Решения по тарифам №СП/45886/19 Решение ФАС России от 31.05.2019 № СП/45886/19 от 31 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» мая 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО «Сертоловский топливно-энергетический комплекс» (далее – Заявитель, ООО «СТЭК», регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Орган регулирования, Комитет) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год в присутствии на заседании Комиссии <...> ООО «СТЭК» <...>, посредством видео-конференц-связи <...> отдела регулирования тарифов (цен) в сфере теплоснабжения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>, <...> отдела регулирования тарифов (цен) в сфере теплоснабжения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) с сфере теплоснабжения ООО «СТЭК» (рег. от 14.02.2019 № 25061/19 ).

Заявление ООО «Сертоловский топливно-энергетический комплекс» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании пп. «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Спор возник с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 19 декабря 2018 года № 451-п методом долгосрочной индексации тарифов были установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на 2019 год – второй год долгосрочного периода регулирования 2018-2020 гг.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом на 2019 год для ООО «СТЭК», составляет 119 187,68 тыс. руб.

Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии ООО «Сертоловский топливно-энергетический комплекс» на 2019 год размер расходов по следующим статьям затрат:

тыс. руб.

Статьи затрат

Принято Комитетом

Заявлено в ФАС России

Разница

1

Расходы на топливо

47 162,8

51 698,33

4 535,53

2

Расходы на услуги ЕИРЦ

826,48

2 007,52

1 181,04

 

ИТОГО

5 716,57

 

Статья затрат «Расходы на топливо».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 51 698,33 тыс. руб.

При этом Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 47 162,8 тыс. руб.

Величина спора по статье «Топливо на технологические цели» составляет 4 535,53 тыс. руб.

Разногласия заключаются в учтенной Комитетом стоимости топлива (газа) за единицу топлива, используемого при производстве тепловой энергии, разногласия по объему потребления топлива, а также учтенным нормативам удельного расхода условного топлива (далее - НУР) отсутствуют.

В качестве обосновывающих документов по данной статье затрат со стороны Заявителя в ФАС России были представлены:

- счет-фактуры и акты поданного-принятого газа (июль-декабрь 2018 г.) по договору поставки газа от 01.09.2017 № 47-А-8528;

- сравнительный анализ по расходу и затратам на газ за 2018-2019 гг.

Согласно пункту 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075), при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

- прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

- цены на природный газ;

- предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

- динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Приказом ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18 «Об утверждении оптовых цен на газ, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской федерации, указанным в пункте 15.1 основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории российской федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021» (далее - Приказ ФАС России № 1088/18), установлены оптовые цены, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ на 2019 год. Предельные уровни оптовых цен установлены на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта с учетом расчетной объемной теплоты сгорания 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

В случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3) перерасчет оптовых цен, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, осуществляется по формуле с учетом утвержденной в установленном порядке оптовых цен, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, фактической объемной теплоты сгорания газа и расчетной объемной теплоты сгорания газа.

В части калорийности поставляемого газа ФАС России отмечает следующее.

По информации, представленной ООО «СТЭК» в адрес ФАС России фактическая калорийность природного газа за второе полугодие 2019 года составляет 8106 ккал/м3.

При этом, Органом регулирования при расчете расходов на топливо калорийность газа принимается в размере 7910 ккал/м3, исходя из материалов, представленных в шаблонах ЕИАС, направляемых регулируемой организацией в адрес Органа регулирования.

ООО «СТЭК» и Органом регулирования не подтверждено направление регулируемой организацией в тарифной заявке на 2019 год бухгалтерской и статистической отчетности, подтверждающей позицию Заявителя.

Таким образом, для расчета стоимости газа ФАС России принимает показатель калорийности, принятый Комитетом при определении объемов топлива 7910 ккал/м3.

Учитывая вышеизложенные нормы, цена на природный газ является расчетной величиной.

Для определения стоимости покупаемого газа в 2019 году применяется оптовая цена, используемая в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ, указанная в приказе ФАС России № 1088/18 для Ленинградской области, которая составляет 4 528 руб./куб. м.

Для определения стоимости газа во 2 полугодии 2019 года ФАС России были применены индексы, приведенные в базовом прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период до 2036 года Министерства экономического развития Российской Федерации.

Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2018 № 503-п «Об установлении специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Ленинградская область» потребителям Ленинградской области, предназначенных для финансирования программы газификации Ленинградской области, на 2019 год» установлена специальная надбавка на первое полугодие 2019 года в размере – 94,21 руб./тыс.м3, на второе полугодие 2019 года – 95,53 руб./тыс.м3.

руб./1000 м3

Расчет стоимости природного газа по полугодиям 2018 года

Показатели

1 полугодие

Приведение показателей к уровню 2 полугодия 2018 года

2 полугодие

1

Стоимость за газ калорийность 7900 кДж/м3

4 528

-

-

2

Стоимость, приведенная к фактическим показателям с применением формулы из приказов ФАС России

4 533,73

*103,8 %

4 706,01

3

Специальная надбавка в соответствии с приказом Комитета от 20.12.2018 № 503-п

94,21

-

93,53

4

Плата за снабженческо-сбытовые услуги, установленная приказом ФАС России от 15.03.2016 № 246/16

106,13

5

Тариф на услуги по транспортировке газа, установленный приказом ФСТ России от 28.04.2015 №108-э/1

593,49

*103,8 %

616,04

6

Итого:

5 327,56

-

5 521,71

Органом регулирования установлен общий объем потребления природного газа в 2019 году в размере 8 810,06 тыс.м3.

При этом распределение объема расхода природного газа на выработку тепловой энергии по полугодиям в Экспертном заключении Органа регулирования на 2019 год отсутствует.

Учитывая отсутствие в Экспертном заключении Комитета распределения по полугодиям объема потребляемого природного газа, а также то, что ООО «СТЭК» осуществляет регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения со второго полугодия 2017 года, ФАС России было принято фактическое распределение природного газа по полугодиям в 2019 году на основании представленных ООО «СТЭК» счет-фактур за 2018 год.

Процентное соотношение потребления природного газа составило:

- 1 полугодие - 59 %.

- 2 полугодие - 41 %.

С учетом вышеизложенного уровень расходов на природный газ на 2019 год составит 47 637,42 тыс. руб. ((8 810,06*59%*5 327,56) +
(8 810,06*41%*5 521,71)).

Величина, учтенная Органом регулирования, составляет 47 162,8 тыс. руб., что меньше величины расходов по данной статье затрат, рассчитанной ФАС России.

На основании вышеизложенного, требования ООО «СТЭК» по статье затрат «Расходы на топливо» подлежат частичному удовлетворению. Экономически обоснованный уровень расходов по статье затрат «Расходы на топливо» составляет 47 637,42 тыс. руб. Дополнительному учету в тарифах для Заявителя на 2019 год подлежат неправомерно неучтенные Комитетом расходы в размере 474,62 тыс. руб.

Статья затрат «Расходы на услуги АО «ЕИРЦ»».

Органом регулирования в необходимой валовой выручке на 2019 год расходы по данной статье затрат учтены в размере 826,48 тыс. руб.

Заявитель заявляет требование об учете 2007,52 тыс. руб.

В соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ, предусмотрена возможность предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случаях, предусмотренных подпунктами 1-3 части 1 указанной статьи.

Таким образом, в случае заключения прямых договоров между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, при которых ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, и при отсутствии в составе платы за содержание жилого помещения обозначенных выше расходов, они могут быть учтены в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении регулируемых цен (тарифов) в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами.

При этом, ФАС России отмечает, что согласно пунктам 58 и 59 Основ ценообразования № 1075, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг относятся к операционным расходам и устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

В соответствии с пунктом 36 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э), операционные (подконтрольные) расходы рассчитываются по формуле:


(тыс. руб.), (10)

где:

ОРi - операционные (подконтрольные) расходы в i-м году. Для первого года долгосрочного периода регулирования уровень операционных расходов (базовый уровень операционных расходов) определяется в соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э, тыс. руб.;

ИОР - индекс эффективности операционных расходов, выраженный в процентах;

ИПЦi - индекс потребительских цен, определенный на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на i-й год;

Кэл - коэффициент эластичности операционных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, устанавливаемый равным 0,75;

ИКАi - индекс изменения количества активов, применяемый с целью учета зависимости операционных расходов от размера активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, определяемый на i-й год в соответствии с пунктом 38 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с представленным Экспертным заключением Органа регулирования расходы по статье затрат «Расходы на услуги «ЕИРЦ»» на 2018 год – базовый год долгосрочного периода регулирования 2018-2020 гг. в необходимой валовой выручке были учтены в размере 0 руб.

Таким образом, в нарушение требований Основ ценообразования
№ 1075 и Методических указаний № 760-э при расчете необходимой валовой выручки ООО «СТЭК» на 2019 год были учтены расходы по статье затрат «Расходы на услуги ЕИРЦ» в размере 826,48 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, экономически обоснованный уровень расходов по данной статье затрат составляет 0 тыс. руб. (исключению подлежат расходы в размере 826,48 тыс. руб.).

На основании анализа представленных ООО «СТЭК» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обосновывающих материалов Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункты 34, 58 и 59 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ООО «СТЭК», указанные в заявлении по вопросу рассмотрения разногласий между ООО «СТЭК» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. от 14.02.2019 № 25061/19).

3. Признать экономически обоснованными расходы по следующим статьям затрат:

- «Расходы на топливо» в размере 47 637,42 тыс. руб. Дополнительному учету в необходимой валовой выручке ООО «СТЭК» 2019 года подлежат расходы в размере 474,62 тыс. руб.;

- «Расходы на услуги АО «ЕИРЦ»» в размере 0 тыс. руб. Исключению из необходимой валовой выручки ООО «СТЭК» 2019 года подлежат расходы в размере 826,48 тыс. руб.

Совокупному исключению из необходимой валовой выручки ООО «СТЭК» 2019 года подлежат расходы в размере 351,86 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01 июля 2019 года пересмотреть тарифы на тепловую энергию, установленные на 2019 год для ООО «СТЭК», на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «СТЭК» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

-  решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении для
ООО «СТЭК» цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

    1. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении ООО «СТЭК».

Связанные организации

Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628