Решение №СП/55808/23 Решение об отказе в удовлетворении требований по заявлению о... от 13 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена «11» июля 2023 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами № 7, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Первый пограничный кадетский военный корпус ФСБ России» (далее – ФГКОУ ППКВК ФСБ России, Заявитель) (исх. от 17.04.2023 № 170/10-663, вх. от 20.04.2023 рег. № 60446/23), возникший с акционерным обществом «Невский экологический оператор» (далее – АО «Невский экологический оператор, регулируемая организация) по вопросу применения предельного единого тарифа на услугу регионального оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видеоконференц-связи) представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в лице <...>, <...>, представителей Комитета по тарифам Санкт-Петербурга в лице <...>, <...>, <...>, <...>, представителей регулируемой организации в лице <...>, представителей Заявителя в лице <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено заявление (исх. от 17.04.2023 № 170/10-663, вх. от 20.04.2023 рег. № 60446/23) о разногласиях между ФГКОУ ППКВК ФСБ России и АО «Невский экологический оператор по вопросу применения предельного единого тарифа на услугу регионального оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год.

Тарифы на оказываемые услуги регионального оператора для АО «Невский экологический оператор» установлен распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее — Комитет, орган регулирования) от 16 ноября 2022 года № 162-р «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами акционерного общества «Невский экологический оператор» на территории Санкт-Петербурга на 2023-2025 годы».

Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для прочих потребителей на 2023 год составляет 1 139,64 руб./куб. м (без учета НДС).

В поданном заявлении ФГКОУ ППКВК ФСБ России считает, что регулируемой организацией нарушены требования законодательства Российской Федерации при применении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ФГКОУ ППКВК ФСБ России на 2023 год, мотивируя позицию следующим:

Регулируемой организацией незаконно предъявлена Заявителю к оплате сумма налога на добавленную стоимость сверх установленной величины предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В этой связи ФГКОУ ППКВК ФСБ России просит признать АО «Невский экологический оператор» нарушившим требования части 1, 2 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.11.2022 № 162-р, а также подпункт 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ и обязать АО «Невский экологический оператор» заключить с ФГКОУ ППКВК ФСБ России дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 14.03.2023 № 1287818-2023/ТКО, изложив абзац первый пункта 2.1 договора, абзацы 1, 2 пункта 1 Дополнительного соглашения об оплате за счет средств Федерального бюджета к договору в следующей редакции, распространив действие указанных положений на отношения сторон, возникшие с 01.01.2023:

Абзац первый пункта 2.1 договора: «Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: в период с 01.01.2023 по 31.12.2023 - по цене 1 139,64 руб./куб. м (Тысяча сто тридцать девять рублей 64 копейки) (НДС не облагается - подп. 36 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации), в пределах тарифа на услугу регионального оператора, утвержденного распоряжением Комитета по тарифам Санкт- Петербурга от 16.11.2022 № 162-р».

Абзацы 1, 2 пункта 1 Дополнительного соглашения об оплате за счет средств Федерального бюджета к договору: «В течение срока действия настоящего дополнительного соглашения Потребитель обязуется оплачивать Региональному оператору за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами сумму в пределах лимита, предусмотренного Федеральным бюджетом на 2023 г., в размере: - 341 892,50 рублей (триста сорок одна тысяча восемьсот девяносто два рубля 50 копеек), НДС не облагается - подп. 36 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Расчет ежемесячной платы по договору отражается в универсальном передаточном документе, предоставляемом Региональным оператором Потребителю, исходя из способа учета, определенного в соответствии с абзацем первым п. 4.1 настоящего договора. Начисление платы производится потребителю за периоды с 01.01.2023».

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования тарифов № 484).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным разногласиям Комиссия ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021 АО «Невский экологический оператор» наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в городе федерального значения Санкт-Петербурге.

Основы ценообразования № 484 предусматривают определение необходимой валовой выручки исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования, в том числе с учетом применяемой регулируемой организацией системы налогообложения и необходимости уплачивать соответствующие налоги, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) объектом налогообложения налога на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, исчисление налога на добавленную стоимость (НДС) производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю.

В силу положений статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав, обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

В соответствии с пунктом 6 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).

Подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрена возможность освобождения от налога на добавленную стоимость услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО. К указанным услугам относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога.

Принятие решения об освобождении от налога на добавленную стоимость услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, в силу указанного положения НК РФ, является правом органа регулирования тарифов субъекта Российской Федерации.

В случае принятия решения об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, находящегося на общей системе налогообложения, с освобождением от налога на добавленную стоимость в порядке подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в форме «НДС не облагается», «освобожден от уплаты НДС»), учет в составе необходимой валовой выручки регионального оператора расходов на оплату товаров (работ, услуг) сторонних организаций осуществляется с включением по ним «входного» НДС (при его наличии) в соответствии с положениями НК РФ.

При применении региональным оператором по обращению с ТКО общей системы налогообложения и при принятии органом регулирования решения об установлении указанному региональному оператору единого тарифа, не предусматривающего освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ, необходимая валовая выручка такого регионального оператора для целей расчета единого тарифа формируется без включения «входного» НДС по приобретаемым товарам, работам (услугам) по соответствующим статьям расходов.

В указанном случае единый тариф на услугу регионального оператора устанавливается исходя из применения положений НК РФ отдельно для групп потребителей:

- для потребителей, за исключением категории «население», с примечанием «без учета НДС». Налог на добавленную стоимость добавляется к величине единого тарифа по соответствующей налоговой ставке при выставлении региональным оператором потребителю счета на оплату услуги по обращению с ТКО;

- для потребителей категории «население» в размере, включающем величину начисленного к единому тарифу налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями НК РФ.

Таким образом, вопрос установления тарифов в сфере обращения с ТКО в части НДС напрямую связан с выбранной регулируемой организацией системой налогообложения и с правом применения (а не обязанностью) предусмотренной подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ преференции.

АО «Невский экологический оператор» применяет общую систему налогообложения (согласно Заключению экспертной группы Комитета по тарифам Санкт-Петербурга по определению экономически обоснованной величины расходов и прибыли, формирующих предельный единый тариф на услугу АО «Невский экологический оператор» на 2023-2025 гг.), при этом расходы на оплату товаров (работ, услуг) сторонних организаций в составе НВВ учтены Комитетом без «входного» НДС.

Из разъяснений Комитета по вопросам применения предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, изложенных в информационном письме от 12.01.2023 № 01-14-6/23-0-0, следует, что установленные предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО АО «Невский экологический оператор» на территории Санкт-Петербурга с 2022 года для всех категорий потребителей применяются с учетом НДС (то есть подпункт 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ (часть вторая) не применяется).

Также в разъяснениях указывается, что при реализации АО «Невский экологический оператор» коммунальных услуг прочим потребителям или непосредственно гражданам (населению) стоимость этих услуг с учетом НДС одинакова, а порядок предъявления этим покупателям суммы НДС для оплаты различен: так, прочим потребителям коммунальных услуг предъявляются стоимость услуг (произведение тарифа без учета НДС и объема услуги) и дополнительно сумма НДС, исчисления от указанной стоимости (тарифа), а непосредственно населению – тариф, включающий сумму налога на добавленную стоимость.

Согласно правилам главы 21 НК РФ реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 НК РФ, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.

В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 72 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы» если при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ФГКОУ ППКВК ФСБ России и АО «Невский экологический оператор» (исх. от 17.04.2023 № 170/10-663, вх. от 20.04.2023 рег. № 60446/23), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований ФГКОУ ППКВК ФСБ России, указанных в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с АО «Невский экологический оператор» (исх. от 17.04.2023 № 170/10-663, вх. от 20.04.2023 рег. № 60446/23).

Связанные организации

АО "Невский Экологический Оператор"
ИНН 7804678913, ОГРН 1217800002826
ФГКОУ ППКВК ФСБ России
ИНН 7820019241, ОГРН 1027809012186
Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
ИНН 7826692894, ОГРН 1037851017973