Предписание №СП/117413/20 ПРЕДПИСАНИЕ от 31 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

 

Заместитель    руководителя    Федеральной     антимонопольной     службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 26.06.2020 № 583/20, Акт проверки ФАС России от 04.09.2020 № 71/20), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в электроэнергетики, допущенные органом исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении сбытовых надбавок для ПАО «Саратовэнерго» (далее – организация, регулируемая организация, ГП) на 2018, 2019, 2020 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Сбытовые надбавки устанавливаются для ПАО «Саратовэнерго» на основании Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Правила № 1178, Основы ценообразования № 1178), приказа ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (далее – Методические указания № 1554/17).

Сбытовые надбавки для ПАО «Саратовэнерго» были установлены: На 2018 г.:

Приказом РЭК Саратовской области от 28.12.2017 № 72/12 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков Саратовской области в границах зоны их деятельности».

На 2019 г.:

Приказом РЭК Саратовской области от 28.12.2018 № 58/13 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков Саратовской области в границах зоны их деятельности».

На 2020 г.:

Приказом РЭК Саратовской области от 27.12.2019 № 47/14 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков Саратовской области в границах зоны их деятельности».

Необходимая валовая выручка, установленная РЭК Саратовской области для ПАО «Саратовэнерго»:

на 2018 г. – 1 400 301,0 тыс. руб.;

на 2019 г. – 1 511 992,0 тыс. руб.;

на 2020 г. – 1 691 339,0 тыс. руб.

Рассмотрев экспертные заключения Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - РЭК Саратовской, орган регулирования) по рассмотрению предложений ПАО «Саратовэнерго» по установлению сбытовых надбавок на 2018, 2019, 2020 годы (далее – экспертное заключение на

 

2018/2019/2020 г.), а также материалы, представленные регулируемой организацией в составе тарифной заявки (представлены РЭК Саратовской области в бумажном виде, а также на электронном носителе), ФАС России выявила следующее.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

  1. оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
  2. оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
  3. анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
  4. анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
  5. анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
  6. сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
  7. анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
  8. анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение вышеуказанных норм экспертные заключения РЭК Саратовской области на 2018-2020 гг. не содержат анализа экономической обоснованности затрат по ряду статей, не указаны документы (материалы), на основании которых определен размер учитываемых расходов в   необходимой   валовой   выручке ПАО «Саратовэнерго».

Согласно положениям статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении, в том числе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, должны учитывать требования о соблюдении экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также соблюдать основные принципы государственного регулирования цен (тарифов), в частности определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), и учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, установлено, что при установлении регулируемых (цен) тарифов регулирующие органы должны проводить необходимые мероприятия по исключению экономически необоснованных расходов организаций, а также экономически необоснованных

 

доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

В свою очередь, к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).

Также пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Особенности учета выявленных за предшествующий период регулирования экономически необоснованных расходов или экономически необоснованных доходов гарантирующих поставщиков, а также экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, и доходов, недополученных при осуществлении гарантирующими поставщиками регулируемого вида деятельности, определяются пунктом 65 Основ ценообразования № 1178.

Вместе с тем, в соответствии с положениями Правил № 1178, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

В экспертных заключениях 2018-2020 гг. не отражен анализ фактически понесенных расходов в сопоставлении с фактически полученной выручкой, а также в сопоставлении с плановыми показателями, учтенными РЭК Саратовской области при утверждении сбытовых надбавок на соответствующий период, а отражены только конечные значения.

В этой связи, РЭК Саратовской области необходимо провести дополнительный анализ.

 

Анализ по статьям затрат, включенным в необходимую валовую выручку ПАО «Саратовэнерго» при установлении сбытовых надбавок на

 

2018 -2020 годы.

 

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливаются в соответствии с Методическими № 1554/17.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 если график поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не утвержден, то расчет сбытовых надбавок гарантирующего поставщика осуществляется исходя из эталонной выручки гарантирующего поставщика, определенной методом сравнения аналогов.

Согласно п.8 Методических указаний № 1554/17 в случае если отношение эталонной выручки ГП, которая определяется суммированием эталонной выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для населения, определяемой в соответствии с главой III указанных Методических указаний, эталонной выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для прочих потребителей всех подгрупп (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт), определяемой в соответствии с главой IV настоящих Методических указаний, эталонной выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для сетевых организаций, определяемой в соответствии с главой V указанных Методических указаний, на соответствующий год без учета недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП за период действия ранее утвержденных сбытовых надбавок, от необходимой валовой выручки, определенной суммированием необходимой валовой выручки для целей расчета сбытовых надбавок для населения, прочих потребителей всех подгрупп (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее

10 МВт) и сетевых организаций, рассчитанной методом экономически обоснованных затрат в соответствии с главой VI указанных Методических указаний, составляет менее величины индекса потребительских цен, увеличенного на четыре процентных пункта, то расчет сбытовых надбавок ГП осуществляется исходя из эталонной выручки ГП, определенной методом сравнения аналогов.

Учитывая, что график поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика высшим должностным лицом Саратовской области Российской Федерации не утвержден, а также, что отношение эталонной выручки ПАО «Саратовэнерго» к необходимой валовой выручке, рассчитанной методом экономически обоснованных затрат составляет 101,9 (что ниже ИПЦ, увеличенного на 4 процентных пункта – 107,7%), то доля эталонной выручки ПАО «Саратовэнерго» на 2018 год составляет 100%.

 

Эталонная выручка ГП для целей расчета сбытовой надбавки

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 1554/18 эталонная выручка ГП определяется как сумма следующих составляющих:

  • произведение суммы переменных компонентов эталонов затрат ГП и прогнозной валовой выручки ГП от продажи электрической энергии (мощности) соответствующей группе (подгруппе) потребителей (сетевых организаций) на соответствующий период регулирования;
  • произведение прогнозного количества точек поставки по каждой группе потребителей (сетевых организаций), суммы постоянных компонентов эталонов затрат для соответствующей группы (подгруппы) потребителей (сетевых организаций) и индекса потребительских цен в соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период регулирования по отношению к году, в ценах которого были определены эталонные затраты;
  • расчетная предпринимательская прибыль ГП в размере полутора процентов от валовой выручки ГП по регулируемому виду деятельности без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

 

Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам

Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в соответствии с пунктами 23, 40, 51 (формулы 10, 63, 75) Методических указаний № 1554/47 определятся как минимальная величина из величины расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, предложенной ГП, в отношении соответствующей категории потребителей и произведения планируемой валовой выручки ГП от продажи электрической энергии соответствующей категории потребителей на расчетный период регулирования и переменного компонента эталона затрат, отражающего расходы на формирование резерва по сомнительным долгам:

 

РСДi = min {РСДпредложГП ; VСД * ТВi}, где:

РСДпредложГП - величина расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, предложенная ГП;

VСД - переменный компонент эталона затрат, отражающий расходы на формирование резерва по сомнительным долгам (в силу пп. 26, 44, 51 Методических указаний № 1554/47 равен 1,5% для всех категорий потребителей);

ТВi - планируемая валовая выручка ГП от продажи электрической энергии.

Органом регулирования расходы на формирование резерва по сомнительном долгам учтены в следующем размере (тыс.руб.):

 

 

 

 

 

Прочие потребители

Сетевые организации

Итого

Показатель, год

Население

 

 

2018

0

238 817,0

0

238 817,0

2019

71 085,0

269 280,0

218,0

375 457,0

2020

71 370,0

248 701,0

34 015,0

354 086,0

 

Кроме того, ФАС России отмечает, что в возражениях на акт проверки ФАС России РЭК Саратовской области представлены расчеты по рассматриваемой статье затрат и указано, что размер расходов на формирование резерва по сомнительным долгам на 2018 год составляет 339 631,3 тыс.руб., что является отличной величиной от указанной в экспертном заключении.

В связи с тем, что в экспертном заключении не представлен анализ составляющих для расчета расходов на формирование резерва по сомнительном долгам в соответствии с Методическими указаниями № 1554/17, определить экономически обоснованную величину затрат на 2018 год не представляется возможным.

Учитывая вышеизложенное, расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, принятые РЭК Саратовской области при установлении тарифов на 2018 год, подлежат дополнительному экономическому анализу с предоставлением подробного расчета по указанным составляющим для каждой группы потребителей.

 

Расходы на уплату процентов по заёмным средствам

Расходы на уплату процентов по заемным средствам в соответствии с пунктами 23, 40, 51 Методических указаний № 1554/17 (формулы 9, 62, 74) определяются как произведение переменного компонента эталона затрат, отражающего расходы на обслуживание заемных средств, для соответствующей категории потребителей (сетевых организаций) и планируемой валовой выручки ГП от продажи электрической энергии соответствующей категории потребителей на базовый период регулирования (i - 1) с учетом налога на добавленную стоимость.

тыс.руб.

 

 

Прочие потребители

Сетевые организации

Итого

Показатель, год

Население

 

 

2018

0

165 197,0

12 690,0

177 887,0

2019

38 628,0

158 181,0

18 361,0

215 170,0

2020

40 150,0

139 878,0

18 588,0

198 616,0

 

ФАС России отмечает, что в возражениях на акт проверки ФАС России РЭК Саратовской области представлены расчеты по рассматриваемой статье затрат и

 

указано, что размер расходов на уплату процентов по заёмным средствам на 2018 год составляет 256 892,97 тыс.руб., что является отличной величиной от указанной в экспертном заключении на 2018 год.

В связи с тем, что в экспертном заключении не представлен анализ составляющих для расчета расходов на уплату процентов по заёмным средствам в соответствии с Методическими указаниями № 1554/17, определить экономически обоснованную величину затрат на 2018 год не представляется возможным.

Учитывая вышеизложенное, расходы на уплату процентов по заёмным средствам, принятые РЭК Саратовской области при установлении тарифов на 2018 год, подлежат дополнительному экономическому обоснованию с предоставлением подробного расчета по указанным составляющим для каждой группы потребителей.

 

Расчетная предпринимательская прибыль

В соответствии с пунктами 23, 40, 51 (формулы 11, 64, 76) Методических указаний № 1554/47 расчетная предпринимательская прибыль определяется как минимальная величина из расчетной предпринимательской прибыли, предложенной ГП для соответствующих категорий потребителей, и расчетной предпринимательской прибыли ГП в размере полутора процентов от валовой выручки ГП по регулируемому виду деятельности без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Расчетная предпринимательская прибыль ГП установлена в размере, тыс.руб.:

 

 

 

Прочие потребители

Сетевые организации

Итого

Показатель, год

Население

 

 

2018

0

123 062,0

36 124,0

159 186,0

2019

36 758,0

154 940,0

37 113,0

228 811,0

2020

37 928,0

134 962,0

40 151,0

213 041,0

 

ФАС России отмечает, что в возражениях на акт проверки ФАС России РЭК Саратовской области представлены расчеты по рассматриваемой статье затрат и указано, что размер расходов на расчетную предпринимательскую прибыль на 2018 год составляет 202 042,57 тыс.руб., что является отличной величиной от указанной в экспертном заключении на 2018 год.

В связи с тем, что в экспертном заключении не представлен анализ составляющих для расчета расходов на расчетную предпринимательскую прибыль в соответствии с Методическими указаниями № 1554/17, определить экономически обоснованную величину затрат на 2018 год не представляется возможным.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2018 год подлежат дополнительному экономическому анализу обоснованию с предоставлением подробного расчета по

 

указанным составляющим для каждой группы потребителей.

 

Постоянные компоненты эталонов затрат Точки поставки

В соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 расчет сбытовых надбавок ГП на 2018 - 2020 годы количество точек поставки определяется на последнюю дату отчетного периода базового периода регулирования.

В соответствии и пунктом 13 Методических указаний № 1554/17 при определении количества точек поставки по договорам энергоснабжения (купли- продажи), заключенным ГП с потребителями (покупателями, за исключением сетевых организаций) учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает на энергопринимающие устройства или в электрические сети потребителя (покупателя), и не учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия отпускается из электрических сетей такого потребителя на энергопринимающие устройства или в электрические сети других потребителей (покупателей).

При определении количества точек поставки (прогнозного количества точек поставки) по договорам купли-продажи электрической энергии для целей компенсации потерь электрической энергии учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает в электрические сети сетевой организации, и не учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия отпускается из электрических сетей сетевой организации на энергопринимающие устройства потребителей или в электрические сети других сетевых организаций.

Количество точек поставки в случае оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах определяется исходя из количества договоров энергоснабжения, заключенных ГП с такими собственниками (пользователями) помещений (количества лицевых счетов, присвоенных ГП собственнику или пользователю помещений в многоквартирном доме).

РЭК Саратовской области учтено количество точек поставки в количестве

(шт.):

 

Наименование, год

Население и приравненные к нему категории потребителей

 

Сетевые организации

Прочие потребители

2018

306 746

55 645

254

2019

382 584

55 562

4 328

2020

479 416

56 527

4 044

 

ФАС России отмечает, что органом регулирования в экспертном заключении не отражен анализ отклонений по точкам поставки ни для одной из категорий потребителей, отсутствует фактическое количество точек поставки за предшествующие периоды регулирования, что свидетельствует о недостаточном

 

анализе, проведенном органом регулирования.

На основании вышеизложенного, необходим подробный анализ количества точек, учтённых при расчетах постоянных компонентов эталонной выручки на 2018- 2020 годы.

 

Неподконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 1554/17 неподконтрольные расходы ГП включают амортизацию основных средств и нематериальных активов, налоги (включая налог на прибыль), капитальные вложения из прибыли в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», инвестиционной программой ГП, а также при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций внереализационные расходы на списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности сетевых организаций.

Расходы на создание и развитие автоматизированных информационно- измерительных систем учета ресурсов и передачи показаний приборов учета учитываются на основании утвержденной в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», инвестиционной программы гарантирующего поставщика.

 

Амортизация

В соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 расходы на амортизацию имущества, используемого при осуществлении деятельности ГП, учитываются исходя из первоначальной стоимости имущества и максимального срока его полезного использования, планируемого ввода и выбытия основных средств.

Исходя из экспертных заключений на 2018-2020 годы, расходы на амортизацию приняты РЭК Саратовской области в размере:

тыс.руб.

Показатель, год

Население

Прочие потребители

Сетевые организации

Итого

2018

0

16 090

2 387

18 476

2019

5 246

22 617

3 158

31 022

2020

0

30 934

2 889

33 824

 

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию   основных    средств    и    нематериальных   активов    для    расчета

 

регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Основами ценообразования при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 1178 амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Из вышеизложенного следует, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Из экспертного заключения на 2020 год и возражений на акт проверки (по статье затрат на 2019 г.) следует, что в составе амортизируемого имущества учтён

 

автомобиль ТOYOTA Сamry, сумма учтенной амортизации составила 187 193,58 тыс.руб. на 2019 год, 320 903,28 руб. на 2020 год.

При этом отсутствует обоснование участия в регулируемой деятельности транспортных средств представительского класса. ФАС России отмечает, что учет в составе НВВ регулируемой организации расходов на амортизацию автотранспортных средств представительского класса не влияет на качество предоставляемых услуг и нецелесообразно.

Кроме того, в составе амортизируемого имущества указаны лицензии на различное программное обеспечение, личный кабинет в АСУ ЭД «БЫТ» (рег.версия), оптимизация печать первичных документов в АИСУЭД «Энергоофис», права на использование программного обеспечения, база данных юр.лиц- потребителей и т.д.

Вместе с тем экспертное заключение не содержит экономического обоснования учета вышеуказанных нематериальных активов и отнесения данных расходов на регулируемый вид деятельности.

В экспертных заключениях на 2018 и 2019 годы информация об объектах, на которые учтены расходы на амортизацию, отсутствует.

В возражениях на акт проверки органом регулирования представлена информация об объектах, на которые учтены расходы на амортизацию на 2018 и 2019 годы.

Вместе с тем, представленные амортизационные ведомости ОС, на которые учтены расходы на амортизацию на 2018-202 годы, не содержат информации о дате ввода в эксплуатацию, амортизационной группе, сроке полезного использования и оставшемся сроке полезного использования амортизируемого имущества, а также результаты проведенной(ых) переоценки(ок).

Кроме того, в экспертных заключениях отсутствует обоснование учета расходов на амортизацию для категории «население» только на 2019 год, не отражен анализ расчета амортизации, отсутствуют отсылки к обосновывающим документам, принятыми органом реагирования во внимание при расчете расходов, а также калькуляция сложившихся расходов на 2018-2020 годы.

Учитывая вышеизложенное, расходы на амортизацию подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Налоги

В соответствии с экспертным заключением учтенная сумма налога составляет, тыс.руб.:

2018 г. – 70 728,0 тыс.руб.

2019 г. – 72 501,12 тыс.руб.

2020 г. – 83 823,88 тыс.руб.

Учтенные расходы включают затраты, на транспортный налог, земельный налог, налог на имущество, налог на прибыль.

В соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 расходы на уплату

 

налогов в расчетном периоде регулирования учитываются по данным раздельного учета в объеме экономически обоснованных фактически понесенных расходов, отнесенных на регулируемый вид деятельности, за последний истекший период.

Способ определения величины текущего налога на прибыль выбирается организацией самостоятельно из двух вариантов - на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете, либо на основе налоговой декларации по налогу на прибыль (пункт 22ПБУ 18/02).

Однако исходя из содержания пункта 20 Основ ценообразования № 1178 орган регулирования при проверке обоснованности расчетов затрат на уплату налогов на прибыль анализирует данные бухгалтерского учета регулируемой организации (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 № 65-АПА19-3, Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.01.2018 № 38-АПГ17-7).

Вместе в там анализ фактически сложившихся расходов за предшествующие периоды регулирования в экспертных заключениях отсутствуют, в связи с чем определить экономическую обоснованность расходов, учтенных на налог на прибыль, не представляется возможным.

Учитывая изложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Недополученные или излишне получение доходы от осуществления деятельности в качестве ГП ПАО «Саратовэнерго» за период, предшествующий базовому периоду регулирования.

Органом регулирования учтены расходы в размере:

2018 г.- -11 121,0 тыс.руб.;

2019 г.- -24 684,0 тыс.руб.;

2020 г.- -3 558,3 тыс.руб.

ФАС России отмечает, что из экспертных заключений на 2018-2019 годы не представляется возможным определить, каким образом были сформированы учтенные суммы и какими документами они подтверждаются, а также отмечает отсутствие проведенного анализа органом регулирования.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Признать Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области при установлении сбытовых надбавок в отношении ПАО «Саратовэнерго» нарушившим положения пунктов 7, 17, 18, 20, 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в

 

электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.

  1. Органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.04.2021 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:
    1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «Саратовэнерго», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «Саратовэнерго», по следующим статьям затрат:
  • «Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам» (2018 г.),

«Расходы на уплату процентов по заёмным средствам» (2018 г.), «Расчетная предпринимательская прибыль» (2018 г.), количественные показатели «Точки поставки» (2018-2020 гг.), «Амортизация» (2018-2020 гг.), «Налоги» (налог на прибыль, 2018-2020 гг.), «Недополученные или излишне полученные доходы от осуществления детальности в качестве ГП ПАО «Саратовэнерго» за период, предшествующий базовому периоду регулирования» (2018-2020 гг.).

  1. Органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики по результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки на 2021 год и не позднее 01.04.2021 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии в отношении ПАО

«Саратовэнерго».

  1. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
  • решения органа исполнительной власти Саратовской области в области

 

государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано настоящим предписанием;

  • протокола заседания правления органа исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;
  • экспертного заключения по делу об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ПАО «Саратовэнерго», в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны