Предписание №СП/100696/22 ПРЕДПИСАНИЕ об устранении нарушений требований законодательс... от 3 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Комитета тарифного регулирования Волгоградской области (далее - орган регулирования, Комитет, КТР Волгоградской области) (приказ ФАС России от 24.02.2022 № 143/22 (продлена приказом ФАС России от 23.03.2022 № 239/22 «О продлении срока проведения плановой выездной документарной проверки»), Акт проверки Инспекции ФАС России от 31.03.2022 № 33/22), предписание ФАС России от 29.09.2021 № СП/82480/21, дополнение к экспертному заключению на предложение ООО «Спецавтотранс» об установлении предельных тарифов на захоронение твёрдых коммунальных отходов по результатам проведения дополнительной экспертизы во исполнение предписания ФАС России от 29.09.2021 № СП/82480/21, в ходе анализа которых выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(далее - ТКО), допущенные органом исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов на услуги в сфере обращения с ТКО для
ООО «Спецавтотранс»
(далее - ООО «Спецавтотранс», регулируемая организация),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения
с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства
и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).

Для ООО «Спецавтотранс» тарифы на первый долгосрочный период
2018-2020 гг. установлены приказом от 20 декабря 2017 года № 51/24 с применением метода индексации на 3 года. Приказом от 20 декабря 2019 года № 44/8 тарифы скорректированы на 2020 год. На второй долгосрочный период на 2021-2025 гг.
с применением метода индексации тарифы установлены приказом от 18 декабря 2020 года № 48/63 на 5 лет. Приказом от 29 октября 2021 года № 30/4 тарифы
на 2021 год пересмотрены. Приказом от 20 декабря 2021 года № 41/5 скорректированы на 2022 год.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования № 484 при определении фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:

а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;

б) копии документов об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета);

в) копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени регулируемой организации без доверенности;

г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату;

д) копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы
с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее,
по видам деятельности;

е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности
и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов)
и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных
в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов
в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

ж) расчет размера тарифов;

з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом «Об отходах производства
и потребления»;

и) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы либо проект инвестиционной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы
с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее,
по видам деятельности (при наличии);

к) расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов
для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии);

л) копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация
о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);

м) копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности, договоров купли-продажи электрической энергии и мощности или реестр таких договоров. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, об объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору (за исключением случая,
если региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе

с твердыми коммунальными отходами, осуществляет самостоятельно деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов);

н) материалы, обосновывающие возникновение экономии средств, достигнутой регулируемой организацией в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования, и подтверждающие исполнение обязательств, предусмотренных в инвестиционной и (или) производственной программах (при их наличии).

Согласно пункту 91 Основ ценообразования № 484 при корректировке необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемой при определении необходимой валовой выручки регионального оператора, необходимая валовая выручка регионального оператора корректируется на ту же величину. Другие расходы, учитываемые
в необходимой валовой выручке регионального оператора, ежегодно корректируются с учетом:

а) отклонения фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;

б) изменений законодательства Российской Федерации;

в) отклонения фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов
от объема (массы), учтенного при установлении тарифов;

г) изменений территориальной схемы;

д) возмещения расходов, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования № 484 в случае
если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской
и статистической отчетностью.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов,
в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат)
в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Предписание ФАС России от 29.09.2021 № СП/82480/21 исполнено некорректно (с нарушениями требований законодательства Российской Федерации) по следующим основаниям.

При пересчете органом регулирования объема (массы) реализации услуг
в размере 56,64 тыс. тонн с учетом перерасчета плановых расходов 2021 года, взаимозависимых от массы захоронения ТКО, с учетом необходимости возврата недополученных от снижения объёмов реализации услуг (в пересчёте взаимозависимых от снижения объёмов реализации услуг затрат 2019 года), Комитетом некорректно произведены расчёты как в части плановых статей затрат, входящих в состав НВВ 2021 года, так и в части фактических затрат 2019 года,
по следующим основаниям.

В связи со снижением объёма (массы) ТКО, поступающих на полигон, органом регулирования произведён перерасчёт затрат 2021 год (в том числе затраты
на ремонты (текущий ремонт, техническое обслуживание машин и оборудование) рассчитаны органом регулирования без учёта данных о фактических показателях регулируемой организации, не анализируя корректное отнесение плановых расходов к объёмным показателям). Так органом регулирования
расходы на текущий ремонт для функционирования полигона на 2021 год учтены в размере 1 673,31 тыс. руб., без учета анализа фактических расходов оператора в размере 3 985,01 тыс.руб.

При определении плановых расходов на 2021 год орган регулирования распределяет и снижает расходы прямопропорционально объёмам, что является некорректным, поскольку данный анализ необходимо производить в том числе анализируя отнесение зависимости расходов к объёмным показателям. Учитывая данный факт органу регулирования необходимо корректно определить базовый уровень операционных расходов, (распространив указанный долгосрочный параметр на весь период долгосрочного регулирования), при необходимости запросив
у регулируемой организации обоснование превышения затрат относительно нормативных показателей.

Необходимо отметить, что при расчете недополученных доходов
ООО «Спецавтотранс» при исполнении предписания от 29.09.2021 № СП/82480/21

в отношении тарифа оператора ООО «Спецавтотранс» орган регулирования производит подробный анализ фактических показателей в тарифе на захоронение ООО «Спецавтотранс» за 2019 год, который ранее не проводился. Пересчитав
и исключив «
излишне» полученные доходы (экономически необоснованные фактически понесенные расходы) по статьям затрат за 2019 год (итоговое исключение составило «- 11 130,54 тыс. руб.»), органом регулирования не учтены недополученные доходы, возникшие по причине снижения объёмов реализации услуг (массы ТКО) в 2019 году, что прямо предписывалось пунктом 2 резолютивной части предписания от 29.09.2021 № СП/82480/21 (в том числе произведено исключение расходов по производственным расходам со снижением
на 7 318,1 тыс. руб.).

Так, пунктом 2 Основ ценообразования № 484 определено,
что недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные
в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением объема и (или) массы твердых коммунальных отходов по сравнению с объемом и (или) массой твердых коммунальных отходов, учтенных при установлении тарифов.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Недополученные доходы за 2019 год необходимо определять на основе разницы плановых и фактических экономически обоснованных объемов реализации услуг, а также разницы плановых и фактических экономически обоснованных расходов, взаимозависимых от массы захоронения ТКО.

По тем статьям затрат, расходы по котором были фактически осуществлены/реализованы регулируемой организацией по регулируемому виду деятельности с учетом планируемого объёма оказываемых услуг, не подлежат корректировке при расчёте «выпадающих» доходов.

Органом регулирования не принимаются в полном объеме фактические расходы за 2019 год, заявленные ООО «Спецавтотранс», при этом в Дополнении
к экспертному заключению органа регулирования на 2021 год и в имеющихся
в ФАС России материалах отсутствует достаточный анализ и обоснование рассчитанной разницы
плановых и фактических экономически обоснованных объемов реализации услуг, а также разницы плановых и фактических экономически обоснованных расходов, взаимозависимых от массы захоронения ТКО.

Таким образом, решение Комитета о пересмотре тарифа на услугу
по захоронению твердых коммунальных отходов ООО «Спецавтотранс» 2021 года принято с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное органу регулирования необходимо устранить соответствующие нарушения требований законодательства Российской Федерации, при необходимости запросив у ООО «Спецавтотранс» дополнительные обосновывающие материалы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре)
в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области нарушившим положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 12, 15, 16, 91 Основ ценообразования в сфере обращения с ТКО, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, при утверждении (корректировке) тарифов
на услуги в сфере обращения с ТКО для
ООО «Спецавтотранс».

2. Органу исполнительной власти Волгоградской в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.12.2022 устранить нарушения, допущенные Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области при установлении тарифа
по захоронению ТКО:

- произвести и отразить анализ и расчет плановых расходов 2021 года, а также недополученных доходов ООО «Спецавтотранс» за 2019 год (с учетом корректного расчёта фактических расходов 2019 года) в связи с оказанием услуг по захоронению ТКО в меньшем объеме в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, на основании мотивировочной части настоящего предписания, указав
на основании каких документов принималось решение;

3. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.12.2022 по результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания:

- пересмотреть величину необходимой валовой выручки
ООО «Спецавтотранс» на 2021 год (плановых расходов 2021 года, а также недополученных доходов ООО «Спецавтотранс» за 2019 год (с учетом корректного расчёта фактических расходов 2019 года)) в соответствии с требованиями Основ ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.05.2016 № 484;

- учесть результаты пересмотра необходимой валовой выручки при установлении (корректировке) тарифов на захоронение ТКО
для ООО «Спецавтотранс» на 2023 год.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия вышеуказанного решения проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, которое принято во исполнение настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в обращения с ТКО, на которых принималось исполнение настоящего предписания;

- экспертного заключения органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО с приложением смет (калькуляций) по расчетам необходимых валовых выручек с указанием всех входящих в нее статей затрат и объектов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel с функционирующими формулами, по установлению тарифа на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов.

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Волгоградское УФАС России
ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596
Комитет тарифного регулирования Волгоградской области
ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048