Решение №31/55365/23 Решение об удовлетворении требований, указанных в заявлении ... от 12 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» июля 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председательствующего - заместителя председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>;

<...>;

<...>;

<...>,

рассмотрев разногласия между Публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго», Заявитель, регулируемая организация, Общество) и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее – РСТ, Служба, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя директора департамента тарифного регулирования ПАО «РусГидро» <...>, заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Камчатскэнерго» <...>, начальника отдела договорной работы ПАО «Камчатскэнерго» <...>, Врио руководителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края <...>, советника отдела по регулированию тарифов в электроэнергетике Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края <...>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее — Правила № 533), в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго».

Заявление ПАО «Камчатскэнерго» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник между ПАО «Камчатскэнерго» и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики постановлением от 24.11.2022 № 456 «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» (Центральный энергоузел) потребителям на 2023-2027 годы» (с изменениями от 12.12.2022 № 516 и № 517) и постановлением от 29.11.2022 № 458 «Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Камчатского края потребителям Центрального энергоузла Камчатского края в 2023 году» для Заявителя были установлены тарифы на электрическую энергию на долгосрочный период регулирования 2023-2027 гг.

Тарифное регулирование в отношении ПАО «Камчатскэнерго» на 2023 год было осуществлено с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемыми постановлениями на 2023 год для Заявителя, составляет 16 206 416 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 16 540 939 тыс. руб.

Величина разногласий в рамках настоящего спора с учетом заявленных требований составляет 334 523 тыс. руб.

Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на электрическую энергию ПАО «Камчатскэнерго» на 2023 год размер расходов по статьям затрат в соответствии с перечнем, представленным в Табл. 1.

Табл. 1 – Спорные статьи затрат ПАО «Камчатскэнерго», тыс. руб.

Статьи затрат

Принято Службой

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Долгосрочный параметр регулирования для производства электрической энергии (мощности) – базовый уровень операционных расходов

1 283 546

1 401 685

118 139

2

Долгосрочный параметр регулирования на услуги по передаче электрической энергии – базовый уровень подконтрольных расходов

1 633 949

1 776 425

142 476

3

Отчисления на социальные нужды

415 782

454 051

38 269

4

Расчетная предпринимательская прибыль

193 204

228 842

35 638

 

ИТОГО

334 522

Необходимо отметить, что экспертами органа регулирования по результатам анализа представленных материалов и мониторинга информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет ПАО «Камчатскэнерго», выявлено несоответствие опубликованного предложения о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования предложению, представленному в Службу.

Представление заведомо недостоверной информации в Службу послужило основанием для отказа в открытии дела об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» (Центральный энергоузел) на 2023-2027 годы, и вынесением постановления об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение органа регулирования было обжаловано в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Камчатского края по делу № А24-3266/2022 Заявителю было отказано в признании незаконным решения административного органа о привлечении к административной ответственности полностью или частично. Судами апелляционной и кассационной инстанций решение Арбитражного суда Камчатского края оставлено без изменений.

Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике»), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила государственного регулирования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных
с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными приказом ФАС России от 29.05.2019 № 686/19 (далее – Методические указания).

1. Статья затрат «Долгосрочный параметр регулирования для производства электрической энергии (мощности) – базовый уровень операционных расходов».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 1 401 685 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 1 283 546 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 118 139 тыс. руб.

В соответствии с заявлением ПАО «Камчатскэнерго» оспаривается применение органом регулирования индекса потребительских цен в целях индексации фактически понесенных расходов за 2021 год.

Кроме того, Заявитель отмечает, что в Экспертном заключении по результатам подготовки предложений для утверждения тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» (Центральный энергоузел) на 2023-2027 годы (далее – Экспертное заключение на 2023 год), содержатся арифметические ошибки.

Состав долгосрочных параметров регулирования, определяемых перед началом долгосрочного периода регулирования, в том числе приведен в пункте 19 Методических указаний.

Необходимо отметить, что в случае отсутствия нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 78(2) Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 20 Методических указаний предусмотрено, что при расчете базового уровня операционных расходов учитываются расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), предусмотренные пунктами 18 и 30 Основ ценообразования, за исключением расходов на приобретение энергетических ресурсов (в том числе топлива) и воды, определяемых в соответствии с пунктом 27 Методических указаний, амортизации основных средств, расходов на обслуживание заемных средств, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, и расходов по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Отмечаем, что пунктом 78(2) Основ ценообразования установлено, что индекс потребительских цен определяется перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования.

При этом, в отсутствие одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования в целях определения операционных расходов применяются значения параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие последнему году периода, на который был одобрен указанный прогноз.

Согласно отзыву органа регулирования, при формировании тарифов на 2023 год Службой учтен плановый на 2023, 2024 и 2025 годы параметр ИПЦ в размере 106 % согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, одобренному Правительством Российской Федерации от 27.09.2022.

При этом, учитывая отсутствие оснований для пересмотра тарифов 2022 года, связанного со скачкообразным ростом плановых ИПЦ 2022 года (с 104,3% - учтенных при формировании тарифов на 2022 год, до 113,9 % - новый плановый (ожидаемый) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов), а также во избежание дополнительной тарифной нагрузки на потребителей, подходы Службы основывались на следующих принципах тарифного регулирования:

к фактическим экономически обоснованным затратам за 2021 год применялись ИПЦ 2022 года (параметры, принятые при установлении тарифов на 2022 год
в рамках одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, от сентября 2021 года) и новый плановый (ожидаемый) ИПЦ на 2023 год (параметры в рамках одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, от сентября 2022 года).

Отмечаем, что в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением приведенных в настоящем пункте случаев.

Таким образом, при расчете базового уровня операционных расходов Заявителя на 2023 год органу регулирования надлежало применять прогнозные значения ИПЦ на 2023 и 2022 гг. в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 28.09.2022 № 36804-ПК/Д03и 6% и 13,9% соответственно.

На основании изложенного, требования Заявителя по данной статье подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести расчет базового уровня операционных расходов с учетом актуального прогноза Минэкономразвития России, а также с учетом исправления технических ошибок.

2. Статья затрат «Долгосрочный параметр регулирования на услуги по передаче электрической энергии – базовый уровень подконтрольных расходов».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 1 776 425 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 1 633 949 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 142 476 тыс. руб.

Требования Заявителя по данной статье разногласий аналогичны требованиям по статье «Долгосрочный параметр регулирования для производства электрической энергии (мощности) – базовый уровень операционных расходов».

С учетом частичного удовлетворения требований по статье «Долгосрочный параметр регулирования для производства электрической энергии (мощности) – базовый уровень операционных расходов», требования Заявителя по статье «Долгосрочный параметр регулирования на услуги по передаче электрической энергии – базовый уровень подконтрольных расходов» также подлежат частичному удовлетворению.

3. Статья затрат «Отчисления на социальные нужды».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 454 051 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 415 782 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 38 269 тыс. руб.

Исходя из смысла и взаимосвязи положений пунктов 2 и 18 Основ ценообразования, величина затрат по статье «Расходы на социальные нужды» является зависимой от установленного размера базового уровня операционных (подконтрольных) расходов, в состав которого входят расходы на оплату труда.

Следует отметить, что в заявлении не оспаривается принятый органом регулирования процент отчислений от совокупного размера фонда оплаты труда на социальные нужды.

Принимая во внимание изложенное, требования Заявителя по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» подлежат удовлетворению согласно доводам, изложенным в пунктах 1, 2 настоящего решения.

4. Статья затрат «Расчетная предпринимательская прибыль».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 228 842 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 193 204тыс. руб.

Величина разногласий составляет 35 638 тыс. руб.

В соответствии с Основами ценообразования расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

С учетом частичного удовлетворения требований по статьям разногласий «Долгосрочный параметр регулирования для производства электрической энергии (мощности) – базовый уровень операционных расходов», «Долгосрочный параметр регулирования на услуги по передаче электрической энергии – базовый уровень подконтрольных расходов» и «Отчисления на социальные нужды» расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» также подлежат пересмотру.

Дополнительно ФАС России отмечает, что согласно дополнению, направленному в адрес ФАС России письмом Региональной службы по тарифам Камчатского края от 18.04.2023 № 90.01-06/949, Службой в рамках соблюдения предельных уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» принято постановление от 12.12.2022 № 516 «О внесении изменений в постановление РСТ Камчатского края от 29.11.2022 № 456 «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» потребителям Камчатского края на 2023- 2027 годы», в рамках которого были дополнительно учтены расходы в размере 540 682 тыс. руб.:

- проценты по кредитам в размере (369 954 тыс. руб.);

- расчетная предпринимательская прибыль (18 575 тыс. руб.);

- распределение на последующие периоды расходов (152 153 тыс. руб.)

Пунктом 16 Правил № 533 установлено, что в случае если в ходе рассмотрения спора федеральным антимонопольным органом выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (в том числе не связанные с требованиями заявителя), федеральный антимонопольный орган принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо произвести пересмотр необходимой валовой выручки ПАО «Камчатскэнерго» на основании частичного удовлетворения требований по статьям разногласий «Долгосрочный параметр регулирования для производства электрической энергии (мощности) – базовый уровень операционных расходов», «Долгосрочный параметр регулирования на услуги по передаче электрической энергии – базовый уровень подконтрольных расходов», «Отчисления на социальные нужды», «Расчетная предпринимательская прибыль», а также с учетом ранее включенных дополнительных расходов в размере 540 682 тыс. руб. в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053.

На основании представленных обосновывающих материалов ПАО «Камчатскэнерго» и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края, комиссия:

РЕШИЛА:

1. Признать Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края нарушившей пункт 78(2) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Камчатскэнерго» (Центральный энергоузел), указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (рег. от 01.03.2023 № 30839/23).

3. Органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.10.2023 произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов принималось решение, по статьям затрат:

- «Долгосрочный параметр регулирования для производства электрической энергии (мощности) – базовый уровень операционных расходов»;

- «Долгосрочный параметр регулирования на услуги по передаче электрической энергии – базовый уровень подконтрольных расходов»;

- «Отчисления на социальные нужды»;

- «Расчетная предпринимательская прибыль»;

- «Дополнительные расходы на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053».

4. Органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.10.2023 пересмотреть долгосрочные параметры – базовый уровень операционных расходов, базовый уровень подконтрольных расходов 2023 года, необходимую валовую выручку, а также пересмотреть и ввести в действие тарифы на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» (Центральный энергоузел) потребителям Камчатского края, на 2023 год на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики для ПАО «Камчатскэнерго» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) для ПАО «Камчатскэнерго» цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

 

 

Председательствующий - заместитель председателя Комиссии

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края
ИНН 4101121351, ОГРН 1084101000268
Камчатское УФАС России
ИНН 4101036307, ОГРН 1024101041470
ПАО "Камчатскэнерго"
ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078