Предписание №СП/11542/23 ПРЕДПИСАНИЕ РСТ Республики Бурятия об устранении нарушений, ... от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы C.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (приказ ФАС России от 07.10.2022 № 711/22, Акт проверки ФАС России от 26.10.2022 № 45/22), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Закаменск ЖКХ» на 2020-2022 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон 190-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075).

Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760).

В рамках исполнения своих полномочий Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее – Орган регулирования, Служба) в отношении ООО «Закаменск ЖКХ» (далее – Регулируемая организация, Общество) приказом от 17.12.2019 № 2/145 были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Закаменск ЖКХ» Закаменского района на 2020-2024 годы, а также долгосрочные параметры регулирования долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годов.

Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия приказом от 17.12.2020 № 2/109 скорректированы тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Закаменск ЖКХ», и дифференцированы по МО ГП «Город Закаменск» и МО СП «Баянгольское» на 2021-2024 годы долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годов.

Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия приказом от 16.12.2021 № 2/136 скорректированы тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Закаменск ЖКХ» в МО ГП «Город Закаменск», тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Закаменск ЖКХ» в МО СП «Баянгольское» на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годов.

В соответствии с протоколом заседания коллегии Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 16.05.2022 № 2/10 приказом от 16.05.2022 № 2/10 в приказ от 17.12.2019 № 2/145 внесены изменения в связи с допущенной технической ошибкой.

Вид деятельности/тариф

Показатели

Годы

2020*

2021

2022

ТЭ потребителям

ООО «Закаменск ЖКХ» Закаменского района

НВВ, тыс. руб.

326 082,94

-

-

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов

79 211,56

-

-

Метод установления тарифов

индексация установленных тарифов

-

-

НПА об установлении тарифов (реквизиты)

от 17.12.2019

2/145

-

-

Размер установленных тарифов (руб./Гкал)

4 681,52

-

-

ТЭ потребителям

ООО «Закаменск ЖКХ» в МО ГП «Город Закаменск»

НВВ, тыс. руб.

326 082,94

323 813,44

351 692,10

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов

79 211,56

-

-

Метод установления тарифов

индексация установленных тарифов

НПА об установлении тарифов (реквизиты)

от 17.12.2019

2/145

от 17.12.2020 № 2/109

от 16.12.2021 № 2/136

 

от 16.05.2022 № 2/10 (об исправлении технической ошибки)

Размер установленных тарифов (руб./Гкал)

4 681,52

4 958,83

5 406,34

ТЭ потребителям

ООО «Закаменск ЖКХ» в МО СП «Баянгольское»

НВВ, тыс. руб.

326 082,94

15 816,44

18 630,97

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов

79 211,56

-

-

Метод установления тарифов

индексация установленных тарифов

НПА об установлении тарифов (реквизиты)

от 17.12.2019

2/145

от 17.12.2020 № 2/109

от 16.12.2021 № 2/136

 

от 16.05.2022 № 2/10 (об исправлении технической ошибки)

Размер установленных тарифов (руб./Гкал)

4 681,52

3 603,77

4 256,04

ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел на 2020-2022 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, а также Экспертные заключения Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия на 2020-2022 годы, возражения Органа регулирования от 01.12.2022 № 81-09-12-42428/22 (далее – Возражения), и установлено следующее.

Объекты теплоснабжения МО ГП «Город Закаменск» переданы Обществу в концессию на основании концессионного соглашения от 12.02.2016 № б/н. Срок действия соглашения – 49 лет.

Объекты теплоснабжения МО СП «Баянгольское» переданы Обществу в концессию на основании концессионного соглашения от 31.12.2015 № б/н. Срок действия соглашения – 49 лет.

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям (пп. «г» введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2021 № 2033).

 

1. Полезный отпуск и технологические потери

Тариф на тепловую энергию (общий) 2020 г. – 90 007,15 тыс. Гкал;

Тариф на тепловую энергию (МО ГП «Город Закаменск») 2021 г. – 65 300,32 тыс. Гкал;

Тариф на тепловую энергию (МО СП «Баянгольское») 2021 г. – 4 388,86 тыс. Гкал;

Тариф на тепловую энергию (МО ГП «Город Закаменск») 2022 г. – 65 051,82 тыс. Гкал;

Тариф на тепловую энергию (МО СП «Баянгольское») 2022 г. – 4 377,54 тыс. Гкал.

Органом регулирования полезный отпуск тепловой энергии Общества на 2020-2022 гг. принят в соответствии с анализом фактического полезного отпуска за последние 3 года.

В составе тарифных заявок Обществом в качестве обосновывающих документов представлены расчеты полезного отпуска на соответствующий год, статистическая форма № 46-ТЭ «Полезный отпуск» (далее – форма № 46-ТЭ) за 2020 г., статистическая форма № 22-ЖКХ (ресурсы) «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы» (далее – форма № 22-ЖКХ) за 2018-2020 гг.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями
№ 760-э.

В соответствии с пунктом 9.1 Методических указаний № 760-э фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

ФАС России отмечает, что анализ фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года с учетом форм № 46-ТЭ, форм № 22-ЖКХ в Экспертных заключениях Органа регулирования на 2020-2021 гг., а также в Возражениях не отражен, что является нарушением пункта 29 Правил № 1075.

Таким образом, определение полезного отпуска на вышеуказанном уровне не имеет достаточного обоснования, в связи с чем Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ полезного отпуска регулируемой организации, учтенного на 2020-2021 гг., в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075, пунктом 29 Правил № 1075.

 

2. Операционные (подконтрольные) расходы (базовый период)

Тариф на тепловую энергию (общий) 2020 г. – 79 211,56 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования.

Таким образом, при определении базового уровня операционных расходов Органу регулирования необходимо руководствоваться Основами ценообразования № 1075, Методическими указаниями № 760-э.

 

2.1. Расходы на приобретение сырья и материалов

Органом регулирования расходы по данной статье затрат на 2020 год учтены в размере 7 364,33 тыс. руб. по предложению ООО «Закаменск ЖКХ».

Фактические расходы за 2018 год по данной статье затрат составили 6 828,87 тыс. руб.

Для подтверждения расходов на 2020 год Обществом по данной статье затрат представлены следующие обосновывающие материалы:

- протоколы заседания комиссии по выбору поставщиков, договоры с поставщиками;

- счета - фактуры за 2018 год;

- оборотно - сальдовые ведомости за 2018 год.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год, а также в Возражениях отсутствует анализ экономической обоснованности расходов по статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, и расчет в соответствии с пунктами 28, 40 Основ ценообразования № 1075 с указанием реквизитов документов, учтенных Службой.

Также ФАС России отмечает, что Органу регулирования при расчете расходов по данной статье затрат необходимо проводить анализ фактических расходов регулируемой организации, понесенных в последнем отчетном периоде регулирования, для 2020 года последним отчетным периодом регулирования является 2018 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия обоснования, расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.2. Расходы на оплату труда

Органом регулирования расходы по данной статье затрат на 2020 год учтены в размере 55 126,41 тыс. руб. при заявленных Обществом размере 64 706,44 тыс. руб.

Фактические расходы за 2018 год по данной статье затрат составили 50 916,93 тыс. руб.

Для подтверждения расходов на 2020 год по данной статье Обществом представлены следующие обосновывающие материалы:

- штатное расписание на 2019 год;

- расчет нормативной численности;

- положение об оплате труда работников;

- положение о премировании персонала;

- оборотно-сальдовые ведомости за 2018 год.

Органом регулирования расходы на оплату труда определены в соответствии со следующей таблицей:

п.п.

Наименование расхода

Ед. изм.

Предложение Общества на 2020 год

Принято РСТ Республики Бурятия на 2020 год

1

Расходы на оплату труда

тыс. руб.

64 706,44

55 126,41

1.1

Расходы на оплату труда ППП

тыс. руб.

31 521,03

30 103,21

1.1.1

Численность

чел.

91,50

91,50

1.1.2

Среднемесячная оплата труда на 1 работника

руб.

28 707,68

27 416,41

1.2

Оплата труда цехового персонала

тыс. руб.

10 008,97

8 654,66

1.2.1

Численность

чел.

21,00

21,00

1.2.2

Среднемесячная оплата труда на 1 работника

руб.

39 718,14

34 343,89

1.3

Оплата труда административного персонала

тыс. руб.

23 176,43

16 368,54

1.3.1

Численность

чел.

54,00

44,00

1.3.2

Среднемесячная оплата труда на 1 работника

руб.

39 931,38

34 611,36

1.3.3

% распределения ОХР

%

89,57

89,57

1.3.4

Всего на оплату труда административного персонала

тыс. руб.

25 875,53

18 274,80

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия номинальная среднемесячная заработная плата за 2018 год составила 36 047,2 руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год среднесписочная численность персонала принята Органом регулирования для промышленно-производственного персонала в размере 91,5 чел. по предложению Общества, для цехового персонала в размере 21 чел. по предложению Общества, для административно-управленческого персонала в размере 44 чел., что ниже заявки Общества на 10 чел.

В Возражениях Орган регулирования поясняет, что Обществом формы статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за 2018 год в материалах тарифного дела на 2020 год не предоставлялись.

ФАС России отмечает, что согласно штатному расписанию ООО «Закаменск ЖКХ» на 2019 год численность промышленно-производственного персонала по виду деятельности «Производство и передача тепловой энергии» составляет 85,5 шт. ед., что ниже учтенной Органом регулирования на 6 шт. ед.

Также в Экспертном заключении на 2020 год не представлен расчет нормативной численности ООО «Закаменск ЖКХ».

ФАС России отмечает, что при определении численности персонала Органу регулирования необходимо руководствоваться пунктом 42 Основ ценообразования № 1075. Таким образом, численность персонала Общества принята Службой без достаточного экономического обоснования.

В части определения среднемесячной заработной платы, принятой к расчету расходов по оплате труда ООО «Закаменск ЖКХ», ФАС России отмечает следующее.

В Экспертном заключении на 2020 год Ораном регулирования не указана информация о применении Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации при расчете расходов на оплату труда.

Как следует из материалов, представленных Органом регулирования, информация о наличии у ООО «Закаменск ЖКХ» письменного отказа о присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (далее - ОТС в ЖКХ) в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации отсутствует, следовательно, на регулируемую организацию распространяется действие ОТС в ЖКХ.

Учитывая вышеизложенное, при определении фонда оплаты труда Органу регулирования необходимо руководствоваться ОТС в ЖКХ, в частности, производить расчет тарифных коэффициентов соответствующих должностей в соответствии с приложением 3 к ОТС в ЖКХ «Рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников организаций ЖКХ РФ».

Вместе с тем Экспертное заключение на 2020 год содержит только результаты расчета тарифных коэффициентов по категориям персонала без отражения расчетов тарифных коэффициентов, соответствующих ступеням по оплате труда.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела ООО «Закаменск ЖКХ» представлено Положение о премировании персонала ООО «Закаменск ЖКХ», однако не представлены приказы о премировании персонала за 2018 год.

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, аналогичном установлению районного коэффициента.

В Республике Бурятия территории, относимые к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, утверждены постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029» (далее – Постановление Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12).

Таким образом, районные коэффициенты и северные надбавки к заработной плате могли быть применены Органом регулирования к заработной плате работников, занятых на указанных в Постановлении Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 территориях.

В Экспертном заключении на 2020 год не представлены пояснения по вопросу учета в фонде оплаты труда персонала выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам в размере 50 %, не представлена численность работников, в отношении которых они учтены.

Также в Экспертном заключении на 2020 год отсутствует анализ фактических показателей в части определения расходов на оплату труда (тарифный коэффициент, численность, тарифная ставка, выплаты и надбавки).

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» на 2020 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию, при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.3. Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам со сторонними организациями

Органом регулирования расходы по данной статье затрат на 2020 год учтены в размере 547,36 тыс. руб. при заявленных Обществом размере 1 623,06 тыс. руб.

Фактические расходы за 2018 год по данной статье затрат составили 507,56 тыс. руб.

Для подтверждения расходов на 2020 год по данной статье Обществом представлены следующие обосновывающие материалы:

- протоколы заседания комиссии по выбору поставщиков, договоры с поставщиками;

- счета - фактуры за 2018 год;

- оборотно-сальдовые ведомости за 2018 год.

Органом регулирования по рассматриваемой статье затрат приняты расходы на оплату услуг связи в размере 244,32 тыс. руб., а также расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг в размере 366,79 тыс. руб.

В соответствии со сметой расходов, представленной Органом регулирования, фактические расходы на оплату услуг связи за 2018 год составили 226,55 тыс. руб., на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг – 340,12 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг) включаются в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что расходы по данной статье затрат приняты с учетом пунктов 28, 44 Основ ценообразования № 1075 и договоров по данной статье, заключенных по результатам конкурсных процедур.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год, Возражениях Органом регулирования не представлен перечень договоров, заключенных в результате проведенных торгов, в соответствии с которым Органом регулирования произведен расчет расходов по данной статье затрат.

При этом, на электронных страницах расчета НВВ в формате excel Органом регулирования произведен расчет расходов на оплату услуг связи и расходов на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг исходя из произведений фактических расходов Общества за 2018 год по данной статье затрат, ИПЦ на 2019 и 2020 годы.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год, а также в Возражениях Органом регулирования не проведен расчет расходов в соответствии с пунктами 28, 44 Основ ценообразования № 1075, в том числе не определены плановые (расчетные) значения цен и экономически обоснованные объемы работ (услуг), а также не проведен анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в нарушении пункта 29 Правил № 1075.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия обоснования, расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.4. Другие расходы

Органом регулирования расходы по данной статье затрат на 2020 год учтены в размере 3 298,49 тыс. руб. при заявленных Обществом размере 4 268,81 тыс. руб.

Фактические расходы за 2018 год по данной статье затрат составили 7 553,60 тыс. руб.

Для подтверждения расходов на 2020 год по данной статье Обществом представлены следующие обосновывающие материалы:

- протоколы заседания комиссии по выбору поставщиков, договоры с поставщиками;

- счета - фактуры за 2018 год;

- оборотно-сальдовые ведомости за 2018 год.

В данную статью затрат Органом регулирования включаются расходы в следующих размерах:

- расходы по охране труда и технике безопасности в размере 780,33 тыс. руб.;

- ГСМ и ремонт автотранспорта в размере 859,31 тыс. руб.;

- арендная плата в размере 1 848,60 тыс. руб.;

- расходы на канцелярские товары в размере 103,50 тыс. руб.

Органом регулирования расчет расходов по данной статье затрат произведен исходя из произведений фактических расходов Общества за 2018 год по подстатьям затрат, ИПЦ на 2019 год и 2020 годы. Расходы на арендную плату в размере 1 848,60 тыс. руб. на 2020 год приняты по фактическим данным за 2018 год.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2020 год не содержит расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 29 Правил № 1075.

Также ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год, Возражениях в нарушение пункта 29 Правил № 1075 не представлен анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат. Органом регулирования не указаны реквизиты документов, учтенных при формировании расходов по данной статье затрат, а также не отражен анализ фактических расходов по договорам, принятым для расчета расходов.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2020 год, Возражениях, материалах тарифного дела отсутствует информация о заключении договоров в результате проведения торгов в нарушении пункта 29 Основ ценообразования № 1075.

В Возражениях Служба указывает, что анализ плановых и фактических расходов по данной статье затрат отражен на страницах Экспертного заключения на 2020 год, а также на электронных страницах расчетов НВВ в формате excel.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год отражены результаты расчетов Органа регулирования по данной статье затрат без отражения анализа экономической обоснованности учтенных в расчетах параметров.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В Экспертном заключении на 2020 год отсутствует перечень объектов аренды, передаваемых по договорам аренды, с дифференциацией по учитываемым суммам амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия обоснования расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3. Операционные (подконтрольные) расходы (корректировки)

Тариф на тепловую энергию (МО ГП «Город Закаменск») 2021 г. – 72 893,75 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО СП «Баянгольское») 2021 г. – 8 348,80 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО ГП «Город Закаменск») 2022 г. – 75 267,89 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО СП «Баянгольское») 2022 г. – 8 620,72 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

ФАС России отмечает, что, учитывая необходимость проведения дополнительного анализа и представления дополнительного экономического обоснования операционных расходов, учтенных в базовом периоде регулирования, Органу регулирования также необходимо провести дополнительный анализ расходов, учитываемых при корректировках.

 

4. Неподконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования № 1075;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования № 1075;

е) отчисления на социальные нужды.

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

 

4.1 Отчисления на социальные нужды

Тариф на тепловую энергию (общий) 2020 г. – 16 648,18 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО ГП «Город Закаменск») 2021 г. – 14 980,95 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО СП «Баянгольское») 2021 г. – 2 094,09 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО ГП «Город Закаменск») 2022 г. – 15 468,88 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО СП «Баянгольское») 2022 г. – 2 162,29 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что согласно ст. 426 гл. 34 Налогового кодекса Российской Федерации должны применяться следующие тарифы страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование - 22,0 %;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 %;

  • на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.

Органом регулирования при расчете расходов по данной статье затрат учтена ставка в размере 30,2 % от фонда оплаты труда с учетом ставки на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2 %.

В связи с необходимостью дополнительного экономического анализа по статье «Расходы на оплату труда», расходы по статье «Отчисления на социальные нужды», учтенные на 2020-2022 гг., также требуют дополнительного экономического обоснования.

 

5. Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя

 

5.1. Расходы на топливо

Тариф на тепловую энергию (общий) 2020 г. – 202 718,02 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО ГП «Город Закаменск») 2021 г. – 211 614,49 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО СП «Баянгольское») 2021 г. – 4 328,55 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО ГП «Город Закаменск») 2022 г. – 243 766,05 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО СП «Баянгольское») 2022 г. – 4 406,27 тыс. руб.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2020-2022 годы Обществом в обоснование расходов по данной статье затрат представлены: расчет тарифа на тепловую энергию, договоры поставки угля, договоры поставки мазута, счета фактуры за потребленную энергию за 2018-2019 годы.

Согласно пункту 29 Правил № 1075 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075, на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год основным топливом для котельной г. Закаменска является мазут марки М-100, для котельной с. Баянгол – уголь.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что стоимость мазута на 2022 год учтена по фактической цене приобретения за январь-ноябрь 2021 года, в расчетах принят индекс дефлятор на мазут на 2022 год в размере 1,001 в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

При этом Органом регулирования не проведен анализ экономической обоснованности фактических значений расходов в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1075, не указаны реквизиты документов, принятых Органом регулирования при определении фактических значений расходов, а также не представлен расчет стоимости мазута, учтенной Органом регулирования на 2022 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия обоснования расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

5.2 Расходы на электрическую энергию

Тариф на тепловую энергию (общий) 2020 г. – 10 078,97 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО ГП «Город Закаменск») 2021 г. – 9 758,72 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО СП «Баянгольское») 2021 г. – 861,65 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО ГП «Город Закаменск») 2022 г. – 10 164,27 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО СП «Баянгольское») 2022 г. – 1 045,30 тыс. руб.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2020-2022 годы Обществом в обоснование расходов по данной статье затрат представлены:

расчет тарифа на тепловую энергию на 2020-2022 гг.;

- договор энергоснабжения № 355-00120 от 21.03.2016 с ОАО «Читаэнергосбыт»;

- счет-фактуры за потребленную электроэнергию за 2018 - 2019 2020 годы, январь-октябрь 2021 год.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Расчетные значения расходов (цен) определяются в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 27 Методических указаний № 760-э расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РРi, рассчитываются по формуле:

(тыс. руб.), (5)

где:

Vi,z - объем потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования;

ЦРi,z - плановая (расчетная) стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год удельная норма расхода электроэнергии принята Органом регулирования в размере 35,90 кВт/Гкал в соответствии с фактическими данными за 2016-2018 годы.

При этом Органом регулирования в Экспертном заключении на 2020 год фактические данные за 2016-2017 годы не указаны, не представлен расчет удельной нормы расхода электроэнергии, а также не проведен анализ экономической обоснованности в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

В Экспертных заключениях на 2021-2022 годы удельная норма расхода электроэнергии не отражена, а также не представлен расчет исходя из фактических значений данного показателя за 2017-2019 годы, 2018-2020 годы.

Кроме того, Органом регулирования не был проведен анализ счетов-фактур регулируемой организации за последний отчетные периоды регулирования – 2018-2020 гг. в соответствии с которыми учтена стоимость электроэнергии с учетом ИПЦ на 2020-2022 годы.

ФАС России отмечает, что исходя из Экспертных заключений Органа регулирования не представляется возможным сделать вывод об экономической обоснованности вышеуказанных расходов, ввиду отсутствия в Экспертных заключениях анализа, предусмотренного пунктом 29 Правил № 1075.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия обоснования расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

5.3 Расходы на холодную воду

Тариф на тепловую энергию (общий) 2020 г. – 2 122,56 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО ГП «Город Закаменск») 2021 г. – 2 037,01 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО СП «Баянгольское») 2021 г. – 179,86 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО ГП «Город Закаменск») 2022 г. – 2 077,52 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО СП «Баянгольское») 2022 г. – 183,44 тыс. руб.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2020-2022 годы Обществом в обоснование расходов по данной статье затрат представлены:

- расчет тарифа на тепловую энергию на 2020 г.;

- расчет стоимости воды на производство и передачу тепловой энергии;

- расчет объема воды и водоотведения для котельных.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Расчетные значения расходов (цен) определяются в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 27 Методических указаний № 760-э расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РРi, рассчитываются по формуле:

(тыс. руб.), (5)

где:

Vi,z - объем потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования;

ЦРi,z - плановая (расчетная) стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования.

Органом регулирования удельный расход воды на выработку 1 Гкал на 2020 год принят в размере 1,30 м3/Гкал на уровне установленного на 2019 год.

В Экспертных заключениях на 2021-2022 годы информация об удельном расходе воды на выработку 1 Гкал не представлена.

При этом Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2020-2022 годы не проведен анализ экономической обоснованности принятого удельного расхода воды на выработку 1 Гкал, а также не представлен расчет данного показателя.

ФАС России отмечает, что исходя из Экспертных заключений Органа регулирования не представляется возможным сделать вывод об экономической обоснованности объемов воды, принятых Службой для расчета расходов по данной статье затрат.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия обоснования расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

5.4. Расходы на прочие энергетические ресурсы

Тариф на тепловую энергию (общий) 2020 г. – 9 102,80 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО ГП «Город Закаменск») 2021 г. – 9 932,89 тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (МО ГП «Город Закаменск») 2022 г. – 10 904,39 тыс. руб.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2020-2022 годы Органом регулирования в данную статью затрат включены расходы на энергетические ресурсы по мазутному хозяйству ст. Джида, в том числе расходы на электрическую энергию и расходы на топливо (мазут), а также расходы по котельной ЦРБ г. Закаменск, в том числе расходы на электрическую энергию и расходы на топливо (уголь).

Также в соответствии с Экспертными заключениями на 2020-2022 годы фактические расходы за 2018 год по данной статье затрат отсутствуют, на 2019 год плановые расходы по данной статье затрат составили 0 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Органу регулирования при расчете расходов по данной статье затрат необходимо проводить анализ фактических расходов регулируемой организации, понесенных в последнем отчетном периоде регулирования.

 

5.4.1. Расходы на топливо в составе расходов на прочие энергетические ресурсы

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Органом регулирования по статье затрат «Расходы на топливо» учтен отпуск в сеть на 2020 год в размере 84 517,15 Гкал (6 965 Гкал (уголь) + 77551,82 Гкал (мазут)), на 2021 год в размере 84 553,10 Гкал (6 953,38 Гкал (уголь) + 77 599,73 Гкал (мазут)), на 2022 год в размере 84 293,29 Гкал (6 942,06 Гкал (уголь) + 77 351,23 Гкал (мазут)), что соответствует значениям отпуска в сеть, указанным при анализе статьи «Полезный отпуск и технологические потери» на 2020-2022 годы.

При этом по статье затрат «Расходы на прочие энергетические ресурсы» на электронных страницах расчета НВВ в формате excel Служба при расчете расхода условного топлива указывает дополнительный отпуск в сеть по мазутному хозяйству ст. Джида на 2020 год в размере 2 436,20 Гкал, на 2021 год - 2436,20 Гкал, на 2022 год - 2436,20 Гкал, по котельной ЦРБ г. Закаменск на 2020 год в размере 4 121,04 Гкал, на 2021 год - 4273,30 Гкал, на 2022 год - 4120,56 Гкал.

Таким образом, значения отпуска в сеть, учтенные Органом регулирования при расчете полезного отпуска на 2020-2022 годы, не соответствуют суммарному значению отпуска в сеть по статьям затрат «Расходы на топливо» и «Расходы на прочие энергетические ресурсы» на 2020-2022 годы.

Службой определена удельная норма расхода условного топлива на 2020-2022 годы по мазутному хозяйству ст. Джида в размере 184,2 кг.у.т./Гкал, по котельной ЦРБ г. Закаменск – 171,0 кг.у.т./Гкал.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

В соответствии с концессионным соглашением от 12.02.2016 № б/н удельный расход топлива на отпущенную энергию в сеть для МО ГП «Город Закаменск» на 2020-2022 годы определен в размере 183,70 кг.у.т./Гкал.

Таким образом, Органом регулирования удельный расход условного топлива на 2020-2022 годы по мазутному хозяйству ст. Джида, по котельной ЦРБ г. Закаменск определен не в соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075.

Органом регулирования при расчете расходов по статье затрат «Расходы на топливо» на 2020 год в части определения расходов на мазут указана низшая теплота сгорания в размере 9 686,90 ккал, что соответствует низшей теплоте сгорания, указанной в конкурсной документации к договору поставки мазута (топочный 100) от 11.10.2019 № 2.1-363/2019 с ООО «Антэк». Вместе с тем при расчете расходов на мазут по статье затрат «Расходы на прочие энергетические ресурсы» на 2020 год Органом регулирования использована низшая теплота сгорания в размере 9870,00 ккал.

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год стоимость мазута на 2022 год учтена по фактической цене приобретения за январь-ноябрь 2021 года, в расчетах принят индекс дефлятор на мазут на 2022 год в размере 1,001 в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

При этом Органом регулирования не проведен анализ экономической обоснованности фактических значений расходов в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1075, не указаны реквизиты документов, принятых Органом регулирования при определении фактических значений расходов, а также не представлен расчет стоимости мазута, учтенной Органом регулирования на 2022 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию и перерасчету с учетом мотивировочной части настоящего предписания. В случае отсутствия обоснования расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

5.4.2. Расходы на электрическую энергию в составе расходов на прочие энергетические ресурсы

Органом регулирования при расчете расходов на электрическую энергию в составе расходов на прочие энергетические ресурсы выработка тепловой энергии по мазутному хозяйству ст. Джида и котельной ЦРБ г. Закаменск принята равной значению отпуска тепловой энергии по данным котельным.

В связи с необходимостью дополнительного экономического анализа по статье «Расходы на топливо в составе прочих энергетических ресурсов», объемные показатели по статье «Расходы на электрическую энергию в составе прочих энергетических ресурсов», учтенные на 2020-2022 гг., также требуют дополнительного экономического обоснования.

Органом регулирования не был проведен анализ счетов-фактур регулируемой организации за последний отчетные периоды регулирования – 2018-2020 гг. в соответствии с которыми учтена стоимость электроэнергии с учетом ИПЦ на 2020-2022 годы.

ФАС России отмечает, что исходя из Экспертных заключений Органа регулирования не представляется возможным сделать вывод об экономической обоснованности вышеуказанных расходов, ввиду отсутствия в Экспертных заключениях анализа, предусмотренного пунктом 29 Правил № 1075.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия обоснования расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

6. Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов

Тариф на тепловую энергию (общий) 2020 г. – (- 19 114,02) тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (общий) 2021 г. – (- 8 403,34) тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (общий) 2022 г. – (-3 933,70) тыс. руб.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э и включающей в том числе показатель отклонения объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э, размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, (далее – корректировка) рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

(тыс. руб.), (22)

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний № 760-э;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний № 760-э на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Учитывая вышеизложенные нормы, при утверждении тарифов и проведении корректировок Органом регулирования должны анализироваться данные за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения, то есть за 2018-2020 гг. при корректировке тарифов на 2020-2022 гг. соответственно.

Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2020-2022 годы рассчитана корректировка на 2020 год в размере (-19 114,02) тыс. руб., на 2021 год в размере (-8 403,34) тыс. руб., на 2022 год в размере (-3 933,70) тыс. руб. Вместе с тем на электронных страницах расчетов НВВ в формате excel Службой корректировка рассчитана на 2020 год в размере (-6 300,00) тыс. руб., на 2021 год в размере (-12 810,00) тыс. руб., на 2022 в размере (-19 681,10) тыс. руб.

Таким образом, расчет корректировки в Экспертных заключениях на 2020-2022 годы не соответствует значениям корректировки, указанным в калькуляции НВВ на 2020-2022 годы.

Корректировка НВВ по результатам 2018 года

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год в нарушение пункта 29 Правил № 1075 отражены только результаты расчета фактических операционных расходов, по фактическим неподконтрольным расходам, фактическим расходам на топливо, фактическим расходам на энергетические ресурсы, фактической нормативной прибыли не в полном объеме отражен анализ обосновывающих документов, реквизиты документов, на основании которых принималось решение об учете фактических расходов.

Корректировка НВВ по результатам 2019 года

Органом регулирования в доходах ООО «Закаменск ЖКХ» за 2019 год учтена компенсация из бюджета, связанная с ростом цены на топливо в размере 27 103,80 тыс. руб. без НДС.

В Экспертном заключении на 2021 год не представлен расчет необходимой валовой выручки, определяемой на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных (), в соответствии с пунктом 55 Методических указаний № 760-э.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2021 год в нарушение пункта 29 Правил № 1075 отражены только результаты расчета фактических операционных расходов, по фактическим неподконтрольным расходам, фактическим расходам на топливо, фактическим расходам на энергетические ресурсы, фактическим расходам на прочие энергетические ресурсы не в полном объеме отражен анализ обосновывающих документов, реквизиты документов, на основании которых принималось решение об учете фактических расходов.

Корректировка НВВ по результатам 2020 года

Органом регулирования в доходах ООО «Закаменск ЖКХ» за 2020 год учтена компенсация из бюджета, связанная с установлением льготных тарифов в размере 3 609,25 тыс. руб. без НДС.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2022 год в нарушение пункта 29 Правил № 1075 отражены только результаты расчета фактических операционных расходов, по фактическим неподконтрольным расходам, фактическим расходам на топливо, фактическим расходам на энергетические ресурсы, фактической нормативной прибыли не в полном объеме отражен анализ обосновывающих документов, на основании которых принималось решение об учете фактических расходов.

В Экспертном заключении на 2022 год не представлен расчет необходимой валовой выручки, определяемой на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных (), в соответствии с пунктом 55 Методических указаний № 760-э.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2022 год Органом регулирования не представлен расчет и анализ выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемой исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний № 760-э на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей (ТВi-2), за 2020 год в размере 321 360,69 тыс. руб. По расчету ФАС России ТВi-2 за 2020 год составляет 325 687,307 тыс. руб. (69 568,71 Гкал * 4 681,52 руб./Гкал).

В Экспертном заключении на 2022 год указано, что с учетом проверки ИПЦ на 2021-2022 годы размер корректировки НВВ по результатам 2019 года составил (- 4 349,02) тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Службой не представлено обоснование учета корректировки за 2019 год в составе корректировки расходов за 2020 год. При утверждении тарифов и проведении корректировок Органом регулирования должны анализироваться данные за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения, то есть за 2020 год при корректировке тарифа на 2022 год.

Учитывая вышеизложенное, Службе необходимо провести дополнительный анализ расходов по данной статье затрат, представив необходимое экономическое обоснование в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 с учетом устранения вышеуказанных замечаний ФАС России. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.


 

7. Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы

Тариф на тепловую энергию (общий) 2020 г. – (-25 756,32) тыс. руб.;

Тариф на тепловую энергию (общий) 2022 г. – 0 тыс. руб.;

В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования № 1075 при пересмотре утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы необходимая валовая выручка регулируемой организации на очередной расчетный период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).

Согласно пунктам 51 и 53 Методических указаний № 760-э необходимая валовая выручка, приним к расчету при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, ННВi, определяется в (i-1)-м году с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по формуле:

 

 

 

(тыс. руб.), (21)

где:

- плановая необходимая валовая выручка, определенная на i-й год, скорректированная в соответствии с пунктом 49 Методических указаний № 760-э, тыс. руб.;

- размер корректировки необходимой валовой выручки в i-м году, рассчитываемый в (i-1)-м году на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в (i-2)-м году, определяемый в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э, тыс. руб.;

ИПЦi-1, ИПЦi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов;

- корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с неисполнением инвестиционной программы, определяемая на i-й год в соответствии с пунктом 53 Методических указаний № 760-э, тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения, определяемая на i-й год в соответствии с пунктом 54 Методических указаний № 760-э, тыс. руб.;

- корректировка, учитывающая отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей и отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы, осуществляемая на i-й год в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, тыс. руб.

В целях установления НВВ на 1-й и 2-й год долгосрочного периода регулирования при расчете показателей , , , учитываются результаты деятельности регулируемой организации соответственно в предпоследнем и последнем годах предшествующего долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом.

Размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в i-м году в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, рассчитывается по формуле 23 Методических указаний № 760-э.

Согласно пункту 29 Правил № 1075 экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций, должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

Вместе с тем в Экспертных заключениях на 2020, 2022 гг. отсутствует анализ обосновывающих материалов по исполнению инвестиционной программы за 2018, 2020 гг. ФАС России не представляется возможным определить на основании каких документов была принята величина фактического исполнения инвестиционной программы за 2018 год на сумму 1 590,96 тыс. руб., за 2020 год – 10 066,72 тыс. руб.

Органом регулирования не представлен пообъектный анализ исполнения мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, в разрезе заключенных договоров Общества на исполнение данных мероприятий, а также анализ представленных Обществом счетов-фактур за 2018, 2020 годы.

Учитывая вышеизложенные, Службе необходимо провести дополнительный анализ расходов по данной статье затрат, представив необходимое экономическое обоснование в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 с учетом вышеуказанных замечаний ФАС России. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:


 

1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия нарушившей пункты 22, 28, 29, 34, 35, 37, 38, 40, 42, 44, 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 27, 52, 55 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.07.2013 № 760-э.

2. Органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Закаменск ЖКХ» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Полезный отпуск и технологические потери» на 2020-2021 годы;

- «Расходы на приобретении сырья и материалов» на 2020 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2020 год;

- «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2020 год;

- «Другие расходы» на 2020 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2020-2022 годы;

- «Расходы на топливо» на 2022 год;

- «Расходы на электрическую энергию» на 2020-2022 годы;

- «Расходы на холодную воду» на 2020-2022 годы;

- «Расходы на прочие энергетические ресурсы» на 2020-2022 годы;

- «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» на 2020-2022 годы;

- «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» на 2020, 2022 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть базовый уровень подконтрольных (операционных) расходов ООО «Закаменск ЖКХ» на 2020 год, а также величину необходимой валовой выручки ООО «Закаменск ЖКХ» на 2020-2022 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Закаменск ЖКЖ» на 2023 год и при необходимости пересмотреть (установить) тарифы в сфере теплоснабжения на 2023 год, обеспечив введение в действие с 01.05.2023 в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию для ООО «Закаменск ЖКХ», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Бурятское УФАС России
ИНН 0323057082, ОГРН 1020300966256
Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия
ИНН 0326002067, ОГРН 1020300973208