Решение №СП/52732/21 РЕШЕНИЕ от 28 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» июня 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования     цен     (тарифов)     в      сфере      теплоснабжения      между АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее – АО «АЦБК», Заявитель, регулируемая организация) и Агентством по тарифам и ценам Архангельской   области   (далее    –    Орган    регулирования,    Агентство) (исх. № 36-2021-01784-исх от 12.03.2021; рег. № 40714/21 от 15.03.2021) в

присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи представителя по доверенности от АО «АЦБК» <...>, представителя по доверенности от АО «АЦБК» <...>, советника генерального директора АО «АЦБК» по правовым вопросам <...>, заместителя начальника отдела себестоимости и экономических нормативов АО «АЦБК» <...>, заместителя руководителя Агентства <...>, начальника отдела регулирования в сфере теплоснабжения Агентства <...>, заместителя начальника отдела правовой и контрольно- административной работы Агентства <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного

 

постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях между АО

«АЦБК» и Агентством по тарифам и ценам Архангельской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли между АО «АЦБК» и Органом регулирования по постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 17.12.2020 № 69-т/28, которым внесены изменения в постановление Агентства от 20.12.2018 № 78-т/18 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Архангельский ЦБК» потребителям, расположенным на территории МО «Город Новодвинск».

Для регулируемой организации установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годы (методом долгосрочной индексации установленных тарифов).

Производство тепловой энергии осуществляется регулируемой организацией в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. При этом в сфере теплоснабжения организация осуществляет регулируемые (выработка тепловой энергии в виде горячей воды) и нерегулируемые (выработка тепловой энергии в виде пара) виды деятельности.

Тариф на тепловую энергию на 2021 год установлен в следующих размерах:

- с 01.01.2021 – 915,7 руб./Гкал;

- с 01.07.2021 — 1 043,35 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2021 год для АО «АЦБК», составляет 1 804 707,06 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 1 881 937,06 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется     Федеральным     законом     от     27.07.2010     №     190-ФЗ

«О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства      Российской      Федерации      от      22.10.2012      №      1075

«О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее –

 

Методические указания № 760-э).

АО «АЦБК» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на 2021 год, расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1:

Таблица 1. Статьи разногласий между Заявителем и Органом регулирования и величина расходов по ним, тыс.руб.

№ п/п

Наименование статьи затрат

Орган регулирования

Заявитель (в Орган регулирования)

Заявитель (в ФАС)

Объем разногласий

 

 

 

 

1

Экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов на 2019 год (выпадающие доходы), по статье

«Ремонт основных средств»

 

 

 

 

-

 

 

 

 

155 221,62

 

 

 

 

77 230,00

 

 

 

 

77 230,00

 

Итого

-

155 221,62

77 230,00

77 230,00

 

НВВ

1 804 707,06

2 393 841,61

1 881 937,06

77 230,00

Величина разногласий, заявленных АО «АЦБК» в ФАС России, составляет 77 230,00 тыс. руб.

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов по статье затрат «Выпадающие доходы по статье «Ремонт основных средств» в размере 77 230,00 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Согласно пунктам 58, 73 Основ ценообразования № 1075, расходы на ремонт основных средств включаются в состав операционных расходов.

В соответствии с пунктами 71 и 73 Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ регулируемой организации включает в себя в том числе операционные расходы, учитываемые в составе текущих расходов и определяемые в соответствии с пунктами 58-60 Основ ценообразования № 1075.

 

Пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов с применением индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенного в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекса эффективности операционных расходов и индекса изменения количества активов.

При этом базовый уровень операционных расходов относится, согласно подпункту а) пункта 75 Основ ценообразования № 1075, к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, не подлежащих пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев пересмотра по основаниям, предусмотренным пунктом 59 Основ ценообразования № 1075.

Корректировка НВВ и долгосрочных тарифов, проводимая в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 в порядке, установленном пунктами 49-57 Методических указаний № 760-э, предусматривает осуществление корректировки операционных расходов исходя из базового уровня операционных расходов и уточненных значений индексов потребительских цен и индексов изменения количества активов.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

  • договоры подряда на выполнение ремонтных работ;
  • акты выполненных работ, счета-фактуры, подтверждающие исполнение договоров подряда за 2019 год;
  • платежные поручения по оплате услуг подрядных организаций по ремонту оборудования за 2019 год;
  • акты     выполненных     работ,    счета-фактуры,    подтверждающие транспортные расходы на перевозку оборудования в ремонт за 2019 год;
  • договоры на закупку запасных частей и материалов, используемых при ремонте;
  • требования-накладные  о   выдаче   запасных  частей   и   материалов, используемых при ремонте за 2019 год;
  • акты      выполненных     работ     цехами      инженерной     службы АО «Архангельский ЦБК» за 2019 год;
  • требования-накладные  на   запасные   части,   изготовленные  цехами

 

инженерной службы АО «Архангельский ЦБК» за 2019 год;

  • бухгалтерские справки по общепроизводственным расходам, учтенным в расходах на тепловую энергию за 2019 год;
  • оборотно-сальдовые ведомости по МВЗ за 2019 год;
  • планы, графики проведения ремонтных работ в 2019 году;
  • акты осмотра зданий и сооружений ТЭС-1;
  • акты технического состояния зданий, сооружений, оборудования;
  • заключения экспертизы промышленной безопасности;
  • дефектные ведомости;
  • итоговые протоколы выбора исполнителя подрядных работ за 2019 год.

Согласно заявлению об уточнении требований АО «АЦБК» о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Агентством, направленному в адрес ФАС России письмом рег. от 26.04.2021 № 69459/21 (далее – заявление об уточнении требований), по статье затрат «Ремонт основных средств», понесенных АО «АЦБК» в 2019 году, расходы на ремонт основных средств, относимые на деятельность по теплоснабжению в соответствии с принятой Заявителем учетной политикой и методикой раздельного учета по регулируемым видам деятельности, составили 176 287,62 тыс. руб.

При этом, согласно заявлению АО «АЦБК», размер экономически обоснованных расходов по статье «Ремонт основных средств» на производство тепловой энергии в 2019 году составляет 98 296, 00 тыс. руб. в том числе:

  • услуги по ремонту, выполняемые подрядными организациями — 68 847,74 тыс. руб.;
  • услуги по ремонту, выполняемые ремонтными цехами АО «АЦБК» – 7 816,30 тыс. руб.;
  • стоимость запасных частей и материалов, использованных при ремонте

– 21 631,96 тыс. руб.

Органом регулирования «Расходы на ремонт основных средств» учтены на 2019 год в размере 21 066,0 тыс. руб. Таким образом, Заявителем определены экономически обоснованные расходы, не учтенные Органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2019 год (выпадающие доходы), в сумме 77 230, 00 тыс. руб.

В соответствии с письменным мнением Органа регулирования при установлении тарифов на 2019 год (первый год долгосрочного периода регулирования 2019-2023) АО «АЦБК» в адрес Агентства письмом от 29.10.2018 № 110/144 в качестве обосновывающих материалов по статье

 

«Расходы на ремонт основных средств» предоставило программу ремонтных работ на 2019 год на сумму 204 127,8 тыс. руб., на 2020-2023 годы программа ремонтных работ регулируемой организацией не представлена.

В этой связи, согласно пункту 41 Основ ценообразования № 1075, расходы по статье затрат «Расходы на ремонт основных средств» определены Органом регулирования на 2019 год в размере 21 066,0 тыс. руб. согласно представленной Заявителем программе ремонтных работ с делением затрат на 5 лет долгосрочного периода регулирования в доле, относимой на тепловую энергию, которая составила 51,6 % (204 127,8 тыс. руб./5 *51,6%).

При этом, согласно возражениям АО «АЦБК» на отзыв Органа регулирования, направленным в адрес ФАС России письмом рег. от 26.04.2021

№ 69459/21, Заявителем в Агентство 19.12.2018 был предоставлен перечень объемов работ по ремонту оборудования ТЭС-1 на 2020-2023 годы.

По мнению Заявителя, Орган регулирования неверно истолковал нормы материального права, разделив на 5 лет долгосрочного периода регулирования затраты в размере 204 127,8 тыс. руб., представленные и обоснованные АО «АЦБК» на 2019 год.

ФАС   России   отмечает,   что   решением   ФАС   России   от   25.07.2019

№ 31/64078/19 в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникших при установлении тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годы, (заявление от 05.03.2019 № 10/81; рег. от 12.03.2019 № 41250/19), в том числе по статье затрат

«Расходы на ремонт основных средств», АО «АЦБК» было отказано.

Согласно письменному мнению и Экспертному заключению Агентства, скорректированная общая плановая НВВ на 2021 год определена в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 49 Методических указаний № 760-э по формуле (20).

 

 
   


Скорректированные операционные расходы определены в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 по формуле (10) пункта 36 Методических указаний № 760-э:

 

Орган регулирования отмечает, что фактические операционные расходы, включая расходы по статье «Расходы на ремонт основных средств», будут проанализированы по истечении долгосрочного периода регулирования

 

2019-2023 годов и, в случае выявления превышения фактических экономически обоснованных операционных расходов регулируемой организации над операционными расходами, учтенными при установлении тарифов в долгосрочном периоде регулирования, указанные расходы будут учтены в НВВ регулируемой организации в следующем долгосрочном периоде регулирования 2024-2028 годов, в порядке, предусмотренном пунктом 13 Основ ценообразования № 1075, при наличии экономического обоснования и документального подтверждения данными бухгалтерской и статистической отчетности.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» и Агентством по тарифам и ценам Архангельской области на разногласия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать в удовлетворении требований АО «Архангельский целлюлозно- бумажный комбинат», указанных в заявлении о разногласиях с Агентством по тарифам и ценам Архангельской   области   (исх.   №   36-2021-01784-исх от 12.03.2021; рег. № 40714/21 от 15.03.2021).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны