат удовлетворению.

  1. 1.6. Налог на прибыль.

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по статье «Налог на прибыль» в тарифе на тепловую энергию для Тимлюйской ТЭЦ в размере 126,55 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 7,71 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 118,84 тыс. руб.

Расходы по налогу на прибыль оспариваются Заявителем в связи с тем, что на разногласия также заявлены расходы по статье «Нормативная прибыль».

Поскольку требования Заявителя по статье «Нормативная прибыль», которая является налогооблагаемой базой для расчета налога на прибыль, подлежат частичному удовлетворению, органу регулирования также следует пересмотреть и величину налога на прибыль.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Налог на прибыль» подлежат частичному удовлетворению.

  1. 1.7. Неподконтрольные расходы аппарата управления

Заявитель считает экономически обоснованными неподконтрольные расходы аппарата управления на 2021 год в тарифе для потребителей ПАО «ТГК-14» на тепловую энергию для Тимлюйской ТЭЦ в размере 942,69 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 127,07 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 815,62 тыс. руб.

На основании представленных материалов ФАС России произвела анализ расходов, которые ПАО «ТГК-14» заявляет к учету по статье «Неподконтрольные расходы аппарата управления» на 2021 год, и принятых органом регулирования. Перечень расходов включает следующие статьи затрат:

п/п

Наименование показателя

заявлено ПАО «ТГК-14» на 2021 год

факт 2019 г. по расчёту органа регулирования

утверждено органом регулирования на 2021 год

пояснения органа регулирования

1

покупная энергия

21,23

22,7

23,13

расходы на электроэнергию приняты согласно представленным ведомостям электропотребления, счетам-фактурам с учетом ИЦП

2

страховые взносы

843,57

93,44

95,4

страховые взносы приняты с учетом фонда оплаты труда

3

амортизация

49,71

 -

 -

расходы на амортизацию не приняты, ввиду отсутствия утвержденной инвестиционной программы

4

налоги и другие обязательные платежи

4,73

4,3

4,05

налог на имущество принят по предложению ПАО «ТГК-14»", транспортный налог принят с учетом исключения автомобилей премиум-класса

5

водоснабжение коммунальное

0,51

22,99

1,7

коммунальные услуги в соответствии с актами выполненных работ с учетом ИПЦ

6

водоотведение коммунальное

0,7

7

вывоз мусора

1,81

8

страхование

11,65

0,01

2,79

приняты расходы по страхованию опасных производственных объектов, исключены расходы на добровольное страхование и на автомобили класса «люкс»

9

страховые отчисления

2,71

 -

нормативная прибыль по коллективному договору не учтена ввиду отсутствия свода начислений и удержаний за 2019 год

10

услуги банков (агентов)

6,06

 -

расходы на услуги банков не были заявлены в тарифном предложении

 

Итого

942,69

143,44

127,07

 

ФАС России отмечает, что экспертное заключение содержит подробный анализ распределения принятых РСТ РБ расходов по подразделениям и видам деятельности.

Также, орган регулирования отмечает, что аппарат управления ПАО «ТГК-14», осуществляющий контроль за деятельностью филиалов в Бурятии и Забайкалье, расположен в г. Чита, при этом инвестиционная программа ПАО «ТГК-14» по аппарату управления ПАО «ТГК-14» г. Чита в материалах тарифного дела не представлена. Ввиду отсутствия в материалах тарифного дела утвержденной соответствующим органом исполнительной власти г. Чита инвестиционной программы ПАО «ТГК-14» расходы по статье амортизация не признаны РСТ РБ обоснованными.

ФАС России отмечает, что неучет расходов на амортизацию, обусловленный отсутствием утвержденной инвестиционной программы, не предусмотрен нормами действующего законодательства в сфере теплоснабжения.

Таким образом, органу регулирования следует провести дополнительный анализ расходов на оплату аппарата управления в части расходов на амортизацию основных средств и учесть их в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном объеме с учетом их распределения по подразделениям и видам деятельности.

На основании вышеизложенного, требования ПАО «ТГК-14» по статье «Неподконтрольные расходы аппарата управления» на 2021 год подлежат частичному удовлетворению.

1.8. Нормативная прибыль.

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по статье «Нормативная прибыль» в тарифе на тепловую энергию для Тимлюйской ТЭЦ в размере 506,19 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 30,85 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 475,34 тыс. руб.

Разногласия заключаются в несогласии с учтенными органом регулирования расходами на выплаты, предусмотренные коллективным договором.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- пояснительная записка по обоснованию выплат по Коллективному договору, включенных в нормативную прибыль;

- коллективный договор подразделений ПАО «ТГК-14», находящихся на территории Республики Бурятия с 01.07.2018 г.;

- дополнительное соглашение к Коллективному договору подразделений ПАО «ТГК-14», находящихся на территории Республики Бурятия на 2018-2019 гг. от 15.11.2019 г.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 1075, величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя в том числе:

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1.6. представленного коллективного договора, он вступает в силу с 01.07.2018 и действует до принятия нового коллективного договора, но не более трех лет с момента подписания. Таким образом, действие представленного коллективного договора распространяются до 01.07.2021.

Орган регулирования отмечает, что коллективный договор ПАО «ТГК-14» основывается на Отраслевом тарифном соглашении в электроэнергетике Российской Федерации. При этом, в Республике Бурятия также действует Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия на 2019-2021 годы.

Кроме того, ПАО «ТГК-14» не является организацией, присоединившейся к Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике Российской Федерации в установленном порядке, и также не присоединено в установленном порядке к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации и к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия (соответствующих документов, в том числе мотивированных отказов к присоединению к тому или иному соглашению в распоряжении регулятора не имеется).

Также, сводом начислений и удержаний работников ПАО «ТГК-14» за 2019 год подтверждается, что ряд выплат (например, выплаты к профессиональным праздникам, ежегодная полная компенсация путевки в лагеря на территории РФ, стоимости проезда для медицинский консультаций или лечения, детские новогодние подарки, организация культурно-просветительской и физкультурной работы, приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и др.) выплачиваются профсоюзной организацией, в которую по личным заявлениям членов профсоюза из заработной платы работников (п. 7.2.10 Коллективного договора) перечисляются денежные средства.

Кроме того, расходы на выплаты материальной помощи многодетным семьям, выплаты на детей до 1,5 лет и до 3 лет, а также компенсация расходов за детский сад предусматривается из республиканского и муниципального бюджетов.

Таким образом, по мнению РСТ РБ, происходит задвоение выплат социального характера, компенсируемых бюджетом, либо отчислениями профсоюза, и, следовательно, основания по учету дополнительных расходов на вышеуказанные выплаты из тарифного источника отсутствуют.

В связи с вышеизложенным, органом регулирования на 2021 год расходы по коллективному договору приняты в размере 30,85 тыс. руб., в том числе:

- выплаты при рождении ребенка – 11,03 тыс. руб.,

- материальная помощь со смертью родственников – 13,08 тыс. руб.,

- единовременная выплата в связи с погребением близких родственников – 6,74 тыс. руб.

При этом, ФАС России отмечает, что не все выплаты социального характера, предусмотренные коллективным договором, задваивают социальные выплаты, предусмотренные бюджетом, а также, не все сотрудники являются членами профсоюзной организации. Работодатель должен обеспечивать предоставление льгот, гарантий и компенсаций.

В этой связи, ФАС России считает целесообразным органу регулирования провести дополнительный анализ расходов на выплаты социального характера, предусмотренные коллективным договором, и учесть их в экономически обоснованном размере с учетом положений пункта 74 Основ ценообразования № 1075.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Нормативная прибыль» подлежат частичному удовлетворению.

2. Фактические расходы, сложившиеся в 2019 году.

2.1. Амортизация основных средств.

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по Тимлюйской ТЭЦ на амортизацию основных средств за 2019 год в размере
8 547,13 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 6 610,10 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 1 937,03 тыс. руб.

Разногласия также, как и по плановым расходам на 2021 год, заключаются в части амортизации по итогам технической инвентаризации и в применении сроков полезного использования основных средств, определенных Классификацией основных средств. Органом регулирования расчет произведён исходя из максимальны сроков полезного использования основных средств.

Анализ представленных материалов и доводов ФАС России относительно определения расходов по статье «Амортизация основных средств» представлены в пункте 1.1. настоящего решения.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Амортизация основных средств» за 2019 год не подлежат удовлетворению.

2.2. Аренда земли.

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по Тимлюйской ТЭЦ по статье «Аренда земли» за 2019 год в размере 479,61 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 313,34 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 166,27 тыс. руб.

Анализ представленных материалов и доводов ФАС России относительно определения расходов по статье «Аренда земли» представлены в пункте 1.2. настоящего решения.

В доводах органа регулирования также, как и по плановым расходам на 2021 год, отмечается, что срок действия представленных договоров аренды земельных участков, на которых размещена Тимлюйская ТЭЦ, истек в 2017 году, что подтверждается информацией Прокураторы Железнодорожного района г. Улан-Удэ по результатам проведенной в 2020 году проверки хозяйственной деятельности
ПАО «ТГК-14» за 2019 год. Дополнительные соглашения о продлении срока аренды в материалах тарифного дела Заявителем не представлены.

Таким образом, расходы на арендную плату земельных участков, отнесенные к Тимлюйской ТЭЦ, в размере 313,34 тыс. руб. определены РСТ РБ с учетом распределения расходов согласно учетной политике регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Аренда земли» за 2019 год не подлежат удовлетворению.

2.3. Страховые взносы.

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по Тимлюйской ТЭЦ по статье «Страховые взносы» за 2019 год в размере 9 612,43 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 8 883,63 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 728,8 тыс. руб.

Анализ представленных материалов и доводов ФАС России относительно определения расходов по статье «Страховые взносы» представлены в пункте 1.4. настоящего решения.

Орган регулирования отмечает отсутствие в материалах тарифного дела оборотно-сальдовой ведомости по счету 69, а также расшифровок, позволяющих распределить сведения, отраженные в отчетах формы № 4 - ФСС и формы по КНД 1151111, в разрезе трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Страховые взносы» за 2019 год не подлежат удовлетворению.

2.4. Расходы на создание резерва по рекультивации земель.

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по Тимлюйской ТЭЦ на создание резерва по рекультивации земель за 2019 год в размере 7 200,81 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены.

Анализ представленных материалов и доводов ФАС России относительно определения расходов по статье «Расходы на создание резерва по рекультивации земель» представлены в пункте 1.5. настоящего решения.

ФАС России отмечает, что утвержденный проект рекультивации земель, предусмотренный положениями Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, Заявителем не представлен ни в орган регулирования в рамках тарифного предложения, ни в ФАС России.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на создание резерва по рекультивации земель» за 2019 год не подлежат удовлетворению.

2.5. Госпошлина.

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по Тимлюйской ТЭЦ по статье «Госпошлина» за 2019 год в размере 120,0 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы на учтены.

ПАО «ТГК-14» в 2019 году обращалось в ФАС России с заявлением о досудебном споре (разногласиях), связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Согласно подпункту 123) пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации, за принятие решения по заявлениям о рассмотрении (урегулировании) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов, ставок, платы, надбавок), поданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина в размере 120,0 тыс. руб.

При этом, ФАС России отмечает, что положениями Основ ценообразования № 1075 не предусмотрен учет расходов на оплату госпошлины за рассмотрение разногласий по тарифным решениям. Регулируемая организация может воспользоваться указанным правом за счет учтенной в НВВ расчетной предпринимательской прибыли.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Госпошлина» за 2019 год не подлежат удовлетворению.

2.6. Неподконтрольные расходы аппарата управления.

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по Тимлюйской ТЭЦ по статье «Неподконтрольные расходы аппарата управления» за 2019 год в размере 821,86 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 143,44 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 678,42 тыс. руб.

На основании представленных материалов ФАС России произвела анализ расходов, которые ПАО «ТГК-14» заявляет к учету по статье «Неподконтрольные расходы аппарата управления» за 2019 год, и принятых органом регулирования. Перечень расходов включает следующие статьи затрат:

п/п

Наименование показателя

факт 2019 г. по расчёту ПАО «ТГК-14»

факт 2019 г. по расчёту органа регулирования

пояснения органа регулирования

1

покупная энергия

20,53

22,7

расходы на электроэнергию приняты согласно представленным ведомостям электропотребления, счетам-фактурам

2

страховые взносы

684,38

93,44

страховые взносы приняты с учетом фонда оплаты труда

3

амортизация

93,01

-

расходы на амортизацию не приняты, ввиду отсутствия утвержденной инвестиционной программы

4

налоги и другие обязательные платежи

4,45

4,3

налог на имущество принят согласно налоговой декларации, транспортный налог принят с учетом исключения автомобилей премиум-класса

5

водоснабжение коммунальное

0,76

22,99

коммунальные услуги в соответствии с актами выполненных работ

6

водоотведение коммунальное

0,8

7

вывоз мусора

0

8

страхование

10,09

0,01

приняты расходы по страхованию опасных производственных объектов, исключены расходы на добровольное страхование и на автомобили класса «люкс»

9

страховые отчисления

1,87

 -

нормативная прибыль по коллективному договору не учтена ввиду отсутствия свода начислений и удержаний за 2019 год

10

услуги банков (агентов)

5,98

 -

расходы на услуги банков не были заявлены в тарифном предложении

 

Итого

821,85

143,44

 

ФАС России отмечает, что экспертное заключение содержит подробный анализ распределения принятых РСТ РБ расходов по подразделениям и видам деятельности.

Также, орган регулирования отмечает, что аппарат управления ПАО «ТГК-14», осуществляющий контроль за деятельностью филиалов в Бурятии и Забайкалье, расположен в г. Чита, при этом инвестиционная программа ПАО «ТГК-14» по аппарату управления ПАО «ТГК-14» г. Чита в материалах тарифного дела не представлена. Ввиду отсутствия в материалах тарифного дела утвержденной соответствующим органом исполнительной власти г. Чита инвестиционной программы ПАО «ТГК-14» расходы по статье амортизация не признаны РСТ РБ обоснованными.

ФАС России отмечает, что неучет расходов на амортизацию, обусловленный отсутствием утвержденной инвестиционной программы, не предусмотрен нормами действующего законодательства в сфере теплоснабжения.

Таким образом, органу регулирования следует провести дополнительный анализ расходов на оплату аппарата управления в части расходов на амортизацию основных средств и учесть их в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном объеме с учетом их распределения по подразделениям и видам деятельности.

На основании вышеизложенного, требования ПАО «ТГК-14» по статье «Неподконтрольные расходы аппарата управления» за 2019 год подлежат частичному удовлетворению.

2.7. Нормативная прибыль.

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по Тимлюйской ТЭЦ по статье «Нормативная прибыль» за 2019 год в размере
499,96 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 32,14 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 467,82 тыс. руб.

Разногласия заключаются в несогласии с учтенными органом регулирования расходами на выплаты, предусмотренные коллективным договором.

Анализ представленных материалов и доводов ФАС России относительно определения расходов по статье «Нормативная прибыль» представлены в пункте 1.8. настоящего решения.

Органом регулирования на 2019 год фактические расходы по коллективному договору приняты в размере 32,14 тыс. руб., в том числе:

- выплаты при рождении ребенка – 11,5 тыс. руб.,

- материальная помощь со смертью родственников – 20,64 тыс. руб.

При этом, ФАС России отмечает, что не все выплаты социального характера, предусмотренные коллективным договором, задваивают социальные выплаты, предусмотренные бюджетом, а также, не все сотрудники являются членами профсоюзной организации. Работодатель должен обеспечивать предоставление льгот, гарантий и компенсаций.

В этой связи, ФАС России считает целесообразным органу регулирования провести дополнительный анализ расходов на выплаты социального характера, предусмотренные коллективным договором, и учесть их в экономически обоснованном размере с учетом положений пункта 74 Основ ценообразования
№ 1075.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Нормативная прибыль» подлежат частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ПАО «ТГК-14» и Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия нарушившей пункты 62 и 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «ТГК-14», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (исх. № АЛ-726 от 18.03.2021; рег. № 47338/21 от 24.03.2021) по тарифу на тепловую энергию.

3. Органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести расчет и учесть экономически обоснованные расходы на основании мотивировочной части настоящего решения, соответствующий анализ отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение по следующим статьям затрат:

- «Неподконтрольные расходы аппарата управления» на 2021 год и за 2019 год;

- «Налог на прибыль» на 2021 год;

- «Нормативная прибыль» на 2021 год и за 2019 год.

4. Органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2021 пересмотреть тарифы на тепловую энергию, установленные на 2021 год для ПАО «ТГК-14» (филиал «Генерация Бурятии» Тимлюйская ТЭЦ), на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «ТГК-14» («Генерация Бурятии» Тимлюйская ТЭЦ) письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении для ПАО «ТГК-14» («Генерация Бурятии» Тимлюйская ТЭЦ) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении ПАО «ТГК-14» (филиал «Генерация Бурятии» Тимлюйская ТЭЦ).

 

 

Связанные организации

ПАО "ТГК-14"
ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242
Бурятское УФАС России
ИНН 0323057082, ОГРН 1020300966256
Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия
ИНН 0326002067, ОГРН 1020300973208