Предписание №СП/94757/23 ПРЕДПИСАНИЕ Агентству по регулированию цен и тарифов Ульянов... от 14 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

07 ноября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов)
(далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, в том числе Акт проверки ФАС России от 31.05.2023 № 20/23 (далее – Акт проверки),
а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 24.01.2023 № 18/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Ульяновской области в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для ООО «Ульяновская воздушно-кабельная сеть» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011
№ 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25.12.2019 № 06-481 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ульяновская воздушно-кабельная сеть» (далее также – ООО «УВКС», Общество, регулируемая организация) установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 20,53 млн. руб.

НВВ без учета оплаты потерь, установленная Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее – Агентство, Орган регулирования) на 2023 год составляет 75 084,26 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела на 2020, 2023 гг. в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии ООО «Ульяновская воздушно-кабельная сеть» на 2023 год по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также письменные возражения в отношении Акта проверки, направленные Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области письмом от 10.07.2023
№ 73-ИОГВ-17/674исх (рег. от 11.07.2023 № 104806-ЭП/23) (далее – Возражения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Требование к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за
2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Расходы сверх данной цены не могут быть признаны экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях не отражен анализ принятых в обоснование договоров на предмет проведения при их заключении торгов.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» основным принципом государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является в том числе достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных Регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

 

  1. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год

1.1. Сырье, материалы, запчасти, топливо

Расходы по статье затрат «Сырье, материалы, запчасти, инструмент, топливо» учтены Органом регулирования на 2020 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2020 года

Факт 2018 года

Предложение организации

Утверждено Агентством

Принято Агентством

1.

Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо

2 213,21

1 692,78

1 111,67

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 настоящего документа.

Согласно пункту 25 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования № 1178.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год расходы по данной статье затрат рассчитаны Агентством на основании анализа следующих документов и материалов: оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 08, 10, 10.01, 20.01, 26, 60, 91 за 2018 год, информации о проведении закупок на 2018, реестра договоров поставки материалов, топлива и запчастей ООО «УВКС» за 2018 и др.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год и Возражениях не представлен анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, также по подстатьям затрат не представлен анализ обосновывающих документов Общества на предмет соблюдения пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, расходы по данной статье затрат приняты без достаточного экономического обоснования, что свидетельствует о нарушении Органом регулирования положений пункта 23 Правил № 1178, а также пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.2. Работы и услуги производственного характера

Расходы по статье затрат «Работы и услуги производственного характера» учтены Органом регулирования на 2020 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2020 года

Факт 2018 года

Предложение организации

Утверждено Агентством

Принято Агентством

1.

Работы и услуги производственного характера

4 408,00

4 396,47

556,36

Согласно пункту 25 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год отсутствует обоснование превышения плановых расходов 2020 года над фактическими расходами 2018 года на 690 %.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2020 год и Возражениях не представлен анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, также по подстатьям затрат не представлен анализ обосновывающих документов Общества на предмет соблюдения пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, расходы по данной статье затрат приняты без достаточного экономического обоснования, что свидетельствует о нарушении Органом регулирования положений пункта 23 Правил № 1178, а также пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия обоснования – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.3. Расходы на оплату труда

Расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» учтены Органом регулирования на 2020 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2020 года

Факт 2018 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено Агентством

Принято Агентством

1.

Расходы на оплату труда

30 384,00

14 057,12

9 180,92

Расходы на оплату труда сложились в размере 14 057,12 тыс. руб. исходя из:

- 34,08 чел. принятая численность персонала (фактическая численность - 24 чел.).

Согласно Экспертному заключению на 2020 год численность персонала
ООО «УВКС» рассчитана Агентством с учетом роста условных единиц относительно фактических значений 2018 года.

- 34 377,76 руб. – среднемесячная заработная плата на одного работника, рассчитанная путем индексации фактической средней заработной платы по
ООО «УВКС» за 2018 год на ИПЦ.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в электроэнергетике применение к территориальной сетевой организации профильного отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике и рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, подготовленным ОАО «ЦОТэнерго».

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год и Возражениях отсутствует анализ фактической численности ППП, принятой в расчет расходов на оплату труда по регулируемому виду деятельности, не отражен анализ расходов по форме П1.16 Приложения к Методическим указаниям № 20-э/2, отсутствуют данные о ступени оплаты труда, на основе которой принят в расчет тарифный коэффициент, также не представлен расчет среднего тарифного коэффициента в соответствии с рекомендациями о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики. Не указано обоснование процентов выплат, учтенных при расчете расходов на оплату труда на 2020 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию с последующим исключением экономически необоснованных расходов.

 

  1. Неподконтрольные расходы на 2023 год

Неподконтрольные расходы определены Органом регулирования на 2023 год в размере 27 495,25 тыс. руб., фактические неподконтрольные расходы 2021 года составили 28 968,64 тыс. руб.

 

2.1. Аренда

Расходы по статье затрат «Аренда» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Агентством

Принято Агентством

1.

Аренда

18 154,18

10 747,48

9 560,88

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, – исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В Экспертном заключении на 2023 год Агентством представлен расчет расходов на аренду объектов электроэнергетики исходя из сумм амортизации, налогов и других обязательных платежей. При этом не представлен анализ первичных документов арендодателей, подтверждающих расчетные величины амортизации и налога на имущества, а также анализ договоров на предмет проведения при их заключении торгов в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Аренда» подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.2. Отчисления на социальные нужды

Расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» учтены Органом регулирования на 2023 в размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Агентством

Принято Агентством

1.

Отчисления на социальные нужды

5 691,66

5 285,82

3 780,87

Учитывая, что данная статья затрат является производной от расходов на оплату труда, включенных в состав базового уровня подконтрольных расходов 2020 года, принятого в отсутствие экономического обоснования, размер учтенных отчислений на социальные нужды также не может быть признан экономически обоснованным и подлежит дополнительному экономическому анализу.

 

2.3 Налоги

2.3.1 Налог на имущество организаций

Расходы по статье затрат «Налог на имущество организаций» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Агентством

Принято Агентством

1.

Налог на имущество организаций

1 337,49

1 337,49

604,92

В соответствии с пунктом 33(1) Основ ценообразования № 1178 в состав необходимой валовой выручки организаций включается величина расходов на уплату налога на имущество организаций, рассчитанная по ставке, действующей в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В нарушение положений пункта 23 Правил № 1178 Агентством в Экспертном заключении на 2023 год не отражен пообъектный расчет принятой величины налога на имущество.

В рамках Возражений Органом регулирования представлен пообъектный расчет налога на имущество на объекты основных средств, непосредственно участвующих в передаче электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо отразить результаты расчета в Экспертном заключении на 2023 год.

 

2.4. Амортизация

Расходы по статье затрат «Амортизация» учтены Органом регулирования на 2023 в размере:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Агентством

Принято Агентством

1.

Амортизация

4 986,88

3 926,96

3 335,21

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с экспертным заключением Органа регулирования и представленным расчетом в формате Excel на 2023 год расходы на амортизацию основных средств, непосредственно участвующих в передаче электрической энергии, учтены исходя из первоначальной стоимости имущества и максимального срока его полезного использования.

При этом, в материалах тарифного дела отсутствуют обосновывающие материалы, на основании которых были приняты расходы на амортизацию, а именно акты вводы/вывода основных средств, оборотно-сальдовая ведомость по счету 02 «Амортизация», а также инвентарные карточки.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо отразить дополнительный экономический анализ по данной статье затрат с учетом вышеизложенного. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3. Корректировки НВВ

ФАС России отмечает, что на 2023 год в отношении Общества установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Порядок расчета тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определен Методические указания № 98-э.

В силу пункта 37 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в том числе с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год Агентством произведены следующие корректировки:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов в размере 788,36 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений в размере 10 301,78 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки с учётом показателей надёжности и качества оказываемых услуг в размере 486,02 тыс. руб.;

- корректировка по доходам от осуществления регулируемой деятельности в размере 57,16 тыс. руб.;

- корректировка по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) в размере (- 113,72 тыс. руб.);

- корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в размере (-) 808,53 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям, исходных данных для расчета корректировок (плановых и фактических показателей), первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, не приведена расшифровка учтенных затрат по каждой корректировке с отражением части, приходящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой организации, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не проведен анализ экономической обоснованности представленных организацией документов.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с пунктом 23 Правил
№ 1178 с учетом вышеизложенного, с последующим исключением экономически необоснованных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

 

4. Сглаживание

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год Агентством при формировании необходимой валовой выручки ООО «УВКС» на 2022 год в целях преодоления резкого увеличения тарифов в течение долгосрочного периода регулирования применили механизм перераспределения НВВ по годам долгосрочного периода регулирования (механизм сглаживания) на НВВ 2023-2024 гг. в размере 10 000 тыс. руб. с учетом индекса потребительских цен.

Таким образом, в составе ННВ на 2023 год Агентством учтен перераспределенный объём денежных средств в размере 5 300 тыс. руб. (5000+ИПЦ 6 %).

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

АО «УВКС» не соответствует требованию пункта 7 Основ ценообразования
№ 1178 в части превышения ее НВВ с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Как следствие, сглаживание не может быть применено в отношении Регулируемой организации.

Учитывая, что Регулируемая организация в 2022 году не обращалась в ФАС России для рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), расходы по данной статье затрат в сумме 5 300 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации. Сумма, определенная к возмещению в 2024 году (5 000 тыс. руб.), также не подлежит учету.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Признать Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области нарушившим положения пунктов 5, 7, 26, 29 Основ ценообразования в ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при установлении тарифов на передачу электрической энергии для ООО «Ульяновская воздушно-кабельная сеть» на 2023 год.

  2. Органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно

2.1. Исключить из состава необходимой валовой выручки ООО «Ульяновская воздушно-кабельная сеть» расходы по статье «Сглаживание» в сумме 5 300 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Ульяновская воздушно-кабельная сеть» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Сырье, материалы, запчасти, топливо» на 2020 год;

- «Работы и услуги производственного характера» на 2020 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2020 год;

- «Аренда» на 2023 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2023 год;

- «Налог на имущество организаций» на 2023 год;

- «Амортизация» на 2023 год;

- «Корректировки НВВ» на 2023 год;

- «Сглаживание» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «Ульяновская воздушно-кабельная сеть», а также величину необходимой валовой выручки ООО «Ульяновская воздушно-кабельная сеть» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методических указаний № 98-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Ульяновская воздушно-кабельная сеть» при тарифном регулировании на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решений органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

– протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Ульяновская воздушно-кабельная сеть», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
ИНН 7325169757, ОГРН 1207300005538
Ульяновское УФАС России
ИНН 7325002331, ОГРН 1027301176902