Предписание №СП/92332/21 Предписание РЭК СО по тарифу для РО ЕМУП Спецавтобаза на 202... от 29 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484(ред. от 18.03.2021)"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"(вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Статс - секретарь заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области (приказ ФАС России от 22.04.2021 № 376/21, Акт проверки Инспекции ФАС России от 13.08.2021 № 76/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО), допущенные органом исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и оператора по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов ЕМУП «Специализированная автобаза» (далее – ЕМУП «Спецавтобаза», регулируемая организация, региональный оператор, оператор по обработке и захоронению ТКО) на 2020 - 2021 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания № 1638/16).

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования № 484 на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Свердловской области в административно – производственном объединении – 3 (Восточной) (далее – АПО - 3), заключенного на срок 12 лет (в период с 12.01.2018 до 01.07.2030) с Министерством энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Свердловской области, и документов, представленных со стороны регулируемой организации, Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – РЭК СО, орган регулирования) рассчитан и установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ЕМУП «Спецавтобаза».

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования регулируемой организации выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности от 23.08.2016 серия 066 № 00468.

Нормативы накопления ТКО в г. Екатеринбурге и Свердловской области на период 2019 - 2021 гг. утверждены постановлениями РЭК Свердловской области от 30.08.2017 №№ 77-ПК, 78-ПК. Постановлением РЭК Свердловской области от 19.02.2021 № 12-ПК внесены изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.08.2017 № 77-ПК «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования «город Екатеринбург»)».

Постановлением от 05.12.2018 № 200-ПК (от 25.11.2020 № 155-ПК) Региональной энергетической комиссией Свердловской области установлены долгосрочные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ЕМУП «Спецавтобаза» на 2019 - 2021 гг.

Тарифы, утверждённые органом регулирования в Свердловской области на 2019 – 2021 годы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для ЕМУП «Специализированная автобаза», а также нормативы накопления ТКО на одного проживающего и плата граждан, представлены в таблице ниже.

Период действия тарифа

Тариф, руб./куб. м

Норматив накопления ТКО на одного проживающего

без НДС

с учетом НДС

МКД*, куб. м. в мес.

ИЖД*, куб. м. в мес.

0,213

0,261

Плата граждан в месяц исходя из тарифа и норматива накопления руб. в мес.

1

2

3

4

5

с 01.01.2019 по 31.03.2019

581,47

697,76

148,62

182,12

с 01.04.2019 по 31.05.2019

571,71

686,05

146,13

179,06

с 01.06.2019 по 31.12.219

395,31

474,37

101,04

123,81

с 01.01.2020 по 30.06.2020

396,31

475,37

101,25

124,07

с 01.07.2020 по 30.11.2020

409,53

491,44

104,68

128,27

с 01.12.2020 по 31.12.2020

483,18

579,82

123,50

151,33

с 01.01.2021 по 30.06.2021

483,18

579,82

123,50

151,33

с 01.07.2021 по 31.12.2021

497,79

597,35

127,24

155,91

МКД - многоквартирные дома, ИЖД - индивидуальные жилые дома

Производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, долгосрочные параметры регулирования тарифов, а также предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами в Свердловской области на 2019 - 2021 годы утверждены постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 30.11.2018 № 198-ПК (в редакции от 27.01.2021 № 3-ПК) (далее – Постановление № 198-ПК).

Объем ТКО для ЕМУП «Спецавтобаза» на 2019 год определен органом регулирования в соответствии с пунктом 94 Методических указаний № 1638/16 (в редакции, действующей до 15.12.2018) согласно конкурсной документации в размере 5 497,36 тыс. куб. м/год.

При определении объема образования ТКО для ЕМУП «Спецавтобаза» на 2020 год орган регулирования руководствовался данными, указанными в территориальной схеме в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 30.11.2018 № 506 (далее – Территориальная схема № 506). Согласно территориальной схеме № 506 плановое количество образующихся ТКО в зоне деятельности регионального оператора ЕМУП «Спецавтобаза» АПО – 3 на 2020 год составило 6 424,629 тыс. куб. м/ год.

Необходимо отметить, что приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 № 185 утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области в новой редакции (далее – Территориальная схема № 185). С учетом количества ТКО, образуемых физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, нормативное количество ТКО, образуемых в АПО-3, составляет 7 415,545 тыс. куб. м/год (1 038 817,6 тонн/год) (стр. 128 Территориальной схемы № 185).

Руководствуясь подпунктом «а» пункта 4 Правил регулирования № 484, а также подпунктом «а» пункта 21 Основ ценообразования № 484, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484, во исполнение судебных решений, в том числе постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 63, РЭК Свердловской области принято решение о внесении изменений в установленные единые тарифы регионального оператора ЕМУП «Спецавтобаза». В соответствии с внесёнными органом регулирования изменениями необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на 2020 год для регионального оператора ЕМУП «Спецавтобаза» составила 3 697 908,64 тыс. руб., объем ТКО – 7 653,32 тыс. куб. м. (фактический объем ТКО 2019 года).

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

По результатам анализа документов и материалов тарифных кампаний ЕМУП «Специализированная автобаза», в том числе представленных экспертных заключений РЭК СО по установлению (корректировке) тарифов для ЕМУП «Специализированная автобаза» на 2020 - 2021 годы (далее – Экспертные заключения на 2020 - 2021 годы), установлено следующее.

При формировании НВВ 2021 года органом регулирования проводился анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объёма отпуска услуг, а также анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации. Утверждённый размер НВВ регионального оператора на 2021 год составил 3 753 827,07 тыс. руб., объём ТКО – 7 653,32 тыс. куб. м.

Расходы на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с ТКО определены органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 484 и пунктом 32 Методических указаний № 1638/16 исходя из установленных постановлением РЭК Свердловской области от 30.11.2018 № 198-ПК (в ред. от 16.12.2020 № 234-ПК) тарифов на захоронение ТКО, а также заключенных договоров по захоронению ТКО между операторами и региональным оператором в размере 647 753,68 тыс. руб.

На основании анализа учтенных органом регулирования расходов для ЕМУП «Спецавтобаза» в разрезе статей затрат ФАС России сделан вывод о том, что основная часть расходов регионального оператора приходится на транспортные расходы, которые по итогам внесенных органом регулирования изменений (на основании решения суда) от 11.11.2020 составили в 2020 году - 64,79 %, в 2021 году – 65,46 %; на расходы операторов по захоронению ТКО в 2020 году – 18,69 %, в 2021 году – 17,26 %; удельный вес собственных расходов регионального оператора составил в 2020 году 16,52 %, в 2021 году – 17,28 % от НВВ регионального оператора 2020 года в размере 3 697 908,64 тыс. руб. и 2021 года – 3 753 827,07 тыс. руб.

1. Корректировка НВВ регионального оператора по обращению с ТКО при установлении тарифов на 2021 год (корректировка фактических расходов 2019 года).

Согласно Экспертному заключению органа регулирования на 2021 год о пересмотре установленных предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ЕМУП «Спецавтобаза», в составе НВВ регулируемой организации 2021 года учтены расходы по статье «Корректировка отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на предыдущие периоды».

Величина корректировки НВВ регионального оператора ЕМУП «Спецавтобаза» на 2021 год принята органом регулирования в связи с необходимостью возмещения расходов и недополученных доходов за 2019 год исходя из представленных регулируемой организацией фактических сведений. По результатам корректировки НВВ 2019 года сумма отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов составила (- 3 945,07 тыс. руб.) Величина изменения НВВ 2021 года учтена органом регулирования с применением механизма сглаживания + 9 300 тыс. руб. (так как в 2020 году РЭК СО применено сглаживание в размере (- 9 300,00 тыс. руб.).

Согласно сведениям, отраженным в выписке из протокола заседания Правления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 16.12.2020 № 29 (стр. 3), органом регулирования проведен анализ фактических расходов за 2019 год и сумма фактической величины НВВ регионального оператора за 2019 год составила 3 672 741,44 тыс. руб. (в том числе с учетом пунктов: 1.1. «Операционные расходы - 3 310 599,55 тыс. руб.; 1.2 «Расходы на приобретаемую электрическую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов» - 0 тыс. руб.; 1.3 «Неподконтрольные расходы» - 361 465,84 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484 (), подразумевает учет недополученных или исключение экономически не обоснованных доходов прошлых периодов регулирования, которые по решению органа регулирования при утверждении тарифов в прошлые периоды регулирования распределялись в течение 3-летнего периода.

Согласно пункту 92 Методических указаний № 1638/16 корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается по формуле:

,

где: - корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в году i, руб.;

- фактическая величина необходимой валовой выручки регионального оператора в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с формулой (43) пункта 85 Методических указаний № 1638/16 с применением фактических значений параметров расчета взамен прогнозных, в том числе с учетом изменений территориальной схемы, руб.;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VI Методических указаний № 1638/16 на (i-2)-й год, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с изменением законодательства, не учтенным при установлении тарифов, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484.

Согласно пункту «д» пункта 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Исходя из материалов тарифного дела ФАС России не представляется возможным определить и проанализировать обоснованность принятых органом регулирования фактических расходов, а также недополученных доходов за 2019 год в разрезе статей затрат в рамках проведенной органом регулирования корректировки НВВ.

В возражениях органа регулирования (исх. от 13.09.2021 № 01-82/3944, вх. от 13.09.2021 153302-ЭП/21), направленных в ответ на Акт проверки Инспекции ФАС России от 13.08.2021 № 76/21, РЭК СО не представлен подробный расчет корректировки НВВ с учетом отклонения значений, учтенных при установлении тарифов на 2019 год, от фактических значений параметров расчета тарифов регионального оператора ЕМУП «Спецавтобаза», а также отсутствует обоснование заявленных регулируемой организаций сумм корректировки, с учетом собственного постатейного подробного расчета учтенных в составе операционных и неподконтрольных расходов.

РЭК СО предоставлены разъяснения по сумме исключения из состава НВВ регионального оператора ЕМУП «Спецавтобаза» в размере 3 945,07 тыс. руб. Исключение данных расходов связано с вступлением в силу приказа ФАС России от 26.08.2020 № 780/20 «О внесении изменения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16».

Органом регулирования не представлена постатейная расшифровка неподконтрольных (361 465,84 тыс. руб.) и собственных фактических расходов (операционных расходов 3 310 599,55 тыс. руб., с учетом расходов на транспортирование ТКО в размере 2 964 524,17 тыс. руб.), принятых РЭК СО в качестве экономически обоснованных в составе НВВ регионального оператора за 2019 год.

В результате отсутствия в Экспертном заключении на 2021 год расшифровки проведённой корректировки НВВ и тарифов 2019 года, ФАС России не представляется возможным установить корректность проведённой органом регулирования корректировки НВВ и соответственно тарифа 2019 года (в том числе установить факт обоснованного (анализа) органом регулирования исключения объема избыточного собранных регулируемой организацией средств по фактически сложившимся объемам 2019 года).

Исходя из вышеизложенного, ФАС России сделан вывод о том, что Экспертное заключение на 2021 год и выписка из протокола органа регулирования не содержат расчет корректировки НВВ 2019 года (), экономически обоснованных расходов, фактически понесенных, но неучтенных РЭК СО в 2019 году и недополученных по независящим причинам доходов за 2019 год в полном объеме, предусмотренных пунктом 92 Методических указаний № 1638/16, что также является нарушением требований, предусмотренных пунктом 18 Правил регулирования тарифов № 484.

В этой связи органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении об установлении (корректировке) тарифа для регионального оператора ЕМУП «Специализированная автобаза» на 2021 год подробный (постатейный) расчет размера корректировки НВВ 2019 года (), а также предоставить подробный расчет и обоснование заявленных регулируемой организаций сумм корректировки, в том числе недополученных доходов в рамках тарифной кампании 2021 года, с учетом собственного постатейного подробного расчета учтенных средств в составе операционных и неподконтрольных расходов, с указанием ссылок на подтверждающие (обосновывающие) документы.

В случае выявления излишне учтенных расходов, органу регулирования необходимо исключить выявленную при анализе экономически необоснованную сумму средств из состава необходимой валовой выручки регионального оператора ЕМУП «Специализированная автобаза».

2. Расходы на оплату товаров, работ и услуг оператора по захоронению ТКО.

Согласно Экспертному заключению органа регулирования на 2021 год о пересмотре установленных предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО органом регулирования на 2021 год в составе неподконтрольных расходов учтены расходы на оплату товаров, работ и услуг операторов по обращению с ТКО, определенные в соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 484 и пунктом 32 Методических указаний № 1638/16 исходя из тарифов на захоронение и обработку ТКО, установленных постановлением РЭК Свердловской области от 30.11.2018 № 198-ПК (с изменениями от 07.07.2019 № 77-ПК, от 06.11.2019 № 133-ПК).

При формировании НВВ и предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ЕМУП «Спецавтобаза» на 2021 год органом регулирования определены расходы по 13 операторам по обращению (захоронению) ТКО.

Предельные тарифы для операторов по захоронению ТКО, расположенных в зоне деятельности АПО - 3, утверждены органом регулирования с применением метода индексации, долгосрочные параметры утверждены постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.11.2018 № 198- ПК (с изменениями от 16.12.2020) на период с 2019 по 2021 гг. На период утверждения тарифов для операторов по обращению и захоронению ТКО на 2020 - 2021 гг. деятельность по мусоросортировке осуществляют три оператора по обращению и захоронению ТКО.

ЕМУП «Спецавтобаза» осуществляет мусоросортировку и захоронение ТКО. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 645 от 03.10.2016 полигон ТБО «Северный» включен в перечень ГРОРО под номером 66-00211-З-00645-031016. На полигоне Широкореченский расположен мусоросортировочный комплекс, складирование мусора на данном полигоне прекращено с 2015 года.

Динамика утверждённых органом регулирования в Свердловской области на 2019 – 2021 годы тарифов на захоронение ТКО оператора по обращению с ТКО ЕМУП «Специализированная автобаза» представлена в таблице ниже.

ред.

Класс опасности

Период действия тарифов по захоронению ТКО

2019

2020

2021

с 01.01.2019 по 30.06.2019

с 01.07.2019 по 31.12.2019

с 01.01.2020 по 30.06.2020

с 01.07.2020 по 31.12.2020

с 01.01.2021 по 30.06.2021

с 01.07.2021 по 31.12.2021

руб. за тонну

1

2

3

4

5

6

7

8

Ред. № 6 от 16.12.2020

IV класс

306,33

306,33

306,33

1052,40

672,82

672,82

V класс

234,07

278,99

278,99

932,24

600,61

600,61

НВВ оператора по захоронению ТКО на 2019 год составляет 99 504,87 тыс. руб., 2020 год – 430 931,49 тыс. руб., на 2021 год – 480 050,762 тыс. руб. Масса ТКО в 2020 году - 662,734 тыс. т и на 2021 год – 735,757 тыс. т рассчитана органом регулирования в соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 и пунктом 14 Методических указаний № 1638/16. Масса ТКО, размещаемых на полигонах ЕМУП «Специализированная автобаза», составляет 68,05 % от общей массы захораниваемых ТКО операторами по обращению (захоронению и обработке ТКО) на территории АПО-3 на 2021 год.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ЕМУП «Спецавтобаза», в том числе представленных РЭК СО экспертных заключений по установлению тарифов на услугу оператора по захоронению ТКО для ЕМУП «Спецавтобаза», ФАС России установлено следующее.

2.1 Налог на прибыль.

Расходы по налогу на прибыль сформированы органом регулирования исходя из размера нормативной прибыли.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 484 нормативная прибыль включает в себя: а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в экономически обоснованном размере с учетом утвержденных инвестиционных программ регулируемых организаций; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484; в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Сумма нормативной прибыли сформирована исходя из утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 28.11.2019 № 530 инвестиционной программы на 2020 - 2029 годы (с учетом изменений от 07.12.2020 № 565) (далее – Приказ № 530).

Органом регулирования в составе НВВ оператора по захоронению ЕМУП «Спецавтобаза» на 2020 год учтена нормативная прибыль в общем размере 164 996,22 тыс. руб., в том числе: расходы на возврат средств по кредиту учтены в размере 158 459,754 тыс. руб., расходы на уплату процентов по кредиту учтены в размере 6 536,461 тыс. руб.; в 2021 году нормативная прибыль в общем размере 156 669,97 тыс. руб., в том числе: расходы на возврат средств по кредиту учтены в размере 145 255,513 тыс. руб., расходы на уплату процентов по кредиту учтены в размере 11 414,459 тыс. руб.

Согласно абзацу 5 пункта 58 Основ ценообразования № 484 величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).

Согласно подпункту (б) пункта 50 Основ ценообразования № 484 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе расходы на обязательное страхование, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, следовательно, должны уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

ФАС России отмечает, что из представленных РЭК Свердловской области данных экспертных заключений и калькуляций затрат организации в формате Excel следует, что расчет налога на прибыль произведен от размера нормативной прибыли с учетом возврата процентов по кредиту.

Таким образом, при анализе экспертных заключений об установлении тарифов на захоронение ТКО, оказываемое ЕМУП «Спецавтобаза», на 2020 и 2021 гг. установлено, что расчет налога на прибыль производился органом регулирования в том числе исходя из расходов на уплату процентов по кредиту. Расходы по налогу на прибыль, рассчитанные органом регулирования от расходов на уплату процентов по кредиту, составили в 2020 году 41 249,05 тыс. руб., в 2021 году — 39 167,49 тыс. руб. Следовательно, составе НВВ 2020 и 2021 гг. оператора по захоронению ЕМУП «Спецавтобаза» выявлены необоснованно излишне учтенные органом регулирования расходы по статье «Налог на прибыль» в размере 4 487,72 тыс. руб., в том числе по 2020 г. - 1 634,11 тыс. руб., по 2021 г. - 2 853,61 тыс. руб.

В возражениях органа регулирования исх. от 13.09.2021 № 01-82/3944, вх. от 13.09.2021 № 153302-ЭП/21, направленных в ответ на акт проверки ФАС России от 13.08.2021 № 76/21, РЭК СО указанно, что решение об установлении тарифов на 2020 год принято постановлением РЭК СО от 18.12.2019 год № 254-ПК, решение об установление тарифов на 2021 год для оператора по захоронению ТКО ЕМУП «Специализированная автобаза» принято постановлением РЭК СО от 11.11.2020 № 133-ПК «О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области», а решение о внесении в инвестиционную программу принято приказом Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области от 07.12.2020 № 565. На момент утверждения тарифов для оператора по захоронению ЕМУП «Специализированная автобаза» на 2021 год действовал приказ Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области от 28.11.2019 № 530 «Об утверждении инвестиционной программы ЕМУП «Специализированная автобаза» на 2020 — 2029 года.

Согласно Приложению № 4 к Приказу № 530, источником финансирования мероприятий инвестиционной программы является нормативная прибыль, необходимая для выполнения мероприятий по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов, предусмотренных инвестиционной программой.

В соответствии с доводами органа регулирования, указанными в возражениях на акт проверки, осуществление мероприятий инвестиционной программы, отраженные в Приказе № 530, планировалось за счет привлеченных заемных средств. Выплата процентов по кредитам и займам ранее не отражалась в Приказе № 530.

В соответствии со статьей 101 Областного закона от 10.03.1999 года № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» и на основании заключения РЭК СО от 02.11.2020 № 31-01-80/1701 Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области внесены изменения в Приказ № 530. С учетом доступности тарифов для населения на 2021 год сумма инвестиционной программы учтена органом регулирования в размере 156 669,97 тыс. руб.

Исходя из вышеизложенного, учитывая, что в составе НВВ оператора по захоронению ТКО (затраты которого в том числе учтены в составе НВВ регионального оператора) ЕМУП «Специализированная автобаза» РЭК СО учтены расходы по налогу на прибыль от процентов по кредиту и займам, предусмотренных (распределенных) актуальной инвестиционной программой, утвержденной приказом от 07.12.2020 № 565, органу регулирования необходимо исключить экономически необоснованные средства, учтенные по налогу на прибыль при установлении тарифа оператора по захоронению ТКО ЕМУП «Специализированная автобаза» на 2020 год, с учетом анализа фактически израсходованных средств на реализацию инвестиционной программы в соответствии с требованиям законодательства Российской Федерации с учётом положений, изложенных в мотивировочной части настоящего предписания, а также экономически необоснованно учтенные расходы по налогу на прибыль за 2021 год (от суммы процентов по кредиту и займам) в размере 2 853,61 тыс. руб. из состава НВВ оператора по захоронению ТКО ЕМУП «Спецавтобаза».

На основании вышеизложенного, учитывая допущенные Региональной энергетической комиссией Свердловской области нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей пункты 12, 14, 16, 91 Основ ценообразования № 484, пункты 18 и 21 Правил регулирования тарифов № 484, пункт 92 Методических указаний № 1638/16 при установлении (корректировке) предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и оператора по захоронению ТКО ЕМУП «Специализированная автобаза» на 2021 год.

2. В срок до 20.12.2021 (включительно) органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в отношении установленных тарифов регионального оператора и оператора по захоронению ЕМУП «Специализированная автобаза», а именно:

- произвести перерасчет корректировки НВВ ЕМУП «Специализированная автобаза» с учетом отклонения значений, учтенных при установлении тарифов на 2019 год, от фактических значений параметров расчета тарифов исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16 с учётом необходимости отражения в экспертном заключении о пересмотре установленных предельных единых тарифов на услугу регионального оператора ТКО ЕМУП «Специализированная автобаза» подробный анализ и расчеты корректировки НВВ фактических расходов (объемов реализации услуг) 2019 года в соответствии с пунктом 1 мотивировочной части настоящего предписания, в случае выявления по результатам анализа необоснованных средств, исключить их из состава НВВ;

- исключить экономически необоснованные средства, учтенные по налогу на прибыль при установлении тарифов оператора по захоронению ТКО и соответственно регионального оператора ЕМУП «Специализированная автобаза» на 2020 год, с учетом анализа фактически израсходованных средств на реализацию инвестиционной программы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также экономически необоснованно учтенные расходы по налогу на прибыль за 2021 год (от суммы процентов по кредиту и займам) в размере 2 853,61 тыс. руб. из состава НВВ оператора по захоронению ТКО ЕМУП «Специализированная автобаза» в соответствии с пунктом 2.1 мотивировочной части настоящего предписания.

3. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2021 года при установлении тарифов на 2022 год принять решение о пересмотре (корректировке) единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также оператора по захоронению ЕМУП «Специализированная автобаза» с учетом требований, предусмотренных пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания, а также мотивировочной части настоящего предписания, отразив результаты подробного анализа (расчеты) в экспертных заключениях согласно пункта 92 Методических указаний № 1638/16 и Правил регулирования тарифов № 484.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

экспертных заключений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения/захоронения с твердыми коммунальными отходами по установлению (пересмотру) тарифов ЕМУП «Специализированная автобаза» с приложениями смет (калькуляций) по расчетам необходимых валовых выручек с указанием всех статей затрат, входящих в состав НВВ и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году), а также иных имеющихся расчетов в формате Excel, выполненных органом регулирования при формировании НВВ регулируемой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Свердловское УФАС России
ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (РЭК Свердловской области)
ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944