Предписание №СП/41568/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департаменту ценового и тарифного регулирования ... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

7 мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, в том числе Акт проверки ФАС России от 27.10.2023 № 49/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 14.09.2023 № 642/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Теплоэнергокомпания» на 2021-2023 годы,

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования тарифов № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 14.09.2023 № 642/23 проверка проводилась в отношении установленных на 2021-2023 годы регулируемых цен (тарифов) и первого года долгосрочного периода регулирования.

В рамках исполнения своих полномочий Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области (ранее – Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, далее также – Орган регулирования, Департамент) в отношении АО «Теплоэнергокомпания» были установлены следующие виды тарифов в сфере теплоснабжения:

Тариф

Показатели

Годы

2019 (базовый)

2021

2022

2023

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям АО «Теплоэнергокомпания», городской округ Чапаевск

НВВ, тыс. руб.

-

615 141,029

662 208,350

702 982,22

Базовый уровень операционных расходов, тыс. руб.

135 848,907

-

-

-

Метод установления тарифов

метод индексации установленных тарифов (2019-2023)

НПА об установлении тарифов

от 23.11.2018

№ 485

от 03.12.2020

№ 600

от 24.11.2021

№ 413

от 23.11.2022

№ 498

Экспертное заключение об установлении тарифов

по оценке предложений об установлении тарифов АО «Теплоэнергокомпания», городской округ Чапаевск на тепловую энергию (на 2019-2023 гг.)

по оценке предложений о корректировке тарифов АО «Теплоэнергокомпания», городской округ Чапаевск на тепловую энергию (2021-2022 гг.)

по корректировке тарифов АО «Теплоэнергокомпания», городской округ Чапаевск на тепловую энергию (2022-2023 гг.)

по корректировке тарифов АО «Теплоэнергокомпания», городской округ Чапаевск на тепловую энергию (на 2023 год)

Размер установленных тарифов, руб./Гкал (без НДС)

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие (01.07.2022-30.11.2022)

1 полугодие (01.12.2022-30.06.2022)

2 полугодие

Для потребителей

1 591

1 618

1 671

1 721

1 721

1 786

1929

1929

Для населения (с НДС)

1 909,2

1 941,6

2 005,2

2 065,2

2 065,2

2 143,2

2 314,8

2 314,8

 

Тариф

Показатели

Годы

2019 (базовый)

2021

2022

2023

Тарифы на теплоноситель, поставляемый потребителям АО «Теплоэнергокомпания», городской округ Чапаевск

НВВ, тыс. руб.

18 692,458

19 836,053

21 201,988

22 298,447

Базовый уровень операционных расходов, тыс. руб.

11 912,648

-

-

-

Метод установления тарифов

метод индексации установленных тарифов (2019-2023)

НПА об установлении тарифов

от 23.11.2018 № 485

от 03.12.2020

№ 600

от 24.11.2021

№ 413

от 23.11.2022

№ 498

Экспертное заключение об установлении тарифов

по оценке предложений об установлении тарифов АО «Теплоэнергокомпания» городской округ Чапаевск на теплоноситель (2019-2023 гг.)

по оценке предложений о корректировке тарифов АО «Теплоэнергокомпания» городской округ Чапаевск на теплоноситель (2021-2023 гг.)

по корректировке тарифов АО «Теплоэнергокомпания» городской округ Чапаевск на теплоноситель (на 2022-2023 гг.)

по корректировке тарифов АО «Теплоэнергокомпания» городской округ Чапаевск на теплоноситель (на 2023 год)

Размер установленных тарифов, руб./Гкал (без НДС)

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие (01.07.2022-30.11.2022)

1 полугодие (01.12.2022-30.06.2022)

2 полугодие

99,22

101,59

104,92

108,10

108,10

112,51

122,18

122,18

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел АО «Теплоэнергокомпания» 2019, 2021-2023 годов в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе экспертные заключения Департамента на 2019, 2021-2023 годы, а также Возражения Департамента на Акт проверки, направленные письмом от 08.12.2023 № ДЦТР/3984 (рег. от 13.12.2023 № 198461/23).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Требование к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 № 2033).

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 1075 раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

 

2. Базовый уровень операционных расходов (тариф на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель)

Органом регулирования базовый уровень операционных расходов 2019 года в части тарифа на тепловую энергию (мощность) определен в размере 135 848,91 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:

тыс. руб.

Статья затрат

Отчетный период

Базовый

период

Регулируемый период

Факт

План

Предложение

План ОР

План ОР

План ОР

2017

2018

2019

2019

(1-е полугодие)

2019

(2-е полугодие)

2019

1

Расходы на приобретение сырья и материалов

18 609,03

14 203,46

15 950,94

15 604,01

16 462,23

15 971,23

2

Расходы на ремонт основных средств

295,93

4 441,43

11 997,30

11 457,88

11 996,40

11 688,31

3

Расходы на оплату труда

81 315,79

78 810,04

88 357,25

83 988,00

87 851,45

85 641,14

4

Расходы на оплату работ и услуг производ. характера, выполняемых по договорам со сторонними орг.

1 008,41

2 417,91

1 098,69

1 038,82

1 095,95

1 063,26

5

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями. включая:

2 921,98

3 686,41

3 709,43

3 458,01

3 648,21

3 539,40

5.1

Расходы на оплату услуг связи

377,37

365,87

420,09

391,33

412,86

400,54

5.2

Расходы на оплату вневедомственной охраны

1 778,32

1 677,04

1 962,81

1 844,12

1 945,54

1 887,52

5.3

Расходы на оплату коммунальных услуг

51,05

598,11

640,05

480,86

507,31

492,18

5.4

Расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг

715,24

1 045,39

686,48

741,70

782,50

759,16

6

Расходы на обучение персонала

414,99

197,41

457,88

430,34

454,01

440,47

7

Другие расходы, в том числе:

16 202,87

13 088,00

14 340,66

18 240,66

14 340,66

16 571,88

7.1

прочие

15 909,55

12 963,61

14 340,66

18 240,66

14 340,66

16 571,88

Итого

121 379,40

119 497,36

135 992,98

134 217,72

135 848,91

134 915,69

Органом регулирования базовый уровень операционных расходов 2019 года в части тарифа на теплоноситель определен в размере 11 912,648 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:

- «Стоимость реагентов, а также фильтрующих и ионообменных материалов, используемых при водоподготовке» в размере 2 253,573 тыс. руб., при заявленных в размере 2 176,728 тыс. руб.;

- «Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе водоподготовки» в размере 2 822,481 тыс. руб., при заявленных в размере 2 747,580 тыс. руб.;

- «Расходы на ремонт основных фондов» в размере 334,470 тыс. руб., при заявленных в размере 333,040 тыс. руб.;

- «Общехозяйственные расходы» в размере 6 502,124 тыс. руб., при заявленных в размере 6 718,314 тыс. руб.

В соответствии с экспертными заключениями на 2019 год вышеуказанные расходы (за исключением расходов на оплату труда) определены на основании предоставленной отчетности и прочих обосновывающих материалов.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы:

1) расходы на сырье и материалы;

2) расходы на ремонт основных средств;

3) расходы на оплату труда;

4) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;

5) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг;

6) расходы на служебные командировки;

7) расходы на обучение персонала;

8) лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования № 1075;

9) другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.

Указанные выше расходы определяются методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV Методических указаний
№ 760-э.

В операционные расходы не включаются амортизация основных средств и нематериальных активов, расходы на погашение и обслуживание заемных средств, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.

При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Пунктом 24 Методических указаний № 760-э утверждено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, определяются с учетом требований пункта 32 Методических указаний № 760-э.

Согласно данному пункту для расчета расходов используются материалы в соответствии с перечнем, установленным пунктом 2 приложения 3 к Методическим указаниям № 760-э. Объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28 - 31 Основ ценообразования № 1075.

В части тарифа на тепловую энергию (мощность) ФАС России отмечает следующее.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 29 Правил № 1075, пункта 37 Методических указаний № 760-э экспертные заключения на 2019 год по тарифу на тепловую энергию (мощность) по всем статьям и подстатьям затрат базового уровня операционных расходов не содержат анализ экономической обоснованности принятых расходов и фактических расходов, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде, первичной, бухгалтерской и иной представленной Регулируемой организацией документации, а также расчеты расходов по подстатьям затрат.

Также необходимо отметить, что Органом регулирования в экспертных заключениях на 2019 год не представлены ссылки на нормативные правовые документы, в соответствии с которыми был произведен учет расходов по статьям подконтрольных расходов.

Учитывая, что у Регулируемой организация согласно сведениям ЕГРЮЛ зарегистрировано также 14 дополнительных видов деятельности, Органу регулирования необходимо отразить анализ экономической обоснованности принятых расходов с учетом пункта 11 Основ ценообразования № 1075.

По статье затрат «Расходы на приобретение сырья и материалов» в экспертном заключении на 2019 год, Возражениях не проведен анализ экономической обоснованности принятых и фактических расходов в соответствии с пунктами 28, 29, 40 Основ ценообразования № 1075, в том числе в части анализа проведенных конкурсных процедур при заключении договоров, расходы по которым приняты при расчете расходов по данной статье затрат.

В Акте проверки отмечалось, что по статье затрат «Расходы на ремонт основных средств» Органом регулирования не обоснован учет расходов в размере 11 996,40 тыс. руб., превышающих фактическое значение расходов (295,93 тыс. руб.) в 40,5 раз.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что формула по статье «Расходы на ремонт основных средств» за 2017 год не корректна и не учитывает работы и услуги производственного характера, из них на ремонт 11 042,12 тыс. руб., т.е. фактические затраты на ремонт за 2017 год составили: 295,93 тыс. руб. + 11 042,12 тыс. руб. = 11 338,05 тыс. руб.

Согласно Возражениям обоснованием плановых затрат служит документ «Затраты на капитальный и текущий ремонт на 2019 год», согласованный заместителем главы г.о. Чапаевск – руководителем управления городского хозяйства, который в свою очередь подтверждает сметы на капитальный и текущий ремонт (файл «Затраты на капитальный и текущий ремонт на 2019 год» и «Сметы на капитальный и текущий ремонт»).

ФАС России отмечает, что представленные Регулируемой организацией документы в рамках тарифной заявки на 2019 год предусматривают мероприятия по ремонту только на 2019 год, а не на весь регулируемой период 2019-2023 гг.

Также ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 29 Правил № 1075 Комитетом не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов Регулируемой организацией с учетом периодичности и необходимости проведения работ по ремонту в соответствии с регламентирующими документами исходя из дефектных ведомостей, сформированных по результатам составления актов осмотров.

Также Органом регулирования не дана оценка целесообразности представленной Регулируемой организацией ремонтной программы, проведения части ремонтных мероприятий подрядным способом, не обоснованы объемы ремонтных работ, стоимость (цена) ремонтных работ в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В материалах тарифного дела не представлены первичные документы бухгалтерского учета, акты выполненных работ, подтверждающие фактическое исполнение мероприятий по ремонту.

По статье затрат «Расходы на оплату коммунальных услуг» Органом регулирования также не обоснован учет расходов в размере 507,31 тыс. руб., превышающих фактическое значение расходов (51,05 тыс. руб.) в 10 раз.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что по статье «Расходы на оплату коммунальных услуг» отражаются затраты по водоснабжению и отводу сточных вод на хозяйственно-бытовые нужды. Плановые затраты по водоснабжению и отводу сточных вод рассчитаны согласно методике «Методические указания по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными» К.Д. Памфилова 2002 года по нормам расхода из СНиПа «Внутренний водопровод и канализация». Плановый объем воды и соответственно отвода сточных вод определен расчетным путем и составляет 14 547,14 куб.м., фактический объем (согласно показаниям приборов учета - 1236 куб.м.). Значительное отклонение от плановых значений объясняется экономией расхода воды.

ФАС России отмечает, что согласно пунктам 39, 62 Основ ценообразования № 1075 расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к неподконтрольным расходам и определяются как произведение цен (тарифов), установленных для таких организаций органами регулирования, и расчетных объемов приобретаемых услуг при осуществлении регулируемых видов деятельности.

Также ФАС России отмечает, что по статье затрат «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями», «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам со сторонними организациями», «Другие расходы» Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности расходов по подстатьям затрат в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075, а также расчет и расшифровка расходов по подстатьям затрат.

В части тарифа на теплоноситель ФАС России отмечает следующее.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 29 Правил № 1075, пункта 37 Методических указаний № 760-э экспертные заключения на 2019 год по тарифу на теплоноситель по всем статьям и подстатьям затрат базового уровня операционных расходов не содержат анализ экономической обоснованности принятых расходов и фактических расходов, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде, первичной, бухгалтерской и иной представленной Регулируемой организацией документации, а также расчеты расходов по подстатьям затрат.

Также необходимо отметить, что Органом регулирования в экспертных заключениях на 2019 год не представлены ссылки на нормативные правовые документы, в соответствии с которыми был произведен учет расходов по статьям подконтрольных расходов.

Учитывая, что у Регулируемой организация согласно сведениям ЕГРЮЛ зарегистрировано также 14 дополнительных видов деятельности, Органу регулирования необходимо отразить анализ экономической обоснованности принятых расходов с учетом пункта 11 Основ ценообразования № 1075.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по подстатьям затрат в соответствии с п. 29 Правил № 1075 и мотивировочной частью настоящего предписания, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из НВВ Регулируемой организации.

Кроме того, Органу регулирования необходимо учесть расходы на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере, исключив данные расходы из состава базового уровня подконтрольных расходов на 2019-2023 гг.

 

2.1. Расходы на оплату труда (тариф на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель)

Органом регулирования расходы на оплату труда на 2019 год в части тарифа на тепловую энергию (мощность) определены в размере 87 851,45 тыс. руб., при заявленных Регулируемой организацией в размере 88 357,25 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на оплату труда на 2019 год в части тарифа на теплоноситель определены в размере 2 822,481 тыс. руб., при заявленных Регулируемой организацией в размере 2 747,580 тыс. руб.

В соответствии с экспертным заключением на 2019 год по тарифу на тепловую энергию расходы на оплату труда определены Органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э согласно отраслевому тарифному соглашению, коллективному договору и расшифровке по ФОТ в файле «Плановая заработная плата на 2019 год», представленной в дополнительных материалах к тарифу на тепловую энергию, а также с учетом прогнозного ИПЦ.

Органом регулирования численность персонала и средняя заработная плата по категориям персонала в части тарифа на тепловую энергию (мощность) принята в следующих размерах:

Категория персонала

Численность персонала, чел.

Средняя з/п с 01.07.2019, руб./мес.

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

Производственный персонал

67,5

17 533,71

14 202,31

Ремонтный персонал

45

25 495,68

13767,67

Цеховый персонал

51,75

24 712,36

15346,38

Прочий персонал

76,37

21 525,44

19726,77

Административно-управленческий персонал

49,45

41 804,14

24806,58

ИТОГО

290,07

-

87 851,45

В части тарифа на теплоноситель в экспертном заключении на 2019 год расшифровка расходов не представлена.

В рамках Возражений Органом регулирования представлена информация по плановой заработной плате по производству химически очищенной воды по котельным, в соответствии с которой фонд оплаты труда рассчитан в размере 2 822,481 тыс. руб. исходя из численности персонала в размере 17 чел.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

При расчете численности персонала Органу регулирования необходимо анализировать среднесписочную численность сотрудников за последний расчетный период регулирования, определенную на основании формы федерального статистического наблюдения № П-4, утвержденной приказом Росстата от 24.09.2014 № 580 (далее – форма № П-4), и нормативную численность работников, определенную исходя из приказов Госстроя России.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что начиная с 2020 года, статистическая, бухгалтерская и другие виды отчетности согласно приказу Департамента от 27.05.2019 № 145 «О предоставлении субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, региональными газовыми компаниями, газораспределительными организациями, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами, форм отчетности по хозяйственной деятельности в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства» предоставляются в материалы тарифного дела.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования не представлено документальное обоснование учтенной численности персонала на 2019 год, в том числе в материалах тарифного дела не представлены помесячные формы № П-4 за 2017 год.

Таким образом, не представляется возможным определить, какими документами и формами руководствовался Орган регулирования при учете численности персонала на 2019 год по тарифу на тепловую энергию (мощность), по тарифу на теплоноситель.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности принятых расходов по данной статье затрат в соответствии с п. 42 Основ ценообразования № 1075 и п. 29 Правил № 1075 в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из НВВ Регулируемой организации. Расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» на 2019-2023 годы также подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

3. Неподконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования № 1075;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования № 1075;

е) отчисления на социальные нужды;

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина неподконтрольных расходов включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 74 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что по всем статьям затрат неподконтрольных расходов Органом регулирования не представлена информация о фактических экономически обоснованных неподконтрольных расходах.

 

3.1. Налоги (тариф на тепловую энергию (мощность))

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2022 год в размере 2 608,670 тыс. руб., на 2023 год в размере 1 962,808 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2022 год в размере 2 608,670 тыс. руб., на 2023 год в размере 2 122,305 тыс. руб.

В отношении расходов по налогу на имущество ФАС России отмечает следующее.

На основании статьи 375 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении основных средств определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

В соответствии со статьей 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях и приложениях к нему расчет среднегодовой стоимости имущества в соответствии с вышеуказанными положениями НК РФ не представлен.

Кроме того, отсутствует информация о распределении фактически уплаченного налога на имущество за 2020-2021 гг. по видам деятельности Регулируемой организации.

Таким образом, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Учитывая, что при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год Органом регулирования произведена корректировка расходов за 2022 год, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо представить анализ экономической обоснованности фактических расходов по данной статье затрат за 2022 год с учетом вышеуказанных замечаний.

 

3.2. Амортизация основных средств и нематериальных активов (тариф на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель)

Расходы по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (мощность) определены Органом регулирования на 2022 год в размере 5 448,870 тыс. руб., при заявленных в размере 5 448,870 тыс. руб., на 2023 год в размере 5 747,610 тыс. руб., при заявленных в размере 6 411,660 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат в части тарифа на теплоноситель определены Органом регулирования на 2022 год в размере 41,848 тыс. руб., при заявленных в размере 41,848 тыс. руб., на 2023 год в размере 41,580 тыс. руб., при заявленных в размере 41,580 тыс. руб.

Департаментом расходы на амортизацию на 2022-2023 годы приняты с учетом фактических данных.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификатор).

При расчете амортизационных отчислений Органу регулирования в том числе необходимо раскрывать информацию о дате ввода в эксплуатацию основного средства, первоначальной стоимости основного средства, сроке полезного использования в соответствии с Классификатором, результатах переоценки основных средств и нематериальных активов в соответствии инвестиционной программой регулируемой организации.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 31.08.2021 № 122 утверждена инвестиционная программа АО «Теплоэнергокомпания» в сфере теплоснабжения на 2022-2023 годы, в соответствии с которой амортизационные отчисления являются источником финансирования инвестиционной программы на 2022 год в размере 4 707,25 тыс. руб., на 2023 год в размере 1 422,15 тыс. руб.

В соответствии с Возражениями Органом регулирования амортизация основных средств на 2022-2023 годы принята на основании фактических данных в связи с тем, что по факту 2021-2022 годов сумма амортизации сложилась меньше, чем по максимальным срокам полезного использования.

ФАС России отмечает, что в случае если в инвентарной карточке объекта основного средства срок полезного использования основного средства указан в большем объеме, чем предусмотрено Классификатором, Органу регулирования необходимо руководствоваться сроком полезного использования, указанным в инвентарной карточке объекта основного средства.

Также ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2022-2023 годы не представлены пообъектные расчеты амортизационных отчислений с учетом максимальных сроков полезного по регулируемому виду деятельности.

Таким образом, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Учитывая, что при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год Органом регулирования произведена корректировка расходов за 2022 год, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо представить анализ экономической обоснованности фактических расходов по данной статье затрат за 2022 год с учетом вышеуказанных замечаний.

3.3. Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним (тариф на тепловую энергию (мощность))

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2022 год в размере 3 155,110 тыс. руб., на 2023 год в размере 3 749,630 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2022 год в размере 3 155,110 тыс. руб., на 2023 год в размере 11 905,600 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, определены на основании предоставленного кредитного договора.

В материалах тарифного дела на 2021-2022 годы представлены кредитный договор от 04.10.2017 № 12-08-2017/КЛ с АО Банк «Северный морской путь», договор об открытии кредитной линии с лимитом единовременной задолженности от 23.11.2019 № 12-05-2019/КЛ, договор о предоставлении муниципальной гарантии городского округа Чапаевск Самарской области от 23.09.2019 № 1, а также дополнительное соглашение к нему от 06.02.2020, отчет о движении денежных средств (прогноз), платежные поручения.

В материалах тарифного дела на 2023 год представлены договор об открытии кредитной линии с лимитом единовременной задолженности от 27.09.2021 № 12-13-2021/КЛ с АО Банк «Северный морской путь», договор о представлении муниципальной гарантии городского округа Чапаевск Самарской области от 27.09.2021 № 1.

В соответствии с вышеуказанными договорами целью кредитов является пополнение оборотных средств.

Порядок учета расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, определен пунктами 13, 13 (1) Основ ценообразования № 1075.

Согласно абз. 5 пункта 12 Методических указаний № 760-э расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ключевой ставке Банка России, увеличенной на 4 процентных пункта.

ФАС России отмечает, что оценка экономической обоснованности затрат должна производиться органом регулирования с учетом документального подтверждения возникающих кассовых разрывов по операционной деятельности, для покрытия которых необходимо привлечение заемных денежных средств.

Подтверждением наличия кассовых разрывов должны являться расчеты сумм кассовых разрывов (помесячно) с подробной расшифровкой экономически обоснованных расходов (платежей) в разрезе статей затрат, указанием причин их возникновения, а также с приложением бухгалтерской отчетности, подтверждающей необходимость привлечения и обслуживания операционных кредитов.

Вместе с тем расчеты кассовых разрывов в материалах тарифного дела не представлены.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2022-2023 годы Департаментом не отражен анализ кассовых разрывов Регулируемой организации, отсутствует анализ кредиторской и дебиторской задолженности, отсутствует анализ бухгалтерской отчётности о финансовых результатах, в том числе денежно - кредитных обязательств с учетом доходов (расходов) за предыдущие периоды регулирования.

Кроме того, в экспертных заключениях на 2022-2023 годы отсутствует информация о размере фактически понесенных расходов по данной статье затрат за 2020 год, а также о процентной ставке, учтенной Департаментом для расчета расходов.

Ввиду отсутствия расчетов и анализа экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в экспертных заключениях на 2022-2023 годы, не представляется возможным оценить экономическую обоснованность расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, а также необходимость привлечения данных кредитов.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2022 год в размере 3 155,110 тыс. руб. (с учетом ранее произведенных корректировок), на 2023 год в размере 3 749,630 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации.

 

3.4. Налог на прибыль (тариф на тепловую энергию (мощность))

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2022 год в размере 841,382 тыс. руб., на 2023 год в размере 880,216 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2022 год в размере 832,580 тыс. руб., на 2023 год в размере 884,644 тыс. руб.

Пунктом 48 Основ ценообразования № 1075 определены расходы, не учитываемые в составе налоговой базы по определению налога на прибыль.

Таким образом, налог на прибыль регулируемой организации следует рассчитывать только исходя из величины нормативной прибыли.

В связи с тем, что нормативная прибыль на 2022-2023 годы принята без достаточного экономического обоснования, данная статья затрат также не имеет достаточного экономического обоснования.

Таким образом, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Учитывая, что при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год Органом регулирования произведена корректировка расходов за 2022 год, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо представить анализ экономической обоснованности фактических расходов по данной статье затрат за 2022 год с учетом вышеуказанных замечаний.

 

4. Нормативная прибыль (тариф на тепловую энергию (мощность))

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2022 год в размере 3 365,527 тыс. руб., на 2023 год в размере 3 520,862 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2022 год в размере 3 330,319 тыс. руб., на 2023 год в размере 3 538,576 тыс. руб.

Органом регулирования нормативная прибыль на 2021-2023 годы учтена на основании коллективного договора.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя в том числе экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что Департаментом не проведен анализ экономической обоснованности принятых и фактических расходов по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075. В Экспертных заключениях на 2022-2023 годы не отражен перечень сотрудников, в отношении которого учтены выплаты, предусмотренные коллективным договором, а также не представлен расчет выплат со ссылками на положения коллективного договора.

Таким образом, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Учитывая, что при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год Органом регулирования произведена корректировка расходов за 2022 год, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо представить анализ экономической обоснованности фактических расходов по данной статье затрат за 2022 год с учетом вышеуказанных замечаний.

 

4. Расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя

4.1. Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды теплоносителя (тариф на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель)

Расходы на электрическую энергию в части тарифа на тепловую энергию (мощность) определены Органом регулирования на 2022 год в размере 80 460,737 тыс. руб., при заявленных в размере 79 452,369 тыс. руб., на 2023 год в размере 82 989,647 тыс. руб., при заявленных в размере 82 372,149 тыс. руб.

Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды теплоносителя в части тарифа на теплоноситель определены Органом регулирования на 2022 год в размере 5 172,226 тыс. руб., при заявленных в размере 5 323,265 тыс. руб., на 2023 год в размере 5 735,796 тыс. руб., при заявленных в размере 5 735,796 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2022-2023 годы не представлено обоснование принятых объемов энергетического ресурса на 2022-2023 годы, анализ экономической обоснованности принятых и фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктами 28, 29, 38 Основ ценообразования № 1075, пунктом 29 Правил № 1075.

В нарушение пункта 29 Правил № 1075 экспертные заключения на 2022-2023 годы не содержат перечни документов и материалов, на основании которых Органом регулирования принимались решения об учете расходов в утвержденных размерах, а также причины учета/неучета представленных Регулируемой организацией расчетов и материалов по данной статье затрат.

Таким образом, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Учитывая, что при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год Органом регулирования произведена корректировка расходов за 2022 год, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо представить анализ экономической обоснованности фактических расходов по данной статье затрат за 2022 год с учетом вышеуказанных замечаний.

 

7. Расчетная предпринимательская прибыль (тариф на тепловую энергию (мощность))

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2022 год в размере 14 958,780 тыс. руб., на 2023 год в размере 14 764,123 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2022 год в размере 14 952,630 тыс. руб., на 2023 год в размере 16 265,730 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Учитывая, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, расходы по данной статье затрат на 2022-2023 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

8. Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов, от значений, учтенных при установлении тарифов (тариф на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель)

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2021 год в (-12 510,300) размере тыс. руб., на 2022 год в размере (-22 800,230) тыс. руб., на 2023 год в размере (-15 954,410) тыс. руб.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:

а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;

в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;

г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;

д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию);

е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки;

ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;

з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

(тыс. руб.), (22)

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Учитывая вышеизложенные нормы, при утверждении тарифов и проведении корректировок Органом регулирования должны анализироваться данные за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2021-2023 годы в нарушение пункта 29 Правил № 1075 анализ экономической обоснованности фактических расходов Регулируемой организации не представлен в полном объеме, в том числе не отражен анализ обосновывающих документов, не указаны реквизиты документов, на основании которых принималось решение об учете фактических расходов.

В экспертных заключениях на 2021-2023 годы не представлен постатейный расчет необходимой валовой выручки, определяемой на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных (), а также расчет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности (ТВi-2).

ФАС России отмечает, что при определении фактической величины необходимой валовой выручки () Органу регулирования необходимо руководствоваться позицией ФАС России, изложенной в настоящем предписании, а также положениями Основ ценообразования № 1075, Методических указаний № 760-э, в том числе отражать анализ экономической обоснованности фактических экономически обоснованных расходов по статьям затрат в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

Также ФАС России отмечает, что при установлении тарифов на теплоноситель на 2021-2023 годы Органом регулирования не проводились корректировки необходимой валовой выручки в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства.

При этом основания непроведения корректировок Органом регулирования в экспертных заключениях на 2021-2023 годы не отражены.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что при утверждении тарифов на теплоноситель финансовые потребности отражаются на объем теплоносителя, который включает в себя объем, реализованный сторонним потребителям (2,5%), и объем, отпускаемый на производство тепловой энергии, который учитывается в тарифе на тепловую энергию (97,5 %).

В связи с этим около 98% затрат по теплоносителю из всего НВВ учитываются в тарифе на тепловую энергию по статье затрат «Расходы на теплоноситель», которая относится к затратам на энергоресурсы, и корректировка затрат по теплоносителю осуществляется в составе затрат на энергоресурсы при корректировке НВВ по тепловой энергии за соответствующие года. Корректировка оставшихся 2,5% затрат невозможна из-за несопоставимости показателей. Включение скорректированной необходимой валовой выручки в (i-2)-м году привело бы к росту тарифов на теплоноситель АО «Теплоэнергокомпания».

ФАС России отмечает, что согласно пункту 52 Методических указаний № 760-э выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году определяется исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Таким образом, товарная выручка регулируемой организации рассчитывается на весь объем фактического полезного отпуска теплоносителя в (i-2)-м году.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности проведенных корректировок НВВ на 2021-2023 годы в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

В связи с тем, что Регулируемая организация в 2021-2023 годах не обращалась в ФАС России для рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), как следствие, положительная корректировка НВВ в рамках исполнения настоящего предписания не подлежит учету.

 

9. Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы (тариф на тепловую энергию (мощность))

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2022 год в размере (-3 055,620) тыс. руб.

В соответствии с пунктом 53 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в i-м году в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, , рассчитывается по формуле:

(тыс. руб.), (23)

где:

- объем собственных средств на реализацию инвестиционной программы, учтенный при установлении тарифов на (i-j)-й год и включающий амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы из прибыли и иные собственные средства, определенные инвестиционной программой, тыс. руб.;

- плановый размер финансирования инвестиционной программы, утвержденной в установленном порядке на (i-j)-й год, за счет всех источников финансирования, за исключением платы за подключение к системе теплоснабжения, заемных средств, расходы на погашение и (или) обслуживание которых не учтены при установлении тарифов, а также средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, тыс. руб.;

- объем фактического исполнения инвестиционной программы по объектам в (i-j)-м году по стоимости, определенной в инвестиционной программе соответствующего периода года (i-j) и предшествующих лет, тыс. руб.;

- учтенная при установлении тарифов на (i-1)-й год корректировка необходимой валовой выручки на (i-2)-й год, осуществленная в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период (i-2)-го года по результатам 9 месяцев, тыс. руб.; может принимать положительное, отрицательное или нулевое значение.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2021-2022 годы отсутствует расчет корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в соответствии с пунктом 53 Методических указаний № 760-э,

Органом регулирования не представлен пообъектный анализ исполнения мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, а также анализ обосновывающих материалов, в том числе отчета об исполнении инвестиционной программы за 2019, 2020 годы.

Инвестиционная программа АО «Теплоэнергокомпания» на 2016-2020 гг., отчеты об исполнении инвестиционных программ за 2019, 2020 годы АО «Теплоэнергокомпания» в материалах тарифного дела, а также в адрес ФАС России Департаментом не представлены.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности корректировок НВВ на 2021-2022 годы в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области нарушившим положения пунктов 28, 29, 38, 40, 41, 42, 43, 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пунктов 37, 52, 53 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Теплоэнергокомпания» на 2021-2023 годы.

2. Органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки АО «Теплоэнергокомпания» расходы по статье затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2022 год в размере 3 155,110 тыс. руб. (с учетом ранее произведенных корректировок), на 2023 год в размере 3 749,630 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Теплоэнергокомпания», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки АО «Теплоэнергокомпания», по следующим статьям затрат:

- «Базовый уровень операционных расходов» на 2019 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2019 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2019-2023 годы

- «Налоги» на 2022-2023 годы;

- «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2022-2023 годы;

- «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2022-2023 годы;

- «Налог на прибыль» на 2022-2023 годы;

- «Нормативная прибыль» на 2022-2023 годы;

- «Расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя» на 2022-2023 годы;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2022-2023 годы;

- «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов, от значений, учтенных при установлении тарифов» на 2021-2023 годы;

- «Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» на 2021-2022 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 пересмотреть базовый уровень операционных расходов 2019 года, а также величину необходимой валовой выручки АО «Теплоэнергокомпания» на 2021-2023 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки АО «Теплоэнергокомпания» на 2024 год.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для АО «Теплоэнергокомпания» на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в теплоснабжении для АО «Теплоэнергокомпания», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области
ИНН 6317132631, ОГРН 1196313001004
Самарское УФАС России
ИНН 6315802344, ОГРН 1026300965129