Предписание №СП/82480/21 Предписание по тарифав на захоронение ООО "Спецавтотранс" ( ... от 29 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 Статс - секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельного тарифа на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов ООО «Спецавтотранс»,

 

 УСТАНОВИЛ:

 

 В ФАС России поступила жалоба от регулируемой организации ООО «Спецавтотранс» (исх. от 12.03.2021 № 41, вх. от 12.03.2021 № 39453-ЭП/21) на утвержденный Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (далее – КТР, орган регулирования) ниже экономически обоснованного уровня тариф на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).

Тариф для оператора по захоронению ТКО для ООО «Спецавтотранс» на 2021 год установлен приказом КТР от 18.12.2020 № 48/63 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей ООО «Спецавтотранс» и составляет 530,07 руб./т (85,35 руб./куб.м) без НДС.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ) оператора по захоронению ТКО 54 512,23 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 91 Основ ценообразования № 484 при корректировке необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемой при определении необходимой валовой выручки регионального оператора, необходимая валовая выручка регионального оператора корректируется на ту же величину.

  1. Объемы реализации услуг (масса).

Органом регулирования при утверждении тарифа на захоронение ТКО для ООО «Спецавтотранс» на 2021 год принят объем (масса) захоронения ТКО в размере 102,84 тыс. т. исходя из общего утвержденного планового объема регионального оператора (объем для регионального оператора утвержден расчетным способом в соответствии с маршрутными журналами движения мусоровозов с учетом технических характеристик транспорта) с учетом переводного коэффициента и распределения по полигонам в соответствии с территориальной схемой с учетом исключения обработанных отходов.

Регулируемой организацией при подаче заявления о корректировке тарифа в орган регулирования указан объем реализации услуг (масса) на 2021 год в размере 56,64 тыс. т.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, объем реализации услуг для оператора по захоронению не может быть утвержден на основании утвержденного объема реализации для регионального оператора в субъекте.

Согласно пункту 14 Методических указаний № 1638/16 расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется в соответствии с Приложениями 2, 3 к Методическим указаниям № 1638/16 на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.

В случае, если в соответствии с территориальной схемой происходит изменение зоны (территории), с которой твердые коммунальные отходы поступают на объект по обращению с отходами, либо происходит изменение количества и состава твердых коммунальных отходов, поступающих на объект, в том числе в связи с осуществлением обработки и обезвреживания отходов на иных объектах, такие изменения учитываются при определении объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с данными, представленными в территориальной схеме, и (или) расчетом регулируемой организации.

Следовательно, объем (масса) захоронения ТКО для операторов утверждается на основании фактических данных с учетом изменений объема (массы) ТКО, отраженных в разных редакциях территориальной схемы обращения с отходами на территории субъекта.

Использование средств измерения подтверждается свидетельством о поверке весового контроля от 17.01.2019 № 003649.

Исходя из фактических данных, подтвержденных отчетом об исполнении производственной программы за 2019 год, а также декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, масса захоронения ТКО за 2019 год составила 60,96 тыс. т.

Также согласно материалам тарифного дела по утверждению единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2021 год для ООО «Управление отходами – Волгоград» (ООО «Ситиматик – Волгоград») фактически оплаченная региональным оператором масса захоронения ТКО на полигоне ООО «Спецавтотранс» составляет аналогичное значение 60,96 тыс. т.

Приказом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 16.09.2016 № 1310 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Волгоградской области (в редакции приказа от 01.11.2017 № 2117), которая действовала на момент утверждения тарифа на 2016 год (далее – Территориальная схема 2016).

Приказом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 № 927-00 утверждена новая территориальная схема обращения с отходами Волгоградской области, которая действовала на момент утверждения тарифа на 2021 год (далее – Территориальная схема 2021).

Согласно приложению Б2 Территориальной схемы 2021 на полигоне ООО «Спецавтотранс» планируется к захоронению на 2020 год 136,05 тыс. т, на 2021 год 122,71 тыс. т, соответственно, темп изменения захоронения ТКО 2021/2020 гг. составляет 90,2%.

Масса захоронения ТКО на 2021 год для ООО «Спецавтотранс» должна составить 54,98 тыс. т (фактические данные 2019 года в размере 60,96 тыс. т с учетом изменения темпа захоронения ТКО).

При этом, учитывая, что регулируемой организацией при подаче заявления о корректировке тарифа в орган регулирования указан объем реализации услуг (масса) на 2021 год в размере 56,64 тыс. т, который согласно требованиям законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) предлагается регулируемой организацией в размере необходимом и достаточном для осуществления регулируемой деятельности, органу регулирования при утверждении тарифа на захоронение ТКО для ООО «Спецавтотранс» необходимо принять данный объем реализации услуг (масса) с учетом перерасчета взаимозависимых от массы захоронения ТКО расходов.

2. Недополученные доходы прошлых периодов.

Орган регулирования при утверждении тарифа на захоронение ТКО для ООО «Спецавтотранс» на 2021 год не учитывает в составе НВВ недополученные доходы прошлых периодов в связи с некорректным, по мнению органа регулирования, распределением согласно бухгалтерской отчетности расходов, относящихся к нескольким видам деятельности.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования № 484 корректировка тарифов осуществляется по результатам истекшего года в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели: а) отклонение фактического объема (массы) принятых твердых коммунальных отходов от объема (массы), учтенного при установлении тарифов; б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов; в) отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов; г) ввод и вывод объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, и изменение утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации; д) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения по эксплуатации объектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, по договору аренды соответствующих объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы регулируемой организации при недостижении регулируемой организацией показателей эффективности; е) учет расходов, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 484 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 484 под недополученными доходами подразумеваются доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением объема и (или) массы твердых коммунальных отходов по сравнению с объемом и (или) массой твердых коммунальных отходов, учтенных при установлении тарифов.

Органом регулирования при утверждении тарифа на захоронение ТКО для ООО «Спецавтотранс» на 2019 год принята масса захоронения ТКО в размере 114,83  тыс. т.

В соответствии с пунктом 9 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505), в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил № 505.

Согласно подпункту (б) пункта 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Использование средств измерения подтверждается свидетельством о поверке весового контроля от 17.01.2019 № 003649.

Исходя из фактических данных, подтвержденных отчетом об исполнении производственной программы за 2019 год, а также декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, масса захоронения ТКО за 2019 год составила 60,96 тыс. т (разница 53,87 тыс. т).

Также согласно материалам тарифного дела по утверждению единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2021 год для ООО «Управление отходами – Волгоград» (ООО «Ситиматик – Волгоград») фактически оплаченная региональным оператором масса захоронения ТКО на полигоне ООО «Спецавтотранс» составляет аналогичное значение 60,96 тыс. т.

В соответствии с пунктом 7 Методических указаний № 1638/16 тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Таким образом, регулируемая организация оказала за 2019 год услуги в меньшем объеме и, соответственно, недополучила доходы от регулируемой деятельности в 2019 году, которые в нарушение пунктов 58 и 11 Основ ценообразования № 484 с учетом исключения экономии средств по взаимозависимым от массы захоронения ТКО расходам, не были учтены органом регулирования при утверждении тарифа на 2021 год.

Справочно, ФАС России отмечает, что некорректное распределение согласно бухгалтерской отчетности расходов в стоимостном выражении при определении натуральных показателей, а также данные Росприроднадзора об образованных и довезенных до объектов обработки массы ТКО, которые указаны в общем объеме без указания объемов (массы) ТКО, поступивших на конкретный полигон захоронения ТКО, не могут являться опровержением фактических данных массы захоронения ТКО, поступивших на полигон, оборудованный весовым контролем.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области нарушившим положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления», пунктов 11, 16, 18, 58 Основ ценообразования в сфере обращения с ТКО, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, при утверждении тарифа на захоронение ТКО ООО «Спецавтотранс».

2. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.11.2021 (включительно) устранить нарушения, допущенные Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области при установлении тарифа по захоронению ТКО на 2021 год для ООО «Спецавтотранс», а именно:

- принять объемы (массу) реализации услуг в размере 56,64 тыс. т в соответствии с пунктом 1 мотивировочной части настоящего предписания с учетом перерасчета взаимозависимых от массы захоронения ТКО расходов;

- учесть недополученные доходы ООО «Спецавтотранс» за 2019 год в связи с оказанием услуг по захоронению ТКО в меньшем объеме с учетом исключения экономии средств по взаимозависимым от массы захоронения ТКО расходам в соответствии с пунктом 2 мотивировочной части настоящего предписания в составе НВВ оператора ООО «Спецавтотранс» 2022-2023 гг равными долями.

3. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами включить/исключить в состав/из состава НВВ оператора ООО «Спецавтотранс» 2021-2023 гг. иные расходы, размер которых зависит от расходов, подлежащих включению/исключению, указанному в пункте 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.11.2021 (включительно) принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифа на захоронение ТКО (при необходимости также долгосрочные параметры регулирования тарифов) для ООО «Спецавтотранс» на 2021 г., с учетом требований, предусмотренных пунктами 2-3 резолютивной части настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 4 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению тарифа на захоронение ТКО ООО «Спецавтотранс» на 2021-2023 гг.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет тарифного регулирования Волгоградской области
ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048
Волгоградское УФАС России
ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596