Решения по тарифам №СП/35954/20 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам выявленных нарушений законодатель... от 27 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 27.08.2019 № 1147/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 01.11.2019 № 166), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, рассмотрев материалы, связанные с установлением тарифов на водоснабжение и водоотведение для «ЛТУ ЮВ ДТВ – сп ЦДТВ – филиал ОАО «РЖД» на 2017-2019 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Тарифы для «ЛТУ ЮВ ДТВ – сп ЦДТВ – филиал ОАО «РЖД» (далее – регулируемая организация, ОАО «РЖД») установлены Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее – УРТ, орган регулирования) (с 1 апреля 2020 года правопреемником является Департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области) методом индексации на 2016-2018 гг. и на 2019-2023 годы.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) учтена органом регулирования при утверждении тарифа ОАО «РЖД» на услугу водоснабжения питьевая вода г.о. Воронеж на 2019 год на уровне 28 548,89 тыс. руб., на услугу водоснабжения питьевая вода г. Поворино, г. Новохоперск на 2019 год на уровне 21 796,96 тыс. руб., на услугу водоснабжения питьевая вода г. Лиски, г. Россошь на 2019 год на уровне 18 681,39 тыс. руб., на услугу водоснабжения техническая вода на 2019 год на уровне 16 017,16 тыс. руб., на услугу водоотведения г. Поворино, г. Новохоперск на 2019 год на уровне 18 149,95 тыс. руб., на услугу транспортировка сточных вод на 2019 год на уровне 14 878,25 тыс. руб.

Тарифы на 2019 год для ОАО «РЖД» утверждены органом регулирования на услугу водоснабжения питьевая вода г.о. Воронежна на уровне 16,19 руб./куб. м., на услугу водоснабжения питьевая вода г. Поворино, г. Новохоперск на уровне 14,52 руб./куб. м., на услугу водоснабжения питьевая вода г. Лиски, г. Россошь на уровне 15,57 руб./куб. м., на услугу водоснабжения техническая вода на уровне 15,68 руб./куб. м., на услугу водоотведения г. Поворино, г. Новохоперск на уровне 17,59 руб./куб. м., на услугу транспортировка сточных вод на уровне 8,22 руб./куб. м.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 предусмотрена корректировка тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования.

Согласно пункту 26 Правил № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ОАО «РЖД» за период с 2017 по 2019 гг. на услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе представленных экспертных заключений по установлению тарифов (далее – Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.

1. Амортизация.

УРТ ежегодно утверждаются в тарифах на водоснабжение и водоотведение для ОАО «РЖД» амортизационные отчисления, в том числе с учетом анализа фактических данных, при этом органом регулирования не исключаются излишне полученные средства по данной статье в прошлых периодах.

Данные по амортизационным отчислениям представлены в таблице ниже.

тыс.руб.

Тариф\год

2015

2016

2017

2018

2019

Транспортировка сточных вод

план

2 569

2 569

2 569

2 420

2 086

факт

1 686

1 560

2 086

 

 

разница

- 883

- 1 009

- 483

 

 

Водоснабжение питьевая вода г.о. Воронеж

план

2 084

2 084

2 084

2 084

1 801

факт

1 801

1 801

1 801

 

 

разница

- 283

- 283

- 283

 

 

 

В соответствии с подпунктом (а) пункта 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.

Таким образом, орган регулирования при установлении (корректировке) тарифов для ОАО «РЖД» не исключал фактически не понесенные расходы по статье «Амортизация» в размере 3 224 тыс. руб.

 

2. Объемы оказываемых услуг.

Органом регулирования по тарифу на техническую воду принимаются объемы отпуска воды и приема сточных вод с учетом фактических объемов, при этом данные фактические объемы в рамках излишне полученных доходов регулируемой организации за счет сбора дополнительных средств от неучтенных потребителей не исключались.

При этом, учитывая, что ввиду превышения фактического потребления полезного отпуска необходимо учитывать расходование средств по взаимозависимым от объемов расходам, а именно расходов на электроэнергию.

Данные по объемам отпуска вода и расходов на электрическую энергию представлены в таблице:

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

 

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Всего

Объемы предоставления услуг

План,

тыс. куб. м.

886,15

886,15

915,67

915,67

915,67

1 021,25

 

Факт,

тыс. куб. м.

915,67

1 028,49

1 021,25

1 021,25

 

 

Разница,

тыс. руб.

-29,52

-142,34

-105,58

-105,58

 

 

Тариф, руб./куб. м.

12,50

13,30

14,13

14,65

 

 

Итого, тыс. руб.

-369,00

-1 893,06

-1 491,83

-1 546,73

 

 

-5300,62

Расходы на электрическую энергию

План,

тыс. руб.

2 434,4

2 431,68

2 621,35

2665,91

2843,51

3707,53

 

Фактический тариф э/э, руб./кВт-ч

3,07

3,27

3,25

3,42

 

 

Удельное потребление э/э

(кВт-ч/куб. м)

0,68 (факт)

0,75 (факт)

0,79

0,79

0,79

0,79

Фактические расходы с учетом удельного потребления э/э, тыс. руб.

1 911,55

2 522,36

2 622,05

2 759,21

 

 

Разница, тыс. руб.

-522,85

90,68

0,70

93,30

 

 

-338,17

 

Итого

-891,85

-1 802,38

-1 491,13

-1 453,44

 

 

-5 638,79

 

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний № 1746  расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям № 1746 на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Согласно подпункту (а) пункта 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.

Таким образом ОАО «РЖД» имеет экономически необоснованные доходы прошлых периодов регулирования в размере 5 638,79 тыс. руб., подлежащих исключению из состава НВВ регулируемой организации.

Стоит также отметить, что УРТ при корректировке на 2020 год тарифов для ОАО «РЖД» признает экономически необоснованные расходы по статьям «Амортизация» и «Экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования», но распределяет исключение данные средств в течение долгосрочного периода регулирования до с 2020 по 2023 гг.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области нарушившим положения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункт 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, при утверждении тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения в отношении «ЛТУ ЮВ ДТВ – сп ЦДТВ – филиал ОАО «РЖД» на 2016-2019 годы.

2. Органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.07.2020 (включительно) устранить нарушения, допущенные Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области при установлении тарифов на 2019-2023 годы на водоснабжение и водоотведение для «ЛТУ ЮВ ДТВ – сп ЦДТВ – филиал ОАО «РЖД», а именно:

- исключить фактически не понесенные расходы по статье «Амортизация» за 2015-2017 годы в соответствии с пунктом 1 мотивировочной части настоящего предписания в размере 2 375 тыс. руб. из состава НВВ ОАО «РЖД» по транспортировке сточных вод 2020-2021 гг. и в размере 849 тыс. руб. из состава НВВ ОАО «РЖД» по водоснабжению питьевая вода г.о. Воронеж 2020-2021 гг.

- исключить экономически необоснованные доходы прошлых периодов регулирования в связи с излишне полученными доходами регулируемой организации за счет сбора дополнительных средств от неучтенных потребителей в соответствии с пунктом 2 мотивировочной части настоящего предписания в размере 5 638,79 тыс. руб. из состава НВВ ОАО «РЖД» по водоснабжению техническая вода 2020-2021 гг.

3. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Воронежской области исключить из состава необходимой валовой выручки ОАО «РЖД» иные расходы, размер которых напрямую зависит от расходов, подлежащих исключению, указанному в пункте 2 резолютивной части настоящего предписания, согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406.

4. В срок до 01.07.2020 (включительно) органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения принять и ввести в действие решение о корректировке тарифов на водоснабжение и водоотведение для ОАО «РЖД», утверждённых Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области на 2019-2023 годы, с учетом исполнения требований, предусмотренных пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания, а также с использованием величины изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания тарифов.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписано пунктами 2-4 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на которых принимались вышеуказанные решения;

экспертных заключений органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение для ОАО «РЖД» на 2020 и 2021 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Воронежское УФАС России с ИНН
ИНН 3664022568, ОГРН 1033600046908
Министерство тарифного регулирования Воронежской области
ИНН 3650004304, ОГРН 1023601588823