Предписание №СП/94667/21 ПРЕДПИСАНИЕ АО "НОРИЛЬСКО-ТАЙМЫРСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ... от 9 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ


г. Москва

Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой выездной документарной проверки Министерства тарифной политики Красноярского края, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 28.01.2021 № 46/21, Акт проверки ФАС России от 16.03.2021 № 13/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные органом исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (далее – регулируемая организация, АО «НТЭК») на 2019-2021 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее — Основы ценообразования), а основание, порядок и сроки установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике регламентированы Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее — Правила государственного регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

Акционерное общество «Норильско-Таймырская энергетическая компания» осуществляет регулируемую деятельность в сфере электроснабжения и теплоснабжения потребителей.

Необходимая валовая выручка определена органом регулирования на 2019 год в размере 8 051 043,26 тыс. руб., на 2020 год в размере 8 332 240,91 тыс. руб., на 2021 год в размере 8 715 794,61 тыс. руб.

Министерством тарифной политики Красноярского края во исполнение приказа ФАС России от 12.02.2021 100/21 была проведена дополнительная экспертиза по делу об установлении тарифов (цен) 129-20 на 2021-2023 годы, по результатам которой отменен приказ от 17.12.2020 61-э «Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую акционерным обществом «Норильско - Таймырская энергетическая компания» (г. Норильск, ИНН 2457058356) с 01.04.2021. Информация о ее результатах направлена в адрес ФАС России письмом от 14.04.2021 72-889.

По результатам рассмотрения представленных Министерством тарифной политики Красноярского края материалов (далее – Министерство) усматривается, что анализ экономической обоснованности расходов по статье «Амортизация» проведен не в полном объеме.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, отнесены, в том числе расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Согласно пункту 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Согласно разделу 5.8 экспертных заключений об установлении тарифов (цен) на 2019-2021 гг. плановые расходы на амортизацию основных и нематериальных активов составили:

тыс. руб.

 

2019

2020

2021

Амортизация основных средств

407 813

559 395,54

875 752,46


 

Пунктом 23 Правил государственного регулирования установлено, что экспертное заключение должно содержать анализ экономической обоснованности расходов.

В экспертном заключении об установлении тарифов (цен) на 2021 год указано, что затраты по данной статье определены расчетным путем в связи с документальным обоснованием изменения балансовой стоимости основных производственных фондов, участвующих в передаче электрической энергии потребителям. Расчет произведен в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178.

Вместе с тем, пунктом 27 Основ ценообразования установлено, что результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» утверждены Правила утверждения и осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (далее – Постановление № 977).

АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» не утверждена инвестиционная программа развития в соответствии с положениями Постановления № 977.

Рост расходов на амортизацию основных средств в составе необходимой валовой выручки АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» на 2021 год произошел ввиду выкупа движимого имущества, ранее находящегося в аренде у организации.

Министерство сообщает, что во исполнение приказа ФАС России от 12.02.2021 № 100/21 Министерством проведена дополнительная экспертиза по делу об установлении тарифов (цен) № 129-20 на 2021-2023 годы, по результатам которой отменен приказ от 17.12.2020 № 61-э «Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую акционерным обществом «Норильско - Таймырская энергетическая компания» (г. Норильск, ИНН 2457058356) с 01.04.2021.

Подготовлено дополнительное заключение по результатам которого проведена дополнительная экспертиза, в том числе расходов по статье «Амортизация основных средств».

Приложен реестр основных средств с расчетом амортизации по объектам, с указанием балансовой стоимости, инвентарных номеров и даты ввода в эксплуатацию, группы амортизации и оборота амортизации.

Затраты по статье определены расчетным путем в размере 875 752,46 тыс. руб., в том числе: относимые на производство электрической энергии – 475 361,41 тыс. руб.; относимые на передачу электрической энергии – 400 391,06 тыс. руб. (основание: в связи с документальным обоснованием изменения балансовой стоимости основных производственных фондов, участвующих в передаче электрической энергии потребителям).

Вместе в тем, оснований для учета переоценки имущества в связи с его приобретением ОАО «Норильско - Таймырская энергетическая компания», которое не имеет утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу, не имелось.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Министерство тарифной политики Красноярского края нарушившим положения Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункт 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при установлении тарифов на электрическую энергию, производимую АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», на 2021 год.

2. Органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов в срок до 31.12.2021 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «НТЭК» при установлении тарифов на электрическую энергию, производимую АО «Норильско-Таймырская энергетическая комиссия», анализ отразив в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по статье затрат «Амортизация» на 2021 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки 2022 года АО «НТЭК», и установить (пересмотреть) тарифы на электрическую энергию на 2022 год, обеспечив введение в действие с 01.01.2022.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решений органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

  • протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

  • экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию в отношении АО «НТЭК», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Красноярское УФАС России
ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965
Министерство тарифной политики Красноярского края
ИНН 2465184114, ОГРН 1182468043383