Решение №СП/36994/21 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 6 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» апреля 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между филиалом «Центральный» АО «Оборонэнерго» (далее также — Заявитель, АО «Оборонэнерго») и Департаментом экономической политики и развития города Москвы (далее также — Департамент, Орган регулирования) (рег. от 09.03.2021 № 36218/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника департамента экономики и финансов АО «Оборонэнерго» <...>, начальника управления тарифного регулирования АО «Оборонэнерго» <...>, заместителя директора филиала «Центральный» АО «Оборонэнерго» по экономике и финансам <...>, начальника планово-экономического отдела филиала «Центральный» АО «Оборонэнерго» <...>, заместителя руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы <...>, начальника Управления регулирования тарифов в электроэнергетике Департамента экономической политики и развития города Москвы <...>, заместителя начальника Юридического управления Департамента экономической политики и развития города Москвы <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратился филиал «Центральный» АО «Оборонэнерго» с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (рег. от 09.03.2021 № 36218/21) с Департаментом экономической политики и развития города Москвы.

Заявление АО «Оборонэнерго» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 21.12.2020 № 409-ТР «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2021 год» в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической и необходимая валовая выручка на 2021 год.

Тарифное регулирование в отношении АО «Оборонэнерго» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, 2021 год – второй год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ; без учета оплаты потерь электроэнергии), установленная оспариваемым приказом, составляет 114 280,01 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 174 220,68 тыс. руб.

АО «Оборонэнерго» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2021 год расходов по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

п/п

Статья разногласий

Заявлено АО «Оборонэнерго» в ФАС России

Утверждено Департаментом на 2021 год

Величина спора (разногласий) по статье

1

Выпадающие доходы по фактическому налогу на прибыль за 2019 год

29 970,33

0,00

29970,33

2

Налог на прибыль на 2021 год

29 970,33

0,00

29 970,33

 

Итого

59 940,66

0,00

59 940,66

Общая сумма разногласий составляет 59 940,66 тыс. руб.

По итогам рассмотрения документов и материалов, предоставленных сторонами, ФАС России отмечает следующее.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее — Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Статьи разногласий «Выпадающие доходы по фактическому налогу на прибыль на 2019 год», «Налог на прибыль на 2021 год».

АО «Оборонэнерго» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по налогу на прибыль в сумме 59 940,66 тыс. руб., в том числе:

1. «Выпадающие доходы по фактическому налогу на прибыль за 2019 год» в сумме 29 970,33 тыс. руб.;

2. «Налог на прибыль на 2021 год» в сумме 29 970,33 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данным статьям разногласий не приняты к учету в НВВ Заявителя ввиду отсутствия экономического обоснования.

Общая сумма разногласий составила 59 940,66 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований АО «Оборонэнерго» в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие документы:

1. Налоговая декларация по налогу на прибыль за 2019 год;

2. Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве мощности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» по форме таблицы № 1.3;

3. Расчет величины налога на прибыль за 2019 год с учетом требований пункта 20 Основ ценообразования № 1178;

4. Платежные поручения об уплате налога на прибыль за 2019 год;

5. Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год;

6. Бухгалтерская отчетность за 2019 год;

7. Учетная политика.

В соответствии с п. 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с пп. 4) п. 6 Основ ценообразования № 1178 субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 20 Основ ценообразования № 1178 в НВВ включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

В соответствии с предоставленной АО «Оборонэнерго» налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2019 год сумма исчисленного налога на прибыль в целом по организации составила 635 210,686 тыс. руб. При этом, по данным Заявителя, сумма налога на прибыль, подлежащая зачислению в доходную часть бюджета города Москвы с учетом федеральной составляющей налога на прибыль, подлежащей уплате в Федеральный бюджет Российской Федерации, определена в размере 29 970,33 тыс. руб., исходя из доли прибыли, приходящейся на город Москва в размере 0,037117747139721 %.

АО «Оборонэнерго» оспариваемый неучтенный налог на прибыль в НВВ за 2019 год и плановый на 2021 год в размере 29 970,33 тыс. руб. сформирован по результатам деятельности 77 обособленных подразделений АО «Оборонэнерго» расположенных на территории Российской Федерации, и распределен между ними согласно требованиям п. 2 ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Доля прибыли на г. Москва определен как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества, закрепленного за филиалом «Центральный» АО «Оборонэнерго», в среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по обществу, в том числе по видам деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 288 НК РФ, уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

При расчете налога на прибыль за 2019 год АО «Оборонэнерго» включен доход от безвозмездной аренды объектов электросетевого хозяйства, который, по мнению Заявителя, в полном объеме относится на вид деятельности «передача электроэнергии» в сумме 81 037 тыс. руб.

Как отмечает Орган регулирования, основная налогооблагаемая база в размере 2 575 897,28 тыс. руб. представляет собой прибыль от технологического присоединения, без указания категории сетей (тепловые или электрические) по всей территории Российской Федерации, в том числе в границах города Москвы по технологическому присоединению к электрическим сетям 1 763 тыс. руб. или менее 0,07 %.

Согласно выписке ЕГРЮЛ от 27.04.2020 № ЮЭ9965-20-44085322, предоставленной Заявителем в адрес Департамента в рамках тарифной кампании на 2021 год, основным видом экономической деятельности является передача электрической энергии и осуществление технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно представленной информации по форме таблицы 1.3 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.12.2011 № 585, у АО «Оборонэнерго» на территории города Москвы по виду деятельности «передача по распределительным сетям» сформировался убыток от продаж в размере 26 887 тыс. руб. и прибыль от технологического присоединения 1 763 тыс. руб. Таким образом, как отмечает Департамент, суммарным финансовым результатом деятельности АО «Оборонэнерго» в сфере электроэнергетики на территории города Москвы является убыток в сумме 25 124 тыс. руб. (-26 887 тыс. руб. – 1 763 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что бухгалтерская отчетность АО «Оборонэнерго» (в том числе отчет о финансовых результатах) составлена без разделения по видам деятельности.

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Таким образом, налоговая база АО «Оборонэнерго» для расчета налога на прибыль за 2019 год на территории города Москвы по видам деятельности «передача электрической энергии» и «технологическое присоединение» равно нулю, соответственно, налог на прибыль также равен нулю.

ФАС России отмечает, что отрицательный финансовый результат от осуществляемых регулируемых видов деятельности свидетельствует об экономической необоснованности заявленных АО «Оборонэнерго» расходов по уплате налога на прибыль за 2019 год и на 2021 год.

Также ФАС России отмечает, что ранее АО «Оборонэнерго» обращалось с аналогичными требованиями в Амурский областной суд с административным исковым заявлением к Управлению государственного регулирования тарифов Амурской области. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2019 № 59-АПА19-14 апелляционная жалоба АО «Оборонэнерго» оставлена без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Оборонэнерго» и Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Отказать АО «Оборонэнерго» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Департаментом экономической политики и развития города Москвы (рег. от 09.03.2021 № 36218/21).

 

Связанные организации

Департамент экономической политики и развития города Москвы
ИНН 7710168515, ОГРН 1027739830161
Филиал «Центральный» АО «Оборонэнерго»
ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230
Московское УФАС России
ИНН 7706096339, ОГРН 1037706061150