Предписание №СП/101535/19 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам выявленных нарушений законодатель... от 20 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 26.03.2019 № 373/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 19.07.2019 № 107), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, рассмотрев материалы, связанные с установлением тарифов на водоснабжение и водоотведение для АО «Водоканал» ГО «Город Якутск» на 2017-2019 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Тарифы для АО «Водоканал» ГО «Город Якутск» (далее – регулируемая организация, АО «Водоканал») установлены Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – Комитет, орган регулирования) методом индексации на 2016-2018 и 2019-2023 годы.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) учтена органом регулирования при утверждении тарифа АО «Водоканал» на услугу водоснабжения на 2019 год на уровне 888 324,04 тыс. руб. и на услугу водоотведения на 2019 год на уровне 1 022 635,21 тыс. руб.

Тариф на 2019 год для АО «Водоканал» на услугу водоснабжения утвержден органом регулирования на уровне 48,86 руб./куб. м. и на водоотведение на уровне 71,04 руб./куб. м.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 предусмотрена корректировка тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования.

Согласно пункту 26 Правил № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании АО «Водоканал» за период с 2017 по 2019 гг. на услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе представленных экспертных заключений по установлению тарифов (далее – Экспертное заключение), инспекцией ФАС России установлено следующее.

 

1. Расходы сторонних организаций.

Органом регулирования в период с 2018 по 2019 гг. включались в составе НВВ АО «Водоканал» расходы на добровольное медицинское страхование в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Поскольку расходы на добровольное медицинское страхование не являются расходами, необходимыми для осуществления регулируемого вида деятельности, а именно водоснабжения и водоотведения, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ АО «Водоканал» 2018-2019 гг.

 

2. Нормативная прибыль.

2.1 Прибыль на прочие цели.

Комитетом в составе нормативной прибыли в части прибыли на прочие цели ежегодно учитываются: денежные выплаты, предусмотренные коллективными договорами; ежегодный агентский взнос в Российскую ассоциацию водоснабжения и водоотведения, оплачиваемый всеми предприятиями-членами ассоциации РАВВ, акционерные затраты.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Согласно пункту 78 Основ ценообразования № 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает:

а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами;

б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа;

в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на ежегодный агентский взнос в Российскую ассоциацию водоснабжения и водоотведения, оплачиваемый всеми предприятиями-членами ассоциации РАВВ, и акционерные затраты не являются расходами, необходимыми для осуществления регулируемого вида деятельности, а именно водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ АО «Водоканал» 2016-2019 гг.

 

2.2 Инвестиционные кредиты.

Орган регулирования включает расходы на инвестиционные кредиты по договору купли-продажи от 15.02.2017г., заключенному между МУП «Теплоэнергия» (Продавец) и АО «Водоканал» (Покупатель), согласно которому АО «Водоканал» приобретает в собственность сливную станцию стоимостью 299 716 300,00 руб.

В обеспечение оплаты между АО «Водоканал» (Заемщик) и Банк «Таатта» АО заключен кредитный договор № ЯЮ0039/17 от 22.02.2017г. на открытие невозобновляемой кредитной линии с лимитом выдачи 312 480 000,00 руб. сроком действия на 36 месяцев по ставке 10,8% годовых. Согласно графику платежей начиная с 2017 по 2022 гг. сумма процентов составляет 52 976 183,66 тыс. руб., общая сумма с учетом основного долга и процентов – 365 456 183,66 тыс. руб.

В соответствии с Распоряжением главы Окружной Администрации города Якутска № 7828 от 22.05.2017 Департаменту финансов поручено предусмотреть в бюджете ГО «Город Якутск» на 2017-2019 гг. средства в размере 300 млн. руб. для обеспечения выкупа акций АО «Водоканал» в счет погашения основного долга по кредитной линии, открытой в Банке «Таатта».

Постановлением Госкомцен РС(Я) № 37 от 24.04.2017 для Сливной станции АО «Водоканал» был установлен тариф на водоотведение на 2017 год методом ЭОТ. При долгосрочном регулировании тарифа АО «Водоканал» на водоотведение на 2019-2023 гг. тарифы Сливной станции и основному тарифу были объединены. При этом проценты по кредиту, полученному в Банке «Таатта» в 2017 году.

Однако, приобретение сливной станции не предусмотрено инвестиционной программой АО «Водоканал», утвержденной в соответствии с Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2013 № 641, следовательно, данные затраты, учтённые органом регулирования в составе НВВ за 2017-2019 гг. в сумме 27 695,63 тыс. руб., подлежат исключению из состава необходимых валовых выручек по оказываемым услугам водоснабжения и водоотведения АО «Водоканал».

 

    1. Налог на прибыль.

Органом регулирования в составе НВВ АО «Водоканал» начиная с 2016 по 2019 гг. учитываются расходы по налогу на прибыль в общей сумме в тарифе на водоснабжение в размере 2 362,2 тыс. руб. и в тарифе на водоотведение в размере 29 632,77 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования № 406 Величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом (2) пункта 49 Методических указаний № 1746 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, следовательно, должны уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Соответственно, налог на прибыль учитывается в составе НВВ в размере 25 % (20%/0,8) только от величины расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, без учета расходов на социальные нужды и средств на возврат займов и кредитов.

При этом, по статье «Нормативная прибыль» в составе НВВ АО «Водоканал» органом регулирования учитываются расходы исключительно на инвестиционные кредиты, выплаты социального характера и прибыль на прочие цели.

Учитывая вышеизложенное, а также доводы, изложенные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего предписания расходы по налогу на прибыль, учтённые органом регулирования при установлении тарифов в 2016-2019 гг., подлежат исключению из состава НВВ АО «Водоканал» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим положения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункты 24 и 78 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, при утверждении тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения в отношении АО «Водоканал» на 2016-2019 годы.

      1. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 20.12.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при установлении тарифов на 2016-2019 годы на водоснабжение и водоотведение для АО «Водоканал», а именно:

                  1. - исключить из состава необходимых валовых выручек АО «Водоканал» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения 2020 года расходы на добровольное медицинское страхование в соответствии с пунктом 1 мотивировочной части настоящего предписания;

- исключить из состава необходимых валовых выручек АО «Водоканал» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения 2020 года расходы на ежегодный агентский взнос в Российскую ассоциацию водоснабжения и водоотведения, оплачиваемый всеми предприятиями-членами ассоциации РАВВ, и акционерные затраты в соответствии с пунктом 2.1 мотивировочной части настоящего предписания;

- исключить из состава необходимых валовых выручек АО «Водоканал» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения 2020 года расходы на инвестиционные кредиты по договору купли-продажи от 15.02.2017, заключенному между МУП «Теплоэнергия» и АО «Водоканал», и акционерные затраты в соответствии с пунктом 2.2 мотивировочной части настоящего предписания;

- исключить из состава необходимой валовой выручки АО «Водоканал» 2020 года излишне учтенные органом регулирования расходы по налогу на прибыль в составе НВВ по водоснабжению в размере 2 362,2 тыс. руб. и в составе НВВ по водоотведению в размере 29 632,77 тыс. руб. в соответствии с пунктом 2.3 мотивировочной части настоящего предписания.

3. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Республики Саха (Якутия) исключить из состава необходимой валовой выручки АО «Водоканал» иные расходы, размер которых напрямую зависит от расходов, подлежащих исключению, указанному в пункте 2 резолютивной части настоящего предписания, согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписано пунктами 2-3 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на которых принимались вышеуказанные решения;

экспертных заключений органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение для АО «Водоканал» на 2020 год.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770
Якутское УФАС России.
ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153