Решения по тарифам №СП/34080/19 Решение ФАС России от 23 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашения «16» апреля 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Кызылская ТЭЦ (далее – Заявитель, Организация) и Службой по тарифам Республики Тыва (далее – Орган регулирования, Служба) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год в присутствии на заседании <...> Службы по тарифам Республики Тыва <...> (посредством видео-конференц связи), <...> Службы по тарифам Республики Тыва <...> (посредством видео-конференц связи), <...> отдела регулирования тарифов и контроля в сфере энергетики <...> (посредством видео-конференц связи), <...> ООО «Сибирская генерирующая компания» <...>, <...> Управления по взаимодействию с госструктурами ООО «Сибирская генерирующая компания» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 26876/19 от 18.02.2019) о разногласиях между АО «Кызылская ТЭЦ» и Службой по тарифам Республики Тыва по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли со Службой по тарифам Республики Тыва, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 19.12.2018 № 47 п установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям АО «Кызылская ТЭЦ» на 2019 год.

Тарифы для АО «Кызылская ТЭЦ» установлены методом индексации установленных тарифов на 2019-2023 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2019 год для АО «Кызылская ТЭЦ», составляет 883 068 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 915 982 тыс. руб. Сумма спора составляет 32 914 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Таблица 1. Статьи разногласий между АО «Кызылская ТЭЦ» и Службой по тарифам Республики Тыва.

Наименование статьи, единицы измерения

Величина расходов по статьям

Величина отклонений по статьям

Утверждено на 2019

Заявлено в ФАС

1.

Расходы по сомнительным долгам, тыс. руб.

4 604

9 876

5 272

2

Расчетная предпринимательская прибыль, тыс. руб.

0

27 641

27 641

Итого

 

4 604

37 517

32 913

По статье «Расходы по сомнительным долгам».

По данной статье АО «Кызылская ТЭЦ» заявляет о признании экономически обоснованной величины затрат в размере 9 876 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье в НВВ Организации расходы учтены в размере 4 604 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 5 272 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Орган регулирования по данной статье расходов была заявлена сумма в размере 8 738 тыс. руб., что на 1 138 тыс. руб., меньше величины разногласий, заявленных в ФАС России.

АО «Кызылская ТЭЦ» является единой теплоснабжающей организацией согласно постановлению Мэрии города Кызыла от 02.07.2013 № 864 «Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на период до 2028 года».

По данной статье АО «Кызылская ТЭЦ» в Орган регулирования были предоставлены следующие материалы:

1) расчет затрат планового начисления расходов по сомнительным долгам на 2019 год;

2) положение о создании резервов по сомнительным долгам;

3) приказы от 20.09.2017 № 159, от 26.06.2017 № 108 «О списании безнадежной дебиторской и неистребованной кредиторской задолженности АО «Кызылская ТЭЦ»;

4) Протоколы от 20.09.2017 № 2, от 26.06.2017 № 2 заседания комиссии по дебиторской задолженности;

5) реестр дебиторской и кредиторской задолженности на 30.06.2017 г., на 30.09.2017 г.;

6) оборотно-сальдовая ведомость по счету 007 за 2017 год;

7) оборотно-сальдовые ведомости по счетам 91.1 и 91.2 за 2017 год;

8) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации должников.

В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 1075 внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Статьей 266 Налогового Кодекса Российской Федерации определено, что резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми на основании акта государственного органа, либо невозможность взыскания, которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства. Кроме того, данной статьей предусмотрено, что не полностью использованная на покрытие убытков от списания таких долгов сумма по данному резерву может быть перенесена на последующие периоды.

ФАС России отмечает, что расходы, заявляемые Организацией, являются расходами на списание безнадежной дебиторской задолженности за 2017 год.

Органом регулирования была проанализирована только оборотно-сальдовая ведомость по счету 007 за 2017 год, исходя из которой были приняты расходы в размере 4 604,25 тыс. руб., включающие в себя как задолженность по населению, так и по юридическим лицам за 2017 год.

В ФАС России Организацией не было предоставлено постановлений судебных приставов об окончании исполнительного производства, которыми бы подтверждалась необходимость списания безнадежной дебиторской задолженности за 2017 год.

В соответствии с экспертным заключением о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую АО «Кызылская ТЭЦ» на 2017 год, Органом регулирования по статье «Расходы по сомнительным долгам» затраты для Организации не учитывались.

В ФАС России и Орган регулирования АО «Кызылская ТЭЦ» не предоставлялись акты инвентаризации дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату (за 2018 год), а также приказы о создании резервов по сомнительным долгам на последнюю отчетную дату (за 2018 год).

Требования организации в части учета расходов по сомнительным долгам на 2019 год удовлетворению не подлежат.

В части фактического списания дебиторской задолженности за 2017 год, требования Заявителя также не подлежат удовлетворению, при этом Службой был нарушен пункт 47 Основ ценообразования № 1075, т.к. учтены расходы не только в части населения. В этой связи, Органу регулирования необходимо проанализировать в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 1075 расходы по данной статье и учесть в экономически обоснованной размере с учетом последующего отражения анализа в экспертном заключении.

По статье «Расчетная предпринимательская прибыль».

По данной статье АО «Кызылская ТЭЦ» заявляет о признании экономически обоснованной величины в размере 27 746 тыс. руб.

По данной статье Органом регулирования расходы были полностью исключены из НВВ Организации.

Сумма разногласий составляет 27 746 тыс. руб.

АО «Кызылская ТЭЦ» в тарифной заявке расчетная предпринимательская прибыль была заявлена в размере 30 436 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 74 (1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

В соответствии с пунктом 48 (2) Основ ценообразования № 1075 при установлении (корректировке) тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для регулируемой организации:

- являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием;

- владеющей объектом (объектами) теплоснабжения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

АО «Кызылская ТЭЦ» в соответствии с договором от 11.06.2015 № 51506012, заключенного с Департаментом земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла, владеет ежегодно на праве аренды тепловыми сетями и тепловыми пунктами.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 48 (2) Основ ценообразования № 1075, если Организация владеет имуществом только на основании договора аренды, который заключен менее чем на 3 года, то для такой Организации расчетная предпринимательская прибыль не устанавливается.

При этом Заявитель также осуществляет свою деятельность на основании имущества, находящемся в собственности у АО «Кызылская ТЭЦ».

С учетом вышеизложенного, Органом регулирования при утверждении расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» были нарушены пункты 48 (2) и 71 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования проанализировать расходы по данной статье и включить в необходимую валовую выручку в экономически обоснованном размере.

Таким образом, требования Заявителя по данной статье затрат подлежат частичному удовлетворению.

На основании анализа представленных АО «Кызылская ТЭЦ» и Службой по тарифам Республики Тыва обосновывающих материалов Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Службу по тарифам Республики Тыва нарушившей пункты 47, 48 (2), 71 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования АО «Кызылская ТЭЦ», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения со Службой по тарифам Республики Тыва.

3. Органу исполнительной власти Республики Тыва в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести анализ и учет величины экономически обоснованных расходов по статьям «Расходы по сомнительным долгам» за 2017 год и «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2019 год на основании настоящего решения, соответствующий анализ отразить в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение.

4. Органу исполнительной власти Республики Тыва в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть ранее установленные тарифы на тепловую энергию на 2019 год для АО «Кызылская ТЭЦ» на основании пункта 3 настоящего решения, обеспечив введение в действие тарифов с 01.07.2019 года с учетом непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Тыва в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

-  решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Тыва в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении для АО «Кызылская ТЭЦ» цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

    1. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Кызылская ТЭЦ».

       

Связанные организации

Служба по тарифам Республики Тыва
ИНН 1701038082, ОГРН 1051700510619
АО "Кызылская ТЭЦ"
ИНН 1701041247, ОГРН 1071701000359