Предписание №СП/41608/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департаменту топливно-энергетического комплекса ... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Предписание

 

8 мая 2024 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, в том числе Акт проверки Вологодского УФАС России от 09.02.2024 № 11/24 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной Вологодским УФАС России на основании приказа Вологодского УФАС России от 22.12.2023 № 128, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» на 2024 год,

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

Приказом Департамента от 19.12.2023 № 649-р «О внесении изменений в приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 29 ноября 2022 года № 671-р» установлены тарифы на тепловую энергию по муниципальным образованиям Вологодской области на 2024 год.

Приказом Департамента от 19.12.2023 № 650-р «Об установлении ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям сельских поселений Югское и Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области» установлены тарифы на тепловую энергию для ООО «Газпром теплоэнерго Вологда», поставляемую потребителям сельских поселений Югское и Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел Общества, в том числе экспертное заключение Департамента по результатам экспертизы предложения Общества об установлении тарифов в сфере теплоснабжения методом индексации установленных тарифов долгосрочного периода регулирования тарифов 2024 – 2028гг. (д. Коротово Уломского сельское поселение и д. Новое Домозерово Югского сельского поселения Череповецкого муниципального района), принятого на основании заявления Общества за вх. №№ 14-3188/2023, 14-3190/23 от 28.04.2023 и уточненного заявления за вх. № 14-7555/23 от 17.10.2023 (далее – Заключение № 1), экспертное заключение Департамента по результатам экспертизы предложения Общества о пересмотре цен (тарифов) на 2024 год, проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов, установленных на 2023-2027 годы по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования и Правилами регулирования (г. Череповец, СП Ирдоматское Череповецкого муниципального района, г. Бабаево, г. Кадников Сокольского района, СП Тоншаловское Череповецкого района, СП Абакановское Череповецкого района, СП Нифантовское Шекснинского района, СП Бабаевское Бабаевского района), принятого на основании заявления Общества за вх. № 14-3187/2023 от 28.04.2023 и уточненного заявления за вх. № 14-7554/23 от 17.10.2023 (далее – Заключение № 2), и установлено следующее.

В протоколе заседания правления Департамента от 18.12.2023 № 349 указано, что расходы на топливо на 2024 год учтены органом регулирования в размере 1 706 351,89 тыс. руб., расходы на топливо на 2024 год заявлены Обществом в размере 1 798 495,23 тыс. руб., отклонение: - 92 143,34 тыс. руб.

 

1. Полезный отпуск тепловой энергии (тариф на тепловую энергию для потребителей городского поселения «города Череповца»).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние три года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с указанным пунктом указанные методы определения полезного отпуска должны использоваться органом регулирования в приоритетном порядке.

В заключении № 2 в разделе «Сведения о регулируемой организации» Департаментом отражена информация о наличии схемы теплоснабжения г. Череповца. Схема теплоснабжения утверждена постановлением Мэрии г. Череповца от 31.10.2022 № 3189, на момент принятия решения об установлении тарифов схема теплоснабжения г. Череповца актуализирована.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Череповца на 2022-2040 годы утверждена решением Череповецкой городской Думы от 1 декабря 2022 года № 151. В программе не содержатся сведения об объемах полезного отпуска на период регулирования 2024 год.

В Возражениях орган регулирования отмечает, что перспективные значения полезного отпуска тепловой энергии, указанные в схеме в таблице 15.1 «Тарифно-балансовая модель ЕТО» в размере 2 746 тыс. Гкал, на 12,9 % превышают значение среднего фактического полезного отпуска тепловой энергии за три предыдущих отчетных периода (2 433 тыс. Гкал). Департаментом в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Череповца направлялся запрос о даче пояснений по вопросу определения планового полезного отпуска. Расчет полезного отпуска в схеме теплоснабжения выполнен на основании данных о проектных нагрузках тепловой энергии, определенных по договорам теплоснабжения, при этом фактическое потребление тепловой энергии, определенное по показаниям приборов учета, ниже расчетной величины, определенной по проектным нагрузкам. Подключение новых потребителей в 2024 году не предусмотрено схемой теплоснабжения в связи с дефицитом мощности котельных.

Таким образом, Департаментом принято решение учесть значение полезного отпуска тепловой энергии на 2024 год в размере фактической реализации тепловой энергии за отчетный 2022 год (2 493,29 тыс. Гкал).

ФАС России отмечает, при определении объема полезного отпуска тепловой энергии на 2024 год органу регулирования необходимо руководствоваться значениями, указанными в актуализированной схеме теплоснабжения, в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075.

Учитывая изложенное, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ полезного отпуска тепловой энергии регулируемой организации (по тарифу города Череповца), в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075, пунктом 29 Правил № 1075.

 

2. Расходы на топливо

Используемый вид топлива - природный газ.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В расчете тарифов на тепловую энергию на 2024 (пересмотр, Вологодский муниципальный округ) ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» (Заключение № 2) указано, что расход топлива определен исходя из удельных расходов условного топлива, принятых при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования, и планируемых на 2024 год объемов выработки тепловой энергии и калорийности газа.

Оптовые цены на газ: с 01.01.2024 принята равной цене в расчете с 01.12.2022 - 5180 руб./тыс.куб.м; с 01.07.2024 - с индексом 1,112; услуги ГРО: с 01.01.2024 принята равной цене в расчете с 01.12.2022; с 01.07.2024 - с применением индекса 1,102; ССУ: с 01.01.2024 принята равной цене в расчете с 01.12.2022; с 01.07.2024 - с применением индекса 1,112 ; спецнадбавка: с 01.01.2024 принята равной цене в расчете с 01.12.2022; с 01.07.2024 - с применением индекса 1,112.

Аналогичные пояснения указаны в расчетах тарифов на тепловую энергию на 2024 в отношении иных населенных пунктов, указанных в Заключении № 1, а также в протоколе заседания правления Департамента от 18.12.2023 № 349.

Для определения стоимости газа во 2 полугодии 2024 года органом регулирования применены индексы, приведенные в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год («Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года», разработанный Минэкономразвития России от 22.09.2023). В соответствии с Прогнозом индексация платы за снабженческо-сбытовые услуги в 2024 году составит 11,2%, индекс роста тарифа на транспортировку газа определен в размере 10,2%.

ФАС России отмечает, что на момент принятия Органом регулирования тарифного решения при расчете цены на газ Органу регулирования необходимо принимать в расчет установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей в соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23 утверждены оптовые цены на газ на 2024 год.

Приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 утвержден размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям поставщиками газа на 2024 год.

Приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на 2024 год.

Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 27.12.2023 № 665-р утверждена специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа АО «Газпром газораспределение Вологда» на территории Вологодской области на 2024 год.

ФАС России установлено, что органом регулирования на 2 полугодие 2024 года проиндексированы следующие составляющие: оптовая цена на газ, стоимость услуг по транспортировке газа, плата за снабженческо-сбытовые услуги и установленная органом регулирования специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа АО «Газпром газораспределение Вологда».

Вместе с тем на момент принятия органом регулирования тарифного решения при расчете цены на газ органу регулирования необходимо принимать в расчет установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей в соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, расходы на топливо на 2024 год подлежат пересчету в соответствии с вышеизложенным. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области нарушившим положения пунктов 22, 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статьям затрат:

- «Полезный отпуск тепловой энергии» (тариф на тепловую энергию для потребителей городского поселения «города Череповца») на 2024 год;

- «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» на 2024 год, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на тепловую энергию в отношении единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Газпром теплоэнерго Вологда», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Вологодское УФАС России
ИНН 3525048696, ОГРН 1033500044456
Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области
ИНН 3525236925, ОГРН 1103525002680