Предписание №31/60292/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету Республики Башкортоста... от 9 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

4 июля 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, в том числе акт проверки ФАС России от 06.06.2023 № 21/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной на основании приказа ФАС России от 12.04.2023 № 212/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Экология Т» (далее – ООО «Экология Т», региональный оператор) в зоне деятельности регионального оператора № 4 Республики Башкортостан на 2021-2023 годы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

В рамках исполнения своих полномочий Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам были установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в зоне деятельности № 4, а также величины необходимой валовой выручки в следующих размерах:

Вид деятельности/тариф

Показатели

Годы

2021

2022

2023

ООО «Экология Т»

Обращение с ТКО/ тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО

НВВ, тыс. руб.

903508,92

902431,32

828277,11

Метод установления тарифов

 

ЭОР

НПА об установлении тарифов

Постановление ГКТ РБ от 26.11.2020 № 415

Постановление ГКТ РБ от 09.12.2021 № 586

Постановление ГКТ РБ от 28.11.2022 № 709

Размер установленных тарифов

1 полугодие

595,99

595,28

636,91

2 полугодие

595,99

595,28

Также Комитетом установлены тарифы на 2021-2023 годы на услуги операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемых в составе необходимой валовой выручки регионального оператора, для:

- ООО «Альшей-Экология» (тариф на захоронение ТКО, 2021 год, 2022 год);

- ИП <...> (тариф на захоронение ТКО, долгосрочные периоды регулирования 2019-2021 гг., 2022-2026 гг.);

- ООО «Берест» в муниципальном районе Чекмагушевский район Республики Башкортостан (тариф на захоронение ТКО, 2021, 2022 год, долгосрочный период регулирования 2023-2025 гг.);

- ООО «Спецэкотранс» (тариф на захоронение ТКО, долгосрочные периоды регулирования 2019-2021 гг., 2022-2026 гг.);

МУП «Белебеевский комунальник» (тариф на захоронение ТКО, долгосрочные периоды регулирования 2019-2021 гг., 2022-2026 гг.);

- ООО «Башкирская экологическая коммунальная компания» (тариф на захоронение ТКО, долгосрочные периоды регулирования 2020-2022 гг., 2023-2027 гг.);

- ООО «Экология Т» (тариф на захоронение ТКО, долгосрочные периоды регулирования 2019-2021 гг., 2022-2026 гг.);

- ООО «Грин» (тариф на обработку ТКО, долгосрочный период регулирования 2021-2023 гг.)

- ООО «Полигон» (тариф на обработку ТКО, долгосрочные периоды регулирования 2019-2021 гг., 2022-2026 гг.).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Экология Т» г. Туймазы Республики Башкортостан является сбор отходов. Дополнительными видами деятельности являются: удаление и обработка сточных вод, удаление и обработка твердых бытовых отходов и т.д.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ООО «Экология Т» выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 24 сентября 2013 года серия 02 № 00117.

Нормативы накопления ТКО в Республике Башкортостан утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.10.2017 № 466.

Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами в Республике Башкортостан утверждена приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 № 1198п (далее – Территориальная схема № 1198п).

Также в Территориальную схему приказами Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 11.05.2021 № 349п, от 23.12.2022 № 1348п были внесены изменения.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение Органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению в другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых Орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией вы предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечении достижения показателей эффективности.

Пунктом 12 Основ ценообразования № 484 предусмотрено, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно пункту 22 Правил регулирования № 484 Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования № 484 и Методическими указаниями № 1638/16, не подтверждена.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел ООО «Экология Т» на 2021-2023 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, Экспертное заключение по обоснованности предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Экология Т» в зоне деятельности регионального оператора № 4 Республики Башкортостан на 2021 год (далее – Экспертное заключение на 2021 год), Экспертное заключение по обоснованности предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Экология Т» в зоне деятельности регионального оператора № 4 Республики Башкортостан на 2022 год (далее – Экспертное заключение на 2022 год), Экспертное заключение по обоснованности предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Экология Т» в зоне деятельности регионального оператора № 4 Республики Башкортостан на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также возражения Органа регулирования, направленные письмом от 26.07.2023 № 03-154-2023 (рег. от 02.08.2023 № 117404/23) (далее – Возражения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

На основании анализа учтенных Органом регулирования расходов для ООО «Экология Т» в разрезе статей затрат ФАС России сделан вывод о том, что основная часть расходов регионального оператора ООО «Экология Т» приходится на собственные расходы регионального оператора, которые составили в 2023 году от НВВ регионального оператора – 80%.

При установлении и корректировке тарифов на 2021-2023 гг., выявлены следующие нарушения.

 

  1. Расходы регионального оператора по обезвреживанию, захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 85 Методических указаний № 1638/16 необходимая валовая выручка регионального оператора включает расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16, корректировку необходимой валовой выручки регионального оператора в году i, осуществляемую в соответствии с пунктом 92 Методических указаний № 1638/16.

Размер учтенных расходов регионального оператора по обезвреживанию, захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО, представлены в таблице ниже:

тыс. руб.

Статья затрат/Год

план

факт

2021

2022

2023

2019

2020

2021

учтено ГКТ РБ

260 171,74

185 975,61

223 474,78

-

64 798,17

146 871,57

заявлено РО

232 641,00

260171,00

185 975,61

64 018,00

65 985,00

123 835,39

В соответствии с Экспертным заключением на 2021 год по зоне деятельности 4 ООО «Экология Т» направляет твердые коммунальные отходы на захоронение ИП <...>, МУП «Белебеевский коммунальник», ООО «Экология Т», ООО «Спецэккотранс», ООО «Башкирская экологическая коммунальная компания»; на обработку – ООО «Грин», ООО «Полигон».

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год по зоне деятельности 4 ООО «Экология Т» направляет твердые коммунальные отходы на захоронение ИП <...>, МУП «Белебеевский коммунальник», ООО «Экология Т», ООО «Спецэкотранс», ООО «Башкирская экологическая коммунальная компания», ООО «Берест»; на обработку – ООО «Полигон», ООО «Альшей-Экология».

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год по зоне деятельности 4 ООО «Экология Т» направляет твердые коммунальные отходы на захоронение ИП. <...>, МУП «Белебеевский коммунальник», ООО «Экология Т», ООО «Спецэкотранс», ООО «Башкирская экологическая коммунальная система, ООО «Берест»; на обработку – ООО «Грин», ООО «Полигон».

 

1.1 Базовый уровень операционных расходов.

В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 484 операционные расходы регулируемой организации определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяется индекс потребительских цен и индекс эффективности операционных расходов.

Согласно пункту 48 Основ ценообразования № 484 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на энергетические ресурсы), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 14, 15, 30 - 33, 40 - 43 Основ ценообразования № 484.

 

      1. Расходы на сырье и материалы

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручке операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих размерах:

тыс. руб.

Оператор

/годы

2019

2020

2021

2022

2023

МУП «Белебеевский коммунальник»

-

-

-

3 565,81

-

ООО «Экология Т»

3 478,17

-

-

4 106,80

 

ООО «Спецэккотранс»

5 111,12

-

-

5 493,19

-

ООО «Башкирская экологическая коммунальная компания»

-

2 114,43

-

2 336,76

-

ООО «Берест» (с. Чекмагуш)

-

-

1 251,24

1 270,01

1 014,03

ООО «Берест» (Шаран)

-

-

973,86

994,80

615,91

ООО «Грин»

-

-

1 800,12

-

-

ООО «Полигон»

2 046,8

-

-

1 365,51

-

ООО «Альшей-Экология».

-

-

956,58

975,71

-

Согласно пункту 40 Основ ценообразования № 484 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных нужд, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.

При расчете расходов на сырье и материалы Органу регулирования необходимо руководствоваться пунктом 14 Основ ценообразования № 484.

Вместе с тем, исходя из Экспертных заключений Органа регулирования, а также расчетов, представленных Органом регулирования, не представляется возможным определить, на основании каких материалов Комитетом учитывались расходы по данной статье затрат, а также какие виды сырья и материалов Органом регулирования были учтены в расходах по данной статье затрат, в каких объемах, а также по каким ценам.

Органом регулирования не представлен анализ фактических расходов операторов по обращению с ТКО за последний отчетный период регулирования.

Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Правил регулирования № 484, при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, Орган регулирования использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Вместе с тем, исходя из Экспертных заключений не представляется возможным определить были ли проведены конкурсные процедуры на заключение договоров.

В рамках Возражений Органом регулирования затраты по данной статье по операторам ТКО представлены в формате таблицы с ссылками на обосновывающие документы по каждому оператору на 2019-2022 годы.

Таким образом, Органу регулирования необходимо отразить произведенный анализ в Экспертном заключении в соответствии с требованиями пункта 18 Правил регулирования № 484. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки регионального оператора.

 

      1. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды

Органом регулирования расходы в части оплаты труда по данной статье затрат учтены в составе необходимой валовой выручки базовых периодов регулирования операторов по обращению с ТКО в следующих размерах:

тыс. руб.

Оператор

/годы

2019

2020

2021

2022

2023

ООО «Экология Т»

8 041,95

-

-

 

-

ООО «Спецэккотранс»

10 798,6

 

-

 

10 784,28

 

ООО «Башкирская экологическая коммунальная компания»

-

3 913,36

-

-

3 640,62

ООО «Берест» (с. Чекмагуш)

-

-

4 500,46
 

4 567,96
 

3 451,13

ООО «Берест» (Шаран)

-

-

4 287,21

4 378,99
 

5 664,40

ООО «Грин»

-

-

13 408,93

-

-

ООО «Полигон»

8 237,7
 

-

-

6 233,3

-

ООО «Альшей-Экология».

 

 

4 725,43
 

4 819,94

-

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 484 и пункту 26 Методических указаний № 1638/16 размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Исходя из прямого толкования вышеуказанной нормы, при определении расходов на оплату труда, включаемых в состав НВВ, плановый размер фонда оплаты труда определяется на очередной период тарифного регулирования исходя из совокупного анализа вышеприведенных данных для принятия расходов на экономически обоснованном уровне.

При этом в соответствии с пунктом 26 Методических указаний
№ 1638/16 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложением 5 к Методическим указаниям № 1638/18.

Вместе с тем, анализ расходов, предусмотренный пунктом 18 Правил регулирования № 484, Органом регулирования проведен не был.

В адрес ФАС России не представлены расчет нормативной численности, расчет тарифных ставок, надбавок, приказы о премировании, об утверждении минимальной месячной тарифной ставки на период регулирования, расчеты тарифного коэффициента, данные фактических размеров доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера за условия труда, утвержденное штатное расписание, и другие обосновывающие документы.

Кроме того, исходя из Экспертных заключений Органа регулирования не представляется возможным определить размер средней заработной платы, учитываемой Органом регулирования при формировании расходов на оплату труда.

В Экспертных заключениях отсутствует анализ принимаемого Органом регулирования уровня среднемесячной заработной платы при расчетах расходов по статье затрат «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды».

Кроме того, Органом регулирования не проводится анализ среднемесячной заработной платы по региону в данном виде деятельности.

ФАС России отмечает, что при формировании расходов на оплату труда Комитетом не анализируются фактические расходы операторов по обращению с ТКО за последние отчетные периоды регулирования, в том числе отсутствует анализ форм статистической отчетности «Сведения о численности и заработной плате работников» (форма № П-4) за отчетный год.

Кроме того, исходя из Экспертных заключений Органа регулирования на соответствующие базовые периоды регулирования не представляется возможным определить, был ли проведен Комитетом расчет нормативной численности, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Также, исходя из Экспертных заключений Органа регулирования не представляется возможным определить размер расходов, отнесенных на основной производственный персонал и административно-управленческий персонал.

В рамках Возражений Органом регулирования затраты по данной статье по операторам ТКО представлены в таблице с ссылками на обосновывающие материалы.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо отразить дополнительный экономический анализ и расчеты в Экспертном заключении в соответствии с требованиями пункта 18 Правил регулирования № 484 и замечаниями ФАС России. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки регионального оператора.

 

    1. Амортизация основных средств и нематериальных активов

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в следующих размерах:

тыс. руб.

Оператор

/годы

2021

2022

2023

МУП «Белебеевский коммунальник»

3 570,89

4 212,12

4 163,26

ООО «Экология Т»

16 396,82

17 630,84

17 547,05

ООО «Спецэккотранс»

68,74

276,59

1 071,19

ООО «Башкирская экологическая коммунальная компания»

0

0

250,0

ООО «Берест» (с. Чекмагуш)

0

0

502,21

ООО «Берест» (Шаран)

273,99

273,99

274,0

ООО «Грин»

835,78

903,56

948,87

ООО «Полигон»

1 313,36

930,08

1 313,36

ООО «Альшей-Экология».

-

348,93

348,93

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 484 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются Органом регулирования тарифов только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования тарифов в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификатор).

Амортизация по объектам основных средств, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что из представленных Органом регулирования материалов не представляется возможным определить, каким образом рассчитана амортизация основных средств и нематериальных активов, отсутствует анализ расходов по данной статье в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484.

Кроме того, в Экспертных заключениях Органа регулирования отсутствуют расчеты амортизационных отчислений на 2021-2023 годы с применением максимальных сроков полезного использования в соответствии с Классификатором.

В рамках Возражений Органом регулирования затраты по данной статье по операторам ТКО представлены в формате таблицы с ссылками на обосновывающие материалы.

Таким образом, Органу регулирования необходимо отразить дополнительный экономический анализ и расчет по данной статье затрат на 2021-2023 годы в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484 и замечаниями ФАС России. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки регионального оператора.

 

1.3 Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в следующих размерах:

тыс. руб.

Оператор

/годы

2021

2022

2023

ИП <...>

449,46

615,68

631,81

ООО «Экология Т»

3 136,43

2 957,9

2 957,9

ООО «Спецэккотранс»

3 171

3 505,67

1 218

ООО «Башкирская экологическая коммунальная компания»

7,31

591

75

ООО «Берест» (с. Чекмагуш)

784,42

784,42

 

ООО «Берест» (Шаран)

610,48

610,48

405,8

ООО «Грин»

0

0

453,79

ООО «Полигон»

0

0

0

ООО «Альшей-Экология».

1 154,34

1 154,34

0

В соответствии с пунктом 43(1) Основ ценообразования № 484 расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов определяются исходя из установленных Правительством Российской Федерации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом применяемых к ним коэффициентов и расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности.

Распределение расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности осуществляется в соответствии с территориальной схемой. В случае отсутствия в территориальной схеме распределения расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности распределение объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности осуществляется Органом регулирования с учетом фактических данных за последний отчетный год и динамики размещения объема и (или) массы твердых коммунальных отходов по классам опасности за последние 3 года. В течение периода действия тарифов 100 процентов средств, образовавшихся в результате снижения расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов вследствие реализации мероприятий по утилизации твердых коммунальных отходов, в том числе по их утилизации после обезвреживания, остаются в распоряжении регулируемой организации.

Величина расходов регулируемой организации на плату за негативное воздействие при размещении твердых коммунальных отходов, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена Органом регулирования в связи с указанным снижением расходов.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях Органа регулирования на 2021-2023 годы отсутствует анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат.

Также не представлен расчет и обоснование объемов ТКО по классам опасности в нарушение пункта 43(1) Основ ценообразования № 484.

В рамках Возражений Органом регулирования затраты по данной статье по операторам ТКО представлены в формате таблицы с дополнительным экономическим анализом и расчетами.

Таким образом, Органу регулирования необходимо отразить дополнительный экономический анализ и расчет в Экспертном заключении на 2021-2023 годы в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484 и замечаниями ФАС России.

 

1.4. Корректировка с целью отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в составе необходимой валовой выручки операторов по обращению с ТКО в следующих размерах:

тыс. руб.

Оператор

/годы

2021

2022

2023

МУП «Белебеевский коммунальник»

920,11

1 141,30

0

ООО «Экология Т»

4 968,25

22 318,91

0

ООО «Спецэккотранс»

(-) 720,46

(-) 1 124,78

6 114,18

ООО «Башкирская экологическая коммунальная компания»

(-) 225,28

(-) 26,27

1 087,

ООО «Берест» (с. Чекмагуш)

0

0

805,11

ООО «Берест» (Шаран)

0

0

487,53

ООО «Грин»

0

(-) 259,49

0

ООО «Полигон»

(-) 191,93

920,81

612,4

ООО «Альшей-Экология»

-

-

0

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования № 484 корректировка тарифов осуществляется по результатам истекшего года в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:

а) отклонение фактического объема (массы) принятых твердых коммунальных отходов от объема (массы), учтенного при установлении тарифов;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;

в) отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов;

г) ввод и вывод объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов, и изменение утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации;

д) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения по эксплуатации объектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соглашения о государственно-частном партнерстве,
муниципально-частном партнерстве, по договору аренды соответствующих объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы регулируемой организации при недостижении регулируемой организацией показателей эффективности;

е) учет расходов, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

Согласно пункту 48 Методических указаний № 1638/16 размер отклонения значений, учтенных при установлении тарифов, от фактических значений параметров расчета тарифов рассчитывается по формуле:

 

 

 

где:

- величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных в соответствии с пунктом 51 настоящих Методических указаний № 1638/16;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема услуг в (i-2)-м году и тарифов, установленных на (i-2)-й год в соответствии с настоящими Методическими указаниями, без учета уровня собираемости платежей.

Таким образом, Органу регулирования необходимо проводить корректировку с целью отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов ежегодно.

Вместе с тем, по ряду операторов по обращению с ТКО Органом регулирования не проводится корректировка с целью отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, что противоречит действующему законодательству. (см. таблицу).

Кроме того, исходя из Экспертных заключений Органа регулирования по операторам по обращению с ТКО на 2021-2023 гг. не представляется возможным определить, каким образом и на основании каких обосновывающих материалов Комитетом были проведены корректировки.

В Экспертных заключениях Органа регулирования по операторам по обращению с ТКО на 2021-2023 гг. не раскрыты показатели, учитываемые Комитетом при формировании расходов по данной статье затрат.

Органом регулирования в Экспертных заключениях по операторам по обращению с ТКО на 2021-2023 гг. не отражен анализ, предусмотренный пунктом 18 Правил регулирования № 484.

В рамках Возражений Органом регулирования представлена таблица с обоснованием корректировок. При этом, не все замечания ФАС России учтены.

Факт не проведения Органом регулирования корректировки с целью отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при формировании необходимой валовой, подлежит дополнительному экономическому обоснованию.

Таким образом, Органу регулирования необходимо произвести и отразить необходимый экономический анализ и расчеты по данной статье затрат в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484, а также замечаниями ФАС России. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки регионального оператора.

 

1.5. Величина изменения НВВ, проводимого в целях сглаживания.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в составе необходимой валовой операторов по обращению с ТКО в следующих размерах:

тыс. руб.

Оператор

/годы

2021

2022

2023

ООО «Экология Т»

0

4 463,78

4 463,78

ИП <...>

0

0

1 661,51

 

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 484 при принятии решения об установлении долгосрочных тарифов органы регулирования тарифов в целях сглаживания их роста, обусловленного установлением тарифов с календарной разбивкой по полугодиям в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 484, могут перераспределять необходимую валовую выручку регулируемой организации по годам первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования.

В каждом году долгосрочного периода регулирования (нескольких долгосрочных периодов регулирования) необходимая валовая выручка, рассчитанная с учетом ее перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания роста тарифов, может отличаться от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета такого перераспределения, не более чем на 12 процентов.

Согласно пункту 37 Методических указаний № 1638/16 величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, рассчитывается в размере не более 12% необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета сглаживания, по формулам:

 

 

 

 

 

где:

- величина изменения необходимой валовой выручки на год i, производимого в целях сглаживания тарифов;

- величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, где i1 - последний год долгосрочного периода регулирования, i0 - первый год долгосрочного периода регулирования;

НД - норма доходности на капитал, инвестированный после начала долгосрочного периода регулирования;

- величина сглаживания необходимой валовой выручки, определенная Органом регулирования;

- необходимая валовая выручка, устанавливаемая на год i долгосрочного периода регулирования без учета сглаживания, тыс. руб.

Исходя из представленных смет Органа регулирования, по оператору ООО «Экология Т» на 2022 и 2023 гг. учитывается положительное сглаживание.

Вместе с тем расчет и анализ, предусмотренные пунктом 18 Правил регулирования № 484, в Экспертных заключениях Органа регулирования и Возражениях не отражен.

Согласно Возражениям Органа регулирования на Акт проверки ФАС России, в части тарифов ИП <...> размер корректировки необходимой валовой выручки на 2023 год составил 3 323,03 тыс. руб.

В целях сглаживания тарифов в последующие периоды корректировка НВВ распределена на 2023 год в размере 1 661,51 тыс. руб., на 2024 год в размере 1 661,51 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что размер сглаживания, учитываемый Органом регулирования на 2023 в части тарифов ИП <...>, превышает размер сглаживания, предусмотренный пунктом 37 Методических указаний № 1638/16.

Так, с учетом расчета в соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 1638/16 величина сглаживания необходимой валовой выручки может быть учтена в размере, не превышающем 297,33 тыс. руб. (12 % от НВВ).

Таким образом, расходы по данной статье в размере 1 364,18 тыс. руб. в части тарифов ИП <...> являются экономически необоснованными и подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки оператора по обращению с ТКО, в остальной части расходы по данной стать затрат подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия должного экономического анализу и обоснования полежат исключению из состава НВВ регулируемых организаций.

 

  1. Корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручке регулируемой организации в следующих размерах:

тыс. руб.

Статья затрат/Год

ООО «Экология Т»

2021

2022

2023

«Корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора», учтено Комитетом

0

0

(-) 64 209,36

«Корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора», заявлено регулируемой организацией

0

0

0

В соответствии с пунктом 92 Методических указаний № 1638/16 Корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается по формуле:

 

 

 

где:

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в году i, руб.;

- фактическая величина необходимой валовой выручки регионального оператора в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с формулой (43) пункта 85 настоящих Методических указаний с применением фактических значений параметров расчета взамен прогнозных, в том числе с учетом изменений территориальной схемы, руб.;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VI настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с изменением законодательства, не учтенным при установлении тарифов, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 настоящих Методических указаний, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484.

Вместе с тем, в Экспертных заключениях Органа регулирования на 2021-2023 гг. отсутствует анализ по рассматриваемой статье затрат, предусмотренный пунктом 18 Правил № 484.

Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2021-2023 гг. показатели, учитываемые в составе корректировки необходимой валовой выручки регионального оператора не раскрыты, в том числе отсутствуют ссылки на обосновывающие материалы, на основании которых были рассчитаны показатели, учитываемые при расчете корректировки необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2020 № 1449-р в 2020 году в рамках мероприятий по обеспечению деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» из федерального бюджета Российской Федерации Республике Башкортостан была выделена Субсидия на финансовое обеспечение части затрат, возникших в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронaвирусной инфекции (COVID-19), и связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 341 079,5 тыс. руб.

В бухгалтерском балансе регулируемой организации за 2020 год факт получения Субсидии из республиканского бюджета Республики Башкортостан, а также расходования вышеуказанной субсидии не отражен.

Кроме того, в материалах тарифных дел ООО «Экология Т» карточки счета 86 «Целевое финансирование» за 2020 год отсутствуют.

Вместе с тем, в Экспертном заключении Органа регулирования на 2022 год сведения о получении ООО «Экология Т» Субсидии из республиканского бюджета Республики Башкортостан отсутствуют.

Кроме того, пояснения в части получения субсидии ООО «Экология Т» и последующего учета вышеуказанной субсидии при корректировке Органом регулирования в возражениях на Акт проверки ФАС России также не отражено.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 484 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Пунктом 12 Основ ценообразования № 484 указано, что при установлении тарифов из НВВ исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

ФАС России отмечает, что на основании вышеизложенных норм следует, что возмещение экономически обоснованных расходов, ранее не учтенных при установлении тарифов на предыдущий период регулирования, и (или) недополученных доходов, предусмотренного пунктом 11 Основ ценообразования № 484 и аналогичным ему пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, выявленное по фактическим результатам деятельности регионального оператора в отчетном году (i-2), при наличии надлежащего документального подтверждения учитывается органом регулирования тарифов за счет средств полученной региональным оператором Субсидии при корректировке единых тарифов на услугу регионального оператора на очередной период регулирования (год i).

В соответствии с нормами Постановления № 1534 экономически обоснованные расходы и (или) недополученные доходы, источником финансирования которых определены средства Субсидии, не подлежат включению в необходимую валовую выручку регионального оператора при корректировке единых тарифов на очередной период регулирования в целях недопущения дублирования источника возмещения указанных расходов за счет тарифного источника.

С учетом вышеизложенного средства полученной региональным оператором в 2020 году субсидии должны быть направлены (зачтены) в счет экономически обоснованных недоучтенных расходов и (или) недополученных доходов в порядке пункта 11 Основ ценообразования № 484 по итогам анализа фактических результатов деятельности регионального оператора в отчетном году i-2 (2020 год), исключив факты двойного учета средств, при наличии надлежащего документального их подтверждения при корректировке единых тарифов на услугу регионального оператора на очередной период регулирования год i (2022 год) и/или последующие годы i+1, i+2 (2023 год и/или далее, но не позднее 2024 года).

Экспертное заключение в силу пункта 17 и подпунктов «а», «г», «д» пункта 18 Правил регулирования № 484 должно включать анализ Органом регулирования обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов. Экспертное заключение Комитета указанный анализ не содержит.

Также, в 2021 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 № 2759-р Республике Башкортостан из федерального бюджета Российской Федерации была предоставлена государственная поддержка на закупку контейнеров для раздельного накопления ТКО в размере 13 401,4 тыс. руб.

В бухгалтерском балансе регулируемой организации за 2021 год факт получения Субсидии из республиканского бюджета Республики Башкортостан, а также расходования вышеуказанной субсидии не отражен.

Кроме того, в материалах тарифных дел ООО «Экология Т» карточки счета 86 «Целевое финансирование» за 2021 год отсутствуют.

Вместе с тем, в Экспертном заключении Органа регулирования на 2023 год сведения о получении ООО «Экология Т» субсидии из республиканского бюджета Республики Башкортостан отсутствуют.

Таким образом, расходы по данной статье затрат на 2021-2023 гг. подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия вышеуказанного анализа расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Признать Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам нарушившим положения пунктов 7, 12, 16, 18, 26, 34, 40, 43(1), 42, 58 Основ ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, пункт 17, 18, 22 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, положения пунктов Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, при установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в отношении ООО «Экология Т» на 2021-2023 годы.

  2. Органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами устранить нарушения, допущенные Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экология Т» на 2021-2023 годы, а именно:

    1. Исключить из необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора расходы по следующим статьям затрат:

- «Величина изменения НВВ, проводимого в целях сглаживания» в размере 1 364,18 тыс. руб. в части оператора по обращению с ТКО ИП <...>

    1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Экология Т» при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, анализ отразив в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на сырье и материалы» на 2019-2022 годы;

- «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды» на 2019-2023 годы;

- «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2021-2023 годы;

- «Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду» на 2021-2023 годы;

- «Корректировка с целью отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» на 2021-2023 годы;

- «Величина изменения НВВ, проводимая в целях сглаживания» на 2021-2023 годы

- «Корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора» на 2021-2023 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Экология Т» согласно пункту 12 Основ ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, при тарифном регулировании на 2025 год.

4. Передать материалы дела уполномоченному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экология Т», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

<...>

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам
ИНН 0278082937, ОГРН 1020203230673
Башкортостанское УФАС России
ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202