Письмо №СП/83776/23 Предписание в отношении Министерства тарифной политики Красн... от 12 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«11» октября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением обязательных требований Министерством тарифной политики Красноярского края, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 04.08.2023 № 31-20583-С/23, а также возражения в отношении отчета (письмо исх. от 25.08.2023 № 72/2113, вх. от 25.08.2023 № 129331-ЭП/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Министерством тарифной политики Красноярского края при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО «Региональная сетевая компания» на 2021-2023 гг.,

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

ФАС России было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований Министерством тарифной политики Красноярского края при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО «Региональная сетевая компания» на 2021-2023 гг., по результатам которого был составлен отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 04.08.2023 № 31-20583-С/23 (далее — Отчет).

Приказом Министерства от 29.12.2020 № 69-э в отношении ООО «Региональная сетевая компания» (далее — ООО «РСК сети», регулируемая организация) были установлены долгосрочные параметры регулирования на 2021-2025 гг. с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год в размере 142,5 млн. руб.

Приказом Министерства от 28.12.2021 № 94-э НВВ регулируемой организации без учета оплаты потерь установлена на 2022 год в размере 454 800,31 тыс. руб.

Приказом Министерства от 28.12.2022 № 111-э НВВ регулируемой организации без учета оплаты потерь установлена на 2023 год в размере 481 148,14 тыс. руб.

По результатам рассмотрения материалов тарифных дел ООО «Региональная сетевая компания» на 2021-2023 гг. в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, Экспертных заключений Министерства тарифной политики Красноярского края об установлении тарифов на передачу электрической энергии в отношении ООО «Региональная сетевая компания» на 2021-2023 гг. (далее – Экспертные заключения на 2021-2023 гг.), а также возражений в отношении Отчета от 25.08.2023 № 72/2113 (далее – Возражения), установлено следующее.

1. Базовый уровень подконтрольных расходов 2021 года

Базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год установлен Министерством в размере 142 541,57 тыс. руб. (0,7*156 693,97 + 109 518,3*0,3), где 156 693,97 тыс. руб. – подконтрольные расходы, определенные Комитетом методом экономически обоснованных расходов, 109 518,3 тыс. руб. – эффективный уровень подконтрольных расходов.

1.1. Подконтрольные расходы 2021 года, определенные методом экономически обоснованных расходов

1.1.1. Ремонт основных средств

Расходы по статье затрат «Ремонт основных средств» учтены Органом регулирования на 2021 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2021 года

Факт 2019 года

Предложение

организации

Утверждено Министерством

Принято

Комитетом

1.

Ремонт основных средств

54 538,8

54 492,1

32 602,41

Согласно Экспертному заключению на 2021 год расходы по данной статье затрат приняты Органом регулирования на основании представленных регулируемой организацией титульных списков по ремонту оборудования, графиков ремонта с учетом требований о периодичности ремонта.

Также в Экспертном заключении на 2021 год приведен анализ фактических расходов по данной статье затрат в соответствии с представленными формами раскрытия информации о структуре и объеме затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии за 2017-2019 гг.:

Показатели

2017 факт

2018 факт

2019 факт

Ср. факт за 3 года

Ср. факт за 3 года с учетом ИПЦ

Ремонт основных средств

35 797,11

17 161,59

32 602,41

28 520,37

30 433,52

Относительно учета затрат на уровне выше фактически сложившихся расходов Орган регулирования отмечает, что прирост плановых расходов по данной статье затрат сформирован исходя из непревышения % увеличения роста условных единиц.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2021 год в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по данной статье затрат Министерством не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленных регулируемой организацией документов и материалов в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 11 Методических указаний № 98-э.

В Экспертном заключении на 2021 год Орган регулирования отмечает, что прирост плановых расходов по данной статье затрат сформирован исходя из непревышения % увеличения роста условных единиц, однако в Экспертном заключении на 2021 год данный расчет не представлен.

Кроме того, фактические расходы по данной статье затрат за 2021 год в значительной мере ниже плановых расходов 2021 года. Так, фактические расходы за 2021 год составили 36 324,6 тыс. руб., при плановых расходах в размере 49 570,44 тыс. руб. (с учетом МСА).

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что организацией в рамках тарифного предложения на 2021 год не представлены документы и информация согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178. Таким образом, расчет был проведен Органом регулирования на основе фактических данных, представленных регулируемой организацией.

Также Орган регулирования отмечает, что с учетом замечания ФАС о недопустимости применения расчетов с использованием подхода по учету расходов на ремонт основных средств с использованием условных единиц, плановые расходы на 2021 год пересчитаны на основе отчетных данных регулируемой организации за 2018-2020 гг. в размере 44 138 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Ремонт основных средств» в размере 10 354,1 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год.

1.1.2. Расходы на оплату труда

Расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» учтены Органом регулирования на 2021 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2021 года

Факт 2019 года

Предложение

организации

Утверждено Министерством

Принято

Комитетом

1.

Расходы на оплату труда

57 571,86

55 077,29

45 104,43

Согласно Экспертному заключению на 2021 год расходы на оплату труда рассчитаны Органом регулирования исходя из:

- численности персонала в размере 96 чел., определенной на основании фактической среднесписочной численности в размере 75 чел., а также расчетной нормативной численности персонала на объем вновь вводимого электросетевого оборудования (862,08 у.е.) в размере 20,57 чел.;

- среднемесячной заработной платы на 1 работника регулируемой организации в размере 47 810,15 руб. (предложение регулируемой организации — 47 035,83 руб.).

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно Экспертному заключению на 2021 год в связи с тем, что регулируемой организацией не представлены формы П-4 за 2019 год, Органом регулирования принята к расчету форма по КНД 1110018 «Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» (далее — форма № 1110018). В соответствии с формой № 1110018 общая среднесписочная численность работников регулируемой организации по состоянию на 01.01.2020 составила 75 чел.

ФАС России отмечает, что в форме № 1110018 отсутствует информация о том, на какой вид деятельности относится указанная в ней численность персонала. Таким образом, не представляется возможным установить, относится ли численность персонала в размере 75 чел. на деятельность по передаче электрической энергии в полном объеме.

Также в Экспертном заключении на 2021 год Органом регулирования не представлено обоснование учета выплат районного коэффициента, северных надбавок к заработной плате с учетом района местонахождения ТСО.

Кроме того, в соответствии с Экспертным заключением на 2021 год Органом регулирования учтен размер среднемесячной заработной платы на 1 работника регулируемой организации в размере 47 810,15 руб., что на 774,32 руб. выше предложения регулируемой организации.

Вместе с тем, в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. Обоснование учета величины расходов выше заявленной регулируемой организацией также не отражено.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.1.3. Работы и услуги производственного характера

Расходы по статье затрат «Работы и услуги производственного характера» учтены Органом регулирования на 2021 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2021 года

Факт 2019 года

Предложение

организации

Утверждено Министерством

Принято

Комитетом

1.

Работы и услуги производственного характера

19 920

19 920

5 112,43

Отмечаем, что в Экспертном заключении на 2021 год отсутствует информация о том каким образом и на основании каких документов и материалов учтены расходы по данной статье затрат.

Кроме того, Органом регулирования в Экспертном заключении на 2021 год не представлен анализ обосновывающих документов Организации на предмет соблюдения пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178. Также в Экспертном заключении на 2021 год не представлен анализ принятых расходов по данной статье затрат в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, пункта 11 Методических указаний № 98-э.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в рамках рассмотрения Отчета была проведена дополнительная экспертиза расходов по данной статье затрат, по результатам которой было установлено, что расходы по данной статье затрат определены с учетом корректировки заявленной регулируемой организацией потребности в работах и услугах:

Наименование контрагента по договору

договора или доп. соглашения

Наименование работ, услуг

Фактические данные за 2019 год, тыс.руб.

Предложение ООО "РСК сети " на 2021 год, тыс.руб.

Принято ОР на 2021 год, тыс.руб.

5 112,43

19 920,29

19 920,00

Поларис ПКФ

Договор 19-138 от 27.08.2019

Исполнительная съемка электрического кабеля 10кв

70,00

75,60

75,60

Поларис ПКФ

Договор 19-145 от 14.10.2019

Исполнительная съемка электрического кабеля 10кв

30,00

32,40

32,40

Поларис ПКФ

договор № 19-38 от 11.03.2019г.

Исполнительная съемка электрического кабеля 10кв

23,50

25,38

25,38

Поларис ПКФ

Договор №19-05 от 18.01.2019

Исполнительная съемка электрического кабеля 10кв

78,00

84,24

84,24

СтройПодряд ПСК

Договор №09/05-2019от 09.05.2019

Выполнение работ по прокладке труб методом ГНБ (горизонтально- направленного бурения) ПЭ труб

1333,33

1440,00

1440,00

Техно-Дельта

Договор подряда №21М от 05.12.2019

Монтаж охранной сигнализации

15,00

16,20

16,20

Техно-Дельта

Договор подряда №22М от 05.12.2019

Монтаж охранной сигнализации

15,00

16,20

16,20

Техно-Дельта

Договор подряда №5М от 20.05.2019

Монтаж охранной сигнализации

47,20

50,98

50,98

Техно-Дельта

Монтаж охранной сигнализации дог № 13М от 13.11.19

Монтаж охранной сигнализации

15,00

16,20

16,20

Техно-Дельта

Монтаж охранной сигнализации дог № 14М от 13.11.19

Монтаж охранной сигнализации

15,00

16,20

16,20

Техно-Дельта

Монтаж охранной сигнализации дог № 15М от 13.11.19

Монтаж охранной сигнализации

18,00

19,44

19,44

Техно-Дельта

Монтаж охранной сигнализации дог № 16М от 13.11.19

Монтаж охранной сигнализации

15,00

16,20

16,20

Техно-Дельта

Монтаж охранной сигнализации дог № 17М от 13.11.19

Монтаж охранной сигнализации

14,00

15,12

15,12

Техно-Дельта

Монтаж охранной сигнализации дог № 18М от 13.11.19

Монтаж охранной сигнализации

10,80

11,66

11,66

Техно-Дельта

Монтаж охранной сигнализации дог № 19М от 13.11.19

Монтаж охранной сигнализации

16,20

17,50

17,50

Техно-Дельта

Монтаж охранной сигнализации дог № 20М от 13.11.19

Монтаж охранной сигнализации

24,60

26,57

26,57

Техно-Дельта

№9 М от 01.07.2019 г

Монтаж охранной сигнализации

7,20

7,78

7,78

ЦСМ Красноярский

Договор №417/19 от 29.04.2019

Поверка приборов

79,05

85,37

85,37

ЭНЕРГОСТРОЙ

Договор №33/06/2019 ПР от 19.06.2019

Поверка приборов

50,00

54,00

54,00

ЭСК ВЕКТОР

№25/08-2019 от 14.08.2019

Определение места повреждения кабельной линии

75,00

375,00

375,00

Гранит СМС

№ 68 от 01.07.2019г.

Обработка огнезащитным составом деревянных конструкций крыши ПС№1 Промбаза г.Зеленогорск

24,23

26,16

26,16

МетроСервис

Договор № М05-18 от 14.05.2018г.

Проверка измерительных трансформаторов

70,80

76,46

76,46

МетроСервис

новые договоры

Проверка измерительных трансформаторов

-

150,00

150,00

Мирада

Счет №68 от 14.08.2019

Восстановление газона придомовой территории МКД

41,56

44,88

44,88

ТВК

№ТВК-05-01/59/17 от 10.01.17(тех.обсл.сигнал.)

Техобслуживание охранно-пожарных извещателей

42,74

46,16

46,16

ТВК

Договор №ТВК-05-01/159/18 от 14.12.2018(тех.обсл.)

Услуги техобслуживанию инж.сетей и оборудования

334,65

361,42

361,42

ТВК

Договор №ТВК-05-01/16/17 от 22.08.2016 (вода)

ХВО и стоки

40,31

43,53

43,53

ТЭК-45

Договор №ТЭК-05-01/08/17 от 01.07.2016 (теплоснаб)

Теплоснабжение

554,66

599,03

599,03

РСК сбыт-Красноярск" филиал

Договор энергоснабжения №203/эл от 19.03.2018

Электроэнергия

491,62

530,94

530,94

Графика

Договор №5 от 28.01.2019

Изготовление и монтаж баннерной сетки

1560,00

1684,80

1684,80

СЕЛЕН

Договор подряда №02/20 от 27.01.2020

Освидетельствование маслонаполненного оборудования

-

257,86

257,86

ЛТЭК

08-20 от 20.01.2020, пролонгация

ТО и испытания электрооборудования

-

1200,00

1200,00

КОНДОР-ОХРАНА

дог№86-М от 30.07.2020

Монтаж охранной сигнализации

-

250,00

250,00

Подрядчик не определен

новые договоры

Восстановление придомовой территории МКД после ремонта

-

2500,00

2500,00

Подрядчик не определен

новые договоры

Работы по вырубке и обрезке крон деревьев, в охранной зоне объекта воздушной линии ЛЭП

-

1500,00

1500,00

Подрядчик не определен

новые договоры

Техническое обслуживание и ремонт электрических зарядных станций

-

8047,00

8047,00

ЭНЕРГОМЕТРОЭКСПЕРТИЗА

Договор №10 от 03.02.2020, пролонгация

проведение расчета технологических потерь электрической энергии в электрических сетях

-

200,00

200,00

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2021 год, Возражениях, материалах тарифного дела не представлено обоснование увеличения плановых расходов по данной статье затрат на 2021 год по отношению к фактическим затратам 2019 года с учетом ИПЦ.

Кроме того, Органом регулирования в рамках предложения регулируемой организации учтены расходы на работы и услуги (восстановление придомовой территории МКД после ремонта, работы по вырубке и обрезке крон деревьев, в охранной зоне объекта воздушной линии ЛЭП, техническое обслуживание и ремонт электрических зарядных станций) в отсутствие обосновывающих документов и материалов в общей сумме 12 047 тыс. руб.

Также Органом регулирования учтены расходы по договорам:

- с ЧОО «КОНДОР-ОХРАНА» в размере 250 тыс. руб. (в соответствии с пунктом 2.1. данного договора цена оказываемых услуг по монтажу охранной сигнализации составляет 58,4 тыс. руб.);

- c ООО «ЭНЕРГОМЕТРОЭКСПЕРТИЗА» в размере 200 тыс. руб. (по договору ООО «ЭНЕРГОМЕТРОЭКСПЕРТИЗА» обязуется оказывать услуги по проведению расчета технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, в соответствии с пунктом 4.1. указанного договора цена оказываемых услуг составляет 80 тыс. руб.);

- c ООО «Графика» в размере 1 684 тыс. руб. (в соответствии с пунктом 1.1. данного договора исполнитель обязуется по поручению заказчика выполнить работы по изготовлению и монтажу баннерной сетки на нежилом здании, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Киренского, д. 86).

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2021 год, Возражениях, материалах тарифного дела отсутствует анализ необходимости включения расходов на оплату услуг по проведению расчета технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, по изготовлению и монтажу баннерной сетки на нежилом здании. Кроме того, Органом регулирования не проведен анализ периодичности выполнения данных работ и услуг.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Работы и услуги производственного характера» в размере 14 122,6 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2. Пересмотр ОРЕХ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 в 2023 году

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год величина подконтрольных расходов на 2023 год, определенная Органом регулирования в соответствии с положениями Методических рекомендаций № 98-э, составила 159 006,1 тыс. руб.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 на основании заявления ООО «РСК сети» Органом регулирования был пересмотрен базовый уровень операционных расходов на 2023 год в размере 205 363,54 тыс. руб. с ростом 46 357,44 тыс. руб. (29%) по отношению к величине, определенной в соответствии с положениями Методических рекомендаций № 98-э.

2.1. Сырье и материалы

Расходы по статье затрат «Сырье и материалы» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение

организации

Утверждено Министерством

Принято

Комитетом

1.

Сырье и материалы

18 974,76

18 890,53

10 506

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует информация о том, каким образом и на основании каких документов и материалов учтены расходы по данной статье затрат.

Кроме того, Органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год не представлен анализ обосновывающих документов Организации на предмет соблюдения пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178. Также в Экспертном заключении на 2023 год не представлен анализ принятых расходов по данной статье затрат в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил № 1178, пункта 11 Методических указаний № 98-э.

В соответствии с Возражениями фактические затраты по данной статье затрат за 2021 год составили 10 506 тыс. руб. Также в материалах тарифного дела в обоснование расходов по данной статье затрат на 2023 год регулируемой организацией представлены договоры, заключенные регулируемой организацией в 2021 году.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях, материалах тарифного дела не представлено обоснование увеличения плановых расходов по данной статье затрат на 2023 год по отношению к фактическим затратам 2021 года с учетом ИПЦ.

Учитывая, что при расчете расходов по данной статье затрат учитывались договоры, заключенные в 2021 году (фактические расходы), Органу регулирования необходимо учесть данные расходы в размере экономически обоснованного размера фактических расходов 2021 года с учетом коэффициентов, учитывающих индекс инфляции 2022 и 2023 годов:

10 506*1,139*1,06 = 12 684,3 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Сырье и материалы» в размере 6 206,2 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год.

2.2. Ремонт основных фондов

Расходы по статье затрат «Ремонт основных фондов» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение

организации

Утверждено Министерством

Принято

Комитетом

1.

Ремонт основных фондов

81 990,53

69 612,48

36 324,7

В Экспертном заключении на 2023 год Орган регулирования отмечает, что в соответствии с представленными документами по капитальному/текущему ремонту на 2023 год была проведена проверка объемов работ, по результатам которой были сделаны выводы о том, что заявленный объем работ и количество материалов не соответствует объему ремонтной программы. В этой связи Органом регулирования был проведен анализ фактических расходов на ремонт основных средств в предыдущем долгосрочном периоде регулирования на основании отчетов, представленных регулируемой организацией через систему ЕИАС в формате шаблона REM.PROG.OBOR.EE.FACT:

Год

Условные единицы

Фактические расходы

2020

3108

45 984,862

2021

9139

36 324,695

Орган регулирования отмечает, что расходы на выполнение ремонтной программы на 2023 год определены на основании предоставленной документации и фактического выполнения ремонтной программы за 2 предыдущих года посредством умножения количества плановых условных единиц на 2023 год (10 359 у.е.) на средние затраты на одну условную единицу за 2 предыдущие года в размере 6,72 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что данный подход по учету расходов на ремонт основных средств не предусмотрен действующим законодательством в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Также ФАС России отмечает, что органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год не представлен анализ обосновывающих документов Организации на предмет соблюдения пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178. Также в Экспертном заключении на 2023 год не представлен анализ принятых фактических расходов при определении расходов по данной статье затрат в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

Кроме того, в материалах тарифного дела отсутствует исчерпывающий перечень материалов, подтверждающих экономическую обоснованность, такие как техническое задание на ремонты, план ремонтов на очередной год, предписания Ростехнадзора, коммерческие предложения (или проекты договоров с организациями, с которыми планируется заключать договоры на плановый ремонт по итогам проведения торгов, план закупок).

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что регулируемой организацией в рамках тарифного предложения на 2023 год не представлены документы и информация согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178. Таким образом, расчет был проведен Органом регулирования на основе фактических данных за 2020-2021 гг., представленных организацией.

С учетом замечания ФАС о недопустимости применения расчетов с использованием подхода по учету расходов на ремонт основных средств с использованием условных единиц, Министерством сделан вывод о том, что плановые расходы для ремонта могут быть приняты на основе отчетных данных Организации и подлежат учету в тарифе в размере 57 522,67 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что фактические данные за 2019-2021 гг. не сопоставимы с суммой расходов по данной статье затрат, определенной Министерством по результатам дополнительного анализа, отраженного в Возражениях:

Показатели

2019 факт

2020 факт

2021 факт

Ср. факт за 3 года

Ср. факт за 3 года с учетом ИПЦ

Ремонт основных средств

32 602,41

45 984,9

36 324,7

38 304

46 246

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Ремонт основных средств» в размере 23 366,5 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов на 2023 год.

2.3. Расходы на оплату труда

Расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение

организации

Утверждено Министерством

Принято

Комитетом

1.

Расходы на оплату труда

101 681,41

101 366,55

-

Согласно Экспертному заключению на 2023 год расходы на оплату труда рассчитаны Органом регулирования исходя из:

- численности персонала регулируемой организации 113,17 чел.;

- среднемесячной заработной платы на 1 работника регулируемой организации в размере 74 641,8 руб. (предложение регулируемой организации — 66 519,39 руб.).

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Тарифный коэффициент и северные надбавки

Согласно Экспертному заключению на 2023 год средний тарифный коэффициент принят в размере 2,25 в соответствии с утвержденным на 2021 год плановым значением. При этом предложение регулируемой организации составило 2,123.

Вместе с тем, в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. Обоснование учета величины расходов выше заявленной регулируемой организацией также не отражено.

ФАС России отмечает, что утверждение среднего тарифного коэффициента в соответствии с утвержденным на 2021 год плановым значением не предусмотрено действующим законодательством в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики. Средний тарифный коэффициент должен рассчитываться в соответствии с рекомендациями о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики. В Экспертном заключении на 2023 год данный расчет отсутствует.

Также в Экспертном заключении на 2023 год Органом регулирования не представлено обоснование учета выплат районного коэффициента, северных надбавок к заработной плате с учетом района местонахождение ТСО.

Среднемесячная заработная плата

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год Органом регулирования учтен размер среднемесячной заработной платы на 1 работника регулируемой организации в размере 74 641,8 руб., что на 8 122,41 руб. выше предложения регулируемой организации.

Вместе с тем, в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. Обоснование учета величины расходов выше заявленной регулируемой организацией также не отражено.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2.4. Другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации

Расходы по статье затрат «Другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующем размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение

организации

Утверждено Министерством

Принято

Комитетом

1.

Другие подконтрольные расходы

63 587,59

15 493,98

26 822,92

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует информация о том, каким образом и на основании каких документов и материалов учтены расходы по данной статье затрат.

Кроме того, Органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год не представлен анализ обосновывающих документов Организации на предмет соблюдения пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178. Также в Экспертном заключении на 2023 год не представлен анализ принятых расходов по данной статье затрат в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3. Неподконтрольные расходы 2021-2023 гг.

3.1. Налог на прибыль

Расходы по статье затрат «Налог на прибыль» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

2021

2022

2023

План

Факт 2019

План

Факт 2020

План

Факт 2021

1.

Налог на прибыль

 

1 393,75

499,83

38 377

36 371,65

53 538,54

49 927,85

Согласно Экспертному заключению на 2021 год расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования расчетным путем с учетом расходов по статье затрат «Денежные выплаты социального характера (по коллективному договору)», по статье «Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли» по ставке налога на прибыль 20%.

ФАС России отмечает, что вышеуказанный подход к определению планового налога на прибыль не предусмотрен действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Согласно Экспертным заключениям на 2022-2023 гг. расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования в соответствии с Показателями раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» (Таблица 1.3) (далее — форма 1.3) за 2020-2021 гг.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 утвержден порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по доходам и расходам, в том числе по основным показателям отчета о прибылях и убытках.

ФАС России отмечает, что формы 1.3. ООО «РСК сети» за 2020-2021 гг. не содержат информации о налоге на прибыль в разбивке по видам деятельности «Передача по распределительным сетям», «Технологическое присоединение» и «Прочие виды деятельности».

Таким образом, плановые расходы по данной статье затрат на 2022-2023 гг., принятые Органом регулирования исходя из данных по формам 1.3. ООО «РСК сети» за 2020-2021 гг., не имеют достаточного экономического обоснования в соответствии с пунктами 5, 20 Основ ценообразования № 1178.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в связи с тем, что формы 1.3. ООО «РСК сети» за 2019-2021 гг. не содержат информации о налоге на прибыль в разбивке по видам деятельности «Передача по распределительным сетям», «Технологическое присоединение» и «Прочие виды деятельности», Органом регулирования произведен расчет величины налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированной по данным бухгалтерского учета за последний истекший период (с учетом данных, отраженных в налоговых декларациях по налогу на прибыль).

Согласно дополнительному анализу размера налога на прибыль регулируемой организации по регулируемому виду деятельности, сформированной по данным бухгалтерского учета за последний истекший период (с учетом данных, отраженных в налоговых декларациях по налогу на прибыль), отраженному в Возражениях, Органом регулирования определены фактические размеры налога на прибыль за 2019-2021 гг.: за 2019 год — 499,83 тыс. руб., за 2021 год - 36 371,65 тыс. руб., 49 927,85 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, расходы по статье затрат «Налог на прибыль» на 2021 год в размере 893,92 тыс. руб., на 2022 год - 2 005,35 тыс. руб., на 2023 год - 3 610,7 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3.2. Налог на имущество

Расходы по статье затрат «Налог на имущество» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

2021

2022

2023

План

Факт 2019

План

Факт 2020

План

Факт 2021

1.

Налог на имущество

13 812,74

8 575,63

9 137,89

9 395,75

12 479,54

11 371,07

Согласно Экспертному заключению на 2021 год в связи с отсутствием обоснования пересмотра заявленных расходов по данной статье затрат Органом регулирования расходы на налог на имущество на 2021 год определены на уровне плановых расходов 2020 года.

ФАС России отмечает, что вышеуказанный подход к определению планового налога на имущество не предусмотрен действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Согласно Экспертным заключениям на 2022-2023 гг. расходы по данной статье затрат определены исходя из среднегодовой стоимости имущества регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2021-2023 гг. и материалах тарифного дела не представлен пообъектный расчет расходов на уплату налога на имущество, также Экспертные заключения на 2021-2023 гг. не содержат информации о перечне представленных обосновывающих документов регулируемой организацией, расчет и анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье в с соответствии с положениями пункта 23 Правил № 1178.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в целях устранения замечаний ФАС России проведена дополнительная экспертиза расходов по данной статье затрат. Органом регулирования были дополнительно проанализированы представленные регулируемой организации документы и материалы, а именно: пообьектный расчет расходов на уплату налога на имущество в формате электронных шаблонов ENERGY.CALC.NVV.TSO, а также налоговые декларации по налогу на имущество за 2019-2021 гг.

По результатам проведенного анализа с учетом замечаний ФАС России, отраженных в Отчете, Органом регулирования выявлены экономически необоснованные расходы по данной статье затрат на 2021-2023 гг. в общем размере 5 297,38 тыс. руб.:

Показатель

2021

2022

2023

2021-2023

2021

2019

2022

2020

2023

2021

 

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Учтен налог на имущество в ТБР

13 022,42

8 575,63

9 137,89

9 395,75

12 479,54

11 371,07

34 639,85

29 342,46

Корректировка плановых затрат

 

-4 446,79

 

257,86

 

-1 108,47

 

-5 297,39

На основании вышеизложенного, расходы по статье затрат «Налог на имущество» на 2021-2023 гг. в размере 5 297,39 тыс. руб. подлежит исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3.3. Амортизация основных средств

Расходы по статье затрат «Амортизация основных средств» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

2021

2022

2023

План

Факт 2019

План

Факт 2020

План

Факт 2021

1.

Амортизация ОС

31 508,66

30 013,9

39 476,08

30 361,01

50 732,8

45 459,92

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной переоценки.

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

Так, учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2021-2023 гг. пообъектные расчеты амортизационных отчислений с учетом максимальных сроков полезного использования не представлены, также Экспертные заключения на 2021-2023 гг. не содержат информации о перечне представленных обосновывающих документов регулируемой организацией, расчет и анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье в соответствии с положениями пункта 23 Правил № 1178.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в целях устранения замечаний ФАС России проведена дополнительная экспертиза расходов по данной статье затрат.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат были перерасчитаны с учетом максимальных сроков полезного использования, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

При этом, при определении срока полезного использования объектов основных средств использовался следующий принцип: в случае, если срок полезного использования, установленный сетевой организацией, больше максимального, то применялся срок полезного использования по данным сетевой организации. Если срок полезного использования меньше максимального, то производился перерасчёт до максимального. Таким образом, возможны ситуации, когда по одной группе основных средств в расчёт приняты разные сроки полезного использования, в тоже время данные сроки не ниже максимальных, установленных законодательством.

По результатам проведенного анализа с учетом замечаний ФАС России, отраженных в Отчете, Органом регулирования выявлены экономически необоснованные расходы по данной статье затрат на 2021-2023 гг. в общем размере 15 882,7 тыс. руб. (на 2021 год — 1 496,76 тыс. руб., на 2022 год — 9 115,07 тыс. руб., на 2023 год — 5 272,88 тыс. руб.).

На основании вышеизложенного, расходы по статье затрат «Амортизация основных средств» на 2021 год в размере 1 496,76 тыс. руб., на 2022 год - 9 115,07 тыс. руб., на 2023 год - 5 272,88 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3.4. Отчисления на социальные нужды

Расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

2021

2022

2023

План

Факт 2019

План

Факт 2020

План

Факт 2021

1.

Отчисления

на социальные нужды

16 743,5

-

15 833,49

-

30 815,43

-

Согласно Экспертным заключениям на 2021-2023 гг. расходы по данной статье затрат были учтены в соответствии с главой 34 Налогового Кодекса Российской Федерации и ставки страхового взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

ФАС России отмечает, что расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» на 2021-2023 гг. определяются как доля от принятых Министерством расходов на оплату труда. В связи с тем, что расходы на оплату труда на приняты без достаточного экономического обоснования, расходы по данной статье затрат также не имеют достаточного экономического обоснования.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3.5. Плата за аренду имущества и лизинг

Расходы по статье затрат «Плата за аренду имущества и лизинг» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

Статья затрат

2021

2022

2023

План

Факт 2019

План

Факт 2020

План

Факт 2021

1.

Плата за аренду имущества и лизинг

20 867,7

8 537,55

17 854,09

15 033,91

54 449,91

27 997,24

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, – исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2021-2023 гг. не представлен пообъектный расчет расходов на аренду в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178, также Экспертные заключения на 2021-2023 гг. не содержат информации о перечне представленных обосновывающих документов регулируемой организацией, расчет и анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье в соответствии с положениями пункта 23 Правил № 1178.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в целях устранения замечаний ФАС России проведена дополнительная экспертиза расходов по данной статье затрат.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат были перерасчитаны с учетом пунктов 27, 28 Основ ценообразования № 1178.

По результатам проведенного анализа с учетом замечаний ФАС России, отраженных в Отчете, Органом регулирования выявлены экономически необоснованные расходы по данной статье затрат на 2021-2023 гг. в общем размере 41 603,42 тыс. руб. (на 2021 год — 12 330,15 тыс. руб., на 2022 год — 2 820,6 тыс. руб., на 2023 год — 26 452,67 тыс. руб.).

На основании вышеизложенного, расходы по статье затрат «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2021 год в размере 12 330,15 тыс. руб., на 2022 год — 2 820,6 тыс. руб., на 2023 год — 26 452,67 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

4. Корректировки НВВ на 2021-2023 гг.

Расходы по статье затрат «Корректировки НВВ» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

Корректировка

2021

2022

2023

1.

Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов

 

 

 

(-) 101,68

 

 

(-) 763,96

 

 

0

2.

Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра

 

 

109 908,37

 

159 375,83

 

8 300,58

3.

Корректировка расходов на выполнение обязанностей ТСО по обеспечению коммерческого учета электрической энергии

 

 

 

 

0

 

 

 

0

 

 

 

578,94

4.

Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности

 

 

22 624,22

 

(-) 54 669,84

 

(-) 125 463,03

5.

Корректировка НВВ с учетом измненеия полезного отпуска цен на электрическую энергию

 

 

 

0

 

 

0

 

 

8 828,37

6.

Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы

 

 

(-) 3 257,8

 

(-) 3 265

 

(-) 1 824

7.

Величина распределяемых в целях сглаживания измненеия тарифов исключаемых (включаемых) необоснованных (обоснованных) доходов и расходов

 

 

 

-

 

 

31 470,4

 

 

123 622,39

8.

Корректировка НВВ с учетом надежности и качества оказываемых услуг

 

(-) 1 221,68

 

 

3 031,76

 

(-) 6023,03

В соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:

величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;

результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2021-2023 гг. не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям, исходных данных для расчета корректировок (плановых и фактических показателей), первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, не приведена расшифровка учтенных затрат по каждой корректировке с отражением части, приходящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой организации, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не проведен анализ экономической обоснованности представленных организацией документов.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом вышеуказанных позиций ФАС России в части определения экономической обоснованности расходов, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

4.1. Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2017-2022 гг.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2021-2023 гг. Органом регулирования учтены корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2019 год в размере 22 624,22 тыс. руб., за 2020 в размере (-) 54 669,84 тыс. руб., за 2021 год в размере (-) 125 463,03 тыс. руб.

Согласно информации, представленной Органом регулирования, до 2020 года ООО «РСК сети» не направляло сведения о фактическом доходе от осуществления регулируемой деятельности в разрезе контрагентов и не подтверждало оказание услуг по передаче электрической энергии первичными документами.

Выводы о доходах ООО «РСК сети» от осуществления регулируемой деятельности Министерство осуществляло только по факту ответов на запросы сбытовым организациям и ТСО, которые были заявлены ООО «РСК сети» на очередной период регулирования (предоставлены договоры на передачу электрической энергии и подписаны плановые объемы передачи).

При этом независимая сбытовая организация ООО «РСК Сбыт» запросы Министерства игнорировало, мотивируя это тем, что не является регулируемой организацией.

Кроме того, при формировании натуральных показателей по передаче электрической энергии ООО «РСК сети» в отношении ООО «РСК Сбыт» регулируемой организацией представлялась информация только в части объемов электрической энергии в части населения. Прочие потребители ООО «РСК сбыт» не указывались и не учитывались при тарифном регулировании ООО «РСК сети», тем самым генерируя у регулируемой организации сверхдоход.

Также согласно Государственному информационному ресурсу бухгалтерской (финансовой) отчетности (bo.nalog.ru), ООО «РСК сети» ежегодно получает финансовый результат в виде чистой прибыли. В соответствии с «Отчетом о финансовых результатах» чистая прибыль ООО «РСК сети» за 2018-2022 гг. составила 661 492 тыс. руб. (159 405 тыс. руб. за 2022 год, 223 236 тыс. руб. за 2021 год, 166 517 тыс. руб. за 2020 год, 30 638 тыс. руб. за 2019 год, 81 696 тыс. руб. за 2018 год).

В Отчете было указано, что Органу регулирования надлежит представить дополнительный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «РСК сети» на предмет исключения сверхдохода регулируемой организации за период 2017-2019 гг. по причине неучета фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии в части ООО «РСК сбыт», запросив при необходимости документы и материалы у регулируемой организации.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в целях устранения замечаний ФАС России проведена дополнительная экспертиза корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности на 2021-2023 гг.

Органом регулирования дополнительно проанализирована бухгалтерская отчетность на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (bo.nalog.ru) ООО «РСК сети», сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей (форма № 46-ээ передача) за период 2017-2022 гг., информация о фактическом полезном отпуске в разрезе всех сбытовых и смежных территориальных сетевых организаций за 2017-2022 гг., представленная ООО «РСК сети» письмом от 05.06.2023 № 736, акты выполненных работ (оказанных услуг) услуги по передаче электрической энергии за 2017-2022 гг.

Анализ произведен на предмет исключения сверхдохода регулируемой организации за период 2017-2022 гг. по причине неучета фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии в части ООО «РСК сбыт».

По результатам проведенного анализа Органом регулирования выявлены отклонения при формировании натуральных показателей по передаче электрической энергии ООО «РСК сети» в отношении ООО «РСК Сбыт».

Таким образом, на основании анализа представленных регулируемой организацией документов и материалов Органом регулирования были выявлены экономически необоснованные расходы в части корректировок НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2017-2022 гг., в размере 457 489,91 тыс. руб.

При этом согласно Экспертным заключениям на 2021-2023 гг. Органом регулирования были проведены корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2019-2021 гг. в общем размере (-) 157 508,65 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, экономически необоснованные расходы по данной статье затрат за 2017-2022 гг. в размере 299 981,26 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

4.2. Величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых (включаемых) необоснованных (обоснованных) доходов и расходов

Согласно Экспертным заключениям на 2022-2023 гг. Органом регулирования учитываются величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых (включаемых) необоснованных (обоснованных) доходов и расходов ООО «РСК сети» на 2022 год в размере 31 470,4 тыс. руб., на 2023 год - 123 622,39 тыс. руб.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178 исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с приказами Министерства об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки ТСО, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края НВВ ООО «РСК сети» за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.

Учитывая вышеизложенное, Органом регулирования в отсутствие правового обоснования учтены величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых (включаемых) необоснованных (обоснованных) доходов и расходов ООО «РСК сети» на 2022-2023 гг.

Таким образом, величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых (включаемых) необоснованных (обоснованных) доходов и расходов, учтенные на 2022 год в размере 31 470,4 тыс. руб., на 2023 год - 123 622,39 тыс. руб., подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство тарифной политики Красноярского края нарушившим положения пунктов 5, 7, 20, 26, 27, 28, 29, 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов ООО «Региональная сетевая компания» 2021 года расходы в общей сумме 24 476,7 тыс. руб. по следующим статьям затрат:

- «Ремонт основных средств» в размере 10 354,1 тыс. руб.;

- «Работы и услуги производственного характера» в размере 14 122,6 тыс. руб.

2.2. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов ООО «Региональная сетевая компания» 2023 года расходы в общей сумме 29 572,7 тыс. руб. по следующим статьям затрат:

- «Сырье и материалы» в размере 6 206,2 тыс. руб.;

- «Ремонт основных фондов» в размере 23 366,5 тыс. руб.

2.3. Исключить из необходимой валовой выручки ООО «Региональная сетевая компания» расходы в общей сумме 524 369 тыс. руб. по следующим статьям затрат:

- «Налог на прибыль» на 2021 год в размере 893,92 тыс. руб., на 2022 год - 2 005,35 тыс. руб., на 2023 год - 3 610,7 тыс. Руб.;

- «Налог на имущество» на 2021-2023 гг. в размере 5 297,39 тыс. Руб.

- «Амортизация основных средств» на 2021 год в размере 1 496,76 тыс. руб., на 2022 год - 9 115,07 тыс. руб., на 2023 год - 5 272,88 тыс. Руб.;

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2021 год в размере 12 330,15 тыс. руб., на 2022 год — 2 820,6 тыс. руб., на 2023 год — 26 452,67 тыс. Руб.;

- «Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности» за 2017-2022 гг. в размере 299 981,26 тыс. руб.;

«Величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых (включаемых) необоснованных (обоснованных) доходов и расходов» на 2022 год в размере 31 470,4 тыс. руб., на 2022 год - 123 622,39 тыс. руб.

3. Органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

3.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Региональная сетевая компания» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда» на 2021, 2023 гг.;

- «Работы и услуги производственного характера» на 2021 год;

- «Другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации» на 2023 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2021-2023 гг.;

- «Корректировки НВВ» на 2021-2023 гг.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов 2021, 2023 гг., а также величину необходимой валовой выручки на 2021-2024 гг. ООО «Региональная сетевая компания» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

5. По результатам исполнения пунктов 2, 4 настоящего предписания органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.11.2023 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Региональная сетевая компания», установленной на 2023 год, а также установить (пересмотреть) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с положениями действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики. Органу исполнительной власти Красноярского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы), не исключенные из необходимой валовой выручки ООО «Региональная сетевая компания» на 2023 год, при установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в отношении ООО «Региональная сетевая компания» на 2024 год в соответствии с требованиями законодательства.

При исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Красноярского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике необходимо учитывать судебную практику, в том числе определение Верховного суда Российской Федерации от 30.03.2017 № 53-АПГ17-1, согласно которому установление «нулевого» тарифа нарушает баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии как один из основных принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, противоречит методике расчетов индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поскольку не обеспечивает необходимую валовую выручку регулируемой организации, вследствие чего у нее возникают необоснованные убытки. Учитывая компенсационный характер индивидуальных тарифов, перераспределение избытка средств не должно приводить к ситуации, когда у предприятия отсутствует возможность получать плату от потребителей за оказанные ею услуги. Необходимо отметить, что минимальной денежной единицей на территории Российской Федерации является 1 копейка.

Таким образом, органу исполнительной власти Красноярского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике необходимо исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Региональная сетевая компания» на 2023 год с учетом вышеуказанных ограничений.

6. По результатам исполнения пунктов 3, 4 настоящего предписания органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при необходимости исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Региональная сетевая компания» при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО «Региональная сетевая компания» на 2024 год в соответствии с действующим законодательством.

7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Региональная сетевая компания», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

<...>

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Министерство тарифной политики Красноярского края
ИНН 2465184114, ОГРН 1182468043383
Красноярское УФАС России
ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965