Предписание №СП/41703/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департаменту ценового и тарифного регулирования ... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

7 мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, в том числе Акт проверки ФАС России от 27.10.2023 № 49/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 14.09.2023 № 642/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Энергетик» на 2021-2023 годы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования тарифов № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 14.09.2023 № 642/23 проверка проводилась в отношении установленных на 2021-2023 годы регулируемых цен (тарифов) и первого года долгосрочного периода регулирования.

В рамках исполнения своих полномочий Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области (ранее – Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, далее также – Орган регулирования, Департамент) в отношении ООО «Энергетик» были установлены следующие виды тарифов в сфере теплоснабжения:

Тариф

Показатели

Годы

2019 (базовый)

2021

2022

2023

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергетик», городской округ Сызрань

НВВ, тыс. руб.

-

808 642,60

840 953,21

908 151,231

Базовый уровень операционных расходов, тыс. руб.

64 025,336

-

-

-

Метод установления тарифов

метод индексации установленных тарифов (2019-2023)

НПА об установлении тарифов

от 07.12.2018

№ 675 (изм. от 18.12.2018 № 937)

от 03.12.2020 № 615

от 08.12.2021 № 581

от 23.11.2022 № 468

Экспертное заключение об установлении тарифов

по оценке предложений об установлении тарифов ООО «Энергетик», городской округ Сызрань на тепловую энергию (на 2019-2023 гг.)

по оценке предложений о корректировке ООО «Энергетик», городской округ Сызрань на тепловую энергию (2021-2022 гг.)

по корректировке тарифов ООО «Энергетик», городской округ Сызрань на тепловую энергию (2022-2023 гг.)

по корректировке тарифов ООО «Энергетик», городской округ Сызрань на тепловую энергию (на 2023 год)

Размер установленных тарифов, руб./Гкал (без НДС)

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие (01.07.2022-30.11.2022)

1 полугодие (01.12.2022-30.06.2022)

2 полугодие

Для потребителей

1 825

1 879

1 943

2 000

2 000

2 080

2 246

2 246

Для населения (с НДС)

2 190

2 254,80

2 331,60

2 400

2 400

2 496

2 695,2

2 695,2

 

Тариф

Показатели

Годы

2019 (базовый)

2021

2022

2023

Тарифы на теплоноситель, поставляемый потребителям ООО «Энергетик», городской округ Сызрань

НВВ, тыс. руб.

-

8 437,795

8 774,354

9 885,412

Базовый уровень операционных расходов, тыс. руб.

355,271

-

-

-

Метод установления тарифов

метод индексации установленных тарифов (2019-2023)

НПА об установлении тарифов

от 07.12.2018

№ 675 (изм. от 18.12.2018 № 937)

от 03.12.2020 № 614

от 08.12.2021 № 582

от 23.11.2022 № 469

Экспертное заключение об установлении тарифов

по оценке предложений об установлении тарифов ООО «Энергетик», городской округ Сызрань на теплоноситель (2019-2023 гг.)

по оценке предложений о корректировке тарифов ООО «Энергетик», городской округ Сызрань на теплоноситель (2021-2023 гг.)

по корректировке тарифов ООО «Энергетик», городской округ Сызрань на теплоноситель (на 2022-2023 гг.)

по корректировке тарифов ООО «Энергетик», городской округ Сызрань на теплоноситель (на 2023 год)

Размер установленных тарифов, руб./Гкал (без НДС)

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие (01.07.2022-30.11.2022)

1 полугодие (01.12.2022-30.06.2022)

2 полугодие

55,61

56,27

57,41

59,68

59,68

62,06

69,92

69,92

 

Объекты теплоснабжения, ранее эксплуатируемые МУП «ЖЭС» и АО «СТЭК», перешли в эксплуатацию ООО «Энергетик» с 01.08.2018.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел ООО «Энергетик» 2019, 2021-2023 годов в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе экспертные заключения Департамента на 2019, 2021-2023 годы, а также Возражения Департамента на Акт проверки, направленные письмом от 08.12.2023 № ДЦТР/3984 (рег. от 13.12.2023 № 198461/23).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требование к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 № 2033).

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 1075 раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

 

2. Базовый уровень операционных расходов (тариф на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель)

Органом регулирования базовый уровень операционных расходов 2019 года в части тарифа на тепловую энергию (мощность) определен в размере 64 025,34 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:

тыс. руб.

Статья затрат

Отчетный период

Регулируемый период

Ожидаемый факт*

План РО

План ОР

План ОР

План ОР

2018

2019

2019

(1-е полугодие)

2019

(2-е полугодие)

2019

1

Расходы на приобретение сырья и материалов

4 018,77

3 554,72

3 369,40

3 554,72

3 446,57

2

Расходы на ремонт основных средств

2 748,50

19 144,70

811,05

13 790,70

6 215,79

3

Расходы на оплату труда

7 531,59

61 212,97

42 799,70

44 768,49

43 619,50

4

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

955,50

2 446,00

1 245,28

1 313,77

1 273,80

5

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая:

229,66

1 153,04

516,98

529,61

522,24

5.1

Расходы на оплату услуг связи

45,00

402,10

45,00

47,48

46,03

5.2

Расходы на оплату вневедомственной охраны

0,00

287,32

287,32

287,32

287,32

5.3

Расходы на оплату коммунальных услуг

55,37

158,22

55,37

58,42

56,64

5.4

Расходы на оплату юридических, информационных.

аудиторских и консультационных услуг

129,29

305,40

129,29

136,40

132,25

6

Расходы на служебные командировки

20,00

25,00

20,00

21,10

20.46

7

Расходы на обучение персонала

44,50

266,40

44,50

46,95

45,52

8

Итого

11 759,41

92 659,13

48 806,91

64 025,34

55 143,87

* согласно смете расходов «Смета Энергетик ПЕРЕСМОТР»

Органом регулирования базовый уровень операционных расходов 2019 года в части тарифа на теплоноситель определен в размере 355,271 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:

- «Стоимость реагентов, а также фильтрующих и ионообменных материалов, используемых при водоподготовке» в размере 159,761 тыс. руб., при заявленных в размере 330,000 тыс. руб.;

- «Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе водоподготовки» в размере 195,510 тыс. руб., при заявленных в размере 367,187 тыс. руб.;

Согласно экспертным заключениям на 2019 год расходы по статьям затрат базового уровня подконтрольных расходов (за исключением расходов на оплату труда) определены на основании представленных обосновывающих материалов с учетом фактических данных за 9 месяцев 2018 года.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы:

1) расходы на сырье и материалы;

2) расходы на ремонт основных средств;

3) расходы на оплату труда;

4) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;

5) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг;

6) расходы на служебные командировки;

7) расходы на обучение персонала;

8) лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования № 1075;

9) другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.

Указанные выше расходы определяются методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV Методических указаний
№ 760-э.

В операционные расходы не включаются амортизация основных средств и нематериальных активов, расходы на погашение и обслуживание заемных средств, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.

При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Пунктом 24 Методических указаний № 760-э утверждено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, определяются с учетом требований пункта 32 Методических указаний № 760-э.

Согласно данному пункту для расчета расходов используются материалы в соответствии с перечнем, установленным пунктом 2 приложения 3 к Методическим указаниям № 760-э. Объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28 - 31 Основ ценообразования № 1075.

В части тарифа на тепловую энергию (мощность) ФАС России отмечает следующее.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 29 Правил № 1075, пункта 37 Методических указаний № 760-э экспертные заключения на 2019 год по тарифу на тепловую энергию (мощность) по всем статьям и подстатьям затрат базового уровня операционных расходов не содержат анализ экономической обоснованности принятых расходов и фактических расходов, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде, первичной, бухгалтерской и иной представленной Регулируемой организацией документации, а также расчеты расходов по подстатьям затрат.

Также необходимо отметить, что Органом регулирования в экспертных заключениях на 2019 год не представлены ссылки на нормативные правовые документы, в соответствии с которыми был произведен учет расходов по статьям подконтрольных расходов.

Учитывая, что у Регулируемой организация согласно сведениям ЕГРЮЛ зарегистрировано также 34 дополнительных вида деятельности, Органу регулирования необходимо отразить анализ экономической обоснованности принятых расходов с учетом пункта 11 Основ ценообразования № 1075.

По статье затрат «Расходы на приобретение сырья и материалов» в экспертном заключении на 2019 год, Возражениях не проведен анализ экономической обоснованности принятых и фактических расходов в соответствии с пунктами 28, 29, 40 Основ ценообразования № 1075, в том числе в части анализа проведенных конкурсных процедур при заключении договоров, расходы по которым приняты при расчете расходов по данной статье затрат.

По статье затрат «Расходы на ремонт» Органом регулирования не обоснован учет расходов в размере 13 790,70 тыс. руб., превышающих ожидаемое фактическое значение расходов (2 748,50 тыс. руб.) в 5 раз.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что по статье затрат «Расходы на ремонт» ожидаемое фактическое значение расходов по данной статье сформировалось до увеличения количества обслуживаемых объектов. В связи со значительным увеличением эксплуатируемых объектов теплоснабжения (более чем в 5 раз), затраты на ремонт на очередной период регулирования увеличились. Расходы на ремонт утверждены на основании представленного сметного расчета и программы ремонтов, согласованной органами местного самоуправления.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 29 Правил № 1075 по статье затрат «Расходы на ремонт» Органом регулирования не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов Регулируемой организации с учетом периодичности и необходимости проведения работ по ремонту производственных объектов в соответствии с регламентирующими документами.

Также Органом регулирования не обоснована в полном объеме стоимость (цена) ремонтных работ в соответствии с пунктами 28, 41 Основ ценообразования № 1075, а также не указан запланированный способ проведения ремонтных работ (хозяйственный/подрядный).

Кроме того, в материалах тарифного дела не представлены ремонтная программа на долгосрочный период регулирования, план-график ремонтных работ на долгосрочный период регулирования, дефектные ведомости, подтверждающие необходимость проведения ремонтных работ. В рамках Возражений данные документы также не представлены.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что расшифровка по подстатьям и расчет расходов по статье «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемые по договорам со сторонними организациями» организацией предоставлена в материалах тарифного дела, с учетом факта за 9 месяцев 2018 года и обосновывающими материалами Регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что по статье затрат «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности расходов по подстатьям затрат в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075, а также расчет и расшифровка расходов по подстатьям затрат.

В части тарифа на теплоноситель ФАС России отмечает следующее.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 29 Правил № 1075, пункта 37 Методических указаний № 760-э экспертные заключения на 2019 год по тарифу на тепловую энергию (мощность) по всем статьям и подстатьям затрат базового уровня операционных расходов не содержат анализ экономической обоснованности принятых расходов и фактических расходов, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде, первичной, бухгалтерской и иной представленной Регулируемой организацией документации, а также расчеты расходов по подстатьям затрат.

Также необходимо отметить, что Органом регулирования в экспертных заключениях на 2019 год не представлены ссылки на нормативные правовые документы, в соответствии с которыми был произведен учет расходов по статьям подконтрольных расходов.

Учитывая, что у Регулируемой организация согласно сведениям ЕГРЮЛ зарегистрировано также 34 дополнительных вида деятельности, Органу регулирования необходимо отразить анализ экономической обоснованности принятых расходов с учетом пункта 11 Основ ценообразования № 1075.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по подстатьям затрат в соответствии с п. 29 Правил № 1075 и мотивировочной частью настоящего предписания, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из НВВ Регулируемой организации.

 

2.1. Расходы на оплату труда (тариф на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель)

Органом регулирования расходы на оплату труда на 2019 год в части тарифа на тепловую энергию (мощность) определены в размере 44 768,49 тыс. руб., при заявленных Регулируемой организацией в размере 61 212,97 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на оплату труда на 2019 год в части тарифа на теплоноситель определены в размере 195,510 тыс. руб., при заявленных Регулируемой организацией в размере 367,187 тыс. руб.

В соответствии с экспертным заключением на 2019 год по тарифу на тепловую энергию расходы на оплату труда определены Органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э согласно отраслевому тарифному соглашению и фактическому объему ФОТ за последний расчетный период регулирования (по МУП «ЖЭС», ЗАО «СТЭК» и ООО «Энергетик»), договоров на обслуживание центр.системы теплоснабжения МУП «ЖЭС», а также с учетом прогнозного ИПЦ.

Органом регулирования численность персонала и средняя заработная плата по категориям персонала в части тарифа на тепловую энергию (мощность) принята в следующих размерах:

Категория персонала

Численность персонала, чел.

Средняя з/п с 01.07.2019, руб./мес.

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

Производственный персонал

126,24

16 727

25 339,397

Цеховый, ремонтный и прочий персонал

78,2

11 921

11 186,666

Административно-управленческий персонал

42,08

16 322

8 241,957

ИТОГО

246,52

-

44 768,49

В части тарифа на теплоноситель в экспертном заключении на 2019 год расшифровка расходов не представлена.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что экономическое обоснование показателей, необходимых для расчета экономически обоснованной величины расходов на оплату труда (размер минимальной месячной тарифной ставки, расчет тарифного коэффициента, ставок премирования исходя из анализа фактических показателей и представленных обосновывающих документов), с учетом положений Отраслевого тарифного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2017 - 2019 гг. (далее – ОТС в ЖКХ), в экспертных заключениях на 2019 год, Возражениях отсутствует.

Расчет расходов на оплату труда необходимо производить в соответствии с приложением 4.9 Методических указаний № 760-э с отражением всех исходных параметров для расчета.

В экспертных заключениях на 2019 год расчет расходов на оплату труда в соответствии с приложением 4.9 Методических указаний № 760-э не представлен.

Также в экспертных заключениях на 2019 год расчет нормативной численности персонала ООО «Энергетик» в соответствии с приказами Госстроя России не представлен.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности принятых расходов по данной статье затрат в соответствии с п. 42 Основ ценообразования № 1075 и п. 29 Правил № 1075 в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из НВВ Регулируемой организации. Расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» на 2019-2023 годы также подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

3. Неподконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования № 1075;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования № 1075;

е) отчисления на социальные нужды;

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина неподконтрольных расходов включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 74 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что по всем статьям затрат неподконтрольных расходов Органом регулирования не представлена информация о фактических экономически обоснованных неподконтрольных расходах.

 

3.1. Арендная плата (тариф на тепловую энергию (мощность))

Расходы по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (мощность) определены Органом регулирования на 2022 год в размере 20 294,350 тыс. руб., при заявленных в размере 30 304 тыс. руб., на 2023 год в размере 19 530,621 тыс. руб., при заявленных в размере 41 040,000 тыс. руб.

В соответствии с экспертными заключениями на 2022-2023 годы расходы по данной статье затрат учтены на основании проверочного расчета.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Экономически обоснованный размер амортизационных отчислений определяется в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2022-2023 годы Департаментом не представлен анализ экономически обоснованного уровня расходов на арендную плату в соответствии с пунктами 43, 45 Основ ценообразования № 1075, не отражен расчет расходов на арендную плату с пообъектной расшифровкой по величинам амортизации и налога на имущество, других обязательных платежей с учетом представленных Регулируемой организацией договоров аренды, не проведен анализ на предмет сроков действия договоров аренды.

Кроме того, в материалах тарифного дела не в полном объеме представлены бухгалтерские документы, подтверждающие возмещение арендодателю амортизацию, налога на имущество и других обязательных платежей.

В материалах тарифного дела представлен договор аренды имущества от 12.05.2020 № б/н с МУП «Жилищно-коммунальная эксплуатационная служба», а также дополнительное соглашение от 29.04.2021 № 1.

Согласно дополнительному соглашению от 29.04.2021 № 1 срок аренды данных объектов истек 31.03.2022.

ФАС России отмечает, что расходы по данному договору не подлежат учету в НВВ Регулируемой организации в связи с истечением срока действия договора.

Кроме того, амортизация по объектам основных средств, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (выделяемых непосредственно регулируемой организации или опосредованно через третьих лиц), не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.

Таким образом, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Учитывая, что при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год Органом регулирования произведена корректировка расходов за 2022 год, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо представить анализ экономической обоснованности фактических расходов по данной статье затрат за 2022 год с учетом вышеуказанных замечаний.

 

3.2. Налог на имущество (тариф на тепловую энергию (мощность))

Расходы по данной подстатье затрат в части тарифа на тепловую энергию (мощность) определены Органом регулирования на 2022 год в размере 6 034,8 тыс. руб., при заявленных в размере 6 034,8 тыс. руб., на 2023 год в размере 8 040,4 тыс. руб., при заявленных в размере 8 993,3 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по налогу на имущество на 2023 год учтены исходя из фактических расходов по оплате налога на имущество за 2021 год.

На основании статьи 375 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении основных средств определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

В соответствии со статьей 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях и приложениях к нему расчет среднегодовой стоимости имущества в соответствии с вышеуказанными положениями НК РФ не представлен.

Кроме того, отсутствует информация о распределении фактически уплаченного налога на имущество за 2020-2021 гг. по видам деятельности Регулируемой организации.

Таким образом, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Учитывая, что при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год Органом регулирования произведена корректировка расходов за 2022 год, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо представить анализ экономической обоснованности фактических расходов по данной статье затрат за 2022 год с учетом вышеуказанных замечаний.

 

3.3. Амортизация основных средств и нематериальных активов (тариф на тепловую энергию (мощность))

Расходы по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (мощность) определены Органом регулирования на 2022 год в размере 24 524,933 тыс. руб., при заявленных в размере 26 835,200 тыс. руб., на 2023 год в размере 24 648,000 тыс. руб., при заявленных в размере 24 648,000 тыс. руб.

Департаментом расходы на амортизацию на 2022-2023 годы приняты с учетом фактических данных.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

В рамках Возражений Органом регулирования представлен расчет ООО «Энергетик» амортизации основных средств на 2023 год и сопроводительное письмо к нему от 26.08.2022 № 1236.

Согласно сопроводительному письму от 26.08.2022 № 1236 ООО «Энергетик» расчет амортизации основных средств выполнен исходя из минимального срока полезного использования объекта плюс один месяц. В бухгалтерском учете определение срока полезного использования объекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» не является обязательным.

ФАС России отмечает, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификатор).

Таким образом, у Органа регулирования отсутствовали основания для учета расходов на амортизацию объектов основных средств на 2023 год по предложению Регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2022-2023 годы не представлены пообъектные расчеты амортизационных отчислений с учетом максимальных сроков полезного по регулируемому виду деятельности.

При расчете амортизационных отчислений Органу регулирования в том числе необходимо раскрывать информацию о дате ввода в эксплуатацию основного средства, первоначальной стоимости основного средства, сроке полезного использования в соответствии с Классификатором, результатах переоценки основных средств и нематериальных активов в соответствии инвестиционной программой регулируемой организации.

Таким образом, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Учитывая, что при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год Органом регулирования произведена корректировка расходов за 2022 год, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо представить анализ экономической обоснованности фактических расходов по данной статье затрат за 2022 год с учетом вышеуказанных замечаний.

 

3.4. Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним (тариф на тепловую энергию (мощность))

Расходы по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (мощность) определены Органом регулирования на 2022 год в размере 3 009,840 тыс. руб., при заявленных в размере 3 009,840 тыс. руб., на 2023 год в размере 1 509,371 тыс. руб., при заявленных в размере 3 786,966 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье затрат учтены расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам на 2022 год в размере 2 024,44 тыс. руб., на 2023 год в размере 546,751 тыс. руб., расходы на услуги банков на 2022 год в размере 985,4 тыс. руб., на 2023 год в размере 962,62 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат на 2022-2023 годы учтены согласно представленным Регулируемой организацией материалам и фактическим данным по отчетности Регулируемой организации.

Порядок учета расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, определен пунктами 13, 13 (1) Основ ценообразования № 1075.

Согласно абз. 5 пункта 12 Методических указаний № 760-э расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ключевой ставке Банка России, увеличенной на 4 процентных пункта.

ФАС России отмечает, что оценка экономической обоснованности затрат должна производиться органом регулирования с учетом документального подтверждения возникающих кассовых разрывов по операционной деятельности, для покрытия которых необходимо привлечение заемных денежных средств.

Подтверждением наличия кассовых разрывов должны являться расчеты сумм кассовых разрывов (помесячно) с подробной расшифровкой экономически обоснованных расходов (платежей) в разрезе статей затрат, указанием причин их возникновения, а также с приложением бухгалтерской отчетности, подтверждающей необходимость привлечения и обслуживания операционных кредитов.

Вместе с тем расчеты кассовых разрывов в материалах тарифного дела не представлены.

В рамках Возражений Органом регулирования представлен анализ выручки и затрат по виду деятельности «Теплоснабжение» за 2022 г.

При этом, согласно абз. 5 пункта 12 Методических указаний № 760-э расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов. Соответственно, для обоснования расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, на 2022-2023 годы необходимо представлять помесячные кассовые разрывы за 2020-2021 годы.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2022-2023 годы Департаментом не отражен анализ кассовых разрывов Регулируемой организации, отсутствует анализ кредиторской и дебиторской задолженности, отсутствует анализ бухгалтерской отчётности о финансовых результатах, в том числе денежно - кредитных обязательств с учетом доходов (расходов) за предыдущие периоды регулирования.

Кроме того, в экспертных заключениях на 2022-2023 годы отсутствует информация о размере фактически понесенных расходов по данной статье затрат за 2020-2021 годы, а также о процентной ставке, учтенной Департаментом для расчета расходов.

Ввиду отсутствия расчетов и анализа экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в экспертных заключениях на 2022-2023 годы, не представляется возможным оценить экономическую обоснованность расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, а также необходимость привлечения данных кредитов.

В отношении расходов на услуги банков ФАС России отмечает, что по подстатье затрат «Услуги банков» Органом регулирования не представлена анализ экономической обоснованности расходов по подстатье затрат в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075, а также расчет и расшифровка расходов.

Таким образом, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Учитывая, что при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год Органом регулирования произведена корректировка расходов за 2022 год, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо представить анализ экономической обоснованности фактических расходов по данной статье затрат за 2022 год с учетом вышеуказанных замечаний.

Кроме того, ввиду отсутствия экономического и документального обоснования дефицита денежных средств, расходы по статье затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2022 год в размере 2 024,44 тыс. руб. (с учетом ранее произведенных корректировок), на 2023 год в размере 546,751 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации.

 

3.5. Налог на прибыль (тариф на тепловую энергию (мощность))

Расходы по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (мощность) определены Органом регулирования на 2022 год в размере 905,857 тыс. руб., при заявленных в размере 1 110,261 тыс. руб., на 2023 год в размере 1 135,189 тыс. руб., при заявленных в размере 1 336,065 тыс. руб.

Пунктом 48 Основ ценообразования № 1075 определены расходы, не учитываемые в составе налоговой базы по определению налога на прибыль.

Таким образом, налог на прибыль регулируемой организации следует рассчитывать только исходя из величины нормативной прибыли.

В связи с тем, что нормативная прибыль на 2022-2023 годы принята без достаточного экономического обоснования, данная статья затрат также не имеет достаточного экономического обоснования.

Таким образом, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Учитывая, что при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год Органом регулирования произведена корректировка расходов за 2022 год, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо представить анализ экономической обоснованности фактических расходов по данной статье затрат за 2022 год с учетом вышеуказанных замечаний.

 

4. Нормативная прибыль (тариф на тепловую энергию (мощность))

Расходы по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (мощность) определены Органом регулирования на 2022 год в размере 3 623,428 тыс. руб., при заявленных в размере 3 659,60 тыс. руб., на 2023 год в размере 4 540,756 тыс. руб., при заявленных в размере 5 062,52 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, экономии инвестиционных расходов, расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами.

В соответствии с пунктом 41 Методических указаний № 760-э нормативная прибыль на i-й год, определяется в отношении объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых регулируемой организацией на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г., в соответствии с формулой 12 пункта 41 Методических указаний № 760-э.

В иных случаях нормативная прибыль определяется в соответствии с формулой 12.1 Методических указаний № 760-э.

Согласно экспертным заключениям на 2022-2023 годы инвестиционная программа на 2022-2023 годы для Регулируемой организации не утверждена.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены на 2022 год на уровне утвержденного значения, на 2023 год – на уровне 0,5%.

ФАС России отмечает, что Департаментом не проведен анализ экономической обоснованности принятых и фактических расходов по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075.

В экспертных заключениях на 2022-2023 годы, Возражениях не представлен расчет расходов по данной статье затрат в соответствии с пунктом 41 Методических указаний № 760-э.

Таким образом, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Учитывая, что при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год Органом регулирования произведена корректировка расходов за 2022 год, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо представить анализ экономической обоснованности фактических расходов по данной статье затрат за 2022 год с учетом вышеуказанных замечаний.

 

5. Расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя

5.1. Расходы на топливо (тариф на тепловую энергию (мощность))

Расходы по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (мощность) определены Органом регулирования на 2022 год в размере 353 119,502 тыс. руб., при заявленных в размере 351 042,486 тыс. руб., на 2023 год в размере 392 985,222 тыс. руб., при заявленных в размере 396 868,973 тыс. руб.

Расходы на топливо учтены органом регулирования исходя из норматива удельного расхода топлива для природного газа и печного бытового топлива, расхода натурального топлива, цены природного газа, цены печного бытового топлива на основании счетов-фактур с учетом индекса дефляции.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Пунктом 8 Положения об определении формулы цены газа, утвержденного приказом ФСТ России от 09.07.2014 № 1142-э, определена формула перерасчета цены на газ, в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/куб. м (33080 кДж/куб. м).

ФАС России обращает внимание, что в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания природного газа от 7 900 ккал/куб. м расчет среднего калорийного эквивалента на природный газ должен выполняться Органом регулирования исходя из представленных Регулируемой организацией паспортов качества поставщика газа за каждый месяц последнего истекшего периода регулирования (на 2022 год — с учетом среднего калорийного эквивалента за январь-декабрь 2020 года, на 2023 год — с учетом среднего калорийного эквивалента за январь-декабрь 2021 года) .

В нарушение пункта 29 Правил № 1075 экспертные заключения на 2022-2023 годы не содержат перечни документов и материалов, на основании которых Органом регулирования принимались решения об учете расходов на топливо в утвержденных размерах, а также причины учета/неучета представленных Регулируемой организацией расчетов и материалов по данной статье затрат.

Кроме того, Органом регулирования не представлено обоснование учтенной цены на топливо на 2022-2023 годы, а также составляющих для ее расчета в соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Учитывая, что при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год Органом регулирования произведена корректировка расходов за 2022 год, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо представить анализ экономической обоснованности фактических расходов по данной статье затрат за 2022 год с учетом вышеуказанных замечаний.

 

6. Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов, от значений, учтенных при установлении тарифов (тариф на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель)

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:

а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;

в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;

г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;

д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию);

е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки;

ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;

з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

Учитывая вышеизложенные нормы, при утверждении тарифов и проведении корректировок Органом регулирования должны анализироваться данные за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

В Акте проверки отмечалось, что при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Энергетик» на 2021-2023 годы Органом регулирования не проводились корректировки необходимой валовой выручки в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства.

При этом основания непроведения корректировок Органом регулирования в экспертных заключениях на 2021-2023 годы не отражены.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что на 2021-2023 годы Департаментом проведен расчет корректировки необходимой валовой выручки. По результатам анализа указанного расчета корректировка необходимой валовой выручки положительная, с учетом отсутствия предложения организации по данной статье расходов, в составе необходимой валовой выручки корректировка не учтена.

ФАС России отмечает, что расчеты корректировок НВВ в адрес ФАС России не представлен, а также не представлен анализ фактических расходов (постатейно, в соответствии с ранее утвержденными плановыми расходами) в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 1075, с отражением обосновывающих материалов (бухгалтерской отчетности и первичной документации), в том числе с учетом пункта 29 Основ ценообразования № 1075, в экспертных заключениях органа регулирования отсутствует, что является нарушением пункта 29 Правил регулирования № 1075.

Кроме того, к анализу фактических расходов за соответствующие периоды предъявляются требования, аналогичные требованиям к плановым расходам на соответствующие годы, изложенным в настоящем предписании.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности проведенных корректировок НВВ на 2021-2023 годы в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

В связи с тем, что Регулируемая организация в 2021-2023 годах не обращалась в ФАС России для рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), как следствие, положительная корректировка НВВ в рамках исполнения настоящего предписания не подлежит учету.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области нарушившим положения пунктов 28, 29, 34(1), 37, 40, 41, 42, 43, 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пунктов 37, 41, 52 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Энергетик» на 2021-2023 годы.

2. Органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ООО «Энергетик» расходы по статье затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2022 год в размере 2 024,44 тыс. руб. (с учетом ранее произведенных корректировок), на 2023 год в размере 546,751 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Энергетик», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ООО «Энергетик», по следующим статьям затрат:

- «Базовый уровень операционных расходов» на 2019 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2019 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2019-2023 годы;

- «Арендная плата» на 2022-2023 годы;

- «Налог на имущество» на 2022-2023 годы;

- «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2022-2023 годы;

- «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2022-2023 годы;

- «Налог на прибыль» на 2022-2023 годы;

- «Нормативная прибыль» на 2022-2023 годы;

- «Расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя» на 2022-2023 годы;

- «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов, от значений, учтенных при установлении тарифов» на 2021-2023 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 пересмотреть базовый уровень операционных расходов 2019 года, а также величину необходимой валовой выручки ООО «Энергетик» на 2021-2023 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ООО «Энергетик» на 2024 год.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ООО «Энергетик» на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в теплоснабжении для ООО «Энергетик», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области
ИНН 6317132631, ОГРН 1196313001004
Самарское УФАС России
ИНН 6315802344, ОГРН 1026300965129