Решение №31/73209/22 Решение по результатам рассмотрения разногласий между АО "ДР... от 3 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «01» августа 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (далее также – Заявитель, АО «ДРСК») и Департаментом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (далее также – Орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора Департамента тарифного регулирования и экономического анализа ПАО «РусГидро» <...>, заместителя директора Департамента тарифного регулирования и экономического анализа ПАО «РусГидро <...>, заместителя генерального директора по экономике и финансам АО «ДРСК» <...>, начальника отдела тарифообразования АО «ДРСК» <...>, начальника Департамента тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области <...>., заместителя начальника отдела регулирования тарифов в электроэнергетике Департамента тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), в ФАС России АО «ДРСК» с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Департаментом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области.

Заявление АО «ДРСК» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Приказом Комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (в настоящее время Департамент тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области) (далее – Комитет) от 25.12.2017 № 45/1-П «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» на территории Еврейской автономной области на 2018-2022 годы» (далее – приказ № 45/1-П) в отношении Заявителя установлены долгосрочные параметры регулирования, а также необходимая валовая выручка (далее – НВВ).

Приказом Департамента от 24.12.2021 № 44/4-П «О внесении изменения в приказ Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 25.12.2017 № 45/1-П «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» на территории Еврейской автономной области на 2018 - 2022 годы» в приказ № 45/1-П внесены изменения в части установленной необходимой валовой выручки.

Приказом Департамента от 27.12.2021 № 45/1-П утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Еврейской автономной области на 2022 год.

НВВ для Заявителя установлена с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годы.

Величина НВВ, установленная оспариваемым приказом, составляет 1 521 601,52 тыс. руб. (без учета расходов на покупку потерь электроэнергии).

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 1 711 472,7 тыс. руб. (без учета расходов на покупку потерь электроэнергии).

По мнению Заявителя, Департамент нарушил законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении величины необходимой валовой выручки на 2022 год по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

п/п

Наименование статьи

Утверждено Комитетом

Заявлено в ФАС России

Объем спора

1.

Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств на 2022 год

0,00

85 615,48

85 615,48

2.

Налог на прибыль

16 852,20

23 379,87

6 527,67

3.

Корректировка неподконтрольных расходов за 2020 год:

 

 

 

3.1

«Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств»

0,00

69 032,22

69 032,22

3.2

«Налог на прибыль»

16 852,20

21 928,55

5 076,35

3.3

«Арендная плата»

1 764,80

5 964,80

4 200,05

4.

Корректировка НВВ с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) за 2020 год

0,00

19 419,43

19 419,43

 

ИТОГО по статьям разногласий

35 469,2

225 340,35

189 871,15

Общая сумма разногласий составила 189 871,15 тыс. руб.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) электроэнергетике (далее – Правила № 1178), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого установлено следующее.

1. Статья «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств» на 2022 год.

АО «ДРСК» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по статье «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств» в размере 85 615,48 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены.

Объем разногласий составляет 85 615,48 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье затрат АО «ДРСК» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

1. Пояснительная записка по размеру ссудной задолженности и затрат на уплату процентов за кредит филиала АО «ДРСК» «Электрические сети ЕАО»;

2. Приложение № 1 к ПЗ Расчет по ОАО «ДРСК», выделяемых средств на ликвидацию перекрестного субсидирования за 2012-2013 годы;

3. Приложение № 2 к ПЗ Копия письма филиала ОАО «Сбербанк России» вх. от 28.06.2013 № 1/4/4732;

4. Приложение № 3 Письма об отказе банков в участии в открытых конкурсах на право заключения договоров кредитования, проводимых АО «ДРСК»;

5. Приложение № 4 к ПЗ Динамика дебиторской и кредиторской задолженности филиала АО «ДРСК» «Электрические сети ЕАО» за период 2011-2020 гг.;

6. Приложение № 5 к ПЗ Расчет кассовых разрывов за 2022 год;

7. Приложение № 6 к Пояснительной записке «Расчет кассовых разрывов за 2020 год по филиалу АО «ДРСК» субъект: Еврейская автономная область»;

8. Приложение № 7 к ПЗ Расчет кредитов и займов по филиалу АО «ДРСК» «Электрические сети ЕАО» на период 2020-2022 гг.;

9. Реестр кредитных соглашений (договоры, протоколы по выбору победителей), подтверждающих использование кредитных источников на производственную деятельность АО «ДРСК»;

10. Кредитный договор № 900180015 от 03.05.2018 «Сбербанк России»;

11. Протокол выбора победителя по открытому аукциону № РГС-26/ОА-ВП от 16.04.2018;

12. Кредитный договор № 900180025 от 13.08.2018 «Сбербанк России»;

13. Протокол закупочной комиссии по открытому аукциону № РГС-194/ОА-ВП от 24.07.2018 (лот 1);

14. Кредитный договор № 900180026 от 14.08.2018 «Сбербанк России»;

15. Протокол закупочной комиссии по открытому аукциону № РГС-194/ОА-ВП от 24.07.2018 (лот 2);

16. Кредитный договор № 900180027 от 14.08.2018 «Сбербанк России»;

17. Протокол выбора победителя по открытому аукциону № РГС-194/ОА-ВП от 24.07.2018 (лот 3);

18. Кредитный договор № DHB/RK/010/18 от 26.02.2018 ПАО «Росбанк»;

19. Протокол выбора победителя по открытому аукциону № РГС-323/ОА-ВП от 07.02.2018;

20. Кредитный договор № DHB/RK/047/l 8 от 26.11.2018 ПАО «Росбанк»;

21. Протокол выбора победителя по открытому аукциону № РГС-259/ОА-ВП от 29.10.2018;

22. Кредитный договор № 4019-013-КЛ-332 от 18.06.2019 «Газпромбанк» АО;

23. Протокол выбора победителя по открытому аукциону № 377/ПрУ-ВП от 29.05.2019;

24. Кредитный договор № 900190019-593 от 18.12.2019 «Сбербанк России»;

25. Протокол закупочной комиссии по открытому аукциону № 624/ПрУ-ВП от 02.12.2019;

26. Кредитный договор № 900190026-251 от 25.12.2019 «Сбербанк России»;

27. Протокол закупочной комиссии по рассмотрению заявок по аукциону № 615/ПрУ- ВП от 09.12.2019;

28. Кредитный договор № 900200004-69 от 05.02.2020 «Сбербанк России»;

29. Протокол закупочной комиссии по аукциону № 161/ПрУ-ВП от 20.01.2020;

30. Кредитный договор № 900200019-262 от 06.08.2020 «Сбербанк России»;

31. Протокол закупочной комиссии по аукциону № 510/ПрУ-ВП от 27.07.2020;

32. Кредитный договор № 900200020-261 от 06.08.2020 «Сбербанк России»;

33. Протокол закупочной комиссии по аукциону № 511/ПрУ-ВП от 27.07.2020;

34. Кредитный договор № 900200021-260 от 06.08.2020 «Сбербанк России»;

35. Протокол закупочной комиссии по аукциону № 512/ПрУ-ВП от 27.07.2020;

36. Кредитный договор № DHB/RK/040/20 от 17.11.20 ПАО «Росбанк»;

37. Протокол закупочной комиссии по аукциону № 579/ПрУ-ВП от 06.11.2020;

38. Реестр платежных поручений АО «ДРСК» на уплату процентов
в 2020 г.;

39. Копии платежных поручений по уплате процентов за 2020 год;

40. Начисление процентов за 2020 год.

В адрес ФАС России представлены также, при этом не представлены в адрес Департамента, следующие материалы:

1. Реестр платежных поручений, подтверждающих использование кредитных источников на производственную деятельность филиала АО «ДРСК» «Электрические сети ЕАО» за 2019 год;

2. Копии платёжных поручений, подтверждающих использования кредитных источников за 2019 год;

3. Реестр платежных поручений, подтверждающих использование кредитных источников на производственную деятельность филиала АО «ДРСК» «Электрические сети ЕАО» за 2020 год;

4. Копии платёжных поручений, подтверждающих использование кредитных источников за 2020 год.

В заявлении о разногласиях АО «ДРСК» отмечает, что фактические расходы на оплату процентов по кредитам за 2020 год составили 69 032,22 тыс. руб., плановые расходы на оплату процентов на 2022 год составляют 85 681,34 тыс. руб., заявлены на 2022 год в размере 85 615,48 тыс. руб.

Согласно доводам АО «ДРСК», указанным в заявлении о разногласиях, в соответствии с данными раздельного учета доходов и расходов АО «ДРСК» и исходя из дефицита средств на осуществление операционной деятельности, ссудная задолженность и расходы по уплате процентов за обслуживание кредитного долга филиала АО «ДРСК» «Электрические сети ЕАО» сформировались по основному виду деятельности «Передача электроэнергии по распределительным сетям» согласно требованиям Положения об учетной политике АО «ДРСК», что подтверждается данными бухгалтерского учета и отчетностью.

В соответствии с отзывом Органа регулирования на заявление о разногласиях АО «ДРСК» обращалось в суд Еврейской автономной области с административным исковым заявлением о признании части приказов Комитета от 23.12.2020 № 44-1/П «О внесении изменений в приказ Комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области на 2018-2022 годы», от 25.12.2020 № 46/3-П «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Еврейской автономной области на 2021 год» недействующими.

АО «ДРСК» оспаривало тарифное решение 2021 года и в обоснование своих требований указывало доводы аналогичные доводам, изложенным в заявлении о разногласиях в части данной статьи затрат.

Решением суда Еврейской автономной области от 23.11.2021 по делу № 3-71/2021 действия Департамента признаны законными и обоснованными, в том числе в части неучета расходов по статье затрат «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств» ввиду того, что АО «ДРСК» осуществляет свою деятельность на территории нескольких регионов Дальнего Востока, при этом в Департамент не было представлено документов, подтверждающих, в каком размере и на покрытие каких именно расходов, приходящихся на территорию Еврейской автономной области, были взяты кредиты, по которым предъявляются проценты. В связи с этим Департамент не мог отнести заявляемые АО «ДРСК» расходы к экономически обоснованным.

Орган регулирования отмечает, что обоснования необходимости привлечения заемных средств в адрес Департамента АО «ДРСК» представлены не были.

ФАС России отмечает, что представленный Заявителем расчет кассовых разрывов не может служить обоснованием необходимости учета расходов на обслуживание заемных средств в связи с тем, что не представляется возможным оценить экономическую обоснованность понесенных расходов на услуги по передаче электрической энергии. Кроме того, Заявителем не обоснована необходимость несения расходов по статьям затрат в указанном в расчете размере.

Также необходимо отметить, что ежегодно в отношении регулируемой организации осуществляются корректировки НВВ в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э, в том числе, компенсируется недостаток выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии.

Кроме того, в соответствии с представленными регулируемой организацией обосновывающими материалами, а именно в соответствии с кредитными договорами не представляется возможным определить целевое назначение привлекаемых кредитов.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье удовлетворению не подлежат.

2. Статья «Налог на прибыль» на 2022 год

АО ДРСК» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по статье «Налог на прибыль» на 2022 год в размере 23 379,87 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 16 852,2 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 6 527,67 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье АО «ДРСК» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

1. Налоговая декларация по налогу на прибыль АО «ДРСК» за 2020 год;

2. Налог на прибыль по АО «ДРСК», по данным налоговой декларации за 2020 год и видам деятельности;

3. Расчет распределения налога на прибыль по видам деятельности;

4. Пояснительная записка по расчету налога на прибыль (Тарифное дело, том №3);

5. Копия письма № 03-01-10/1156 от 02.03.2021 «О предоставлении отчетности» (Отчетность в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно­-диспетчерскому управлению в электроэнергетике»):

  • Таблица 1.1. Показатели раздельного учета доходов и расходов АО «ДРСК», оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» за 2020 год (в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585);

  • Таблица 1.2. Расшифровка расходов АО «ДРСК», оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании за 2020 год (в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585).

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно заявлению о разногласиях, представленному АО «ДРСК» в ФАС России, величина налога на прибыль Органом регулирования рассчитана в нарушение пункта 20 Основ ценообразования № 1178, а также в нарушение положений Налогового Кодекса Российской Федерации, без учета данных согласно налоговым декларациям, а также без учета данных Формы 1.1. «Показатели раздельного учета доходов и расходов АО «ДРСК», оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» за 2020 год (в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585)» (далее – Форма 1.1).

Вместе с тем, согласно представленной Форме 1.1 за 2020 год, суммарная величина налога на прибыль по виду деятельности «Передача по распределительным сетям» и «Технологическое присоединение» составляет 31 875 тыс. руб. (12 691+19 184), при этом по виду деятельности «Технологическое присоединение» сформирована отрицательная величина прибыли до налогообложения (-10 378 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что при сформированной отрицательной величине прибыли до налогообложения по факту соответствующего истекшего периода (по видам деятельности «Передача электрической энергии» и (или) «Технологическое присоединение»), в НВВ регулируемых организаций величина налога на прибыль не может быть учтена при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поскольку это приведет к необоснованному увеличению тарифной нагрузки на потребителей электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

3. Статья «Корректировка неподконтрольных расходов» на 2022 год по факту 2020 года

Согласно доводам Заявителя, указанным в заявлении о разногласиях, Органом регулирования необоснованно частично не учтены расходы на оплату налога на прибыль, расходов на обслуживание заемных средств, а также расходы на аренду за 2020 год.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;

учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Основ ценообразования № 1178).

В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

3.1. Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств за 2020 год

АО «ДРСК» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по статье «Корректировка неподконтрольных расходов» на 2022 год в части расходов, связанных с обслуживанием заемных средств в размере 69 032,22 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 0 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 69 032,22 тыс. руб.

В части расходов, связанных с обслуживанием заемных средств, АО «ДРСК» полагает, что Органом регулирования были некорректно рассчитаны расходы за 2020 год ввиду некорректного применения статьи 6, 20, 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ, пункта 7 Основ ценообразования № 1178. Фактические расходы на оплату процентов по кредитам за 2020 год составили 69 032,22 тыс. руб.

По мнению регулируемой организации, в соответствии с данными раздельного учета доходов и расходов АО «ДРСК» и исходя из дефицита средств на осуществление операционной деятельности, ссудная задолженность и расходы по уплате процентов за обслуживание кредитного долга филиала АО «ДРСК» «Электрические сети ЕАО» сформировались по основному виду деятельности «Передача электроэнергии по распределительным сетям» согласно требованиям Положения об учетной политике АО «ДРСК», что подтверждается данными бухгалтерского учета и отчетностью, сформированной в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике».

В соответствии с отзывом Органа регулирования на заявление о разногласиях АО «ДРСК» обращалось в суд Еврейской автономной области с административным исковым заявлением о признании части приказов Комитета от 23.12.2020 № 44-1/П «О внесении изменений в приказ Комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области на 2018-2022 годы», от 25.12.2020 № 46/3-П «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Еврейской автономной области на 2021 год» недействующими.

Аргументация требований Заявителя и представленные обосновывающие документы аналогичны, указанным по статье «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств» на 2022 год настоящего решения.

Решением суда Еврейской автономной области от 23.11.2021 по делу № 3-71/2021 действия Департамента признаны законными и обоснованными.

Представленный Заявителем расчет кассовых разрывов не может служить обоснованием необходимости учета расходов на обслуживание заемных средств в связи с тем, что не представляется возможным оценить экономическую обоснованность понесенных расходов на услуги по передаче электрической энергии. Кроме того, Заявителем не обоснована необходимость несения расходов по статьям затрат в указанном в расчете размере.

Также необходимо отметить, что ежегодно в отношении регулируемой организации осуществляются корректировки НВВ в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э, в том числе, компенсируется недостаток выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии.

Кроме того, в соответствии с кредитными договорами не представляется возможным определить целевое назначение привлекаемых кредитов.

Также необходимо отметить, что размер чистой прибыли Заявителя на территории ЕАО по виду деятельности «Передача электроэнергии по распределительным сетям» за 2020 год составляет 81 948 тыс. руб., что свидетельствует об отсутствии необходимости в привлечении заемных средств.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной подстатье затрат являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

3.2. Налог на прибыль за 2020 год

АО ДРСК» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по статье «Корректировка неподконтрольных расходов» на 2022 год в части налога на прибыль в размере 21 928,55 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 16 852,2 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 5 076,35 тыс. руб.

В части учета расходов на налог на прибыль Заявитель отмечает, что при проведении корректировки в части налога на прибыль Органом регулирования были не соблюдены принципы, изложенные в статьях 6, 20, 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ, пункте 20 Основ ценообразования № 1178, в положениях Методических указаний от 17.02.2012 № 98-э.

В соответствии с доводами регулируемой организации, согласно представленной информации по Форме 1.1 филиала, налог на прибыль по виду деятельности «Передача по распределительным сетям» сформировался в 2020 году в размере 4 311,85 тыс. руб. и по виду деятельности «Технологическое присоединение» в размере 19 068,02 тыс. руб.

Следовательно, в 2020 году величина фактически уплаченного налога на прибыль, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям, составила 23 379,87 тыс. руб.

Орган регулирования при расчете расходов по налогу на прибыль в части корректировки расходов 2020 года в 2022 году руководствовался фактическими данными регулируемой организации за 2020 год.

Согласно представленной Форме 1.1 за 2020 год, суммарная величина налога на прибыль по виду деятельности «Передача по распределительным сетям» и «Технологическое присоединение» составляет 31 875 тыс. руб. (12 691+19 184), при этом по виду деятельности «Технологическое присоединение» сформирована отрицательная величина прибыли до налогообложения (-10 378 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что при сформированной отрицательной величине прибыли до налогообложения по факту соответствующего истекшего периода (по видам деятельности «Передача электрической энергии» и (или) «Технологическое присоединение»), в НВВ регулируемых организаций величина налога на прибыль не может быть учтена при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поскольку это приведет к необоснованному увеличению тарифной нагрузки на потребителей электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной подстатье затрат являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

3.3. Арендная плата за 2020 год

АО «ДРСК» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по статье «Корректировка неподконтрольных расходов» на 2022 год в части арендной платы в размере 5 964,8 тыс. руб. (согласно экспертному заключению Органа регулирования и заявлению о разногласиях).

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 1 764,8 тыс. руб. (согласно экспертному заключению Органа регулирования и заявлению о разногласиях).

Объем разногласий составляет 4 200,05 тыс. руб.

В отношении корректировки неподконтрольных расходов на 2022 год по факту 2020 года в части аренды имущества ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства. Расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. Расходы на аренду (лизинг) в отношении объектов, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», учитываются при установлении тарифов в размере, определенном в договоре аренды (лизинга). При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

В качестве обосновывающих материалов по статье затрат «Корректировка неподконтрольных расходов на 2022 год по факту 2020 года» в части аренды имущества в адрес Органа регулирования и ФАС России представлены следующие материалы:

1. Договор с ПАО «РАО ЭС Востока» от 01.07.2013 № 355;

2. Письмо АО «РАО ЭС Востока» от 16.12.2019 № 465/180 «Об изменении арендной платы по договору аренды от 01.07.2013 № 355»;

3. Фактические расходы по договору аренды от 01.07.2013 № 355 по филиалу АО «ДРСК» «ЭС ЕАО»;

4. Расчет арендной платы.

Согласно заявлению о разногласиях, договоры аренды объектов электросетевого хозяйства и объектов прочего имущества и оборотно-сальдовые ведомости по счету 76.10, на котором отражаются заявляемые расходы по арендной плате, в Комитет представлены. Расходы на аренду распределительных сетей и подстанций для электроснабжения объектов подвижной радиотелефонной связи на основе документального подтверждения осуществления таких расходов включаются в необходимую валовую выручку.

Департаментом не принимаются расходы по факту 2020 года в размере 4 200,05 тыс. руб. на аренду распределительных сетей и подстанций для электроснабжения объектов подвижной радиотелефонной связи автомобильной дороги федерального значения «Амур» Чита-Хабаровск», как экономически не обоснованные и не имеющие отношение к регулируемому виду деятельности на территории Еврейской автономной области.

Реализация проекта «Строительство распределительных сетей и подстанций для электроснабжения объектов подвижной радиотелефонной связи автомобильной дороги федерального значения «Амур» Чита-Хабаровск» содействует обеспечения электроснабжения сетей ОАО «ВымпелКом- Коммуникации» для оказания услуг мобильной связи. В рамках реализации проекта «Строительство распределительных сетей и подстанций для электроснабжения объектов подвижной радиотелефонной связи автомобильной дороги федерального значения «Амур» Чита-Хабаровск» созданы объекты электросетевого хозяйства (Приложение № 1 к договору аренды от 01.07.2013 № 355, заключенному между ОАО «РАО Энергетические системы Востока» и АО «ДРСК» (далее – договор № 355).

Согласно Приложению 1 к договору № 355 на территории Еврейской автономной области переданы в аренды АО «ДРСК» следующие объекты:

- ВЛ 10 кВ «Бира»;

- КТП 10/0,4 кВ «Бира»;

- ВЛ 10 кВ «Ядрино»;

- ВЛ 0,4 кВ «Ядрино»;

- КТПН 63/10/0,4 кВ «Ядрино»;

- ВЛ 6 кВ «Известковый»;

- ВЛ 0,4 кВ «Известковый»;

- КТП 63/10/0,4 кВ «Известковый»;

- ВЛ 10 кВ «Семисточный»;

- ВЛ 0,4 кВ «Семисточный»;

- КТП 63/10/0,4 кВ «Семисточный».

Согласно договору аренды № 355, а также информации, представленной Органом регулирования, вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства содействуют обеспечению электроснабжения сетей ОАО «ВымпелКом-Коммуникации» для оказания услуг мобильной связи.

Вместе с тем, расчеты амортизационных отчислений в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду в адрес в адрес Органа регулирования не представлены.

В связи с вышеизложенным, не представляется возможным определить экономическую обоснованность расходов в части аренды на имущество за 2020 год, подлежащую учету в статье затрат «Корректировка неподконтрольных расходов» на 2022 год по факту 2020 года.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

4. Статья затрат: «Корректировка НВВ с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) за 2020 год»

АО ДРСК» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по статье «Корректировка НВВ с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) за 2020 год» в размере 19 419,49 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 0
тыс. руб.

Объем разногласий составляет 19 419,49 тыс. руб.

В соответствии с заявлением АО «ДРСК» о разногласиях при неучете расходов по рассматриваемой статье затрат Органом регулирования были нарушены пункты 8, 38 Основ ценообразования № 1178, Положение об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1220, Методические указания № 98-э и Методические указания по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению Единой Национальной (Общероссийской) Электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденные приказом Минэнерго России от 29.11.2016 № 1256 (далее – Методические указания № 1256).

Согласно доводам Заявителя отчетные данные за 2020 год для расчета фактических значений показателей надежности представлены филиалом на основании п. 1.8 Методические указания № 1256, в соответствии с формой 8.1 и 8.3 приложения № 8 и формой 1.3 приложения № 1, а также данных об экономических и технических характеристиках и условиях деятельности территориальных сетевых организаций в соответствии с формой 1.9 приложения № 1.

Кроме того, была представлена форма 8.1.1 «Ведомость присоединений потребителей услуг сетевой организации».

Отчетные данные за 2020 г. для расчета фактических значений по показателю качества представлены на основании п.п. 3.3.2, 3.3.3 Методических указаний № 1256, в соответствии с формой 3.1, 3.2 и 3.3 приложения № 3.

В качестве обосновывающих материалов по данной статье затрат в адрес Органа регулирования и ФАС России АО «ДРСК» представлены следующие материалы:

1. Копия письма в адрес Комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области от 31.03.2021 № 01-05/1167 «О предоставлении отчетных данных по фактическим значениям показателей надежности и качества за 2020 г.»;

2. Расчет корректировки НВВ по показателю надежности и качества за 2020 год по филиалу АО «ДРСК» «ЭС ЕАО»;

3. Пояснительная записка к предложениям по плановым значениям показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг филиала на 2022 гг.;

4. Предложения по показателям надёжности и качества.

В соответствии с отзывом Органа регулирования на заявление о разногласиях на основании сопоставления фактических значений показателей надежности и качества услуг с их плановыми значениями и, учитывая результаты достижения плановых значений показателей с учетом соответствующих коэффициентов значимости для АО «ДРСК», был рассчитан обобщенный показатель уровня надежности и качества оказываемых услуг в размере 0,6.

Согласно пункту 11 Методических указаний № 98-э, КНКi - понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i, определяемый в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом ФСТ России от 26 декабря 2010 г. № 254-э/1 (далее – Методические указания
№ 254-э/1).

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 254-э/1 расчет понижающих (повышающих) коэффициентов производится по следующей формуле:

, (1)

где:

- понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i;

- обобщенный показатель надежности и качества оказываемых услуг в году i, используемый при осуществлении корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, связанной с отклонением фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг от плановых (далее - обобщенный показатель), который определяется в соответствии с Методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 29.06.2010 № 296 (далее - Методические указания по надежности и качеству);

- максимальный процент корректировки, определяемый:

для 2011 года: = 0,5%;

для 2012 года: = 1%;

начиная с 2013 года: = 2%.

В соответствии с пунктом 5.1.2 Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению Единой Национальной (Общероссийской) Электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 29.11.2016 № 1256, значение обобщенного показателя уровня надежности и качества оказываемых услуг для территориальных сетевых организаций, долгосрочные периоды регулирования которых начались с 2018 года, рассчитывается по формуле:

 

, (22)

где:

и , и - коэффициенты значимости показателей надежности и качества оказываемых услуг:

и , и ;

Kнад1 и Kнад2 - коэффициент достижения (недостижения, перевыполнения) уровня надежности оказываемых услуг;

Kкач1 - коэффициенты достижения (недостижения, перевыполнения) уровня качества оказываемых услуг;

Kкач3 - показатель качества исполнения Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 15 апреля 2014 г. № 186 (далее - приказ Минэнерго России № 186).

Показатель считается достигнутым (Kкач3 = 0) в случае исполнения сетевыми организациями требований приказа Минэнерго России № 186, в том числе исполнения сетевыми организациями требований по своевременному, полному и достоверному раскрытию информации в соответствии с Приложением 1 и 7 приказа Минэнерго России № 186.

В противном случае показатель считается не достигнутым (Kкач3 = -1).

Вместе с тем, в соответствии с отзывом Органа регулирования на заявление о разногласиях при проведении выборочной проверки Департаментом выявлены несоответствия количества точек поставки в форме № 8.1 по отношению к форме № 8.1.1.

Необходимо отметить, что в соответствии с положениями Методических указаний № 254-э/1 вышеуказанный показатель является определяющим при расчете показателей надежности и качества.

Согласно пункту 6 Методических указаний № 254-э/1, корректировка тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования в случае предоставления для расчета какого-либо показателя недостоверных отчетных данных (имеется существенное расхождение данных, оцениваемое исходя из отклонения фактического значения данного показателя, рассчитанного на основе отчетных данных, предоставленных организацией, от значения, рассчитанного на основе данных, указанных в подпунктах 3, 4 пункта 13 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг», более чем: на 20% - для 2011 года, на 15% - для 2012 года, на 10% - начиная с 2013 года, - что установлено по итогам проведения действий, указанных в пункте 3 Положения) или непредставления отчетных данных для расчета какого-либо показателя надежности или качества, при расчете индикатор выполнения соответствующего показателя принимается равным (-1) и расчет осуществляется по формуле (1), указанной в п. 5.

Необходимо отметить, что в адрес ФАС России формы 8.1, 8.1.1 представлены не были, также не были представлены отчетные формы по фактическим значениям показателей надежности и качества предоставляемых услуг за 2020 г.

Учитывая вышеизложенное, в том числе предоставление недостоверных данных в адрес Органа регулирования, требования Заявителя по данной статье являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» «Электрические сети ЕАО» на территории Еврейской автономной области и Департаментом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Департаментом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (рег. от 25.03.2022 № 54635/22).

 

Связанные организации

АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания»
ИНН 2801108200, ОГРН 1052800111308
Департамент тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области
ИНН 7901101462, ОГРН 1047900040297
УФАС России по Еврейской автономной области
ИНН 7901532980, ОГРН 1087901001209