Решение №СП/23701/23 Решение об отказе в удовлетворении требований по заявлению о... от 30 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» марта 2023 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.20181178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению Открытого акционерного общества хлопчатобумажный комбинат «Шуйские ситцы» (далее – ОАО ХБК «Шуйские ситцы», Заявитель) (исх. от 15.02.2023 № 199, вх. от 16.02.2023 рег. № 24138/23), возникший с Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (далее – орган регулирования, Департамент) по вопросу установленного тарифа на транспортировку сточных вод, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в лице <...>, <...>, представителей органа регулирования в лице <...>, представителей Заявителя в лице <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 15.02.2023 № 199, вх. от 16.02.2023 № 24138/23) о разногласиях между ОАО ХБК «Шуйские ситцы и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области по постановлению Департамента от 16 ноября 2022 г. № 49-к/11 «Об установлении и корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя» в части тарифа на транспортировку сточных вод на 2023 год.

Оспариваемый тариф для ОАО ХБК «Шуйские ситцы» установлен органом регулирования с применением метода сравнения аналогов.

Величина тарифа, установленная органом регулирования в сфере водоотведения, составляет 0,61 руб./куб. м.

Величина тарифа, которую Заявитель считает экономически обоснованной в сфере водоотведения, составляет 5,97 руб./куб. м.

Утвержденная необходимая валовая выручка для ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на 2023 год в части оказываемых услуг по транспортировке сточных вод составляет 2 291,379 тыс. руб.

Заявленная ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на досудебный спор необходимая валовая выручка на 2023 год в части оказываемых услуг по транспортировке сточных вод составляет 22 661,76 тыс. руб. (увеличение в 9,9 раз).

Таким образом, величина разногласий в сфере водоотведения составила 20 370,381 тыс. руб.

В поданном заявлении ОАО ХБК «Шуйские ситцы» считает, что Департаментом нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифа на транспортировку сточных вод для ОАО ХБК «Шуйские ситцы» на 2023 год, ввиду следующих обстоятельств.

В отношении регулирования тарифов на оказываемые услуги по транспортированию сточных вод органом регулирования применен не метод индексации, а метод сравнения аналогов. Заявитель отмечает, что в связи с тем, что регулируемая организация осуществляет деятельность по транспортировке сточных вод посредством эксплуатации канализационных насосных станций в отсутствие канализационных сетей, указанное не соответствует критерию применения метода сравнения аналогов.

Соответственно, ввиду некорректного применения органом регулирования метода регулирования тарифов не учтены текущие расходы в полном объеме. Органом регулирования текущие расходы определены в размере 2 287,99 тыс. руб., регулируемой организацией заявлены в размере 21 582,633 тыс. руб., разница составляет 19 294,643 тыс. руб.

Заявитель обращает внимание на то, что органом регулирования некорректно определен отпуск реализации услуг. Так, Департаментом учтен объем отпуска услуг на уровне 3 741,316 тыс. куб. м, при этом регулируемой организацией заявлен на уровне 3 796,54 тыс. куб. м, в связи с чем разница составляет 55,224 тыс. куб. м.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сферах водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее — Правила регулирования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа представленных сторонами обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

На территории городского округа Иваново ОАО «ХБК «Шуйские ситцы» является транзитной организацией, оказывающей услуги по транспортировке воды и стоков, к сетям гарантирующей организации в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям МП ЖКХ г. Шуи.

При подаче ОАО «ХБК «Шуйские ситцы» в орган регулирования тарифных заявок на предшествующие периоды регулирования в качестве метода регулирования указывался метод экономически обоснованных расходов (затрат) либо метод индексации, вид тарифа – транспортировка сточных вод.

Ранее тарифное регулирование в отношении Заявителя осуществлялось Департаментом по итогам проведенного анализа деятельности организации и в соответствии с Решением Ивановского областного суда от 21.01.2019 по делу № За-5/2019 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 15.12.2015 № 57-к/3 и от 15.12.2017 № 174-к/2» с применением метода индексации.

В связи с внесением постановлением Правительства РФ от 04.07.2019 № 855 изменений в Основы ценообразования № 406 при установлении тарифов на транспортировку сточных вод в отношении регулируемой организации, начиная с 2020 года, применялся метод сравнения аналогов.

Согласно пункту 53 Основ ценообразования № 406 метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на транспортировку сточных вод в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе водоотведения.

В соответствии с пунктом 54 Основ ценообразования № 406 орган регулирования тарифов определяет в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э величину необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной период регулирования исходя из экономически обоснованных затрат гарантирующей организации в централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения и протяженности сети регулируемой организации.

Размер удельных текущих расходов регулируемой организации, осуществляющей транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями в размере удельных текущих расходов на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод гарантирующей организации, в зоне деятельности которой осуществляется такая транспортировка.

Согласно пункту 15 Правил регулирования № 406 в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования № 406, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих организациях.

Согласно пункту 34 Методических указаний № 1746-э метод сравнения аналогов применяется в отношении регулируемой организации, осуществляющей транспортировку холодной воды в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей холодного водоснабжения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе холодного водоснабжения.

В соответствии с пунктом 35 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифов с применением метода сравнения аналогов величина необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной период регулирования рассчитывается по формулам:

 

(2)

(2.1)

(2.2)

где:

- необходимая валовая выручка, установленная на год i в отношении n-ной регулируемой организации, тыс. руб.;

УТРi - удельные текущие расходы гарантирующей организации в расчете на километр протяженности водопроводной (канализационной) сети, определенной в сопоставимых величинах по формуле (3) Методических указаний № 1746-э, планируемые на год i, тыс. руб./усл. км;

- протяженность водопроводной (канализационной) сети n-ной регулируемой организации, используемой для транспортировки холодной воды (сточных вод) абонентам гарантирующей организации, определенная в сопоставимых величинах по формуле (3) Методических указаний № 1746-э, на год i, усл. км;

- нормативный уровень расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам централизованной (централизованных) системы (систем) водоснабжения и (или) водоотведения, используемым для транспортировки воды (сточных вод), в расчете на километр протяженности водопроводной (канализационной) сети, определенной в сопоставимых величинах, установленный на год i в отношении n-ной регулируемой организации, тыс. руб./усл. км;

- величина расходов n-ной регулируемой организации на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, используемым для транспортировки воды (сточных вод), определенная в соответствии с пунктом 28 Методических указаний № 1746-э, в расчете на километр протяженности водопроводной (канализационной) сети, определенной в сопоставимых величинах, в году i, тыс. руб./усл. км;

- текущие расходы гарантирующей организации, отнесенные на вид деятельности по транспортировке холодной воды (сточных вод) или на технологический процесс транспортировки холодной воды (сточных вод) в составе деятельности по водоснабжению (водоотведению), в году (i-2). В текущих расходах гарантирующей организации не учитываются расходы на электрическую энергию в случае, если регулируемая организация, осуществляющая транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод, не владеет на законных основаниях насосными станциями, канализационными насосными станциями, насосным оборудованием, иным оборудованием, потребляющим электрическую энергию, затрачиваемую в технологическом процессе транспортировки воды и (или) транспортировки сточных вод, тыс. руб.;

- протяженность водопроводной (канализационной) сети гарантирующей организации, используемой для транспортировки холодной воды (сточных вод), определенная в сопоставимых величинах по формуле (3) Методических указаний № 1746-э, в году (i-2), усл. км.

В соответствии с пунктом 36 Методических указаний № 1746-э нормативный уровень расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам централизованной системы (централизованных систем) водоснабжения и (или) водоотведения, используемым для транспортировки воды (сточных вод), определяется органом регулирования тарифов в соответствии с формулой (2.2) исходя из величины расходов регулируемой организации на амортизацию основных средств и нематериальных активов, определенной в соответствии с пунктом 28 Методических указаний № 1746-э, в расчете на километр протяженности водопроводной (канализационной) сети, определенной в сопоставимых величинах, в размере, не превышающем 15 процентов удельных текущих расходов гарантирующей организации.

Исходя из положений, определенных пунктом 37 Методических указаний № 1746-э, следует, что текущие расходы гарантирующей организации на транспортировку воды (сточных вод) по соответствующей централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения определяются с учетом положений главы VI.I Методических указаний № 1746-э.

При этом в составе таких расходов не учитываются: доходы и расходы гарантирующей организации, возникшие в связи с применением штрафных санкций, выплатой компенсаций и корректировкой тарифов в связи с исполнением (неисполнением) установленных значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения гарантирующей организации; расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду; расходы, предусмотренные подпунктом 4 пункта 44 и подпунктами 3 - 5, 7 - 10 пункта 49 Методических указаний № 1746-э, за исключением арендной платы за землю; расходы на содержание резервуаров для воды, водопроводных насосных станций, напорных канализационных трубопроводов, канализационных насосных станций (в случае, если регулируемая организация, осуществляющая транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод, не владеет на законных основаниях насосными станциями, канализационными насосными станциями); расходы на оплату услуг других регулируемых организаций в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 38 Методических указаний № 1746-э протяженность водопроводной (канализационной) сети регулируемой организации определяется в сопоставимых величинах, расходы на прокладку которой эквивалентны средним расходам на прокладку сети диаметром 500 мм по формулам:

(3)

(3.1)

 

где:

Li - протяженность в километрах трубопроводов организации i в сопоставимых величинах, усл. км;

Ld,i - протяженность в километрах трубопроводов диаметра d организации i, км;

kd - коэффициент дифференциации стоимости строительства сетей в зависимости от их диаметра d;

Sd - средняя стоимость строительства трубопровода диаметра d, тыс. руб./км;

S500 - средняя стоимость строительства трубопровода диаметра 500 мм, тыс. руб./км.

Ввиду необходимости получения позиции со стороны Департамента по аргументации требований ОАО ХБК «Шуйские ситцы», изложенных в заявлении (исх. от 15.02.2023 № 199, вх. от 16.02.2023 № 24138/23), ФАС России письмом направлен запрос (исх. от 21.02.2023 № СП/12606/23) с просьбой представить отзыв Департамента на заявление ОАО ХБК «Шуйские ситцы» с приложением копии экспертного заключения Департамента по установлению тарифа на транспортировку сточных вод на 2023 год, копии протокола заседания Департамента, на котором принималось тарифное решение, иные материалы, подтверждающие правомерность и обоснованность позиции Департамента, а также смет (калькуляций) по расчету соответствующих тарифов, подготовленных Департаментом в формате Excel.

Письмом (исх. от 28.02.2023 № исх-332-018/4-1-16, вх. от 01.03.2023 № 30248-ЭП/23), направленным в ответ на запрос ФАС России, Департаментом представлен расчет удельной необходимой валовой выручки с применением метода сравнения аналогов.

Департаментом представлены пояснения, свидетельствующие о том, что метод сравнения аналогов применен органом регулирования на основании пунктов 31, 53 Основ ценообразования № 406. Обоснованность применения данного метода регулирования в отношении ОАО ХБК «Шуйские ситцы» подтверждена решением ФАС России от 18.05.2020 № СП/43474/20 в рамках досудебного урегулирования споров и решением Ивановского областного суда от 23.12.2020 по делу № 3а-96/2020.

Также органом регулирования в адрес ФАС России на досудебное урегулирование спора представлена ведомость по основным средствам регулируемой организации, согласно которой на балансе организации числятся канализационные сети. В ведомости, представленной в приложении к заявлению ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в ФАС России, канализационные сети на балансе отсутствуют (но итоговая величина средств в расчете включает указанные объекты, то есть в представленном в ФАС России расчете исключена строка – канализационные сети, а итоговая сумма в общем не скорректирована).

Исходя из материалов, представленных Департаментом следует, что в предложении регулируемой организации об установлении тарифов на 2023 год в целях формирования тарифов на транспортировку воды и сточных вод ОАО ХБК «Шуйские ситцы» представляет сведения о протяженности и диаметре водопроводного и канализационного трубопроводов, участвующих в процессе транспортировки воды и сточных вод.

Протяженность сетей водоотведения, участвующих в процессе транспортировки сточных вод, согласно сведениям ОАО ХБК «Шуйские ситцы», направленным в адрес Департамента письмом от 7 июня 2022 года, составила 9,362 км, а также с учетом наличия решения Арбитражного суда Ивановской области от 16.04.2018 по делу № А17-8998/2017 (ОАО ХБК «Шуйские ситцы» отказано в государственной регистрации части сетей водоотведения (0,538 км)).

Поскольку протяженность сетей водоотведения, заявленная ранее в материалах тарифного дела ОАО ХБК «Шуйские ситцы», составляет менее 10 километров (9,362 км), а применяемые ранее критерии сопоставимости условий отменены, применение иных критериев и, соответственно, иных методов регулирования в отношении данной организации органом регулирования не представлялось возможным.

Необходимо отметить, что в соответствии со сложившейся судебной практикой для целей установления тарифов имеет значение факт эксплуатации организацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в то время как правовые основания владения указанными объектами подлежат учету при оценке экономической обоснованности заявленных расходов (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.11.2017 № 46-АПГ17-24). Факт эксплуатации сетей водоотведения регулируемой организацией не оспаривается.

Таким образом, Департамент не обладал полномочиями как в отношении выбора иного метода регулирования, так и в отношении включения в состав необходимой валовой выручки дополнительных затрат.

Данная позиция Департамента подтверждается решением Федеральной антимонопольной службы от 18.05.2020 № СП/43474/20 и решением Ивановского областного суда от 23.12.2020 по делу № 3а-96/2020.

Вместе с тем регулируемая организация заявленный объем реализации услуг на 2023 год не обосновывает соответствующими материалами, представленными в рамках тарифного дела в адрес ФАС России. Аргументация относительно соответствующего увеличения объемов реализации услуг не представлена Заявителем.

Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ регулируемая организация помимо деятельности по сбору и обработке сточных вод дополнительно осуществляет 20 видов деятельности.

В материалах, представленных ОАО ХБК «Шуйские ситцы» по досудебному спору, отсутствует информация о наличии приборов учета, фиксирующих расходы, исключительно относимые на регулируемый вид деятельности. Соответственно, заявленное регулируемой организацией увеличение текущих расходов на транспортировку сточных вод не подтверждено материалами тарифных дел.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ОАО ХБК «Шуйские ситцы» и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (исх. от 15.02.2023 № 199, вх. от 16.02.2023 рег. № 24138/23), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований ОАО ХБК «Шуйские ситцы», указанных в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (исх. от 15.02.2023 № 199, вх. от 16.02.2023 рег. № 24138/23).

 

Связанные организации

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области
ИНН 3729024414, ОГРН 1033700052484
ОАО ХБК "Шуйские ситцы"
ИНН 3706008060, ОГРН 1023701390514