Решение №СП/105273/21 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 9 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
 

Резолютивная часть решения оглашена «03» декабря 2021 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между обществом с ограниченной ответственностью «Городская ресурсоснабжающая компания» (далее – ООО «ГРК», Заявитель, регулируемая организация) и Департаментом экономической политики и развития города Москвы (далее – Орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи генерального директора ООО «ГРК» <...> заместителя руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы <...>, начальника управления ценообразования в теплоснабжении и коммунальной сфере Департамента экономической политики и развития города Москвы <...>, заместителя начальника юридического управления Департамента экономической политики и развития города Москвы <...>, начальника отдела договоров, нормативной работы и судебной практики юридического управления Департамента экономической политики и развития города Москвы <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 23.09.2021 № ГРИ-191-21; рег. от 27.09.2021 № 161242/21) о разногласиях между обществом с ограниченной ответственностью «Городская ресурсоснабжающая компания» и Департаментом экономической политики и развития города Москвы по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Приказом Департамента от 21.07.2021 № 61-ТР «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Городская Ресурсоснабжающая Компания» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Заявителем на 2021 год.

Тарифы на тепловую энергию в отношении ООО «ГРК» установлены методом экономически обоснованных расходов (затрат). Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ООО «ГРК» ранее не осуществлялось.

Теплоснабжение является для ООО «ГРК» основным видом деятельности.

Тариф на тепловую энергию на 2021 год установлен в размере
1 655,04 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2021 год для ООО «ГРК», составляет 9 295,23 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 17 658,64 тыс. руб.

ООО «ГРК» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке на 2021 год расходы по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

п/п

Наименование статьи затрат

Орган регулирования

Заявитель

(в орган регулирования)

Заявитель

(в ФАС)

Объем разногласий

1

Ремонтные расходы

0

2 976,0

2 720,0

2 720,0

2

Расходы на оплату услуг производственного характера, выполняемых по договорам сторонними организациями

2 652,21

7 800,0

6 768,64

4 116,43

3

Расходы на сырье и материалы

10,0

918,50

918,50

908,50

4

Предпринимательская прибыль

222,41

1 254,0

840,89

618,48

 

Итого

2 884,62

12 948,5

11 248,03

8 363,41

Величина разногласий, заявленных ООО «ГРК» в ФАС России, составляет
8 363,41 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013
№ 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

1. Статья разногласий «Ремонтные расходы».

ООО «ГРК» считает экономически обоснованными расходы по статье «Ремонтные расходы» в размере 2 720,0 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены в составе НВВ Заявителя на 2021 год.

Сумма разногласий составляет 2 720,0 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат ООО «ГРК» в адрес ФАС России и Департамента были предоставлены следующие документы:

- дефектные ведомости от 20.04.2021 № 003/04/21 и от 21.04.2021
№ 004/04/21, составленные посредством актов осмотра газовых водогрейных котельных и тепловых сетей;

- годовой план-график планово-предупредительного ремонта оборудования водогрейной котельной 2,4 МВт, утвержденной от 01.05.2021;

- годовой план-график планово-предупредительного ремонта оборудования водогрейной котельной 1,2 МВт, утвержденной от 01.05.2021;

- копия договора на проведение ремонтных работ на объектах ВКХ от 15.06.2021 № 6/6/2021;

- протокол № 3 от 10.06.2021 подведения итогов запроса предложений
№ 4552831/7951183 (32110343259);

- пояснительная записка к расчету тарифов на услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению для ООО «Городская ресурсоснабжающая компания» на 2021 год.

Согласно п. 41 Основ ценообразования № 1075, при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Орган регулирования отмечает, что в соответствии с договором аренды имущества от 01.04.2021 № 01/04-2021 объекты теплоснабжения переданы
ООО «ГРК» в состоянии, пригодном для нормальной его эксплуатации.

В заявлении регулируемой организации указано, что при передаче имущества в аренду был проведен лишь внешний первичный осмотр теплосетевого оборудования, который не учитывал необходимость подготовки к отопительному сезону, являющейся обязательным требованием для всех теплоснабжающих организаций.

При этом, с момента передачи имущества арендатором в целях реализации обязательств по осуществлению ремонтных работ, был проведен тщательный осмотр газовых крышных котельных, в ходе которого были выявлены дефекты и составлены дефектные ведомости.

ФАС России отмечает, что цены в договоре от 15.06.2021 № 6/6/2021 определены в соответствии с требованиями п. 28 Основ ценообразования № 1075, по результатам состоявшихся открытых запросов предложений.

Таким образом, Органом регулирования допущено нарушение положений п. 28 Основ ценообразования № 1075, а именно не учтены затраты по договору, цены на услуги по ремонту в котором определены по результатам проведенных торгов.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье затрат подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо определить затраты на ремонт в соответствии с представленным договором от 15.06.2021 № 6/6/2021.

2. Статья разногласий «Расходы на оплату услуг производственного характера, выполняемых по договорам сторонними организациями».

ООО «ГРК» считает экономически обоснованными расходы по статье «Расходы на оплату услуг производственного характера, выполняемых по договорам сторонними организациями» в размере 6 768,64 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере
2 652,21 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 4 116,43 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат ООО «ГРК» в адрес ФАС России и Департамента были предоставлены следующие документы:

- копия договора от 03.06.2021 № 02/06/2021 на оказание услуг по техническому обслуживанию и обеспечению нормального режима эксплуатации объекта водопроводно-канализационного хозяйства;

- протокол № 3 от 03.06.2021 подведение итогов запроса предложений
№ 4550970/7949141 (32110305014);

- пояснительная записка к расчету тарифов на услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению для ООО «Городская ресурсоснабжающая компания» на 2021 год.

В соответствии с пп. а) п. 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Последовательный порядок применения информации о ценах определен пунктами 28 - 31 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Пунктом 30 Основ ценообразования № 1075 определено, что при отсутствии данных, указанных в пункте 29 Основ ценообразования № 1075, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Из заявления следует, что после проведенных конкурентных конкурсных процедур (торгов), был заключен договор на техническое обслуживание и обеспечение нормального режима эксплуатации объекта теплосетевого хозяйства с организацией, предложившей наименьшую цену.

ООО «ГРК» в адрес ФАС России на досудебное урегулирование тарифного спора представлены акты выполненных работ: акт от 30.06.2021
№ 60 на сумму 893,97 тыс. руб.; акт от 31.07.2021 № 65 на сумму 989,75 тыс. руб.; акт от 31.08.2021 № 78 на сумму 989,75 тыс. руб., что указывает о фактических расходах ООО «ГРК» по договору на техническое обслуживание и обеспечение нормального режима эксплуатации теплосетевого хозяйства от 03.06.2021
№ 02/06/2021.

Согласно письменному мнению Органа регулирования, в виду высокой стоимости договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и обеспечению нормального режима эксплуатации газовых котельных и тепловых сетей от 03.06.2021 № 02/06/2021, заключенного с ООО «ТЭК-Строй», расходы по данной статье учтены исходя из аналогичного договора от 01.01.2020 № 010120 на 2020 год с условием его пролонгации на последующий период, заключенного ООО «Авангард Сервис» с ООО «Домоправитель», на проведение аналогичных работ на этих же объектах теплоснабжения в размере 2 603,21 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что экспертное заключение Органа регулирования не содержит анализа сопоставимости работ по договорам от 03.06.2021 № 02/06/2021 и от 01.01.2020 № 010120.

В соответствии с п. 4 статьи 105.5 Налогового кодекса Российской Федерации при определении сопоставимости сделок, а также для осуществления корректировок коммерческих и (или) финансовых условий сделок производится анализ следующих характеристик анализируемой и сопоставляемых сделок, которые могут оказывать существенное влияние на коммерческие и (или) финансовые условия сделок, сторонами которых не являются лица, признаваемые взаимозависимыми:

1) характеристик товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки;

2) характеристик функций, выполняемых сторонами сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая характеристики активов, используемых сторонами сделки, принимаемых ими рисков, а также распределение ответственности между сторонами сделки и прочие условия сделки;

3) условий договоров (контрактов), заключенных между сторонами сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);

4) характеристик экономических условий деятельности сторон сделки, включая характеристики соответствующих рынков товаров (работ, услуг), оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);

5) характеристик рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 5 статьи 105.5 Налогового кодекса Российской Федерации определение сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки осуществляется с учетом следующих условий:

1) количества товаров, объема выполняемых работ (оказываемых услуг);

2) сроков исполнения обязательств по сделке;

3) условий платежей, применяемых в соответствующих сделках;

4) курса иностранной валюты, примененной в сделке, по отношению к рублю или другой валюте и его изменения;

5) иных условий распределения прав и обязанностей между сторонами сделки (на основании результатов функционального анализа).

В соответствии с п. 29 Правил регулирования № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Также необходимо отметить, что тарифы на тепловую энергию устанавливаются по заявлениям теплоснабжающих организаций. Учет расходов по данной статье без анализа документов Заявителя и отражения сопоставления по договорам от 03.06.2021 № 02/06/2021 и от 01.01.2020 № 010120 является нарушением положений п. 29 Правил регулирования № 1075.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении анализ сопоставимости работ по договорам от 03.06.2021 № 02/06/2021 и от 01.01.2020 № 010120 и учесть в НВВ Заявителя расходы на оплату услуг производственного характера, выполняемых по договорам сторонними организациями, в экономически обоснованном размере.

3. Статья разногласий «Расходы на сырье и материалы»

ООО «ГРК» считает экономически обоснованными расходы по статье «Расходы на сырье и материалы» в размере 918,50 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 10,0 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 908,50 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат ООО «ГРК» в адрес ФАС России и Департамента были предоставлены следующие документы:

- перечень аварийного запаса материалов, утвержденный от 29.04.2021;

- пояснительная записка к расчету тарифов на услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению для ООО «Городская ресурсоснабжающая компания» на 2021 год.

Согласно пункту 40 Основ ценообразования № 1075, расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Последовательный порядок применения информации о ценах определен пунктами 28 - 31 Основ ценообразования № 1075.

В силу положений пунктов 15 и 16 Правил регулирования № 1075, регулируемая организация представляет в тарифный орган необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа.

Орган регулирования отмечает, что согласно акту приема-передачи оборудования по договору аренды имущества от 01.04.2021 № 01/04-2021, заключенному с Казанцевым С.А., имущество передано 01.04.2021. Перечень аварийного запаса материалов составлен ООО «ГРК» 29.04.2021. Вместе с тем, в тарифном деле отсутствуют документы, подтверждающие приобретение указанных материалов.

Дополнительно Департамент отмечает, что представленный перечень аварийного запаса материалов заявлен на сумму 918,50 тыс. руб., из них приобретение основных средств – насосов на сумму 505,0 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия достаточного
экономического обоснования расходов требования Заявителя по статье разногласий «Расходы на сырье и материалы» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

4. Статья разногласий «Предпринимательская прибыль»

ООО «ГРК» считает экономически обоснованными расходы по статье «Предпринимательская прибыль» в размере 840,89 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 222,41 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 618,48 тыс. руб.

Согласно пункту 48(1) Основ ценообразования № 1075, расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объема, включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2 - 8 пункта 33 Основ ценообразования № 1075, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

С учетом частичного удовлетворения требований ООО «ГРК» по статье «Ремонтные расходы» и «Расходы на оплату услуг производственного характера, выполняемых по договорам сторонними организациями» требования по данной статье разногласий подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести перерасчет величины предпринимательской прибыли в соответствии с п. 48(1) Основ ценообразования № 1075.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «
Городская ресурсоснабжающая компания» и Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент экономической политики и развития города Москвы нарушившим пункт 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ООО «ГРК», указанные в заявлении о разногласиях с Департаментом экономической политики и развития города Москвы (исх. от 23.09.2021 № ГРИ-191-21; рег. от 27.09.2021 № 161242/21).

3. Органу исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения расходов в состав необходимой валовой выручки на 2021 год (с учетом мотивировочной части настоящего решения), и соответствующий анализ отразить в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат:

- «Ремонтные расходы»;

- «Расходы на оплату услуг производственного характера, выполняемых по договорам сторонними организациями»;

- «Предпринимательская прибыль».

4. По результатам исполнения пункта 3 настоящего решения органу исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения учесть экономически обоснованные расходы в необходимой валовой выручке ООО «ГРК» при установлении тарифов на тепловую энергию на 2022 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем решении, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «ГРК».

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «ГРК».

 

 

Связанные организации

ООО "Городская ресурсоснабжающая компания"
ИНН 7730249265, ОГРН 1197746100452
Департамент экономической политики и развития города Москвы
ИНН 7710168515, ОГРН 1027739830161
Московское УФАС России
ИНН 7706096339, ОГРН 1037706061150