Предписание №СП/41585/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департамент ценового и тарифного регулирования С... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

7 мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее — Департамент, орган регулирования), в том числе акт проверки ФАС России от 27.10.2023 № 49/23 (далее — Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (письмо
от 08.12.2023 № ДЦТР/3984, рег. от 13.12.2023 № 198461/23), проведенной ФАС России на основании приказа от 14.09.2023 № 642/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные органом исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике при установлении тарифов в сфере электроэнергетики для филиала ПАО «Россети Волга» - «Самарские распределительные сети» (далее – ПАО «Россети Волга», регулируемая организация) на 2021-2023 гг. (приказы Департамента от 28.12.2020 № 881, от 28.12.2020 № 883, от 28.12.2020 № 884,
от 30.12.2021 № 842, от 30.12.2021 № 841, от 30.12.2021 № 840, от 28.11.2022 № 845, от 28.11.2022 № 846, от 28.11.2022 № 847, от 28.11.2022 № 848, от 07.12.2022
№ 881),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э),
и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен
на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2).

В соответствии с приказом ФАС России от 14.09.2023 № 642/23
«О проведении плановой выездной проверки Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области» проверка проводилась в отношении установленных тарифов в сфере электроэнергетики на 2021-2023 гг., в том числе на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования регулируемой организации.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении филиала ПАО «Россети Волга» - «Самарские распределительные сети» (далее –
ПАО «Россети Волга», регулируемая организация) на долгосрочные периоды регулирования 2018-2022 гг., 2023-2027 гг. устанавливались Департаментом с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) на содержание сетей
ПАО «Россети Волга», установленная Департаментом, составила: на 2021 год – 9 724 356,72 тыс. руб., на 2022 год – 10 511 985,67 тыс. руб., на 2023 год – 11 882 875,07 тыс. руб.

В отношении тарифов на услуги по передаче электрической энергии
ПАО «Россети Волга» базового 2018 года долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг. ФАС России в 2018 году была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой в адрес Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области было выдано предписание
от 20.07.2018 № АГ/56224/18.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2021-2023 годы
в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности,
в том числе Заключение экспертной группы управления регулирования электроэнергетики Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области по корректировке необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Волга» - «Самарские распределительные сети» на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год в рамках долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг.
и установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчетов филиала
ПАО «Россети Волга» - «Самарские распределительные сети» со смежными сетевыми организациями на 2021 год (далее – Экспертное заключение на 2021 год), Заключение экспертной группы управления регулирования электроэнергетики Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области
по корректировке необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Волга» - «Самарские распределительные сети» на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год в рамках долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг.
и установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчетов филиала
ПАО «Россети Волга» - «Самарские распределительные сети» со смежными сетевыми организациями на 2022 год, Дополнение к заключению экспертной группы управления регулирования электроэнергетики Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области по корректировке необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год в рамках долгосрочного периода регулирования 2018-2022 и установлению индивидуальных тарифов
для взаиморасчетов филиала ПАО «Россети Волга» - «Самарские распределительные сети» со смежными сетевыми организациями на 2022 год
(далее – Экспертное заключение на 2022 год), Заключение экспертной группы управления регулирования электроэнергетики Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области по установлению индивидуальных тарифов
для взаиморасчетов филиала ПАО «Россети Волга» - «Самарские распределительные сети» со смежными сетевыми организациями на 2023 год
и долгосрочных параметров регулирования на 2023-2027 годы (далее – Экспертное заключение на 2023 год), и по результатам установлено следующее.

Приказом Департамента от 28.11.2022 № 846 «О внесении изменений в приказ департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 27.12.2019 № 871 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Самарской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» базовый уровень подконтрольных расходов для ПАО «Россети Волга» утвержден в размере 2 847,54 млн. руб., индекс эффективности подконтрольных расходов – 1%, коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов – 75%, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям – 3,69%, показатель средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки на 2023 год – 0,87050 час,
на 2024 год – 0,85744 час, на 2025 год – 0,84458 час, на 2026 год – 0,83191 час,
на 2027 год – 0,81943 час, показатель средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки на 2023 год – 0,83711 шт., на 2024 год – 0,82455 шт., на 2025 год – 0,81218 шт., на 2026 год – 0,80000 шт., на 2027 год – 0,78800 шт., показатель уровня качества оказываемых услуг на 2023-2027 гг. – 1,00000.

1. Корректировка необходимой валовой выручки за 2019, 2020, 2021 гг.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178.
По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться
с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей
на следующие периоды.

При установлении тарифов на 2021 год Департаментом рассчитаны следующие корректировки:

- выпадающие доходы от осуществления льготного технологического присоединения – 145 170,8 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по приказу ФСТ России № 98-э – 232 429,77 тыс. руб.;

- корректировка НВВ (качество/надежность) – 63 216,3 тыс. руб.;

- корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением ИП –
0,00 тыс. руб.

При установлении тарифов на 2022 год Департаментом рассчитаны следующие корректировки:

- выпадающие доходы от осуществления льготного технологического присоединения – 256 121,67 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по приказу ФСТ России № 98-э – «-» 1 110 362,02 тыс. руб. (учтено в тарифе – 222 349,91 тыс. руб. в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178);

- корректировка НВВ (качество/надежность) – 63 868,3 тыс. руб.;

- корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением ИП –
0,00 тыс. руб.

По подстатье «Налог на прибыль» статьи «Корректировка неподконтрольных расходов» выявлено следующее.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 (в ред.
от 27.12.2021) в необходимую валовую выручку включается величина налога
на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная
по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится
по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения
к электрическим сетям.

Пунктами 5, 6 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение
к электрическим сетям.

Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии утвержден приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 (далее – Порядок
№ 585).

В соответствии с формой 1.3. за 2020 год суммарный налог на прибыль
по филиалу ПАО «Россети Волга» - «Самарские распределительные сети» составил «-» 170 538 тыс. руб., в том числе по видам деятельности «Передача
по распределительным сетям» - «-» 170 538 тыс. руб., «Технологическое присоединение» - 0,00 тыс. руб., «Прочие виды деятельности» - 0,00 тыс. руб.

Кроме того, согласно Отчету о финансовых результатах суммарный текущий налог на прибыль за 2020 год по ПАО «Россети Волга» составил 0,00 тыс. руб.

Экономически обоснованный факт за 2020 год в составе корректировки неподконтрольных расходов за 2020 год Департамент принял в размере 204 368,86 тыс. руб., при этом плановый налог на прибыль на 2022 год учтен
в размере 0,00 тыс. руб.

Таким образом, Департаментом нарушены пункты 5, 6, 20 Основ ценообразования № 1178 при расчете корректировки неподконтрольных расходов за 2020 год. Исключению из НВВ ПАО «Россети Волга» подлежат 204 368,86 тыс. руб.

При установлении тарифов на 2023 год Департаментом рассчитаны следующие корректировки:

- выпадающие доходы от осуществления льготного технологического присоединения – 432 936,95 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по приказу ФСТ России № 98-э – 593 178,99 тыс. руб. (учтено в тарифе – 249 440,6 тыс. руб. в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178);

- корректировка НВВ (качество/надежность) – 58 346,14 тыс. руб.;

- корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением ИП –
0,00 тыс. руб.

По подстатье «Налог на прибыль» статьи «Корректировка неподконтрольных расходов» выявлено, что в соответствии с формой 1.3. за 2021 год суммарный налог на прибыль филиалу ПАО «Россети Волга» - «Самарские распределительные сети» составил «-» 58 871 тыс. руб., в том числе по видам деятельности «Передача
по распределительным сетям» - «-» 58 871 тыс. руб., «Технологическое присоединение» - 0,00 тыс. руб., «Прочие виды деятельности» - 0,00 тыс. руб.

Кроме того, согласно Отчету о финансовых результатах суммарный текущий налог на прибыль за 2021 год по ПАО «Россети Волга» составил 0,00 тыс. руб.

Экономически обоснованный факт за 2021 год в составе корректировки неподконтрольных расходов за 2021 год Департамент принял в размере 257 437,14 тыс. руб., при этом плановый налог на прибыль на 2023 год учтен
в размере 0,00 тыс. руб.

Таким образом, Департаментом нарушены пункты 5, 6, 20 Основ ценообразования № 1178 при расчете корректировки неподконтрольных расходов
за 2021 год. Исключению из НВВ ПАО «Россети Волга» подлежат
257 437,14 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре)
за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области нарушившим пункты 5, 6, 20, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Волга» - «Самарские распределительные сети» на 2025 год исключить экономически необоснованные расходы с учетом параметров социально-экономического развития Российской Федерации по следующим статьям:

- «Налог на прибыль» за 2020 год в размере 204 368,86 тыс. руб.;

- «Налог на прибыль» за 2021 год в размере 257 437,14 тыс. руб.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в сфере электроэнергетики, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики для филиала ПАО «Россети Волга» - «Самарские распределительные сети», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области
ИНН 6317132631, ОГРН 1196313001004
Самарское УФАС России
ИНН 6315802344, ОГРН 1026300965129