Решение №СП/54719/23 Решение об удовлетворении требований, указанных в заявлении ... от 11 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «04» июля 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря — заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>;

<...>;

<...>;

<...>,

рассмотрев разногласия между филиалом ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» (далее – Заявитель, Общество, Пермэнерго) и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – Министерство, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника Управления методологии и урегулирования споров в области тарифообразования Департамента тарифной политики ПАО «Россети» <...>, заместителя генерального директора по экономике и финансам ОАО «МРСК Урала» <...>, заместителя генерального директора по реализации услуг ОАО «МРСК Урала» <...>, начальника управления тарифообразования ОАО «МРСК Урала» <...>, Министра тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>, статс-секретаря - заместителя министра, начальника управления правового обеспечения Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>, начальника отдела регулирования электроэнергетики и газоснабжения управления регулирования коммунальной сферы Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <...>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 21.02.2023 № 26824/23) о споре (разногласиях) между филиалом ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Постановлением Министерства от 29.11.2022 № 40-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Пермского края» (в редакции от 30.12.2022 № 43-э и от 18.01.2023 № 1) в отношении Заявителя установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также величина необходимой валовой выручки на 2023 год.

Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) для Заявителя установлена с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2023-2027 годы.

НВВ без учета оплаты потерь, установленная оспариваемым постановлением, составляет 15 983 153,35 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 16 804 003,35 тыс. руб.

Пермэнерго заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2023 год расходов по следующим статьям разногласий (с учетом письма исх. от 24.05.2023
№ ПАМ/29/2800; рег. от 25.05.2023 № 78846/23):

тыс. руб.

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии

1 650 410

2 432 172

781 762

2

Расчетная предпринимательская прибыль

1 090 603

1 129 691

39 088

 

ИТОГО

 

 

820 850

Общая сумма разногласий составила 820 850 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2).

1. Статья разногласий «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии».

Заявитель считает экономически обоснованным размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии в размере 2 432 172 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 1 650 410 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 781 762 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расчет экономии расходов на оплату потерь электрической энергии;

- реестр мероприятий по снижению потерь на 2017-2021 гг.;

- письмо регулирующего органа от 07.07.2022 № 46-04-08-исх-117 «О предоставлении информации»;

- письмо филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» от 27.07.2022 № ПЭ/01/29/4435 «О предоставлении информации по запросу»;

- энергосервисные договоры с дополнительными соглашениями, актами расчета энергетического эффекта, монтажными ведомостями за 2019-2021 гг.;

- расчет эффективности энергосервисных договоров;

- методика расчета размера энергетического эффекта при выполнении мероприятий, предусмотренных энергосервисными договорами;

- расчет эффективности мероприятий по снижению потерь в программе снижения потерь за 2016-2021 гг. с пояснениями;

- приказы о введении в действие Программы мероприятий по снижению потерь электрической энергии в ОАО «МРСК Урала» за 2016-2021 гг.;

- пояснительная записка по утверждению Программы мероприятий по снижению потерь электрической энергии в ОАО «МРСК Урала»;

- квартальные и годовые отчеты по исполнению Программы мероприятий по снижению потерь электрической энергии в ОАО «МРСК Урала» за 2016-2021 гг.;

- письмо ОАО «МРСК Урала» от 16.11.2022 № ПАМ/29/6264 «Об экономии расходов на оплату потерь»;

- сводный расчет эффектов от выполнения мероприятий по сокращению потерь электрической энергии за период с 2017-2021 гг.

В соответствии с пунктом 34(3) Основ ценообразования № 1178 размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178 (), определяется в течение периода регулирования для года j исходя из данных за год, относящийся к долгосрочному периоду регулирования, который наступил позднее долгосрочного периода регулирования, в который входит 2019 год, и рассчитывается по формуле:

 

где:

- размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, подлежащий включению в необходимую валовую выручку сетевой организации до истечения 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута;

- размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в году j-2, подлежащий сохранению в необходимой валовой выручке сетевой организации.

Размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, подлежащий включению в необходимую валовую выручку сетевой организации до истечения 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута (), определяется по формуле:

 

где:

N - максимальное значение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям из значений уровня потерь электрической энергии, являющихся долгосрочными параметрами регулирования, определенными в соответствии с пунктами 38(1) или пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 для долгосрочного периода регулирования, к которому относится 2019 год, и следующих за ним долгосрочных периодов регулирования, но не ранее долгосрочного периода регулирования, к которому относится год, предшествующий на 10 лет году j, за который определяется экономия;

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, являющийся долгосрочным параметром регулирования сетевой организации, определенный в соответствии с пунктами 38(1) или пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 в процентах величины суммарного отпуска в сеть сетевой организации для года j;

Wос j - прогнозная величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть сетевой организации в году j (тыс. кВт·ч);

ЦПj - прогнозная средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемая в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 (руб./кВт·ч).

Размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в году j-2, подлежащий сохранению в необходимой валовой выручке сетевой организации (), определяется по формуле:

 

 

где:

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, являющийся долгосрочным параметром регулирования сетевой организации, определенный в соответствии с 38(1) или пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 в процентах величины суммарного отпуска в сеть сетевой организации для года j-2;

Wос j-2 - фактическая величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть сетевой организации в году j-2 (тыс. кВт·ч);

Пф j-2 - величина фактических потерь электрической энергии в сетях сетевой организации в году j-2 (тыс. кВт·ч);

ЦПj-2 - фактически сложившаяся за год j-2 средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (руб./кВт·ч).

Показатель определен Министерством в размере 1 171 468,19 тыс. руб. и не оспаривается Заявителем.

Пермэнерго не согласно с величиной , принятой органом регулирования в размере 478 942 тыс. руб. По мнению регулируемой организации, данный показатель должен быть равен 1 260 704 тыс. руб.

Органом регулирования произведен расчет экономии как произведение доказанного эффекта от проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (178,52 млн. кВтч) и средневзвешенной цены покупки потерь согласно отчетным сведениям организации в размере 2 682,788 руб./МВтч.

Министерством приняты следующие мероприятия по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (таблица № 1 отзыва на заявление):

- договоры №№ 07-181-2018, 07-182-2018, 07-470-2018, 07-543-2018, 07-544-2018, 41, 35, 07-221-2017;

- технические и организационные мероприятия по снижению технологических потерь электрической энергии (без учета актов безучетного потребления и ЭСК);

- программа энергосбережения и энергоэффективности.

ФАС России отмечает, что для подтверждения наличия экономии расходов на оплату потерь электрической энергии регулируемыми организациями должны быть представлены программа энегосбережения и отчет об ее исполнении. В случае наличия в данной программе мероприятий, направленных на снижение технических потерь непосредственно в электрических сетях, экономия расходов на оплату потерь электрической энергии рассчитывается по формулам Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 34(3) Основ ценообразования № 1178 расчет экономии расходов на оплату потерь электрической энергии производится с использованием фактических балансовых показателей (отпуск в сеть и объем потерь) того года, в котором реализованы мероприятия. Соответственно, учет экономии расходов на оплату потерь только исходя из мероприятий программы энергосбережения, которые привели к снижению потерь, пунктами 34(1), 34(3) Основ ценообразования № 1178 не предусмотрен.

Данная позиция отражена в решениях ФАС России от 23.07.2021 № СП/61879/21, от 29.07.2022 № СП/72160/22, а также в Разъяснениях Президиума Федеральной антимонопольной службы № 21 «Об особенностях применения отдельных положений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов)», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 21.03.2022 № 2 (направлены в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом от 20.04.2022 № СП/39316/22).

Пермэнерго в адрес ФАС России и Министерства были предоставлены Программа мероприятий по снижению потерь электрической энергии в сетевом комплексе ОАО «МРСК Урала» на период с 2021 до 2025 года, Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2016-2021 гг., утвержденная заместителем Генерального директора – директором филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» 07.09.2016, отчеты ПСП 2021-2025 гг. по квартально, отчеты об исполнении Инвестиционной программы ОАО «МРСК Урала» за 2021 год (Форма 13. «Отчет об исполнении плана ввода основных средств по инвестиционным проектам инвестиционной программы (квартальный)» за 4 квартал 2021 года), также содержащие информацию о фактической реализации проектов ПЭЭ 2016 2021 гг.

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2021 год был установлен постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 11.07.2018 № 5-э на долгосрочный период регулирования 2018 2022 гг. в размере 10,75%.

В соответствии с формой статистической отчетности № 46-ээ (передача) за 2021 год отпуск электроэнергии в сеть (поступление электроэнергии в сеть) составляет 17 226,37 млн. кВтч, фактические потери – 1 381,91 млн. кВтч.

Фактически сложившаяся за 2021 средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии Заявителем не оспаривается, органом регулирования принята в размере 2 682,79 руб./МВтч.

Размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в 2021 году , составил 1 260 704 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Экономия потерь электроэнергии в сетях при ее передаче по электрическим сетям» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету подлежат средства в размере 781 762 тыс. руб. (1 260 704 – 478 942).

2. Статья разногласий «Расчетная предпринимательская прибыль».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расчетной предпринимательской прибыли в размере 1 129 691 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 1 090 603 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 39 088 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

По заявлению сетевой организации расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации может быть установлена на более низком уровне.

С учетом удовлетворения требований Заявителя по статье разногласий «Экономия потерь электроэнергии в сетях при ее передаче по электрическим сетям» величина расчетной предпринимательской прибыли подлежит пересчету в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету подлежат средства в размере 39 088 тыс. руб. (781 762 * 5%).

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между филиалом ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края, Комиссия:

РЕШИЛА:

1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края нарушившим пункт 34(3) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178.

2. Удовлетворить требования филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (рег. от 21.02.2023 № 26824/23).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в НВВ филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» расходы по статьям:

- «Экономия потерь электроэнергии в сетях при ее передаче по электрическим сетям» в размере 2 432 172 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 781 762 тыс. руб.);

- «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 1 129 691 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 39 088 тыс. руб.).

Совокупному дополнительному учету подлежат средства в размере 820 850 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике включить в необходимую валовую выручку филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 настоящего решения, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) для филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

___________________/

(подпись)

 

С.А. Пузыревский

 

Заместитель председателя Комиссии

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

 

Связанные организации

ОАО "МРСК Урала"
ИНН 6671163413, ОГРН 1056604000970
Пермское УФАС России
ИНН 5902290360, ОГРН 1025900536749
Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края
ИНН 5902184588, ОГРН 1025900537574