Решения по тарифам №СП/43960/21 Решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Дворянск... от 31 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «25» мая 2021 года.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе: <...>,
рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «Дворянский двор» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 11.03.2021 № 22/С, вх. от 15.03.2021 № 40690/21), возникший с Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – Министерство, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоотведения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Министерства, в лице <...>, <...>, а также представителей ООО «Дворянский двор», в лице <...>, <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 11.03.2021 № 22/С, вх. от 15.03.2021 № 40690/21) о разногласиях между ООО «Дворянский двор» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоотведения по постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2017 № 308-в (в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 18.12.2020 № 321-в), и установлено следующее.
Для ООО «Дворянский двор» тариф на оказываемые услуги по транспортировке сточных вод установлен методом индексации установленных тарифов на 2018-2022 годы.
Утвержденная необходимая валовая выручка (далее – НВВ) для ООО «Дворянский двор» на 2021 год по транспортировке сточных вод составляет 15 225,62 тыс. руб., тариф утвержден на уровне 3,75 руб./куб. м. без НДС.
Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, по транспортировке сточных вод составляет 32 048,67 тыс. руб.,тариф на уровне 7,90 руб./куб. м. с ростом 111 %.
Таким образом, сумма разногласий по транспортировке сточных вод составляет 16 823,05 тыс. руб.
В поданном заявлении ООО «Дворянский двор» считает, что Министерством нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов и просит обязать Министерство произвести перерасчет экономически обоснованного уровня тарифов на 2021 год, с учетом определения затрат на услуги в следующем размере:
- арендная плата в размере 16 642,2 тыс. руб.;
- налоги (УСНО) в размере 323 тыс. руб.
Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).
Порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).
Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).
По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям разногласий Комиссия ФАС России отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).
-
Арендная плата.
ООО «Дворянский двор» заявляет об учете расходов на арендную плату по транспортированию сточных вод в размере 16 642,2 тыс. руб. при отсутствии учтенных органом регулирования расходов по данной статье.
В качестве обосновывающих документов, подтверждающих заявленные требования, в адрес ФАС России ООО «Дворянский двор» представлены:
- приказы о балансовой стоимости ОС;
- договоры купли-продажи имущества собственника ОС;
- договоры аренды недвижимого имущества;
- выписки из ЕГРН;
- инвентарные карточки учета ОС;
- ОСВ по счетам 01.01, 02, 08.04.2 за 2020 г.;
- расчет плановой амортизации на 2021 г.;
- ведомость амортизации за 2020 г. (только по двум договорам аренды с ИП <...> из совокупных 7).
Органом регулирования при утверждении тарифов на 2021 год не учтены расходы на арендную плату в связи с отсутствием в договорах расшифровки арендной платы (амортизация, налог на имущество), экономическое обоснование сумм арендной платы, документы, подтверждающие начисление собственником амортизации, а также оплату налогов и других обязательных платежей, а также в связи с отсутствием разбивки сумм на объекты водоснабжения и водоотведения по договорам аренды недвижимого имущества с правом выкупа от 17.10.2019 № 618/с, субаренды недвижимого имущества от 19.10.2019 № 3/С.
Также орган регулирования указывает на то, что обосновывающие материалы по аренде с ИП <...> представлены в орган регулирования после проведения комиссии Министерства 18.12.2020, на которой принималось решение об установлении тарифов для ООО «Дворянский двор», посредством загрузки документов в систему ЕИАС.
В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406.
Подпунктом «в» пункта 65 Основ ценообразования № 406 определено, что размер расходов на арендную плату и лизинговые платежи определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования № 406.
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового Кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификатор основных средств № 1).
ФАС России отмечает, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификатором основных средств № 1.
Расходы на амортизацию основных средств в силу пункта 38 Основ ценообразования № 406 относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку.
Согласно пункту 77 Основ ценообразования № 406, пункту 28 Методических указаний № 1746-э сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26 н, и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее – Методические указания № 91н).
Согласно пункту 10 Методических указаний № 91н единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, бухгалтерский учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту с использованием инвентарных карточек.
Согласно пункту 65 Методических указаний № 91н сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
На основании пункта 25 Правил регулирования тарифов № 406 орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, и корректности определения параметров расчета тарифов.
Кроме того, согласно решению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.08.2013 № ВАС-6446/13 в отсутствие экономического обоснования затрат на амортизацию, в том числе разделения арендодателем сумм арендной платы на суммы амортизационных отчислений и налога на имущество, у органа регулирования тарифов отсутствуют правовые основания для учета данных затрат в составе необходимой валовой выручки регулируемых тарифов.
Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что регулируемой организацией не было представлено в адрес ФАС России в составе обосновывающих материалов первичных документов, таких как: актов вводов объектов в эксплуатацию, амортизационных ведомостей (кроме договоров с ИП <...>).
При этом амортизационная ведомость по договорам с ИП <...>, направленная в ФАС России, представлена Заявителем за полный 2020 год, что может свидетельствовать о неточности указанных данных в связи со сроком представления данных ранее окончания отчетного периода (2020 год). Так, начисленная амортизация, указанная в амортизационной ведомости, не соответствует заявленной сумме амортизационных отчислений в представленном расчете ООО «Дворянский двор».
Таким образом, регулируемой организацией не представлены документы, содержащие полный расчет расходов на арендную плату и подтверждающие балансовую стоимость объектов основных средств, а также применение в расчёте максимальных сроков полезного использования данных объектов, амортизационные группы, в связи с чем требования ООО «Дворянский двор» по статье «Арендная плата» не подлежат удовлетворению.
2. Налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Министерством учтены в составе НВВ ООО «Дворянский двор» расходы по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСНО) по транспортированию сточных вод в размере 142,5 тыс. руб., при заявленных на досудебный спор 323 тыс. руб., что составляет 1 % от необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом перерасчета иных заявленных статей затрат.
Согласно части 1 статьи 346.20 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.
В соответствии с подпунктом (б) пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.
Таким образом, расходы по УСНО подлежат пересмотру только в случае перерасчета расходов и, соответственно, НВВ регулируемой организации. Поскольку размер необходимой валовой выручки остается неизменным в результате рассмотрения разногласий (досудебного спора) в связи с отказом в удовлетворении требований по статье «Арендная плата» согласно пункту 1 мотивировочной части настоящего решения, требования по статье «Налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения» также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «Дворянский двор» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (исх. от 11.03.2021 № 22/С, вх. от 15.03.2021 № 40690/21), Комиссия ФАС России:
РЕШИЛА:
1. Отказать в удовлетворении требований ООО «Дворянский двор» по заявлению на транспортирование сточных вод (исх. от 11.03.2021 № 22/С, вх. от 15.03.2021 № 40690/21) в полном объёме.