Решение №СП/43038/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» мая 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО СК «Главэнергострой» (далее – Заявитель, регулируемая организация, ООО СК «ГЭС») и Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – Комитет, Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи первого заместителя председателя Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) <...>, заместителя руководителя Департамента регулирования организаций коммунального комплекса Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) <...>, руководителя отдела электроэнергетики Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) <...>, главного инженера ООО СК «Главэнергострой» <...>, директора обособленного подразделения ООО СК «Главэнергострой» <...>, экономиста ООО СК «Главэнергострой» <...>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 24.01.2023 № 10252/23) о споре (разногласиях) между ООО СК «Главэнергострой» и Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Спор возник по постановлению Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 28.11.2022 № 288 «Об установлении долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», которым
в отношении Заявителя установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2023 - 2027 годы.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная Органом регулирования, составляет 136 110,15 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 223 405,38 тыс. руб. (с учетом заявленных требований).

ООО СК «ГЭС» осуществляет деятельность на территории Центрального
и Южно-Якутского энергорайонов Республики Саха (Якутия). В соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2018 № 1496
«О присоединении Западного и Центрального районов электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) к Единой энергетической системе России, включении указанных районов в состав территорий, которые объединены
в неценовую зону оптового рынка электрической энергии и мощности Дальнего Востока, согласовании и утверждении инвестиционных программ субъектов электрической энергии и мощности и их взаимодействии» территория Центрального энергорайона республики отнесена к неценовым зонам оптового рынка.

ООО СК «ГЭС» заявляет требование о дополнительном учете в составе НВВ на 2023 год расходов по следующим статьям затрат:

тыс. руб.

№ п/п

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий по статье

1

Фонд оплаты труда

31 627,10

60 988,81

29 361,71

2

Амортизационные отчисления

24 813,87

59 001,19

34 187,32

3

Налог на имущество

8 296,68

15 548,73

7 252,05

4

Расчетная предпринимательская прибыль

0,00

8 253,67

8 253,67

5

Ремонт основных фондов

16 928,67

24 807,77

7 879,10

6

Выпадающие доходы

26 305,69

26 667,07

361,39

 

Итого по статьям

 

 

87 295,23

Сумма разногласий составляет 87 295,23 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

По результатам анализа направленных сторонами материалов ФАС России сообщает следующее.

1. Статья разногласий «Фонд оплаты труда».

Заявитель считает экономически обоснованным размер фонда оплаты труда
в размере 60 988,81 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 31 627,10 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 29 361,71 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расчет фонда оплаты труда на 2023-2027 годы по форме таблицы № П1.16 Методических указаний № 20-э/2;

- форма статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников за 2021 год»;

- перечни необходимого персонала на новые объекты.

Согласно пункту 26 Основ ценообразования № 1178, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расчет фонда оплаты труда осуществляется по форме таблицы № П1.16 в Приложении № 1 Методических указаний № 20-э/2.

В соответствии с действующим законодательством численность персонала определяется исходя из уровня фактической численности, подтвержденной бухгалтерской и статистической отчетностью за предыдущий год, в том числе формой статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», при этом размер плановой численности не должен превышать максимальных значений нормативной численности. Также в расчет включается нормативная численность на эксплуатацию объектов электроэнергетики, введенных в эксплуатацию в текущем периоде регулирования.

Заявитель не согласен с учтенной Органом регулирования численностью персонала. Среднемесячная заработная плата не оспаривается.

В заявлении регулируемой организации указано, что ООО СК «ГЭС» была заявлена численность в размере 62 человека с учетом новых приобретенных электросетевых объектов.

В перечнях необходимого персонала на новые объекты «Прометей» и «Золото Селегдара» указана численность 10 чел. и 28 чел. соответственно.

Органом регулирования численность принята в размере 34,3 чел. с учетом фактической численности 24 чел. (без учета внешних совместителей) и пропорционально увеличению по новым условным единицам. На новые объекты учтена численность в размере 10,3 чел.

В соответствии с представленной формой № П-4 всего фактическая численность по виду деятельности «Передача электроэнергии» составляет 31,7 чел., в том числе списочный состав – 24 чел., внешние совместители – 2,1 чел., численность, выполнявших работы по договорам гражданско-правового
характера – 5,6 чел.

ФАС России отмечает, что расходы на оплату работ/услуг по договорам гражданского-правового характера учитываются по статье «Расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера» и не могут учитываться в плановом фонде оплаты труда работников регулируемой организации.

Внешние совместители должны учитываться как 2,1/2 = 1 чел. с учетом совмещения деятельности в других организациях и неотрабатывания полного рабочего дня.

Таким образом, фактическая численность за 2021 год ООО СК «ГЭС» составила 25 чел.

ФАС России отмечает, что пунктом 8.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022-2024 годы (далее – ОТС
в электроэнергетике) предусмотрено, что расходы (средства), направляемые
на оплату труда, рассчитываются, исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности)
с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты.

Таким образом, ФАС России считает необходимым предписать Комитету произвести расчет численности в соответствии с требованиями пункта 26 Основ ценообразования № 1178 и ОТС в электроэнергетике. В связи с чем, требования Заявителя по статье «Фонд оплаты труда» подлежат частичному удовлетворению.

2. Статья разногласий «Амортизационные отчисления».

Заявитель считает экономически обоснованным размер амортизационных отчислений в сумме 59 001,19 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 24 813,87 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 34 187,32 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- перечень основных объектов – выписка с бухгалтерского учета (1С);

- копия договора купли-продажи движимого имущества от 30.09.2022
№ 09/2022 с актом приема-передачи движимого имущества;

- копия договора купли-продажи объектов электросетевого хозяйства от 23.09.2022 № РБН00000432 с актом приема-передачи движимого имущества;

- отчеты ООО «Центр экономического содействия» об определении рыночной стоимости объектов электросетевого хозяйства от 07.07.2022 № 4562/22, от 07.07.2022 № 4563/22, от 07.07.2022 № 4564, от 07.07.2022 № 4565/22, от 30.09.2022 № 6675/22 в 2-х томах;

- расчет амортизационных отчислений ООО СК «ГЭС» на 2023 год (новых объектов).

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы
на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов
для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы
на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой
от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются
из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете
и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

По мнению Заявителя, при расчете цен (тарифов) в электроэнергетике необходимо включение амортизации с учетом переоценки основных средств
с 2022 года, согласно ФСБУ № 6/2020 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н (далее – ФСБУ 6/2020).

Нормами ФСБУ № 6/2020 предусмотрена ежегодная переоценка основных средств, которая может быть источником для обновления, капитального ремонта и модернизации основного энергетического оборудования и сетей.

Комитетом амортизация на 2023 год определена без учета произведенной переоценки в связи с отсутствием утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы у регулируемой организации.

Таким образом, расходы по статье «Амортизационные отчисления» определены Органом регулирования в соответствии с требованиями пункта 27 Основ ценообразования № 1178. Данный подход также отражен в письме ФАС России от 05.08.2022 № МШ/74227/22.

На основании вышеизложенного, требования ООО СК «ГЭС» по данной статье разногласий удовлетворению не подлежат.

3. Статья разногласий «Налог на имущество».

Заявитель считает экономически обоснованным размер налога на имущество
в сумме 15 548,73 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 8 296,68 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 7 252,04 тыс. руб.

В соответствии с пп. 11 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии
с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- копия договора купли-продажи движимого имущества от 30.09.2022
№ 09/2022 с актом приема-передачи движимого имущества;

- копия договора купли-продажи объектов электросетевого хозяйства
от 23.09.2022 № РБН00000432 с актом приема-передачи движимого имущества;

- отчеты ООО «Центр экономического содействия» об определении рыночной стоимости объектов электросетевого хозяйства от 07.07.2022 № 4562/22,
от 07.07.2022 № 4563/22, от 07.07.2022 № 4564, от 07.07.2022 № 4565/22,
от 30.09.2022 № 6675/22 в 2-х томах;

- расчет налога на имущество на 2023-2027 годы.

Регулируемая организация не согласна с тем, что Комитетом не принята
в расчет НВВ переоценка имущества, а также не включены налоги по приобретенным в 2022 году объектам электросетевого хозяйства в сумме
7 252,04 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлены налоговые декларации об оплате налога на имущество за последний отчетный период.

По результатам анализа расчета ООО СК «ГЭС» Органом регулирования правомерно не принята переоценка основных средств в соответствии с позицией, изложенной в пункте 3 настоящего решения.

При этом, Комитетом не учтен налог на имущество по новым объектам электросетевого хозяйства «Прометей», «Золото Селегдара».

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Налог
на имущество» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести расчет налога на имущество по новым объектам электросетевого хозяйства «Прометей», «Золото Селегдара» и учесть в НВВ
в экономически обоснованном размере, соответствующие расчет и анализ необходимо отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил регулирования № 1178.

4. Статья разногласий «Расчетная предпринимательская прибыль».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расчетной предпринимательской прибыли в сумме 8 253,67 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации на 2023 год не учтены.

Сумма разногласий составила 8 253,67тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расшифровка затрат по статье «Подконтрольные расходы из прибыли»
на 2023 год;

- копия решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 04.02.2021
по делу № 3а-10/2021;

- копия апелляционного определения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 01.06.2021 по делу № 66а-507/2021.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

По заявлению сетевой организации расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации может быть установлена на более низком уровне.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации не учитывается в необходимой валовой выручке для территориальной сетевой организации в случае, если:

необходимая валовая выручка организации с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии;

организация является государственным или муниципальным унитарным предприятием.

ООО СК «ГЭС» обосновывает необходимость включения расчетной предпринимательской прибыли (далее – РПП) на основании решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 04.02.2021 по делу № 3а-10/2021, которым признано, что прибыль на развитие производства должна быть включена в расчет НВВ.

Комитетом РПП не учтена в тарифах регулируемой организации в связи с тем, что НВВ организации с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования
не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии:

 

Показатель

2020 год

2021 год

2022 год

НВВ котлового тарифа с учетом расходов на оплату потерь электроэнергии, млн. руб.

11 467,28

11 825,42

14 166,72

НВВ ООО СК «ГЭС» с учетом расходов на оплату потерь электроэнергии, млн. руб.

35,66

36,25

101,66

Доля в %

0,3

0,3

0,7

 

ФАС России отмечает, что требование и порядок учета РПП в НВВ регулируемых организаций введено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 № 20.

Судебным актом от 04.02.2021 анализируется учет расходов на капитальные вложения, учет которых регламентирован пунктом 32 Основ ценообразования
№ 1178, и которые по своей сути являются иными расходами, чем расчетная предпринимательская прибыль.

Также ФАС России отмечает, что определение расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» произведен Комитетом в соответствии
с требованиями пункта 38 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, требования ООО СК «ГЭС» по данной статье разногласий удовлетворению не подлежат.

5. Статья разногласий «Ремонт основных фондов».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на ремонт основных фондов в сумме 24 807,77 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 16 928,67 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 7 879,10 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- перечень объектов АО «Аэропорт Якутск», обслуживаемые собственными силами ООО СК «ГЭС»;

- копия договора аренды объектов электросетевого хозяйства от 26.01.2021
№ 40 с актом приема-передачи электрических сетей;

- копия дополнительного соглашения от 21.10.2021 № 1 к договору аренды объектов электросетевого хозяйства от 26.01.2021 № 40;

- копия договора на техническое обслуживание и текущий ремонт энергетических объектов от 26.01.2021 № 41;

- копия протокола разногласий от 01.03.2021 к договору на техническое обслуживание и текущий ремонт энергетических объектов от 26.01.2021 № 41;

- копия дополнительного соглашения от 21.10.2021 № 1 к договору
на техническое обслуживание и текущий ремонт энергетических объектов
от 26.01.2021 № 41.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации
и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования № 1178.

Пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что
при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

ООО СК «ГЭС» не согласно с тем, что Органом регулирования не приняты
в расчет НВВ расходы на обслуживание арендованного электросетевого хозяйства АО «Аэропорт Якутск» своими силами, в том числе с привлечением внешних совместителей.

Комитет в отзыве отмечает, что расходы по статье «Ремонт основных фондов» приняты Органом регулирования в полном объеме по предложению предприятия
в размере 16 928,67 тыс. руб. В рамках тарифного регулирования на 2023 год
в соответствии с требованиями пп. 17 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 ООО СК «ГЭС» дополнительно
не заявлено расходов на ремонт объектов электросетевого хозяйства АО «Аэропорт Якутск», а также не представлено документов, подтверждающих указанные прогнозные расходы.

В соответствии с пп. 17 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 регулируемая организация вправе представить
по своей инициативе дополнительные материалы к предложениям об установлении тарифов не позднее 7 дней до дня проведения заседания правления (коллегии) исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (либо органа местного самоуправления, осуществляющего регулирование тарифов, в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), на котором принимается решение об установлении тарифов.

Подпунктом 24 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 также предусмотрено, что в 2022 году уточненные предложения сетевых организаций о размере цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии подлежат раскрытию по форме, установленной в стандартах раскрытия информации, указанных в подпункте 23 настоящего пункта
на официальных сайтах сетевых организаций или ином официальном сайте
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов либо исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов, в день представления их в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов или исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлены договоры, заключенные по результатам торгов, иные документы в соответствии
с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178. Кроме того,
не представлен долгосрочный график ремонтов с учетом периодичности выполнения ремонтов, дефектные ведомости, акты осмотров, предписания контролирующих органов, сметные расчеты и др.

В адрес ФАС России представлен только договор на техническое обслуживание и текущий ремонт энергетических объектов, данный документ
не соответствует требованиям пунктов 29, 41 Основ ценообразования № 1178.

Согласно пункту 31 Основ ценообразования № 1178, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что договор аренды и обслуживания сетей между
ООО СК «ГЭС» и АО «Аэропорт Якутск» заключен 26.01.2021 (№ 40 и № 41). Фактические расходы на ремонт основных средств за 2021 год, по данным Заявителя, составили 10 918,51 тыс. руб. С учетом ИПЦ на 2022 и 2023 гг. данные расходы составят 13 182,35 тыс. руб., что меньше величины, учтенной Комитетом (16 928,67 тыс. руб.).

На основании вышеизложенного, требования ООО СК «ГЭС» по данной статье разногласий удовлетворению не подлежат.

6. Статья разногласий «Выпадающие доходы».

Заявитель считает экономически обоснованным размер выпадающих доходов в сумме 26 667,07 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 26 305,69 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 361,39 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расчет выпадающих доходов;

- свод фактического объема оказанных услуг за 2021 год;

- копии актов об оказании услуг по передаче электрической энергии за 2021 год;

- копии актов приема-передачи электрической энергии в целях компенсации потерь в сети исполнителя за 2021 год.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1178, в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178.
По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться
с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

В соответствии с заявлением разногласия возникли в части величины фактической товарной выручки в составе корректировки НВВ по доходам
от осуществления регулируемой деятельности.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности определяется по формуле:

(7.1)

где:

- необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей, установленная на год i-2;

- фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче
по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.

По мнению Заявителя, фактический объем выручки за 2021 год должен составлять 29 695,09 тыс. руб. как разница между фактической выручкой в размере 32 377,93 тыс. руб. и фактической оплатой потерь за электрическую энергию
в размере 2 682,84 тыс. руб.

Органом регулирования данный показатель учтен в размере 29 840,14 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в обоснование фактической стоимости потерь Заявителем представлены акты приема-передачи электрической энергии в целях компенсации потерь в сети исполнителя за 2021 год, в которых указана общая величина потерь без разбивки на нормативные и сверхнормативные потери.

При этом формулой 7.1 предусмотрен учет фактического объема выручки
без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии.

Кроме того, в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 Экспертное заключение по результатам проведения экспертизы материалов, по установлению затрат на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям
ООО Строительная компания «Главэнергострой» на 2023-2027 годы, а также письменные пояснений Комитета не содержат анализ и обоснование учета в составе корректировки величины фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2021 год в размере 29 840,14 тыс. руб.

Пунктом 23 Правил регулирования № 1178 предусмотрено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

На основании вышеизложенного, требования ООО СК «ГЭС» по статье «Выпадающие доходы» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ и расчет величины фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии
за 2021 год в соответствии с требованиями формулы 7.1 пункта 11 Методических указаний № 98-э, соответствующие расчет и анализ необходимо отразить
в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил регулирования № 1178.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов
по существу разногласий между ООО СК «ГЭС» и Государственным комитетом
по ценовой политике Республики Саха (Якутия), Комиссия:

РЕШИЛА:

1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим пункты 26, 28, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования ООО СК «Главэнергострой», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики с Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (рег. от 24.01.2023 № 10252/23).

3. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок
до 01.07.2023 года (включительно) провести дополнительный анализ и расчет расходов по статьям «Фонд оплаты труда», «Налог на имущество» и «Выпадающие доходы» на основании мотивировочной части настоящего решения, соответствующий анализ и расчеты отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178, с указанием документов, на основании которых принималось решение.

4. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок
до 01.07.2023 года пересмотреть и ввести в действие индивидуальные тарифы
на услуги по передаче электрической энергии, установленные на 2023 год
для ООО СК «Главэнергострой», на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3, 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО СК «Главэнергострой».

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО СК «Главэнергострой».

  

Связанные организации

Якутское УФАС России
ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153
ООО СК "ГЭС"
ИНН 1435145860, ОГРН 1041402032077
Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770