Решения по тарифам №СП/43960/21 Решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Дворянск... от 31 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» мая 2021 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе: <...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «Дворянский двор» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 11.03.2021 № 22/С, вх. от 15.03.2021 № 40690/21), возникший с Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – Министерство, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоотведения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Министерства, в лице <...>, <...>, а также представителей ООО «Дворянский двор», в лице <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 11.03.2021 № 22/С, вх. от 15.03.2021 № 40690/21) о разногласиях между ООО «Дворянский двор» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоотведения по постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2017 № 308-в (в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 18.12.2020 № 321-в), и установлено следующее.

Для ООО «Дворянский двор» тариф на оказываемые услуги по транспортировке сточных вод установлен методом индексации установленных тарифов на 2018-2022 годы.

Утвержденная необходимая валовая выручка (далее – НВВ) для ООО «Дворянский двор» на 2021 год по транспортировке сточных вод составляет 15 225,62 тыс. руб., тариф утвержден на уровне 3,75 руб./куб. м. без НДС.

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, по транспортировке сточных вод составляет 32 048,67 тыс. руб.,тариф на уровне 7,90 руб./куб. м. с ростом 111 %.

Таким образом, сумма разногласий по транспортировке сточных вод составляет 16 823,05 тыс. руб.

В поданном заявлении ООО «Дворянский двор» считает, что Министерством нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов и просит обязать Министерство произвести перерасчет экономически обоснованного уровня тарифов на 2021 год, с учетом определения затрат на услуги в следующем размере:

- арендная плата в размере 16 642,2 тыс. руб.;

- налоги (УСНО) в размере 323 тыс. руб.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям разногласий Комиссия ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

 

  1. Арендная плата.

ООО «Дворянский двор» заявляет об учете расходов на арендную плату по транспортированию сточных вод в размере 16 642,2 тыс. руб. при отсутствии учтенных органом регулирования расходов по данной статье.

В качестве обосновывающих документов, подтверждающих заявленные требования, в адрес ФАС России ООО «Дворянский двор» представлены:

- приказы о балансовой стоимости ОС;

- договоры купли-продажи имущества собственника ОС;

- договоры аренды недвижимого имущества;

- выписки из ЕГРН;

- инвентарные карточки учета ОС;

- ОСВ по счетам 01.01, 02, 08.04.2 за 2020 г.;

- расчет плановой амортизации на 2021 г.;

- ведомость амортизации за 2020 г. (только по двум договорам аренды с ИП <...> из совокупных 7).

Органом регулирования при утверждении тарифов на 2021 год не учтены расходы на арендную плату в связи с отсутствием в договорах расшифровки арендной платы (амортизация, налог на имущество), экономическое обоснование сумм арендной платы, документы, подтверждающие начисление собственником амортизации, а также оплату налогов и других обязательных платежей, а также в связи с отсутствием разбивки сумм на объекты водоснабжения и водоотведения по договорам аренды недвижимого имущества с правом выкупа от 17.10.2019 № 618/с, субаренды недвижимого имущества от 19.10.2019 № 3/С.

Также орган регулирования указывает на то, что обосновывающие материалы по аренде с ИП <...> представлены в орган регулирования после проведения комиссии Министерства 18.12.2020, на которой принималось решение об установлении тарифов для ООО «Дворянский двор», посредством загрузки документов в систему ЕИАС.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406.

Подпунктом «в» пункта 65 Основ ценообразования № 406 определено, что размер расходов на арендную плату и лизинговые платежи определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового Кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификатор основных средств № 1).

ФАС России отмечает, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификатором основных средств № 1.

Расходы на амортизацию основных средств в силу пункта 38 Основ ценообразования № 406 относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку.

Согласно пункту 77 Основ ценообразования № 406, пункту 28 Методических указаний № 1746-э сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26 н, и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее – Методические указания № 91н).

Согласно пункту 10 Методических указаний № 91н единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, бухгалтерский учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту с использованием инвентарных карточек.

Согласно пункту 65 Методических указаний № 91н сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

На основании пункта 25 Правил регулирования тарифов № 406 орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, и корректности определения параметров расчета тарифов.

Кроме того, согласно решению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.08.2013 № ВАС-6446/13 в отсутствие экономического обоснования затрат на амортизацию, в том числе разделения арендодателем сумм арендной платы на суммы амортизационных отчислений и налога на имущество, у органа регулирования тарифов отсутствуют правовые основания для учета данных затрат в составе необходимой валовой выручки регулируемых тарифов.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что регулируемой организацией не было представлено в адрес ФАС России в составе обосновывающих материалов первичных документов, таких как: актов вводов объектов в эксплуатацию, амортизационных ведомостей (кроме договоров с ИП <...>).

При этом амортизационная ведомость по договорам с ИП <...>, направленная в ФАС России, представлена Заявителем за полный 2020 год, что может свидетельствовать о неточности указанных данных в связи со сроком представления данных ранее окончания отчетного периода (2020 год). Так, начисленная амортизация, указанная в амортизационной ведомости, не соответствует заявленной сумме амортизационных отчислений в представленном расчете ООО «Дворянский двор».

Таким образом, регулируемой организацией не представлены документы, содержащие полный расчет расходов на арендную плату и подтверждающие балансовую стоимость объектов основных средств, а также применение в расчёте максимальных сроков полезного использования данных объектов, амортизационные группы, в связи с чем требования ООО «Дворянский двор» по статье «Арендная плата» не подлежат удовлетворению.

 

2. Налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Министерством учтены в составе НВВ ООО «Дворянский двор» расходы по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСНО) по транспортированию сточных вод в размере 142,5 тыс. руб., при заявленных на досудебный спор 323 тыс. руб., что составляет 1 % от необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом перерасчета иных заявленных статей затрат.

Согласно части 1 статьи 346.20 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

В соответствии с подпунктом (б) пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Таким образом, расходы по УСНО подлежат пересмотру только в случае перерасчета расходов и, соответственно, НВВ регулируемой организации. Поскольку размер необходимой валовой выручки остается неизменным в результате рассмотрения разногласий (досудебного спора) в связи с отказом в удовлетворении требований по статье «Арендная плата» согласно пункту 1 мотивировочной части настоящего решения, требования по статье «Налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения» также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «Дворянский двор» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (исх. от 11.03.2021 № 22/С, вх. от 15.03.2021 № 40690/21), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Отказать в удовлетворении требований ООО «Дворянский двор» по заявлению на транспортирование сточных вод (исх. от 11.03.2021 № 22/С, вх. от 15.03.2021 № 40690/21) в полном объёме.

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Дворянский двор"
ИНН 5902827944, ОГРН 1055900344950
Министр тарифного регулирования и энергетики Пермского края М.А. Козлова
ИНН 5902184588, ОГРН 1025900537574
Пермское УФАС России
ИНН 5902290360, ОГРН 1025900536749