Предписание №СП/80392/23 Предписание Государственному комитету КБР (АО "ГЭС" г. Прохл... от 3 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

27 сентября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 13.03.2023 № 119/23, Акт проверки ФАС России от 30.03.2023 № 16/23), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору при установлении тарифов на передачу электрической энергии для АО «Городские электрические сети» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 13.03.2023 № 119/23 проверка проводилась в отношении установленных тарифов в сфере электроэнергетики на 2023 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования.

В рамках исполнения своих полномочий Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору (далее – Комитет, орган регулирования) были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для АО «Городские электрические сети» (далее – АО «ГЭС», Общество, регулируемая организация) на 2023 год.

Приказом Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору от 29.12.2020 № 98 в отношении АО «ГЭС» были установлены долгосрочные параметры регулирования на 2021-2025 гг. с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 67 197,90 тыс. руб.

Приказом Комитета от 28.11.2022 № 250 внесены изменения в приказ Комитета от 29.12.2020 № 98. НВВ без учета оплаты потерь, установленная Комитетом на 2021 год, составляет 133 511,75 тыс. руб., на 2022 год –
133 075,16 тыс. руб., на 2023 – 79 885,79 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел на 2021 и 2023 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе экспертное заключение по делу об установлении долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям АО «Городские электрические сети» на 2021-2025 годы (далее – Экспертное заключение на 2021 год), экспертное заключение по делу о корректировке необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО «Городские электрические сети» на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также возражения Комитета на Акт проверки ФАС России от 30.03.2023 № 16/23, направленные письмом от 05.05.2023 № 37-04-15-1470 (рег. от 10.05.2023 № 69361-ЭП/23) (далее — Возражения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год

В соответствии с Экспертным заключением на 2021 год базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год установлен органом регулирования в размере 67 197,90 тыс. руб. (0,7 * 70 672,53 + 0,3 * 59 090,41), где 70 672,53 тыс. руб. - подконтрольные расходы, определенные Комитетом методом экономически обоснованных расходов, 59 090,41 тыс. руб. – эффективный уровень подконтрольных расходов, определенный с применением метода сравнения аналогов.

1.1. Подконтрольные расходы на 2021 год (метод экономически обоснованных расходов)

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

1.1.1. Сырье, основные материалы

По статье «Сырье, основные материалы» на 2021 год органом регулирования определены затраты в размере 1 971,36 тыс. руб. (заявлено Обществом - 2 315,52 тыс. руб.).

Как следует из Экспертного заключения на 2021 год, в обоснование данной статьи регулируемой организацией был представлен расчет расходов, оборотно-сальдовые ведомости по счету 10/1, коммерческие предложения по отдельным видам материалов и инвентаря. Комитетом исключены расходы на ГСМ (119,2 тыс. руб.), триколор и увлажнитель воздуха (198,16 тыс. руб.), бинокль ночного видения (344,16 тыс. руб.).

Фактическая экономически обоснованная величина затрат за 2019 год составляет 1 466,54 тыс. руб.

При принятии фактических экономически обоснованных значений расходов органу регулирования необходимо также учитывать величины ранее принятых и фактических расходов. Анализ величины фактических расходов необходимо производить в разрезе расходов по договорам с учетом сроков их действия и периодичности несения расходов. Цены, принимаемые органом регулирования в договорах, должны соответствовать положениям пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178. Фактические суммы расходов должны быть подтверждены первичными документами и бухгалтерской отчетностью Общества. При установлении тарифов из НВВ Общества исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проведения экономического анализа в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178 и Правил № 1178.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2021 год в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 не представлен анализ обосновывающих документов Общества на предмет соблюдения положений пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178, не представлено обоснование учета затрат по данной статье в размере, превышающем фактические экономические затраты с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020-2021 гг.

Как следует из Возражений, в составе рассматриваемой статьи учтены расходы на материалы и инвентарь для осуществления работ по расчистке трасс от кустарников и зарослей, техническому обслуживанию и ремонту электросетевого имущества и прочим работам на основании проведенного анализа цен на торговых площадках, договоров, заключенных по результатам торгов, и коммерческих предложений.

При этом анализ цен в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 не приведен. ФАС России также обращает внимание, что коммерческие предложения могут выступать в качестве анализа рыночных цен при условии наличия их в материалах тарифного дела в количестве не менее 3-х.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

1.1.2. Работы и услуги производственного характера

По данной статье расходов на 2021 год органом регулирования определены затраты в размере 6 637,93 тыс. руб. по заявке Общества.

Фактическая экономически обоснованная величина затрат за 2019 год составляет 5 252,40 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2021 год расходы по статье «Работы и услуги производственного характера» учтены Комитетом на основании представленных сметных расчетов и плана проведения капитального ремонта.

ФАС России отмечает, что Комитетом в Экспертном заключении на 2021 год не представлен анализ первичной и бухгалтерской документации Общества, не представлена информация по ценам на ремонтные мероприятия, определенным в соответствии с положениями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, что является нарушением пункта 23 Правил регулирования № 1178.

Расходы на ремонт основных фондов приняты Комитетом без учета отражения анализа заявленных Обществом мероприятий по капитальному ремонту электрооборудования исходя из представленных актов осмотра, дефектных ведомостей, с учетом сроков и периодичности проведения ремонтов в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей, а также правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и долгосрочных графиков ремонтов.

Как следует из Возражений, представленные сметы составлены в соответствии со сметными нормативами, расценки на материалы приняты с учетом рыночных цен и непревышения цен в договорах, заключенных по результатам торгов.

ФАС России отмечает, что анализ цен в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 отсутствует.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

1.1.3. Затраты на оплату труда

По данной статье расходов на 2021 год органом регулирования определены затраты в размере 40 382,77 тыс. руб. (заявка регулируемой организации - 34 528,92 тыс. руб.).

Фактическая экономически обоснованная величина затрат за 2019 год составляет 32 765,50 тыс. руб.

Сумма расходов на оплату труда в размере 40 382,77 тыс. руб. определена органом регулирования исходя из следующих показателей: численность работников – 106,55 чел. (заявка Общества - 105 чел.), средняя заработная плата -
31 582,10 руб. (заявка Общества – 27 404 руб.).

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что размер экономически обоснованных расходов предлагается регулируемой организацией в необходимом и достаточном для осуществления регулируемой деятельности размере.

Обязанность по представлению необходимых обосновывающих материалов и соответствующих расчетов с целью подтверждения заявленной в тарифной заявке суммы расходов возложена на регулируемую организацию, в связи с чем учет органом регулирования незаявленных расходов является необоснованным и противоречит принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (статья 6 Федерального закона № 35-ФЗ).

В этой связи расходы в сумме 5 853,85 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов АО «ГЭС».

Также в части численности персонала ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с Экспертным заключением на 2021 год величина фактической численности Общества за 2019 год составляет 98 чел. Экспертное заключение органа регулирования не содержит обоснования увеличения плановой численности персонала относительно фактической величины 2019 года.

Как следует из Возражений, расчет нормативной численности персонала был произведен Комитетом в соответствии с приказом Госстроя Российской Федерации от 03.04.2000 № 68 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий» (далее — Рекомендации № 68). При этом в соответствии с пунктом 1.12 Рекомендаций № 68 расчет численности работников, не предусмотренных сборником, но необходимых предприятию для обеспечения технологического процесса, производится по действующим межотраслевым и отраслевым нормам и нормативам по труду. При отсутствии в сборнике нормативов численности по отдельным профессиям рабочих допускается разработка местных технически обоснованных норм и нормативов.

В связи с отсутствием данных нормативов Комитетом учтены в расчетах штатные единицы по указанным видам работ в соответствии с штатным расписанием. Дополнительно включены сотрудники: оператор для ввода показаний СКУКЭЭ, специалист по транспорту электроэнергии, водитель автогидроподъемника, машинист бурильной установки, электрогазосварщик, слесарь по ремонту а\м, водитель автокрана, водитель легковой машины, уборщик помещений, специалист по закупкам, водитель электролаборатории, начальник центра обслуживания потребителей, заместитель начальника центра обслуживания потребителей, инженер по сертификации и испытанию параметров качества, электромонтер по обслуживанию приборов учета, машинист АГП.

Кроме того, увеличению плановой численности персонала на 2021 год над фактической численностью АО «ГЭС» за 2019 год послужила возникшая с 01.07.2020 обязанность сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), предусмотренная пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ.

Таким образом, Комитетом нормативная численность АО «ГЭС» на 2021 год определена в размере 106,55 чел.

ФАС России отмечает, что учет в составе НВВ регулируемой организации нормативной численности персонала, превышающей фактическую численность 2019 года, не предусмотрен действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, за исключением учета дополнительной нормативной численности на объекты, введенные в эксплуатацию в течение 2020 года.

В этой связи расходы по статье «Затраты на оплату труда» подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением экономически необоснованных расходов. Комитету необходимо принять в расчет фактическую численность персонала в количестве 98 человек, увеличив ее на нормативную численность персонала, приходящегося на выполнение обязанности сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) (с учетом непревышения заявки регулируемой организации). Расчет нормативной численности необходимо отразить в экспертном заключении органа регулирования.

1.1.4. Услуги вневедомственной и ведомственной охраны

По данной статье расходов на 2021 год органом регулирования определены затраты в размере 682,74 тыс. руб. (заявка регулируемой организации - 353,45 тыс. руб.).

Фактическая экономически обоснованная величина затрат за 2019 год составляет 173,61 тыс. руб.

Как следует из Экспертного заключения на 2021 год, АО «ГЭС» письмом от 23.10.2020 обратилось в адрес Комитета о включении в состав НВВ расходов на вневедомственную охрану на сумму 5 356,8 тыс. руб.

Согласно пункту 12 Правил регулирования № 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе представить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования. Уточненные предложения подлежат опубликованию в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».

Орган регулирования отмечает, что скорректированное предложение АО «ГЭС» не было опубликовано на официальном сайте в соответствии с требованиями о раскрытии информации в установленном порядке.

Вместе с тем Комитет, ссылаясь на отсутствие в штате организации охранника или сторожа, а также на то, что на территории, где располагается административное здание, размещаются транспортные средства, а также товарно-материальные ценности, используемые в деятельности по передаче электрической энергии, учитывает данные расходы в сумме 502,89 тыс. руб., указывая, что расходы относятся на услуги по передаче электрической энергии в полном объеме.

ФАС России отмечает, что расходы в сумме 502,89 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ АО «ГЭС», поскольку скорректированное предложение не было опубликовано в соответствии с пунктом 12 Правил регулирования № 1178.

Дополнительно ФАС России отмечает, что органом регулирования не учитывается факт осуществления АО «ГЭС» иных видов деятельности, не относящихся к передаче электрической энергии (согласно выписке из ЕГРЮЛ АО «ГЭС» осуществляет 10 видов деятельности).

1.1.5. Измерение и контроль качества электрической энергии и аналитическая обработка данных, полученных при осуществлении измерений

По данной статье расходов на 2021 год органом регулирования определены затраты в размере 6 625,0 тыс. руб. по заявке Общества

В соответствии с Экспертным заключением на 2021 год в обоснование данных расходов представлен договор, заключенный в 2019 году по результатам проведения торгов, на сумму 6 250,00 тыс. руб. С учетом ИПЦ на 2020-2021 годы расходы принимаются Комитетом на уровне предложения организации в размере 6 625,00 тыс. руб.

Как следует из Возражений, Комитетом учтены результаты деятельности АО «ГЭС» по итогам истекших периодов регулирования и проведен анализ фактических затрат по данной статье. Исходя из представленных первичных документов в обоснование фактических затрат АО «ГЭС» по данной статье были оказаны услуги по договору с ООО «ЮМЭК-Коммунальный сервис», заключенному по результатам проведения торгов.

Согласно пункту 1.7 договора с ООО «ЮМЭК-Коммунальный сервис» услуги по измерению и контролю параметров электрической энергии в сетях АО «ГЭС» и аналитической обработки данных, полученных при осуществлении измерений, оказываются ежемесячно, согласно графику технологического контроля.

Фактические затраты, принятые Комитетом в соответствии с представленными материалами в 2019 году, составили 6 250,00 тыс. руб.

Органом регулирования в Возражениях указано, что в результате проведенного в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 анализа цен на данную услугу, Комитетом приняты экономически обоснованные расходы по данной статье в размере 6 625,00 тыс. руб. по предложению АО «ГЭС».

ФАС России отмечает, что в соответствии с протоколом № 31908372917-01 (извещение о закупке от 04.10.2019 № 31908372917), размещенным на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, закупка казание услуг по измерению и контролю параметров электрической энергии и аналитической обработке данных, полученных при осуществлении измерений» АО «Городские электрические сети») была признана несостоявшейся, поскольку на участие в закупке была подана только одна заявка.

Использование в качестве источника информации о ценах договоров, заключенных без проведения конкурсных процедур (в том числе в случаях признания торгов несостоявшимися), противоречит пункту 29 Основ ценообразования № 1178 и свидетельствует об отсутствии оснований у органа регулирования относить сведения, содержащиеся в указанном в договоре, к экономически обоснованным.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением экономически необоснованных расходов.

1.1.6. Расходы на установку приборов учета

По данной статье расходов на 2021 год органом регулирования определены затраты в размере 3 446,83 тыс. руб. (заявка Общества — 10 791,08 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э в состав подконтрольных расходов включаются расходы, необходимые для исполнения предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям.

Экспертное заключение на 2021 год в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 не содержит анализ экономической обоснованности учтенных расходов.

Как следует из Возражений, расходы на установку приборов учета на 2021 год учтены в соответствии с представленными локальными сметными расчетами, а также графиком замены приборов учета электрической энергии, представленным АО «ГЭС».

Расчет расходов на реализацию мероприятий по обеспечению коммерческого учета электрической энергии на 2021-2025 годы выполнен органом регулирования следующим образом:

№ п/п

Наименование показателя

ПУ 1-Ф прямого включения

ПУ 3-Ф прямого включения

ПУ 3-Ф полукосвенного включения с ТТ 0,4 кВ

1.

Всего по графику замены

2 040

161

87

2.

Стоимость замены за 1ед. (руб.)

6 847,52

13 997,36

11 628,16

3.

Стоимость всего (тыс. руб.)

13 968,94

2 253,58

1 011,65

ФАС России отмечает, что представленные локальные сметные расчеты не подписаны и не утверждены, часть из них не имеет даты составления.

Как следует из представленных локальных сметных расчетов, в стоимость одного счетчика включены прямые расходы «по текущей стоимости», а также накладные расходы и сметная прибыль.

Анализ стоимости приборов учета в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 в экспертном заключении и Возражениях отсутствует.

В части количества приборов учета, подлежащих замене, ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).

Органом регулирования не исследованы причины и необходимость замены приборов учета в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере электроэнергетики (приборы учета в соответствии с ведомостью амортизационных отчислений на 2023 год были приобретены регулируемой организацией в 2020-2021 гг.).

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением экономически необоснованных расходов.

1.1.7. Объявления в средствах массовой информации, PR-услуги

По данной статье расходов на 2021 год органом регулирования определены затраты в размере 57,06 тыс. руб.

Как следует из Возражений, в обоснование данной статьи АО «ГЭС» был представлен договор на публикацию объявлений и информационных материалов, в том числе бухгалтерской отчетности с МУ «Редакция газеты «Вести Прохладного».

Также на страницах МУ «Редакция газеты «Вести Прохладного» АО «ГЭС» размещает информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».

В соответствии с представленными материалами экономически обоснованными за 2019 год признаны расходы в размере 55,08 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2021 год не содержит анализ экономической обоснованности учтенных расходов в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, также не представлены реквизиты договора, на основании которого регулируемой организацией размещается обязательная к публикации информация, также отсутствует подтверждение того, что в составе данной статьи не учтены расходы, не являющиеся обязательными.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением экономически необоснованных расходов.

2. Неподконтрольные расходы на 2023 год

Неподконтрольные расходы определены органом регулирования на 2023 год в размере 67 067,01 тыс. руб., заявлено регулируемой организацией – 57 691,16 тыс. руб., фактические расходы (принято Комитетом) 2021 года -
47 442,47 тыс. руб.

2.1. Отчисления от заработной платы

По данной статье расходов на 2023 год органом регулирования определены затраты в размере 12 518,70 тыс. руб. (заявка Общества - 11 929,89 тыс. руб.).

Затраты по статье «Отчисления от заработной платы» определяются органом регулирования как доля от принятых Комитетом расходов на оплату труда.

В связи с решением ФАС России по статье «Расходы на оплату труда» отчисления от заработной платы также подлежат пересмотру с последующим исключением экономически необоснованных расходов.

2.2. Расходы по технологическому присоединению

Органом регулирования по данной статье затрат учтены расходы в сумме 9 188,31 тыс. руб. (заявка регулируемой организации — 3 913,79 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 регулирующий орган в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражает расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение. Размер указанных расходов включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 или 38 Основ ценообразования № 1178, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно примечаниям к Приложениям № 1, № 3 к Методическим указаниям по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее – Методические указания № 215-э/1), плановые выпадающие доходы на следующий период регулирования рассчитываются на основании фактических данных за предыдущий период регулирования на основании выполненных договоров и актов приемки выполненных работ на технологическое присоединение.

В Экспертном заключении на 2023 год отражено, что расходы рассчитаны Комитетом в соответствии с Методическими указаниями № 215-э/1.

В Возражениях орган регулирования указывает, что согласно пункту 87 Основ ценообразования № 1178 Комитет в своем приказе от 28.11.2022 № 248 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, формул платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям сетевых организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики на 2023 год» отразил расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2023 год в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 не содержит расчет расходов по данной статье, анализ фактических расходов в соответствии с Методическими указаниями № 215-э/1 также не представлен.

Таким образом, затраты по статье «Расходы по технологическому присоединению» подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

2.3. Регистрация прав собственности

Органом регулирования учтены расходы по данной статье в сумме 5 412,00 тыс. руб. (заявка АО «ГЭС» - 0 руб.).

В Экспертном заключении на 2023 год отражено, что ввиду отсутствия денежных средств фактические расходы по данной статье за 2021 год составили 0,00 тыс. руб. Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее — Федеральный закон № 341-ФЗ) расходы по данной статье являются обязательными, орган регулирования учитывает в составе НВВ регулируемой организации данные расходы.

В Возражениях орган регулирования указывает, что письмом от 22.11.2022 № 1830 АО «ГЭС» обратилось в Комитет с просьбой включить в НВВ расходы по статье «Регистрация прав собственности» в размере 5 412,00 тыс. руб.

Количество трансформаторных подстанций, для которых необходимо оформить право собственности, составило 123 шт.

Согласно статье 333.33 пункта 22 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина за оформление прав собственности на недвижимое имущество (трансформаторные подстанции) и земельные участки составляет 22 тыс. рублей.

Расходы по данной статье Комитетом учтены в размере 44*123 = 5 412 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что:

1) В соответствии с подпунктом 17 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление № 2053) регулируемая организация вправе представить по своей инициативе дополнительные материалы к предложениям об установлении тарифов не позднее 7 дней до дня проведения заседания правления (коллегии) исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (либо органа местного самоуправления, осуществляющего регулирование тарифов, в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), на котором принимается решение об установлении тарифов.

Предложение об учете данных расходов было направлено регулируемой организацией в нарушение подпункта 17 пункта 4 постановления № 2053.

2) Федеральный закон № 341-ФЗ регулирует отношения, связанные с земельными участками и предоставлением публичных сервитутов, в связи с чем ссылка на указанный нормативный правовой акт для обоснования расходов на оформление прав собственности на 123 трансформаторные подстанции несостоятельна. Расчеты и документы, связанные с предоставлением публичного сервитута, либо с его регистрацией, отсутствуют.

3) Согласно Экспертному заключению на 2023 год при проведении корректировки НВВ за 2021 год Комитетом исключаются ранее учтенные расходы на 2021 год по статье «Регистрация прав собственности» в сумме 5 412,00 тыс. руб. (в полном объеме). В целях соблюдения принципа баланса интересов экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, закрепленного статьей 6 Федерального закона № 35-ФЗ, расходы на регистрацию прав собственности могут быть учтены при тарифном регулировании на 2025 год по фактическим результатам деятельности 2023 года.

На основании вышеизложенного, затраты в сумме 5 412,00 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ АО «ГЭС».

2.4. Расходы на комплексное обслуживание АИИСТУЭ

Органом регулирования учтены расходы по данной статье в сумме 13 207,6 тыс. руб. (заявка регулируемой организации — 12 958,4 тыс. руб.).

Расходы на комплексное обслуживание АИИС ТУЭ включают оперативный сбор данных с использованием АИИС ТУЭ, мониторинг объемов потребления электроэнергии с использованием АИИС ТУЭ и передача информации заказчику, проведение анализа потребления электроэнергии.

ФАС России отмечает, что размер экономически обоснованных расходов предлагается регулируемой организацией в необходимом и достаточном для осуществления регулируемой деятельности размере.

Обязанность по представлению необходимых обосновывающих материалов и соответствующих расчетов с целью подтверждения заявленной в тарифной заявке суммы расходов возложена на регулируемую организацию, в связи с чем учет органом регулирования незаявленных расходов является необоснованным и противоречит принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (статья 6 Федерального закона № 35-ФЗ).

В этой связи расходы в сумме 249,2 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ АО «ГЭС».

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору нарушившим положения пунктов 7, 26, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Городские электрические сети» на 2023 год.

2. Органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов АО «Городские электрические сети» на 2021 год расходы по статьям затрат:

- «Затраты на оплату труда» в сумме 5 853,85 тыс. руб.;

- «Услуги вневедомственной и ведомственной охраны» в сумме 502,89 тыс. руб.

2.2. Исключить из состава необходимой валовой выручки акционерного общества «Городские электрические сети» 2023 года расходы по статьям затрат:

- «Регистрация прав собственности» в сумме 5 412,00 тыс. руб.;

- «Расходы на комплексное обслуживание АИИСТУЭ» в сумме 249,2 тыс. руб.

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Городские электрические сети» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Сырье, основные материалы» на 2021 год;

- «Работы и услуги производственного характера» на 2021 год;

- «Затраты на оплату труда» на 2021 год;

- «Измерение и контроль качества электрической энергии и аналитическая обработка данных, полученных при осуществлении измерений» на 2021 год;

- «Расходы на установку приборов учета» на 2021 год;

- «Объявления в средствах массовой информации, PR-услуги» на 2021 год;

- «Отчисления от заработной платы» на 2021-2023 гг.;

- «Расходы по технологическому присоединению» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов акционерного общества «Городские электрические сети» 2021 года, а также величину необходимой валовой выручки акционерного общества «Городские электрические сети» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. Органу исполнительной власти Республики Кабардино-Балкарской Республики в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.11.2023 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Городские электрические сети».

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для акционерного общества «Городские электрические сети», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору
ИНН 0725010542, ОГРН 1120725003101
Кабардино-Балкарское УФАС России
ИНН 0711027218, ОГРН 1020700739344