Предписание №СП/38778/24 ПРЕДПИСАНИЕ РЭК Омской области об устранении нарушений, допу... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

23 апреля 2024 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной энергетической комиссии Омской области (далее также – Орган регулирования, РЭК Омской области), проведенной Омским УФАС России в соответствии с поручением ФАС России от 14.12.2023
№ МШ/106265/23 и на основании приказа Омского УФАС России от 09.01.2024
№ 1/24, в том числе Акт проверки от 09.02.2024 № 1 (далее – Акт проверки), возражения Органа регулирования на Акт проверки от 07.03.2024
№ ИСХ-24/РЭК-824 (далее – Возражения), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные РЭК Омской области при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» (далее – АО «Омск РТС», Регулируемая организация) на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Омского УФАС России от 09.01.2024 № 1/24 проверка проводилась в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год в том числе для АО «Омск РТС».

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям АО «Омск РТС», на 2024 год установлены приказом РЭК Омской области от 20.12.2023 № 545/85.

Необходимая валовая выручка для АО «Омск РТС» на 2024 год установлена в размере 10 818,54 млн. руб.

В рамках проведения внеплановой документарной проверки РЭК Омской области были проанализированы материалы тарифного дела АО «Омск РТС» 2024 года № 07-03/103, в том числе Экспертное заключение по рассмотрению Региональной энергетической комиссией Омской области дела № 07-03/103 об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2024-2028 года (далее – Экспертное заключение), а также Возражения.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Согласно пункту 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

 

(тыс. руб.),

 

где:

bi,j,k – удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j – плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к настоящим Методическим указаниям с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

– плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Методических указаний, тыс. Гкал.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

1. Расходы на топливо

Расходы на топливо учтены Органом регулирования на 2024 год в размере 1 459 160,47 тыс. руб. при заявленных 1 423 935,20 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении и Возражениях не отражена величина предложенной Регулируемой организацией цены на природный газ на 2024 год.

Таким образом, ФАС России не представляется возможным определить факт соблюдения РЭК Омской области принципа баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей, закрепленного положениями пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении, в части непревышения принятой цены на природный газ над заявленной.

1.1. Расход натурального топлива

Органом регулирования расход натурального топлива на производство тепловой энергии определен на основании принятого объема условного топлива и коэффициента перевода условного топлива в натуральное, рассчитанного как частное калорийности натурального топлива и калорийности условного топлива (7 900 ккал/м3 / 7 000 ккал/м3 = 1,1286), и необоснованно применен к цене на природный газ, рассчитанной с учетом всех компонентов (оптовая цена + тариф на транспортировку природного газа + специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации).

ФАС России отмечает, что расходы на природный газ рассчитываются с учетом переводного коэффициента, применяемого к объемам топлива для его перевода из условного в натуральное (определяется как частное фактической теплоты сгорания и 7 000 ккал/м3), и переводного коэффициента, применяемого к оптовой цене на природный газ (определяется как частное фактической теплоты сгорания и 7 900 ккал/м3 в соответствии с приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23).

В результате математических преобразований получается, что переводной коэффициент 1,1286 применяется только к расходам на природный газ в части оптовой цены на него, а переводной коэффициент к объемам топлива – к расходам на природный газ в целом с учетом всех составляющих цены на него.

Таким образом, Органу регулирования необходимо проанализировать данные о фактической теплоте сгорания природного газа, в том числе паспорта качества газа, и произвести пересчет расходов на топливо с учетом корректных коэффициентов перевода.

2. Объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск)

РЭК Омской области расчет тарифов на тепловую энергию для АО «Омск РТС» произведен исходя из отпуска тепловой энергии в тепловую сеть (полезного отпуска) в размере 7 148,562 тыс. Гкал.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Согласно пункту 9 Методических указаний № 760-э при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154
«О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III Методических указаний № 760-э и Основами ценообразования № 1075.

Принимая во внимание, что ежегодная актуализация действующей схемы теплоснабжения города Омска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» отсутствует, в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 9 Методических рекомендаций № 760-э Органу регулирования надлежало расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определить с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

В Экспертном заключении отсутствует анализ фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года в соответствии с пунктами 22, 22(1) Основ ценообразования № 1075.

Анализ представленной Органом регулирования информации (приложения
(п. 12) к письму РЭК Омской области от 22.01.2024 № ИСХ-24/РЭК-213 и приложения к письму РЭК Омской области от 29.01.2024 № ИСХ-24/РЭК-312) показал, что расчет полезного отпуска исходя из значений за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии по теплоисточникам за последние 3 года РЭК Омской области не производился.

Так по данным Органа регулирования фактический полезный отпуск тепловой энергии (Q, тыс. Гкал) в горячей воде АО «Омск РТС» за 2020-2022 годы составил: 2020 год – 6 807,73 тыс. Гкал; 2021 год – 7 491,71 тыс. Гкал; 2022 год –
7 146,25 тыс. Гкал.

Из указанных данных следует, что объемы полезного отпуска тепловой энергии на 2024 год в отношении АО «Омск РТС» приняты Органом регулирования исходя из среднего арифметического значения фактического полезного отпуска за период с 2020 по 2022 год:

(6 807,7 + 7 491,7 + 7 146,2) / 3 = 7 148,6 тыс. Гкал.

Вместе с тем расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии исходя из значений за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии по теплоисточникам за последние 3 года определяется по следующей формуле:

* .

Таким образом, объем полезного отпуска, принятый РЭК Омской области, при установлении тарифа для АО «Омск РТС» в размере 7 148,56 тыс. Гкал. относительно объема полезного отпуска, рассчитанного с учетом пунктов 22, 22(1) Основ ценообразования № 1075, в размере 7 321,77 тыс. Гкал занижен на 173,21 тыс. Гкал.

Объем полезного отпуска тепловой энергии влияет на величину тарифов на тепловую энергию.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования надлежит пересчитать тарифы на тепловую энергию, установленные в отношении АО «Омск РТС», на 2024 год исходя из корректного объема полезного отпуска тепловой энергии, определенного в соответствии с пунктами 22, 22(1) Основ ценообразования № 1075, а также пересмотреть статьи затрат, производные от балансовых показателей (расходы на топливо, энергетические ресурсы).

РЭК Омской области при расчете расходов на топливо АО «Омск РТС» объем отпуска тепловой энергии с коллекторов источников тепловой энергии Регулируемой организации необходимо рассчитать исходя из объема полезного отпуска тепловой энергии АО «Омск РТС», определенного с учетом вышеуказанной позиции
ФАС России, за вычетом утвержденного в соответствии со сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъекту Российской Федерации на 2024 год, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 31.10.2023
№ 783/23-ДСП, объема полезного отпуска для АО «ТГК-11».

ФАС России отмечает, что Органом регулирования нормативные потери тепловой энергии в сети приняты в соответствии с направленными АО «Омск РТС» на утверждение в Минэнерго России 26.04.2023.

Учитывая, что тарифное решение в отношении Регулируемой организации принималось 20.12.2023, не представляется возможным определить обоснованность учета РЭК Омской области потерь тепловой энергии в водяных тепловых сетях в размере 923,506 тыс. Гкал. Информация о факте утверждения Минэнерго России нормативных потерь тепловой энергии в сети АО «Омск РТС» и их размере в Возражениях не отражена.

Таким образом, Органу регулирования надлежит дополнительно проанализировать нормативные потери тепловой энергии в сети.

Учитывая вышеизложенное, расходы на топливо подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Омской области нарушившей положения пунктов 22, 22(1), 34(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом
ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения
для акционерного общества «Омские распределительные сети» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные неподтвержденные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки регулируемых организаций по статьям затрат:

- «Расходы на топливо» на 2024 год;

- «Расход натурального топлива» на 2024 год;

- «Объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск)» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Омской области
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418
Омское УФАС России
ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939