Решения по тарифам №СП/53377/19 РЕШЕНИЕ от 1 июля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «14» июня 2019 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:
<...>,
рассмотрев разногласия между ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее – ПАО «ТГК-14, Заявитель, регулируемая организация) и Республиканской службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ, Орган регулирования) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год для ПАО «ТГК-14» в присутствии на заседании Комиссии <...> ПАО «ТГК-14» <...>, <...> ПАО «ТГК-14» <...>, <...> РСТ <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения ПАО «ТГК-14».
Заявление ПАО «ТГК-14» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.
Спор возник с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 20 декабря 2018 года № 710-НПА методом долгосрочной индексации тарифов были установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на 2019 год – первый год долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг.
Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании пп. «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.
Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом на 2019 год для ПАО «ТГК-14», составляет 3 069 862,14 тыс.руб.
Заявитель просит признать экономически необоснованным исключение и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию ПАО «ТГК-14» на 2019 год размер расходов по статье затрат «Доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в предшествовавшие периоды регулирования» 518 573,58 тыс.руб., на 2020 год – 5 380,77 тыс.руб. Общая сумма, предлагаемая к учету, составляет 523 954,35 тыс.руб.
Статья затрат «Доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в предшествовавшие периоды регулирования».
ПАО «ТГК-14» заявляет требование об учете расходов по статье «Доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в предшествовавшие периоды регулирования», исключенных Органом регулирования из необходимой валовой выручки ПАО «ТГК-14» в размере 523 954,35 тыс.руб.
В соответствии с заявлением регулируемой организации данные расходы Органом регулирования из необходимой валовой выручки ПАО «ТГК-14», установленной на 2019 год, были исключены по следующим причинам:
- расходы, связанные с установленным районным коэффициентом к заработной плате;
- финансовый результат по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год.
Согласно Экспертному заключению Органа регулирования необоснованно полученные доходы регулируемой организации в предшествовавшие периоды регулирования, и исключенные из необходимой валовой выручки предприятия, составили 523 954,35 тыс.руб., в том числе на 2019 год – 518 573,58 тыс.руб., на 2020 год – 5 380,77 тыс.руб.
При этом, необходимо отметить, что, исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2019 год, неясно распределение суммы расходов по статье «Доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в предшествовавшие периоды регулирования» по годам в разрезе подстатей «Расходы, связанные с установленным районным коэффициентом к заработной плате» и «Финансовый результат по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год».
1. «Расходы, связанные с установленным районным коэффициентом к заработной плате».
В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 № 72-АПГ18-1 (далее – определение ВС РФ № 72-АПГ18-1) районный коэффициент для Забайкальского края установлен постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28 в размере 20 %. С учетом максимальной северной надбавки для Забайкальского края, установленной постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 № 53 в размере 30 %, - компенсационные выплаты на федеральном уровне вместе с районным коэффициентом составляют 50 % к заработной плате.
Согласно определению ВС РФ № 72-АПГ18-1 компенсационные выплаты в завышенном по сравнению с федеральным законодательством размере, в том числе обусловленные коллективным договором, локальными нормативными актами регулируемой организации, должны производиться регулируемой организацией из нетарифных источников.
Определением ВС РФ № 72-АПГ18-1 решение Краевого суда Забайкальского края по делу 3а-85/2017 оставлено без изменений, где вышеуказанным решением признано корректным применение коэффициента 50%, а не 70 %.
Стоит отметить, что данное дело рассматривалось в рамках тарифа на тепловую энергию от котельных, переданных по договору аренды с муниципальным образованием городской округ «Город Чита» на территории муниципального образования городской округ «Город Чита», установленному на 2016-2018 гг.
Соответственно, решение Краевого суда Забайкальского края и определение ВС РФ № 72-АПГ18-1 были приняты в отношении оспариваемого тарифа.
В части тарифа на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-14» (Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), судами дело не рассматривалось, соответственно, тариф не подлежал пересмотру.
Согласно доводам Органа регулирования в части тарифа на тепловую энергию ПАО «ТГК-14» (Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ) должен быть учтен подход вышеуказанных определения и решения судов.
РСТ расходы на оплату труда в части учитываемого районного коэффициента за 2016-2018 гг. были исключены из необходимой валовой выручки ПАО «ТГК-14» на 2019 год в размере 371 154,81 тыс.руб. на основании определения ВС РФ № 72-АПГ18-1.
На основании вышеизложенного, при расчете расходов по данной подстатье ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства со стороны Органа регулирования.
2. «Финансовый результат по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год».
По мнению ПАО «ТГК-14» при установлении тарифов на 2019 год Органом регулирования из необходимой валовой выручки необоснованно исключены расходы по данной статье затрат, поскольку данные расходы были исключены из необходимой валовой выручки ПАО «ТГК-14», установленной на 2018 год.
Согласно письменному мнению РСТ при установлении тарифов на 2018 год для ПАО «ТГК-14» Органом регулирования были учтены расходы по статье затрат «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» за 2016 год в размере – 5 604,75 тыс.руб., в соответствии с пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).
Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э и включающей в том числе показатель отклонения объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
где:
- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;
- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 настоящих Методических указаний;
ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.
Органом регулирования была проведена проверка фактических экономически обоснованных расходов ПАО «ТГК-14» по производству в режиме комбинированной выработки, которые составили 2 753 294,10 тыс. руб., фактически начисленная выручка - 3 331 470,22 тыс. руб. Таким образом, излишне полученные средства составили 578 176,12 тыс. руб. При этом экономия по операционным ресурсам составила - 208 525,00 тыс. руб., по энергетическим ресурсам - 216 851,59 тыс. руб. Согласно тарифной модели, изначально предусмотренной при утверждении тарифов на 2016 год, данный избыток денежных средств должен был погасить выпадающие доходы 2015 года и частично 2016 года.
ПАО «ТГК-14» обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края (далее – АС Забайкальского края) с целью взыскания недополученных доходов за 2015-2016 гг., возникших из-за межтарифной разницы
(дело № А78-6425/2017).
Согласно письменному мнению Органа регулирования учесть денежные средства, выявленные по результатам проверки ПАО «ТГК-14» за 2016 год, в ходе рассмотрения судебного спора по делу № А78-6425/2017 не представлялось возможным, так как в соответствии с постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 мая 2018 года по делу
№ А78-3415/2015 излишне полученные фактические доходы не относятся к предмету спора по взысканию межтарифной разницы, поскольку касаются обстоятельств, которые могут быть положены в основу судебного акта при оспаривании нормативного акта (приказа) об установлении тарифа на поставляемую истцом тепловую энергию, в том числе и населению (стр. 6 постановления). Исковые требования ПАО «ТГК-14» по 2016 году были удовлетворены в полном объеме. Таким образом, выпадающие доходы от производства тепловой энергии котельными были возмещены ПАО «ТГК-14» в рамках судебного спора.
В соответствии с решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26.12.2018 требования ПАО «ТГК-14» были частично удовлетворены.
По мнению Органа регулирования, учитывая вышеизложенное решение АС Забайкальского края, ПАО «ТГК-14» недополученные доходы были учтены дважды – в рамках корректировки тарифов на 2018 год и по итогам решения АС Забайкальского края. Учитывая данный факт, РСТ в целях недопущения двойного учета положительный финансовый результат был исключен.
При этом, в соответствии с Экспертным заключением Органа регулирования на 2018 год размер корректировки необходимой валовой выручки в 2018 году, рассчитываемый в 2017 году на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в 2016 году, составил 5 604,75 тыс.руб.
Согласно Экспертному заключению РСТ на 2019 год по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2016 год из необходимой валовой выручки, установленной на 2019 год, был исключен положительный финансовый результат за 2016 год в сумме 152 799,54 тыс.руб., в целях недопущения двойного учета.
В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, за исключением случаев обслуживания заемных средств по процентной ставке в размере, не превышающем 5 процентов годовых (далее - льготная ставка), или софинансирования субъектом Российской Федерации части расходов по процентной ставке, отличающейся от льготной ставки, в соответствии с Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем предоставления финансовых средств на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 997 "О реализации мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
С учетом позиции суда кассационной инстанции и в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 РСТ Забайкальского края излишне полученные доходы от производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки были исключены из необходимой валовой выручки на 2019 год в целях недопущения двойного возмещения выпадающих доходов.
Учитывая вышеизложенное, ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства со стороны Органа регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию для ПАО «ТГК-14» на 2019 год. Требования Заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании анализа представленных ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края обосновывающих материалов Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать в удовлетворении требований, изложенных в заявлении о разногласиях между ПАО «ТГК-14» (Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ) и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (рег. № 48922/19 от 22.03.2019).
<...>