Предписание №СП/57406/24 ПРЕДПИСАНИЕ Комитету по тарифам Республики Алтай об устранен... от 2 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

25 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Комитета по тарифам Республики Алтай (далее также – Комитет, Орган регулирования), проведенной Алтайским республиканским УФАС России на основании приказа Алтайского республиканского УФАС России от 11.01.2024 № 1/24, в том числе акт проверки Алтайского республиканского УФАС России от 09.02.2024 № 331/24 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки от 01.03.2024 № 892-ЭП/24, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Комитетом по тарифам Республики Алтай при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее также –
АО «Горно-Алтайское ЖКХ», АО «ГА ЖКХ», Регулируемая организация) на 2024 год,

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075
соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания
№ 760-э).

Приказом от 20.12.2023 № 54/34 Комитетом для АО «Горно-Алтайское ЖКХ» были установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую в г. Горно-Алтайске на 2024 год.

Необходимая валовая выручка АО «Горно-Алтайское ЖКХ» на 2024 год определена в размере 548 067,30 тыс. руб.

В рамках проведения внеплановой документарной проверки Комитета были проанализированы материалы тарифного дела АО «ГА ЖКХ» от 16.05.2023
№ 73-ОД, в том числе Экспертное заключение Комитета по тарифам Республики Алтай по установлению тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» в г. Горно-Алтайск на 2024 год методом индексации, на основании долгосрочных параметров регулирования тарифов на 2023-2028 годы (далее – Экспертное заключение), а также Возражения.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Из этого следует, что при учете расходов необходимо проводить анализ принимаемых в обоснование договоров на предмет проведения при их заключении торгов.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования определяются по формуле пункта 26 Методических указаний № 760-э.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Особое внимание следует уделять ситуациям закупки топлива у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю топлива. Стоимость топлива в данных случаях должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных видов топлива.

Цены, принимаемые регулирующим органом по договорам, должны соответствовать пункту 28 Основ ценообразования № 1075. В случае если договор заключен с единственным поставщиком и (или) с единственным участником торгов, то цены по таким договорам не могут приниматься как экономически обоснованные.

Наличие у регулируемой организации договора, заключенного без проведения конкурентных торгов при наличии объективных на то причин, обязывает регулирующий орган использовать другие источники цен в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075.

Расходы на топливо (газ), цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться регулирующим органом с учетом плановой (расчетной) цены на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение), на основании цен (тарифов), установленных в соответствующих решениях ФАС России (оптовые цены на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа).

Экономически обоснованный уровень расходов на природный газ на плановый период складывается из произведения конечной стоимости природного газа (исходя из оптовой цены на газ, ПССУ, тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО) и объемов природного газа (по полугодиям), с учетом корректировки в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

В отсутствие приказов ФАС России об утверждении цен на очередной период регулирования при расчете конечной цены на газ индексируется только плановая оптовая цена на газ на 2-е полугодие планового года (ввиду ее ежегодной индексации). При этом плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются.

 

1. Расходы на топливо

Используемые Регулируемой организацией виды топлива – уголь, природный газ и дизельное топливо.

Органом регулирования расходы на топливо на 2024 год определены в размере 123 513,17 тыс. руб., в том числе:

- уголь – 1 289,63 тыс. руб.;

- природный газ – 122 103,15 тыс. руб.;

- дизельное топливо – 40 665,85 тыс. руб.

Регулируемой организацией затраты заявлены в размере 137 049,76 тыс. руб., в том числе:

- уголь – 10 558,57 тыс. руб.;

- природный газ – 126 370,82 тыс. руб.;

- дизельное топливо – 40 665,85 тыс. руб.

Уголь (основное и резервное)

Цена угля на 2024 год определена Органом регулирования в размере 3 394,49 руб./т. при заявленной АО «ГА ЖКХ» в размере 3 698,96 руб./т.

В Экспертном заключении и Возражениях не представлены пояснения по вопросу того, каким образом сложилась учтенная на 2024 год цена угля.

При этом Комитетом проанализированы фактические данные за 2022 год на основании следующих закупочных документов:

 

Реестровый номер закупки

Поставщик

Цена в т. ч. с НДС, руб./т

от 18.01.2022 № 50411160924220000040000

ООО «ВЕКТОР»

4 100

от 19.04.2022 № 50411160924220000110000

ООО «ЮГТРАНССИБИРЬ»

4 399

от 28.06.2022 № 32211506342

ООО «ЮГТРАНССИБИРЬ»

4 290

от 28.09.2022 № 50411160924220000410000

ООО «ЮГТРАНССИБИРЬ»

4 290

от 18.11.2022 № 32211859849

ООО «ЮГТРАНССИБИРЬ»

3 990

В результате Органом регулирования расчетная цена на условное топливо (уголь) за 2022 год принята на уровне 3 444,60 руб./кг без НДС.

ФАС России отмечает, что цены по договорам, заключенным без проведения конкурентных торгов при наличии объективных на то причин, в том числе по договорам, заключенным с единственным поставщиком, не могут быть признаны экономически обоснованными в отсутствие анализа цен из других источников в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075, в том числе анализа рыночных цен на соответствующий вид топлива, с отражением произведенных расчетов. Аналогичное распространяется на плановые цены, учитываемые в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Дизельное топливо (резервное)

Цена дизельного топлива на 2024 год определена Органом регулирования в размере 40 665,85 руб./т. на уровне заявленной АО «ГА ЖКХ».

В Экспертном заключении и Возражениях не представлены пояснения по вопросу того, каким образом сложилась учтенная на 2024 год цена дизельного топлива, какие обосновывающие материалы (документы) представлены Регулируемой организацией и учтены при определении расходов на дизельное топливо на 2024 год.

Учитывая вышеизложенное, цена дизельного топлива на 2024 год подлежит дополнительному экономическому анализу в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 29 Правил № 1075 с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов и отражением произведенных расчетов.

Природный газ (основное)

Цена природного газа на 2024 год определена Органом регулирования в размере 7 507,74 руб./тыс. куб. м при заявленной АО «ГА ЖКХ» в размере 7 409,49 руб./тыс. куб.

ФАС России не представляется возможным определить обоснованность учета Комитетом цены природного газа на уровне выше заявленной Регулируемой организацией и факт соблюдения им в этой связи принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, закрепленного пунктом 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении.

Кроме того, в Экспертном заключении не представлены расчеты учтенных средних по 4-6 группам потребителей в зависимости от объемов потребления газа тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

Учитывая вышеизложенное, цена природного газа на 2024 год подлежит дополнительному экономическому анализу в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 29 Правил № 1075 с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов и отражением произведенных расчетов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по тарифам Республики Алтай нарушившим положения пунктов 28, 29, 34, 34(1), 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013
№ 760-э, допущенных при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» на 2024 год.

2. Исполнительному органу Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные неподтвержденные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки акционерного общества «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки акционерного общества «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» на 2024 год.

5. Исполнительному органу Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от акционерного общества «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Республики Алтай в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения исполнительного органа Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления исполнительного органа Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет по тарифам Республики Алтай
ИНН 0411087777, ОГРН 1020400756925
Алтайское республиканское УФАС России
ИНН 0411073679, ОГРН 1020400754890