Решения по тарифам №СП/53377/19 РЕШЕНИЕ от 1 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» июня 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее – ПАО «ТГК-14, Заявитель, регулируемая организация) и Республиканской службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ, Орган регулирования) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год для ПАО «ТГК-14» в присутствии на заседании Комиссии <...> ПАО «ТГК-14» <...>, <...> ПАО «ТГК-14» <...>, <...> РСТ <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения ПАО «ТГК-14».

Заявление ПАО «ТГК-14» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 20 декабря 2018 года № 710-НПА методом долгосрочной индексации тарифов были установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на 2019 год – первый год долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании пп. «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом на 2019 год для ПАО «ТГК-14», составляет 3 069 862,14 тыс.руб.

Заявитель просит признать экономически необоснованным исключение и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию ПАО «ТГК-14» на 2019 год размер расходов по статье затрат «Доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в предшествовавшие периоды регулирования» 518 573,58 тыс.руб., на 2020 год – 5 380,77 тыс.руб. Общая сумма, предлагаемая к учету, составляет 523 954,35 тыс.руб.

Статья затрат «Доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в предшествовавшие периоды регулирования».

ПАО «ТГК-14» заявляет требование об учете расходов по статье «Доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в предшествовавшие периоды регулирования», исключенных Органом регулирования из необходимой валовой выручки ПАО «ТГК-14» в размере 523 954,35 тыс.руб.

В соответствии с заявлением регулируемой организации данные расходы Органом регулирования из необходимой валовой выручки ПАО «ТГК-14», установленной на 2019 год, были исключены по следующим причинам:

- расходы, связанные с установленным районным коэффициентом к заработной плате;

- финансовый результат по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год.

Согласно Экспертному заключению Органа регулирования необоснованно полученные доходы регулируемой организации в предшествовавшие периоды регулирования, и исключенные из необходимой валовой выручки предприятия, составили 523 954,35 тыс.руб., в том числе на 2019 год – 518 573,58 тыс.руб., на 2020 год – 5 380,77 тыс.руб.

При этом, необходимо отметить, что, исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2019 год, неясно распределение суммы расходов по статье «Доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в предшествовавшие периоды регулирования» по годам в разрезе подстатей «Расходы, связанные с установленным районным коэффициентом к заработной плате» и «Финансовый результат по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год».

1. «Расходы, связанные с установленным районным коэффициентом к заработной плате».

В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 № 72-АПГ18-1 (далее – определение ВС РФ № 72-АПГ18-1) районный коэффициент для Забайкальского края установлен постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28 в размере 20 %. С учетом максимальной северной надбавки для Забайкальского края, установленной постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 № 53 в размере 30 %, - компенсационные выплаты на федеральном уровне вместе с районным коэффициентом составляют 50 % к заработной плате.

Согласно определению ВС РФ № 72-АПГ18-1 компенсационные выплаты в завышенном по сравнению с федеральным законодательством размере, в том числе обусловленные коллективным договором, локальными нормативными актами регулируемой организации, должны производиться регулируемой организацией из нетарифных источников.

Определением ВС РФ № 72-АПГ18-1 решение Краевого суда Забайкальского края по делу 3а-85/2017 оставлено без изменений, где вышеуказанным решением признано корректным применение коэффициента 50%, а не 70 %.

Стоит отметить, что данное дело рассматривалось в рамках тарифа на тепловую энергию от котельных, переданных по договору аренды с муниципальным образованием городской округ «Город Чита» на территории муниципального образования городской округ «Город Чита», установленному на 2016-2018 гг.

Соответственно, решение Краевого суда Забайкальского края и определение ВС РФ № 72-АПГ18-1 были приняты в отношении оспариваемого тарифа.

В части тарифа на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-14» (Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), судами дело не рассматривалось, соответственно, тариф не подлежал пересмотру.

Согласно доводам Органа регулирования в части тарифа на тепловую энергию ПАО «ТГК-14» (Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ) должен быть учтен подход вышеуказанных определения и решения судов.

РСТ расходы на оплату труда в части учитываемого районного коэффициента за 2016-2018 гг. были исключены из необходимой валовой выручки ПАО «ТГК-14» на 2019 год в размере 371 154,81 тыс.руб. на основании определения ВС РФ № 72-АПГ18-1.

На основании вышеизложенного, при расчете расходов по данной подстатье ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства со стороны Органа регулирования.

2. «Финансовый результат по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год».

По мнению ПАО «ТГК-14» при установлении тарифов на 2019 год Органом регулирования из необходимой валовой выручки необоснованно исключены расходы по данной статье затрат, поскольку данные расходы были исключены из необходимой валовой выручки ПАО «ТГК-14», установленной на 2018 год.

Согласно письменному мнению РСТ при установлении тарифов на 2018 год для ПАО «ТГК-14» Органом регулирования были учтены расходы по статье затрат «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» за 2016 год в размере – 5 604,75 тыс.руб., в соответствии с пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э и включающей в том числе показатель отклонения объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.


где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 настоящих Методических указаний;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Органом регулирования была проведена проверка фактических экономически обоснованных расходов ПАО «ТГК-14» по производству в режиме комбинированной выработки, которые составили 2 753 294,10 тыс. руб., фактически начисленная выручка - 3 331 470,22 тыс. руб. Таким образом, излишне полученные средства составили 578 176,12 тыс. руб. При этом экономия по операционным ресурсам составила - 208 525,00 тыс. руб., по энергетическим ресурсам - 216 851,59 тыс. руб. Согласно тарифной модели, изначально предусмотренной при утверждении тарифов на 2016 год, данный избыток денежных средств должен был погасить выпадающие доходы 2015 года и частично 2016 года.

ПАО «ТГК-14» обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края (далее – АС Забайкальского края) с целью взыскания недополученных доходов за 2015-2016 гг., возникших из-за межтарифной разницы
(дело № А78-6425/2017).

Согласно письменному мнению Органа регулирования учесть денежные средства, выявленные по результатам проверки ПАО «ТГК-14» за 2016 год, в ходе рассмотрения судебного спора по делу № А78-6425/2017 не представлялось возможным, так как в соответствии с постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 мая 2018 года по делу
№ А78-3415/2015 излишне полученные фактические доходы не относятся к предмету спора по взысканию межтарифной разницы, поскольку касаются обстоятельств, которые могут быть положены в основу судебного акта при оспаривании нормативного акта (приказа) об установлении тарифа на поставляемую истцом тепловую энергию, в том числе и населению (стр. 6 постановления). Исковые требования ПАО «ТГК-14» по 2016 году были удовлетворены в полном объеме. Таким образом, выпадающие доходы от производства тепловой энергии котельными были возмещены ПАО «ТГК-14» в рамках судебного спора.

В соответствии с решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26.12.2018 требования ПАО «ТГК-14» были частично удовлетворены.

По мнению Органа регулирования, учитывая вышеизложенное решение АС Забайкальского края, ПАО «ТГК-14» недополученные доходы были учтены дважды – в рамках корректировки тарифов на 2018 год и по итогам решения АС Забайкальского края. Учитывая данный факт, РСТ в целях недопущения двойного учета положительный финансовый результат был исключен.

При этом, в соответствии с Экспертным заключением Органа регулирования на 2018 год размер корректировки необходимой валовой выручки в 2018 году, рассчитываемый в 2017 году на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в 2016 году, составил 5 604,75 тыс.руб.

Согласно Экспертному заключению РСТ на 2019 год по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2016 год из необходимой валовой выручки, установленной на 2019 год, был исключен положительный финансовый результат за 2016 год в сумме 152 799,54 тыс.руб., в целях недопущения двойного учета.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, за исключением случаев обслуживания заемных средств по процентной ставке в размере, не превышающем 5 процентов годовых (далее - льготная ставка), или софинансирования субъектом Российской Федерации части расходов по процентной ставке, отличающейся от льготной ставки, в соответствии с Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем предоставления финансовых средств на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 997 "О реализации мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

С учетом позиции суда кассационной инстанции и в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 РСТ Забайкальского края излишне полученные доходы от производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки были исключены из необходимой валовой выручки на 2019 год в целях недопущения двойного возмещения выпадающих доходов.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства со стороны Органа регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию для ПАО «ТГК-14» на 2019 год. Требования Заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании анализа представленных ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края обосновывающих материалов Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований, изложенных в заявлении о разногласиях между ПАО «ТГК-14» (Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ) и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (рег. № 48922/19 от 22.03.2019).

 

<...>

Связанные организации

Забайкальское УФАС России
ИНН 7536033755, ОГРН 1027501158541
ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ № 14"
ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
ИНН 7536095977, ОГРН 1087536008790