Решения по тарифам №31/65935/19 Решение о частичном удовлетворении требований МУПП "Кохмабыт... от 31 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ


 

Резолютивная часть решения оглашена «26» июля 2019 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия) <...>

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, Комиссией ФАС России рассмотрено заявление (исх. от 19.03.2019 № 318, вх. от 20.03.2019 рег. № 46572/19) о разногласиях между Муниципальным унитарным производственным предприятием жилищно-коммунального хозяйства городского округа Кохма «Кохмабытсервис» и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент, орган регулирования) по постановлению Департамента от 20.12.2018 № 239-к/16 «Об установлении и корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кохма» (с изменениями на 1 февраля 2019 года) (в ред. постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 01.02.2019 № 4-к/2). Тариф для МУПП «Кохмабытсервис» в сфере водоотведения установлен органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг. с применением метода индексации.  

Утвержденная необходимая валовая выручка для МУПП «Кохмабытсервис» на 2019 год составляет:

- по водоотведению 54 706,7 тыс. руб.

Заявленная МУПП «Кохмабытсервис» на досудебный спор необходимая валовая выручка на 2019 год составляет:

- по водоотведению 65 811,45 тыс. руб.

Тариф для МУПП «Кохмабытсервис» установлен на уровне:

- по водоотведению 39,28 руб./куб. м.

Заявленный МУПП «Кохмабытсервис» на досудебный спор экономически обоснованный тариф на 2019 год составляет:

- по водоотведению 47,25 руб./куб. м.

В поданном заявлении МУПП «Кохмабытсервис» считает, что Департаментом нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов на водоотведение для МУПП «Кохмабытсервис» на 2019 год, мотивируя позицию, изложенную в поданном заявлении, следующим:

1. Операционные расходы: (не учтены расходы в общей сумме 4 451,126  тыс. руб. по следующим статьям затрат)

 1.1) не учтены расходы на приобретение сырья и материалов в размере 1 014,708 тыс. руб.;

1.2) не учтены расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг в размере 99,477 тыс. руб.;

1.3) не учтены расходы на оплату труда в размере 2 079,896 тыс. руб.;

1.4) не учтены расходы на отчисления на социальные нужды основного производственного персонала в размере 628,129 тыс. руб.;

1.5) не учтены прочие производственные расходы в размере 143,533 тыс. руб.;

1.6) не учтены ремонтные расходы в размере 485,383 тыс. руб.;

2. Неподконтрольные расходы: (не учтены расходы в общей сумме 5 000,55 тыс. руб. по следующим статьям затрат)

2.1) не учтены расходы на покупку услуг сторонних организаций, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения (водоотведения) или объектов, входящих в состав таких систем в размере 5 000,55 тыс. руб.;

3. Нормативная прибыль:

3) не учтены расходы по нормативной прибыли в части выплат социального характера в размере 222,417 тыс. руб.;

4. Отклонение фактически достигнутого объёма поданной воды или принятых сточных вод (расчёт дельта НВВ по формуле 32 Методических указаний № 1746-э):

4) не учтены расходы, сложившиеся ввиду возникшего отклонения фактически достигнутого объёма поданной воды или принятых сточных вод в размере 1 378,739 тыс. руб.

Общая сумма спора по заявленным на разногласия в ФАС России статьям затрат составила 11 052,836 тыс. руб.

Также МУПП «Кохмабытсервис» в заявлении о досудебном урегулировании спора указывает на то, что необходимая валовая выручка на период с 2019 - 2023 гг., установленная Департаментом при расчёте тарифа на оказываемые услуги водоотведения, не включает расходы на реализацию инвестиционных и энергосберегающих мероприятий, в этой связи считает незаконным установленный органом регулирования индекс эффективности операционных расходов на уровне 5 %.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сферах водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным разногласиям Комиссия ФАС России отмечает следующее.

1.    Операционные расходы

1.1. Расходы на приобретение сырья и материалов.

На разногласия по данной статье затрат МУПП «Кохмабытсервис» заявлены средства в размере 1 709,739 тыс. руб., органом регулирования учтены при установлении тарифов в составе необходимой валовой выручки расходы в размере 695,031 тыс. руб., таким образом сумма разногласий составила 1 014,708 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 19 Методических указаний № 1746-э расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов. Регулируемая организация представляет в органы регулирования тарифов информацию согласно Приложениям 2.1 - 2.1.1 к Методическим указаниям 1746-э в отношении реагентов, горюче-смазочных материалов и других видов сырья и материалов, расходы на которые составляют более 5 процентов общей величины расходов на сырье и материалы.

МУПП «Кохмабытсервис» проанализированы расходы за предыдущие годы и составлен план мероприятий на последующие годы и произведены необходимые расчеты для определения величины расходов в целях получения достаточного дохода в будущем долгосрочном пятилетнем периоде 2019-2023 гг. Так как 2019 год является первым годом долгосрочного периода регулирования, на который устанавливается базовый уровень операционных расходов, где базовый уровень операционных расходов является основой для установления долгосрочных параметров регулирования предприятия, так как значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются.

Расходы на сырье и материалы определялись МУПП «Кохмабытсервис» как сумма по каждому виду сырья и материалов, умноженная на плановые цены и экономически обоснованные объемы потребления сырья и материалов для осуществления планово - предупредительных ремонтов и аварийно­восстановительных работ на сетях водоотведения.

Расчет МУПП «Кохмабытсервис» произведен с учетом фактической потребности предприятия в материальных ресурсах для осуществления работ, связанных с перекачкой и транспортировкой сточных вод по канализационным сетям, а также потребности в материалах, необходимых для устранения аварий на централизованных сетях в целях локализации аварии в пределах установленного нормативами срока.

Расчетные цены для определения расходов на 2019 год приняты МУПП «Кохмабытсервис» на уровне цен 1 квартала 2018 года, увеличенных на индекс-дефлятор в размере 1,044 (2019 г./2018 г.),

Общая сумма заявленных МУПП «Кохмабытсервис» расходов по данной статье составляет 1 709,739 тыс. руб., в том числе: на сырье и материалы приходится 1 498,063 тыс. руб.; на аварийный запас - 211,676 тыс. руб.

Органом регулирования в соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования № 406 в составе данной статьи учтены расходы на сырье и материалы для осуществления планово-предупредительных ремонтов и аварийно-восстановительных работ на сетях водоотведения. Величина затрат определена Департаментом исходя из фактических данных регулируемой организацией за 2017 год, в размере 640,132 тыс. руб., с применением прогнозного индекса цен производителей промышленной продукции согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант), разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации, на 2018 и 2019 годы в размере 104,1 %, 104,3 % соответственно.

Как указывает орган регулирования, заявленные ОВКХ плановые затраты на 2019 год содержат в том числе затраты на приобретение частотного преобразователя, насосов, аккумуляторов, относящиеся к основным средствам. Департамент обращает особое внимание на недопустимость учета затрат на приобретение основных средств в составе затрат на сырье и материалы. Расходы на приобретение основных средств необходимо учитывать в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В ФАС России МУПП «Кохмабытсервис» представлены расчёты расходов на сырье и материалы по водоотведению, а также на аварийный запас по участку «Тепловые сети» и участку «Водоканализация» на 2019 год, где указан перечень материалов, количество, цена и стоимость.

При этом ФАС России отмечает, что на досудебное урегулирование спора МУПП «Кохмабытсервис» не представлены заключенные договоры на приобретение материалов, в том числе материалы, подтверждающие проведение торгов, а также материалы, свидетельствующие о подтверждении заявленной в расчетах цены материалов (коммерческие предложения также отсутствуют в материалах дела).

Кроме того, ФАС России отмечает, что расчеты МУПП «Кохмабытсервис» содержат в том числе затраты на приобретение частотного преобразователя, насосов, аккумуляторов, относящиеся к основным средствам, которые необходимо учитывать в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой.

Исходя из вышеизложенного МУПП «Кохмабытсервис» отказано в удовлетворении требований по статье «Расходы на приобретение сырья и материалов».

1.2. Расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг.

Органом регулирования не учтены расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг в размере 99,477 тыс. руб.

Расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, заявленные МУПП в сумме 916,016 тыс. руб. учитывают фактические расходы предприятия на:

-  Электрические измерения электропроводки и электрооборудования насосных станций - 31,03 тыс.руб.;

-   Обучение персонала - 0,48 тыс.руб.;

-   Диагностика автотранспорта- 2,04 тыс.руб.;

-   Заправка, восстановление и профобслуживание картриджей для принтера - 8,77 тыс.руб.;

-   Телематические услуги система «Глонасс» - 5,37 тыс.руб.;

-   Охрана объектов водоотведения - 12,89 тыс.руб.;

-   Транспортировка отходов (ООО «Инвестиционно-экологическая компания» - 0,59 тыс.руб.;

-   Прочистка наружных канализационных сетей ООО «КРОТ Плюс» - 74,07 тыс.руб.; При расчете использовались фактические данные за 2017 год, проиндексированные на прогнозные показатели, определенные в базовом варианте Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант), разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации, в размерах (2018/2017) — 1,027; (2019/2018) - 1,046;

-   Расходы по оплате услуг, предоставляемые по контракту ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области, по обслуживанию оборудования КНС № 2 МУПП, расположенной на закрытой территории исправительной колонии № 5, в сумме 780,761 тыс. руб. в год.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы выполненных работ (услуг)\цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию.

Данная статья затрат включает расходы на диагностику автотранспорта, техническое обслуживание оборудования скважин, насосных станций и КНС, электрические измерения электропроводки и электрооборудования охрану объектов.

На 2019 год Департаментом расходы определены исходя из фактических данных организации за 2017 год в размере 760,107 тыс. руб. с применением прогнозного индекса роста потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант), разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, в размере 102,7 %, 104,6 % соответственно, что составило на 2019 год 816,539 тыс. руб. Подход к формированию данной статьи аналогичен формированию расходов на сырье и материалы.

Департамент указывает на то, что в заявлении в ФАС России МУПП «Кохмабытсервис» отражает величину фактических расходов в размере 916,016 тыс. руб. и перечень работ за 2017 год, при этом в материалах тарифного дела, которые были направлены в орган регулирования на момент установления тарифов, регулируемой организацией указана величина в размере 760,107 тыс. руб.

При этом исходя из анализа материалов, представленных в ФАС России выявлено, что в материалах тарифного дела МУПП «Кохмабытсервис» первоначально была заявлена сумма 760,107 тыс. руб., однако в связи с изменением условий контракта, заключенного с ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области, по обслуживанию оборудования на КНС-2, которая принадлежит МУПП «Кохмабытсервис» на праве хозяйственного ведения и расположена на закрытой территории исправительной колонии № 5, регулируемой организацией 07.11.2018 направлены в адрес Департамента дополнительные документы и расчеты для учета расходов по данной статье при расчете тарифов на водоотведение (пункты 18, 19 сопроводительного письма МУПП «Кохмабытсервис», расходы по ФКУ ИК-5 УФСИН России представлены в материалах отдельным расчетом (пункт 19, приложение к письму от 07.11.2018 № 1269). При этом Комиссия ФАС России отмечает, что письмо от 07.11.2018 № 1269 было направлено в орган регулирования в рамках корректировки инвестиционной программы (где сумма изменена (скорректирована) на 780 761,58 тыс. руб.).

Более того в Департамент фактические затраты 2017 года по данной статье в целом в размере 760,107 тыс. руб. были представлены регулируемой организацией без расшифровки. При этом фактические затраты, непосредственно приходящиеся по договору с ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области, по обслуживанию оборудования на КНС-2 за 2017 год составили 634,2 тыс. руб., При детальном анализе договоров (контрактов), заключенных между МУПП «Кохмабытвервис» и ФКУ ИК-5 УФСИН за 2017-2018 гг., Комиссией ФАС России выявлено, что ежемесячно согласно смете затрат по обслуживанию КНС, которая является Приложением к договорам (контрактам), в стоимость договора входит статья затрат «Накопления». Комиссия ФАС России обращает особое внимание на то, что указанная сумма не находит экономического обоснования в рамках осуществления регулируемого вида деятельности.

Учитывая вышеизложенные доводы, Заявителю отказано в удовлетворении заявленных МУПП «Кохмабытсервис» требований.

1.3 - 1.4 Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.

По данной статье органом регулирования не учтены расходы на оплату труда в размере 2 079,896 тыс. руб. и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала в размере 628,129 тыс. руб. Департаментом при расчёте фонда оплаты труда задействованы показатели МУПП «Кохмабытсервис» (а именно тарифная ставка рабочего 1 разряда, текущий процент премирования, и т.д.). единственный показатель, который не был учтен - численность персонала регулируемой организации. Таким образом разногласия между сторонами возникли относительно определения численности основного производственного персонала МУП «Кохмабытсервис».

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования № 406 в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

На разногласия в ФАС России МУПП «Кохмабытсервис» представлен расчёт нормативной численности в количестве 33 штатных единиц. При этом регулируемой организацией указанная численность не задействована при расчете заявленной на разногласия величины фонда оплаты труда, а принята в количестве 25 ед. по штатному расписанию. Как указывает МУП «Кохмабытсервис», информация о штатной численности регулируемой организации Департаменту предоставлялась в составе материалов тарифного дела 2019-2023 гг. от 26.04.2018. Таким образом, МУПП «Кохмабытсервис» не оспаривает нормативную численность, но просит учесть при расчете ФОТ численность персонала в соответствии со штатным расписанием, отмечая, что дополнительные запросы по обоснованию увеличения численности персонала в штатном расписании Департаментом со стороны ОВКХ не запрашивались.

Департаментом численность основного производственного персонала МУПП «Кохмабытсервис» принята на уровне фактической численности 2017 года и составила в сфере водоотведения 16 ед. (Справочно фактическая численность указана не в статистических формах, а в расчётных таблицах при определении фонда оплаты труда).

В обоснование данной статьи затрат ОВКХ представлено штатное расписание на 2018-2019 годы, утвержденное приказом от 05.03.2018 № 68, расчет нормативной численности в соответствии с приказом Госстроя России от 22.03.1999 № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно- канализационного хозяйства», коллективный договор МУПП «Кохмабытсервис» (далее – Рекомендации № 66). Однако, в расчете нормативной численности, выполненном регулируемой организацией, отсутствуют сведения о производительности оборудования, протяженности сетей, виде учета расхода воды, объектах обслуживания, количестве сооружений, количестве работающих станций, количестве одновременно обслуживающих насосов и другие данные в отношении имущества МУПП «Кохмабытсервис». Данные показатели являются обязательными для корректного расчета.

Исходя из вышеизложенного, Департаментом расчет нормативной численности, выполненный организацией, не принят при формировании регулируемых тарифов. Возможности выполнить самостоятельный корректный расчет нормативной численности регулируемой организации, как указывает орган регулирования, у Департамента также не было ввиду отсутствия вышеперечисленных сведений. В связи с чем фактическая численность персонала МУПП «Кохмабытсервис» 2017 года являлась единственным экономически обоснованным показателем при формировании данной статьи затрат.

Комиссия ФАС России отмечает, что при анализе расчета нормативной численности, представленного МУПП «Кохмабытсервис» ФАС России выявлена техническая ошибка в расчете. Так, расчёт нормативной численности, выполненный МУП «Кохмабытсервис» по канализационным сетям расчётная численность составляет 10 ед., а в итогов расчёте МУПП «Кохмабытсервис» принимается 15 ед., аналогичные несоответствия выявлены на протяжении всего расчёта, более того Комиссия ФАС России также обращает внимание на то, что в расчётах отсутствуют технические характеристики, подтверждающие экономическую обоснованность величин, задействованных в расчёте, а именно сведения о производительности оборудования, протяженности сетей, виде учета расхода воды, объектах обслуживания, количестве сооружений, количестве работающих станций, количестве одновременно обслуживающих насосов и другие данные в отношении имущества МУПП «Кохмабытсервис».

Исходя из вышеизложенного, а также того факта, что 2019 год является первым годом пятилетнего долгосрочного периода регулирования, в течение которого операционные расходы и численность МУПП «Кохмабытсервис» не будут пересмотрены на протяжении всего долгосрочного периода регулирования, в условиях того, что фактическая численность персонала согласно статистическим формам П-4 за 2017-2018 гг. составила 25 ед., Комиссия ФАС России считает целесообразным предписать органу регулирования провести анализ дополнительных материалов, представленных МУПП «Кохмабытсервис» в части производительности оборудования, протяженности сетей, объектах обслуживания, количестве сооружений, количестве работающих станций, количестве одновременно обслуживающих насосов и другие данные в отношении имущества МУПП «Кохмабытсервис», а также обоснование о необходимости в привлечении дополнительных единиц, по результатам которого учесть численность основного производственного персонала МУПП «Кохмабытсервис» на экономически обоснованном уровне.

Спор по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствует, заявленное на разногласия увеличение расходов на отчисления на социальные нужды основного производственного связано с предлагаемым предприятием увеличением расходов на оплату труда. В этой связи органу регулирования также необходимо произвести перерасчёт указанных расходов с учетом результата, полученного по итогам проведения дополнительного анализа численности основного производственного персонала, по результатам которого учесть экономически обоснованные расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» исходя из страховых взносов в размере 30,2 % от фонда оплаты труда.

1.5 Прочие производственные расходы.

Прочие производственные расходы приняты Департаментом в размере 411,388 тыс. руб., что на 145,215 тыс. руб. меньше, заявленной ОВКХ суммы средств.

Расходы по данной статье затрат приняты органом регулирования на уровне заявленных организаций (556,603 тыс. руб.) за исключением представительских расходов в размере (194,170 тыс. руб.), но с учётом расходов на оплату услуг банка в размере 48,955 тыс. руб.

МУП «Кохмабытсервис» обозначены конкретные мероприятия, в рамках которых возникают представительские расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль предприятия, а именно:

- официальный прием представителей других организаций с участием официальных лиц принимающей стороны;

- доставка представителей других организаций и официальных лиц принимающей стороны на мероприятие и обратно.

Также МУП «Кохмабытсервис» представлен расчет представительских расходов, однако, указанный расчет выполнен регулируемой организацией исходя из процентного показателя (4 % от фонда оплаты труда). Данный показатель не имеет экономического обоснования, ссылка и соответствующий утверждающий указанный показатель документ отсутствуют в материалах тарифного дела. При этом по факту 2017 года представительские расходы организацией не понесены.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России считает целесообразным  отказать Заявителю в удовлетворении заявленных МУПП «Кохмабыисервис» требований.

Данная статья, за исключением представительских расходов, включает в себя расходы на специальную оценку условий труда, медицинский осмотр, расходы на служебные поездки, страхование автотранспорта, лабораторные исследования качества питьевой воды, охрану труда и технику безопасности.

В составе данной статьи затрат Департаментом также учтены расходы на оплату услуг банка в размере 48,955 тыс. руб., что составляет 14,3 % от общей суммы плановых затрат 342,344 тыс. руб. При этом разногласия по вышеперечисленным статьям затрат между сторонами отсутствуют.

1.6 Ремонтные расходы

Ремонтные расходы определены органом регулирования в сумме 993,800 тыс. руб., что на 485,38 тыс. руб. меньше суммы, заявленной ОВКХ. Указанная статья затрат включает расходы на текущий ремонт, определенные на основании представленных МУПП «Кохмабытсервис» локальных смет от 2018 года, с применением прогнозного индекса роста цен производителей в промышленности, рекомендованного Минэкономразвития России на 2019 годы в размере 104,3 %.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 406 в составе ремонтных расходов учитываются: а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

Положениями пункта 51 Основ ценообразования № 406 при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

С учётом положений пункта 24 Методических указаний № 1746-э при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

В отношении заявленных организацией затрат на ремонт насосов и электродвигателей в сумме 121,845 тыс. руб. (увеличенная на индексы в размерах 1,027 и 1,046 тыс. руб.) орган регулирования отмечает следующее. Затраты на ремонт основных средств, по мнению Департамента, должны учитываться на основании долгосрочной программы ремонтов, подтвержденной дефектными ведомостями, актами осмотров, предписаний Ростехнадзора, с учетом периодичности и необходимости проведения ремонтов. При этом вышеперечисленных материалов регулируемой организацией на момент установления тарифов в орган регулирования, а также в ФАС России не представлено.

Регулируемой организацией заявлены расходы на оказание услуг сторонними организациями ООО «Теплоком-Сервис», ООО «Связьстрой», ООО «Измерительная техника» и другие. Фактически понесенные расходы, указанные организацией в размере 329,938 тыс. руб. (увеличенные на индексы в размерах 1,027 и 1,046), документально не подтверждены, отсутствуют договоры с данными организациями, счета-фактуры и акты выполненных работ. Таким образом, ввиду отсутствия подтверждающих документов расходы на оплату услуг сторонних организаций не учтены органом регулирования при формировании тарифов.

В отношении данной статьи затрат в целом следует обратить особое внимание на то, что регулируемой организацией ежегодно не осваиваются средства, учтенные органом регулирования при формировании тарифов. Например: план 2016 года – 5 974,0 тыс. руб., факт 2016 года - 66,9 тыс. руб., план 2017 года - 6 334,172 тыс. руб., факт 2017 года - 451,838 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, а также в условиях отсутствия в материалах тарифного дела договоров, заключённых в предыдущих периодах регулирования по итогам проведённых конкурсных процедур, актов выполненных работ, заключений и экспертиз технического состояния объектов, подлежащих ремонту, а также дефектных ведомостей на планируемые ремонтные работы, МУПП «Кохмабытсервис» отказано в удовлетворении заявленных требований по статье «Ремонтные расходы».

2. Неподконтрольные расходы (Расходы на покупку услуг сторонних организаций, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоотведения)

МУПП «Кохмабытсервис» в заявлении о досудебном урегулировании спора считает, что Департаментом не учтен при установлении тарифов на 2019 год фактический объём стоков, оплаченный МУПП сторонним организациям водопроводно-канализационного хозяйства, в связи с чем указанные расходы незаконно уменьшены органом регулирования на 4 716,927 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Согласно подпункту (а) пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Плановый объем поверхностных (ливневых) сточных вод принят органом регулирования на основании данных по оплате услуг водоотведения за 2018 год. Из представленных МУПП «Кохмабытсервис» счетов об оплате услуг по очистке сточных вод, видно, что фактический объем стоков за 2017 год на очистные сооружения АО «Водоканал» составил 1 498,368 тыс. куб. м. Плановый объем сточных вод на 2019 год по предложению МУПП «Кохмабытсервис» принят в размере 1 392,798 тыс. куб. м. Поверхностные сточные воды попадают на очистные сооружения АО «Водоканал», поэтому разница между фактическими объемами и плановыми объемами от собственных абонентов в размере 105,570 тыс. куб. м. (объёмы по ливневой канализации) была учтена органом регулирования как
плановый объем поверхностных сточных вод. Департамент отмечает, что МУПП «Кохмабытсервис» в предлагаемых данных самостоятельно не выделены объемы поверхностных сточных вод.

Комиссия ФАС России отмечает, что при анализе материалов, представленных со стороны органа регулирования выявлена техническая ошибка в отношении применяемого тарифа второго полугодия АО «Водоканал» к объёму ливневых сточных вод в размере 13,99 руб./куб. м. (органом регулирования во втором полугодии применён тариф в размере 13,45 руб./куб. м. без увеличения на индекс в размере 1,04). Устранение указанной ошибки привело к необходимости дополнительного учёта по данной статье суммы средств в размере 28,398 тыс. руб.

Исходя из вышеизложенного органу регулирования необходимо рассчитать указанные затраты с учётом устранения технической ошибки в части тарифа второго полугодия при расчёте объёма поверхностных сточных вод в размере 13,99 руб./куб. м.

Относительно определения объёмных показателей, Комиссия ФАС отмечает, что при установлении тарифов на 2019 год МУПП «Кохмабытсервис» не подтверждены фактические объёмы покупки ресурса у сторонних организаций ООО «Промэнергосеть» и ООО «Крайтекс-Ресурс», а представлены лишь счета фактуры на оплату услуг АО «Водоканал».

С учётом вышеизложенного, Комиссия ФАС России считает обоснованным отказать Заявителю в удовлетворении требований относительно определения объёмных показателей, предписав пересчитать органу регулирования указанные затраты с учётом устранения технической ошибки в части тарифа второго полугодия 2019 года при расчёте объёма поверхностных сточных вод в размере 13,99 руб./куб. м.

3. Нормативная прибыль.

В заявлении о досудебном урегулировании спора МУПП Кохмабытсервис» указывает на то, что Департаментом не учтен представленный расчёт расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами в составе статьи «Нормативная прибыль» на 2019-2023 гг., а принята в расчёт величина расходов на уровне фактических затрат 2017 года, несмотря на то, что ожидаемый факт 2018 года регулируемой организации в 3 раза выше фактических затрат 2017 года, в этой связи предлагает к дополнительному учёту признать сумму экономически обоснованных затрат по данной статье в размере 222,42 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования № 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы по социальным выплатам приняты органом регулирования на основании фактических данных за 2017 год с учетом прогнозного индекса потребительских цен согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант), разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации, на 2018, 2019 годы в размерах 104,6 %, 102,7 %, на уровне 59,083 тыс. руб.

Департаментом не приняты указанные расходы на заявленном ОВКХ уровне, поскольку в материалах тарифного в подтверждение данной статьи затрат не представлены расчёты по социальным выплатам с указанием перечня лиц, которым выплаты производились в предыдущих периодах регулирования. В условиях предписанного в пунктах (подпунктах) 1.3-1.4 мотивировочной части настоящего решения проведения анализа, органу регулирования также необходимо произвести перерасчёт указанных затрат исходя из представленных дополнительно материалов, по итогам которого учесть затраты по статье «Нормативная прибыль (в части расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами)» на экономически обоснованном уровне.

4. Отклонение фактически достигнутого объёма поданной воды или принятых сточных вод (расчёт дельта НВВ по формуле 32 Методических указаний № 1746-э)

МУПП «Кохмабытсервис» в заявлении о досудебном урегулировании спора указывает на то, что Департаментом не учтены расходы, сложившиеся в 2017 году ввиду возникшего отклонения фактически достигнутого объёма поданной воды или принятых сточных вод (экономически понесённые, но не учтённые органом регулирования в 2017 году затраты) в размере 1 378,739 тыс. руб. по статьям «Расходы на покупку услуг сторонних организаций, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоотведения», «Резерв по сомнительным долгам гарантирующей организации», «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов».

4.1. В части расходов на покупку услуг сторонних организаций, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоотведения по факту 2017 года, Департамент сообщает следующее.

Расходы на покупку услуг сторонних организаций приняты в размере 23 905,553 тыс. руб., исходя из общего фактического объема сточных вод за 2017 год в размере 1 858,150 тыс. куб. м. и действующих в 2017 году тарифов на водоотведение, утвержденных для АО «Водоканал», ООО «Промэнергосеть», ООО «Крайтекс-Ресурс». Расчет на данную сумму представлен МУПП «Кохмабытсервис» как в материалах тарифного дела, так и в ФАС России.

Поскольку регулируемой организацией самостоятельно заявлена сумма средств по данной статье на уровне 23 905,553 тыс. руб., а органом регулирования указанные средства приняты в полном объёме, МУПП «Кохмабытсервис» отказано в удовлетворении заявленных требований в указанной части.

4.2. Расходы по резерву по сомнительным долгам гарантирующей организации за 2017 год заявлены регулируемой организацией в размере 676,433 тыс. руб. Однако, положения пункта 42 Основ ценообразования № 406 распространятся как на плановые показатели, так при оценке фактических расходов. В этой связи максимальный размер указанных затрат может быть принят согласно требованиям законодательства Российской Федерации в размере 2-ух процентов от необходимой валовой выручки (НВВ), относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования. Необходимая валовая выручка, относимая на население, рассчитана Департаментом в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 1746-э в размере 26 241,35 тыс. руб. Таким образом, максимально возможная сумма к включению в состав необходимой валовой выручки (2%) составляет 524,83 тыс. руб. На указанном основании органом регулирования данные расходы уменьшены на 151,606 тыс. руб. по сравнению с заявленными регулируемой организацией.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 406 сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включают в себя, в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

При анализе указанных затрат Комиссия ФАС России отмечает, что расчет расходов по сомнительным долгам произведён органом регулирования исходя из положений Основ ценообразования № 406, а именно в размере двух процентов от выручки, собранной от населения.

В условиях вышеизложенного Заявителю отказано в удовлетворении заявленных МУПП «Кохмабытсервис» требований в указанной части.

4.3. Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов.

В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования № 406, а также исходя из положений, закреплённых в разделе VII Методических указаний № 1746-э, во избежание двойного учета одних и тех же расходов данные затраты приняты Департаментом на уровне плановых на 2017 год затрат.

В отношении данного довода МУПП «Кохмабытсервис» Департамент отмечает, что данная сумма в размере 700,0 тыс. руб. отсутствовала в первоначальном проекте расчета тарифов. В ходе заседания Правления Департамента 20.12.2018 года и в представленных письменно разногласиях (к первоначальному проекту расчета тарифов) МУПП «Кохмабытсервис» было отмечено о необходимости проверки показателя корректировки НВВ 2017 года. На Правлении данные замечания были учтены органом регулирования, расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов к факту 2017 года приняты в размере 700,0 тыс. руб. Данный факт отражен в протоколе заседания Правления Департамента от 20.12.2018 № 239(5), протокол в свободном доступе размещен на официальном сайте Департамента энергетики и тарифов Ивановской области. Выписка из протокола направлена в адрес МУПП «Кохмабытсервис» письмом Департамента от 28.12.20:18 № исх-2152-018/8-20.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России отмечает об отсутствии разногласий в указанной части.

5. Индекс эффективности операционных расходов

Кроме разногласий по величине расходов МУПП «Кохмабытсервис» заявляет о несогласии с установленной Департаментом величиной ИЭР - индекс эффективности операционных расходов на долгосрочный период регулирования тарифов в сфере водоотведения 2020- 2023 гг. в размере 5 %.

Как указывает регулируемая организация, индекс эффективности операционных расходов устанавливается органом регулирования для каждой регулируемой организации при применении метода доходности инвестированного капитала или метода индексации установленных тарифов с целью обеспечения поэтапного достижения эффективного уровня операционных расходов организации. При установлении индекса эффективности операционных расходов учитываются инвестиции, осуществляемые в целях снижения операционных расходов. Влияние инвестиций на снижение уровня операционных расходов оценивается на этапе разработки и согласования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае если инвестиционная программа регулируемой организации предусматривает инвестиции, позволяющие снизить операционные расходы регулируемой организации на 5 процентов и более, то индекс эффективности операционных расходов в отношении такой организации устанавливается на уровне 5 процентов.

Инвестиционная программа (корректировка), учитывающая реализацию мероприятий по энергосбережению, обеспечению надежности и качества услуг водоотведения МУПП «Кохмабытсервис» была представлена на утверждение в Департамент в 2018 году. Департамент отказал в утверждении корректировки инвестиционной программы. Обоснование отказа - недоступность тарифов для потребителей в случае учета при установлении тарифов расходов на реализацию инвестиционной программы, связывая указанное с увеличением индекса роста платы граждан с 1 июля 2019 года на 2,61 %, при уровне, определенным Прогнозом социально-экономического развития на 2019 год в размере 2,4 %.

Необходимая валовая выручка МУПП «Кохмабытсервис» на период 2019-2023 гг., установленная Департаментом для расчета тарифа на водоотведение, не включает расходы на реализацию инвестиционных и энергосберегающих мероприятий.

В этой связи МУПП «Кохмабытсервис» считает, что Департаментом необоснованно и незаконно установлен индекс эффективности операционных расходов на уровне 5 %, тем самым просит ФАС России произвести оценку действий Департамента в отношении тарифного регулирования МУПП «Кохмабытсервис» в сфере водоотведения на 2019 год в части применения индекса эффективности операционных расходов.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 79 Основ ценообразования № 406 индекс эффективности операционных расходов утвержден в качестве долгосрочного параметра регулирования для формирования тарифов в том числе на водоотведение с использованием метода индексации установленных тарифов.

Согласно пункту 46 Методических указаний № 1746-э индекс эффективности операционных расходов устанавливается органом регулирования тарифов для каждой регулируемой организации с целью обеспечения поэтапного достижения эффективного уровня операционных расходов организации в размере от 1 до 5 процентов в год. Индекс эффективности рассчитывается на основании данных по протяженности централизованной системы водоснабжения (или) водоотведения, диаметра трубопроводов, типа прокладки трубопроводов, определяемый органом регулирования путем сопоставления показателей деятельности регулируемой организации с показателями, определенными как средние для сравниваемых регулируемых организаций по стоимости строительства централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащей регулируемой организации на праве собственности или ином законном основании исходя из федеральных единичных расценок, рекомендуемых Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительное деятельности.

В соответствии с пунктом 47 Методических указаний № 1746-э расчет индекса эффективности операционных расходов осуществляется по формуле (9).

Расчет индексов эффективности организаций выполнен Департаментом в соответствии с пунктом 47 Методических указаний № 1746-э. Для МУПП «Кохмабытсервис» на 2020-2023 годы индекс эффективности операционный расходов рассчитан на уровне 5 % (расчет представлен в экспертном заключении).

Комиссия ФАС России отмечает, что указанные доводы МУПП «Кохмабытсервис» о наличии взаимосвязи индексов эффективности операционных расходов инвестиционных программ не подтверждены нормами федерального законодательства в сфере государственного регулирования тарифов в сферах водоснабжения и водоотведения. Расчет выполнен органом регулирования в соответствии с пунктом 47 Методических указаний № 1746-э по формуле (9). Наличие/отсутствие утвержденной инвестиционной программы не влияет на данный расчет.

На основании вышеизложенного, МУПП «Кохмабытсервис» отказано в удовлетворении заявленных требований в указанной части.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между МУПП «Кохмабытсервис» и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (исх. от 19.03.2019 № 318, вх. от 20.03.2019 рег. № 46572/19), Комиссия ФАС России:

РЕШИЛА:

1. Признать Департамент энергетики и тарифов Ивановской области нарушившим пункты 24, 39, 52, 65 и 78 Основ ценообразования № 406, при установлении тарифов на водоотведение для МУПП «Кохмабытсервис» на 2019 год.

2. Частично удовлетворить требования МУПП «Кохмабытсервис», указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора (исх. от 19.03.2019 № 318, вх. от 20.03.2019 рег. № 46572/19).

3. Предписать органу исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.09.2019 (включительно) пересмотреть тарифы МУПП «Кохмабытсервис» на водоотведение на 2019 год, при этом:

- провести анализ дополнительных материалов, представленных МУПП «Кохмабытсервис» в части производительности оборудования, протяженности сетей, объектов обслуживания, количества сооружений, количества работающих станций, количества одновременно обслуживающих насосов и другие данные в отношении имущества МУПП «Кохмабытсервис», в части обоснования о необходимости в привлечении дополнительных единиц в штат, а также расчётов по социальным выплатам с указанием перечня лиц, которым выплаты социального характера производились в предыдущих периодах регулирования, по результатам которого учесть расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, а также расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами в составе статьи «Нормативная прибыль» исходя из экономически обоснованной численности основного производственного персонала МУПП «Кохмабытсервис», в составе необходимой валовой выручки МУПП «Кохмабытсервис» 2019 года с учётом пунктов (подпунктов) 1.3 - 1.4 и 3 мотивировочной части настоящего решения;

- рассчитать расходы на покупку услуг сторонних организаций, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоотведения исходя из корректного определения тарифа второго полугодия 2019 года и учесть в составе необходимой валовой выручки МУПП «Кохмабытсервис» 2019 года с учётом пункта 2 мотивировочной части настоящего решения.

4. В срок до 01.09.2019 (включительно) органу исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на водоотведение в том числе долгосрочных параметров регулирования (базовый уровень операционных расходов), установленных для МУПП «Кохмабытсервис» на 2019 - 2023 гг. на основании требований, предусмотренных пунктом 3 резолютивной части настоящего решения.

5. В остальной части отказать в удовлетворении требований МУПП «Кохмабытсервис» (исх. от 19.03.2019 № 318, вх. от 20.03.2019 рег. № 46572/19).

6. Об исполнении настоящего решения органу регулирования Ивановской области в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3-4 настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которых предписано пунктами 3-4 настоящего решения;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений по делу об установлении для  МУПП «Кохмабытсервис» цен (тарифов) в сфере водоотведения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

 

 

Связанные организации

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области
ИНН 3729024414, ОГРН 1033700052484
Ивановское УФАС России
ИНН 3728012720, ОГРН 1023700560619
МУПП "Кохмабытсервис"
ИНН 3711004061, ОГРН 1023701512306