Предписание №АД/65556/19 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам выявленных нарушений законодатель... от 30 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной антимонопольной службы А.В. Доценко, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 19.11.2018 № 1598/18, Акт проверки Инспекции ФАС России от 25.01.2019 № 8), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО «Оренбург Водоканал»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 19.11.2018 № 1598/18 «О проведении плановой выездной проверки Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов» проведена плановая выездная проверка в отношении Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее – Департамент, орган регулирования) тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО «Оренбург Водоканал» (далее – регулируемая организация) на 2016-2018 годы.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов (далее – Правила № 406) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

Тарифы для ООО «Оренбург Водоканал» установлены Департаментом по ценам и регулированию тарифов (далее – Департамент, орган регулирования) методом индексации на 2015-2019 годы.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования предусмотрена корректировка тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования.

Согласно пункту 26 Правил № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Оренбург Водоканал» за период с 2016 по 2018 гг. на услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе представленных экспертных заключений по установлению тарифов (далее – Экспертное заключение), инспекцией ФАС России установлено следующее.

 

1. Фонд оплаты труда.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы относятся к административным расходам.

 Согласно пункту 61 Основ ценообразования № 406 производственные, ремонтные и административные расходы входят в состав операционных расходов, которые, в свою очередь, в соответствии с пунктом 95 Методических указаний № 1746 при корректировке тарифов рассчитываются в соответствии с формулой (39), при этом при расчете величины операционных расходов, принимаемой к учету при корректировке тарифов, в качестве основы применяется базовый уровень операционных расходов, установленный на долгосрочный период регулирования в соответствии с пунктом 45 Методических указаний № 1746.

Согласно пункту 45 Методических указаний № 1746 операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний № 1746 (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)).

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Госстроя от 22.03.1999 № 66 (далее – Рекомендации № 66) утверждена нормативная численность работников административно-управленческого персонала (далее - АУП).

Департаментом при установлении тарифов на 2015-2019 гг. учтена численность работников АУП в размере 149 чел. (в части тарифа по водоснабжению 68 чел. и 81 чел. в части тарифа по водоотведению).

ФАС России в соответствии с Рекомендациями № 66 рассчитана численность АУП для ООО «Оренбург Водоканал» без учета увеличения протяженности обслуживаемых сетей водоснабжения на 93 км, водоотведения – на 95 км и получена численность 73,9 чел. и с учетом распределения по регулируемым видам деятельности в соответствии с долей основного производственного персонала 40,25 чел. в части тарифа по водоснабжению и 33,64 чел. в части тарифа по водоотведению, в том числе работники программного обеспечения и системного администрирования вычислительной техники, и работники охраны труда.

Также согласно статистическим данным по форме П-4 на декабрь 2013 года (в материалах тарифных дел представлены статистические данные только на декабрь, данные по каждому месяцу 2013-2015 гг. отсутствуют) фактическая численность составляет 1086 чел., при утвержденных органом регулирования 1295 чел. по обоим видам деятельности.

Таким образом, органу регулирования Оренбургской области необходимо пересчитать на 2015-2019 гг. расходы на фонд оплаты труда ООО «Оренбург Водоканал» на основании численности персонала исходя из фактической численности по форме П-4 за вычетом разницы персонала АУП, рассчитанного в соответствии с Рекомендациями № 66, с учетом распределения по видам деятельности и не превышения средней заработной платы согласно данным Федеральной службы государственной статистики Оренбургской области по соответствующим видам деятельности, а также ежегодной индексацией операционных расходов.

 

2. Налог на прибыль.

В соответствии с подпунктом (б) пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования № 406 Величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Соответственно, налог на прибыль учитывается в составе НВВ в размере 25% от нормативной прибыли за исключением расходов на социальные нужды.

В своих возражениях на акт проверки орган регулирования приводит довод, что при формировании тарифов на 2015 год департамент расчет налога на прибыль производил с учетом расчётной прибыли в составе нормативной прибыли, что не является нарушением методики расчёта тарифа, а связано с применением Департаментом действовавшего в период утверждения тарифа законодательства, которое предписывало указанный порядок учёта расчётной прибыли. Впоследствии данный порядок был изменён в части учёта расчётной предпринимательской прибыли, как самостоятельной статьи затрат в необходимой валовой выручке.

Расчёт и утверждение тарифов на 2015 год происходили в ноябре – декабре 2014 года, а именно, в период действия Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э в редакции от 27.12.2013), согласно которым предпринимательская прибыль не обособлялась в качестве отдельной статьи затрат, а указывалась в составе нормативной прибыли (пп. 4 п. 31), а именно  прибыль, которая остается в распоряжении регулируемой организации, в размере не менее 3 процентов текущих расходов, обеспечивающая финансирование других расходов.

Однако, в Основах ценообразования № 406 в редакции от 03.06.2014 № 5, (начало действия редакции — 14.06.2014), которые имеют большую юридическую силу чем Методические указания № 1746, в пункте 78 Основ ценообразования № 406 из нормативной прибыли исключается перечень расходов, определенный Методическими указаниями № 1746 и редакцией от 26.06.2014 № 6 (начало действия редакции — 12.07.2014) добавляется пункт 78(1) Основ ценообразования № 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, где, как указано выше, в пункте 76 Основ ценообразования № 406 участвуют, в том числе, расходы на налог на прибыль.

Соответственно, включение расходов на налог на прибыль от расчетной предпринимательской прибыли противоречит законодательству Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов нарушившим положения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; пункты 24, 52 и 65 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

2. Органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.09.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО «Оренбург Водоканал», а именно:

- провести анализ по статьям «Фонд оплаты труда» и «Социальные отчисления от фонда оплаты труда» за 2015-2019 годы с учетом мотивировочной части настоящего предписания и в случае выявления экономически необоснованных расходов исключить их из состава необходимой валовой выручки ООО «Оренбург Водоканал», утверждённой на 2019 год.

3. Органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения провести анализ по статье «Налог на прибыль» за 2015-2018 годы с учетом мотивировочной части настоящего предписания, исключив экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки ООО «Оренбург Водоканал» при установлении тарифов на 2020 год.

4. Органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в тарифах на водоснабжение и водоотведение ООО «Оренбург Водоканал» пересчитать размер иных расходов в составе необходимой валовой выручки ООО «Оренбург Водоканал» за 2015-2019 годы, размер которых зависит, в том числе от расходов, перерасчет которых предусмотрен пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания.

5. В срок до 01.09.2019 (включительно) органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в случае необходимости принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на водоснабжение и водоотведение и долгосрочных параметров регулирования (базового уровня операционных расходов) для ООО «Оренбург Водоканал» 2019 года, утверждённых Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов на 2019 год с учётом требований, предусмотренных пунктами 2, 4 резолютивной части настоящего предписания.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 5 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписано пунктами 2 — 5 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принимались вышеуказанные решения;

экспертные заключения органа исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО «Оренбург Водоканал» на 2019-2020 годы, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

Временно исполняющий обязанности руководителя

 

 

 

 

 

 

 

А.В. Доценко

 

Связанные организации

Оренбургское УФАС России
ИНН 5610042191, ОГРН 1035605508443
Департаменту Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов
ИНН 5610061589, ОГРН 1035605501381