Решения по тарифам №СП/50122/19 РЕШЕНИЕ (МУП «УТВиВ №1») от 10 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» июня 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее - Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев в досудебном порядке спор по заявлению муниципального унитарного предприятия «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» (далее - Заявитель, регулируемая организация, МУП «ТО УТВиВ № 1») (исх. от 28.02.2019 № 05-816; вх. от 28.02.2019 рег. № 34492/19), возникший с Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - РСТ, орган регулирования) по вопросу установления тарифов на водоотведение на 2019 год, в присутствии на заседании Комиссии представителей МУП «ТО УТВиВ № 1» в лице <...> МУП «ТО УТВиВ № 1» <...>, представителей МУП «ТО УТВиВ № 1» по доверенности: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, а также представителей РСТ в лице <...> РСТ <...>, <...> РСТ <...>, <...> РСТ <...>, <...> РСТ <...>, <...> Сургутского района <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявление МУП «ТО УТВиВ № 1» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

В поданном заявлении регулируемая организация указывает на то, что РСТ на 2019 год тариф на водоотведение установлен на уровне ниже экономически обоснованного.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям досудебного спора ФАС России отмечает следующее.

Приказом РСТ от 06.12.2019 № 79-нп «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение», для МУП «ТО УТВиВ № 1» установлены тарифы на оказываемые услуги водоотведения на 2019-2023 годы методом индексации. Тариф на оказываемые водоотведения для МУП «ТО УТВиВ № 1» на 2019 год согласно вышеуказанному приказу составил 49,94 руб./куб. м. без НДС.

Размер необходимой валовой выручки, установленный оспариваемым решением, в части оказываемых услуг водоснабжения составил 64 605,15 тыс. руб.

В поданном на рассмотрение в ФАС России заявлении МУП «ТО УТВиВ № 1» указывает на то, что утвержденный РСТ тариф на 2019 год экономически необоснован, в связи с чем просит признать размер расходов, подлежащих дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки МУП «ТО УТВиВ № 1», в общей сумме в части оказываемых услуг водоотведения 56 609,3 тыс. руб. по следующим статьям затрат: «Амортизация», «Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение», «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы», «Общехозяйственные расходы», «Прочие производственные расходы», «Ремонтные расходы», «Административные расходы», «Расходы на приобретение электрической энергии (мощности), тепловой энергии, других энергетических ресурсов и холодной воды», «Расходы на оплату товаров (работ, услуг), приобретаемых у других организаций, осуществляемых регулируемые виды деятельности», «Расходы по сомнительным долгам», а также объем реализации пропущенных сточных вод.

1. Объемы реализации пропущенных сточных вод.

На урегулирование досудебного спора в ФАС России МУП «ТО УТВиВ № 1» объем реализации услуг водоотведения заявлен на уровне 1 950,24 тыс. куб. м, в то время как органом регулирования при установлении тарифов на 2019 год объемы реализации услуг для МУП «ТО УТВиВ № 1» учтены по водоотведению на уровне 1 293,68 тыс. куб. м.

МУП «ТО УТВиВ № 1» в заявлении о досудебном урегулировании спора указывает на то, что РСТ объем реализации пропущенных сточных вод принят органом регулирования на уровне установленного в 2018 году со снижением на 2,52 %.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний № 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Согласно пункту 8 Методических указаний № 1746-э расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

Фактический объем реализации пропущенных сточных вод за 2017 год  по данным регулируемой организации, направленный в РСТ в рамках тарифной кампании 2019 года, составил 1 671,62 тыс. куб. м., на основании формы статистического федерального наблюдения № 1-канализация – 2 704,8 тыс. куб. м., № 22-ЖКХ, направленная в РСТ -  2 629,7 тыс. куб. м., № 22-ЖКХ, направленная в ФАС России – 2 704,8 тыс. куб. м.

Учитывая расхождения данных, указанных в разных источниках, в том числе в формах статистического федерального наблюдения, Комиссия считает целесообразным отказать Заявителю в удовлетворении требований относительно изменения (снижения) утвержденных органом регулирования объемов реализации услуг.

2.  По статье «Амортизация».

МУП «ТО УТВиВ № 1» затраты по статье «Амортизация» заявлены в орган регулирования при установлении тарифов на услуги водоотведения на 2019 год на уровне 26 124,45 тыс. руб. При этом РСТ по данной статье затрат учтены расходы в размере 6 830,00 тыс. руб.

Согласно пункту 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования № 406 величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

Согласно пункту 28 Методических указаний № 1746-э расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26 н, и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее – Методические указания № 91н).

Согласно пункту 10 Методических указаний № 91н единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, бухгалтерский учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту с использованием инвентарных карточек.

Согласно пункту 65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

На основании пункта 25 Правил регулирования тарифов № 406 орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, и корректности определения параметров расчета тарифов.

В обоснование заявленных требований МУП «ТО УТВиВ № 1» в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- анализ счетов 01, 02, 08 за 2017 год;

- расчет амортизации и налога на имущество МУП «ТО УТВиВ № 1» на 2019 год.

Орган регулирования в отзыве на заявление МУП «ТО УТВиВ № 1» (исх. от 13.03.2019 № 24-Исх-916, вх. от 12.04.2019 № 63919/19) в части оказываемых услуг водоотведения отмечает, что расходы по статье «Амортизация» приняты согласно ведомости основных средств на 2019 год в сфере водоотведения в размере - 6 830,00 тыс. руб.

Согласно дополнительному отзыву РСТ, представленному в ФАС России письмом исх. от 22.04.2019 № 24-Исх-1667, вх. от 23.04.2019 № 70207-М/19, отмечено, что в ходе рассмотрения ведомости основных средств в сфере водоотведения РСТ был выявлен ряд неточностей.

Согласно ведомости основных средств, представленной органом регулирования в ФАС России, фактическая амортизация основных средств и нематериальных активов за 2017 год, относимых к объектам централизованной системы водоотведения, составила 32 474,45 тыс. руб. При этом, в заявлении о рассмотрении спора регулируемой организацией отражено, что фактическая амортизация МУП «ТО УТВиВ № 1» за 2017 год в сфере водоотведения составила 30 097,23 тыс. руб.

Более того, в связи с тем, что правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности (копии договоров хозяйственного ведения  с актами приема-передачи имущества) представлены МУП «ТО УТВиВ № 1» в орган регулирования не в полном объеме, амортизация основных средств на 2019 год пересчитана, скорректирована в меньшую сторону и принята РСТ по водоотведению в размере 23 419,72 тыс. руб.

Согласно информации регулируемой организации, предоставленной в ФАС России в рабочем порядке, ведомость по основным средствам, задействованным в процессе водоотведения, на которую ссылается орган регулирования, была скорректирована РСТ самостоятельно в меньшую сторону. В этой связи принятые в расчёте органа регулирования данные не соответствует данным бухгалтерского учета Заявителя. Таким образом, МУП «ТО УТВиВ № 1» считает самостоятельное снижение органом регулирования расходов по статье «Амортизация» необоснованным.

При этом, представленные Заявителем обосновывающие материалы не содержат расчет амортизационных отчислений, налогов и иных обязательных платежей собственника арендуемого имущества в отношении объектов, переданных по договорам о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (отсутствуют данные, подтверждающие первоначальную стоимость основных средств, изменение стоимости основных средств, срок полезного использования, дату, когда эти изменения происходили и вводились объекты в эксплуатацию, амортизационную группу, в том числе с выделением объектов, непосредственно участвующих в технологическом процессе).

Согласно положениям Основ ценообразования № 406 оценка экономической обоснованности расходов, в том числе расходов на амортизацию основных средств, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Ведение бухгалтерского учета органами местного самоуправления осуществляется на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по применению Единого плана счетов (далее - Инструкция), утвержденных приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

В соответствии с пунктом 94 Инструкции на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну, изданным с учетом требований Инструкции и законодательства Российской Федерации (далее - правовой акт по бюджетному учету казны).

С учётом вышеизложенного, а также в условиях отсутствия в материалах тарифного дела правового акта по бюджетному учету казны, согласно которому собственником в отношении имущества, составляющего муниципальную казну, начисляется амортизация в установленном порядке, величина заявленной МУП «ТО УТВиВ № 1» на досудебное урегулирование спора в ФАС России амортизации не может быть признана обоснованной согласно требованиям, предусмотренным пунктом 43 Основ ценообразования № 406.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает необходимым предписать органу регулирования провести анализ расходов Заявителя по статье «Амортизация» на предмет их экономической обоснованности (отразив ссылку на правовой акт по бюджетному учету казны, согласно которому собственником в отношении имущества, составляющего муниципальную казну, начисляется амортизация), при условии наличия вышеуказанного правового акта по бюджетному учету казны совместно с МУП «ТО УТВиВ № 1» провести сверку ведомости основных средств, по итогам которого включить экономически обоснованные расходы по статье «Амортизация» в состав НВВ МУП «ТО УТВиВ № 1» в части оказываемых услуг водоотведения на 2019 год, отразив в экспертном заключении перечень принятых в расчёт объектов основных средств и соответствующие расчёты амортизационных отчислений согласно требованиям законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов).

3. По статье «Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение».

МУП «ТО УТВиВ № 1» заявляет о неучёте органом регулирования в составе НВВ по водоотведению 2019 года расходов на приобретение сырья и материалов и их хранение в размере 3 625,59 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.

Органом регулирования в НВВ по водоотведению на 2017-2019 гг. для МУП «ТО УТВиВ № 1» учтены расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение в размере 762,53 тыс. руб.

В данную статью расходов регулируемой организацией включены расходы на материалы и химические реагенты на технологические нужды предприятия, а также расходы на материалы на текущий ремонт.

При этом, в тарифе на водоотведение в составе расходов на приобретение реагентов органом регулирования учтены затраты на приобретение реагентов в размере 312,53 тыс. руб. и затраты на малоценные основные средства в размере 450,00 тыс. руб.

Фактические затраты МУП «ТО УТВиВ № 1» за 2017 год на реагенты и материалы в сфере водоотведения составили 7,53 тыс. руб. и 1 787,49 тыс. руб. соответственно.

В обоснование стоимости приобретения сырья и материалов Заявителем представлены следующие материалы:

- расчеты затрат на материалы для текущих хозяйственных целей МУП «ТО УТВиВ № 1» на 2019 год;

расчет затрат на приобретение специальной одежды и средств индивидуальной защиты МУП «ТО УТВиВ № 1» на 2019 год;

- расчет затрат на стирку и химчистку специальной одежды работников МУП «ТО УТВиВ № 1» на 2019-2023 годы;

- расчет затрат на инструменты МУП «ТО УТВиВ № 1» на 2019 год;

- расчет затрат на материалы на текущий ремонт оборудования и инвентаря по цеху № 3;

- расчет затрат на химические реагенты на 2019 год;

- расчет затрат на материалы на текущий ремонт зданий и сооружений на 2019 год;

- расчет затрат на обслуживание дизельных электростанций на 2019 год;

- анализ счетов 10, 20, 23, 25, 26 за 2017 год.

Органом регулирования расходы на приобретение реагентов в сфере водоотведения учтены органом регулирования на уровне плана 2018 года с применением индекса цен производителей промышленности, рекомендованным Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2024 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации в размере 104,3 %.

Как указано в отзыве на заявление о досудебном урегулировании спора (исх. от 13.03.2019 № 24-Исх-916, вх. от 12.04.2019 № 63919/19) расходы на материалы и малоценные средства в сфере водоотведения органом регулирования учтены на уровне других предприятий, осуществляющих аналогичный вид деятельности, так как расчеты необходимых объемов материалов и реагентов МУП «ТО УТВиВ № 1» органу регулирования представлены не были.

В соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов № 406 экспертное заключение органа регулирования должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

При этом, в отзыве органа регулирования (исх. от 13.03.2019 № 24-Исх-916, вх. от 12.04.2019 № 63919/19), а также в экспертном заключении по рассмотрению дела об установлении тарифов на водоотведение не содержится анализ экономической обоснованности затрат на материалы и малоценные средства, которые учтены органом регулирования при установлении тарифов МУП «ТО УТВиВ № 1» на водоотведение на 2019 год, исходя из данных по организациям, осуществляющим аналогичные виды деятельности.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

Исходя из вышеизложенного подход органа регулирования по определению химических реагентов в части оказываемых услуг водоотведения не может быть признан экономически обоснованным.

В условиях того, что расходы регулируемой организации на химические реагенты напрямую влияют на качество предоставляемых потребителям услуг, органу регулирования необходимо провести анализ дополнительно запрошенных у МУП «ТО УТВиВ № 1» первичных материалов, в том числе бухгалтерской отчетности, а также разъяснений о необходимости приобретения реагентов в соответствии с производственными инструкциями согласно руководству по эксплуатации и обслуживанию объектов ВКХ, по итогам которого учесть затраты на химические реагенты в составе НВВ МУП «ТО УТВиВ № 1» 2019 года на экономически обоснованном уровне, отразив подробный анализ в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406.

Также, учитывая, что расчет объёмов необходимого количества материалов и малоценных средств (а именно специальная одежда, средства индивидуальной защиты, материалы для текущих хозяйственных целей, в том числе текущий ремонт зданий, стирку и химчистку специальной одежды, обслуживание ДЭС, инструменты) непосредственно связан с количеством численности персонала МУП «ТО УТВиВ № 1», органу регулирования необходимо с учетом доводов, изложенных в пункте 4 настоящего решения, провести анализ первичных документов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов на материалы и малоценные средства организаций, в том числе на основании проведенного расчета для организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности, по итогам которого учесть затраты на материалы и малоценные средства в составе НВВ МУП «ТО УТВиВ № 1» 2019 года на экономически обоснованном уровне, отразив данный анализ в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406.

4. По статье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы», по подстатье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды цехового персонала, в том числе налоги и сборы» статьи «Общехозяйственные расходы», по подстатье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы» статьи «Административные расходы», по подстатье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы» статьи «Ремонтные расходы».

Разногласия по размеру фонда оплаты труда основного производственного, цехового, ремонтного и административно-управленческого персонала между сторонами заключаются в численности и величине средней заработной платы, учтённых РСТ при расчёте тарифов 2019 года для данных видов персонала. Разногласия по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют, заявленное на разногласия увеличение расходов на отчисления на социальные нужды производственного, цехового, ремонтного и административно-управленческого персонала связано с предлагаемым предприятием увеличением расходов на оплату труда.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с пунктом 17 Методических указаний № 1746-э с учётом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключённых регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчётный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.

Среднемесячная заработная плата.

В представленных органом регулирования в ФАС России материалах отражено, что при установлении тарифов для МУП «ТО УТВиВ № 1» на услуги водоотведения на 2019 год средняя заработная плата основного производственного, административно-управленческого и цехового видов персонала рассчитана исходя из минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда (в размере 10 303 тыс. руб.), а также иных параметров (а именно выплат компенсационного и стимулирующего характера), предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы.

Исходя из вышеуказанного расчёта средняя заработная плата по всем категориям персонала учтена РСТ при установлении тарифов для МУП «ТО УТВиВ № 1» на 2019 год в сфере водоотведения на уровне 36 031,92 руб./мес.

Комиссия обращает особое внимание на то, что со стороны МУП «ТО УТВиВ № 1» на разногласия в ФАС России не представлен контррасчёт средней заработной платы, выполненный согласно требованиям, закреплённым в Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, а также не представлены приказы о премировании работников, подтверждающие величину выплат компенсационного и стимулирующего характера (МУП «ТО УТВиВ № 1» представлен коллективный договор, в котором указан только лишь перечень доплат и надбавок за совмещение профессий, за расширение зоны обслуживания, за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за высокие достижения в труде (персональная надбавка)).

Также при расчёте средней заработной платы органом регулирования проводился анализ фактической средней заработной платы за 2017 год по всем категориям персонала МУП «ТО УТВиВ № 1», по итогам которого выявлено, что средняя заработная плата по водоотведению составила 28 230,22 руб./мес.

С учётом доведения фактической средней заработной платы, сложившейся в МУП «ТО УТВиВ № 1» за 2017 год до уровня 2019 года путём увеличения средней заработной платы за 2017 год на индексы потребительских цен, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, в размере 102,7 % (2018/2017) и 104,6 % (2019/2018) средняя заработная плата по расчёту ФАС России составила по водоотведению 30 326,08 руб./мес., что ниже учтённой органом регулирования при установлении для МУП «ТО УТВиВ № 1» тарифов на 2019 год. Учитывая вышеизложенные доводы, Комиссия считает целесообразным отказать МУП «ТО УТВиВ № 1» относительно заявленных требований по увеличению средней заработной платы всех видов персонала.

Численность.

Расчёт персонала МУП «ТО УТВиВ № 1» произведён органом регулирования исходя из рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Госстроя от 22.03.1999 № 66 (далее – Рекомендации № 66). При этом, из заявления регулируемой организации о досудебном урегулировании спора следует, что РСТ при расчёте расходов на фонд оплаты труда не учтены заявленные МУП «ТО УТВиВ № 1» единицы персонала, ввиду скорректированных органом регулирования производственных показателей в том числе скорректированной протяженности водопроводно-канализационных объектов (справочно органом регулирования расчёт численности произведён исходя из протяженности объектов канализационных сетей в размере 65,99 км, а регулируемой организацией исходя из протяженности в размере 72,82 км). Также органом регулирования не учтена численность ремонтного персонала.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 406 в составе ремонтных расходов учитываются: а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

В условиях того, что пунктом 40 Основ ценообразования № 406 предусмотрен учёт расходов фонда оплату труда ремонтного персонала в составе статьи «Ремонтный персонал», а также того, что фактически в 2017 году в штате МУП «ТО УТВиВ № 1» ремонтные работы осуществлялись подрядным способом, а на 2019 год регулируемой организацией планируется ремонтные работы производить хозяйственным способом с привлечением в штат ремонтного персонала, а органом регулирования в свою очередь расходы на фонд оплаты труда ремонтного персонала в составе статьи «Ремонтные расходы» не учтены, учитывая выводы, описанные Комиссией в пункте 2 настоящего решения, органу регулирования необходимо провести анализ численности основного-производственного, цехового, ремонтного и административно-управленческого видов персонала МУП «ТО УТВиВ № 1», в том числе исходя из корректной протяженности объектов ВКХ МУП «ТО УТВиВ № 1», по итогам которого учесть в составе НВВ МУП «ТО УТВиВ № 1» 2019 года экономически обоснованные расходы по статье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы», по подстатье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды цехового персонала, в том числе налоги и сборы» статьи «Общехозяйственные расходы», по подстатье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы» статьи «Административные расходы», по подстатье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы» статьи «Ремонтные расходы», отразив подробный анализ в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406.

5. По статье «Прочие производственные расходы».

МУП «ТО УТВиВ № 1» расходы по статье «Прочие производственные расходы» заявлены в орган регулирования при установлении тарифов на услуги водоотведения на 2019 год на уровне 6 529,00 тыс. руб. При этом, в ФАС России регулируемой организацией на разногласия заявлены расходы по данной статье затрат в размере 5 825,66 тыс. руб., что ниже заявленных МУП «ТО УТВиВ № 1» изначально на момент установления тарифов на 2019 год в орган регулирования.

Справочно Комиссия отмечает, что расчет статей затрат, учтенных в составе статьи «Прочие производственные расходы», регулируемой организацией не представлен, а доводы, указанные в заявлении о досудебном урегулировании спора, непосредственно относятся к контролю состава и свойств сточных вод.

Согласно подпункту «ж» пункта 39 Основ ценообразования № 406 в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 18 Методических указаний № 1746-э в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией. Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации: - расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод; - расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод; - расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В качестве обоснования расходов по указанной статье затрат МУП «ТО УТВиВ № 1» представлены:

- расчет количества и наименования лабораторных исследований МУП «ТО УТВ и В №1» МО Сургутский район на 2019-2023 годы;

- смета затрат на охрану окружающей среды на 2019-23 годы по цеху №2 МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район (водоотведение);

- расчет затрат на проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников по МУП «ТО УТВиВ № 1» МО Сургутский район на 2019-2023 годы;

- расчет затрат на проведение периодического медицинского осмотра работников по МУП «ТО УТВиВ №1» МО Сургутский район на 2019-2023 годы;

- расчет затрат РКЦ на 2019-2023 годы;

- анализ счета 20 за 2017 год, «Водоотведение».

МУП «ТО УТВиВ № 1» представлен расчет затрат на лабораторные исследования на 2019-2023 годы на общую сумму 13 363,04 тыс. руб. в разрезе 47 участков водоснабжения и водоотведения.

Также МУП «ТО УТВиВ № 1» представлен контракт от 16.01.2018 № ф.2017.654241 на оказание услуг по выполнению лабораторных исследований питьевой воды и сточных вод со сроком оказания услуг с 01.02.2018 по 31.01.2019, цена которого составляет 2 964,75 тыс. руб. (в том числе НДС 452,25 тыс. руб.) без распределения по видам деятельности.

В подтверждение фактических расходов регулируемой организацией представлены счета-фактуры по договору от 01.02.2016 № 20-юр/16 (договор не представлен) на проведение лабораторных исследований воды и сточных вод на 2017 год на сумму по водоотведению в размере 340,57 тыс. руб.

При этом, фактические расходы МУП «ТО УТВиВ № 1» за 2017 год на контроль состава и свойств сточных вод составили 356,67 тыс. руб.

Орган регулирования в отзыве на заявления о досудебном урегулировании спора (исх. от 13.03.2019 № 24-Исх-916, вх. от 12.04.2019 № 63919/19) обращает особое внимание на то, что заявленные МУП «ТО УТВиВ № 1» расходы на контроль сточных вод в размере 519,8 тыс. руб. более чем на 46 % превышают фактические расходы предприятия за 2017 год.

Исходя из вышеизложенного органом регулирования расходы на контроль состава и свойств сточных вод приняты на уровне других организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в субъекте, в размере по водоотведению 209,25 тыс. руб.

Комиссия обращает особое внимание на то, что анализ расходов на контроль состава и свойств сточных вод иных организаций, осуществляющих аналогичный вид деятельности в субъекте, в экспертном заключении органа регулирования не отражен.

В связи с вышеизложенным, учитывая важность проведения мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод согласно требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), а также тот факт, что недофинансирование указанных расходов в рамках формирования базового уровня операционных расходов может негативно сказаться на качестве поставляемого МУП «ТО УТВиВ № 1» ресурса коммунальных услуг, в условиях отсутствия в экспертном заключении соответствующих расчётов органа регулирования, Комиссия считает целесообразным предписать РСТ провести анализ расходов по контролю состава и свойств сточных вод на основании дополнительно запрошенных у МУП «ТО УТВиВ № 1» обосновывающих материалов, подтверждающих в том числе фактические расходы регулируемой организации в 2017 году (в том числе договоры, заключенные на 2017-2019 годы, расчёты, подтверждающие количество лабораторных исследований, счета фактуры, оборотно-сальдовые ведомости, а также расчёты расходов по контролю состава и свойств сточных вод, учтённых органом регулирования для иных регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в субъекте), по итогам которого учесть полученные затраты в экономически обоснованном объёме в составе НВВ Заявителя 2019 года, отразив данный анализ в экспертном заключении по установлению тарифов согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406.

Иные заявленные на разногласия МУП «ТО УТВиВ № 1» прочие производственные расходы 2019 года приняты органом регулирования на уровне плановых 2018 года, увеличенных на индекс потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, на 2019 год в размере 104,6 %, в сфере водоотведения на уровне 2 207,03 тыс. руб.

Поскольку по иным прочим производственным расходам МУП «ТО УТВиВ № 1 не заявлены разногласия, аргументация относительно иных расходов, входящих в состав производственных не представлена в заявлении о разногласиях, ФАС России оставшаяся часть средств, входящая в состав статьи «Производственные расходы», не подвергалась анализу.

6. По статье «Расходы на приобретение электрической энергии (мощности), тепловой энергии, других энергетических ресурсов и холодной воды».

МУП «ТО УТВиВ № 1» затраты по статье «Расходы на приобретение электрической энергии (мощности)» заявлены в орган регулирования при установлении тарифов на услуги водоотведения на 2019 год на уровне 11 062,90 тыс. руб.

При этом ФАС России отмечает, что в заявлении о досудебном урегулировании спора МУП «ТО УТВиВ № 1» в ФАС России заявлены расходы на электроэнергию в размере выше заявленных изначально в орган регулирования, а именно на уровне 11 730,91 тыс. руб.

Разногласия по данной статье возникли по объёмам потребляемой электроэнергии, в том числе по величине удельного расхода, разногласия по цене приобретаемой электроэнергии не заявлены МУП «ТО УТВиВ № 1».

Предприятием заявлено потребление электроэнергии в объеме 2 222,16 тыс. квт.ч. на основании выполненного расчета с учетом поправочного коэффициента. По мнению Заявителя, динамика потребления электроэнергии за предыдущие периоды регулирования указывает на то, что объем электроэнергии на подъем, очистку и транспортировку сточных вод регулярно (ежегодно) занижается органом регулирования. За 2017 год объем электрической энергии составил 1 464,8 тыс. квт.ч., за 2015 год - 1 502,28 тыс. квт.ч. Также в заявлении о досудебном урегулировании спора Заявитель отмечает, что расход электроэнергии в расчете МУП «ТО УТВиВ № 1» превышает нормативный в силу технологических особенностей на некоторых участках, устранение которых невозможно по техническим причинам.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты исходя из объема принятых сточных вод, отраженного в таблице по балансу водоотведения, удельного расхода электроэнергии и цены электроэнергии. Цена электроэнергии принята органом регулирования согласно представленным счетам фактурам за 2018 год (поставщик – АО «ТЭК» в том числе с учётом параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации).

Согласно пункту 64 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

В обоснование заявленных требований МУП «ТО УТВиВ № 1» в ФАС России представлены следующие документы:

 - расчет потребности в электроэнергии для водоотведения по МУП «ТО УТВиВ № 1» на 2019 год;

 - счета-фактуры покупки электроэнергии за 2017 и 2018 годы;

 - анализ по расходу электроэнергии за 2016 и 2017 годы;

 - паспорта на узлы учета электроэнергии;

 - договор от 01.01.2013 № 14 001-Л между МУП «ТО УТВиВ № 1» и ООО «Югорская ТЭК»;

 - договор от 02.03.2018 № 353 между МУП «ТО УТВиВ № 1» и АО «Газпром энергосбыт Тюмень»;

- договор № 1895-Ц между МУП «ТО УТВиВ № 1» и АО «Газпром энергосбыт Тюмень»;

- прогнозные цены на электроэнергию на 2018-2020 годы.

Однако, в условиях наличия выводов, содержащихся в пункте 1 настоящего заключения, Комиссия считает целесообразным отказать Заявителю  в удовлетворении требований (поскольку объёмы принятых, пропущенных сточных вод в статистических формах, представленных МУП «ТО УТВиВ № 1», существенно разнятся (в том числе не совпадают по одному и тому же периоду регулирования), а объёмы реализации услуг являются параметрами, напрямую зависящими и задействованными в расчёте электроэнергии, в связи с чем требования Заявителя по увеличению расходов на электроэнергию не могут быть признаны обоснованными).

7. По статье «Расходы на оплату товаров (работ, услуг), приобретаемых у других организаций, осуществляемых регулируемые виды деятельности».

В данной статье МУП «ТО УТВиВ № 1» заявлены расходы оказываемые услуги водоотведения для поселения (посёлка городского типа) Белый Яр СГМУП «Горводоканал» и для сп. Солнечный (п. ГПЗ) ПАО «Сургутнефтегаз», подлежащие дополнительному учёту в составе необходимой валовой выручки МУП «ТО УТВиВ № 1» на 2019 год по водоотведению в сумме 856,12 тыс. руб.

Согласно подпункту «а» пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

МУП «ТО УТВиВ № 1» в заявлении о досудебном урегулировании спора указывает на то, что органом регулирования при расчёте НВВ 2019 года полностью исключены расходы на оплату товаров (работ, услуг), приобретаемых у СГМУП «Горводоканал» и ПАО «Сургутнефтегаз». Аргументация исключения заявленных регулируемой организацией расходов в экспертном заключении отсутствует.

МУП «ТО УТВиВ № 1» отмечает, что договоры на оказываемые услуги водоотведения с вышеуказанными организациями заключаются ежегодно. Договоры на 2019 годы были заключены в ноябре 2018 года, в связи с чем представить их до утверждения тарифов не представлялось возможным.

На 2019 год МУП «ТО УТВиВ № 1» заключены договоры на оказываемые услуги водоотведения с СГМУП «Горводоканал» от 26.11.2018 № 7519-1 и с ПАО «Сургутнефтегаз» от 15.11.2018 № 260.

Договоры, заключенные регулируемой организацией на 2018 год, были направлены органу регулирования в составе тарифного дела 2019 года.

МУП «ТО УТВиВ № 1» также обращает внимание на то, объемы реализации услуг водоотведения указаны в балансе предприятия, но не приняты органом регулирования.

Исходя из вышеизложенного МУП «ТО УТВиВ № 1» предлагается принять расходы по данной статье в заявленном размере, одновременно включив объемы реализации услуг СГМУП «Горводоканал» и ПАО «Сургутнефтегаз» по данным договорам в объёмы реализации услуг МУП «ТО УТВиВ № 1», а также в расходную часть тарифа, то есть в состав необходимой валовой выручки Заявителя в полном объёме.

Орган регулирования в экспертном заключении об установлении тарифов на оказываемые услуги водоотведения МУП «ТО УТВиВ № 1», а также в отзыве на заявление о досудебном урегулировании спора указывает на то, что расходы на оказываемые услуги водоотведения ПАО «Сургутенефтегаз» учтены органом регулирования с учётом конечного тарифа на водоотведение, который складывается из тарифа на приём и транспортировку сточных вод МУП «ТО УТВиВ № 1» и тарифа ПАО «Сургутенефтегаз» с учётом приёма, транспортировки и очистки сточных вод согласно заявлениям МУП «ТО УТВиВ № 1», представленным на момент установления тарифов (вх. от 27.04.2018 № 24-Вх-2463).

Таким образом, орган регулирования указывает на то, что включение заявленных МУП «ТО УТВиВ № 1» расходов в состав НВВ приведет к двойному учёту расходов от реализации услуг.

Учитывая вышеуказанные доводы, а также того факта, что договоры на оказываемые услуги водоотведения, заключенные со СГМУП «Горводоканал» от 26.11.2018 № 7519-1 и с ПАО «Сургутнефтегаз» от 15.11.2018 № 260, не были представлены в период установления тарифов, а также учитывая факты, описанные в пункте 1 настоящего решения, Комиссия считает целесообразным отказать Заявителю в удовлетворении требований по статье «Расходы на оплату товаров (работ, услуг), приобретаемых у других организаций, осуществляемых регулируемые виды деятельности» в части оказываемых услуг водоотведения.

8. По статье «Расходы по сомнительным долгам».

МУП «ТО УТВиВ № 1» заявляет о неучёте органом регулирования в составе НВВ 2019 года расходов по сомнительным долгам по водоотведению в размере 1 322,58 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы по сомнительным долгам, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 42 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 42 Основ ценообразования № 406 установлено, что к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности), определяемые в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э, в размере не более 2 процентов НВВ, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования (то есть за тот период, по которому имеются подтверждённые бухгалтерской и статистической отчётностью данные).

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации под сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации безнадёжными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истёк установленной срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 266 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадёжных долгов, признанных таковыми в порядке, установленным вышеуказанной статьей.

В качестве обоснования заявленных требований по статье «Расходы по сомнительным долгам» регулируемой организацией в РСТ и ФАС России представлена форма статистического наблюдения 1-канализация за 2017 год, а также отчеты о реализации услуг водоотведения за 2017 год с помесячной разбивкой.

Органом регулирования по данной статье в составе НВВ при установлении тарифов на услуги водоотведения для МУП «ТО УТВиВ № 1» на 2019 год расходы не учтены в связи с отсутствием соответствующей подтверждающей документации.

Комиссия отмечает, что при расчете расходов по сомнительным долгам в обязательном порядке анализируются реестры лицевых счетов с дебиторской задолженностью, списанной за баланс на основании актов о невозможности взыскания, решения суда о невозможности взыскания задолженности, приказы о списании безнадежной задолженности, невозможной к взысканию, расчет расходов на резерв по сомнительным долгам, приказ о создании резерва по сомнительным долгам.

Комиссия обращает особое внимание на то, что вышеперечисленные документы как в адрес органа регулирования, так и в адрес ФАС России представлены не были.

Учитывая вышеизложенные доводы, требования МУП «ТО УТВиВ № 1» относительно учёта расходов по статье «Расходы по сомнительным долгам» удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между МУП «ТО УТВиВ № 1» и Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (исх. от 28.02.2019 № 05-816; вх. от 28.02.2019 рег. № 34492/19),

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры нарушившей пункты 22, 24, 39, 40, 50, 52, 77 Основ ценообразования № 406, пункт 28 Методических указаний № 1746-э, пункты 25, 26 Правил регулирования тарифов № 406.

2. Частично удовлетворить требования МУП «ТО УТВиВ № 1», указанные в заявлении о рассмотрении в досудебном порядке споров в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения с Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (исх. от 28.02.2019 № 05-816; вх. от 28.02.2019 рег. № 34492/19).

3.Органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.08.2019 провести анализ и учесть экономически обоснованные расходы по статьям «Амортизация», «Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение», «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы» по подстатье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды цехового персонала, в том числе налоги и сборы», «Общехозяйственные расходы» по подстатье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы», «Административные расходы», по подстатье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы», «Ремонтные расходы», «Прочие производственные расходы», в экономически обоснованном объеме, пересмотрев установленную НВВ МУП «ТО УТВиВ № 1» в части оказываемых услуг водоотведения 2019 года с учетом положений Основ ценообразования № 406 и пунктов 2, 3, 4, 5 мотивировочной части настоящего предписания.

4. Органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.08.2019 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на водоотведение на 2019 год, в том числе долгосрочных параметров регулирования, установленных для МУП «ТО УТВиВ № 1» на 2019-2023 г., на основании требований, предусмотренных пунктом 3 резолютивной части настоящего решения, а также с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

В случае необходимости средства, неучтенные в составе необходимой валовой выручки и тарифах на оказываемые услуги водоотведения МУП «ТО УТВиВ № 1» 2019 года, учесть при установлении тарифов в сфере водоотведения в отношении МУП «ТО УТВиВ № 1» на 2020-2023 годы.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере водоотведения для МУП «ТО УТВиВ № 1» (в том числе долгосрочных параметров регулирования, установленных для МУП «ТО УТВиВ № 1» на 2019-2023 г.) письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении для
МУП «ТО УТВиВ № 1» цен (тарифов) в сфере водоотведения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении МУП «ТО УТВиВ № 1».

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Ханты-мансийского автономного округа-Югры
ИНН 8601028608, ОГРН 1068601010884
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ТЕРРИТОРИАЛЬНО ОБЪЕДИНЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕПЛОВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ №1" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКИЙ РАЙОН
ИНН 8617018034, ОГРН 1028601681569