Предписание №АД/63116/19 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам выявленных нарушений законодатель... от 23 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной антимонопольной службы А.В. Доценко, рассмотрев материалы внеплановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Кировской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 30.01.2019 № 95/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 25.03.2019 № 45), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные органом исполнительной власти Региональной службой по тарифам Кировской области при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт», а также иных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных на территории Кировской области,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 30.01.2019 «О проведении внеплановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Кировской области» проведена проведена внеплановая выездная проверка в отношении Региональной службы по тарифам Кировской области (далее – РСТ, орган регулирования) тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» (далее – регулируемая организация) на 2019 год.

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-тко-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для акционерного общества «Куприт» методом экономически обоснованных расходов установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» на территории Кировской области на 2019 год.

Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 28.06.2019 № 21/5-тко-2019 внесены изменения в решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-тко-2019 в связи с перерасчетом расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО IV класса опасности (малоопасные), тарифов операторов, осуществляющих деятельность по захоронению ТКО.

Нормативы накопления, плотность ТКО и крупногабаритных отходов (далее – КГО) в МО «Город Киров», МО «Город Кирово-Чепецк» и Кировской области утверждены распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2018 № 1.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования предусмотрена корректировка тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования.

Согласно пункту 26 Правил № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании АО «Куприт», в том числе представленного экспертного заключения РСТ Кировской области по установлению тарифов для АО «Куприт» на 2019 год (далее – Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.

На основании результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области от 06.04.2018 № 2 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и АО «Куприт» заключено соглашение от 24.04.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области (далее – Соглашение).

В соответствии с пунктом 1.3. Соглашения АО «Куприт» на 10 лет присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области.

 

 

1. Транспортирование ТКО (начальная (максимальная) стоимость (цена) транспортирования ТКО).

В соответствии с пунктом 2.1.3 Соглашения региональный оператор в зоне своей деятельности обеспечивает транспортирование твердых коммунальных отходов с привлечением сторонних организаций, путем заключения договоров, цены на которые формируются по результатам проведения конкурсных процедур. Условия проведения указанных торгов в соответствии с Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила проведения торгов), подлежат обязательному согласованию с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.

С целью проведения вышеуказанных конкурсных процедур вся территория Кировской области была поделена на 4 зоны (лота) по транспортированию отходов 3 зоны (3 лота) были выставлены на торги (лот № 1 «Центра и Север» - ООО «КДУ-3», лот № 2 «Северо-Восток» - ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов», лот № 3 «Юго-Запад» - ООО «ВЭК»), последняя зона лот № 4 «Юго-Восток» осталась за АО «Куприт», которая впоследствии была поделена между двумя операторами по транспортированию ТКО, а именно между ООО «КДУ-3», выигравшей лот № 1 «Центр и Север», в соответствии с дополнительным соглашением к договору № 76/18 и ООО «ВЭК», выигравшей лот № 3 «Юго-Запад», в соответствии с договором № 106/18.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Начальная (максимальная) стоимость (цена) транспортирования твердых коммунальных отходов на 2019 год сформировалась по результатам разработки ООО «Большая Тройка» электронной модели Территориальной схемы и составила 1 332 452,73 тыс. руб. без учета НДС. На основании Технико-экономического обоснования деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области расходы на сбор и транспортирование включают следующие составляющие:

- расходы на сбор и транспортирование на первом и втором плече;

- расходы на перегрузку отходов на мусороперегрузочных станциях.

Расходы на сбор и транспортирование отходов на втором и первом плече определяются на первый год как произведение удельной стоимости расходов на 1 тонно-километр на соответствующем плече на количество тонно-километров на соответствующем плече. Удельная стоимость определена одинаковой для субъекта в целом.

В удельной стоимости 1 тонно-километра учтены расходы на выезд из базы, объезд контейнерных площадок, транспортирование отходов, содержание и закупка автотранспортных средств, а также административно-хозяйственные расходы транспортировщика.

Среднее количество тонно-километров определяется в соответствии с электронной моделью и территориальной схемой.

Масса перегружаемых отходов определяется в соответствии с электронной моделью территориальной схемы.

Транспортные расходы определяются в расчете на 1 тонно-километр.

Расчет стоимости транспортирования отходов осуществляется раздельно для различных типов мусоровозов, включая:

- малый мусоровоз с объемом кузова 8 м3;

- 2 вида крупных мусоровозов с объемом кузова 18 м3;

- бункеровоз (мусоровоз для перевозки крупногабаритных отходов);

- мультилифт.

Малые и крупные мусоровозы осуществляют транспортирование твердых коммунальных отходов на первом плече. Мультилифты осуществляют транспортирование твердых коммунальных отходов на втором плече. Мусоровозы, предназначенные для транспортирования крупногабаритных отходов, предназначены только для транспортирования данного типа отходов на первом плече.

Расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включают в себя:

- расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, не включающих крупногабаритные отходы;

- расходы на транспортирование крупногабаритных отходов.

В отношении крупногабаритных отходов предполагается, что маршруты их движения совпадают с маршрутами движения твердых коммунальных отходов, при этом после мусороперегрузочной и мусоросортировочной станций перевозка крупногабаритных отходов осуществляется мультилифтом.

Окончательная стоимость транспортирования твердых коммунальных отходов путем проведения открытых аукционов и экспертизы экономической обоснованности затрат была снижена на 0,4% относительно максимальной стоимости, сформированной по результатам разработки электронной модели Территориальной схемы и составила 1 327 582,24 тыс. руб.

ФАС России, проанализировав расчет начальной (максимальной) стоимости (цены) транспортирования твердых коммунальных отходов на 2019 год, разработанной ООО «Большая Тройка», а также возражения, представленные РСТ Кировской области письмом исх. от 08.05.2019 № 1086-66-01-02, вх. от 13.05.2019 № 79864/19 (далее - Возражения), ставит под сомнение экономическую обоснованность рассчитанных расходов ввиду следующего.

 

1.1 Стоимость спецтехники.

В расчете расходов на транспортировку включаются расходы на приобретение спецтехники в лизинг в размере 202 ед., из которых:

- 21 Мусоровоз HIDRO-MAK с объемом кузова 18 куб.м с портальным механизмом на шасси MAN (на общую стоимость 3 105 746 тыс. руб.);

- 63 Мусоровоз HIDRO-MAK с объемом кузова 18 куб.м с портальным механизмом на шасси КАМАЗ (на общую стоимость 1 722 254 тыс. руб.);

- 41 Мусоровоз HIDRO-MAK, объем кузова 8 м3 на шасси ISUZU NQR90L-H (на общую стоимость 1 328 115 тыс. руб.);

- 51 Бункеровоз (портал) ISUZU (на общую стоимость 962 883 тыс. руб.);

- 26 Большой крюковой MAN, 30 куб. м. (на общую стоимость 2 860 555 тыс. руб.).

При этом, покупка данной спецтехники рассчитывается исходя из срока амортизации 5 лет и лизинга под 12 % годовых.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Также ФАС России отмечает о признаках завышения стоимости расходов на транспортировку путем включения в расчет мусоровозов на шасси MAN стоимостью 11 335 593 тыс. руб. при возможности приобретения схожих по техническим характеристикам транспортных средств на шасси КАМАЗ стоимостью 6 286 017 тыс. руб.

Стоимость владения мусоровозом на шасси MAN превышает стоимость приобретения мусоровоза на шасси КАМАЗ более чем на 20% (с применением межсервисного интервала 15 000 км), что может свидетельствовать о завышении расходов на транспортирование ТКО.

 

1.2 Приобретение спецтехники.

ФАС России обращает особое внимание на то, что расчет расходов на транспортировку принимается исходя из покупки операторами по транспортированию ТКО всей спецтехники.

Однако, условиями проведения торгов, по результатам которых будут формироваться цены на услуги по транспортированию ТКО, закреплено требование о наличии лицензии на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности с разрешенными видами деятельности, транспортированием отходов соответствующего вида и класса опасности, при этом требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, закреплены Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение о лицензировании № 1062).

В соответствии с подпунктом (в) пункта 3 Положения о лицензировании № 1062 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются: для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

Таким образом, участие в торгах, по результатам которых будут формироваться цены на услуги по транспортированию ТКО, подразумевает наличие у операторов по транспортированию ТКО спецтехники до проведения торгов согласно требованиям части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44), следовательно, включение в расходы на транспортировку выплат по лизингу в размере 12 % годовых приводит к их необоснованному завышению.

 

1.3 Амортизация мусоровозов.

ФАС России обращает отмечает, что мусоровозы согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 (далее – Классификация ОС), относятся к пятой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) (код ОКОФ 310.29.10.59.390 ).

Таким образом, при расчете сроков амортизации мусоровозов в целях определения экономически обоснованных расходов на транспортирование ТКО необходимо принимать максимальный срок полезного использования равный 10 годам.

Следовательно, применение срока амортизации основных средств в расчете расходов на транспортировку в размере 5 лет приводит к необоснованному завышению стоимости.

 

1.4 Расходы на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций.

Инспекция ФАС России обращает внимание на наличие в расходах на транспортирование ТКО расходов на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций в размере 17 496,1 тыс. руб.

Расходы на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций не могут приниматься как экономически обоснованные в расходах на транспортирование ТКО, так как включение данных расходов в составе НВВ регионального оператора не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, в том числе в связи с тем, что мусороперегрузочные станции предусмотренные Территориальной схемой не могут быть предметом торгов для операторов по транспортированию ТКО.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо исключить данные расходы из расходов на транспортирование ТКО, входящих в состав НВВ АО «Куприт».

 

  1. 1.5 Фонд оплаты труда административно-хозяйственного персонала.

В расчете расходов на транспортирование учитывается средняя заработной платы работников административно-хозяйственного персонала в размере 28 800 руб./мес.

Расчет средней заработной платы работников административно-хозяйственного персонала производится исходя из средней заработной платы согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области (далее - Кировстат) в размере 21 239 руб./мес. умноженную на ставку налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) 1,13 и на коэффициент невыходов 1,2.

Расходы на НДФЛ не являются расходами регулируемой организации и соответственно не должны включаться в состав НВВ регионального оператора по обращению с ТКО.

 

1.6 Средняя заполняемость мусоровозов.

В расчете расходов на транспортирование учитывается средняя заполняемость мусоровозов, используемых для перевозки ТКО на первом плече, в размере 85 %.

Данный показатель применялся в расчете расходов на транспортирование без надлежащего обоснования расчетами или фактическими данными.

Соответственно, так как данный расчет подразумевает плановые затраты на транспортирование ТКО, в условиях отсутствия иных подтверждающих данных, ФАС России считает целесообразным принимать в расчете расходов на транспортирование ТКО 100 % заполняемость мусоровозов.

 

На основании вышеизложенного, ФАС России скорректирован расчет транспортировки ТКО на территории Кировской области и получены расходы в размере 1 075 952 тыс. руб., в связи с чем исключению из НВВ АО «Куприт» подлежат расходы в размере 269 126,72 тыс. руб.

 

2. Захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 484 расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяются исходя из тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких операторов органами регулирования тарифов, или цен, определенных по соглашению с такими операторами.

В соответствии с Территориальной схемой весь объем твердых коммунальных отходов, который будет образован на территории Кировской области в 2019 году, планируется собрать и направить на захоронение на 24 объекта размещения отходов, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), эксплуатируемых операторами по захоронению твердых коммунальных отходов, имеющих лицензию на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в том числе собственный полигон АО «Куприт» - полигон ТБО «Лубятино».

Без учета внесения изменений в части платы за негативное воздействие операторов по обращению с ТКО удельный вес расходов по статье «Оплата работ услуг операторов по захоронению ТКО (утверждаемых органом регулирования)» и от общей суммы НВВ АО «Куприт» составляет 38,1 %, из которых около 75,7 % приходится на оператора - ООО «Центральный полигон».

Основная часть расходов в составе НВВ ООО «Центральный полигон» учтена в составе статьи «Нормативная прибыль» в размере 281 774,64 тыс. руб., что в свою очередь указано в качестве источника инвестиционной программы, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 29.10.2018 № 302 (далее – Инвестиционная программа), а также взаимозависимая статья «Налог на прибыль» в размере 70 443,66 тыс. руб.

 

2.1 Инвестиционная программа.

2.1.1 Стоимость инвестиционной программы.

Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424 (далее — Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ № 424).

В соответствии с пунктом 5 части II Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ № 424, инвестиционная программа включает в себя:

а) паспорт инвестиционной программы, содержащий следующую информацию:

наименование регулируемой организации или нерегулируемой организации, ее местонахождение и контакты ответственных лиц;

наименование уполномоченного органа, его местонахождение и контакты ответственных лиц;

плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов отдельно на каждый год в течение срока реализации инвестиционной программы, в том числе до начала и после ее реализации;

б) перечень мероприятий инвестиционной программы, их описание и обоснование необходимости их проведения, включая:

указание регулируемых или нерегулируемых видов деятельности, осуществляемых на объектах;

объем финансовых потребностей на реализацию каждого мероприятия инвестиционной программы (в ценах последнего отчетного года, предшествующего году начала реализации инвестиционной программы, и в прогнозных ценах соответствующего года, определенных с использованием индекса потребительских цен на очередной год и плановый период);

описание и место расположения (координаты) строящихся, реконструируемых объектов, обеспечивающие однозначную их идентификацию;

основные технические характеристики объектов до и после реализации мероприятий инвестиционной программы;

перечень мероприятий по подготовке проектной документации для реализации мероприятий инвестиционной программы;

в) график реализации мероприятий инвестиционной программы с указанием сроков начала и окончания работ, этапов осуществления работ;

г) финансовый план регулируемой организации или нерегулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы, объем финансовых потребностей на реализацию каждого мероприятия инвестиционной программы и источники их финансирования на каждый год действия инвестиционной программы (в ценах последнего отчетного года, предшествующего году начала реализации инвестиционной программы, и в прогнозных ценах соответствующего года, определенных с использованием индекса потребительских цен на очередной год и плановый период. При отсутствии в указанном прогнозе индекса потребительских цен на очередной год применяется индекс за последний год, указанный в прогнозе);

д) предварительный расчет тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

е) результаты технологического и ценового аудита (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Согласно пункту 54 Основ ценообразования № 484 величина нормативной прибыли регулируемой организации с применением метода индексации определяется в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 484 с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год с учетом источников финансирования, определенных данной инвестиционной программой.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 484 нормативная прибыль включает в себя: а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами регулируемых организаций; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484; в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами,

ФАС России отмечает, что в Инвестиционной программе отсутствует в соответствии с пунктом 5 части II Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ № 424 полный перечень пообъектного строительства, реализуемого регулируемой организацией на каждый период регулирования с 2019 по 2021 гг., а указано двумя строчками строительство 1-ой очереди полигона твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района и строительство подъезда к полигону твердых бытовых отходов с указанием общей суммы и распределения по годам.

В этой связи определить экономическую обоснованность инвестиционных расходов, учтённых в составе НВВ ООО «Центральный полигон» по обращению (захоронению) ТКО исходя из материалов тарифного дела, ФАС России не представляется возможным.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 484 тарифы регионального оператора подлежат пересмотру при пересмотре тарифов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходы которых учитываются в составе необходимой валовой выручки регионального оператора.

В условиях того факта, что инвестиционная составляющая в тарифе оказывает большую затратную нагрузку в составе НВВ регионального оператора, органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами необходимо пересмотреть тарифы на захоронение твёрдых коммунальных отходов для ООО «Центральный полигон» на 2019 год, утверждённые решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.11.2018 № 42/72-тю-2019, исходя распределения всей суммы нормативной прибыли равными долями, в связи с чем снизив долю учтённых органом регулирования затрат относительно 2019 года и последующих лет, и учесть в составе НВВ ООО «Центральный полигон» 2019 года (и как следствие в составе НВВ регионального оператора АО «Куприт») расходы по статье «Нормативная прибыль» в сумме 211 975,41 тыс. руб., тем самым снизив указанные затраты на 74 735,24 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом (б) пункта 50 Основ ценообразования № 484 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе расходы на обязательное страхование, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

Величина снижения налога на прибыль рассчитана ФАС России в соответствии с Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с применением ставки налога в размере 20,0 % от рассчитанной ФАС России нормативной прибыли согласно настоящему пункту (объектом налогообложения является нормативная прибыль) составила 18 683,81 тыс. руб.

 

3. Административные расходы.

Органом регулирования в составе административных расходов принимают расходы на арендную плату, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО на основании амортизационных отчислений (исходя из балансовой стоимости Помещения, указанной в пункте 1.7. договора аренды и срока полезного использования 361 месяц) и оплаты коммунальных платежей (исходя из стоимости фактически оплаченных коммунальных услуг в 2017 году согласно письму ПАО «Сбербанк России» от 21.09.2018).

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 484 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В соответствии с подпунктом (а) пункта 32 Основ ценообразования № 484 к административным расходам относятся расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг и другие расходы в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам

Однако, оплата коммунальных платежей не является обязательным платежом собственника, передаваемого в аренду или лизинг имущества, в связи с чем органу регулирования необходимо исключить из расходов на арендную плату АО «Куприт» данные расходы и учесть в составе административных расходов.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Кировской области нарушившим положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пункты 12, 16, 35, 38 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484; пункт 4 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами устранить нарушения, допущенные Региональной службой по тарифам Кировской области при установлении тарифов на захоронение твёрдых коммунальных отходов для ООО «Центральный полигон» и на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт», а именно:

- исключить из состава НВВ АО «Куприт» экономически необоснованные расходы по статье транспортировка в размере 269 126,72 тыс. руб.;

- исключить из состава НВВ ООО «Центральный полигон» расходы по статье «Нормативная прибыль» 2019 года в размере 74 735,24 тыс. руб. согласно пункту 2 мотивировочной части настоящего предписания, перераспределив указанные затраты равными долями;

- исключить расходы на оплату коммунальных платежей из расходов на арендную плату, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, и учесть данные расходы по статье «Административные расходы» в составе НВВ АО «Куприт».

3. Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в тарифах на захоронение ТКО ООО «Центральный полигон» и в тарифе на услугу регионального оператора по обращению с ТКО АО «Куприт» пересчитать иные расходы, размер которых зависит в том числе от расходов, перерасчет которых предусмотрен пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания, в том числе расходы на налоги и расчетную предпринимательскую прибыль.

4. Экономически необоснованные доходы, полученные в результате установления и применения тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «Центральный полигон» на 2019 год и на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» на 2019 год с нарушениями законодательства Российской Федерации, указанных в настоящем предписании, необходимо исключить при установлении тарифов на 2020 год.

5. В срок до 01.09.2019 (включительно) органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на захоронение твёрдых коммунальных отходов для ООО «Центральный полигон» 2019 года, тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и долгосрочных параметров регулирования (базового уровня операционных расходов) для АО «Куприт» 2019 года, утверждённых Региональной службой по тарифам Кировской области на 2019 год с учётом требований, предусмотренных пунктами 2 — 4 резолютивной части настоящего предписания.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

    1. - решения органа исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктами 2 — 4 резолютивной части настоящего предписания;

                  1. - протоколов заседания правления органа исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, на котором принимались вышеуказанные решения;

экспертные заключения органа исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами по установлению тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «Центральный полигон» на 2019, 2020 годы, на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» на 2019, 2020 годы.

 

 

 

 

 

 

Временно исполняющий обязанности руководителя

 

 

 

 

 

 

 

А.В. Доценко

 

Связанные организации

Кировское УФАС России
ИНН 4347021540, ОГРН 1034316517652
Региональная служба по тарифам Кировской области (РСТ Кировской области)
ИНН 4345163236, ОГРН 1074345002665