Решение №СП/38060/22 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 18 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «12» апреля 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО «Костромская энергетическая компания» (далее – Заявитель, ООО «КЭК») и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее – Орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации <...>, главного бухгалтера ООО «Костромская энергетическая компания» <...>, заместителя директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области <...>, начальника юридического отдела Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области <...>, консультанта отдела регулирования в теплоэнергетике Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре)
за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 13.01.2022 № 3713-ЭП/22)
о споре (разногласиях) между ООО «Костромская энергетическая компания» и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен
и тарифов Костромской области от 16.12.2021 № 21/361 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «КЭК» потребителям городского округа город Кострома, на 2022-2024 годы» в отношении Заявителя установлен базовый уровень операционных расходов и тарифы на услуги
по передаче тепловой энергии на 2022 год.

Для ООО «КЭК» тарифы на услуги по передаче тепловой энергии установлены методом индексации установленных тарифов на 2022-2024 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2022 год для ООО «КЭК», составляет 2 022,57 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, в заявлении о разногласиях не указана.

ООО «КЭК» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2022 год расходов по следующим статьям разногласий:

 

Наименование статьи затрат

Ед. изм.

Орган регулирования

Заявитель в ФАС

Объем разногласий

 

 

 

А

В

В-А

1

Потери тепловой энергии

Гкал

329,36

2 339,93

2 010,57

тыс. руб.

621,91

4 353,09

3 731,18

2

Расходы на заработную плату

тыс. руб.

920,26

2 471,10

1 550,84

3

Страховые взносы от ФОТ

тыс. руб.

276,08

746,27

470,19

4

Выпадающие доходы за 2021 год

тыс. руб.

0,00

7 342,39

7 342,39

 

ИТОГО по статьям

тыс. руб.

1 818,25

14 912,85

13 094,60

 

Общая сумма разногласий составила 13 094,60 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования
№ 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

По результатам анализа предоставленных сторонами документов, ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Потери тепловой энергии».

ООО «КЭК» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на покупку потерь тепловой энергии в сумме 4 353,09 тыс. руб., исходя
из объема технологических потерь в размере 2 339,93 Гкал.

Органом регулирования расходы на покупаемые энергетические ресурсы приняты в размере 621,91 тыс. руб., исходя из объема технологических потерь 329,36 Гкал и установленных тарифов для ПАО «ТГК-2» на 2022 год.

Величина спора составляет 3 731,18 тыс. руб. (2 010,57 Гкал).

ФАС России отмечает, что в рамках тарифной заявки в Орган регулирования потери тепловой энергии заявлены ООО «КЭК» в размере 717,74 Гкал на сумму 1 361,95 тыс. руб.

Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.

Пунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ предусмотрено, что орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждает нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативам удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 40 Методических указаний № 760-э
для организации, осуществляющей деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя, при отсутствии нормативных технологических потерь, установленных на долгосрочный период регулирования, для каждого последующего года долгосрочного периода регулирования учитывается объем нормативных технологических потерь, установленный для первого года долгосрочного периода регулирования, если иное не предусмотрено пунктом 118 Методических указаний
№ 760-э.

В соответствии с пунктом 118 Методических указаний № 760-э в случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период (расчетный период регулирования), то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы (расчетные периоды регулирования) включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным предыдущего отчетного периода (расчетного периода регулирования), с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.

В обоснование заявленных требований ООО «КЭК» в адрес ФАС России предоставлен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии № 2512/000383-400/ДогЭСД21 б/д (договор от 2021 года), заключенный
с ПАО «ТГК-2». К указанному договору приложен акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (приложение № 1), перечень точек поставки тепловой энергии и теплоносителя (приложение № 2) и расчет
ориентировочного объема потерь тепловой энергии в тепловых сетях ООО «КЭК»
за 2021 год в объеме 2 339,93 Гкал.

На территории Костромской области уполномоченным органом
по утверждению нормативов потерь в тепловых сетях является Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области (далее – Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК КО). Данное положение утверждено постановлением губернатора Костромской области от 10.10.2018 № 214 «О департаменте строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области».

ООО «КЭК» при тарифном регулировании на 2022 год в адрес Органа регулирования нормативы технологических потерь, утвержденные Департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК КО на 2022 год, направлены не были. В этой связи Органом регулирования объем технологических потерь в тепловых сетях принят
на уровне, учтенном в предыдущем периоде регулирования.

При расчете тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2021 год нормативы технологических потерь в тепловых сетях были приняты Департаментом в размере 329,36 Гкал (или 10,13 % от отпуска в сеть) на основании ранее представленных Заявителем обосновывающих материалов, в том числе постановления Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК КО от 04.06.2014 № 26 «Об утверждении норматива технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО «Костромская энергетическая компания», расположенным на территории городского округа город Кострома Костромской области, на 2015 год». В связи с тем, что потери утверждены по двум участкам тепловых сетей (5-тк-12, магистраль № 4), Департаментом принят утвержденный процент от отпуска в сеть.

На основании вышеизложенного, а также ввиду отсутствия материалов, подтверждающих объем заявленных требований, требования Заявителя по статье разногласий «Потери тепловой энергии» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

2. Статья разногласий «Расходы на заработную плату».

ООО «КЭК» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на оплату труда на 2022 год в размере 2 471,10 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в сумме 920,26 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 1 550,84 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в рамках тарифной заявки на 2022 год в Орган регулирования указанные расходы были заявлены ООО «КЭК» в размере 856,57 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлена информация Костромастат о среднемесячной начисленной заработной плате работников организаций Костромской области в январе-июле 2021 года.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями
№ 760-э размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями,
и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Разногласия по данной статье обусловлены разницей между размером среднемесячной заработной платы, рассчитанной Заявителем и утвержденной Органом регулирования на 2022 год. Численность персонала ООО «КЭК»
не оспаривается.

Заявителем расчет расходов по данной статье затрат произведен исходя
из численности персонала в количестве 4,53 ед. и среднемесячной заработной платы в сумме 45 458 руб. согласно данным Костромастата.

Органом регулирования в отзыве на заявление о разногласиях указано, что численность основного персонала и административно-управленческого персонала (далее - АУП) принята в количестве 3 и 1,53 ед. соответственно согласно предложению Заявителя на 2022 год.

Размер средней заработной платы основного персонала принят с учетом доведения до минимального размера оплаты труда (МРОТ) в размере 13 890 руб./мес. в среднегодовом значении.

Размер средней заработной платы АУП увеличен Департаментом
на 396,48 руб./мес. по отношению к величине, указанной в тарифной заявке Заявителя. Таким образом, данная величина с 1 января 2022 года принята на уровне предыдущего периода регулирования. С 1 июля 2022 года расходы на оплату труда проиндексированы на 4 % в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (ИПЦ).

Дополнительно Департамент указывает на то, что данные о фактической величине фонда оплаты труда за 2020-2021 годы Заявителем в рамках тарифной заявки на 2022 год представлены не были.

Также Орган регулирования в отзыве на разногласия отмечает, что расходы на оплату труда с учетом страховых взносов приняты в размере 1 196,34 тыс. руб. (920,26 тыс. руб.+ 276,08 тыс. руб.) с увеличением к тарифной заявке ООО «КЭК» на 81,09 тыс. руб. или 7,3%.

По результатам анализа материалов, направленных сторонами в рамках рассмотрения разногласий, ФАС России отмечает следующее.

Приложением 4.9 к Методическим указаниям № 760-э утверждена форма расчета расходов на оплату труда, предусматривающая расчет показателей численности персонала, средней заработной платы, в том числе тарифной ставки рабочего 1-го разряда, средней ступени оплаты труда, тарифного коэффициента, соответствующего ступени по оплате труда и т.д.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России не были представлены данные по форме № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» и иные материалы, подтверждающие фактическую численность персонала и величину расходов на оплату труда за 2020 год, в том числе бухгалтерскую отчетность за 2020 год, а также расчет расходов на оплату труда
в соответствии с приложением № 4.9 «Расчет расходов на оплату труда»
к Методическим указаниям № 760-э. Также Заявителем в адрес ФАС России не был направлен коллективной договор, положение по оплате труда, положение
о премировании работников организации.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы
на заработную плату» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

3. Статья разногласий «Страховые взносы от ФОТ».

ООО «КЭК» заявляет требование о признании экономически обоснованными отчислений на социальные нужды в размере 30,2% от заявленного фонда оплаты труда, т.е. в сумме 746,24 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в сумме
276,08 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 470,16 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 62 Основ ценообразования № 1075 в состав неподконтрольных расходов включаются отчисления на социальные нужды.

Органом регулирования ставка отчислений на социальные нужды принята
в размере 30,0 % от утвержденного фонда оплаты труда.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не были направлены документы, обосновывающие величину заявленных требований.

На основании вышеизложенного, а также с учетом отказа в удовлетворении требований по статье разногласий «Расходы на заработную плату», требования Заявителя по статье «Страховые взносы от ФОТ» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

4. Статья разногласий «Выпадающие доходы за 2021 год».

ООО «КЭК» заявляет требование об учете в составе НВВ на 2022 год выпадающих доходов, сформированных по результатам деятельности 2021 года,
в сумме 7 342,39 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены в составе НВВ регулируемой организации на 2022 год.

Сумма разногласий составляет 7 342,39 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлен расчет выпадающих доходов по результатам деятельности 2021 года.

Органом регулирования отмечено, что выпадающие доходы за 2021 год
в тарифной заявке ООО «КЭК» на 2022 год указаны не были.

В соответствии с пунктами 63, 73 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы,
не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией
в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные
с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Формулы расчета результатов деятельности регулируемой организации
за последний отчетный период регулирования содержатся в Методических указаниях № 760-э.

С учетом положений пункта 63 Основ ценообразования № 1075
и Методических указаний № 760-э результаты деятельности ООО «КЭК» за 2021 год должны анализироваться и учитываться органом регулирования при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2023 год.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Выпадающие доходы за 2021 год» не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «Костромская энергетическая компания» и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать ООО «Костромская энергетическая компания» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (рег. от 13.01.2022 № 3713-ЭП/22).

 

 

Связанные организации

Костромское УФАС России
ИНН 4401004867, ОГРН 1024400537556
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области
ИНН 4443024537, ОГРН 1024400518548
ООО "Костромская энергетическая компания"
ИНН 4443026693, ОГРН 1024400525214