Предписание №СП/47201/20 Предписание по ТКО ООО "Чистый след" Вологда от 3 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый след» (далее - регулируемая организация, региональный оператор) на территории Западной зоны Вологодской области на 2020 год, а также обращение (жалобу) ООО «Чистый след» (исх. от 27.12.2019 № 81881/РО, вх. от 14.01.2020 № 4546/20) о необходимости пересмотра предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 20.12.2019 № 838-р,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее – Департамент, орган регулирования) от 20.12.2019 № 838-р методом экономически обоснованных расходов (затрат) установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Чистый след» на территории Западной зоны Вологодской области на 2020 год.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Вологодской области установлены приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 30.10.2017 № 271.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Чистый след» 2020 года, в том числе представленного экспертного заключения Департамента по установлению тарифов для ООО «Чистый след» на 2020 год (далее – Экспертное заключение), а также дополнительных пояснений представленных со стороны органа регулирования и регионального оператора ФАС России установлено следующее.

Федеральная антимонопольная служба отмечает, что Вологодская область поделена на 2 зоны деятельности. Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Западной зоне является ООО «Чистый след».

Приказом Департамента топливно – энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 29.12.2016 № 174 (с изменениями по состоянию на 7 февраля 2018 года) утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Вологодской области (далее – Территориальная схема). Объем образования ТКО на 2020 год в Западной зоне деятельности ООО «Чистый след» Департаментом принят в размере 1 679,13 тыс. куб. метров, что составляет 48,35 % твердых коммунальных отходов от общего количества твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Вологодской области.

Также необходимо отметить, что ООО «Чистый след» применяет общую систему налогообложения.

Величина НВВ регионального оператора ООО «Чистый след» на 2020 год принята и установлена Департаментом с учетом требований предписания ФАС России от 14.10.2019 № СП/89283/19, выданного в отношении установленного тарифа на оказываемую услуг регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год, в размере 620 885,3 (без НДС), тариф на услугу регионального оператора на 2020 год составляет 369,77 руб./куб. м. (без учета НДС), 443,73 руб./куб.м. (с учетом НДС).

На основании материалов тарифной кампании 2020 года, представленных Департаментом, ФАС России сделан вывод о том, что основная часть затрат в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора приходится на транспортирование ТКО - 63,85 %, оставшаяся часть расходов приходится на захоронение и обработку ТКО - 27,54 %, на собственные расходы – 8,6 %.

1. Обработка твёрдых коммунальных отходов собственными силами ООО «Чистый след».

ООО «Чистый след» также осуществляет деятельность по обработке ТКО. Приказом Департамента топливно – энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 07.12.2018 № 557-р утвержден предельный тариф на обработку твердых коммунальных отходов ООО «Чистый след» на 2019-2021 гг. Тариф на обработку ТКО на 1 полугодие 2019 года составляет 125,87 руб. за куб. м (без учета НДС), 2 полугодие 2019 года – 141,59 руб. за куб. м (без учета НДС). Данный нормативный правовой акт в соответствии приказом Департамента от 13.12.2019 № 673 признан утратившим силу с 01.01.2020 года.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 867 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами», в случае если регулируемая организация, осуществляющая захоронение ТКО, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки ТКО, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, тариф на обработку ТКО для такой регулируемой организации не устанавливается. При этом расходы на обработку ТКО учитываются при установлении тарифа на захоронение ТКО.

Пунктом 5 Основ ценообразования № 484 предусмотрено, что тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с ТКО.

Соответственно тарифы устанавливаются отдельно на каждый вид регулируемой деятельности согласно пункту 6 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 85 Методических указаний № 1638/16 расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО (далее региональный оператор) осуществляется по формуле (42).

В состав необходимой валовой выручки регионального оператора включается – расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО.

При этом в случае, если региональный оператор в соответствии с территориальной схемой самостоятельно осуществляет обработку, обезвреживание и (или) захоронение ТКО, то расходы на оказание соответствующих услуг, а также объем таких услуг учитываются при расчете единого тарифа регионального оператора в соответствии с главами I – V Методических указаний № 1638/16 в составе показателя  .

Главы I – V Методических указаний № 1638/16 предусматривают порядок расчета тарифов для операторов по обращению с ТКО на услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Таким образом, расходы на обезвреживание, обработку, захоронение ТКО учитываются при расчете единого тарифа регионального оператора в составе показателя «расходы регионального оператора по обезвреживанию, обработке, захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО» согласно формуле 44 Методических указаний № 1638/16 исходя из установленных предельных тарифов (или цен, не превышающих установленные предельные тарифы) и соответствующего объема/массы ТКО.

Таким образом, региональному оператору, осуществляющему регулируемую деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, устанавливается как единый тариф на услугу регионального оператора, так и тарифы на услугу по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО соответственно.

Пунктом 17 Правил регулирования № 484 предусмотрено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Согласно Экспертному заключению по материалам рассмотрения дела об установлении тарифов на обработку ТКО для ООО «Чистый след» на 2019 - 2021 год и расчетов расходов по обработке ТКО на 2020 год Федеральной антимонопольной службой установлено, что расходы по обработке ТКО на 2020 год Департаментом были рассчитаны в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 с применением метода индексации.

В составе НВВ на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Западной зоны Вологодской области на 2020 год расходы по обработке ТКО, осуществляемые собственными силами ООО «Чистый след», органом регулирования учтены в размере 39 018,9 тыс. руб., масса обработки ТКО составляет 50 000 тон, себестоимость оказываемой услуги – 780,38 руб./т.

На долю обработки ТКО собственными силами ООО «Чистый след» приходится 19,809 % от общего размера статьи затрат по захоронению и обработке ТКО, доля затрат по обработке ТКО от собственных расходов регионального оператора составляет 6,34%.

ООО «Чистый след» не оспаривало размер НВВ по обработке ТКО как по 2019 году, так и по 2020 году, в ФАС России с разногласиями не обращалось.

В связи с тем, что тариф на обработку ТКО на 2020 год органом регулирования не утвержден отдельно, а данные расходы по обработке ТКО учтены в составе НВВ регионального оператора по обращению с ТКО в размере 39 018,9 тыс. руб., ФАС России считает целесообразным и правомерным предписать органу регулирования утвердить отдельный тариф на обработку ТКО на 2020 год в соответствии с Основами ценообразования № 484, Методическими указаниями № 1638/16, при необходимости запросив у ООО «Чистый след» дополнительные материалы по расходам, связанным с деятельностью по обработке ТКО, отразив соответствующий анализ указанных расходов в Экспертном заключении об установлении тарифов на обработку ТКО для ООО «Чистый след». Произвести соответствующий перерасчёт указанных расходов (объёмов) в составе необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Чистый след» 2020 года. В случае изменения по результатам вышеуказанного анализа расходов (объёмов) на обработку ТКО, отразить расчёт также в Экспертном заключении об установлении тарифов на оказываемые услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходам.

2. Арендная плата помещения (с учетом коммунальных платежей).

ООО «Чистый след» оспаривает размер расходов по статье «Арендная плата», учтенных Департаментом в составе НВВ регионального оператора на 2020 год. Сумма заявленных ООО «Чистый след» требований, отраженных в обращении (жалобе) исх. от 27.12.2019 № 81881/РО, и подлежащих к дополнительному учёту составляет 2 440 тыс. руб.

ООО «Чистый след» указывает на отсутствие в собственности регулируемой организации помещения, в котором региональный оператор может реализовывать непосредственную прямую деятельность (прямой функционал) по обращению с ТКО по Западной зоне Вологодской области. Обращая особое внимание на то, что учтенной Департаментом в составе НВВ регионального оператора на 2020 год суммы средств по арендным платежам в размере 337,5 тыс. руб. будет недостаточно для возмещения расходов по аренде офиса в полном объеме.

Сумма заявленных ООО «Чистый след» расходов по данной статье затрат в орган регулирования в период тарифной кампании 2020 года составляла 2 683,5 тыс. руб.

Расходы по данной статье органом регулирования приняты в расчет на основании договора аренды от 01.07.2019 б/н (арендодатель – ООО «Архитектурно-проектная компания «Проектстрой»), предмет договора – нежилое помещение под офис (целевое назначение – пункт 1.2 договора), заключен на 5 лет, государственная регистрация от 01.08.2019 № 35:21:0501002:2442-35/021/2019-2.

Арендная плата согласно пункту 4.2 договора аренды составила 402 рубля за 1 квадратный метр в месяц, помещение площадью 505,8 квадратных метров, стоимость аренды помещения в месяц - 203,331 тыс. рублей. Цена договора 402 рубля за 1 квадратный метр определена сторонами договора в размере стоимости без указания с учётом НДС или без. В связи с чем Департаментом цена договора определена в размере 402 рубля за 1 квадратный метр в том числе с учётом НДС и принята к расчету цена в размере 335,0 рублей за 1 квадратный метр без учета НДС на основании пунктов 1, 4 статьи 168 и пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса России; пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33; письма Федеральной налоговой службы России от 05.10.2016 № СД-4-3/18862@).

В соответствии с пунктом 4.4 договора аренды стоимость коммунальных услуг не входит в арендную плату, коммунальные услуги на теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение оплачиваются арендатором на основании выставленного арендодателем счета за текущий месяц.

В соответствии с пунктом 4.5 договора аренды в арендную плату также не входит стоимость услуг охраны, уборки помещений, телефонной связи, интернета.

По результатам расчета органа регулирования арендная плата с учетом средней стоимости коммунальных платежей составила 337,5 тыс. рублей в год, исходя из следующих условий: в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.05.2003, для сотрудников, которые используют в работе компьютеры, площадь рабочего места не может быть менее 4,5 квадратных метров (если установлен плоский монитор). Департаментом учтено данное требование, тем самым расчет осуществлен исходя из 14 штатных единиц ООО «Чистый след», общей площади в размере 63,0 квадратных метра, фактической стоимости коммунальных платежей, с пересчетом на год, определенных пропорционально учтенным квадратным метрам офисного помещения. Кроме того, расходы на арендную плату и коммунальные платежи учтены органом регулирования в сопоставимых ценах с учётом индекса Прогноза социально-экономического развития на 2020 год в размере 103,0 %, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - ИПЦ).

Региональным оператором ООО «Чистый след» определение площади арендуемого помещения, задействованного под административные нужды – офис, планировалось с учетом заявленной численности административно-производственного персонала в размере 36 шт. ед.

Исходя из того, что часть функций регионального оператора выполняется на договорной основе сторонними организациями, исключив дублирующие функции, органом регулирования расчёт площади помещения под административно-производственные нужды осуществлен исходя из принятой численности АУП в количестве 14 шт. ед.

В соответствии с постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 № 108 «Общественные здания административного назначения. Строительные нормы и правила СНиП 31-05-2003» рассчитывается площадь кабинетов и приемных руководства учреждений, площадь помещений информационно-технического назначения, площадь помещений технического обслуживания зданий учреждений. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». При расчете площади рабочего места сотрудника необходимо учитывать места общего пользования: коридоры, места для приема, пищи, санитарные комнаты, места для проведения совещаний, пространство для копировальной техники, шкафы для документов и архивы, серверные комнаты и прочие. Также необходимо учесть, что метраж изменяется в зависимости от рода деятельности сотрудника. Так, работникам, обязанностью которых является индивидуальный прием посетителей (например, юристам или администраторам), выделяется от 9 кв.м. до 12 кв.м., бухгалтерам и инженерам - 6,5 кв.м. начальникам отделов – 9 кв.м.

Согласно имеющимся в общедоступном пользовании программам расчета офисного пространства (помещения) площадь помещения с учетом одинаковых параметров и численности персонала в размере 14 шт. ед. варьируется от 172 кв. м. до 292 кв. м.

Таким образом, ФАС России произведён расчёт площади офиса исходя из количества рабочих ООО «Чистый след» в размере 14 шт. ед. с учётом технических требований согласно вышеуказанным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Согласно расчёту ФАС России расчетная площадь офиса должна составлять не менее 173,2 кв.м. Учитывая вышеизложенное, стоимость арендной платы с учетом коммунальных платежей рассчитана ФАС России в размере 367,41 руб. за кв. м/мес. (335 руб./ кв.м + 32,41 руб. /кв.м).

Исходя из вышеизложенного, ФАС России считает подход органа регулирования по определению стоимости расходов на арендную плату помещения не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), в связи с чем расходы по данной статье затрат признаны обоснованными ФАС России на уровне 763,62 тыс. руб., и подлежащими к дополнительному учёту в составе необходимой валовой выручки ООО «Чистый след» на 2020 год в размере 426,12 тыс. руб.

3. Расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг (договор от 14.01.2019 № 0301/2019 и договор от 14.01.2019 № 0401/2019).

3.1 Расходы по договору от 14.01.2019 № 0301/2019.

ООО «Чистый след» оспаривает размер плановых расходов по обслуживанию VоIP – телефонии, вычислительной техники, локальной сети и прочих работ. Начальная максимальная цена контракта составила 361,49 тыс. руб. в месяц. Окончательный результат конкурса планировался на 30.12.2019 года. Сумма оспариваемых расходов, не учтенных в составе НВВ регионального оператора ООО «Чистый след» на 2020 год, составила 3 914,4 тыс. руб.

Согласно доводам органа регулирования относительно договора от 14.01.2019 № 0301/2019, заключенного с ООО «Инновация», расходы по данному договору не учтены, поскольку срок действия договора от 14.01.2019 № 0301/2019 истек 31 декабря 2019 года, в связи с чем действие указанного договора не распространяется на регулируемый период - 2020 год. Кроме того, по состоянию на 20.12.2019 ООО «Чистый след» не представлен в адрес Департамента актуальный документ, подтверждающий заявленные региональным оператором расходы на объем работ в рамках договора от 14.01.2019 № 0301/2019.

В ФАС России региональным оператором ООО «Чистый след» представлен договор на возмездное оказание услуг от 14.01.2019 № 0301/2019. В соответствии с приложением № 1 к договору оказания услуг общая стоимость оказания услуг составила 326,2 тыс. руб. в мес., итого в целом общая сумма за год составила 3 678,00 тыс. руб.

Согласно данным сайта АО «Единая электронная торговая площадка» регулируемой организацией проведена процедура закупки 30.12.2019 года. В связи с чем заявленная начальная максимальная цена договора, лота составила 13 013,52 тыс. руб., итоговая цена контракта - 11 898,0 тыс. руб. Для участия в конкурсной процедуре была подана 1 заявка от участника ООО «Инновация».

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях; д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования № 484 при определении фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период.

Согласно пункту 7 Методических указаний № 1638/18 тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что указанные затраты являются необходимыми для непосредственного осуществления региональным оператором регулируемого вида деятельности, ФАС России считает подход органа регулирования по неучету в полном объеме указанных затрат не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), в связи с чем считает необходимым предписать органу регулирования провести анализ фактических затрат, сложившихся в ООО «Чистый след» 2019 года, запросив дополнительно все необходимые для соответствующего обоснования документы (в том числе пролонгированные договоры, расчёты, счета-фактуры, платежные поручения), по итогам которого в случае соответствующего подтверждения, учесть указанные расходы на экономически обоснованном уровне, но не превышая заявленную ООО «Чистый след» сумму расходов по данной статье на момент установления тарифов на 2020 год.

3.2. Расходы по договору от 14.01.2019 № 0401/2019.

ООО «Чистый след» оспаривает размер расходов, учтенных в составе НВВ регионального оператора на 2020 год, на оплату юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг, выполняемых по договору с ООО «Инновация» от 14.01.2019 № 0401/2019. Указанные затраты приняты органом регулирования в расчет необходимой валовой выручки в размере 30 752,388 тыс. рублей. ООО «Чистый след» считает, что в расчет НВВ на 2020 год следует включить сумму средств в размере 51 315,73 тыс. руб. на сопровождение расчетов регионального оператора с потребителями услуг по обращению с ТКО (сумма к дополнительному учету составляет 20 563,34 тыс. руб.).

Между ООО «Чистый след» и ООО «Инновация» при расчете процентов агентского вознаграждения учитывались суммы НВВ из конкурсной документации по выбору регионального оператора по Вологодской области. По расчету, представленному ООО «Инновация» в адрес ООО «Чистый след», плановая стоимость по данному договору составляет в месяц 4 901 тыс. руб.

При снижении тарифа (снижении затрат органом регулирования от заявленных регулируемой организацией) на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, автоматически снижается сумма перечисления по агентскому договору, при этом объем работ по факту остается неизменным. В этой связи возникает вероятность, при которой ООО «Инновация» откажется от исполнения услуг по данному договору.

Органом регулирования учтены расходы по агентскому договору от 14.01.2019 № 0401/2019, заключенному между ООО «Чистый след» и ООО «Инновация», на основании пункта 3.1 данного договора, согласно которому «Вознаграждение агента составляет 5,95 % от суммы начислений за коммунальные услуги в отчетном месяце принципалу в счет исполнения обязательств потребителей физических и юридических лиц перед принципалом», но процент рассчитан органом регулирования не от суммы начисления за коммунальные услуги, а от суммы затрат, очищенных (освобождённых) от НДС.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3.3. вышеуказанного договора «В случае, если «Агент» применяет специальный режим налогообложения и не является плательщиком НДС», сумма договора не облагается НДС.

Таким образом, Департаментом при расчете расходов по сопровождению расчетов регионального оператора с потребителями услуг по обращению с ТКО из суммы, рассчитанной на основании процентной ставки, указанной в договоре в размере 5,95 %, исключен НДС, начисление агентского вознаграждения рассчитывалось от НВВ регионального оператора без учета НДС и расходов на сумму 2 278,0 тыс. руб. (данная сумма учтена согласна протоколу заседания правления Департамента от 20.12.2019 № 508, но не включена в НВВ при расчете процентов в размере 5,95 % за начисление агентского вознаграждения).

ФАС России отмечает, что расходы по обслуживанию агентского договора напрямую зависят от размера НВВ регионального оператора, осуществляющего услуги по обращению с ТКО. Стоимость услуги регионального оператора по обращению с ТКО выставляется потребителям (населению) с учетом НДС, следовательно, по мнению ФАС России, расчет по обслуживанию агентского договора следует рассчитывать исходя из процентной ставки, указанной в договоре, очищенной от НДС в размере 4,958 % (5,95%-20%НДС=4,958%) от затрат, учтенных в составе НВВ с учетом НДС (таким образом, как указано прямо в договоре от коммунального платежа, который выставляется с учетом НДС).

В этой связи ФАС России считает необходимым указанные затраты по агентскому вознаграждению, предусмотренные договором от 14.01.2019 № 0401/2019, рассчитать с учетом изменения статей затрат (а именно: арендная плата помещения (с учетом коммунальных платежей); расходы по обслуживанию VоIP – телефонии, вычислительной техники, локальной сети, сбытовые расходы), входящих в состав НВВ 2020 года согласно требованиям, предусмотренным настоящим предписанием ФАС России. Расчет по обслуживанию агентского договора следует рассчитывать исходя из процентной ставки в размере 4,958 % от затрат, учтенных в составе НВВ с учетом НДС.

4. Сбытовые расходы.

В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования № 484 сбытовые расходы регионального оператора определяются в соответствии с методическими указаниями и включают расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, установленной для регионального оператора на предыдущий период регулирования.

При установлении тарифов для регулируемых организаций, не имеющих статуса регионального оператора, в необходимой валовой выручке таких организаций учитывается вся сумма фактически списанной безнадежной дебиторской задолженности при условии ее документального подтверждения, а также величина экономически обоснованных расходов на создание регулируемой организацией в соответствии с положениями бухгалтерского и налогового учета резерва по сомнительным долгам при условии его документального подтверждения.

Согласно представленной ООО «Чистый след» бухгалтерской справке от 31.10.2019 «Нормирование резерва по сомнительным долгам» в соответствии с пунктом 31.1 учетной политики для целей бухгалтерского учета, утвержденной приказом ООО «Чистый след» от 26.12.2018 № 02, размер резерва по сомнительным долгам составляет не более 0,5 % от суммы выручки.

Сбытовые расходы регионального оператора ООО «Чистый след» заявлены в орган регулирования на момент установления тарифов на 2020 год в размере 10 375,0 тыс. руб. На заседании правления Департамента 20.12.2019 представители регионального оператора ООО «Чистый след» обратились с просьбой учесть резерв по сомнительным долгам в соответствии с Основами ценообразования № 484 в размере 2 % от НВВ.

Департаментом были учтены сбытовые расходы ООО «Чистый след» в составе НВВ в размере 2 % от НВВ, что составило 12 417,7 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 22 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, не подтверждена.

В соответствии с пунктом 89 Методических указаний № 1638/16 к сбытовым расходам регионального оператора относятся расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, установленной для регионального оператора на предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

На основании вышеизложенного, в условиях отсутствия на момент установления тарифов подтвержденных данных бухгалтерской и статистической отчетности за полный 2019 год, Федеральная антимонопольная служба считает целесообразным предписать органу регулирования провести дополнительный анализ сбытовых расходов ООО «Чистый след», учтенных в составе необходимой валовой выручки 2020 года, на основании дополнительно запрошенных у ООО «Чистый след» материалов, обосновывающих сбытовые расходы, понесенные ООО «Чистый след» в 2019 году, а именно актов инвентаризации дебиторской задолженности, реестров лицевых счетов с дебиторской задолженностью, приказов о создании резерва по сомнительным долгам, по итогам которого в случае надлежащего обоснования пересчитать и учесть указанные затраты на уровне, не выше заявленного ООО «Чистый след» на момент установления тарифов на 2020 год, выявленные экономически необоснованные расходы исключить из состава необходимой валовой выручки ООО «Чистый след» согласно требованиям Основ ценообразования № 484.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области нарушившим положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пункты 5, 12, 14, 16, 35, 90 Основ ценообразования  № 484, пункты 18, 22 Правил регулирования № 484, пункт 89 Методических указаний № 1638/16.

2. Предписать органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2020 принять и ввести в действие решение об установлении предельного единого тарифа на обработку твердых коммунальных отходов ООО «Чистый след» на основании требований пункта 1 мотивировочной части настоящего предписания;

3. Предписать органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 30.06.2020 (включительно) устранить нарушения, допущенные Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области при установлении тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Вологодской области ООО «Чистый след» на 2020 год в Западной зоне деятельности по приказу от 20.12.2019 № 838-р, а именно:

- дополнительно учесть расходы по арендной плате и коммунальным платежам арендуемого помещения под офис регионального оператора ООО «Чистый след» в размере 426,12 тыс. руб.;

- провести анализ фактических расходов по обслуживанию VoIP – телефонии, вычислительной техники, локальной сети, сложившихся в ООО «Чистый след» за 2019 год, в соответствии с пунктом 3.1 мотивировочной части настоящего предписания, по итогам которого, в случае соответствующего подтверждения, учесть указанные расходы на экономически обоснованном уровне;

- произвести перерасчёт расходов по агентским договорам в соответствии с пунктом 3.2 мотивировочной части настоящего предписания, по итогам которого учесть указанные затраты на экономически обоснованном уровне;

- провести анализ сбытовых расходов ООО «Чистый след», учтенных в составе необходимой валовой выручки 2020 года, на основании дополнительно запрошенных у ООО «Чистый след» материалов, обосновывающих сбытовые расходы, понесенные ООО «Чистый след» в 2019 году, а именно актов инвентаризации дебиторской задолженности, реестров лицевых счетов с дебиторской задолженностью, приказов о создании резерва по сомнительным долгам, по итогам которого в случае надлежащего обоснования пересчитать и учесть указанные затраты на уровне, не выше заявленного ООО «Чистый след» на момент установления тарифов на 2020 год, выявленные экономически необоснованные расходы исключить из состава необходимой валовой выручки ООО «Чистый след» согласно требованиям Основ ценообразования № 484;

- произвести перерасчёт расходов (объёмов) на обработку твёрдых коммунальных отходов, учтённых в составе необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Чистый след» 2020 года, согласно пункту 1 мотивировочной части и пункту 2 резолютивной части настоящего предписания, отразив соответствующий расчёт в Экспертном заключении об установлении тарифов на оказываемые услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходам.

4. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 30.06.2020 установить необходимую валовую выручку на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Чистый след» на 2020 год с учетом пункта 3 резолютивной части настоящего предписания.

5. В срок до 01.07.2020 органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами принять и ввести в действие решение о пересмотре предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 год для ООО «Чистый след», с учетом требований, предусмотренных пунктами 2, 3 и 4 резолютивной части настоящего предписания.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 1 - 5 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Вологодской области в области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятых во исполнение настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Вологодской области в области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались решения во исполнение настоящего предписания;

- экспертных заключений по делу об установлении регулируемого тарифов в части оказываемых услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Волгоградское УФАС России
ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596
ООО "Чистый След"
ИНН 3528213203, ОГРН 1143528004102
Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области
ИНН 3525236925, ОГРН 1103525002680