Предписание №СП/100696/22 ПРЕДПИСАНИЕ об устранении нарушений требований законодательс... от 3 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Комитета тарифного регулирования Волгоградской области (далее - орган регулирования, Комитет, КТР Волгоградской области) (приказ ФАС России от 24.02.2022 № 143/22 (продлена приказом ФАС России от 23.03.2022 № 239/22 «О продлении срока проведения плановой выездной документарной проверки»), Акт проверки Инспекции ФАС России от 31.03.2022 № 33/22), предписание ФАС России от 29.09.2021 № СП/82480/21, дополнение к экспертному заключению на предложение ООО «Спецавтотранс» об установлении предельных тарифов на захоронение твёрдых коммунальных отходов по результатам проведения дополнительной экспертизы во исполнение предписания ФАС России от 29.09.2021 № СП/82480/21, в ходе анализа которых выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(далее - ТКО), допущенные органом исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов на услуги в сфере обращения с ТКО для ООО «Спецавтотранс»
(далее - ООО «Спецавтотранс», регулируемая организация),
УСТАНОВИЛ:
Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения
с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства
и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).
Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).
Для ООО «Спецавтотранс» тарифы на первый долгосрочный период
2018-2020 гг. установлены приказом от 20 декабря 2017 года № 51/24 с применением метода индексации на 3 года. Приказом от 20 декабря 2019 года № 44/8 тарифы скорректированы на 2020 год. На второй долгосрочный период на 2021-2025 гг.
с применением метода индексации тарифы установлены приказом от 18 декабря 2020 года № 48/63 на 5 лет. Приказом от 29 октября 2021 года № 30/4 тарифы
на 2021 год пересмотрены. Приказом от 20 декабря 2021 года № 41/5 скорректированы на 2022 год.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования № 484 при определении фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
Согласно пункту 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:
а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;
б) копии документов об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета);
в) копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени регулируемой организации без доверенности;
г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату;
д) копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы
с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее,
по видам деятельности;
е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности
и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов)
и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных
в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов
в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;
ж) расчет размера тарифов;
з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом «Об отходах производства
и потребления»;
и) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы либо проект инвестиционной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы
с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее,
по видам деятельности (при наличии);
к) расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов
для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии);
л) копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация
о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);
м) копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности, договоров купли-продажи электрической энергии и мощности или реестр таких договоров. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, об объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору (за исключением случая,
если региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами, осуществляет самостоятельно деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов);
н) материалы, обосновывающие возникновение экономии средств, достигнутой регулируемой организацией в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования, и подтверждающие исполнение обязательств, предусмотренных в инвестиционной и (или) производственной программах (при их наличии).
Согласно пункту 91 Основ ценообразования № 484 при корректировке необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемой при определении необходимой валовой выручки регионального оператора, необходимая валовая выручка регионального оператора корректируется на ту же величину. Другие расходы, учитываемые
в необходимой валовой выручке регионального оператора, ежегодно корректируются с учетом:
а) отклонения фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;
б) изменений законодательства Российской Федерации;
в) отклонения фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов
от объема (массы), учтенного при установлении тарифов;
г) изменений территориальной схемы;
д) возмещения расходов, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484.
В соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования № 484 в случае
если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской
и статистической отчетностью.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:
а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов,
в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);
б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат)
в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
Предписание ФАС России от 29.09.2021 № СП/82480/21 исполнено некорректно (с нарушениями требований законодательства Российской Федерации) по следующим основаниям.
При пересчете органом регулирования объема (массы) реализации услуг
в размере 56,64 тыс. тонн с учетом перерасчета плановых расходов 2021 года, взаимозависимых от массы захоронения ТКО, с учетом необходимости возврата недополученных от снижения объёмов реализации услуг (в пересчёте взаимозависимых от снижения объёмов реализации услуг затрат 2019 года), Комитетом некорректно произведены расчёты как в части плановых статей затрат, входящих в состав НВВ 2021 года, так и в части фактических затрат 2019 года,
по следующим основаниям.
В связи со снижением объёма (массы) ТКО, поступающих на полигон, органом регулирования произведён перерасчёт затрат 2021 год (в том числе затраты
на ремонты (текущий ремонт, техническое обслуживание машин и оборудование) рассчитаны органом регулирования без учёта данных о фактических показателях регулируемой организации, не анализируя корректное отнесение плановых расходов к объёмным показателям). Так органом регулирования расходы на текущий ремонт для функционирования полигона на 2021 год учтены в размере 1 673,31 тыс. руб., без учета анализа фактических расходов оператора в размере 3 985,01 тыс.руб.
При определении плановых расходов на 2021 год орган регулирования распределяет и снижает расходы прямопропорционально объёмам, что является некорректным, поскольку данный анализ необходимо производить в том числе анализируя отнесение зависимости расходов к объёмным показателям. Учитывая данный факт органу регулирования необходимо корректно определить базовый уровень операционных расходов, (распространив указанный долгосрочный параметр на весь период долгосрочного регулирования), при необходимости запросив
у регулируемой организации обоснование превышения затрат относительно нормативных показателей.
Необходимо отметить, что при расчете недополученных доходов
ООО «Спецавтотранс» при исполнении предписания от 29.09.2021 № СП/82480/21
в отношении тарифа оператора ООО «Спецавтотранс» орган регулирования производит подробный анализ фактических показателей в тарифе на захоронение ООО «Спецавтотранс» за 2019 год, который ранее не проводился. Пересчитав
и исключив «излишне» полученные доходы (экономически необоснованные фактически понесенные расходы) по статьям затрат за 2019 год (итоговое исключение составило «- 11 130,54 тыс. руб.»), органом регулирования не учтены недополученные доходы, возникшие по причине снижения объёмов реализации услуг (массы ТКО) в 2019 году, что прямо предписывалось пунктом 2 резолютивной части предписания от 29.09.2021 № СП/82480/21 (в том числе произведено исключение расходов по производственным расходам со снижением
на 7 318,1 тыс. руб.).
Так, пунктом 2 Основ ценообразования № 484 определено,
что недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные
в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением объема и (или) массы твердых коммунальных отходов по сравнению с объемом и (или) массой твердых коммунальных отходов, учтенных при установлении тарифов.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
Недополученные доходы за 2019 год необходимо определять на основе разницы плановых и фактических экономически обоснованных объемов реализации услуг, а также разницы плановых и фактических экономически обоснованных расходов, взаимозависимых от массы захоронения ТКО.
По тем статьям затрат, расходы по котором были фактически осуществлены/реализованы регулируемой организацией по регулируемому виду деятельности с учетом планируемого объёма оказываемых услуг, не подлежат корректировке при расчёте «выпадающих» доходов.
Органом регулирования не принимаются в полном объеме фактические расходы за 2019 год, заявленные ООО «Спецавтотранс», при этом в Дополнении
к экспертному заключению органа регулирования на 2021 год и в имеющихся
в ФАС России материалах отсутствует достаточный анализ и обоснование рассчитанной разницы плановых и фактических экономически обоснованных объемов реализации услуг, а также разницы плановых и фактических экономически обоснованных расходов, взаимозависимых от массы захоронения ТКО.
Таким образом, решение Комитета о пересмотре тарифа на услугу
по захоронению твердых коммунальных отходов ООО «Спецавтотранс» 2021 года принято с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное органу регулирования необходимо устранить соответствующие нарушения требований законодательства Российской Федерации, при необходимости запросив у ООО «Спецавтотранс» дополнительные обосновывающие материалы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре)
в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области нарушившим положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 12, 15, 16, 91 Основ ценообразования в сфере обращения с ТКО, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, при утверждении (корректировке) тарифов
на услуги в сфере обращения с ТКО для ООО «Спецавтотранс».
2. Органу исполнительной власти Волгоградской в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.12.2022 устранить нарушения, допущенные Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области при установлении тарифа
по захоронению ТКО:
- произвести и отразить анализ и расчет плановых расходов 2021 года, а также недополученных доходов ООО «Спецавтотранс» за 2019 год (с учетом корректного расчёта фактических расходов 2019 года) в связи с оказанием услуг по захоронению ТКО в меньшем объеме в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, на основании мотивировочной части настоящего предписания, указав
на основании каких документов принималось решение;
3. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.12.2022 по результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания:
- пересмотреть величину необходимой валовой выручки
ООО «Спецавтотранс» на 2021 год (плановых расходов 2021 года, а также недополученных доходов ООО «Спецавтотранс» за 2019 год (с учетом корректного расчёта фактических расходов 2019 года)) в соответствии с требованиями Основ ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.05.2016 № 484;
- учесть результаты пересмотра необходимой валовой выручки при установлении (корректировке) тарифов на захоронение ТКО
для ООО «Спецавтотранс» на 2023 год.
4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия вышеуказанного решения проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, которое принято во исполнение настоящего предписания;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в обращения с ТКО, на которых принималось исполнение настоящего предписания;
- экспертного заключения органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО с приложением смет (калькуляций) по расчетам необходимых валовых выручек с указанием всех входящих в нее статей затрат и объектов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel с функционирующими формулами, по установлению тарифа на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов.
|
|
С.А. Пузыревский |
|
|
|