Решение №СП/43767/22 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 29 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» апреля 2022 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению МУП БВКХ «Водоканал» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 17.01.2022 № 115, вх. от 18.01.2022 рег. № 6083-ЭП/22), возникший с Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – орган регулирования, РЭК) по вопросу установления тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоотведения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителя Минстроя России в лице директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Лещенко О.А., представителей органа регулирования в лице заместителя председателя РЭК Белоусова А.Г., консультанта отдела энергоэффективности РЭК Решетковой Е.К, а также представителей Заявителя в лице заместителя директора МУП БВКХ «Водоканал» Ускова Е.Г., экономиста планово-экономического отдела МУП БВКХ «Водоканал» Абакумовой Н.Н.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 17.01.2022 № 115, вх. от 18.01.2022 рег. № 6083-ЭП/22) о разногласиях между МУП БВКХ «Водоканал» и Региональной энергетической комиссией Свердловской области по вопросу установления тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоотведения.

Основанием для разногласий между МУП БВКХ «Водоканал» и органом регулирования послужило постановление РЭК от 16.12.2021 № 227-ПК «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения организаций водопроводно-канализационного хозяйства на территории Свердловской области».

Тарифы, установленные оспариваемым постановлением, применяются в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых не превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоотведения с наружным диаметром, не превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки).

Разногласия между сторонами возникли в части ставки тарифа за подключаемую нагрузку канализационной сети.

МУП БВКХ «Водоканал» заявляет в ФАС России ставку тарифа на подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку на 2022 год в размере 7 991,87 руб./куб. м/сут.

В свою очередь органом регулирования не учтена ставка тарифа за подключаемую нагрузку в составе тарифа на подключение (технологическое присоединение), а учтена только ставка тарифа за протяженность сети.

При этом между РЭК и МУП БВКХ «Водоканал» отсутствуют разногласия относительно ставок тарифа за протяженность сети, установленных постановлением от 16.12.2021 № 227-ПК.

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным МУП БВКХ «Водоканал» требованиям Комиссия ФАС России отмечает следующее.

Аналитический свод по заявленным МУП БВКХ «Водоканал» требованиям представлен в таблице:

п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий) (объем технико-экономи­ческих показателей)

Величина спора (разногласий) по статье

утвержденная органом регулирования на расчетный период

заявленная в орган регулирования на расчетный период

заявленная на разногласия в ФАС России

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

 

 

А

В

С

(С – А) 

1

Оплата труда и отчисления на социальные нужды

0,00

492,699

492,699

492,699

 

Итого НВВ, тыс. руб.:

0,00

492,699

492,699

492,699

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения подлежит государственному регулированию в силу статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ.

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия по установлению платы за подключение возложены на орган тарифного регулирования субъекта Российской Федерации.

На территории Свердловской области в соответствии с подпунктом 18 пункта 13 Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ, установление платы за подключение относится к полномочиям Региональной энергетической комиссией Свердловской области.

Согласно пункту 4 Основ ценообразования № 406 тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения входит в систему регулируемых тарифов.

Согласно пункту 82 Основ ценообразования № 406 размер платы за подключение рассчитывается исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно пункту 83 Основ ценообразования № 406 тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку за нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологическое присоединение) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

В соответствии с пунктом 116 Методических указаний № 1746-э размер платы за подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), по следующей формуле:

 

, (50)

где:

ПП - плата за подключение объекта абонента к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, тыс. руб.;

- ставка тарифа за подключаемую нагрузку водопроводной или канализационной сети, тыс. руб./куб. м в сут.;

М - подключаемая нагрузка (мощность) объекта абонента, определяемая исходя из диаметра подключаемой водопроводной или канализационной сети, куб. м/сут.;

- ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети диаметром d, тыс. руб./км;

L - протяженность водопроводной или канализационной сети от точки подключения объекта заявителя до точки подключения создаваемых организацией водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, км.

В соответствии с пунктом 117 Методических указаний № 1746-э ставка тарифа за подключаемую нагрузку для регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается по следующей формуле:

 

, (51)

где:

Р - расчетный объем расходов на i-тый год на подключение объектов абонентов, не включая расходы на строительство сетей и объектов на них, тыс. руб.;

М - расчетный объем подключаемой на i-тый год нагрузки (мощности), кроме мощности, подключаемой по индивидуально рассчитанной плате, куб. м/сут.

Установление регулируемых тарифов производится по предложению регулируемой организации.

Согласно пункту 16 Правил № 406 предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил № 406.

Несогласие с утвержденной РЭК на 2022 год платой за подключение (технологическое присоединение) МУП БВКХ «Водоканал» выражает в следующем.

При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) постановлением от 16.12.2021 № 227-ПК орган регулирования не учитывал в составе тарифа на подключение ставку тарифа за подключаемую нагрузку канализационной сети, в то время как МУП БВКХ «Водоканал» в РЭК заявлялись требования и направлялись обосновывающие материалы об установлении ставок за подключаемую нагрузку канализационной сети в части учета расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды административного персонала, задействованного в регулируемом виде деятельности.

МУП БВКХ «Водоканал» указывает на то, что ставки за подключаемую нагрузку канализационной сети не были установлены РЭК ввиду отсутствия у МУП БВКХ «Водоканал» утвержденной инвестиционной программы.

При этом МУП БВКХ «Водоканал» отмечает, что согласно информации, указанной в письме ФАС России от 13.05.2020 № ВК/39551/20 «О рассмотрении обращения», представленном МУП БВКХ «Водоканал» в РЭК письмом от 01.09.2020 № 1959 (вх. РЭК от 02.09.2020 № 6659), наличие или отсутствие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы или отдельных мероприятий инвестиционной программы по подключению заявителей при наличии технической возможности подключения не является основанием для отказа в использовании тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки.

Также согласно пункту 7 письма ФАС России от 03.02.2020 № АЦ/7104/20 «О даче разъяснений» (направлялось в качестве информационного письма органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), в расчет ставки тарифа за подключаемую (технологическую присоединяемую) нагрузку включается необходимый объем расходов на подключение объектов абонентов.

Таким образом, из вышеуказанных писем следует, что при наличии технической возможности подключения отсутствие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы или отдельных мероприятий инвестиционной программы по подключению заявителей не является основанием для отказа в учете в составе тарифа на подключение (технологическое присоединение) ставки за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и, как следствие, необходимого объема расходов на подключение объектов абонентов.

МУП БВКХ «Водоканал» в заявлении (исх. от 17.01.2022 № 115, вх. от 18.01.2022 рег. № 6083-ЭП/22) отмечает, что резервы по пропускной способности сетей и резервы мощности по производству у МУП БВКХ «Водоканал» имеются.

Так, в соответствии с паспортом сооружений для очистки и обеззараживания сточных вод промышленных предприятий и других объектов г. Березовский, производительность очистных сооружений составляет 20,600 тыс. куб м/сут. При этом среднесуточно принято за 2020 год 9,7 тыс. куб. м/сут. сточных вод.

В свою очередь МУП БВКХ «Водоканал» были предоставлены в адрес органа регулирования материалы, свидетельствующие о наличии технической возможности подключения к централизованным системам водоотведения.

В качестве единственного обоснования отказа в установлении ставки за нагрузку для МУП БВКХ «Водоканал» на 2022 год в составе платы за подключение (технологического присоединения) в экспертном заключении по делу об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения муниципального унитарного предприятия Березовское водо-канализационное хозяйство «Водоканал» (город Березовский) на 2022 год и выписке из протокола от 16.12.2021 № 31 РЭК указывает на отсутствие у МУП БВКХ «Водоканал» утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы, иных обоснований указанные документы не содержат.

При этом в обоснование отказа в учете средств на оплату труда административного персонала и страховые взносы РЭК в отзыве на заявление, направленном в адрес ФАС России, указывает на то, что согласно части 12 статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

РЭК ссылается на приказ Минстроя России от 25.01.2014 № 22/пр, которым утвержден Порядок ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, технологическое присоединение, и единой системы классификации таких затрат (далее – Порядок ведения раздельного учета), которым предусмотрено ведение раздельного учета в сфере холодного водоснабжения, в сфере горячего водоснабжения и в сфере водоотведения, а также технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 10 Порядка ведения раздельного учета данные раздельного учета затрат, представляемые регулируемыми организациями в органы регулирования тарифов, должны обеспечивать раскрытие информации по следующим статьям в соответствии с Основами ценообразования № 406: производственные расходы; ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административные расходы; сбытовые расходы гарантирующих организаций; расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования № 406; расходы, связанные с уплатой налогов и сборов; нормативная прибыль.

РЭК отмечает, что к заявлению регулируемой организации по установлению ставок за подключаемую нагрузку, а также в документах и материалах, представленных регулируемой организацией для установления регулируемых тарифов на 2022 год, МУП БВКХ «Водоканал» не представлены данные раздельного учета затрат, которые должны обеспечивать раскрытие информации по статьям затрат, в том числе по оплате труда административного персонала и страховым взносам, относимым на ставки за нагрузку.

Таким образом, РЭК обращает внимание на то, что из представленных МУП БВКХ «Водоканал» в РЭК документов и материалов органу регулирования не представлялось возможным определить, к какому регулируемому виду деятельности должна быть отнесена зарплата административного персонала и страховые взносы. Кроме этого, орган регулирования отмечает, что регулируемой организацией документально не подтверждена обоснованность отнесения вышеуказанных расходов на ставки за подключаемую нагрузку.

Также РЭК в отзыве на заявление ссылается на пункт 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, (утратил силу с 01.03.2022 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130, которое содержит аналогичную норму) согласно которому выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Однако данный пункт не относится к перечню заявленных МУП БВКХ «Водоканал» работ, выполняемых персоналом, и не может служить основанием для отказа РЭК во включении в ставки за нагрузку средств на оплату труда административного персонала и страховые взносы.

Так, должностной инструкцией МУП БВКХ «Водоканал» определены виды работ инженера производственного технического отдела (сектор технологического присоединения), согласно которым инженер производственного технического отдела:

1. Проверяет поступившие на предприятие заявления на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения на предмет их соответствия действующему законодательству.

2. Определяет наличие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

3. Выполняет подготовку технических условий и/или условий подключения (технологического присоединения) строящихся и реконструируемых объектов капитального строительства: жилых домов (домовладений), производственных и иных объектов к сетям централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.

4. Определяет способы подключения конкретного объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

5. Осуществляет расчет платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

6. Подготавливает приложения к типовым договорам подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

7. Согласовывает рабочие проекты внутриплощадочных сетей (инженерных коммуникаций) объектов в соответствии с заключенными договорами подключения (технологического присоединения).

8. Принимает участие в разработке рабочей документации на подключение к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения для выполнения мероприятий по подключению, определенных договорами подключения (технологического присоединения).

9. Осуществляет подготовку документации для получения разрешений для выполнения строительно-монтажных работ, необходимых для выполнения мероприятий по подключению (технологическом присоединению), в т.ч. обеспечивает подачу документов для получения в администрации Березовского городского округа разрешений на использование земельных участков.

10. Принимает участие в рассмотрении и согласовании возникающих в ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) изменений проектных решений, в т.ч. материалов, изделий, конструкций.

11. Подготавливает технические задания для осуществления в установленном порядке отбора подрядных организаций на проведение геодезических и кадастровых работ, для составления схем границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, а также для выполнения строительно-монтажных работ при выполнении мероприятий по подключению (технологическому присоединению).

12. Принимает участие в координации действий подрядных организаций и контроле за выполнением ими работ в соответствии с заключенными договорами.

13. Осуществляет технический надзор за строительством сетей холодного водоснабжения и водоотведения для выполнения мероприятий по подключению (технологическом присоединению).

14. Принимает участие в приемке работ по строительству, реконструкции и (или) модернизации водопроводных и канализационных сетей от подключаемых объектов до точек подключения.

15. Организует на основании полученного уведомления о выполнении условий подключения (технологического присоединения) проверку выполнения условий подключения (технологического присоединения), в том числе:

- техническую готовность внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта к приему холодной воды (отведению сточных вод);

- выполнение работ по промывке и дезинфекции внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта;

- наличие пломбы на приборах учета (узлах учета) холодной воды (сточных вод), кранах, фланцах, задвижках в закрытом положении на обводных линиях водомерных узлов.

16. Подготавливает и визирует до передачи его на подпись директору предприятия акт о подключении (технологическом присоединении) объекта при отсутствии нарушения выданных условий подключения (технологического присоединения), установлении технической готовности внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта к приему холодной воды (отведению сточных вод) и проведении промывки и дезинфекции внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта.

17. При необходимости предоставляет информацию о ходе выполнения предусмотренных договорами подключения (технологического присоединения) мероприятий по подготовке централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения к подключению (технологическому присоединению) объектов.

18. Осуществляет подготовку документов для постановки на кадастровый учет построенных объектов сетей холодного водоснабжения и водоотведения.

19. Предоставляет необходимую документацию в МФЦ и Росреестр для постановки на кадастровый учет построенных объектов сетей холодного водоснабжения и водоотведения.

20. Предоставляет работникам предприятия необходимые сведения и документы по вопросам подключения (технологического присоединения) в рамках своей компетенции.

Также согласно должностной инструкции МУП БВКХ «Водоканал» определены виды работ специалиста по договорной работе (сектор технологического присоединения), согласно которым специалист по договорной работе:
1. Регистрирует и учитывает поступившие на предприятие заявления на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения.

2. Обеспечивает рассмотрение заявлений на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения в установленные сроки, информирует заявителей о ходе рассмотрения их заявлений.

3. Выполняет подготовку и оформление типовых договоров подключения (технологического присоединения) к сетям централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и передачу их на подпись директору предприятия в установленные сроки.

4. Обеспечивает направление (вручение) заявителям оформленных проектов договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения в установленные сроки.

5. Регистрирует и учитывает договоры на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения (направленные, заключенные и пр.).

6. Контролирует выполнение заявителями порядка и сроков внесения платы за подключения в соответствии с заключенными договорами на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения.

7. Подготавливает и оформляет соглашения об изменении/расторжении договоры подключения (технологического присоединения) к сетям централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.

8. Участвует в проверках выполнения условий подключения (технологического присоединения), в части контроля за наличием документации, подтверждающей такое выполнение.

9. Осуществляет взаимодействие с заявителями по вопросам подключения (технологического присоединения) к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения.

10. Оформляет акт о подключении (технологическом присоединении) объекта при отсутствии нарушений выданных условий подключения (технологического присоединения), установлении технической готовности внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта к приему холодной воды (отведению сточных вод), проведении промывки и дезинфекции внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта и допуска к эксплуатации узла(прибора) учета в установленном порядке.

11. Обеспечивает сбор документов, подтверждающих расходы предприятия на выполнение мероприятий по подключению по каждому договору подключения (технологического присоединения).

12. Регистрирует, учитывает и в установленном порядке предоставляет заявителям информацию о ходе выполнения предусмотренных договорами подключения (технологического присоединения) мероприятий по подготовке централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения к подключению (технологическому присоединению) объектов.

13. Предоставляет работникам предприятия необходимые сведения и документацию по вопросам подключения (технологического присоединения) в рамках своей компетенции.

14. Выполняет иные поручения и указания руководителя в рамках своей трудовой функции.

Кроме того, письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.11.2010 № 37571- ИП/08 «О применении «Сборника цен и расценок на виды работ, выполняемых хозрасчетными проектно-производственными архитектурно-планировочными бюро и их подразделениями при архитектурно-градостроительных органах исполкомов местных Советов народных депутатов», утвержденного постановлением Госстроя РСФСР от 15.11.1988 № 97», предусмотрено применение положений данного Сборника, в части определения норм времени по включенному в его состав перечню видов работ и услуг.

Виды работ инженерно-технического персонала при осуществлении МУП БВКХ «Водоканал» подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения определены в соответствии с названным Сборником (с учетом конкретных действий, обязанность выполнения которых возложена на гарантирующую организацию, в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ и др.):

прием и регистрация документов от заявителя, планирующего осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения (Том I, раздел I, п.1.1.);

рассмотрение принятых документов и проверка их комплектности на соответствие перечню п. 90 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения» (Том I, раздел III, п.1.1.);

определение технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения (необходимые расчеты потребляемой мощности (нагрузки) (Том I, раздел III, п.4.2.1.);

подбор необходимого картографического материала (Том I, раздел III, п.2.1.);

изучение планировочной документации с целью определения возможных вариантов подключения объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения (Том I, раздел III, п.2.2.);

составление графических и исходных данных на разработку проекта внеплощадочной сети (Том I, раздел III, п.4.4.3.);

определение затрат, необходимых для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения (Том I, раздел VII, п.3.3.);

оформление договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения (Том I, раздел I, подраздел 1, п. 1.33.);

рассмотрение проектной документации, разработанной проектной организацией по заказу заказчика и ее согласование (Том I, раздел VII, п.4.3.);

производство проверки готовности внутридомовых и внутриплощадочных сетей и оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения (Том I, раздел III, п.2.3.);

контроль за выполнением заказчиком мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка (Том I, раздел VII, п.4.7.);

оформление акта готовности объекта капитального строительства, планируемого к подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения (Том I, раздел VII, п.6.5.).

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В обоснование заявленных требований МУП БВКХ «Водоканал» были представлены в адрес РЭК следующие документы: расчет платы за подключение (технологическое присоединение) на 2022 год и расчет ставки тарифа за подключаемую нагрузку с пояснительной запиской к расчету, расчет фонда оплаты труда сектора технологического присоединения, расчет нормативной численности МУП БВКХ «Водоканал», отраслевое тарифное соглашение по предприятиям ЖКК, коммунальной энергетике, газовому и лифтовому хозяйству Свердловской области на 2019-2022 гг., штатное расписание аппарата управления МУП БВКХ «Водоканал», положение о ежемесячном премировании (приложение № 2 к Коллективному договору МУП БВКХ «Водоканал»).

В расчетных материалах МУП БВКХ «Водоканал» отражено количество подключений на водоснабжение в размере 30 подключений, на водоотведение в размере 9 подключений. Итого – 39 подключений на оба вида деятельности на 2022 год.

Комиссия ФАС России отмечает, что указанное МУП БВКХ «Водоканал» количество подключений в среднем соответствует фактическим данным регулируемой организации за период 2019-2021 гг. (согласно представленным МУП БВКХ «Водоканал» реестрам договоров на подключение за 2019-2021 гг.).

На основании указанных данных МУП БВКХ «Березовский» были рассчитаны плановые значения суммарной мощности присоединения к централизованным системам водоотведения на 2022 год в размере 61,650 куб. м/сут.

Согласно расчету расходов на оплату труда сектора технологического присоединения (административного персонала - АУП), представленному МУП БВКХ «Водоканал» в адрес ФАС России, среднемесячная оплата труда заявлена регулируемой организацией в размере 60 643,71 руб./мес. и определена из базовой тарифной ставки рабочего 1 разряда, индексов-дефляторов по заработной плате, среднего тарифного коэффициента, текущего премирования и выплат по районному коэффициенту.

МУП БВКХ «Водоканал» в направленном расчете указывает на то, что базовая тарифная ставка рабочего 1 разряда рассчитана регулируемой организацией на основании приказа от 25.12.2019 № 445-К (не представлен регулируемой организацией в рамках рассмотрения досудебного спора (разногласий), а также с учетом ИПЦ в размере 103,7 % и 104,0 % и составила 10 751 рублей в месяц.

Также применен средний тарифный коэффициент в размере 3,27, процент премирования в соответствии с приложением № 2 к Коллективному договору в размере 50 %, а также районный коэффициент в размере 15 % в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 № 403/20-155.

Регулируемой организацией в расчетах учтена численность персонала в размере 2 ед. с учетом штатного расписания от 30.06.2021 (1 единица специалиста по договорной работе и 1 единица инженера).

Таким образом, исходя из расчетов и представленных МУП БВКХ «Водоканал» данных, затраты на оплату труда персонала сектора технологического присоединения на 2022 год составили 1 455,56 тыс. руб., что с учетом страховых взносов (30,2 %) составляет 1 895,13 тыс. руб.

Учетная политика МУП БВКХ «Водоканал» содержит рабочий план счетов (Приложение № 2 к приказу № 17 от 16.03.2021), содержащий синтетические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, и открываемые к ним субсчета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности, раскрыта их структура и назначение, а также экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности.

Регулируемая организация ведет раздельный учет расходов и доходов по следующим регулируемым видам деятельности: Водоотведение (прием и очистка сточных вод), Водоотведение (прием, транспортировка и очистка сточных вод), Питьевая вода, Подключение к системе водоотведения, Подключение к системе водоснабжения.

В соответствии с пунктом 10 Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, и единой классификации таких затрат, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.01.2014 № 22/пр, МУП БВКХ «Водоканал» осуществляет раздельный учет затрат на производственные расходы; ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административные расходы; расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходы на арендную плату, лизинговые платежи; расходы, связанные с уплатой налогов и сборов; нормативная прибыль.

Перечисленные расходы учитываются на счетах синтетического учета 90, 90.1, 20, 08.

Изложенное свидетельствует о том, что расходы организации, связанные с подключением (технологическим присоединением) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения учитываются отдельно, и не включены в необходимую валовую выручку по тарифам на иные регулируемые виды деятельности.

Кроме того, расходы по оплате труда и страховым взносам работников сектора технологического присоединения не могли быть отнесены на какой-либо иной регулируемый вид деятельности МУП БВКХ «Водоканал» по причине создания данного подразделения и, соответственно, выделения данных расходов только с 01.07.2021, соответственно, заявленные затраты не учтены при установлении для регулируемой организации долгосрочных тарифов.

В соответствии с учетной политикой МУП БВКХ «Водоканал», утвержденной приказом от 16.03.2021 № 17, расходы на оплату труда административного персонала относятся к косвенным расходам, базой для распределения которых является выручка.

Из представленных МУП БВКХ «Водоканал» обосновывающих материалов следует, что регулируемая организация ведет раздельный учет по видам деятельности в разрезе номенклатурных групп.

Согласно справке (расшифровке), представленной МУП БВКХ «Водоканал» по доходам (выручке по 90 счету) за 2020 год в разрезе оказываемых видов деятельности, фактические доходы по подключению (технологическому присоединению) к системам водоснабжения и водоотведения за 2020 год составили 29 298 тыс. руб., из них 74 % приходится на доходы от подключения к централизованным системам водоснабжения (21 665 тыс. руб.) и 26 % на доходы от подключения к централизованным системам водоотведения (7 633 тыс. руб.).

Таким образом, заявленные требования МУП БВКХ «Водоканал» на 2022 год в части расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды административного персонала (1 895,13 тыс. руб.) распределены МУП БВКХ «Водоканал» между двумя видами деятельности следующим образом:

- по подключению (технологическому присоединению) к системе водоснабжения – 1 402,296 тыс. руб. (1 895,13 тыс. руб.*0,74);

- по подключению (технологическому присоединению) к системе водоотведения – 492,699 тыс. руб. (1 895,13 тыс. руб.*0,26).

Для оценки экономической обоснованности заявленных МУП БВКХ «Водоканал» требований был проведен следующий анализ.

В соответствии с пунктом 31 Отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 23.03.2020 № 154/пр (далее – Приказ № 154/пр), предусмотрена норма численности по подключению (технологическому присоединению) новых абонентов, в том числе на подготовку технических условий подключения, оказание консультационных услуг заказчикам по вопросам подключения объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.

Так, на 40 договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения в год, норма численности работников установлена в размере 1 человека.

Вместе с тем, согласно пунктам 6 и 9 Приказа № 154/пр при расчете численности работников могут быть применены методы интерполяции (определение промежуточного значения нормы численности работников внутри интервала) и экстраполяции (определение значения нормы численности работников вне интервала), однако в случае, если полученное при расчете численности работников значение не является целым числом, такое значение округляется до целого числа в большую сторону.

Комиссия ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 31 Приказа № 154/пр численность работников по данному функциональному направлению деятельности установлена в размере 1 чел., поскольку указанная норма численности приходится на 40 договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения в год, что не превышает 39 подключений, заявленных регулируемой организацией в обосновывающих материалах, представленных МУП БВКХ «Водоканал» в адрес ФАС России и в адрес РЭК в материалах тарифного дела.

Таким образом, заявленная МУП БВКХ «Водоканал» в адрес ФАС России численность в размере 2 чел. не имеет экономического обоснования.

Комиссия ФАС России также отмечает, что указанная МУП БВКХ «Водоканал» в расчетах ставка рабочего 1 разряда в размере 10 751 рублей не соответствует ставке, утвержденной приказом от 27.10.2021 № 414-к «Об увеличении тарифной ставки рабочего 1 разряда», которая утверждена на 2022 год в размере 10 731 рублей.

При этом согласно направленному МУП БВКХ «Водоканал» приказу от 30.06.2021 № 242-К «О внесении изменений в штатное расписание», средний оклад специалиста сектора технологического присоединения (с учетом применения индекса потребительских цен (ИПЦ) на 2022 год) составил меньше заявленного МУП БВКХ «Водоканал» в ФАС России.

Так, в штатном расписании средний оклад с учетом ИПЦ составил 33 996,56 руб./мес. при заявленных регулируемой организацией на досудебный спор в ФАС России в размере 35 155,77 руб./мес.

Кроме того, регулируемой организацией не представлена экономическая обоснованность и расчет тарифного коэффициента в размере 3,27, в связи с чем заявленная МУП БВКХ «Водоканал» среднемесячная оплата труда в размере 60 643,71 руб./мес. не подтверждена регулируемой организацией в полной мере.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание необходимость учета расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды персонала, осуществляющего деятельность по подключению (технологическому присоединению) абонентов, а также принимая во внимание доводы РЭК, действия органа регулирования не могут быть признаны экономически обоснованными.

Вместе с тем ввиду того, что заявленный МУП БВКХ «Водоканал» показатель среднемесячной оплаты труда административного персонала в размере 60 643,71 руб./мес. не имеет достаточного экономического обоснования, Комиссия ФАС России считает необходимым предписать РЭК провести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды, запросив, при необходимости, у МУП БВКХ «Водоканал» документы и материалы, позволяющие определить экономически обоснованных размер рассматриваемых расходов с учетом фактической среднемесячной оплаты труда, сложившейся в МУП БВКХ «Водоканал» в 2020 году у персонала, осуществляющего сопоставимые функции при оказании регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, и учесть экономически обоснованный размер среднемесячной оплаты труда (но не выше заявленных МУП БВКХ «Водоканал» в ФАС России требований) в составе расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды.

При этом численность персонала следует учесть в соответствии с пунктом 31 Приказа № 154/пр в размере 1 чел. на оба вида регулируемой деятельности – подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

Экономически обоснованные расходы подлежат распределению между регулируемыми видами деятельности с учетом требований законодательства Российской Федерации.

В отношении показателя подключаемой нагрузки (мощности) РЭК отмечает, что в материалах тарифного дела отсутствовали документы, подтверждающие планируемое на 2022 год количество подключений в сфере водоотведения, а также суммарную мощность данных подключений. Следовательно, заявки и технические условия на подключение в 2022 году объектов капитального строительства заявителей к централизованным системам водоотведения МУП БВКХ «Водоканал» в РЭК представлены не были.

При этом, учитывая, что отпуск подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки не может быть равен 0 куб. м/сут., что также подтверждается фактическими данными МУП БВКХ «Водоканал» за 2019-2021 гг., органу регулирования необходимо произвести дополнительный анализ показателя подключаемой нагрузки (мощности) и учесть на экономически обоснованном уровне, но не ниже заявленных МУП БВКХ «Водоканал» в ФАС России требований.

По результатам проведенного вышеуказанного анализа, с учетом изложенных в настоящем решении требований, органу регулирования необходимо рассчитать ставки тарифа за подключаемую нагрузку и учесть в составе тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоотведения МУП БВКХ «Водоканал».

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между МУП БВКХ «Водоканал» и Региональной энергетической комиссией Свердловской области (исх. от 17.01.2022 № 115, вх. от 18.01.2022 рег. № 6083-ЭП/22), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей пункты 82, 83 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоотведения для МУП БВКХ «Березовский» постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области 16.12.2021 № 227-ПК «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения организацией водопроводно-канализационного хозяйства на территории Свердловской области».

2. Частично удовлетворить требования МУП БВКХ «Водоканал», указанные в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) с Региональной энергетической комиссией Свердловской области (исх. от 17.01.2022 № 115, вх. от 18.01.2022 рег. № 6083-ЭП/22).

3. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.06.2022 внести изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области 16.12.2021 № 227-ПК, пересмотреть и ввести в действие тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоотведения с учетом ставок тарифа за подключаемую нагрузку, установив их на экономически обоснованном уровне в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также согласно мотивировочной части настоящего решения, отразив подробные результаты анализа в экспертом заключении согласно положениям Правил № 406.

4. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, предписанного настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения, принятие которого предписывается настоящим решением;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на которых принималось решение, принятие которого предписывается настоящим решением;

- экспертного заключения по делу о пересмотре тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоотведения, в котором подробно отражены результаты исполнения настоящего решения в соответствии с положениями Правил № 406.

 

Связанные организации

МУП БВКХ "ВОДОКАНАЛ"
ИНН 6604017216, ОГРН 1069604007923
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (РЭК Свердловской области)
ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944