Предписание №СП/105506/23 ПРЕДПИСАНИЕ Региональная энергетическая комиссия Кемеровской... от 13 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

8 декабря 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Региональной энергетической комиссией Кемеровской области – Кузбасса обязательных требований, в том числе отчет о наблюдении за соблюдением обязательных требований от 09.10.2023 № 31-26404-С/23 (далее – Отчет о наблюдении), а также возражения в отношении Отчета о наблюдении, направленные письмом от 20.11.2023 № М-6-1/3681-01 (рег. от 21.11.2023 № 181826-ЭП/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Региональной энергетической комиссией Кемеровской области – Кузбасса (далее – РЭК Кузбасса, орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЭнергоПаритет» (далее – регулируемая организация) на 2023 год,

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены для ООО «ЭнергоПаритет» методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2023-2027 гг.

Необходимая валовая выручка, установленная для ООО «ЭнергоПаритет» на 2023 год, составляет 1 112 727,79 тыс. руб.

В силу пункта 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов.

РЭК Кузбасса при расчете НВВ ООО «ЭнергоПаритет» не представлена информация о порядке определения долей отнесения расходов на вид деятельности «Передача электрической энергии».

1. Неподконтрольные расходы на 2023 год

1.1. Плата за аренду имущества и лизинг

Органом регулирования учтены на 2023 год расходы на аренду имущества в размере 140 244,4 тыс. руб., в том числе:

- аренда электросетевого имущества – 136 777,47 тыс. руб.;

- аренда земельных участков – 420,43 тыс. руб.;

- аренда офисных помещений – 1 820,88 тыс. руб.;

- аренда цифровых каналов – 1 225,62 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

В части аренды электросетевого имущества ФАС России отмечает, что исходя из таблицы, отраженной в экспертном заключении, органом регулирования учтены расходы, которые заявлены регулируемой организацией в нулевом размере (например, по договорам с ПАО «Кузбасская Топливная Компания» от 18.04.2014, от 28.09.2017). Требуются дополнительные пояснения к указанной таблице.

Также органом регулирования учитываются расходы на арендную плату (амортизация и налог на имущество) по договорам с КУМИ администрации Анжеро-Судженского городского округа:

- от 17.12.2016 (воздушная линия ВЛ-110 кВ) – 3 430,24 тыс. руб.;

- от 17.12.2016 (ПС 110/6 кВ «Мазутная») – 29 794,34 тыс. руб. (расходы организацией не заявлены, фактические расходы за 2021 год равны 0).

ФАС России отмечает, что при сдаче имущества казны в аренду оно не выбывает из состава казны, в этой связи амортизация на муниципальное имущество не начисляется при условии отсутствия соответствующего нормативного правового акта финансового органа публично-правового образования.

Кроме того, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не облагается налогом на имущество.

По остальным объектам ФАС России отмечает, что расчет амортизации в Экспертном заключении на 2023 год, приложении к нему, а также в составе обосновывающих материалов отсутствует.

В части аренды офисных помещений отмечаем, что информация об определении арендной платы в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2. Расчет количества условных единиц

Расчет условных единиц для распределения общей суммы тарифной выручки по классам напряжения необходимо проводить в соответствии с таблицами № П2.1 и № П2.2 приложения 2 Методических указаний № 20-э/2, таблицами № 1, 2 Методических указаний по учету степени загрузки объектов электросетевого хозяйства при формировании тарифов и (или) их предельных минимальных и (или) максимальных уровней на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФСТ России от 24.12.2014 № 2390-э (далее – Методические указания № 2390-э). Кроме того, при определении значений условных единиц органу регулирования необходимо руководствоваться примечаниями к указанным таблицам.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела ООО «ЭнергоПаритет» не представлен полный перечень документов, в соответствии с которым органом регулирования определено плановое количество условных единиц на 2023 год. Также не представлены схемы подстанций, ТП, КТП, МТП и РП, поопорные схемы BЛ и схемы KJI.

В связи с этим не представляется возможным определить экономическую обоснованность принятого и фактического количества условных единиц на 2021, 2023 годы.

Также ФАС России отмечает, что обоснование заявленного количества электросетевого оборудования, состава и типов выключателей в соответствии с представленными договорами аренды электросетевого имущества (дополнительными соглашениями, актами приема-передачи) в экспертном заключении в нарушение пункта 23 Правил № 1178 отсутствует.

Также органом регулирования не проведен анализ на предмет соответствия учета электросетевого оборудования номенклатуре, предусмотренной положениями Методических указаний № 20-э/2, Методических указаний № 2390-э, а также на предмет наличия двойного учета/дублирования оборудования, в том числе масляных выключателей 1-20 кВ, выключателей нагрузки 1-20 кВ, наличия электросетевого оборудования, не участвующего в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, органу регулирования необходимо представить обоснование принятых и фактических условных единиц ООО «ЭнергоПаритет» в соответствии с номенклатурой, предусмотренной положениями Методических указаний № 20-э/2 и Методических указаний № 2390-э, а также провести дополнительный анализ документов, отразив результаты в экспертном заключении и исключив выявленные экономически необоснованные расходы.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области - Кузбасса нарушившей положения пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при установлении тарифов на передачу электрической энергии для ООО «ЭнергоПаритет» на 2023 год.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «ЭнергоПаритет» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2023 год;

- «Расчет количества условных единиц» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) пересмотреть величину необходимой валовой выручки в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.02.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «ЭнергоПаритет», установленной на 2024 год, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также установить (пересмотреть) индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЭнергоПаритет», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799
РЭК Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808