Предписание №СП/60587/19 ПРЕДПИСАНИЕ от 16 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Региональная энергетическая комиссия

Свердловской области

пр. Ленина, д. 34, г. Екатеринбург,

620075,

rekso@egov66.ru

Для сведения

УФАС по Свердловской области

ул. Московская, д. 11, г. Екатеринбург,

620014,

to66@fas.gov.ru

 

ПРЕДПИСАНИЕ

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области, проведенной ФАС России (Приказ ФАС России от 04.03.2019 No 247/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 26.04.2019 No 61), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 No 331, в ходе которого были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные органом исполнительной власти Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее — РЭК СО, орган регулирования) при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ТБО «Экосервис»,

УСТАНОВИЛ:

На основании приказа ФАС России от 04.03.2019 No 247/19 (с изм. от 19.03.2019 No 331/19) «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области» проведена внеплановая документарная проверка в отношении установленного Региональной энергетической комиссией Свердловской области тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ТБО «Экосервис» (далее –ООО «ТБО «Экосервис», регулируемая организация) на 2019 год.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 No 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон No 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 No 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования No 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования No 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 No 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания No 1638/16).

ООО «ТБО «Экосервис» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I–IV классов опасности на основании лицензии серия <...> No 00444 от 26.06.2016 выданной Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу.

Постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 05.12.2018 No 200-ПК (из. ред. от 14.03.2019 No 21-ПК) установлены долгосрочные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ТБО «Экосервис» на 2019 - 2021 годы.

Производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, долгосрочные параметры регулирования тарифов, а также предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами в Свердловской области на 2019 -2021 годы утверждены постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 30.11.2018 No 198-ПК (из. ред. от 14.03.2019 No 20-ПК).

Нормативы накопления ТКО в г. Екатеринбурге и Свердловской области утверждены постановлениями РЭК Свердловской области от 30.08.2017 NoNo 77-ПК,78-ПК.

Необходимая валовая выручка (далее - НВВ), учтенная органом регулирования при утверждении предельных тарифов для ООО «ТБО «Экосервис» на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год, (до внесения изменений в НВВ в редакции от 14.03.2019) составила 685 380,3 тыс. руб. (после внесения изменения 679 655,84 тыс. руб.)

Согласно пункту 18 Правил регулирования No 484, Экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования No 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «ТБО «Экосервис» 2019 года, в том числе представленного экспертного заключения РЭК Свердловской области по установлению тарифов для ООО «ТБО «Экосервис» на 2019 год (далее – Экспертное заключение на 2019 год), ФАС России установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона No 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Основная часть затрат в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора приходится на транспортировку ТКО, которую оказывают операторы ООО «Экотехпром», МУП «Чистый город»,ООО «СпецАвтоБаза», Первоуральское МУП «Производственное жилищно-коммунальное управление поселка Динас», МУП «Дорожно - коммунальная служба» и другие в размере 72,36 %, расходы операторов по обращению и захоронению ТКО составляют 3,84 % от НВВ регионального оператора, собственные расходы регионального оператора составляют 23,8 % от НВВ регионального оператора (расходы на закупку пакетов региональным оператором составляют 9,07 % от НВВ), на расчетную предпринимательскую прибыль, которая учитывалась органом регулирования на уровне 5 % от собственных расходов регионального оператора и составила 1,13 % от общей величины НВВ регионального оператора.

1. Объем твердых коммунальных отходов.

Объемы образования ТКО по Свердловской области отражены в территориальной схеме в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 30.11.2018 No 506 (далее – Территориальная схема). Общее количество образующихся ТКО в Свердловской области определено по нормативу накопления (в соответствии с постановлениями РЭК Свердловской области от 30.08.2017 NoNo 77-ПК, 78-ПК) и составляет 9 811,216 тыс. куб. м (1 489,426047 тыс. тонн).

ФАС России отмечает, что объемы, указанные в Территориальной схеме, не соответствуют как общему суммарному объему по всем АПО Свердловской области согласно Территориальной схемы, так и учитываемому органом регулирования при формировании НВВ и расчете экономически обоснованных тарифов на услуги всех региональных операторов по обращению с ТКО в субъекте, отклонение по объемам в общем по всем АПО составило 219,32 тыс.куб.м. (9857,94 тыс.куб.м – 9638,62 тыс.куб.м).

ФАС России обращает особое внимание на то, что объем ТКО, учтённый РЭК СО при формировании предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «ТБО «Экосервис», принимался при утверждении тарифов в соответствии с данными, указанными в конкурсной документации на уровне 1 152,60 тыс. куб. м.согласно положениям, закреплённым в Методических указаниях No 1638/16 (в редакции, действующей до 15.12.2018). При этом в Территориальной схеме объём ТКО по АПО-2 по физическим лицам составляет 1 291,735 тыс. куб. м. (238,87тыс. тонн).

Согласно пункту 94 Методических указаний No 1638/16 (в вышеуказанной редакции) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на первый год действия соглашения оборганизации деятельности по обращению с отходами i0 устанавливается по формуле (42) пункта 85 Методических указаний No 1638/16, где величина НВВiРО,СОБ определена в конкурсной заявке регионального оператора, а величины ТiОj, НадбOj,НадбОj,Qоj(WОj),QPO(WPO) определены в составе конкурсной документации на выбор регионального оператора.

Одновременно ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования No 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, объём ТКО, принятый РЭК СО при расчете предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «ТБО «Экосервис»,различается с учтенным в Территориальной схеме. Также ФАС России отмечает, что объемы, указанные в Территориальной схеме, и в принятом РЭК СО решении об установлении тарифов, не учитывают данные (объёмы) по юридическим лицам, и расходятся с объемами, отраженными в производственных программах операторов по захоронению ТКО, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 30.11.2018 No 198-ПК.

В связи с вышеизложенным ФАС России считает необходимым отметить о целесообразности приведения к единообразию объемов, отраженных в Территориальной схеме, в производственных программах операторов по захоронению и принятых РЭК СО объёмов в решении об установлении тарифов для ООО «ТБО «Экосервис» и учесть объемы ТКО образуемых от юридических лиц при расчете предельного единого тарифа на услугу регионального оператора. В этой связи органу регулирования необходимо в течение одного месяца с момента внесения изменений в Территориальную схему (с момента утверждения новой территориальной схемы) пересмотреть тарифы для регионального оператора ООО «ТБО «Экосервис», в том числе для иных операторов по обработке, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов, оказывающих услуги в зоне деятельности регионального

оператора.

2.Транспортировка твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 No 1133 (далее – Правила проведения торгов No 1133), цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях: а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации; б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение с субъектом Российской Федерации).

Согласно пункту 4 Правил проведения торгов No 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон No 44), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами проведения торгов No 1133.

В соответствии с пунктом 10 Правил проведения торгов No 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных: а) подпунктом «а» пункта 3 Правил проведения торгов No 1133 , - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора; б) подпунктом «б» пункта 3 Правил проведения торгов No 1133, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Правил проведения торгов No 1133 аукционы проводятся на электронных площадках, функционирующих в соответствии с Федеральным законом No 44.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования No 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования No 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в)прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели,определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях; д)цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги),сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах,функционирующих на территории Российской Федерации; е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

По данным, представленным органом регулирования, расходы на транспортирование ТКО формировались в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования No 484 и пунктом 88 Методических указаний No 1638/16 исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключенным региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО.

Образование твердых коммунальных отходов на территории действия регионального оператора ООО «ТБО «Экосервис» по массе отходов составляет менее 12 % (по объему – 16 %), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, в этой связи согласно положениям Правил проведения торгов No 1133 обязанность по проведению торгов у ООО «ТБО «Экосервис» отсутствует. Данная позиция также дополнительно подтверждена письмом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 27.06.2018 No 11-01-82/5013.

Региональным оператором ООО «ТБО «Экосервис» в договорах с операторами по транспортированию твердых коммунальных отходов прописано условие о том, что  стороны производят коммерческий учёт твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 No 505 (далее – Правила No 505), исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Одновременно ФАС России отмечает, что в УФАС по Свердловской области письмом от 07.03.2019 No 4298 (вх. No 01-4538 от 04.03.2019) ООО «ТБО «Экосервис» представлены договоры на транспортирование твердых коммунальных отходов, заключенные с операторами ООО «Экотехпром» (от 01.01.2019 No 6), с ООО «СпецАвтоБаза» (от 01.01.2019 No 7/2019), с Первоуральским муниципальным унитарным предприятием «Производственное жилищно-коммунальное управление поселка Динас» (No 18 от 18.12.2018), с Муниципальным унитарным предприятием «Дорожно - коммунальная служба» (от 01.01.2019 No 19).

Условиями договоров на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов установлено следующее.

Согласно пункту 1.6 договора в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов,принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы); к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации,обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов). Средняя плотность составляет 0,2. При этом плотность ТКО не установлена уполномоченным органом по Свердловской области.

Цена услуг оператора по транспортированию определяется за 1 тонну ТКО принятых в пунктах (местах) приема и передачи отходов, если расчет производится в соответствии с требованиями пункта 3.12 и пункта 3.12.1 договора.

Если расчет производится в соответствии с требованиями п. 3.12.2. договора цена определяется за 1 кубический метр твердых коммунальных отходов, принятых в месте приема и передачи отходов.

Согласно пункту 3.12 договора стороны производят коммерческий учёт твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами No 505 исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Из пункта 3.12.1 договора следует, что в случае если место приема - передачи твердых коммунальных отходов не оборудовано средством измерения массы твердых коммунальных отходов, оператор обязан перед передачей твердых коммунальных отходов в место приема и передачи твердых коммунальных отходов обеспечить определение массы передаваемых твердых коммунальных отходов с использованием средства измерения твердых коммунальных отходов (в том числе мобильного).

Пункт 3.12.2 договора предполагает то, что при отсутствии средства измерения или выхода его из строя коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным способом в соответствии с пунктом 11 Правил No 505.

В случае, если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого:

а) в течение 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) - исходя из установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство; б) по истечении 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) или при отсутствии средства измерения - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.

Стоимость транспортирования ТКО.

Органом регулирования расходы на транспортирование ТКО определены в размере 491 788,83 тыс. руб. (без НДС) на основании договора оказания услуг по вывозу (транспортированию) ТКО от 20.06.2018 No б/н. Средняя расчетная цена по транспортированию ТКО учтена органом регулирования в едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере 426,68 руб./куб. м.

В качестве обоснования средней цены на транспортирование ТКО в орган регулирования региональным оператором предоставлен только один договор, заключенный с оператором ООО «Экотехпром» от 20 июня 2018 года. Срок действия исполнения договорных отношений определен до 30.06.2019 года. Расходы на транспортирование ТКО в указанном договоре составили 468 370,31 тыс. руб. с учетом объема транспортируемых ТКО в размере 1 152,6 тыс. куб. м.

При этом ФАС России отмечает, что в приложении No 1 к договору от 20.06.2018 No б/н расчет стоимости транспортирования ТКО указан с учетом годового объема ТКО, а сам договор заключен на 7 месяцев.

Также необходимо отметить что, исходя из указанных в приложении No 1 к договору от 20.06.2018 No б/н сведений, у ФАС России отсутствует возможность проанализировать среднюю заработную плату и численность основного производственного персонала (в том числе водителей мусоровозов, персонала по погрузке и др.), отчисления от заработной платы, учтенные в размере 20,5 %, средний расход топлива на единицу автотранспорта и количество автотранспорта, задействованного в транспортировании ТКО.

Так как региональным оператором ООО «ТБО «Экосервис» без проведения торгов заключен договор с единственный оператором по транспортированию ТКО ООО «Экотехпром», органу регулирования при определении указанных затрат и включении их в состав необходимой валовой выручки ООО «ТБО «Экосервис» 2019 года необходимо было руководствоваться пунктом 16 Основ ценообразования No 484, и провести анализ экономической обоснованности цены на транспортирование ТКО.

В соответствии с подпунктом (г) пункта 14 Основ ценообразования No 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов,орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом сведения о расходах на приобретаемые товары (работы,услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях.

В ФАС России представлены УФАС по Свердловской области письмом от 07.03.2019 No 4298 (вх. No 01-4538 от 04.03.2019) сведения о количестве заключенных договоров с операторами и стоимости оказываемых услуг, по итогам которых ФАС России сделан вывод о том, что органом регулирования расходы по транспортированию в составе НВВ регионального оператора ООО ТБО «Экосервис» учтены в завышенном объеме в результате того, что региональным оператором позже (после утверждения тарифов 2019 года) были заключены иные договоры по транспортированию ТКО по сниженной стоимости.

Так стоимость по договорам с операторами по транспортированию ТКО составила ООО «Экотехпром» (от 01.01.2019 No 6) - 426,67 руб./куб. м, с ООО «СпецАвтоБаза» (от 01.01.2019 No 7/2019) – 350 руб./куб. м, с Первоуральским муниципальным унитарным предприятием «Производственное жилищно-коммунальное управление поселка Динас» (от 18.12.2018 No 18) – 337 руб./куб. м, с Муниципальным унитарным предприятием «Дорожно - коммунальная служба» (от01.01.2019 No 19) – 284,17 руб./куб. м.При этом по информации ООО ТБО «Экосервис» в настоящий момент договоры, заключенные с ООО «СпецАвтоБаза» (от 01.01.2019 No 7/2019) – 350 руб./куб. м, с Первоуральским муниципальным унитарным предприятием «Производственное жилищно-коммунальное управление поселка Динас» (от

18.12.2018 No 18) – 337 руб./куб. м, с Муниципальным унитарным предприятием «Дорожно - коммунальная служба» (от 01.01.2019 No 19) – 284,17 руб./куб. м. расторгнуты, а в договор, заключенный с ООО «Экотехпром» (от 01.01.2019 No 6) -426,67 руб./куб. м, внесены изменения, таким образом, что стоимость всего объема транспортируемых твёрдых коммунальных отходов составила 426,67 руб./куб. м. В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Так как расходы по транспортированию относятся к операционным расходам и на протяжении всего долгосрочного периода не пересматриваются, то органом регулирования необходимо установить базовый уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования, с учетом экономически обоснованных объемов потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них согласно пункту 14 Основ ценообразования No 484.

Одновременно ФАС России отмечает, что ООО «Компания «РИФЕЙ» (региональный оператор в зоне деятельности АПО-1) согласно представленной информации в УФАС Свердловской области (вх. No 01-4538 от 04.03.2019) в связи с отсутствием оснований для проведения региональным оператором торгов на заключение договоров по транспортированию твердых коммунальных отходов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, предусмотренных пунктом 3 Правил проведения торгов No 1133, проведен запрос котировок в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 No 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По результатам проведённых торгов (запросов котировок) регулируемой организацией ООО «Компания «РИФЕЙ» направлены в РЭК Свердловской области протоколы на право заключения договоров оказания услуг по сбору транспортированию ТКО на территории деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО в Свердловской области город Нижний Тагил, Серовский городской округ, Качканарский городской округ, Нижнетуринский городской округ, Красноуральский городской округ, Горноуральский городской округ, городской округ Верхняя Тура, городской округ Нижняя Салда, Невьянский городской округ, городской округ ЗАТО Свободный на сумму 647 054,18 тыс. рублей без НДС.

По остальным территориям АПО-1 расходы на сбор и транспортирование были приняты исходя из сопоставимых условий, то есть средней цены по состоявшимся конкурсам. Общая сумма расходов по данной статье составила 947 909,74 тыс. руб. Таким образом средняя расчетная цена по транспортированию ТКО учтена органом регулирования в едином тарифе ООО «Компания «Рифей» на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере 317,20 руб./куб. м.

ФАС России отмечает, что ООО «Компания «Рифей», у которой объем транспортирования ТКО занимает менее 30 % (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации и соответственно отсутствует прямая обязанность проводить торги по услугам по транспортированию твердых коммунальных отходов, не взирая на отсутствие такой обязанности на законодательном уровне, провели указанные торги,разбив объёмы ТКО на 28 лотов, тем самым снизив среднюю стоимость услуг по транспортированию, что свидетельствует об отсутствии заинтересованности ООО ТБО «Экосервис» в снижении расходов по транспортировке ТКО, средняя расчетная стоимость которых составила 426,52 руб./куб.м.

Учитывая вышеизложенное, а также ввиду отсутствия в материалах тарифного дела расшифровки: из чего сложились принятые органом регулирования в составе НВВ цены расходов на транспортировку ТКО, ФАС России считает целесообразным учесть в качестве цены на транспортирование ТКО в составе НВВ ЕМУП «Спецавтобаза» средней цены для аналогичных организаций, осуществляющих указанный вид деятельности на территории Свердловской области, котораяфактически сложилась по результатам конкурсных процедур закупок и зафиксирована в соответствующих договорах и исключить излишне учтённые расходы из НВВ ООО ТБО «Экосервис». В этой связи ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования снизить учтённые РЭК СО затраты на транспортировку ТКО до 365 604,72 тыс. руб., исключив 126 184,11тыс. руб. из состава необходимой валовой выручки ООО ТБО «Экосервис» 2019 года.

3.

Амортизация.

Подпунктом «д» пункта 29 Основ ценообразования No 484 установлено, чторасходы на амортизацию учитываются в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 53 Основ ценообразования No 484 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации,регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

ФАС России отмечает, что согласно Экспертному заключению на 2019 год, амортизационные отчисления приняты органом регулирования в размере 2 737,67 тыс. руб. на основании представленного расчёта регулируемой организации, выполненного на основании данных о первоначальной стоимости основных средств в соответствии со стоимостью планируемого приобретения основных средств, и амортизационной группы основных средств, определенной на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 No 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Регулируемой организацией произведен расчет амортизационных отчислений линейным способом исходя из второй амортизационной группы со сроком полезного использования основных средств свыше 2 лет до 3 лет включительно.

При этом в качестве подтверждения регулируемой организацией представлен расчет амортизационных отчислений на восстановление, из которого ФАС России не представляется возможным оценить правомерность учёта средств на заявленном уровне по следующим обстоятельствам.

Из представленных данных ФАС России не представляется возможным определить: телефоны, компьютеры, принтеры и приобретённое программное обеспечение (пользование лицензионными программами), офисная мебель и прочие основные средства на момент утверждения органом регулирования тарифов по обращению ТКО на 2019 год. Органом регулирования данные расходы учтены в соответствии с представленным расчётом регулируемой организации без инвентарных номеров и в отсутствие инвентарных карточек.

Согласно представленным ООО ТБО «Экосервис» данным на момент утверждения тарифа для регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год на балансе регионального оператора числилось имущество меньшей стоимости, чем указано в расчете расходов наамортизацию основных средств.

Также ФАС России обращает внимание на то, что РЭК СО проводит расчетамортизационных отчислений на основании файла с расшифровкой по статье амортизационные отчисления, представленный ООО ТБО «Экосервис»по статье «Амортизационные отчисления», в котором указаны даты, суммы и количество планируемых к приобретению основных средств, товарные накладные и счета-фактуры, а также договор купли продажи, что в свою очередь не может являться достаточным обоснованием учтенных органом регулирования расходов по данной

статье затрат на вышеуказанном уровне.

При этом, ФАС России отмечает, что амортизационные отчисления начисляютсяна основные фонды, которые уже находятся на балансе предприятия, без учета основных средств, которые планируются к вводу в оборот основной деятельности.Оборудование, компьютеры, поставленные на баланс до 05.12.2018,амортизационные отчисления включаются в состав НВВ 2019 года регионального оператора, оставшиеся основные средства и нематериальные активы подлежат учету впоследующих периодах регулирования и учитываются в соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования No 484.

На основании вышеизложенного, сумма, подлежащая к исключению из состава необходимой валовой выручки ООО ТБО «Экосервис» 2019 года по статье «Амортизация», составляет 2 737,67 тыс. руб.

4. Расходы на приобретение пакетов.

ООО ТБО «Экосервис» проведен расчет на приобретение пакетов для сбора ТКО потребителями в тех населенных пунктах, где установка контейнеров еще не осуществлена, и установка контейнеров технически затруднена в связи с отсутствием оборудованной территории под мусорные площадки.

Расходы на приобретение пакетов учтены РЭК СО в составе НВВ ООО «ТБО «Экосервис»

2019 года на уровне 61 618,43 тыс. руб. (9 021,73 тыс. пакетов*6,83 руб. /шт. без НДС), что составляет 9,07 % от общей НВВ регионального оператора ООО ТБО «Экосервис»

. Средняя цена пакета органом регулирования определена на уровне 6,83 руб./шт, как по аналогичным видам регулируемой деятельности в сопоставимых условиях у других регулируемых организаций.

Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами,утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 12.11.2016 No 1156 (далее - Правила), установлено, что в соответствии с условиями договора складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, представленные региональным оператором.

ФАС России отмечает, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки с 01.04.2019 в отношении установленного РЭК СО тарифа на услугу регионального оператора ООО «ТБО «Экосервис» было выявлено, что ООО «ТБО «Экосервис» не размещалась конкурсная документация и не осуществлялась процедура запроса котировок, торгов по приобретению пакетов под ТКО, из чего следует что до настоящего момента потребителям (населению), услуги региональным оператором, по выдаче пакетов не предоставлялась, и потребитель выносит мусор в собственных пакетах.

При этом, Основы ценообразования No 484 не предусматривают учёт в составе необходимой валовой выручки регионального оператора расходов по приобретению пакетов для сбора ТКО, в связи с чем расходы в сумме 61 618,43 тыс. руб.на приобретение пакетов подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки ООО ТБО «Экосервис» 2019 года.

Услуги по доставке договоров по обращению с ТКО.

Органом регулирования услуги по доставке договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами абонентам определены на основании договора от 12.07.2018 No 315-ЭСП и учтены в составе НВВ в размере 911,89 тыс. руб. В ходе проведения проверки ФАС России установлено, что сумма расходов по изготовлению и доставке договора на оказание услуги по обращению с ТКО в сумме 911,89 тыс. руб. органом регулирования включена в состав НВВ с учетом НДС в размере 18 %.На основании вышеизложенного исключению из состава НВВ расходов по статье «Расходы по доставке договоров» подлежат средства в размере 103,55 тыс. руб. ввиду того, что региональный оператор ООО «ТБО «Экосервис» работает на общей системе налогообложения, соответственно расходы по доставке договоров

учитываются без учета НДС.

6.Услуги по информационно-расчетному обслуживанию потребителей физических и юридических лиц за услуги по обращению с ТКО.

Органом регулирования расходы по информационно-расчетному обслуживанию потребителей: физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в целях организации деятельности по расчету объема, начислению и сбору денежных средств за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами определены на основании агентского договора от 04.12.2018 в размере 26 763,94 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что при анализе материалов тарифного дела регионального оператора ООО «ТБО «Энергосервис», а именно заключенного агентского договора с ООО «ЭнергосбыТ Плюс» по информационно-расчетному обслуживанию потребителей, органом регулирования предоставлен расчет расходов по вышеуказанной статье затрат, из которого указано, что учтенная сумма расчитывалась РЭК СО как 3,94% от суммы НВВ.

ФАС России отмечает, что расходы по расчетно-кассовому обслуживанию напрямую зависят от размера НВВ регионального оператора, оказывающего услугу по обращению с ТКО. В этой связи ФАС России указанные затраты пересчитаны со снижением на 8263,94тыс. руб. и учтены на уровне 18513,5тыс. руб.

7. Административные расходы.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования No 484 к административным расходам относятся: а) расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских,консультационных услуг и другие расходы в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам; б) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала; в)арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) объектов,используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; г) расходы на служебные командировки; д) расходы на обучение персонала;е) расходы на обязательное страхование производственных объектов в случаях,предусмотренных законодательством Российской Федерации; ж) прочиеадминистративные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

Органом регулирования административные расходы учтены в размере 24 524,47 тыс. руб., что составляет 3,61 % от прямых расходов по оказанию услуг по обращению с ТКО. Распределение данных расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности РЭК СО проводилось согласно Учетной политике регулируемой организации. Расходы по данной статье органом регулирования рассчитаны в том числе исходя из определенного фонда оплаты труда административно-управленческого персонала (далее – АУП), а именно из расчета персонала АУП ООО «ТБО «Экосервис» в размере 44 ед., при этом численность основного произведенного персонала составляет 61 ед. ФАС России проведен анализ административно-управленческого персонала ООО «ТБО «Экосервис», в результате которого численность снижена на 11 ед. и составила 33 ед. На основании вышеизложенного, сумма, подлежащая исключению из состава необходимой валовой выручки ООО ТБО «Экосервис» 2019 года по статье «Административные расходы», составляет 5 345,12 тыс. руб. В этой связи, в составе НВВ на 2019 год необходимо учесть по вышеуказанной статье сумму в размере19 179,35

тыс. руб.

8. Расчетная предпринимательская прибыль.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования No 484 необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Пунктом 39 Основ ценообразования No 484 определено, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5процентов включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах «а» - «з», «л» пункта 29 Основ ценообразования No 484.

Органом регулирования расчетная предпринимательская прибыль учтена в НВВ ООО «ТБО «Экосервис» 2019 года в размере 7 702,83 тыс. руб., что составляет 5,0 %.

При этом региональным оператором ООО ТБО «Экосервис» на планируемый период расчетная предпринимательская прибыль была заявлена на уровне 0,75 % (отпланируемых расходов ООО ТБО «Экосервис» на 2019 год), что составило в сумме 2 574,14 тыс. руб.

В условиях снижения величины НВВ регионального оператора по итогам проведения проверки, по расчёту ФАС России величина расчетной предпринимательской прибыли на уровне 5 % составила 3 804,39 тыс. руб., то есть выше суммы заявленной организацией на 1 230,25 тыс. руб. В этой связи ФАС России учтена в составе НВВ расчетная предпринимательская прибыль на уровне заявленной регулируемой организацией — 2 574,14 тыс. руб., что в свою очередь ниже учтенной органном регулирования на 5 128,69 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 No 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 No 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.

Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей положения Федерального закона от 24.06.1998 No 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пункты 12, 14, 16,29,32, 53, 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 No 484; пункт 4 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 No 1638/16.

2.

Предписать органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.09.2019 (включительно) устранить нарушения,допущенные Региональной энергетической комиссией Свердловской области при установлении тарифа на 2019 год на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ТБО «Экосервис» по постановлению от 05.12.2018 No 200-ПК (в ред. от 14.03.2019 No 21-ПК), а именно:

- исключить экономически необоснованные расходы по статье «Транспортировка ТКО» из состава необходимой валовой выручки ООО «ТБО «Экосервис» 2019 года в сумме 126 184,11 тыс. руб.;

- исключить экономически необоснованные расходы по статье «Амортизация» из состава необходимой валовой выручки ООО «ТБО «Экосервис»2019 года в размере 2 737,67 тыс. руб.;

- исключить экономически необоснованные расходы на приобретение пакетов из состава необходимой валовой выручки ООО «ТБО «Экосервис»

2019 года в размере 61 618,43 тыс. руб.;

-исключить экономически необоснованные расходы на услуги по доставке договоров по обращению с ТКО из состава необходимой валовой выручки ООО «ТБО «Экосервис»

2019 года в размере 103,55 тыс. руб.;

-

исключить экономически необоснованные расходы на услуги по информационно-расчетному обслуживанию потребителей физических и юридических лиц за услуги по обращению с ТКО из состава необходимой валовой выручки ООО «ТБО «Экосервис»2019 года в размере 8263,94 тыс. руб.;

- исключить экономически необоснованные административные расходы из состава необходимой валовой выручки ООО «ТБО «Экосервис» 2019 года в размере 5 345,12 тыс. руб.;

- исключить экономически необоснованные расходы по расчётной предпринимательской прибыли из состава необходимой валовой выручки ООО «ТБО «Экосервис» 2019 года в размере 5 128,69 тыс. руб.

3. О ргану исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами

в срок до 01.09.2019 (включительно) установить необходимую валовую выручку на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ТБО «Экосервис» 2019 года на уровне 470274,34 тыс. руб. (со снижением на 209381,51тыс. руб. от учтённой ранее) с учетом пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4.В срок до 01.09.2019 (включительно) органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и долгосрочных параметров регулирования (базового уровня операционных расходов) для ООО «ТБО «Экосервис» 2019 года, утверждённых Региональной энергетической комиссией Свердловской области для ООО «ТБО «Экосервис» на 2019 год

-2021 гг. с учётом требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 резолютивной части настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти

Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) всфере обращения с твёрдыми коммунальными отходамив течение 5 рабочих дней сдаты принятия указанных в пунктах 2 - 5 резолютивной части настоящегопредписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения о ргана исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами , принятие которого предписано пунктами 2 - 5 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседания правления о ргана исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами , на котором принимались вышеуказанные решения;

–экспертное заключение органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами по установлению тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами дляООО «ТБО «Экосервис» на 2019-2021 гг.

      С.А. Пузыревский

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны