Решение №31/65498/21 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 5 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» июля 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ПАО «Россети Юг» и Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (рег. от 25.03.2021 № 47748/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Россети Юг» <...>, начальника департамента тарифообразования ПАО «Россети Юг» <...>, заместителя генерального директора филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» <...>, заместителя директора по экономике и финансам филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» <...>, Председателя Комитета тарифного регулирования Волгоградской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось ПАО «Россети Юг» (далее также - Заявитель, Общество, Волгоградэнерго) с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (далее также – Орган регулирования, Комитет).

Заявление Общества рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Заявление о разногласиях рассмотрено ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 25.12.2020 № 49/19 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год» (в ред. приказа от 24.02.2021 № 5/1) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Волгоградской области.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) для Заявителя устанавливается с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.

Величина НВВ на содержание сетей, установленная оспариваемым решением (приказ Комитета от 25.12.2020 № 49/19) и приказом Комитета от 25.12.2020 № 49/18 «О внесении изменений в приказ комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26 декабря 2018 г. № 48/18 «Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годы и долгосрочных параметров регулирования для ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (филиал «Волгоградэнерго»)» составляет 7 245 572,7 тыс. руб.

Величина НВВ (без учета оплаты потерь), которую Заявитель считает экономически обоснованной составляет 8 720 429,7 тыс. руб. (с учетом требований Заявителя по статьям расходов).

Общество заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2021 год затрат по следующим статьям:

тыс. руб.

п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий) (объем технико-экономических показателей)

Величина спора (разногласий) по статье

(С - А)

утвержденная органом регулирования

заявленная в орган регулирования

заявленная на разногласия в ФАС России

 

 

А

В

С

 

1.

Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 г., в т. ч.

- 10 179*

1 810 629

824 900*

835 079

1.1.

Проценты по кредитам (расходы по обслуживанию заемных средств) за 2019 год

- 10 179

465 243

465 243

475 222

1.2.

Убытки прошлых лет

0,00

358 363

358 363

358 363

1.2.1

Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде в части выручки от услуг по передаче электрической энергии

0,00

370 956

370 956

370 956

1.2.2

Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде в части выручки от услуг по передаче электрической энергии

0,00

- 30 563

- 30 563

- 30 563

1.2.3

Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде в отношении услуг по передаче электроэнергии через сети ТСО

0,00

17 971

17 971

17 971

1.3

Вознаграждения корпоративному секретарю, возна-граждения членам комитетов при Совете директоров и секретаря комите-тов, вознаграждения членам Ревизион-ной комиссии за 2019 год

0,00

1 294

1 294

1 293,67

2

Проценты по креди-там (расходы по обслуживанию заемных средств) в составе неподконтрольных расходов на 2021 г.

306 733

899 446

899 446

592 713

3

Вознаграждения корпоративному секретарю, вознаг-раждения членам комитетов при Совете директоров и секретаря комитетов, вознаг-раждения членам Ревизионной комиссии в составе неподконтрольных расходов на 2021 г.

0

2 852

2 852

2 852

4

Экономия расходов на оплату потерь электроэнергии, полученная филиалом ПАО «МРСК Юг» - «Волгоградэнерго» за 2019 год при осуществлении деятельности по передаче электри-ческой энергии в результате прове-дения мероприятий по сокращению объема использу-емых энергетичес-ких ресурсов

0

44 214

44 214

44 214

 

Итого (по статьям)

296 554

2 757 141

1 771 412

1 474 857

*не соответствует величинам, указанным в заявлении о разногласиях.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

1. Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год.

Общество заявляет о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в сумме 824 900 тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в сумме (- 10 179) тыс. руб.

Сумма разногласий по статье составляет 835 079 тыс. руб., в том числе по подстатьям «Проценты по кредитам (расходы по обслуживанию заемных средств) за 2019 год» - 475 422 тыс. руб., «Убытки прошлых лет» - 358 363 тыс. руб., «Вознаграждения корпоративному секретарю, вознаграждения членам комитетов при Совете директоров и секретаря комитетов, вознаграждения членам Ревизионной комиссии» - 1 294 тыс. руб.

1.1. Проценты по кредитам (расходы по обслуживанию заемных средств) за 2019 год.

Общество заявляет о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в сумме 465 243 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в размере -10 179 тыс. руб.

Сумма разногласий по статье составляет 475 222 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной подстатье Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие документы:

1. Реестр кредитных договоров, действующих в 2019 году, с указанием решений по конкурсным процедурам и копии кредитных договоров;

2. Письма от 30.04.2020 № ВлгЭ/1400/5668 «Заявление на открытие тарифного дела по корректировке необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» на 2021 год методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки», от 18.11.2020 № ВлгЭ/1400/15795 «Дополнительные материалы к Заявлению на открытие тарифного дела по корректировке необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» на 2021 год методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки», от 14.04.2020 № МР5/3000/341 «О предоставлении отчетности», от 26.05.2020 № МР5/3000/480 «О дополнительных материалах отчетности за 2019 год» с приложением бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности за 2019 год;

3. Пояснительная записка по плановым расходам по статье проценты к уплате на 2020-2024 гг;

4. Обосновывающие материалы по статье «Проценты к уплате» 2020-2024 гг. (скан-копии кредитных договоров);

5. Расчет средневзвешенных процентных ставок на 2019-2024 гг.;

6. Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета ПАО «МРСК Юга» на 2019 год, утвержденное приказом ПАО «МРСК Юга» от 29.12.2018 № 957;

7. Форма «Отчет о финансовых результатах» «Волгоградэнерго» за 2019 год (приложение 18);

8. Бухгалтерская и статистическая отчетность за 2019 год;

9. Таблицы 1.3 и 1.6. к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (утвержден приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585);

10. Отчет о прибылях и убытках для представления в органы регулирования за 2019 год;

11. Управленческий отчет о прибылях и убытках ПАО «Россети Юг» за период с 01.01.2019 по 31.12.2019;

12. Бухгалтерский баланс АО «Волгоградэнерго» на 30 марта 2008 года и бухгалтерский баланс филиала «Волгоградэнерго» на 31.12.2019;

13. Движение денежных средств и динамика ссудной задолженности на
2019-2024 гг.;

14. Обосновывающие материалы по статье «Проценты по кредитам»
2008-2019 гг.;

15. Динамика ссудной задолженности ПАО «Россети Юг» за 2008-2019 гг.;

16. Учет в НВВ филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» расходов на создание резерва по сомнительным долгам (в адрес Органа регулирования направлено не было);

17. Оборот счета 91.02 за 2019 год филиала ПАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго» (приложение 29);

18. Пояснительная записка о задолженности филиала ПАО «Россети Юга» - «Волгоградэнерго» перед ПАО «Россети ФСК ЕЭС» с подтверждающими документами;

19. Развернутый «Управленческий отчет о прибылях (убытках) по филиалу «Волгоградэнерго»;

20. Анализ НВВ за 2019 год филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго», пояснительная записка и обосновывающие материалы по статье «Проценты за пользование чужими денежными средствами»;

21. Анализ НВВ за 2019 год филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго», пояснительная записка и обосновывающие материалы по статье «Проценты к получению».

Согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

ФАС России отмечает, что величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов, принимается равной величине ставки по договору займа или кредитному договору, но не выше ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

В процессе анализа установлено, что в течение периода с 2008 по 2014 годы у Заявителя сформировался дефицит денежных средств, который компенсировался Обществом за счет привлечения кредитов и займов. Указанный дефицит был обусловлен неплатежами и банкротством крупных промышленных предприятий ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», ВОАО «Химпром», ОАО «Волгоградский судостроительный завод» и других, неплатежами гарантирующего поставщика ПАО «Волгоградэнергосбыт».

При этом, Волгоградэнерго не имело возможности прекратить оказание услуги по передаче электроэнергии потребителям – банкротам во избежание роста социальной напряженности в регионе.

Несмотря на давние сроки образования дебиторской задолженности предприятий, Комитетом начиная только с 2018 года в расчет НВВ филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» был включен источник для создания резерва по сомнительным долгам в 2018 году в размере 783 430 тыс. руб., в 2019 году –
1 916 900 тыс. руб., в 2020 году – 1 910 180 тыс. руб.

C включением в НВВ данных расходов, Орган регулирования исключает из НВВ суммы несписанной дебиторской задолженности: при установлении тарифов на 2020 год – 783 430 тыс. руб. (ранее учтенные в НВВ 2018 года), при установлении тарифов на 2021 год – 1 916 900 тыс. руб. (ранее учтенные на 2019 год).

Включение в состав НВВ источника для создания резерва по сомнительным долгам с одновременным исключением несписанной из резерва по сомнительным долгам суммы задолженности приходится только на объем дебиторской задолженности по основному долгу за услуги по передаче электрической энергии и не учитывает расходы по ее сопровождению кредитными ресурсами, несмотря на давние сроки образования.

Таким образом, включение в состав НВВ филиала расходов на создание резерва по сомнительным долгам не приводит к компенсации расходов по статье «Проценты по кредитам (расходы на обслуживание заемных средств)».

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по подстатье «Проценты по кредитам (расходы по обслуживанию заемных средств) за 2019 год» в составе корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год подлежат частичному удовлетворению. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики необходимо провести анализ и произвести учет экономически обоснованной величины процентов по кредитам за 2019 год для обслуживания заемных средств, привлеченных Волгоградэнерго для компенсации неплатежей потребителей.

1.2. Убытки прошлых лет.

Общество заявляет о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в сумме 358 363 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

Сумма разногласий по статье составляет 358 363 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной подстатье Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие документы:

  1. Расшифровки расходов (убытков), выявленных в 2019 году;

  2. Формы 5.11 «Прочие доходы и расходы»;

  3. Расшифровки доходов (прибыли), выявленных в 2019 году;

4. Форма «Отчет о финансовых результатах» «Волгоградэнерго» за 2019 год;

5. Анализы счетов 91.01, 91.02, 91.03, 19.09;

6. Копии первичных документов, определяющих/подтверждающих факты финансово-хозяйственных операций по отражению расходов, доходов прошлых лет, выявленных в 2019 году с реестром документов;

7. Таблицы 1.3 и 1.6. к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (утвержден приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585);

8. Отчет о прибылях и убытках для представления в органы регулирования за 2019 год;

9. Управленческий отчет о прибылях и убытках ПАО «Россети Юг» за период с 01.01.2019 по 31.12.2019;

10. «Анализ НВВ филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго», пояснительная записка и обосновывающие материалы по статье «Убыток прошлых лет»;

11. Бухгалтерская и статистическая отчетность за 2019 год»;

12. Письмо от 14.04.2020 № МР5/3000/341 «О предоставлении отчетности», от 26.05.2020 № МР5/3000/480 «О дополнительных материалах отчетности за 2019 год» с приложением бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности за 2019 год;

13. Бухгалтерские справки, корр. акты;

14. Решения, постановления судов.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлен доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанный доход учитывается регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Письмом от 10.12.2004 № 07-05-14/328 Министерства финансов Российской Федерации определено, что если организация после утверждения бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный год выявила относящиеся к нему дополнительные доходы и расходы, то в периоде выявления указанных доходов и расходов организацией должна быть признана и отражена в порядке, предусмотренном Инструкцией по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, прибыль (убыток) прошлых лет.

Основное уменьшение выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии произведено по ПАО «Волгоградэнергосбыт» - 346 261 тыс. рублей в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами по делам
№ А12-31414/2017, № А12-5679/2018, № А12-9622/2018, № А12-19805/2018,
№ А12-38310/2018, № А12-15107/2018, № А12-27122/2018 и № А12-890/2016.

В рамках перечисленных судебных дел рассмотрены требования
ПАО «Россети Юг» к ПАО «Волгоградэнергосбыт» о взыскании стоимости услуг, оказанных по договору оказания услуг по передаче электрической энергии.

Обязанность по выявлению сетевыми организациями фактов безучетного потребления электрической энергии установлена действующим законодательством в области электроэнергетики. Акты безучетного потребления электроэнергии составляются филиалом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Оспаривание расходов по статье «Убыток прошлых лет» в части выручки и услуг ТСО по передаче электрической энергии обусловлено следующим.

В рамках проведения ежегодного анализа хозяйственной деятельности филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» Комитетом учитывается избыток средств, полученный в результате превышения фактически начисленной выручки от услуг по передаче электрической энергии относительно утвержденной НВВ, а также экономия расходов на оплату услуг ТСО.

По результатам судебных решений ранее произведенные начисления в бухгалтерском учете подлежат изменению, что находит отражение в бухгалтерском учете последующих лет в виде прибыли/убытка прошлых лет за счет увеличения/уменьшения выручки от услуг по передаче электрической энергии, а также увеличения расходов на оплату услуг ТСО. При этом, Орган регулирования не признает экономически обоснованными расходы по статье «Убытки прошлых лет».

Таким образом, Комитетом при тарифном регулировании исключаются:

- сумма превышения фактической выручки (по методу начисления) по передаче электрической энергии над плановой, которая в последующие периоды на основании решений суда сторнировалась и фактически не была получена филиалом;

- экономия расходов на оплату услуг ТСО, которая в последующие периоды на основании решений суда была сторнирована и фактически оплачена филиалом.

Филиал ПАО «Россети Юг» в своем заявлении просит учесть сальдированные показатели прибыли/убытка прошлых лет в части выручки от услуг по передаче электрической энергии - 318 376 тыс. руб. (убыток – 346 963 тыс. руб., прибыль – 28 586 тыс. руб.) и услуг по передаче электроэнергии через сети территориальных сетевых компаний (далее – ТСО) – 16 809 тыс. руб.

С учетом индексов потребительских цен на 2020 и 2021 гг. в размере 1,032 и 1,036 соответственно, данная сумма составит 358 363,0 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что судами рассматривались иски ПАО «МРСК Юга» о взыскании с ПАО «Волгоградэнергосбыт» задолженности по договорам оказания услуг по передаче электрической энергии, а также встречные иски ПАО «Волгоградэнергосбыт» о взыскании задолженности с ПАО «МРСК Юга» за электрическую энергию, приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.

С учетом вышеизложенного, а также на основании анализа представленных Заявителем судебных решений, а также бухгалтерской отчетности, требования Заявителя по подстатье «Убытки прошлых лет» в составе корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год подлежат частичному удовлетворению. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике необходимо в соответствии с требованиями пункта 7 Основ ценообразования № 1178 провести анализ и произвести учет по статье «Убытки прошлых лет», включив экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов), и доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности по независящим от организации причинам. Соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил регулирования № 1178.

1.3 Расходы по статьям «Вознаграждения корпоративному секретарю, вознаграждения членам комитетов при Совете директоров и секретаря комитетов, вознаграждения членам Ревизионной комиссии за 2019 год».

Общество заявляет о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в сумме 1 294 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

Сумма разногласий по статье составляет 1 294 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной статье Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие документы:

1. Письмо от 14.04.2020 № МР5/3000/341 «О предоставлении отчетности»;

2. Материалы к статье расходов «Расходы ИА» к заявлению 2021 г.: фактическая смета ИА за 2019 год, пояснительные записки материалы по статьям «Вознаграждение членам СД и корпоративного секретаря», «Вознаграждения членам комитетов при СД и секретаря комитетов», «Вознаграждение членам Ревизионной комиссии»;

3. Управленческие расходы ИА за 2019 г., прочие доходы и расходы с распределением доли на филиал ПАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго» (в адрес Органа регулирования направлено не было);

4. Положение о выплате членам совета директоров ПАО «МРСК Юга» вознаграждений и компенсаций;

5. Положение о выплате корпоративному секретарю ПАО «МРСК Юга» вознаграждений и компенсаций;

6. Приказ о внесении изменений в Положение о выплате корпоративному секретарю ПАО «МРСК Юга» вознаграждений и компенсаций от 05.12.2017 № 872;

7. Оборотно-сальдовые ведомости за 2019 год по счету 26.1;

8. План работы Совета директоров 2018-2019 корп. год, 2019-2020 корп. год;

9. Выписка о корпоративном секретаре ПАО «МРСК Юга»;

10. Положение о выплате Корпоративному секретарю ПАО «МРСК Юга» вознаграждений и компенсаций;

11. Приказ о внесении изменений в Положение о выплате Корпоративному секретарю ПАО «МРСК Юга» вознаграждений и компенсаций;

12. Выписка из протокола №202/2016 заседания Совета директоров;

13. Приказ о назначении корпоративного секретаря;

14. Протоколы заседаний Совета директоров за 2019 год;

15. Положения о выплате вознаграждений и компенсаций членам Комитета по стратегии, развитию, инвестициям и реформированию Совета директоров
ПАО «МРСК Юга», членам Комитета по аудиту Совета директоров ПАО «МРСК Юга», членам Комитета по кадрам и вознаграждениям Совета директоров
ПАО «МРСК Юга», членам Комитета по надежности Совета директоров
ПАО «МРСК Юга», членам Комитета по технологическому присоединению к электрическим сетям при Совете директоров ПАО «МРСК Юга»;

16. Положение о Комитетах СД ПАО «МРСК Юга»;

17. Выписки из протоколов СД ПАО «МРСК Юга» - «О комитетах СД общества», «Об избрании секретарей Комитетов СД Общества»;

18. Положение о Ревизионной комиссии ПАО «МРСК Юга»;

19. Положение о выплате членам Ревизионной комиссии ПАО «МРСК Юга» вознаграждений и компенсаций;

20. Расчет коэффициента личного участия члена Ревизионной комиссии;

21. Выплата вознаграждения членам Ревизионной комиссии по итогам 2017 года;

22. Протокол Ревизионной комиссии № 1 от 07.06.2019;

23. Протоколы ГОСА № 18 от 15.05.2018, № 20 от 05.06.2019.

Обязанности акционерного общества ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров и информировать об этом лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и зарегистрированных в реестре акционеров общества, установлены в пункте 1 статьи 47, статье 52 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Пунктом 3 статьи 97 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено обязательное образование коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета) в публичном акционерном обществе. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Федерального закона от 26.12.1995
№ 208-ФЗ по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.

В соответствии с письменным отзывом Органа регулирования исх. от 13.04.2021 № 31-02-11/973 (рег. от 15.04.2020 № 62050-ЭП/21), расходы по статье «Вознаграждения корпоративному секретарю, вознаграждения членам комитетов при Совете директоров и секретаря комитетов, вознаграждения членам Ревизионной комиссии» были рассмотрены Комитетом в составе подконтрольных расходов на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годы согласно пункту 2 Основ ценообразования № 1178, в соответствии с которым «подконтрольные расходы» - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

В обоснование позиции о необоснованности включения в состав НВВ регулируемых организаций расходов на выплату Совету директоров и членов ревизионной комиссии Комитет ссылается на Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 25.07.2019 № 87-АПА19-3, Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2019 № 22-АПА19-3, Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 30.05.2019 № 21-АПА19-2.

С учетом позиции Органа регулирования, требования Заявителя по статье «Вознаграждения корпоративному секретарю, вознаграждения членам комитетов при Совете директоров и секретаря комитетов, вознаграждения членам Ревизионной комиссии за 2019 год» в составе корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год не подлежат удовлетворению.

2. Статья разногласий «Проценты по кредитам (расходы по обслуживанию заемных средств) в составе неподконтрольных расходов на 2021 год».

Общество заявляет о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в сумме 899 446 тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в сумме 306 733 тыс. руб.

Сумма разногласий по статье составляет 592 713 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной статье Заявителем в адрес ФАС России представлены документы, указанные в пункте 1.1. настоящего решения, а также расчет кассового разрыва на 2021 год, связанного с отсрочкой платежа потребителей услуг по передаче электрической энергии.

На основании пункта 38 Основ ценообразования № 1178 перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и содержащим в том числе расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в плату за технологическое присоединение, а также величина расходов на оплату технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства к сетям смежной сетевой организации (за исключением расходов, включаемых в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в состав платы за технологическое присоединение, рассчитанной для лица, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого требует проведения мероприятий на объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации) в размере, определенном исходя из утвержденной (рассчитанной) для такой смежной сетевой организации платы за технологическое присоединение.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э установлено, что неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включают в себя в том числе расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, в том числе направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178.

С учетом анализа, представленного в пункте 1.1 настоящего решения, требования Заявителя по статье «Проценты по кредитам (расходы по обслуживанию заемных средств) в составе неподконтрольных расходов на 2021 год» подлежат частичному удовлетворению. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики необходимо провести анализ и учет необходимого размера процентов по кредитам на 2021 год для обслуживания заемных средств, привлеченных Волгоградэнерго для компенсации неплатежей потребителей.

3. Статья разногласий «Вознаграждения корпоративному секретарю, вознаграждения членам комитетов при Совете директоров и секретаря комитетов, вознаграждения членам Ревизионной комиссии в составе неподконтрольных расходов на 2021 г.».

Общество заявляет о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в сумме 2 852 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены.

Сумма разногласий по статье составляет 2 852 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной статье Заявителем в адрес ФАС России представлены документы, указанные в пункте 1.3. настоящего решения.

В соответствии с письменным отзывом Органа регулирования расходы по статье «Вознаграждения корпоративному секретарю, вознаграждения членам комитетов при Совете директоров и секретаря комитетов, вознаграждения членам Ревизионной комиссии в составе неподконтрольных расходов на 2021 г.» были рассмотрены Комитетом в составе подконтрольных расходов на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годы согласно пункту 2 Основ ценообразования
№ 1178.

С учетом анализа, представленного в пункте 1.3 настоящего решения, требования Заявителя по статье «Вознаграждения корпоративному секретарю, вознаграждения членам комитетов при Совете директоров и секретаря комитетов, вознаграждения членам Ревизионной комиссии в составе неподконтрольных расходов на 2021 г.» не подлежат удовлетворению.

4. Статья разногласий «Экономия расходов на оплату потерь электроэнергии, полученная филиалом ПАО «МРСК Юг» - «Волгоградэнерго» за 2019 год при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов».

Общество заявляет о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в сумме 44 214 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены.

Сумма разногласий по статье составляет 44 214 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной статье Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие документы:

1. «Пояснительная записка по реализации филиалом ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче) в 2019 году»;

2. Форма федеральной статистической отчетности № 46-ЭЭ (передача) за 2019 год «Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей»;

3. Утвержденная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности, документ, которым утверждена программа энергосбережения, отчет о выполнении программы энергосбережения за 2019 год (выписка из протокола заседания Совета директоров ПАО «МРСК Юга» № 234/2017 от 02.06.2017, программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности филиала ПАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго» 2019-2023 гг., титульный лист паспорта программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ВЭ 2019-2023 гг., пояснительная записка к отчету по программе энергосбережения и повышения энергоэффективности филиала
ПАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго» за 4 квартал и 12 месяцев 2019 г.);

4. Утвержденная программа снижения потерь, документ, которым утверждена программа снижения потерь электрической энергии, отчет по программе снижения потерь за 2019 год (утвержденная программа снижения потерь 2019-2023 гг., приказ об утверждении программы снижения потерь на 2019 год, отчет о выполнении программы снижения потерь в 2019 году);

5. Отчет по форме № 10422 к приказу Минэнерго России от 23 июля 2020 г.
№ 340 за 2019 год;

6. Материалы по отключению трансформаторов в режимах малых нагрузок на подстанциях с двумя и более трансформаторами;

7. Материалы по отключению трансформаторов на подстанциях с сезонной нагрузкой;

8. Материалы по выравниванию нагрузок фаз в электросетях;

9. Материалы по замене ответвлений в жилые дома на СИП;

10. Материалы по техническим мероприятия в рамках ИПР (договор № 34001901002979 (УВВ77Д060919) на осуществление поставок, выполнение работ в рамках внедрения пунктов коммерческого учета 10 кВ на границе балансовой принадлежности с организацией удаленного сбора данных, УВВ 77Д 061519 дополнительное соглашение на поставку оборудования, Н_2010101959 22 единицы, I_2010302287 32 единицы);

11. Материалы по реализации энергосервисных контрактов (энергосервисный контракт № 10001701000499 от 04.08.2017, энергосервисный контракт № 10001801000130 от 15.06.2018, энергосервисный контракт
№ 10001801000131 от 15.06.2018, энергосервисный контракт № 10001801000132 от 15.06.2018, энергосервисный контракт №10001801000150 от 02.07.2018, акты расчета экономии, подтверждение расходов);

12. Материалы по выявлению неучтенного потребления электрической энергии (акты НУП, составленные в 2018 г., акты НУП, составленные в 2019 г., реестр актов, включенных в объем оказанных услуг по передаче электрической энергии филиала «МРСК ЮГА» - «ВОЛГОГРАДЭНЕРГО» за январь 2019 г. - декабрь 2019 г., реестр платежей по актам бездоговорного потребления филиала «МРСК ЮГА» - «ВОЛГОГРАДЭНЕРГО» за январь 2019 г. - декабрь 2019 г.);

13. Материалы, подтверждающие выполнение прочих мероприятий Программы энергосбережения (паспорта мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, пояснительные записки, энергосервисный договор № 10001901000010 от 29.12.2018).

В соответствии с п. 34(1) Основ ценообразования № 1178 экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Пунктом 34(2) Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178 (), определяется в течение периода регулирования для года i исходя из данных за год i-2, относящийся к долгосрочному периоду регулирования, в который входит 2019 год, и рассчитывается по формуле:

где:

Nуст - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, к которому относится 2019 год, являющийся долгосрочным параметром регулирования сетевой организации, определенный в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 в процентах величины суммарного отпуска в сеть сетевой организации;

Wосi-2 - фактическая величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть сетевой организации в году i-2 (тыс. кВт·ч);

Пфi-2 - величина фактических потерь электрической энергии в сетях сетевой организации в году i-2 (тыс. кВт·ч);

ЦПi-2 - фактически сложившаяся за год i-2 средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (руб./кВт·ч).

Заявителем указано, что суммарный эффект от реализации филиалом ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» мероприятий по снижению потерь электрической энергии в 2019 году составил 98,951 млн. кВтч, в денежном выражении - 330,791 млн. руб. (подробные данные приведены в таблице 1).

 

 

 

 

 

Таблица 1. Основные мероприятия «Волгоградэнерго» по снижению потерь электрической энергии в 2019 году.

Наименование мероприятия

Снижение потерь электрической энергии,

млн. кВтч

в

млн. руб.

Факт

 

Организационные мероприятия

1.

Отключение в режимах малых нагрузок трансформато-ров на подстанциях с двумя и более трансформаторами

1,836

5,076

2.

Отключение трансформаторов на подстанциях с сезонной нагрузкой

1,087

3,004

3.

Снижение несимметрии (неравномерности) загрузки фаз (выравнивание нагрузок фаз в электросетях)

0,143

0,408

 

Технические мероприятия

4.

Замена проводов на перегруженных линиях электропе-редачи (замена ответвлений в жилые дома на СИП)

0,003

0,009

5.

Прочие технические мероприятия (Установка ПКУ-6(10) кВ на ВЛ-6(10) кВ в рамках ИПР)

2,819

7,621

 

Мероприятия по совершенствованию систем коммерческого и технического учета э/э

6.

Прочие мероприятия по совершенствованию систем коммерческого и технического учета электрической энергии (реализация энергосервисных контрактов)

45,658

206,126

 

Мероприятия по снижению потерь электрической энергии

7.

Выявление неучтенной электрической энергии (включение в полезный отпуск неучтенного потребления электрической энергии)

47,404

108,547

 

Итого:

98,951

330,791

 

В соответствии с письменной позицией Органа регулирования, на протяжении длительного времени филиал составляет по потребителям акты безучетного потребления электрической энергии, превышающие фактическое потребление в десятки раз, тем самым увеличивая объем потребления. Таким образом, организация реализует задачу снижения процента потерь в сетях.

Далее суды дают оценку данным актам безучетного потребления филиала. Статистика судебных решений не в пользу сетевой организации.

Так, в 2019 году из 95 актов, составленных ТСО на 35 млн. кВтч, по итогам рассмотрения безусловное доначисление составило менее 3% от заявленного безучетного объема. Результат свидетельствует об отсутствии реальной эффективности мероприятий по доначислению объемов и снижению процента потерь.

Учитывая, что все судебные решения Арбитражного суда Волгоградской области подтверждаются Арбитражным судом апелляционной инстанции, объемы фактических потерь филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» за 2019 год составляют 660 396 тыс. кВтч (постановления 12 Арбитражного суда апелляционной инстанции от 08.09.2020, от 14.10.2020 по делу № А12-15366/2019, от 14.12.2020 по делу № А12-24296/2019, от 11.02.2021 по делу № А12-32409/2019, решения Арбитражного суда Волгоградской области от 17.12.2020 по делу
№ А12-41544/2019, от 25.02.2021 по делу № А12-388/2020, от 19.12.2021 по делу
№ А12-5830/2020).

При этом, нормативные потери составляют 648 899 тыс. кВтч.

Таким образом, у ПАО «МРСК Юга» отсутствует экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, по факту 2019 года.

ФАС России не усматривает нарушений законодательства со стороны Комитета при неучете рассчитанной величины экономии расходов на оплату потерь электрической энергии за 2019 год.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье разногласий являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

При этом, ФАС России отмечает необходимость проведения Комитетом анализа расчета корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию и учета нормативной величины потерь в расчете корректировки, в случае если фактические потери превысили нормативные потери.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между филиалом ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» и Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области нарушившим пункты 7, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Россети Юг», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (рег. от 25.03.2021 № 47748/21).

3. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов принималось решение, по статьям затрат:

- «Проценты по кредитам (расходы по обслуживанию заемных средств) за 2019 год»;

- «Проценты по кредитам (расходы по обслуживанию заемных средств) в составе неподконтрольных расходов на 2021 г.»;

- «Убытки прошлых лет».

4. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2021 пересмотреть необходимую валовую выручку, единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» на 2021 год, включив экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов), и доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности по независящим от организации причинам, указанные в пункте 3 настоящего решения, с учетом непревышения максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных ФАС России по Волгоградской области на 2021 год, с учетом возможности применения механизма сглаживания, предусмотренного пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) для филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенный в заявлении о разногласиях филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго».

 

Связанные организации

Комитет тарифного регулирования Волгоградской области
ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048
ПАО "Россети Юг"
ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096
Волгоградское УФАС России
ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596