Предписание №СП/93034/21 ПРЕДПИСАНИЕ РЭК Амурской области (ООО "ЖДК-Энергоресурс") от 1 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 28.08.2020 № 797/20, Акт проверки ФАС России от 26.10.2020 № 79/20), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию для ООО «ЖДК-Энергоресурс», на 2016 – 2020 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках исполнения своих полномочий Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее – орган регулирования, Управление, РЭК Амурской области) в отношении ООО «ЖДК-Энергоресурс» (далее – общество, регулируемая организация, ООО «ЖДК»):

- были установлены тарифы на тепловую энергию на 2016 год, а также произведена корректировка установленных тарифов долгосрочного периода регулирования – 2016-2018 гг.;

- были установлены тарифы на тепловую энергию на 2019 год, а также произведена корректировка установленных тарифов долгосрочного периода регулирования – 2019-2023 гг.

 

Вид деят-ти/

тариф

Показатели

Годы

2016

2017

2018

2019

2020

г. Тында, Амурская область,тыс.руб.

Тепловая энергия

НВВ, тыс.руб.

1 187 205,72

1 231 295,46

1 235 832,28

1 279 127,36

1 319 811,49

Базовый уровень операционных расходов, тыс. руб.

394 494,0

«-»

«-»

420 354,86

«-»

Метод установления тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

 

На основании постановления Администрации г.Тынды от 06.10.2016 № 2644 «О внесении изменении в постановление Администрации города Тынды № 3113 от 17.07.2015 «О утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город Тында Амурской области на 2014-2029 годы» по состоянию на 2016 год» ООО «ЖДК–Энергоресурс» присвоен статус единой теплоснабжающей организации муниципального образования город Тында Амурской области.

На основании концессионного соглашения от 09.08.2016 № б/н ООО «ЖДК» (далее – концессионное соглашение) было передано муниципальное имущество Администрации г.Тынды – система коммунальной инфраструктуры.

ФАС России отмечает, что информация и документы, подтверждающие заключение концессионного соглашения на торгах, в экспертных заключениях и материалах тарифного дела отсутствуют.

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее соответственно — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования тарифов № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

Ведение раздельного учета расходов и доходов

Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности.

Ведение раздельного учета доходов и расходов субъекта естественной монополии по видам деятельности осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации и (или) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что согласно пунктам 11 и 12 Основ ценообразования № 1075 раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным Органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91, ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 09.11.2000 № 9558-ЮД), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

При анализе расчётов необходимой валовой выручки не указан механизм распределения затрат по видам регулируемой деятельности в соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» о принципе обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Представленные в материалах тарифных дел документы не позволяют установить ведение регулируемой организацией раздельного учета, в том числе ФАС России не удалось установить обоснованность распределения доходов и расходов по регулируемым видам деятельности - производство, передача и сбыт тепловой энергии, теплоносителя.

 

Операционные (подконтрольные) расходы (базовый период).

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

Органом регулирования операционные расходы при установлении на 2016 год рассчитаны в соответствии с пунктами 36 и 37 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

При этом в экспертном заключении на 2019 год отсутствует информация об учете результатов проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 1075, для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов), а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, и значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды в соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях», либо в случае заключения концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения.

 

Расходы на сырье и материалы, 2016 и 2019 годы

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Согласно экспертным заключениям Органа регулирования расходы по данной статье затрат приняты / заявлены организацией в следующем размере:

на 2016 год – 33 438,65 тыс.руб. / 40 672,59 тыс.руб.;

на 2019 год – 13 844,37 тыс.руб. / 20 506,39 тыс.руб.

В данную статью затрат органом регулирования включены расходы на приобретение материалов на ремонт, инструментов, реагентов, материалов по охране труда и технике безопасности.

При принятии расходов на 2016 год орган регулирования указывает, что конкурсные процедуры по выбору поставщиков сырья и материалов не были проведены. Однако определить, каким образом учитывались расходы, не представляется возможным.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат на 2019 были приняты исходя из фактических данных за 2017 год, в том числе и по причине формирования долевого распределения по признаку ППП, ЦЕХ, АУП с учетом применения ИПЦ.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2019 год отсутствует анализ фактических расходов регулируемой организации, понесенных в последнем отчетном периоде регулирования.

Из представленных органом регулирования возражений на акт проверки следует, что расходы учтены, в том числе на основании следующих документов:

- копии договора поставки запчасти для вагонов-думпкаров № 31806424739-01-41 от 28.04.2018 (ООО ТД Запчасть) + закупочной документации к Закупке № 31806424739, заключенного с единственным поставщиком, распоряжение № 13-18/рз от 26.04.2018;

- копии договора поставки запчасти для вагонов-думпкаров № 31806541184-70 от 25.06.2018 (ООО ТД Запчасть) + закупочной документации к Закупке № 31806541184, протокола № 29-18/ЗЦЭ/1 от 08.06.2018, протокола № 29-18/ЗЦЭ/2 от 14.06.2018, протокола № 29-18/ЗЦЭ/3 от 14.06.2018;

- копии договора поставки газа баллонного № 31806299416-30 от 29.03.2018 (ООО РайчихинскГазСбыт) + закупочной документации к Закупке № 31806299416 с единственным поставщиком, распоряжение № 9-18/рз от 28.03.2018;

Из концессионного соглашения (технико-экономические показатели котлов) следует, что вид используемого топлива для центральной котельной - уголь и (или) мазут.

Из экспертного заключения и представленных материалов не представляется возможным определить назначение приобретаемого газа в баллонах.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников. В частности, работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда.

В соответствии с Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н, обязательной вакцинации против клещевого вирусного энцефалита подлежат: лица, проживающие на эндемичных по клещевому вирусному энцефалиту территориях; лица, выезжающие на эндемичные по клещевому вирусному энцефалиту территории, а также прибывшие на эти территории лица, выполняющие следующие работы: - сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные, по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные; - по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения; а также лица, работающие с живыми культурами возбудителя клещевого энцефалита.

Таким образом, расходы на обязательную вакцинацию работников подлежат учету в составе НВВ регулируемой организации лишь в случаях, указанных в Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

При этом, экспертное заключение не содержит оснований для учета данных расходов, отсутствуют указание на контингент работников, который подлежит обязательной вакцинации, расчет численности персонала, подлежащих вакцинации и т.д.

Кроме того, в составе статьи затрат «Расходы на сырье и материалы» (2019 г.) учтены расходы на поставку медицинских аптечек (по подстатьям затрат «Расходы на материалы» и «Прочие расходы по охране труда») на основании:

- копии договора на поставку мед.аптечек № 86 от 16.07.2018 (ООО ПКЦ СпецТехСбыт);

- договора на поставку медицинских аптечек №105-ДТС/Ю/Т (ООО Специализированное предприятие "Спасатель ГОЧС") + Счета-фактуры № 8 от 01.01.2017 г.

ФАС России отмечает, что в связи с отсутствием в экспертном заключении обоснования учета данных расходов и их калькуляции, а также вышеуказанных договоров в составе материалов, представленных в ФАС России, не представляется возможным исключить двойной учет расходов.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Расходы на сырье и материалы» подлежат дополнительному анализу с его отражением в экспертных заключениях.

 

Расходы на ремонт основных средств, 2016 и 2019 годы

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Расходы по рассматриваемой статье затрат заявлены/приняты в следующем размере:

на 2016 год – 30 177,28 тыс.руб. / 26 675,91 тыс.руб.;

на 2019 год – 47 415,37 тыс.руб. / 45 999,42 тыс.руб.

В нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 экспертное заключение не содержит перечень документов и материалов, на основании которых принималось решение Органом регулирования, а также причины учета/неучета представленных регулируемой организацией расчетов и материалов.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях не представлен анализ расходов в соответствии с требованиями пункта 28 Основ ценообразования № 1075, а также в нарушение пункта 37 Методических указаний № 760-э не представлен анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования.

В экспертном заключении на 2019 год по статье «Ремонт основных средств» отсутствует перечень материалов, подтверждающих экономическую обоснованность, такие как техническое задание на ремонты, предписание Ростехнадзора, коммерческие предложения (или проекты договоров с организациями, с которыми планируется заключать договоры на плановый ремонт по итогам проведения торгов, план закупок).

Информация об анализе указанных в качестве обосновывающих материалов в экспертных заключениях на 2016 и 2019 годы (список объектов, подлежащий кап.ремонту, дефектные ведомости, сметы) также отсутствует, в связи с чем не представляется возможным определить обоснованность принятых Органом регулирования расходов по статье затрат «Ремонт основных средств».

Органом регулирования расходы по данной статье затрат на 2019 год были приняты исходя из фактически сложившихся расходов за 2017 год с применением ИПЦ на 2018 и 2019 годы. При этом, ФАС России отмечает, что анализ фактически сложившихся расходов в экспертном заключении отсутствует.

На 2016 год ввиду отсутствия конкурсной процедуры на выбор подрядной организации расходы были приняты органом регулирования исходя из представленных смет, что является нарушением п. 28 Основ ценообразования.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Расходы на ремонт основных средств», учтенные РЭК Амурской области в составе базового уровня операционных расходов ООО «ЖДК» 2016 и 2019 годов, подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Расходы на оплату труда, 2016 и 2019 годы

Органом регулирования расходы приняты в следующем размере:

на 2016 год – 306 137,89 тыс. руб. (численность: 570,3 чел. (ППП 431,3 чел., ЦЕХ 88,1 чел., АУП 50,9 чел.), ср.з/п 44 733,46 руб.);

на 2019 год – 315 122,95 тыс. руб. (численность: 506,58 чел. (ППП 379,21 чел., ЦЕХ 77,17 чел., АУП 50,2 чел.), ср. з/п 51 815,8 руб.).

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Орган регулирования в экспертных заключениях указывает, что ООО «ЖДК» не является участником Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве.

ФАС России обращает внимание, что анализ расходов, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, а также калькуляция учтённых затрат в экспертных заключениях отсутствуют.

В адрес ФАС России представлены проекты положений об оплате труда и премировании, коллективный договор от 01.07.2017 (действует до 31.03.2020), на 2016 и 2019 годы не представлены расчет нормативной численности, утвержденные положения об оплате труда и премировании, тарифных ставок, надбавок, приказы о премировании, об утверждении минимальной месячной тарифной ставки на период регулирования, расчеты тарифного коэффициента, данные фактических размеров доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера за условия труда, утвержденное штатное расписание, стат.форма П-4 и другие обосновывающие документы.

Учитывая вышеизложенное, не представляется возможным определить, каким образом РЭК Амурской области был рассчитан размер заработной платы.

Из представленных материалов следует, что РЭК Амурской области при расчете расходов по статье затрат «Расходы на оплату труда» учитывал нормативную численность персонала.

При учете расходов на 2019 год орган регулирования также руководствовался фактическим размером заработной платы за 2017 год с применением ИПЦ на 2018 и 2019 годы.

Из возражений на акт проверки следует, что фактическая численность за 2017 год сложилась следующим образом: ППП - 371,6 ед., ЦЕХ - 77,17 ед., АУП - 50,20 ед., всего 498,97 чел.

Вместе с тем, ФАС России отмечает, что экспертное заключение органа регулирования не содержит обоснование учета численности персонала в размере, превышающем фактическое значение численности.

Кроме того, у ООО «ЖДК» наблюдается динамика ежегодного снижения полезного отпуска:

на 2017 год - 613 571,33 Гкал/Год;

на 2018 год - 566 216,68 Гкал/Год;

на 2019 год - 544 121,75 Гкал/Год;

на 2020 год - 534 643,0 Гкал/Год.

Дополнительно ФАС России отмечает, что на 2019 год размер принятой ежемесячной заработной платы на ППП составил 47 803,88 руб./чел. при заявке 46 293,94 руб./чел.

Вместе с тем, в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Оплата труда» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, 2016 и 2019 годы

Принято на 2016 год – 1 640,13 тыс.руб., на 2019 год – 2 265,32 тыс.руб.

Расходы включают в себя расходы по подготовке и освоению производства (пуско-наладочные работы).

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых со сторонними организациями, определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Экспертные заключения на 2016 и 2019 годы не содержат анализ данной статьи затрат в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075, указаний на материалы, которые были представлены регулируемой организацией и подтверждающие экономическую обоснованность учтенных затрат, а также анализ фактических расходов регулируемой организации.

Из экспертных заключений на 2016 и 2019 годы не следует, что данные расходы были рассчитаны органом регулирования в соответствии с пунктами 44 и 28 Основ ценообразования № 1075.

При этом не представляется возможным определить, на основании каких договоров были учтены расходы по данной статье затрат и были ли вышеуказанные договоры заключены на основании торгов.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат на 2016 и 2019 годы подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Расходы на оплату иных услуг, выполняемых по договорам с организациями, 2016 и 2019 годы

Принято на 2016 год – 8 101,88 тыс.руб., на 2019 год – 7 856,74 тыс.руб.

Плановые затраты 2016 года включают:

- вакцинацию, медосмотры, производственный контроль 2 372,32 тыс.руб.;

- расходы на обеспечение промышленной и пожарной безопасности 721,03 тыс.руб.;

- дератизацию, маркшейдерские замеры, лабораторные исследования, утилизацию ТБО 1 050,58 тыс. руб.;

- расходы на программное обеспечение 477,19 тыс. руб. (включены расходы на приобретение программного комплекса 1С, Консультант Плюс, исключены расходы на приобретение программного обеспечения на планируемую к покупке компьютерную технику, автоматизацию сбытовых функций);

- ГСМ для нужд административно-управленческого персонала 362,38 тыс. руб.;

- расходы на ОТ и ТБ АУП 8,89 тыс. руб.

На 2019 год расходы приняты органом регулирования с учетом следующего.

1) расходы на оплату слуг связи на уровне ожидаемых расходов 2018 года с применением индекса 1,046*0,99 в размере 425,82 тыс. рублей. В возражениях на акт проверки указано, что в качестве обоснования предприятием представлены расшифровка по расходам за 9 месяцев 2018 года по мобильной и стационарной связи с распределением по видам деятельности и на счета № 25, 26; лимиты расходования средств на мобильную связь установлены приказом по ООО «ЖДК-Энергоресурс».

2) расходы на вневедомственную охрану определены на уровне 851,63 тыс. рублей на уровне ожидаемых расходов 2018 года с применением индекса 1,046*0,99.

В качестве обоснования предприятием представлены расшифровка по расходам за 9 месяцев 2018 года с распределением по видам деятельности и на счета № 25, 26, договоры на услуги на вневедомственную охрану.

3) расходы на оплату коммунальных услуг приняты в размере 187,29 тыс. рублей на основании заключённых договоров.

4) расходы на оплату юридических, информационных услуг приняты в размере 1196,60 тыс. рублей с применением индекса 1,046*0,99 в составе:

- юридические услуги 42,186 тыс. рублей (нотариальные услуги);

- информационные услуги 792,57 тыс. рублей.

5) аудиторские услуги 240,74 тыс. рублей.

6) расходы на оплату других работ и услуг приняты в размере 5 599,42 тыс. руб. Расходы приняты на уровне утвержденных на 2018 год с индексацией 1,046.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых со сторонними организациями, определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Кроме того, расходы по данной статье затрат должны также рассчитываться на основании пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

При этом, анализ данной статьи затрат в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 в экспертных заключениях отсутствует.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях не отражена необходимость привлечения регулируемой организацией сторонних организацией для осуществления юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг.

Расчеты по данной статье затрат в экспертном заключении отсутствуют.

ФАС России также обращает внимание, что ввиду отсутствия расчетов и обосновывающих материалов, нельзя исключить двойной учет расходов по подстатье затрат «расходы на оплату других работ и услуг» и статье затрат «Расходы на сырье и материалы».

В соответствии со статьей 48 «Об обществах с ограниченной ответственностью» для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества оно вправе по решению общего собрания участников общества привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.

Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрены случаи обязательного аудита.

Вместе с тем, основания, по которым ООО «ЖДК» подлежит обязательному аудиту, в экспертном заключении не указаны.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Расходы на обучение персонала, 2016 и 2019 годы

Расходы приняты на 2016 год в размере 1 328,37 тыс. руб., на 2019 год – 792,50 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе расходы на обучение персонала.

В экспертных заключениях на 2016 и на 2019 годы не отражено, каким образом органом регулирования рассчитаны учтенные суммы затрат.

Также в экспертных заключениях регулирования в нарушение пункта 29 Правил № 1075 не отражен анализ представленных ООО «ЖДК» договоров, обосновывающих материалов, в том числе с учетом пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1075, не содержится проведенный органом регулирования анализ фактических затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, 2016 и 2019 годы

Расходы приняты на 2016 год в размере 1 328,37 тыс.руб., на 2019 год – 792,50 тыс. руб.

В составе расходов на 2016 год учитываются затраты по следующим подстатьям:

-канцелярские товары;

-расходы по ОТ и ТБ;

- прочие цеховые расходы, включая:

- материалы (ГСМ, инструмент и расходы по ОТ и ТБ РСУ и АТЦ);

- предрейсовые медосмотры;

- техосмотр;

- ОСАГО;

- зап.части на автотранспорт;

- обучение персонала АТЦ;

- другие прочие расходы;

- услуги банка.

В составе расходов на 2019 год учитываются затраты по следующим подстатьям:

- канцелярские товары;

- расходы по ОТ и ТБ;

- прочие цеховые расходы;

- другие прочие расходы (услуги связи по производственно-промышленному персоналу перенесены из статьи «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями»);

- услуги банка.

ФАС России отмечает, что в связи с отсутствием в экспертных заключениях на 2016 и 2019 годы анализа учтённых затрат не представляется возможным исключить двойной учет расходов на ОТ и ТБ, обучение персонала.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2016 и 2019 годы отсутствуют расчет и расшифровка принятых расходов, не отражен анализ экономической обоснованности плановых и фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации, отсутствует анализ представленных ООО «ЖДК» документов.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Операционные (подконтрольные) расходы

(корректировки 2017, 2018, 2020 гг.)

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Вместе с тем, согласно пункту 49 Методических указаний № 760-э скорректированные операционные (подконтрольные) расходы, определяемые в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075, определяются по формуле (10) с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов.

Так, формулой 10 предусмотрено, что операционные (подконтрольные) расходы рассчитываются следующим образом:

 

 

При этом при применении данной формулы операционные расходы последующих годов долгосрочных периодов регулирования (после базового года) также должны быть пересчитаны с учетом корректных значений индексов потребительских цен на последующие годы долгосрочных периодов регулирования (после базового года) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, как того требует пункт 49 Методических указаний № 760-э.

ФАС России отмечает, что, учитывая необходимость проведения дополнительного анализа и представления дополнительного экономического обоснования операционных расходов, учтенных в базовых периодах регулирования, Управлению также необходимо провести дополнительный анализ расходов, учитываемых при корректировках.

 

Неподконтрольные расходы (2018, 2019, 2020 годы)

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 настоящего документа;

е) отчисления на социальные нужды.

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

 

Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации

Согласно пункту 39 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение цен (тарифов), установленных для таких организаций органами регулирования, и расчетных объемов приобретаемых услуг при осуществлении регулируемых видов деятельности.

Органом регулирования в составе рассматриваемой статьи затрат учтены расходы на водоотведение в размере:

на 2018 год – 3 107,24 тыс.руб.;

на 2019 год – 3 247,16 тыс.руб.;

на 2020 год - 3 326,41 тыс.руб.

ФАС России отмечает, что определение расходов исходя из средневзвешенного тарифа является нарушением пункта 39 Основ ценообразования.

Органом регулирования в составе рассматриваемой статьи затрат также учтены расходы на услуги по передаче тепловой энергии:

на 2018 год – 57 328,32 тыс.руб.;

на 2019 год – 54 746,16 тыс.руб.;

на 2020 год – 58 764,71 тыс.руб.

В 2016 году между ООО «ЖДК – Энергоресурс» и ООО «Коммунальные системы БАМа» заключен договор от 01.09.2016 № 9230 на оказание услуг по передаче тепловой энергии потребителям. Объем передачи тепловой энергии по договору составляет 396 038,65 тыс. Гкал.

На 2018 год между ООО «ЖДК – Энергоресурс» и АО «Коммунальные системы БАМа» заключен еще договор от 27.12.2017 № 9619 на оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя - объект микрорайон Новый Таежный г. Тында. Объем передачи тепловой энергии по договору составляет 23 841,23 тыс. Гкал., на 2019 год договор от 27.12.2018 г – 23 841,23 тыс. Гкал.

ФАС России отмечает, что расходы на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год определены органом регулирования с учетом фактического значения за 2018 год, что является нарушением требований пункта 39 Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, экспертные заключения на 2018-2020 годы РЭК Амурской области не содержат расчеты учтенных в НВВ ООО «ЖДК» расходов.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Расходы на оплату налогов, сборов и других обязательных платежей

В соответствии с подпунктом «з» пункта 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности включаются другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

Органом регулирования учтены расходы на оплату налога на имущество организации, на землю, обязательное страхование, плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов в размере:

на 2018 год – 18 120,49 тыс. руб.;

на 2019 год – 19 102,57 тыс. руб.;

на 2020 год – 17 083,91 тыс. руб.

 

Показатель/период

Ед.изм.

2018 год

2019 год

2020 год

налог на имущество

тыс.руб.

10974,42

17858,26

15993,07

налог на землю (аренда земли)

тыс.руб.

521,70

565,96

521,70

средства на страхование (расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль)

тыс.руб.

124,56

126,19

121,86

плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ

тыс.руб.

829

261,05

447,28

 

ФАС России отмечает, что экспертное заключение не содержит обоснования и калькуляции расходов, учтенных органом регулирования, а также анализ фактически сложившихся расходов.

ФАС России отмечает отсутствие указания на ТС, в отношении которых был учтен налог на транспорт. Транспортный налог не проанализирован на предмет экономической обоснованности участия данного транспорта в регулируемой деятельности.

Учитывая вышеизложенные факты, ФАС России полагает необходимым дополнительно проанализировать данную статью затрат, представив необходимое экономическое обоснование.

 

Отчисления на социальные нужды

Органом регулирования принято:

на 2018 год – 100 574,55 тыс.руб.;

на 2019 год – 92 699,90 тыс.руб.;

на 2020 год – 96 040,40 тыс.руб.

В связи с необходимостью дополнительного анализа и перерасчета затрат по статье «Расходы на оплату труда» расходы по статье «Отчисления на социальные нужды», учтенные на 2018/2019/2020 годы, также требуют пересмотра.

 

Амортизационные отчисления

Принято на 2018 год – 69 432,65 тыс.руб., на 2019 год – 84 188,90 тыс.руб., на 2020 год – 59 059,72 тыс.руб.

Расходы приняты органом регулирования на уровне тарифной заявки ООО «ЖДК».

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Как установлено пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н (далее - ПБУ 6/01), стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено данным положением.

В силу пункта 19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе определяется исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Согласно пункту 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из: ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что расчеты амортизационных отчислений в соответствии с вышеприведенными нормами в экспертных заключениях на 2018/2019/2020 годы отсутствуют.

Из представленных экспертных заключений следует, что органом регулирования расходы учтены исходя из представленных ООО «ЖДК» расчетов амортизационных отчислений и налога на имущества, а также на основании инвентарных карточек.

ФАС России отмечает, что из экспертных заключений не представляется возможным определить, на какое имущество учитывается амортизация в данной статье затрат, каким образом рассчитана амортизация, какие сроки полезного использования учитывал Орган регулирования, какая первоначальная стоимость ОС, на которые учитывается амортизация.

Из возражений на акт проверки следует, что затраты на амортизацию определены Управлением исходя из фактически начисленной амортизации с учетом ввода/вывода ОС по состоянию на дату принятия тарифного решения, исходя из среднегодовой стоимости основных фондов производственно-эксплуатационного назначения, числящихся на балансе предприятия и используемых для производства и передачи тепловой энергии и максимальных норм по группам амортизационных отчислений.

При этом, из представленных Управлением экспертных заключений не следует факт расчета амортизационных отчислений пообъектно и с применением максимальных сроков полезного использования, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Кроме того, анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в экспертных заключениях отсутствует в полном объеме.

На основании вышеизложенного, учтенные расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним

Принято на 2018 год – 15 407,86 тыс. руб., на 2019 год – 17 208,89 тыс.руб., на 2020 год – 17 208,89 тыс. руб.

Основами ценообразования № 1075 предусмотрены следующие основания включения в НВВ расходов, связанных с обслуживанием заемных средств:

- в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования (пункт 13 Основ ценообразования № 1075);

- расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей (пункт 47 Основ ценообразования № 1075);

- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования (пункт 74 Основ ценообразования № 1075).

ФАС России отмечает, что в качестве экономической обоснованности привлечения заемных средств регулируемые организации должны предоставлять договоры об открытии кредитной линии, материалы, подтверждающие проведение конкурсных процедур, инвестиционные программы, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации, отчеты о выполнении инвестиционных программ.

Кроме того, при условии того, что регулируемой организацией привлекаются кредитные средства на покрытие кассовых разрывов из-за образования недополученных доходов, с целью качественного и своевременного выполнения возложенных на регулируемую организацию обязательств, а также недопущения нарушений трудового законодательства Российской Федерации, необходимо представлять расчет формирования сумм кассовых разрывов помесячно с учетом суммы денежных средств на начало периода, платежей дебиторов, платежей поставщиков, с целью обоснования возникновения кассовых разрывов и необходимости в кредитовании предприятия на эти цели.

ФАС России отмечает, что расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам должны формироваться исходя из документального подтверждения необходимости привлечения заемных средств при условии их целевого использования в регулируемом виде деятельности. Проценты по кредитам, которые направлены на цели, не связанные с производственной деятельностью и относящиеся к внереализационным, не могут быть учтены в составе НВВ регулируемой организации.

Органом регулирования расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, учтены следующим образом:

 

Период

Оборотные средства на покрытие кассовых разрывов по населению

Оборотные средства на покрытие кассовых разрывов при обеспечении неснижаемых запасов топлива

Расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы

ИТОГО

2018 год

0

0

15 407,86

15 407,86

2019 год

8 898,31

8 310,58

0

17 208,89

2020 год

8 898,31

8 310,58

0

17 208,89

 

Органом регулирования в экспертных заключениях не представлен анализ экономической обоснованности расходов, учитываемых по статье затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним», предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в том числе отсутствуют ссылки на материалы, принятые при расчетах по данной статье затрат.

Также, не представляется возможным определить, были ли проведены конкурсные процедуры при выборе банка для предоставления кредита.

Согласно экспертным заключениям на 2018-2020 годы и представленным возражениям на акт проверки, регулируемой организацией в рамках тарифных заявок были представлены следующие обосновывающие материалы: договоры, расчеты недостатка оборотных средств, анализ фактических и ожидаемых расходов.

Вместе с тем экспертные заключения органа регулирования не содержат анализ представленных документов, а также калькуляцию учтенных затрат.

Из возражений на акт проверки следует, что ООО «ЖДК-Энергоресурс» в тарифных заявках на 2018-2020 годы представлены сценарные условия расчета расходов:

1. Кассовый разрыв в размере месячного начисления по населению (связано с пост оплатой), ежегодно начисление индексируется на 4%;

2. Неснижаемый запас создается за 4 месяца (с июня по сентябрь включительно) и находится на складе весь отопительный период (май половина месяца);

3. Проценты начисляются по фактическим заемным средствам согласно расчету возврата займов.

ФАС России отмечает, что в соответствии с Инвестиционной программой для ООО «ЖДК – Энергоресурс» на 2016-2020 годы, утверждённой Министерством Жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «ЖДК-Энергоресурс» от 28.11.2017 (в ред. приказа Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 29.12.2017 № 348-од), источниками финансирования инвестиционной программы являются (в части собственных и привлеченных средств):

2018 год:

69 432,65 тыс.руб. – амортизационные отчисления (что соответствует размеру учтенных в составе НВВ амортизационных отчислений);

15 407,85 тыс.руб. – займы организации (что соответствует учтенным расходам по рассматриваемой статье затрат);

2019 год:

34 965,7 тыс.руб. – амортизационные отчисления;

2020 год:

21 031,79 тыс.руб. – амортизационные отчисления.

В части учета расходов на покрытие кассовых разрывов при обеспечении неснижаемых запасов топлива ФАС России отмечает следующее.

Согласно представленным органом регулирования возражениям, на 2019 и 2020 годы в составе расходов по рассматриваемой статье затрат учитываются оборотные средства на покрытие кассовых разрывов при обеспечении неснижаемых запасов топлива.

При этом, нормативы запасов топлива для котельной, эксплуатируемой ООО «ЖДК», утверждены приказами Управления в периоде, предшествующими периоду регулирования:

Приказом от 08.12.2017 года № 149-пр/н Управлением для ООО «ЖДК-Энергоресурс» утверждены нормативы создания запасов топлива на 2018 год:

- уголь 47,418 тыс. тонн, в том числе ННЗТ 11,594 тыс. тонн и НЗЭТ 35,824 тыс. тонн;

- мазут 0,305 тыс. тонн, в том числе ННЗТ 0,220 тыс. тонн и НЗЭТ 0,085 тыс. тонн.

Приказом Управления от 15.03.2019 года № 33-пр/н для ООО «ЖДК-Энергоресурс» утверждены нормативы создания запасов топлива на 2019 год:

- уголь 27,833 тыс. тонн, в том числе ННЗТ 11,564 тыс. тонн и НЗЭТ 16,269 тыс. тонн;

- мазут 0,295 тыс. тонн, в том числе ННЗТ 0,234 тыс. тонн и НЗЭТ 0,061 тыс. тонн.

Приказом Управления от 20.12.2019 года № 178-пр/н для ООО «ЖДК-Энергоресурс» утверждены нормативы создания запасов топлива на 2020 год:

- уголь 27,833 тыс. тонн, в том числе ННЗТ 11,168 тыс. тонн и НЗЭТ 16,665 тыс. тонн;

- мазут 0,266 тыс. тонн, в том числе ННЗТ 0,203 тыс. тонн и НЗЭТ 0,063 тыс. тонн.

Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 377 (далее - Порядок определения нормативов запасов топлива) и устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (пункт 1 данного Порядка).

В силу положений Порядка определения нормативов удельного расхода топлива основу расчетов и обоснования запасов топлива составляют результаты режимно-наладочных испытаний, периодичность которых установлена правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (для котлов, работающих на газовом топливе, - три года, на твердом и жидком топливе - пять лет).

ФАС России отмечает, что расходы на обеспечение неснижаемых запасов топлива на 2019 и 2020 годы в плановом порядке органом регулирования не учитывались.

В связи с отсутствием учитываемых в плановом порядке расходов на ННЗТ, а также расчетов объемов ННЗТ в соответствии с требованиями законодательства, учет расходов на покрытие кассовых разрывов при обеспечении неснижаемых запасов топлива является нецелесообразным.

Учитывая вышеизложенное, расходы на покрытие кассовых разрывов при обеспечении неснижаемых запасов топлива на 2019 и 2020 годы в части процентов по кредитам подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Расходы на энергетические ресурсы (Топливо на технологические нужды)

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в следующих размерах:

2018 – 409 556,31 тыс. руб.

2019 – 436 070,77 тыс. руб.

2020 – 486 311,17 тыс. руб.

Вид используемого топлива – уголь, мазут.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

2018 год. Как следует из экспертного заключения органа регулирования, сумма расходов на топливо определена исходя из заключенного договора поставки мазута с АНО «КИТ» № 1-14/06.2017 от 14.06.2017 и фактических расходов на доставку мазута железнодорожным транспортом за 10 месяцев 2017 года с применением индекса изменения цен на железнодорожном транспорте в размере 104,0% (расходы на мазут), а также исходя из заключенного договора на поставку угля с ОАО ХК «Якутуголь» № 14-ЯУ от 28.01.2017 и фактических расходов по доставке угля за 2016 год с применением индексов изменения цен на железнодорожном транспорте в размере 104,0% (2017 к 2016 г.) и 104,0% ( 2018 к 2017 г.) (расходы на уголь).

2019 год. Как следует из экспертного заключения органа регулирования, сумма расходов на топливо определена исходя из фактической цены на уголь на 2017 год с учетом индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности на уголь 109,8% на 2018 год и 104,3% на 2019 год, также исходя из фактических затрат на доставку за 2017 год с учетом индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности на железнодорожные перевозки (далее - жд перевозки) 103,5% на 2019 год (расходы на уголь); исходя из анализа фактических расходов за 2017 год и плановых затрат на 2018 год с учетом индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности на мазут 101,8 % на 2019 год и на жд перевозки 103,5% на 2019 год (расходы на мазут).

2020 год. Как следует из экспертного заключения органа регулирования, сумма расходов на топливо определена на основании данных бухгалтерского учета за 9 месяцев 2019 года с учетом индекса роста цен на производство нефтепродуктов на 2020 год 99,6% и стоимости жд перевозки, определённой на основании фактических данных на 2018 год с учетом индекса изменения цен на жд транспорте 103,5 % и 103,5% (2019 к 2018 и 2020 к 2019 году соответственно), стоимости прочих услуг по доставке топлива исходя из фактических данных за 2018 год и индекса изменения цен в промышленности 105,4 % и 104,2% (расходы на мазут), исходя из фактических расходов за 2018 год на доставку с учетом индекса изменения цен на жд транспорте 103,5 % и 103,5% (2019 к 2018 и 2020 к 2019 году соответственно), и на основании договора поставки угля с АО ХК «Якутуголь» № 25-ЯУ от 27.12.2018 (3 150 руб. за 1 тонну без НДС) (расходы на уголь).

Согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

ФАС России отмечает, что в представленных материалах отсутствуют документы, подтверждающие проведение конкурсных процедур, а также анализ рыночных цен.

В случае, если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

Удельный расход топлива для ООО «ЖДК» принят согласно Концессионному соглашению.

Согласно экспертным заключениям Органа регулирования на 2018, 2019 и 2020 гг. при производстве тепловой энергии регулируемой организацией используются виды топлива – мазут топочный М-100 и уголь энергетической марки К.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует, в том числе, рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации, а также рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Анализ, предусмотренный пунктом 29 Основ ценообразования № 1075, в экспертных заключениях органа регулирования не отражен, что является, нарушением пункта 29 Правил регулирования № 1075.

Органу регулирования необходимо было провесиь анализ фактических расходов регулируемой организации за предыдущие периоды регулирования, руководствуясь при этом Основами ценообразования № 1075.

ФАС России дополнительно отмечает, что в составе обосновывающих материалов отсутствуют акты приема-передачи топлива (товарно-транспортные накладные), счета-фактуры за отчетный год, план закупок, конкурсная документация на право заключения договоров и т.д.

Кроме того, из представленных органом регулирования возражений на акт проверки, а также расчетов по рассматриваемой статье затрат, следует, что расходы на топливо учтены исходя из следующих показателей:

Вид топлива - уголь

Показатель

 

2018

2019

2020

удельный расход условного топлива (уголь)

у.кг./Гкал

172,37

172,37

172,37

расход условного топлива (уголь)

т.у.т

120 798,09

119 424,20

117 810,22

переводной коэффициент с учетом калорийности (уголь)

 

0,8535

0,8535

0,83640

расход натурального топлива (уголь)

т.н.т

141 532,62

139 922,90

140 853,92

удельный расход натурального топлива (уголь)

н.кг./Гкал

201,96

201,96

206,09

цена натурального топлива

Руб./тнт

2 201,76

2 488,14

2 764,97

Транспортные расходы – жд перевозка

Руб./тнт

494,21

450,28

431,69

Прочие расходы по доставке

Руб./тнт

49,47

57,36

113,24

Цена натурального топлива с учетом доставки

Руб./тнт

2 745,44

2 995,78

3 116,41

Отпуск в сеть

Гкал

700 806,91

 

692 836,33

 

692 836,33

 

ИТОГО учтено

Тыс.руб.

388 569,50

419 178,19

436 057,50

 

Вид топлива - мазут

Показатель

 

2018

2019

2020

выработка (отпуск в сеть) мазут

Гкал

9 806,46

7 717,1

7 601,82

удельный расход условного топлива (мазут)

у.кг./

Гкал

191,73

191,73

191,73

расход условного топлива (мазут)

т.у.т

2 139,13

1 479,6

1 457,5

переводной коэффициент (мазут)

 

1,37

1,37

1,37

расход натурального топлива (мазут)

т.н.т

1 561,41

1 080,0

1 063,87

удельный расход натурального топлива (мазут)

н.кг./

Гкал

139,95

139,95

139,95

ИТОГО учтено

Тыс.

руб.

20 986,80

16 892,58

17 091,47

 

Согласно пункту 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

 

(тыс. руб.),

 

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к настоящим Методическим указаниям с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Методических указаний, тыс. Гкал.

ФАС России отмечает, что из расчётов Управления следует, что при определении затрат по топливу (уголь и мазут) применялись коэффициенты калорийности. При этом, указанные коэффициенты применялись только к объемам топлива и не учитывались при формировании цены за 1 тонну топлива.

Переводной коэффициент условного топлива в натуральное будет определяться как частное деления фактической калорийности натурального топлива и калорийности условного топлива (7000 ккал/м3).

Фактическая калорийность топлива может быть подтверждена паспортами качества поставленного топлива.

Вместе с тем, ФАС России отмечает, что паспорта качества газа, подтверждающие более высокую калорийность основного топлива, в материалах тарифного дела отсутствует.

Кроме того, из представленных материалов не представляется возможным определить, как Управлением был определён и применялся коэффициент калорийности топлива при определении расходов на топливо.

Вместе с тем, в случае изменения коэффициента калорийности при определении объемов топлива органу регулирования следовало проводить соответствующий анализ цены на топливо.

В части учета расходов на уголь и мазут ФАС России отмечает следующее.

2018 год.

Из представленных договоров на приобретение топлива следует следующее.

Согласно договору на поставку мазута с АНО «КИТ» № 1-14/06.2017 от 14.06.2017 срок его действия – по 31.08.2017.

В материалах дела также представлены договоры на поставку мазута с ООО «Атлант-Ойл» от 21.11.2016 сроком действия по 31.12.2016 и с ООО «Нова Групп» от 06.03.2017.

Срок действия договора с ООО «Нова Групп» не представляется возможным определить ввиду отсутствия стр.12 договора.

Из договора на поставку угля с ОАО ХК «Якутуголь» № 14-ЯУ от 28.01.2017 сроком действия по 31.12.2018 следует, что стоимость угля составляет 2 162,83 руб./тонну.

При этом, условиями договоров не предусматривается применение индекса 1,018, который был применен органом регулирования при определении стоимости угля.

Так, расходы на уголь на 2018 год с учетом его стоимости 2 162,83 руб./тонну составят 383 059,51 тыс.руб., что на 5 510,0 тыс.руб. ниже учтенного.

2019, 2020 годы.

Из представленных расчетов Управления на 2019 год следует, что заявка ООО «ЖДК» на стоимость жд перевозки мазута составила 1 625,3 руб/тнт, органом регулирования в тарифе учтена стоимость жд перевозки в размере 3 799,6 руб/тнт.

Из расчетов Управления на 2020 год следует, что заявка организации на мазут составила 13 135,13 тыс.руб., органом регулирования учтено 20 099,08 тыс.руб.

Заявка ООО «ЖДК» на стоимость мазута (без доставки) составила 10 392,25 тыс.руб., Управлением учтено 16 385,74 тыс. руб.

Отклонение учтенных расходов от заявленных обусловлено принятием большего объёма отпуска в сеть тепловой энергии - 7 601,82 Гкал против заявленных 4 430,19 Гкал.

Кроме того, ФАС России отмечает, что органом регулирования при учете расходов на мазут также учитывалась калорийность топлива только при определении объемов, цена за топливо учитывалась без учета изменений калорийности.

Однако, как уже было ранее отмечено, в случае применения коэффициента калорийности его необходимо учитывать и при определении объемов топлива, и при определении его цены.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию и пересмотру с учетом мотивировочной части предписания и действующего законодательства.

 

Расчетная предпринимательская прибыль (прибыль на прочие цели)

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ ценообразования № 1075.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Исходя из приведенных норм в случае установления тарифов с применением метода индексации расчетная предпринимательская прибыль устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» не являются долгосрочным параметром регулирования и устанавливаются на каждый год расчетным путем.

Органом регулирования расчетная предпринимательская прибыль определена в размере:

2018 – 19 438,68 тыс. руб.;

2019 – 24 650,0 тыс. руб.;

2020 – 25 968,33 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенные факты, а также необходимость пересмотра зависимых статей затрат, РЭК Амурской области необходимо дополнительно проанализировать данную статью затрат, представив экономическое обоснование в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области нарушившим пункты 17, 28, 34, 37, 39, 41, 42, 44, 49 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, 26 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.07.2013 № 760-э, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 31.12.2021 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ООО «ЖДК-Энергоресурс» расходы по статье затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» (в части процентов по кредитам) за 2019 год и за 2020 год.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «ЖДК-Энергоресурс» при установлении тарифов на тепловую энергию, анализ отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда» на 2019 год;

«Расходы на сырье и материалы» на 2019 г.;

- «Расходы на ремонт основных средств» на 2019 г.;

- «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2019 г.;

- «Расходы на оплату иных услуг, выполняемых по договорам с организациями» на 2019 г.;

- «Расходы на обучение персонала» на 2019 г.;

- «Другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам» на 2019 г.;

- «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации» на 2018-2020 гг.;

- «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей» на 2018-2020 гг.;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2019-2020 гг.;

- «Амортизационные отчисления» на 2018-2020 гг.;

- «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2018-2020 гг;

- «Расходы на топливо (Топливо на технологические цели)» на 2018-2020 гг.;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2018-2020 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов на 2019 год, а также величину необходимой валовой выручки на 2019-2020 гг. ООО «ЖДК-Энергоресурс», в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки 2022 года ООО «ЖДК-Энергоресурс» и установить (пересмотреть) тарифы в сфере теплоснабжения на 2022 год.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию для ООО «ЖДК-Энергоресурс», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
ИНН 2801080146, ОГРН 1022800533172
Амурское УФАС России
ИНН 2801031325, ОГРН 1022800528233