Решение №СП/66830/22 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 13 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ


Резолютивная часть решения оглашена «07» июля 2022 г.


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и
разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен
(тарифов) в электроэнергетике № 2, утвержденная приказом Федеральной
антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:
<...>
,

рассмотрев разногласия между АО «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК», Заявитель, регулируемая организация) и Департаментом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (далее – Департамент, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в теплоснабжении в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника Департамента тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области <...>, первого заместителя начальника Департамента тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области <...>, заместителя начальника Департамента тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области <...>., заместителя генерального директора по экономике и финансам АО «ДГК» <...>, заместителя начальника управления экономики и тарифов АО «ДГК» <...>, директора департамента тарифного регулирования и экономического анализа ПАО «РусГидро» Л<...>, начальника управления ценообразования и тарифов департамента тарифного регулирования и экономического анализа ПАО «РусГидро» <...>,


УСТАНОВИЛА:


В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении между АО «ДГК» и Департаментом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (рег. от 22.03.2022 № 50336/22).

Приказом Департамента тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области от 17.12.2021 № 41/3-П «О внесении изменения в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 05.12.2018 № 42/8-п «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям города Биробиджана структурным подразделением «Биробиджанская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация» АО «Дальневосточная генерирующая компания», на 2019 - 2023 гг.» в отношении Заявителя установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей АО «ДГК» в размере 2 496,95 руб./Гкал.

Для Заявителя тарифы в сфере теплоснабжения установлены методом индексации установленных тарифов на 2019-2023 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная Департаментом, составляет 1 508 483,26 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 1 662 895,38 тыс. руб.

АО «ДГК» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе НВВ при установлении тарифов на тепловую энергию на 2022 год расходы по следующим статьям:

тыс. руб.

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год

-34 310,20

- 17 584,08

16 726,12

2

Корректировка в связи с исключением сверхнормативных потерь за 2020 год

- 13 637,95

 0

13 637,95

Итого по статьям

- 47 948,15

- 17 584,08

30 364,07

Общая сумма разногласий составила 30 364,07 тыс. руб.

Государственное регулирование цен в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Рассмотрев представленные сторонами обосновывающие материалы, ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов по данной статье затрат в сумме (-) 17 584,08 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в сумме (-) 34 310,2 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 16 726,12 тыс. руб.

Согласно пункту 51 Методических указаний № 760-э необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, определяется в (i-1)-м году с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по формуле:

 

где:

- корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с неисполнением инвестиционной программы, определяемая на i-й год в соответствии с пунктом 53 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 53 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в i-м году в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, рассчитывается по формуле:

 

где:

- объем собственных средств на реализацию инвестиционной программы, учтенный при установлении тарифов на (i-j)-й год и включающий амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы из прибыли и иные собственные средства, определенные инвестиционной программой, тыс. руб.;

- плановый размер финансирования инвестиционной программы, утвержденной в установленном порядке на (i-j)-й год, за счет всех источников финансирования, за исключением платы за подключение к системе теплоснабжения, заемных средств, расходы на погашение и (или) обслуживание которых не учтены при установлении тарифов, а также средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, тыс. руб.;

- объем фактического исполнения инвестиционной программы по объектам в (i-j)-м году по стоимости, определенной в инвестиционной программе соответствующего периода года (i-j) и предшествующих лет, тыс. руб.;

- учтенная при установлении тарифов на (i-1)-й год корректировка необходимой валовой выручки на (i-2)-й год, осуществленная в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период (i-2)-го года по результатам 9 месяцев, тыс. руб.;

может принимать положительное, отрицательное или нулевое значение.

Требование Заявителя заключается в том, что для проведения корректировки в связи с неисполнением инвестиционной программы должно учитываться фактическое исполнение мероприятий согласно финансированию в размере 20 879,146 тыс. руб.

Органом регулирования при расчете корректировки учтено фактическое исполнение инвестиционной программы согласно освоению финансовых средств в размере 7 631,00 тыс. руб.

Департаментом учтены результаты плановой выездной проверки по итогам работы за 2020 год, в ходе которой было выявлено, что мероприятия инвестиционной программы выполнены частично: заявлено освоение капиталовложений на сумму 9 053,00 тыс. руб., план освоения - 42 220,00 тыс. руб., фактически освоено – 7 631,00 тыс. руб. (исключена сумма 1 420,00 тыс. руб., при этом неисполненные в 2020 году мероприятия перенесены на 2021 год без внесения соответствующих изменений в инвестиционную программу).

ФАС России установлено, что плановый размер финансирования мероприятий инвестиционной программы на 2020 год был учтен органом регулирования в сумме 42 253 тыс. руб.

В соответствии с отчетом об исполнении плана финансирования капитальных вложений по инвестиционным проектам за 12 месяцев 2020 года объем фактического исполнения инвестиционной программы составляет 20 879 тыс. руб.

Поскольку для расчета корректировки применяется плановый размер финансирования инвестиционной программы, а не освоения, а также в связи с тем, что пунктом 53 Методических указаний № 760-э определено, что объем фактического исполнения инвестиционной программы определяется по стоимости, определенной в инвестиционной программе соответствующего периода, объем фактического исполнения инвестиционной программы по объектам следует принимать по финансированию, а не освоению.

В связи с вышеизложенным, требования Заявителя по статье «Корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год» являются экономически обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

Органу регулирования необходимо произвести расчет корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год в соответствии с вышеизложенным, учитывая плановую стоимость мероприятий инвестиционной программы, которые фактически выполнены в 2020 году.

2. Статья разногласий «Корректировка в связи с исключением сверхнормативных потерь за 2020 год».

Органом регулирования в рамках корректировки по результатам деятельности за 2020 год исключены расходы в сумме 13 637,96 тыс. руб.

Заявитель считает исключение данных расходов из состава НВВ необоснованным.

Сумма разногласий составила 13 637,96 тыс. руб.

Требование Заявителя заключается в необоснованном исключении расходов на сверхнормативные потери в части операционных и неподконтрольных расходов и их пересчет на фактический полезный отпуск, поскольку в действующем законодательстве нет определения такой величины, а в формуле по определению выручки на основе фактических значений параметров расчета взамен прогнозных показатель «Расходы на сверхнормативные потери» отсутствует.

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 1075 при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь.

Пунктом 12 Методических указаний № 760-э установлено, что в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.

Органом регулирования при расчете корректировки НВВ по результатам 2019 года при тарифном регулировании на 2021 год также были исключены расходы на сверхнормативные потери (указанный подход признан обоснованным Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 07.04.2022 № 66а-162/2022).

Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11.02.2022 № 66а-111/2022 установлено, что Департаментом обоснованно исключены расходы на сверхнормативные потери, определенные исходя из фактического значения расходов на производство тепловой энергии, соответственно при корректировке необходимой валовой выручки с учетом фактических параметров 2019 года расходы снижены на указанную сумму. При этом расчет Департаментом производился по составляющим (часть расходов от подконтрольных, часть расходов от операционных, так как производство тепловой энергии для оплаты потерь осуществляется непосредственно АО «ДГК») для наглядности и прозрачности произведенных расчетов. Использование названия групп расходов (операционные и неподконтрольные расходы) - откуда взяты условные значения, которые вошли в выпадающие расходы, использованы тарифным органом с целью определения суммы, подлежащей исключению из НВВ АО «ДГК» и затраченной на сверхнормативные потери по факту 2019 года.

Учитывая, что при тарифном регулировании на 2022 год по данной статье органом регулирования применен подход, аналогичный подходу при тарифном регулировании на 2021 год, ФАС России отказывает в удовлетворении требований по статье разногласий «Корректировка в связи с исключением сверхнормативных потерь за 2020 год».

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Дальневосточная генерирующая компания» и Департаментом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области нарушившим пункт 53 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э.

2. Частично удовлетворить требования АО «Дальневосточная генерирующая компания», указанные в заявлении о разногласиях в сфере теплоснабжения с Департаментом тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (рег. от 22.03.2022 № 50336/22).

3. Органу исполнительной власти Еврейской автономной области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение по статье ««Корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год».

4. Органу исполнительной власти Еврейской автономной области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.09.2022 пересмотреть необходимую валовую выручку АО «Дальневосточная генерирующая компания» и тарифы на тепловую энергию на 2022 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Еврейской автономной области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Еврейской автономной области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Еврейской автономной области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифов на тепловую энергию в отношении АО «Дальневосточная генерирующая компания».

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Дальневосточная генерирующая компания».

Связанные организации

АО "Дальневосточная генерирующая компания"
ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769
Еврейское УФАС России
ИНН 7901532980, ОГРН 1087901001209
Департамент тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области
ИНН 7901101462, ОГРН 1047900040297