Решение №СП/83611/21 Решение об установлении нового срока исполнения предписания ... от 4 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об установлении нового срока исполнения предписания

ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21

 

ФАС России по результатам рассмотрения материалов, направленных Региональной тарифной комиссией Ставропольского края (далее также — РТК Ставропольского края, Орган регулирования) от 28.04.2021РТК-01-05/1061 (рег. от 28.04.202171880-ЭП/21) установлено следующее.

В соответствии с предписанием ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21 определено:

1. Признать Региональную тарифную комиссию Ставропольского края края нарушившей положения пунктов 5, 20, 26, 27, 40(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.05.2021 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» на 2015 год расходы в размере 81,96 тыс. руб. по статье «Расходы СМИ».

2.2. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» на 2020 года расходы в размере 146,41 тыс. руб. по статье «Расходы СМИ».

Исключить из необходимой валовой выручки ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» расходы по статьям затрат:

- «Плата за владение и пользование краевым имуществом» на 2018-2020 годы в сумме 144 396,60 тыс. руб.;

- «Выплаты по установленному коэффициенту к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях» в общей сумме 38 890,90 тыс. руб.

Исключению из необходимой валовой выручки ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» на 2018-2020 гг. подлежат затраты в размере 183 287,50 тыс. руб.

2.4. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» на основании мотивировочной части предписания ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21 и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат (с расшифровкой по подстатьям затрат):

- Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2015 и 2020 годы;

- «Вспомогательные материалы» на 2015 и 2020 годы;

- «Топливо на технологические цели» на 2015 и 2020 годы;

- «Канцелярские, хозяйственные расходы» на 2015 и 2020 годы;

- «Подписка на периодическую печать» на 2015 год;

- «Техническая и специальная литература» на 2015 год;

- «Работы и услуги производственного характера» на 2015 и 2020 годы;

- «Расходы на оплату труда» на 2015 и 2020 годы;

- «Услуги связи» на 2015 и 2020 годы;

- «Вневедомственная охрана объектов» на 2015 год;

- «Коммунальные услуги» на 2015 год;

- «Информационное и программное обеспечение» на 2015 год;

- «Аудиторские услуги» на 2015 год;

- «Аттестация рабочих мест» на 2015 год;

- «Обслуживание оргтехники» на 2015 год;

- «Обслуживание раций» на 2015 год;

- «Почтовые и типографские расходы» на 2015 год;

- «Услуги банков» на 2015 год;

- «Расходы на командировки» на 2015 год;

- «Расходы на подготовку кадров» на 2015 и 2020 годы;

- «Расходы на обеспечение нормальных условий труда» на 2015 год;

- «Расходы на страхование» на 2015 и 2020 годы;

- «Другие прочие расходы» на 2015 год;

- «Материальное поощрение и выплаты социального характера из прибыли» на 2015 год;

- «Расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства» на 2020 год;

- «Расходы на юридические и информационные услуги» на 2020 год;

- «Расходы на аудиторские и консультационные услуги» на 2020 год;

- «Прочие услуги сторонних организаций» на 2020 год;

- «Расходы на командировки и представительские» на 2020 год;

- «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности и мер по ТБ» на 2020 год;

- «Подконтрольные расходы из прибыли» на 2020 год;

- «Отчисления на социальные нужны» на 2015-2020 годы на основании решения по статье «Расходы на оплату труда»;

- «Налог на прибыль» на 2018-2020» годы;

- «Выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического

присоединения к электрическим сетям (в соответствии с п. 87 Основ ценообразования)» на 2018-2020 годы;

- «Амортизация» на 2018-2020 годы;

- «Корректировки НВВ» на 2018-2020 годы;

- «Расходы на оплату потерь электрической энергии» на 2015-2020 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 предписания ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21 органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» на 2015 и 2020 годы в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, а также Методических указаний № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 предписания ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21 органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ГУП СК «Ставэлектросеть», установленной на 2021 год.

5. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Ставропольского края пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ставропольского края на 2021 год с 01.05.2021.

6. Об исполнении предписания ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21 органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в предписании ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны предписанием ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные предписанием ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ГУП СК «Ставэлектросеть», в которых отражены результаты исполнения предписания ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21.

Вместе с тем, предписание ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21 исполнено ненадлежащим образом, в том числе, по следующим статьям затрат:

1. Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2015 год.

По результатам исполнения предписания ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21 РТК Ставропольского края эффективный уровень подконтрольных расходов определен в размере 427 241,78 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что индексы изменений количества активов на 2014 и 2015 годы определены Органом регулирования без учета коэффициента эластичности.

Кроме того, Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности принятых фактических подконтрольных расходов за 2013 год в сумме 424 122,10 тыс. руб. в нарушение положений п. 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства от 29.12.2011 № 1178 (далее — Правила № 1178).

2. Подконтрольные расходы на 2015 год.

По результатам исполнения предписания от 02.03.2021 № СП/15328/21 РТК Ставропольского края приняты следующие расходы по статьям затрат:

тыс. руб.

п/п

Статья затрат

Принято РТК по итогам исполнения предписания от 02.03.2021 № СП/15328/21

Принято РТК при установлении тарифов на 2015 год

1.

Вспомогательные материалы

35 162,77

28 396,14

2.

Топливо на технологические цели

18 005,40

12 874,61

3.

Канцелярские, хозяйственные расходы

1 055,35

1 078,88

4.

Подписка на периодическую печать

311,11

280,21

5.

Техническая и специальная литература

26,62

43,92

6.

Работы и услуги производственного характера

17 079,65

10 707,21

7.

Расходы на оплату труда

352 591,55

342 996,28

8.

Услуги связи

4 563,56

3 143,52

9.

Вневедомственная охрана объектов

2 037,37

93,87

10.

Коммунальные услуги

9 561,57

12 063,9

11.

Информационное и программное обеспечение

3 041,30

1 893,9

12.

Аудиторские услуги

544,02

371,99

13.

Аттестация рабочих мест

12,86

190,83

14.

Обслуживание оргтехники

794,34

834,89

15.

Обслуживание раций

397,67

349,21

16.

Почтовые и типографские расходы

525,16

461,28

17.

Услуги банков

441,10

1 104,11

18.

Расходы на командировки

982,89

771,89

19.

Расходы на подготовку кадров

1 818,59

1 142,04

20.

Расходы на обеспечение нормальных условий труда

1 213,89

578,88

21.

Расходы на страхование

1 096,72

1 026,07

22.

Другие прочие расходы

0

43,92

23.

Материальное поощрение и выплаты социального характера из прибыли

25 559,93

20 574,44

Необходимо отметить, что пункты 1-6 резолютивной части предписания ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21 не содержат предписание Органу регулирования о включении в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) ГУП СК «Ставэлектросеть» дополнительных сумм расходов, которые не являлись предметом рассмотрения ФАС России в рамках плановой выездной проверки РТК Ставропольского края.

Таким образом, у РТК отсутствуют правовые основания для учета дополнительных расходов в НВВ ГУП СК «Ставэлектросеть» при исполнении Предписания ФАС России.

Также ФАС России отмечает множественные технические ошибки при определении базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год в Приложении 5 к заключению экспертов РТК Ставропольского края о пересмотре тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ГУП СК «Ставэлектросеть».

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов в соответствии с мотивировочной частью предписания ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21, исключив превышение расходов, относительно ранее принятых по следующим по статьям затрат:

- «Вспомогательные материалы»;

- «Топливо на технологические цели»;

- «Подписка на периодическую печать»;

- «Работы и услуги производственного характера»;

- «Расходы на оплату труда»;

- «Услуги связи»;

- «Вневедомственная охрана объектов»;

- «Информационное и программное обеспечение»;

- «Аудиторские услуги»;

- «Обслуживание раций»;

- «Почтовые и типографские расходы»;

- «Расходы на командировки»;

- «Расходы на подготовку кадров»;

- «Расходы на обеспечение нормальных условий труда»;

- «Расходы на страхование»;

- «Материальное поощрение и выплаты социального характера из прибыли».

Также ФАС России отмечает, что Органом регулирования дополнительно неправомерно включены расходы по статье «Ремонт основных фондов» в сумме 3 629,74 тыс. руб., по статье «Общехозяйственные расходы» 138,99 тыс. руб.

3. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год.

Предписание ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21 не исполнено РТК Ставропольского края в полном объеме в части базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год, а именно не устранены нарушения законодательства в части расчета эффективного уровня подконтрольных расходов, расходы на оплату труда рассчитаны без учета позиции ФАС России, отраженной в предписании от 02.03.2021 № СП/15328/21 в большем размере по отношению к величине расходов на оплату труда, определенных при установлении тарифов на 2020 год, не отражен анализ экономической обоснованности расходов по статьям «Вспомогательные материалы», «Топливо на технологические цели», «Канцелярские, хозяйственные расходы», «Работы и услуги производственного характера», «Расходы на оплату труда», «Услуги связи», «Расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства», «Расходы на юридические и информационные услуги», «Расходы на аудиторские и консультационные услуги», «Прочие услуги сторонних организаций», «Расходы на командировки и представительские», «Расходы на подготовку кадров», «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности и мер по ТБ», «Расходы на страхование», «Подконтрольные расходы из прибыли».

4. Неподконтрольные расходы.

4.1. Отчисления на социальные нужды.

С учетом неисполнения РТК Ставропольского края положений предписания ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21 в части расходов на оплату труда на 2015 и 2020 годы, принятые Органом регулирования расходы на отчисления на социальные нужды 117 727,80 тыс. руб., 124 818,50 тыс. руб., 145 388,63 тыс. руб. не являются экономически обоснованными.

4.2. Налог на прибыль.

По результатам исполнения предписания ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21 Органом регулирования приняты следующие величины налога на прибыль: на 2018 год — 17 477,00 тыс. руб., на 2019 год — 12 124,40 тыс. руб., на 2020 год — 34 566,80 тыс. руб.

В соответствии с п. 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Органом регулирования не отражена и не принята величина налога на прибыль по виду деятельности передача электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям за соответствующий фактический период (2016-2018 годы) в нарушение положений п. 20 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, Органом регулирования не исполнено предписание ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21.

4.3. Амортизация основных средств и нематериальных активов.

Органом регулирования не представлены пообъектные расчеты амортизационных отчислений на 2018-2020 годы в соответствии с мотивировочной частью предписания ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21.

4.4. Корректировки НВВ.

По итогам исполнения предписания ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21 РТК Ставропольского края определены следующие размеры корректировок в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы: на 2018 год — 0 тыс. руб., на 2019 год — 0 тыс. руб., на 2020 год — 11 156,16 тыс. руб.

В соответствии с позицией ФАС России, отраженной в письме от 20.04.2018 № ИА/28440/18, действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов), не предусмотрена возможность учета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций расходов, на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.

Следовательно, корректировка НВВ ТСО, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы не может принимать положительные значения.

Также необходимо отметить, что Органом регулирования в экспертном заключении не проанализирована фактическая величина финансирования инвестиционной программы сетевой организации за соответствующий истекший период.

На основании вышеизложенного принятые РТК Ставропольского края корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на 2018-2020 годы не являются экономически обоснованными.

По итогам рассмотрения материалов, направленных Региональной тарифной комиссией Ставропольского края от от 28.04.2021 № РТК-01-05/1061 (рег. от 28.04.2021 № 71880-ЭП/21), ФАС России принято решение:

1. Признать Региональную тарифную комиссию Ставропольского края неисполнившим предписание ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21.

2. Установить новый срок исполнения органом исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики предписания ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21 до 01.11.2021 года.

3. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, принятие которых предписаны предписанием ФАС России от 02.03.2021 № СП/15328/21 проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная тарифная комиссия Ставропольского края
ИНН 2635105024, ОГРН 1072635017575