Предписание №СП/43240/24 ПРЕДПИСАНИЕ Комитету по тарифам Санкт-Петербурга в отношени... от 21 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

15 мая 2024 года г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет, орган регулирования), в том числе Акт проверки Санкт-Петербургского УФАС России от 09.02.2024 № 78/3426/24
(далее – Акт проверки), проведенной на основании поручения руководителя ФАС России М.А. Шаскольского от 14.12.2023 № МШ/106265/23, приказа Санкт-Петербургского УФАС России от 28.12.2023 №201/23, а также Возражения Комитета от 28.02.2024 № 01-13-317/24-0-1 (далее – Возражения) в отношении Акта проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – ГУП «ТЭК СПб», ТСО, регулируемая организация) на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 0№ 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, которым утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 28.12.2023 № 201/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Комитета
по тарифам Санкт-Петербурга» проверка проводилась в отношении законности установления Комитетом тарифов в сфере теплоснабжения в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год для ГУП «ТЭК СПб».

Расчет тарифов на тепловую энергию (мощность) на период 2024 год для потребителей ГУП «ТЭК СПб» содержится в Заключении экспертной группы Комитета по тарифам Санкт-Петербурга по определению экономически обоснованной величины расходов и прибыли, формирующих тарифы в сфере теплоснабжения ГУП «ТЭК СПб» потребителям на территории Санкт-Петербурга, на 2024-2028 годы (далее - Экспертное заключение).

ФАС России были проанализированы материалы тарифного дела
об установлении долгосрочных тарифов ТСО в сфере теплоснабжения на 2024–2028 г.г., в том числе на 2024 год в разрезе достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, Экспертное заключение, а также Возражения Комитета на Акт проверки, направленные письмом от 28.02.2024 № 01-13-317/24-0-1 (вх. от 01.03.2024 № 3564-ЭП/24), и по результатам анализа вышеуказанных материалов было установлено следующее.

ТСО на производство тепловой энергии в 2024 году планирует использовать следующие виды топлива (в % от общего объема условного топлива): природный газ (99,19%), топочный мазут (0,78), дизельное топливо (0,03%), электрическую энергию (0,00%).

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку
и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

ТСО приобретает природный газ у ООО «Газпром межрегионгаз
Санкт-Петербург» по договорам поставки газа:

- договор поставки газа № 78-А-4762 от 30.12.2022;

- договор поставки газа № 78-А-4763 от 30.12.2022;

- договор поставки газа № 78-АТ-4763 от 30.12.2022;

- договор поставки газа № 47-А-2537 от 30.12.2022;

- договор поставки газа № 47-А-2536 от 30.12.2022;

- договор поставки газа № 47-АТ-2536 от 30.12.2022;

- договор поставки газа № 78-Т-4761 от 30.12.2022.

По данной статье расходы на природный газ на 2024 год определены органом регулирования, в том числе на 1 полугодие и 2 полугодие, и по соответствующим группам потребителей (2 группа: от 100 до 500 млн. м3 включительно, 3 группа:
от 10 до 100 млн. м3 включительно, 4 группа: от 1 до 10 млн. м3 включительно
5 группа: от 0,1 до 1 млн. м3 включительно, 6 группа: от 0,01 до 0,1 млн. м3 включительно, 7 группа: свыше до 0,01 млн. м3 включительно), что отражено в Таблице 81 Экспертного заключения.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что
при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах
в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы)
для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы)
на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год
и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Так, расходы на топливо (газ), цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться органом регулирования с учетом плановой (расчетной) цены на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение),
на основании цен (тарифов), установленных в соответствующих решениях ФАС России (оптовые цены на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), тарифы на услуги по транспортировке газа), а также специальной региональной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями (ГРО), утверждаемой органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) субъекта Российской Федерации.

Экономически обоснованный уровень расходов на природный газ на плановый период складывается из произведения конечной стоимости природного газа (исходя из оптовой цены на газ (утверждается на 1-е полугодие планового года, на 2-е полугодие индексируется в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации), ПССУ, тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО) и объемов природного газа (по полугодиям), с учетом корректировки в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

В отсутствие приказов ФАС России об утверждении цен на очередной период регулирования при расчете конечной цены на газ индексируется только плановая оптовая цена на газ на 2-е полугодие планового года (ввиду ее ежегодной индексации). При этом плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются.

Цена природного газа определена Комитетом в Таблице 80 Экспертного заключения («Расчет цены на газ на 2024 год по группам потребления»).

Органом регулирования при определении цены на природный газ на 2024 год на 2-е полугодие 2024 года были проиндексированы плата за снабженческо-сбытовые услуги (исходя из прогнозных индексов-дефляторов на 2024 год в размере 111,2% по оптовой цене на газ) и специальная надбавка к тарифу на транспортировку газа ГРО (исходя из прогнозных индексов-дефляторов на 2024 год в размере 107,0% по тарифу на транспортировку газа).

При этом после утверждения тарифов для ТСО на 2024 год распоряжением Комитета от 18.12.2023 № 258-р установлена спецнадбавка на второе полугодие 2024 года в размере 224,51 руб./1000 м3, которая ниже учтенной в расчете цены природного газа на второе полугодие 2024 года в размере 239,00 руб./1000 м3.

В связи с этим, учтенная органом регулирования плановая (расчетная) цена
на газ на 2024 год в необходимой валовой выручке ГУП «ТЭК СПб» экономически не обоснована.

Таким образом, органу регулирования необходимо пересмотреть расходы
по статье «Расходы на топливо на технологические цели» в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из НВВ регулируемой организации. Соответствующие анализ и расчеты необходимо отразить в экспертном заключении с указанием документов
и материалов, на основании которых принималось решение в соответствии
с требованиями пункта 29 Правил регулирования № 1075.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий
в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга нарушившим положения пункта 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075,
при установлении цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ГУП «ТЭК СПб» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок
до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации
в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения,
а именно:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ГУП «ТЭК СПб» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на основании мотивировочной части настоящего предписания, анализ и расчеты отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение)
в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо
на технологическое нужды» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть и ввести
в действие с 01.07.2024 тарифы на тепловую энергию для ГУП «ТЭК СПб» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы).

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов)
в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти города
Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для ГУП «ТЭК СПб», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Санкт-Петербургское УФАС России
ИНН 7825413361, ОГРН 1027809242933
Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
ИНН 7826692894, ОГРН 1037851017973