Предписание №СП/96056/19 Предписание. Псковская область. Северная зона. ООО "Экопром"... от 1 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области ООО «Экопром» на 2019 год в Северной зоне деятельности,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике (далее – Комитет, орган регулирования) от 20.12.2018 № 250-ТКО методом экономически обоснованных расходов установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экопром» на территории Псковской области на 2019 год.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Экопром» 2019 года, в том числе представленного экспертного заключения Комитета по установлению тарифов для ООО «Экопром» на 2019 год (далее – Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.

В ходе анализа Экспертного заключения, представленного Комитетом в ФАС России, и материалов тарифной кампании ООО «Экопром», ФАС России сделан вывод о том, что ООО «Экопром» является единственным региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области.

ФАС России отмечает, что Псковская область поделена на 2 зоны деятельности. Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами Северной зоны и Южной зоны является ООО «Экопром».

Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15.11.2016 № 127-ОД утверждена Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Территориальная схема). В соответствии с Территориальной схемой в Северной зоне деятельности ООО «Экопром» образуется 740,71 тыс. кубических метров ТКО, что составляет 67 % твердых коммунальных отходов от общего количества твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Псковской области.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Псковской области установлены приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 27.12.2018 № 124-ОД.

На основании результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области между Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и ООО «Экопром» заключено соглашение от 06.06.2018 № 1 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области (далее – Соглашение).

В соответствии с пунктом 1.3. Соглашения ООО «Экопром» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области.

На основании материалов тарифной кампании 2019 года, представленных Комитетом, ФАС России сделан вывод о том, что основная часть затрат в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора приходится на транспортирование ТКО.

Величина НВВ регионального оператора учтена Комитетом на 2019 год в Северной зоне на уровне 488 361,41 тыс. руб. (без НДС), тариф на услугу регионального оператора составляет 659,32 руб./куб. м. (без НДС), при этом ФАС России отмечает, что расходы на транспортирование ТКО в Северной зоне учтены органом регулирования в размере 344 287,69 тыс. руб., что составляет 70,5 % от НВВ (488 361,41 тыс. руб. без НДС) регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Экопром».

Транспортирование ТКО.

Пунктом 3 раздела 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 1133, Правила проведения торгов № 1133) установлено, что цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

ФАС России отмечает, что в силу того, что ООО «Экопром» является единственным региональным оператором по обращению с ТКО на территории Псковской области, где в Северной зоне деятельности ООО «Экопром» образуется более 30 % ТКО, в этой связи согласно пункту 3 части 2 постановления Правительства Российской Федерации № 1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов.

Также Федеральная антимонопольная служба сообщает, что ФАС России не было зафиксировано факта транспортирования ТКО собственными силами регионального оператора. Правила проведения торгов № 1133 регламентируют порядок проведения торгов, по результатам которых региональным оператором планируется заключение договоров на транспортирование ТКО с иными операторами, что в рамках тарифного законодательства Российской Федерации является составляющей фактических значений расходов, которые впоследствии подлежат анализу со стороны органа регулирования при установлении тарифов в последующих периодах регулирования на предмет экономической обоснованности.

Кроме того, при определении расходов на транспортирование ТКО необходимо в первую очередь руководствоваться положениями Основ ценообразования № 484, Правил регулирования № 484 и Методических указаний № 1638/16.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно подпункту (е) пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Таким образом, регулируемая организация обязана предоставить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования исходных данных.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

  а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

  б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

  е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

На основании вышеизложенного ФАС России отмечает, что расходы на транспортирование ТКО рассчитываются исходя из экономически обоснованных расходов на основании подробного расчета всех составляющих данной услуги, которые впоследствии являются основой начальной (максимальной) цены торгов, а результаты торгов на транспортирование ТКО (в том числе торгов проведенных на понижение начально-максимальной цены) являются составляющей фактических значений расходов, которые впоследствии подлежат анализу со стороны органа регулирования при установлении тарифов в последующих периодах регулирования на предмет экономической обоснованности.

С целью проведения конкурсных процедур Северная зона деятельности ООО «Экопром» была поделена на 7 зон (лотов) по транспортированию отходов.

Соответственно, 7 зон (7 лотов) Северной зоны были выставлены на аукцион. Относительно итогов проведения торгов ФАС России сообщает следующее. По лоту № 1 Псковского муниципального района Псковской области, победителем торгов признан ООО «АСПО-Сервис», по лотам № 2 Островского муниципального района и Плюсского муниципального района и № 3 Пыталовского муниципального района и Дновского муниципального района – аукционы не состоялись, по лотам № 4 Порховского муниципального района и Палкинского муниципального района, № 5 Дедовичского муниципального района и Струго-Красненского муниципального района и № 6 Гдовского муниципального района и Печорского муниципального района была только одна заявка на электронном аукционе от ООО «Мехуборка СПБ», в связи с чем аукцион признан несостоявшимся, по лоту № 7 муниципального образования город Псков победителем торгов признан ООО «АСПО-Сервис».

При этом начальная (максимальная) цена договора по каждому лоту была сформирована на основании среднего арифметического значения трех коммерческих предложений по стоимости транспортирования 1 куб. м. ТКО.

Информация о проведенных торгах и заключенных договорах на транспортирование ТКО на территории Северной зоны с операторами по транспортированию ТКО представлена в таблице ниже.

 

Название лота

Статус проведения конкурсных процедур

Договор

Цена договора

тыс. руб.

Объем ТКО

тыс. куб. м.

Тариф

руб./куб.м.

Без НДС

С НДС

Без НДС

С НДС

Лот № 1

(Территория Псковского муниципального района)

Торги состоялись.

Победитель — ООО «АСПО-Сервис»

Договор № 2100700000318000007 - ООО «АСПО-Сервис»

22868,59

26984,93

51,93

440,42

519,69

Лот № 2

(Территория Островского и Плюсского муниципального района

Аукцион не состоялся.

 

Договор № 2100700000318000013 от 12.11.2018 - ООО «Мехуборка КЗН»

46169,17

54479,62

77,24

597,73

705,32

Лот № 3

(Территория Пыталовского и Дновского районов)

Аукцион не состоялся.

 

Договор № 2100700000318000014 от 23.11.2018 - ООО «Мехуборка КЗН»

23979,45

28295,75

40,12

597,73

705,32

Лот № 4

(Территория Порховского и Палкинского районов)

Аукцион не состоялся.

На аукционе была только одна заявка от ООО «Мехуборка СПБ»

 

Договор № 2100700000318000002 - ООО «Мехуборка СПб»

15479,5

18265,81

34,8

444,86

524,94

Лот № 5

(Территория Дедовического и Струго-Красненского районов)

Аукцион не состоялся.

На аукционе была только одна заявка от ООО «Мехуборка СПБ»

 

Договор № 2100700000318000004 - ООО «Мехуборка СПб»

18751,03

22126,22

42,15

444,86

524,94

Лот № 6

(Территория Гдовского и Печорского районов)

Аукцион не состоялся. На аукционе была только одна заявка от ООО «Мехуборка СПБ»

 

Договор № 2100700000318000012 - ООО «Мехуборка СПб»

24202,85

28559,36

54,41

444,86

524,94

Лот № 7

(Территория города Пскова)

Торги состоялись.

Победитель — ООО «АСПО-Сервис»

 

Договор № 2100700000318000006 - ООО «АСПО-Сервис»

192937,1

227547,78

440,08

438,19

517,06

 

Согласно пункту 4 Правил проведения торгов № 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей, предусмотренных Правилами проведения торгов № 1133.

В части начальной (максимальной) цены по каждому лоту ФАС России отмечает следующее:

1. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1 была сформирована на основании трех коммерческих предложений по транспортированию ТКО в объеме 51,925 тыс. куб. м. (коммерческое предложение № 1 – 499,75 руб./куб. м. (с НДС), коммерческое предложение № 2 – 545,50 руб./куб. м. (с НДС), коммерческое предложение № 3 – 529,57 руб./куб. м. (с НДС). Таким образом, среднее арифметическое значение по трем коммерческим предложениям составило 524,94 руб./куб. м. (с НДС).

Следовательно, начальная (максимальная) стоимость цены договора составила 27 257,509 тыс. руб. (в т. ч. НДС). (524,94 руб./куб. м.*51,925 тыс. куб. м.)

По итогам проведения конкурсных процедур, стоимость услуг по транспортировке ТКО на территории лота № 1 была снижена до 26 984,93 тыс. руб. (22 868,59 тыс. руб. без НДС), а также ООО «Экопром» был заключен договор № 2100700000318000007 с оператором по транспортированию ТКО ООО «АСПО-Сервис».

Соответственно органом регулирования были учтены расходы в составе НВВ регионального оператора на транспортирование ТКО на территории лота № 1 в размере 22 868, 59 тыс. руб. (без НДС)

Так, тариф на транспортирование ТКО на территории лота № 1 был установлен в размере 519,69 руб./куб. м. (440,42 руб./куб. м. без НДС).

Торги по лоту № 1 Северной зоны были признаны состоявшимися, по результатам чего оператором по транспортированию ТКО стал ООО «АСПО-Сервис». По результатам торгов зафиксировано снижение стоимости оказываемых услуг по транспортированию ТКО на 1 % от начальной (максимальной) стоимости договора, а именно с 27 257,509 тыс. руб. до 26 984,93 тыс. руб. Таким образом, ООО «АСПО-Сервис» в рамках исполнения обязательств по транспортированию ТКО, согласно Территориальной схеме, должно оказать услуги по транспортированию ТКО в объеме 51,925 тыс. куб. м. В этой связи Комитетом учтены средства в составе НВВ по результатам торгов в размере 26 984,93 тыс. руб.

ФАС России не зафиксирован факт заключения субдоговоров между оператором по транспортированию ТКО ООО «АСПО-Сервис» и иными субоператорами на территории Псковского муниципального района.

В тоже время ФАС России выражает сомнения в том, что ООО «АСПО-Сервис» является единственным оператором по транспортированию ТКО, поскольку в иных лотах, муниципальных образованиях Северной зоны был зафиксирован факт заключения договоров между оператором по транспортированию ТКО и иными субподрядными организациями на оказание услуг по транспортированию ТКО по значительно меньшему тарифу, чем было учтено Комитетом в составе НВВ регионального оператора ООО «Экопром».

В этой связи органу регулирования необходимо самостоятельно провести анализ указанных расходов, по итогам которого определить экономически обоснованный уровень затрат на транспортирование ТКО на территории Северной зоны Псковского муниципального района.

2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 2 была сформирована на основании 3 коммерческих предложений по транспортированию ТКО в объеме 77,241 куб. м. (коммерческое предложение № 1 – 685,39 руб./куб. м., коммерческое предложение № 2 – 709,13 руб./куб. м., коммерческое предложение № 3 – 721,43 руб./куб. м.). Таким образом, среднее арифметическое между 3 коммерческими предложениями составило 705,32 руб./ куб. м.

Следовательно, начальная (максимальная) стоимость цены договора составила 54 479,62 тыс. руб. (в т.ч. НДС).

  ФАС России отмечает, что региональным оператором по обращению с ТКО ООО «Экопром» по лоту № 2 Северной зоны дважды проводился электронный аукцион: № 21007000003180000003 и № 21007000003180000013 с начальной (максимальной) стоимостью контракта 40 546,89 тыс. руб. (с НДС) и 54 479,62 (46 169,171 без НДС) тыс. руб. соответственно. Согласно протоколам рассмотрения заявок от 22.10.2018 и 12.11.2018, однако электронные аукционы не состоялись в связи с отсутствием заявок.

ФАС России проведен дополнительный анализ материалов, направленных УФАС России по Псковской области письмом (исх. от 18.09.2019 № 3483/АА вх. от 23.09.2019 рег. № 167508/19), на основании которых сделан вывод о том, что между региональным оператором ООО «Экопром» и АО «Островспецавтопарк» был заключен прямой договор от 20.12.2018 № 5 по лоту № 2 на транспортирование ТКО на территории Островского района со стоимостью услуг на транспортирование ТКО в размере 350 руб./куб. м. (без учета НДС) (далее — Договор № 5) и заключен прямой договор от 29.12.2018 № 6 с ООО «Мехуборка КЗН» на транспортирование ТКО на территории Плюсского района, цена которого составила 9 147,75 тыс. руб. (10 245, 478 тыс. руб. с НДС), где стоимость услуг на транспортирование ТКО составила 705,32 руб./куб. м. (далее — Договор № 6).

ФАС России установлено, что в соответствии с Территориальной схемой объем транспортирования ТКО по Островскому району составил 62,715 тыс. куб. м., а объем транспортирования ТКО по Плюсскому району – 14,526 тыс. куб. м.  Таким образом, по результатам расчета ФАС России цена вышеуказанных Договоров №№ 5, 6 составила 21 950, 25 (25 901,295 с НДС) тыс. руб. и 9 147,75 тыс. руб. (10 245,478 тыс. руб. с НДС) соответственно. Следовательно, общая сумма средств по Договорам №№ 5, 6 составила 31 097,999 тыс. руб. (без НДС).

Разница между стоимостью оказания услуг по транспортированию ТКО на территории лота № 2 Северной зоны, которая учтена в составе НВВ регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Экопром» 2019 года в соответствии с начальной (максимальной) стоимостью лота № 2, и фактически заключенными впоследствии прямыми Договорами №№ 5, 6 составила 15 071,171 (без НДС) тыс. руб. (46 169,171 тыс. руб. – 31 097,999 тыс. руб.).

3. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 3 была сформирована на основании трех коммерческих предложений по транспортированию ТКО в объеме 40,117 тыс. куб. м. (коммерческое предложение № 1 – 685,39 руб./куб. м., коммерческое предложение № 2 – 709,13 руб./куб. м., коммерческое предложение № 3 – 721,43 руб./куб. м.). Таким образом, среднее арифметическое между тремя коммерческими предложениями составило 705,32 руб./м3. Следовательно, начальная (максимальная) стоимость цены договора составила 28 295,745 тыс. руб. (в т.ч. НДС).

ООО «Экопром» был заключен договор от 23.11.2018 № 2100700000318000014 с оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН».

ФАС России дополнительно проведен анализ материалов, направленных УФАС России по Псковской области письмом (исх. от 15.10.2019 № 3880/АА, вх. от 15.10.2019 рег. № 181069-ЭП/19), на основании которого по лоту № 3 ФАС России зафиксирован факт заключения субдоговоров между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператорами МП «Горкомхоз» и МУП «Дновский районный рынок», в связи с чем ФАС России сообщает следующее.

3.1. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператором МП «Горкомхоз» был заключен договор от 28.12.2018 № 8 (далее — Договор № 8), на основании которого МП «Горкомхоз» осуществляет услуги по транспортированию ТКО на территории Пыталовского района. Период действия Договора № 8 установлен с 1 января 2019 года по 31 марта 2019 года. ФАС России обращает особое внимание на то, что срок действия Договора № 8 был продлен дополнительными соглашениями. Так, дополнительным соглашением № 4 срок действия договора продлен до 31 августа 2019 года.

В соответствии с условиями Договора № 8 тариф по транспортированию ТКО составит 291,66 руб./куб.м. (без НДС)

Однако,

ФАС России не представляется возможным определить объем оказываемых услуг по транспортированию ТКО, ввиду отсутствия в представленных в ФАС России материалах копии Приложения 1 к Договору № 8, в котором в соответствии с пунктом 1.1 Договора № 8 установлен объем (масса) ТКО по данному договору.

3.2. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператором МУП «Дновский районный рынок» был заключен договор от 29.12.2018 № 9 (далее — Договор № 9), на основании которого МУП «Дновский районный рынок» осуществляет услуги по транспортированию ТКО на территории Дновского района. Период действия Договора № 9 установлен с 1 января 2019 года по 31 января 2019. ФАС России обращает особое внимание на то, что срок действия Договора № 9 был также продлен дополнительными соглашениями. Так дополнительным соглашением № 4 срок действия договора продлен до 31 августа 2019.

В соответствии с условиями Договора № 9 тариф по транспортированию ТКО составит 291,66 руб./куб.м. (без НДС).

Однако, ФАС России не представляется возможным определить объем оказываемых услуг по транспортированию ТКО, ввиду отсутствия в представленных в ФАС России материалах копии Приложения 1 к Договору № 9, в котором в соответствии с пунктом 1.1 установлен объем (масса) ТКО по данному договору.

В этой связи органу регулирования необходимо самостоятельно провести анализ договоров с приложениями к ним, по итогам которого определить экономически обоснованный уровень затрат по транспортированию ТКО.

4. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 4 была сформирована на основании трех коммерческих предложений по транспортированию ТКО в объеме 34,796 тыс. куб. м., коммерческое предложение № 1 – 499,75 руб./куб. м. (с НДС), коммерческое предложение № 2 – 545,50 руб./куб. м. (с НДС), коммерческое предложение № 3 – 529,57 руб./куб. м. (с НДС). Таким образом, среднее арифметическое значение по трем коммерческим предложениям составило 524,94 руб./куб. м. (с НДС).

Следовательно, начальная (максимальная) стоимость цены договора составила 18 265,812 тыс. руб. (в т.ч. НДС) (524,94 руб./куб. м.*34,796 тыс. куб. м.), 15 479,50 тыс. руб. (без НДС).

Вместе с тем, ФАС России зафиксирован факт заключения между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка СПБ» и субоператором ООО «Мехуборка КЗН» субдоговора на меньшую стоимость.

4.1 Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка СПБ» и субоператором ООО «Мехуборка КЗН» был заключен Договор от 29.12.2018 № 1 (далее — Договор № 1), на основании которого ООО «Мехуборка КЗН» осуществляет услуги по транспортированию ТКО на территории Порховского муниципального района и Палкинского муниципального района. Договор № 1 был заключен сроком на однин календарный год с момента начала осуществления деятельности регионального оператора.

В соответствии с условиями Договора № 1 тариф по транспортированию ТКО составит 433,08 руб./куб.м. (без НДС), а стоимость оказания услуг по транспортированию ТКО составит 15 069,28 тыс. руб. (без НДС).

Объем транспортирования ТКО установлен Приложением 2 к Договору № 1 в размере 34,796 тыс. куб. м., что соответствует объему, утвержденному Территориальной схемой (27,647 тыс. куб. м.– Порховский муниципальный район, 7,149 тыс. куб. м.– Палкинский муниципальный район).

Следовательно, ФАС России обращает внимание на то, что разница между стоимостью оказания услуг по транспортированию ТКО на территории лота № 4 Северной зоны, которая учтена в составе НВВ регионального оператора ООО «Экопром» в соответствии с начальной (максимальной) стоимостью лота № 4, и фактически заключенным договором № 1 составила 410,22 тыс. руб. (без НДС) (15 479,5 тыс. руб. – 15 069,28 тыс. руб.).

5. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 5 была сформирована на основании трех коммерческих предложений по транспортированию 42,150 тыс. куб. м. ТКО (коммерческое предложение № 1 – 499,75 руб./куб. м. (с НДС), коммерческое предложение № 2 – 545,50 руб./куб. м. (с НДС), коммерческое предложение № 3 – 529,57 руб./куб. м. (с НДС). Таким образом, среднее арифметическое значение между тремя коммерческими предложениями составило по расчету органа регулирования 524,94 руб./куб. м. (с НДС).

Следовательно, начальная (максимальная) стоимость цены договора составила 22 126, 221 тыс. руб. (в т.ч. НДС).

ООО «Экопром» был заключен договор № 2100700000318000004 с оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка СПб».

ФАС России зафиксирован факт заключения субдоговоров между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка СПБ» и субоператорами ООО «Мехуборка КЗН» и МП ЖКХ Дедовичского района.

5.1 Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка СПБ» и субоператором ООО «Мехуборка КЗН» был заключен Договор от 29.12.2018 № 2 (далее — Договор № 2), на основании которого ООО «Мехуборка КЗН» осуществляет услуги по транспортированию ТКО на территории Дедовичского муниципального района и Струго-Красненского муниципального района. Договор № 2 заключается на 1 календарный год с момента начала осуществления деятельности регионального оператора.

В соответствии с условиями Договора № 2 тариф по транспортированию ТКО составит 519,69 руб./куб.м. (с НДС), 433,07 руб./куб.м. (без НДС), следовательно, стоимость оказания услуг по транспортированию ТКО составит 18 254,11 тыс. руб. (без НДС).

Объем транспортирования ТКО установлен Приложением 2 к Договору № 2 в размере 42,150 тыс. куб. м., что соответствует объему, утвержденному Территориальной схемой (28,048 тыс. куб. м. – Дедовичский муниципальный район, 14,102 тыс. куб. м. – Палкинский муниципальный район).

5.1.1 Однако, ФАС России обращает внимание, что субподрядчик ООО «Мехуборка КЗН» был заключен Договор от 19 февраля 2019 года № 13 с иной субподрядной организацией МП ЖКХ Дедовичского района на оказание услуг транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области. Период действия договора № 13 с 19 февраля 2019 года по 31 декабря 2019 года.

В соответствии с условиями Договора № 13 тариф по транспортированию ТКО составит 335 руб./куб.м. (без НДС).

ФАС России не представляется возможным определить объем оказываемых услуг по транспортированию ТКО в указанном муниципальном образовании, ввиду отсутствия в представленных в ФАС России материалах копии Приложения 1 к Договору № 13 в котором в соответствии с пунктом 1.1 Договора № 13 установлен объем (масса) ТКО по данному договору.

6. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 6 была сформирована на основании трех коммерческих предложений по транспортированию 54,405 тыс. куб. м. ТКО (коммерческое предложение № 1 – 499,75 руб./куб. м. (с НДС), коммерческое предложение № 2 – 545,50 руб./куб. м. (с НДС), коммерческое предложение № 3 – 529,57 руб./куб. м. (с НДС). Таким образом, среднее арифметическое между тремя коммерческими предложениями составило 524,94 руб./куб. м. (с НДС).

Следовательно, начальная (максимальная) стоимость цены договора составила 28 559,360 тыс. руб. (в т.ч. НДС).

ООО «Экопром» был заключен Договор № 2100700000318000012 с оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка СПб».

ФАС России зафиксирован факт заключения субдоговора между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка СПБ» и субоператором ООО «Мехуборка КЗН». Между тем, субоператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» заключен договор с иной подрядной организацией МП «Благоустройство» по транспортированию ТКО на территории МО «Печорский район» МО «Печоры».

6.1. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка СПБ» и субоператором ООО «Мехуборка КЗН» был заключен Договор от 29.12.2018 № 3 (далее — Договор № 3), на основании которого ООО «Мехуборка КЗН» осуществляет услуги по транспортированию ТКО на территории Гдовского муниципального района и Печорского муниципального района. Договор № 3 заключен на 1 календарный год с момента начала осуществления деятельности регионального оператора.

В соответствии с условиями договора № 3 тариф по транспортированию ТКО составит 519,69 руб./куб.м. (с НДС), 433,08 руб./куб.м. (без НДС), а стоимость оказания услуг по транспортированию ТКО составит 23 561,45 тыс. руб. (без НДС).

Объем транспортирования ТКО установлен Приложением 2 к Договору № 3 в размере 54,405 тыс. куб. м., что соответствует объему, утвержденному Территориальной схемой (18,251 тыс. куб. м. – Гдовский муниципальный район, 36,154 тыс. куб. м. – Печорский муниципальный район).

6.1.1. Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что субоператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» заключен Договор от 26.12.2018 № 1 (далее — Договор № 1) с МП «Благоустройство» сроком до 31 марта 2019 года по тарифу 310 руб./куб.м. Срок действия договора № 1 был продлен дополнительным соглашением № 1 до 30 сентября 2019 года. В соответствии с условиями дополнительного соглашения № 1 договор вступает в силу с 01 апреля 2019 года.

В соответствии с условиями Договора № 1 тариф по транспортированию ТКО составит 310,00 руб./куб.м. (без НДС), дополнительным соглашением № 1 тариф по транспортированию ТКО увеличился до 320,00 руб./куб.м. (без НДС).

Таким образом, субоператор ООО «Мехуборка КЗН» оказывал в 2019 году услугу по транспортированию ТКО на территории Печорского муниципального района Псковской области посредством привлечения иной субподрядной организации МП «Благоустройство» по меньшей стоимости, чем заключенная с оператором по транспортированию ТКО.

ФАС России обращает особое внимание на то, что Приложением № 1 установлены объемы оказываемых услуг по транспортированию ТКО, где планируемый объем в год утвержден на уровне 108,000 тыс. куб. м., а планируемый объем оказания услуг транспортирования ТКО на срок оказания услуг установлен в размере 27,000 тыс. куб. м. ФАС России отмечает, что объем ТКО на территории Печорского муниципального района в соответствии с Территориальной схемой утвержден в размере 36,154 тыс. куб. м.

Таким образом, объем транспортирования ТКО в соответствии с Договором № 1 не соответствует объему ТКО, утвержденному Территориальной схемой.

7. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 7 была сформирована на основании трех коммерческих предложений по транспортированию ТКО в объеме 440,075 тыс. руб. (коммерческое предложение № 1 – 499,75 руб/куб. м., коммерческое предложение № 2 – 545,50 руб/куб. м., коммерческое предложение № 3 – 529,57 руб/куб. м.). Таким образом, среднее арифметическое между тремя коммерческими предложениями составило 524,94 руб/куб. м.

Следовательно, начальная (максимальная) стоимость цены договора составила 231 012,970 тыс. руб. (в т.ч. НДС), 192 837,1 тыс. руб. (без НДС).

Торги по лоту № 7 Северной зоны были признаны состоявшимися, по результатам чего оператором по транспортированию ТКО стал ООО «АСПО-Сервис». По результатам торгов зафиксировано снижение стоимости оказываемых услуг по транспортированию ТКО на 1,5 %. Таким образом, ООО «АСПО-Сервис» в рамках исполнения обязательств по транспортированию ТКО согласно Территориальной схеме должен оказать услуги по транспортированию ТКО в объеме 440,075 тыс. куб. м.

По итогам проведения конкурсных процедур стоимость услуг по транспортированию ТКО на территории лота № 7 была снижена до 227 547,78 тыс. руб., а также ООО «Экопром» был заключен договор № 2100700000318000006 с оператором по транспортированию ТКО ООО «АСПО-Сервис». Таким образом в состав НВВ были включены расходы на транспортирование ТКО на территории лота № 7 в размере 227 547,78 тыс. руб.

Так, тариф на транспортирование ТКО на территории лота № 7 был установлен в размере 517,06 руб. куб. м.

7.1 Между оператором по транспортированию ТКО ООО «АСПО-Сервис» и субоператором ООО «Мехуборка КЗН» был заключен Договор № 2 от 25.06.2019 (далее — Договор № 2), на основании которого ООО «Мехуборка КЗН» осуществляет услуги по транспортированию ТКО на территории муниципального образования «город Псков». Договор № 2 заключается на срок с 01.07.2019 по 31.12.2019.

В соответствии с пунктом 4.2 Договора № 2 планируемый объем транспортирования ТКО составляет 28,800 тыс. куб. м, пунктом 5.1 тариф на транспортирование ТКО составляет 300 руб./куб.м., при этом в договоре не указана цена с учетом НДС или без учета НДС.

Таким образом, стоимость оказания услуг транспортирования ТКО на территории г. Псков в соответствии с Договором № 2 в объеме 28,800 тыс. куб. м. составляет 8 640 тыс. руб.

Следовательно, на основании проведенного анализа ФАС России сделан вывод о том, что стоимость услуг по транспортированию ТКО на территории лота № 7, учтенная в составе НВВ завышена на 3 980,51 тыс. руб. (192 837,1 тыс. руб.-188 856,59 тыс. руб.) при условии, что цена в Договоре № 2 указана без учета НДС.

Ниже представлена таблица, отображающая факт заключения договоров между операторами по транспортированию ТКО и субподрядными организациями по транспортированию ТКО:

 

лота

Наименование муниципального образования

Учтено в НВВ по лоту

(без НДС)

тыс. руб.

Оператор по транспортированию ТКОУчтено в НВВ

Субподрядная организация по транспортированию ТКО

Иные подрядные организации

Лот № 1

(Территория Псковского муниципального района)

22868,59

ООО «АСПО-Сервис

Лот № 2

(Территория Островского и Плюсского муниципального района

46169,17

Прямой договор № 5 АО «Островспецавтопарк»

Тариф (без НДС)

Цена договора (без НДС)

350 руб./куб.м.

21950,25 тыс. руб.

Прямой договор № 6 ООО «Мехуборка КЗН»

Тариф (без НДС)

Цена договора(без НДС)

629,75 руб./куб.м.

9147,75 тыс. руб.

Лот № 3

(Территория Пыталовского и Дновского районов)

23979,45

ООО «Мехуборка КЗН»

МП «Горкомхоз»

Тариф (без НДС)

291,66 руб./куб. м.

МУП «Дновский районный рынок»

Тариф (без НДС)

291,66 руб./куб. м.

Лот № 4

(Территория Порховского и Палкинского районов)

15479,5

ООО «Мехуборка СПБ»

ООО «Мехуборка КЗН»

Тариф

(без НДС)

Цена договора (без НДС)

433,08

руб./куб.м.

15069,28 тыс.руб.

Лот № 5

(Территория Дедовического и Струго-Красненского районов)

18751,03

ООО «Мехуборка СПб»

ООО «Мехуборка КЗН»

МП ЖКХ Дедовичского района

Тариф (без НДС)

Цена договора (без НДС)

Тариф (без НДС)

433,07 руб./куб. м.

18254,11 тыс. руб.

335 руб./куб. м.

Лот № 6

(Территория Гдовского и Печорского районов)

24202,85

ООО «Мехуборка СПб»

ООО «Мехуборка КЗН»

МП «Благоустройство»

Тариф (без НДС)

Цена договора (без НДС)

Тариф с 1 января по 31 марта 2019 г. (без НДС)

Тариф с 1 апреля по 30 сентября 2019 г. (без НДС)

433,08 руб./куб. м.

23561,45 тыс. руб.

310 руб./куб. м.

320 руб./куб. м.

Лот № 7

(Территория города Пскова)

192837,1

ООО «АСПО-Сервис»

ООО «Мехуборка КЗН»

Тариф

300 руб./куб.м.

 

Таким образом, средняя стоимость транспортирования одного кубического метра ТКО в Северной зоне Псковской области составляет 464,81 руб./куб.м. (без НДС) в учтенном органом регулирования составе НВВ 2019 года.

Кроме того, позицию ФАС России относительно завышенной стоимости транспортирования ТКО в составе НВВ регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Экопром» подтверждают аналитические данные в части расходов на транспортирование ТКО в иных субъектах Российской Федерации.

Справочно ФАС России отмечает, что средняя стоимость транспортирования ТКО в Брянской области в зоне деятельности № 1 составляет 268,81 рублей за кубический метр, по зоне деятельности № 2 – 329,43 рублей за кубический метр. Аналогично, стоимость транспортирования ТКО в Мурманской области составляет 219,25 рублей за кубический метр, в Республике Карелия стоимость транспортирования ТКО составляет 364,3 рублей за кубический метр.

Таким образом, ФАС России сделан вывод о том, что стоимость транспортирования ТКО в Северной зоне Псковской области значительно выше, чем стоимость транспортирования ТКО в иных регионах, сопоставимых по условиям с Псковской областью, кроме того, цена на транспортирование ТКО, учтенная в составе НВВ регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Экопром», учтена органом регулирования на уровне выше фактически сложившейся стоимости оказания данной услуги, что подтверждено договорами с субоператорами, указанными выше.

Кроме того, Комитетом не был представлен в ФАС России подробный расчет всех составляющих расходов, учтенных в тарифе на транспортирование ТКО, в том числе отсутствует информация о типах и количестве транспортных средств, которые использовались для сбора и вывоза ТКО, их технические характеристики, заполняемости контейнеров и мусоровозов, средней скорости транспорта в границах населенных пунктов и за их пределами, нормативного времени загрузки и выгрузки контейнеров, средних пробегов до автобазы, стоимости амортизации или лизинга транспортных средств, обязательных страховых и налоговых выплат (в т.ч. «Платон»), средних пробегов шин, стоимости технического обслуживания и ремонта, их периодичности, стоимости нормо-часа работы водителя и грузчика, нормативного количества человек в экипажах, норм отчисления на социальные нужды, средних цен на дизельное топливо и ГСМ, действовавших на момент проведения расчетов в Псковской области и других показателей.

Также Федеральная антимонопольная служба отмечает, что Комитетом не были представлены в адрес ФАС России действующие договоры с операторами по транспортированию ТКО на территории Псковской области, были представлены только проекты договоров с операторами по транспортированию ТКО на территории Псковской области.

На основании вышеизложенного, поскольку Комитетом не был представлен подробный расчет стоимости оказания услуг по транспортированию ТКО на территории Северной зоны Псковской области, в условиях того, что ФАС России зафиксирован факт заключения договоров операторов по транспортированию ТКО с субподрядными организациями по транспортированию ТКО на уровне цен значительно ниже учтенных в составе НВВ регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Экопром», а также ввиду того, что стоимость транспортирования ТКО в иных регионах значительно ниже стоимости транспортирования ТКО на территории Северной зоны Псковской области, ФАС России считает необходимым предписать Комитету провести подробный анализ (расчет) стоимости расходов на транспортирование ТКО с учетом дополнительно запрошенных сведений у регионального оператора, определив экономически обоснованный размер расходов на транспортирование ТКО с учетом мотивировочной части настоящего предписания, а также с учетом непревышения стоимости транспортирования ТКО субподрядными организациями, по итогам которого исключить излишне учтенные органом регулирования расходы на транспортирование 2019 года из состава НВВ регионального оператора ООО «Экопром».

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике нарушившим положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пункты 12, 14, 16 Основ ценообразования № 484, пункты 8, 17, 18 Правил регулирования № 484.

2. Предписать органу исполнительной власти Псковской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Государственным комитетом Псковской области по тарифам и энергетике при установлении тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области ООО «Экопром» на 2019 год в Северной зоне деятельности по приказу от 20.12.2018 № 250-ТКО, а именно:

- произвести перерасчет расходов на транспортирование ТКО, учтённых органом регулирования в составе НВВ ООО «Экопром» 2019 года, согласно мотивировочной части настоящего предписания, отразив подробные результаты анализа и расчеты необходимо отразить в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования 484.

3. Органу исполнительной власти Псковской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) при установлении тарифов на 2020 год исключить необоснованно учтенную органом регулирования в составе НВВ ООО «Экопром» 2019 года сумму средств по результатам исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания, отразив соответствующий расчет в экспертном заключении.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Псковской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 1-3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Псковской области в области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Псковской области в области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималось решение во исполнение настоящего предписания;

- экспертного заключения по делу об установлении регулируемого тарифа в части оказываемых услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

УФАС по Псковской области
ИНН 6027026536, ОГРН 1036000308508
Комитет по тарифам и энергетики Псковской области
ИНН 6027087592, ОГРН 1056000309276