Решения по тарифам №31/67492/19 Решение по результатам рассмотрения спора (разногласий) межд... от 5 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» июля 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев спор (разногласия) по заявлению ОАО «Всеволожские тепловые сети» (далее — ОАО «ВТС», регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 06.03.2019 № 980, вх. от 07.03.2019 рег. № 38925/19), возникший с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее — Комитет, орган регулирования) по вопросу установления тарифов на питьевое водоснабжение на 2019 год, в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи представителей ОАО «ВТС» <...>, а также представителя Администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области <...>,

УСТАНОВИЛА:

Заявление ОАО «ВТС» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

В поданном заявлении регулируемая организация указывает на то, что Комитетом на 2019 год тариф на питьевое водоснабжение установлен на уровне ниже экономически обоснованного.

Тарифы на услуги питьевого водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям спора (разногласий) ФАС России отмечает следующее.

Приказом Комитета от 14.12.2018 № 371-п «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение открытого акционерного общества «Всеволожские тепловые сети» на 2019-2023 годы» установлен тариф на оказываемые услуги питьевого водоснабжения на 2019 год методом индексации в размере 82,60 руб./куб. м. без НДС.

Размер необходимой валовой выручки, установленный оспариваемым решением, в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения составил 326 944,22 тыс. руб.

В поданном на рассмотрение в ФАС России заявлении ОАО «ВТС» указывает на то, что утвержденный Комитетом тариф на 2019 год экономически необоснован, в связи с чем просит признать размер расходов, подлежащих дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки ОАО «ВТС», в общей сумме 26 407,07 тыс. руб. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения по следующим статьям затрат: «Расходы на оплату труда основного производственного персонала и отчисления на социальные нужды», «Ремонтные расходы», «Прибыль», «Общехозяйственные расходы», «Расходы по сомнительным долгам», «Экономически обоснованные расходы, неучтенные органом регулирования в прошлых периодах регулирования».

В экспертном заключении органа регулирования по рассмотрению материалов по расчету уровней тарифов на услуги в сфере водоснабжения, оказываемые ОАО «Всеволожские тепловые сети» потребителям муниципальных образований «Город Всеволожск», «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в 2019-2023 годах, указано, что в качестве правоустанавливающих документов, подтверждающих законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности, ОАО «ВТС» предоставило следующие договоры:

- договор аренды коммунального назначения от 02.06.2008 № 18/04-16;

- договор аренды коммунального назначения от 02.06.2008 № 19/04-16;

- договор безвозмездного пользования от 01.07.2012 № 13/04-14;

- договор безвозмездного пользования от 01.07.2012 № 14/04-14;

-договор безвозмездного пользования имуществом коммунального назначения от 20.06.2016 № 28/04-14;

-договор безвозмездного пользования имуществом коммунального назначения от 24.08.2016 № 29/04-14;

- постановление администрации МО «Город Всеволожск» от 31.01.2017 № 46 «О передаче муниципального имущества МО «Город Всеволожск» в безвозмездное пользование ОАО «ВТС»;

- акт приема-передачи имущества коммунального назначения из казны МО «Город Всеволожск» в пользование ОАО «ВТС»;

- постановление администрации МО «Город Всеволожск» от 30.10.2017 № 2911 «О передаче объектов коммунальной инфраструктуры, принятых на бесхозяйный учет, на обслуживание ОАО «ВТС»;

- постановление администрации МО «Город Всеволожск» от 08.11.2017 № 3024 «О передаче объектов коммунальной инфраструктуры, принятых на бесхозяйный учет, на обслуживание ОАО «ВТС»;

- постановление администрации МО «Город Всеволожск» от 01.06.2018 № 1515 «О передаче объектов коммунальной инфраструктуры, принятых на бесхозяйный учет, на обслуживание ОАО «ВТС»;

- постановление администрации МО «Город Всеволожск» от 12.11.2018 № 3351 «О передаче объектов коммунальной инфраструктуры, принятых на бесхозяйный учет, на обслуживание ОАО «ВТС».

Согласно постановлению администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее – Администрация Всеволожского муниципального района) от 19.06.2019 № 1729 «О закреплении объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения МУП «Всеволожский водоканал» Администрация Всеволожского муниципального района постановила ОАО «ВТС» осуществить возврат в казну муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области объектов водоснабжения (сети и оборудование) (далее – Имущество), а Управлению по муниципальному имуществу в установленном порядке осуществить действия по прекращению договоров аренды, безвозмездного пользования (эксплуатации) Имущества, заключенных с ОАО «ВТС» и переданных на обслуживание по передаточным актам, закрепив на праве хозяйственного ведения за МУП «Всеволожский водоканал» муниципальное имущество казны муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

При этом Комиссия отмечает, что до настоящего момента возврат имущества ОАО «ВТС» не осуществлен и регулируемая организация продолжает оказывать услуги в части питьевого водоснабжения.

1. Расходы на оплату труда основного производственного персонала и отчисления на социальные нужды в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала заявлены регулируемой организацией в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 16 895,62 тыс. руб. при утвержденных Комитетом - 13 767,44 тыс. руб. (разногласия - 3 128,18 тыс. руб.).

Согласно подпункту «г» пункта 39 Основ ценообразования № 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужны основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы, входят в состав производственных расходов.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям № 1746-э.

Разногласия по данной статье затрат, возникшие между Заявителем и Комитетом, представлены в таблице:

Суть разногласий

Заявлено ОАО «ВТС» в Комитет

Заявлено ОАО «ВТС» в ФАС России

Учтено Комитетом

Отклонение

Среднемесячная оплата труда руб./мес.

34 353,72

35 652,10

34 353,72

1 298,38

Численность, чел.

30,25

30,25

25,65

4,6

ФОТ, тыс. руб.

12 470,40

12 941,70

10 547,07

2 394,63

Социальные нужды, тыс. руб.

3 840,88

3 935,38

3 201,83

733,55

Итого заявлено в ФАС России, тыс. руб.

-

-

-

3 128,18

Из представленных данных Комиссией ФАС России сделан вывод о том, что ОАО «ВТС» в ФАС России заявлены расходы на оплату труда выше, чем в материалах тарифного дела, представленного в Комитет на момент принятия тарифного решения, в том числе по среднемесячной оплате труда.

В части оказываемых услуг питьевого водоснабжения среднемесячная оплата труда принята Комитетом на уровне заявки ОАО «ВТС».

При этом значительное увеличение расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды вызвано дополнительно заявленной ОАО «ВТС» численности основного производственного персонала.

Разногласия в части размера отчислений на социальное страхование производственного персонала между Заявителем и Комитетом отсутствуют.

Заявитель в части увеличения численности основного производственного персонала аргументирует свою позицию тем, что постановлениями Администрации Всеволожского муниципального района были переданы на обслуживание ОАО «ВТС» бесхозяйные водопроводные сети протяженностью 38,55 км. На основании постановлений Администрации Всеволожского муниципального района о передаче имущества ОАО «ВТС» была пересчитана калькуляция на момент установления тарифа на питьевое водоснабжение на 2019-2023 годы, ранее представленная в Комитет (заявление вх. Комитета от 22.11.2018 № КТ-1-6739/2018), с учетом вновь принятых бесхозяйных сетей.

Заявитель также отмечает, что постановления о передаче в обслуживание бесхозяйных сетей, расчет нормативной численности бригады по ремонту сетей с учетом дополнительно принятой протяженности сетей, штатное расписание были также представлены в адрес Комитета, при этом органом регулирования не приняты в состав фонда оплаты труда основного производственного персонала затраты на дополнительные единицы рабочих в количестве 4,6 ед. по питьевому водоснабжению для обслуживания вновь принятых бесхозяйных сетей.

Согласно данным, представленным Заявителем, фактическая численность за 2017-2018 годы по питьевому водоснабжению составила 23 ед. за два периода.

По анализу Комитета Администрацией Всеволожского муниципального района было передано ОАО «ВТС» 34,29 км бесхозяйных водопроводных сетей, а не 38,55 км, заявленных ОАО «ВТС».

Орган регулирования также отмечает, что ОАО «ВТС» в нарушение подпункта «а» пункта 17 Правил № 406 не представлены документы, надлежащим образом подтверждающие право организации на владение и пользование объектами водоснабжения:

- в постановлении Администрации муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, постановлениях Администрации Всеволожского муниципального района отсутствуют обязательные реквизиты (подпись). Также на официальном сайте администрации отсутствуют опубликованные вышеуказанные постановления;

- не представлены акты приема-передачи объектов водоснабжения, указанные в постановлениях органов местного самоуправления;

- не представлены документы, предусмотренные законодательством в сфере бухгалтерского и налогового учета, подтверждающие прием объектов водоснабжения к бухгалтерскому учету организации (инвентарные карточки учета основных средств, выписки со счетов бухгалтерского учета).

Таким образом, Комитетом при установлении тарифов на 2019-2023 годы учтена численность основного производственного персонала по питьевому водоснабжению в количестве 25,65 ед. на основании фактических данных, представленных ОАО «ВТС» в адрес Комитета по 2017 году (24,65 ед.) и с учетом коттеджной застройки «Румболово» (1 ед.).

Комиссия обращает внимание на то, что в обоснование заявленных требований регулируемой организацией представлены в ФАС России:

1. Рекомендации по нормированию   труда   работников   водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Госстроя России от 22.03.1999 № 66 (далее – Рекомендации № 66);

2.  Штатное расписание на 2019 год;

3.  Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы;

4.  Расчет нормативной численности бригады по ремонту сетей;

5.  Постановления Администрации Всеволожского муниципального района по передаче бесхозяйных сетей.

Согласно представленному Заявителем расчету нормативной численности бригады по ремонту сетей (обходчик водопроводной сети, слесарь АВР, электрогазосварщик), нормативная численность бригады по ремонту сетей водоснабжения составила 25 ед. (для протяженности водопроводной сети – 139,53 км), с учетом коэффициента невыходов (1,13) — 28,25 ед.

Согласно таблице 18 раздела 2.2.3 Рекомендаций № 66 при протяженности водопроводной сети свыше 130 до 160 км нормативная численность составляет 23-27 ед.

Таким образом, с учетом применения метода интерполяции нормативная численность по водопроводным сетям составляет 24,27 ед.

В свою очередь, орган регулирования обращает внимание на то, что принятая Комитетом на 2018 год протяженность водопроводных сетей составляла 97,13 км. При этом, с учетом заявленных регулируемой организацией присоединенных сетей (38,55 км) общий объем обслуживаемых сетей на 2019 год составит 135,68 км, что меньше указанного регулируемой организацией на 2019 год в размере 139,53 км на 3,85 км.

При этом в производственной программе на 2020 год протяженность водопроводных сетей определена в размере 133,79 км.

Между тем, Комитетом представлен расчет численности основного производственного персонала, выполненный в соответствии с положениями Рекомендаций № 66, согласно которому, при утверждении регулируемых тарифов на 2019 год численность основного производственного персонала принята органом регулирования на уровне 25,65 ед.

Комитетом также представлены в ФАС России данные по численности в аналогичных регулируемых организациях, осуществляющих деятельность в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в сопоставимых условиях (СМУП «Водоканал», МУП «Водоканал Кировского района» (Кировский район), ООО «Водоканал Приладожского ГП»), согласно которым в среднем на 1 км сетей водоснабжения в Ленинградской области приходится 0,183 ед. персонала при утвержденных Комитетом для ОАО «ВТС» на 2019 год – 0,184 ед., что свидетельствует о том, что численность для ОАО «ВТС» принята на уровне аналогичных регулируемых организаций, осуществляющих свою деятельность в сопоставимых условиях в сфере водоснабжения.

При этом регулируемой организацией представлены сведения о среднесписочной численности работников, предоставляемые в налоговую службу, согласно которым среднесписочная численность в целом по предприятию по состоянию на 01.01.2019 составила 446 ед. при этом согласно форме СЗВ-М за 2018 год всего было застраховано на предприятии 457 ед.

ОАО «ВТС» помимо услуг водоснабжения оказывает также услуги по водоотведению и теплоснабжению. Общая численность, учтенная Комитетом для ОАО «ВТС» на 2019 год по всем видам деятельности составляет 546 ед., что выше фактической численности 2018 года и среднесписочной численности на предприятии по состоянию на 01.01.2019.

Кроме того, Комиссия также обращает внимание на то, что средняя заработная плата, утвержденная Комитетом для всех категорий персонала на 2019 год для Заявителя, составила по питьевому водоснабжению – 47 189,82 руб./мес., при этом фактическая среднемесячная оплата труда по Ленинградской области по виду деятельности «Забор, очистка и распределение воды» за 2017 год составила 26 199,4 руб./мес, таким образом, с учетом увеличения средней заработной платы за 2017 год на актуальные на момент принятия тарифного решения индексы потребительских цен за 2018-2019 годы (2018 – 102,7 %, 2019 – 104,6 %), средняя заработная плата на 2019 составила по водоснабжению 28 144,49 руб./мес., что ниже утвержденной органом регулирования для Заявителя на 2019 год.

Также справочно отмечаем, что среднемесячная оплата труда, учтенная для аналогичных регулируемых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере водоснабжения в сопоставимых условиях, утверждена Комитетом на 2019 год в среднем в размере 30 052,01 руб./мес. (среднемесячная фактическая оплата труда за 2018 год по данным организациям в сфере водоснабжения – 23 771,58 руб./мес.)

Следовательно, в оспариваемых ОАО «ВТС» тарифах на оказываемые услуги питьевого водоснабжения Комитетом предусмотрен резерв финансовых средств на прием в штат дополнительных единиц, в случае возникновения указанной необходимости в результате осуществления регулируемой деятельности.

С учетом вышеизложенных доводов, Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

2. Ремонтные расходы в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

Ремонтные расходы заявлены регулируемой организацией в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 18 698,54 тыс. руб. при утвержденных Комитетом - 2 549,25 тыс. руб. (разногласия - 16 149,29 тыс. руб.).

В качестве обосновывающих документов, подтверждающих заявленные ОАО «ВТС» расходы на ремонтные работы, проведение которых планировалось в 2019 году на вновь переданные бесхозные сети, ОАО «ВТС» в адрес Комитета и ФАС России были направлены постановления Администрации Всеволожского муниципального района по передаче бесхозяйных сетей, график ППР по водопроводным сетям на 2019 год, ведомость подсчета объемов работ по бесхозяйным сетям, локальная смета № 55-18 на ремонт сетей водоснабжения.

ОАО «ВТС» указывает на необходимость учета в составе необходимой валовой выручки затрат на ремонт бесхозяйных сетей в связи с участившимися авариями на изношенных сетях (около 60 %), и, как следствие, невозможностью сократить сверхнормативные непроизводственные потери на сетях.

В направленном в ФАС России отзыве Комитет указывает на то, что в направленных в Комитет письмом от 12.12.2018 № 5729 разногласия и в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения ОАО «ВТС» указывает сумму в размере 18 698,54 тыс. руб, что на 20 305,26 тыс. руб меньше, чем в изначально представленных ОАО «ВТС» расчетных материалах тарифного дела на момент установления тарифов на 2019 год.

Расходы по статье «Ремонтные расходы» на 2019 год определены Комитетом с учетом индексации фактического показателя 2017 года согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации (2018 – 102,7 %, 2019 – 104,6 %).

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 406 при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований.

На основании пункта 40 Основ ценообразования № 406 в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий и на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем.

Согласно пункту 51 Основ ценообразования № 406 и пункту 24 Методических указаний № 1746-э при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Комиссия обращает внимание на то, что ОАО «ВТС» ни в адрес Комитета, ни в адрес ФАС России не были представлены документы, подтверждающие техническое обследование объектов (акты технического обследования сетей), дефектные ведомости, договоры, заключенные в предыдущих периодах регулирования по итогам проведенных конкурсных процедур, акты выполненных работ (услуг).

Кроме того, Комитет отмечает, что ОАО «ВТС» в нарушение подпункта «а» пункта 17 Правил регулирования тарифов № 406 не представлены документы, надлежащим образом подтверждающие право организации на владение и пользование объектами водоснабжения (бесхозяйные сети).

Пунктом 30 Правил регулирования тарифов № 406 установлено, что орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования № 406 и Методическими указаниями № 1746-э не подтверждена.

Таким образом, на основании пункта 30 Правил регулирования тарифов № 406, расходы не были включены органом регулирования в необходимой валовой выручке ОАО «ВТС».

Комитет также обращает внимание на то, что в соответствии с Федеральным Законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «Положением о закупках ОАО «ВТС»», на заседании комиссии рассмотрено предложение об осуществлении закупки у единственного поставщика, в соответствии со статьей 37 «Положения о закупках товаров, работ, услуг для ОАО «ВТС» с ООО «НОРДСТРОЙ» на сумму 17 740,75 тыс.руб. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

Согласно Положению о закупках товаров, работ, услуг для ОАО «ВТС» информация о потребности в товарах, работах, услугах для нужд Заказчика сообщается путем размещения на официальном сайте (извещение о проведении запроса предложений, документация по запросу предложений, проект договора).

На официальном сайте ОАО «ВТС» вышеперечисленная информация не была размещена регулируемой организацией на момент принятия тарифного решения, следовательно, процедура закупки товаров, работ, услуг не была соблюдена Заявителем.

Кроме того, при установлении тарифов на 2019 год Комитетом приняты расходы на амортизацию основных средств централизованной системы водоснабжения согласно заявке ОАО «ВТС» в полном объеме, в связи с чем данные расходы также могут быть направлены регулируемой организацией на ремонт сетей в случае возникновения соответсвующей необходимости.

Комиссия также обращает внимание на то, что как было указано выше, согласно постановлению Администрации Всеволожского муниципального района от 19.06.2019 № 1729 «О закреплении объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения МУП «Всеволожский водоканал» Администрация Всеволожского муниципального района постановила ОАО «ВТС» осуществить возврат в казну муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области объектов водоснабжения (сети и оборудование) (далее – Имущество), а Управлению по муниципальному имуществу в установленном порядке осуществить действия по прекращению договоров аренды, безвозмездного пользования (эксплуатации) Имущества, заключенных с ОАО «ВТС» и переданных на обслуживание по передаточным актам, закрепив на праве хозяйственного ведения за МУП «Всеволожский водоканал» муниципальное имущество казны муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Таким образом, в связи с необходимостью передачи ОАО «ВТС» ранее обслуживаемых водопроводных сетей в казну муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, ремонтные работы по данным сетям будут оказываться впоследствии иными юридическими лицами.

На основании вышеизложенного, Заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований в части дополнительного учета средств по ремонтным расходам в размере 16 149,29 тыс. руб. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

3. Общехозяйственные расходы в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

Общехозяйственные расходы заявлены регулируемой организацией в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 27 542,16 тыс. руб. при утвержденных Комитетом - 26 663,53 тыс. руб. (разногласия - 878,63 тыс. руб.).

Разногласия по общехозяйственным расходам между Заявителем и Комитетом возникли в части оплаты услуг АО «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области» (далее - АО «ЕИРЦ») по агентскому договору от 27.09.2018 № 04/1/45.

По мнению регулируемой организации, Комитетом при утверждении тарифа в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения на 2019 год не учтены в составе необходимой валовой выручки ОАО «ВТС» расходы по вышеуказанному агентскому договору от 27.09.2018 № 04/1/45.

В направленном заявлении регулируемая организация указывает на то, что согласно пункту 6.1. вышеуказанного договора вознаграждение за услуги в пользу АО «ЕИРЦ» составляет 1,83 % с учетом НДС от общего объема начислений за услуги ЖКХ, при этом с 01.01.2019 года агентские услуги составят 1,86 % (письмо от 18.01.2019 № КТ-3-88/2019). 

Так же АО «ЕИРЦ» согласно договору от 19.12.2018 № 04/1/75 взимает плату за предоставление Акта об объеме коммунальных ресурсов за который выставлена плата населению для получения субсидии по водоснабжению в связи с установлением льготных тарифов. С 01.01.2019 года агентские услуги составят 0,3 % в месяц от суммы, начисленной плательщикам в отчетном месяце.

Комиссия обращает внимание на то, что письмо, направленное Заявителем в орган регулирования от 18.01.2019 № КТ-3-88/2019, а также договор от 19.12.2018 № 04/1/75 составлены после принятия тарифного решения (после 14.12.2018), в связи с чем орган регулирования не мог руководствоваться данными материалами при принятии тарифного решения.

При этом в направленном Комитетом в ФАС России отзыве отражено, что данные расходы определены органом регулирования на основании представленных обосновывающих документов и материалов в соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов № 406 в целом по предприятию и распределены по видам деятельности с учетом базы распределения в соответствии с Положением об учетной политике ОАО «ВТС».

Расходы по статье «Услуги по начислению и сбору платежей ЖКК» рассчитаны Комитетом исходя из общей суммы планируемых расходов ОАО «ВТС» на 2019 год – 12 909,40 тыс. руб. (1,83 % в месяц от суммы, начисленной плательщиком в отчетном месяце) с применением 0,7 % с учетом критерия доступности согласно статье 3 Федерального закона № 416-ФЗ.

Комитет также обращает внимание на то, что ОАО «ВТС» представлено в адрес Комитета письмо от 12.12.2018 № 5729 (вх. органа регулирования от 12.12.2018 № КТ-1-7418/2018) о разногласиях с предложенными Комитетом уровнями тарифов на 2019-2023 годы, где расходы по статье «Услуги по начислению и сбору платежей ЖКК» не оспариваются.

На основании представленных органом регулирования данных, Комиссией сделан вывод о том, что Комитетом при установлении тарифа на питьевое водоснабжение для ОАО «ВТС» на 2019 год в составе статьи затрат «Общехозяйственные расходы» учтены расходы на услуги по начислению и сбору платежей ЖКК в размере 1 125,53 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования ОАО «ВТС» не могут быть признаны обоснованными, в связи с чем ОАО «ВТС» отказано в дополнительном учете средств по статье «Общехозяйственные расходы» в размере 878,63 тыс. руб. в части оказываемых услуг водоснабжения.

4. Расходы по сомнительным долгам гарантирующей организации в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

Расходы по данной статье заявлены регулируемой организацией в размере 2 271,80 тыс. руб. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

Органом регулирования данные расходы не учтены в полном объеме.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 406 сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с методическими указаниями и включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

Заявитель отмечает, что ОАО «ВТС» при расчете тарифа на 2018 год представлен расчет резерва по сомнительным долгам по питьевому водоснабжению с учетом требований законодательства Российской Федерации, но Комитетом исключены указанные затраты из состава необходимой валовой выручки по причине отсутствия подтверждающих обосновывающих материалов.

Заявитель также обращает внимание на то, что в настоящий момент в целях сокращения дебиторской задолженности предприятием ОАО «Всеволожские тепловые сети» проводится работа, однако в связи с тем, что 80 % потребителей ресурсов ОАО «ВТС» является население, дебиторская задолженность состоит, в основном, из долгов населения, претензионная работа на предприятии нацелена на выявление должников, но количество долгов населения растет, в том числе невозможных к погашению по решениям суда, в связи с чем предприятием создается резерв по сомнительным долгам.

В обоснование позиции по неучету данных расходов Комитет указывает на то, что при установлении тарифов на услуги питьевого водоснабжения на 2019 год и последующие периоды регулирования затраты по статье «Расходы по сомнительным долгам» ОАО «ВТС» не рассматривались.

ОАО «ВТС» в расчетных материалах на момент установления тарифов на 2019 год и последующие периоды регулирования затраты по статье «Расходы по сомнительным долгам» не заявлялись.

Кроме того, Комитет обращает внимание на то, что ОАО «ВТС» в адрес Комитет представлено письмо от 12.12.2018 № 5729 (вх. Комитета от 12.12.2018 № КТ-1-7418/2018) о разногласиях с предложенными Комитетом уровнями тарифов на 2019-2023 годы и калькуляцию себестоимости питьевой воды, где расходы по статье «Расходы по сомнительным долгам» также не заявляет и не оспаривает.

Комиссия также обращает внимание на то, что в обоснование заявленных требований регулируемой организацией не было представлено ни в Комитет в материалах тарифного дела, ни в ФАС России реестров лицевых счетов с дебиторской задолженностью, списанной за баланс на основании актов о невозможности взыскания, решений суда о невозможности взыскания задолженности, актов инвентаризации дебиторской задолженности, приказов о списании безнадежной задолженности, невозможной к взысканию, приказа о создании резерва по сомнительным долгам, определений об открытии конкурсного производства, определений о внесении в реестр требований кредиторов, свидетельств о ликвидации юридического лица (выписки из ЕГРЮЛ).

Кроме того, действия Комитета в части неучета расходов по сомнительным долгам в тарифах 2018 года не оспаривались ОАО «ВТС» в ФАС России в 2018 году.

На основании вышеизложенного, действия Комитета по неучету расходов по сомнительным долгам в размере 2 271,80 тыс. руб. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения не могу быть признаны Комиссией необоснованными, в связи с чем, ОАО «ВТС» отказано в удовлетворении заявленных требований.

5. Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

Расходы по данной статье заявлены регулируемой организацией в размере 3 490,18 тыс. руб. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

Органом регулирования данные расходы не учтены в полном объеме.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 настоящего документа (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Регулируемая организация отмечает, что в калькуляции, утвержденной Комитетом, расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации отсутствует. Документ, подтверждающий присвоение статуса гарантирующей организации, ОАО «ВТС» был представлен Заявителем в адрес Комитета на момент установления тарифа.

ОАО «ВТС» также отмечает, что расчет прибыли также был представлен в орган регулирования с расчетными материалами.

В свою очередь, Комитет указывает на то, что при установлении тарифов на услуги питьевого водоснабжения на 2019 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации ОАО «ВТС» не рассматривалась, при этом в представленных разногласиях ОАО «ВТС» от 12.12.2018 № 5729 заявлены расходы по статье «Прибыль» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 2 075,61 тыс. руб., при этом расчет расходов по статье «Прибыль» не представлялся ОАО «ВТС».

Согласно расчету ФАС России, расчетная предпринимательская прибыль составляет 16 347,21 тыс. руб. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения, в связи с чем Комиссия считает необходимым предписать органу регулирования дополнительно учесть расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения на уровне заявки регулируемой организации, представленной в Комитет на момент принятия тарифного решения в размере 2 075,61 тыс. руб.

6. Экономически обоснованные расходы, неучтенные органом регулирования в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

Данные расходы заявлены регулируемой организацией в размере 64 553,88 тыс. руб. при учтенных органом регулирования - 64 064,89 тыс. руб., в связи с чем объем разногласий составляет 488,99 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований ОАО «ВТС» Заявитель указывает на то, что при расчете тарифа в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения Комитетом не учтены выпадающие расходы 2017 года на оплату покупной воды у ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по установленному приказом № 329-п от 08.12.2017 года тарифу на воду ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

ОАО «ВТС» также отмечает, что расчет экономически обоснованных расходов, неучтенных органом регулирования при установлении тарифа на питьевую воду в прошлом периоде, приобретенную у ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в 2017 году, был представлен ОАО «ВТС» в адрес Комитета.

В обоснование указанной позиции орган регулирования указывает на то, что в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы) учитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Так как приказ об установлении тарифа для ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» был утвержден после принятия тарифного решения для ОАО «ВТС», оставшаяся часть экономически обоснованных, но не учтенных в расчетном периоде органом регулирования выпадающих расходов (недополученных доходов) за 2017 год в размере 488,98 тыс. руб. будет учтена органом регулирования при корректировке тарифов на 2020-2021 годы в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

На основании вышеизложенного, ОАО «ВТС» отказано в удовлетворении требований по учету экономически обоснованных расходов, неучтенных органом регулирования в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 488,99 тыс. руб.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора (разногласий) между ОАО «Всеволожские тепловые сети» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области области (исх. от 06.03.2019 № 980, вх. от 07.03.2019 рег. № 38925/19),

РЕШИЛА:

1.  Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункты 24, 74, 78(1) Основ ценообразования № 406.

2.  Частично удовлетворить требования ОАО «Всеволожские тепловые сети», указанные в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (исх. от 06.03.2019 № 980, вх. от 07.03.2019 рег. № 38925/19).

3.  Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок до 01.09.2019 (включительно) учесть экономически обоснованные расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения на 2019 год в размере 2 075,61 тыс. руб.

4.  Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок до 01.09.2019 (включительно) пересмотреть установленный для ОАО «Всеволожские тепловые сети» на 2019 год тариф и ввести в действие решение об установлении тарифа на питьевое водоснабжение на основании пункта 3 резолютивной части настоящего решения.

5.   Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере питьевого водоснабжения для ОАО «Всеволожские тепловые сети» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

-решения об установлении цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения, принятие которого предписывается настоящим решением;

-протокола заседания правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, на котором принималось решение, принятие которого предписывается настоящим решением;

-экспертного заключения по делу об установлении для
ОАО «Всеволожские тепловые сети» цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6.   Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении ОАО «Всеволожские тепловые сети».

 

Связанные организации

Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026
ОАО «Всеволожские тепловые сети»
ИНН 4703096470, ОГРН 1074703003803
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628