Решения по тарифам №СП/35836/19 Решение по результатам рассмотрения разногласий между ООО «Л... от 26 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «19» апреля 2019 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия по заявлению ООО «Ленстрой» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 22.02.2019 № 42с/19; вх. от 28.02.2019 № 34188/19), возникшие с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее — Комитет, орган регулирования) по вопросу установления тарифов на транспортировку сточных вод на 2019-2021 годы, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

Заявление ООО «Ленстрой» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

В поданном заявлении регулируемая организация указывает на то, что Комитетом на 2019-2021 годы тарифы на транспортировку сточных вод установлены на уровне ниже экономически обоснованного.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным разногласиям Комиссия отмечает следующее.

Приказом Комитета от 07.12.2018 № 341-п для ООО «Ленстрой» были установлены тарифы на период 2019-2021 гг. методом индексации на транспортировку сточных вод, при этом на 2019 год тарифы утверждены в следующих размерах: 1 полугодие – 25,27 руб./куб. м. без НДС, 2 полугодие – 26,01 руб./куб. м. без НДС.

По мнению регулируемой организации, экономически обоснованный среднегодовой тариф в части оказываемых услуг по транспортировке сточных вод на 2019 год составляет 54,12 руб./куб. м. без НДС.

Разногласия между Заявителем и Комитетом возникли в части установленных органом регулирования расходов по статьям «Амортизация основных средств, относимых к объектам централизованной системы водоотведения» и «Налог на имущество» в общем размере 2 401,35 тыс. руб.

1. «Амортизация основных средств, относимых к объектам централизованной системы водоотведения».

Расходы по данной статье учтены органом регулирования в части оказываемых услуг по транспортировке сточных вод в размере 753,91 тыс. руб., при заявленных регулируемой организацией в размере 2 302,49 тыс. руб., в связи с чем, разногласия по данной статье составили 1 548,58 тыс. руб.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Пунктом 77 Основ ценообразования № 406 определено, что величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

Согласно пункту 89 Методических указаний № 1746-э, величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящих Методических указаний № 1746-э, при этом в соответствии с пунктом 28 Методических указаний № 1746-э расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемых в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

ООО «Ленстрой» в обоснование своей позиции как в адрес Комитета, так и в адрес ФАС России представлены следующие материалы: бухгалтерская справка об объектах недвижимости, используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, расчеты амортизационных отчислений, инвентарная книга учета объектов основных средств за период с 01.01.2015 по 31.12.2015,  оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 за 2016 год и 9 месяцев 2017 года, отчет по основным средствам за 2015-2016 годы и 9 месяцев 2017 года, положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, первичная документация по строительству сетей.

ООО «Ленстрой» в рамках тарифной кампании 2019 года в адрес Комитета направлена справка о стоимости строительства сетей, сложившейся на организованных торговых площадках. При этом указанные данные представлены регулируемой организацией в отношении предприятий, преимущественно не оказывающих деятельность в Ленинградской области (Тульская, Калужская и Липецкая области).

В соответствии с представленными регулируемой организацией документами, первоначальная стоимость канализационных сетей определена ООО «Ленстрой» в размере 69 074,81 тыс. руб.

Комиссия отмечает, что для ООО «Ленстрой» не утверждена инвестиционная программа на 2019-2021 годы, при этом в направленном в ФАС России заявлении регулируемая организация указывает на то, что накопленная амортизация в будущем будет учтена ООО «Ленстрой» в качестве источника финансирования инвестиционной программы реконструкции (восстановления).

Органом регулирования первоначальная стоимость канализационных сетей для ООО «Ленстрой» установлена в размере 22 617,42 тыс. руб. на основании укрупненных нормативов цены строительства.

В направленном в ФАС России отзыве Комитет указывает на то, что согласно письму Минстроя России от 08.02.2018 № 4243-СМ/09 стоимость мероприятий на создание (реконструкцию) наружных сетей водоснабжения и водоотведения рассчитывается на основе НЦС 81-02-14-2017 «Укрупненные нормативы цены строительства», утвержденных приказом Минстроя России от 28.06.2017 № 936/пр (в ред. от 20.10.2017 № 1448/пр) и включенных в федеральный реестр сметных нормативов в соответствии с Методическими рекомендациями по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными приказом Минрегиона России от 04.10.2011№ 481 (далее - Методические рекомендации № 481).

В связи с тем, что на основании проведенного Комитетом анализа средняя стоимость аналогичных сетей по Ленинградской области сложилась на уровне меньшем, заявленного ООО «Ленстрой», расчет первоначальной стоимости канализационных сетей осуществлялся органом регулирования в соответствии с НЦС 81-02-14-2017, а также пунктом 9 Методических рекомендации № 481 с применением коэффициентов, учитывающих регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства, предусмотренные данным пунктом.

Комиссия обращает внимание на то, что учет сведений о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях не противоречит положениям Основ ценообразования № 406.

Органом регулирования в направленном в ФАС России отзыве также указано на отсутствие в материалах тарифного дела разрешения Администрации муниципального образования Свердловское городское поселение на строительство данных объектов на территории МО Свердловское городское поселение.

В направленном в ФАС России заявлении ООО «Ленстрой» указал на то, что применение Методических рекомендаций по применению государственных сметных нормативов при определении расходов на амортизацию основных средств не предусмотрено Основами ценообразования № 406.

Согласно пункту 2.1 раздела 2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160, учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам.

Учет данных расходов ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств», предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Однако ООО «Ленстрой» не было представлено оборотно-сальдовых ведомостей по счету 08 ни в ФАС России на рассмотрение разногласий, ни в Комитет на момент утверждения тарифов.

При этом согласно пункту 17 Основ ценообразования № 406 стоимость строительства, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения учитывается при установлении тарифов в размере, определенном в инвестиционной программе, который не должен превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.

Кроме того, подпунктом «а» пункта 3 Правил определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила определения размера инвестированного капитала № 406) установлено, что стоимость построенных, реконструированных, модернизированных и введенных в эксплуатацию объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения определяется по данным бухгалтерского учета на дату введения указанных объектов в эксплуатацию за вычетом учтенных при установлении тарифов процентов по займам и кредитам, полученным регулируемой организацией для финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, а в случае, если федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, установлены укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее - укрупненные сметные нормативы), - определяется не выше стоимости строительства такого объекта, рассчитанной в соответствии с такими укрупненными сметными нормативами. Стоимость приобретенных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения определяется по данным бухгалтерского учета, но не выше стоимости строительства такого объекта, рассчитанной в соответствии с укрупненными сметными нормативами.

Пунктом 11 Правил определения размера инвестированного капитала № 406, также предусмотрено, что стоимость построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения включается в базу инвестированного капитала с даты ввода соответствующих объектов в эксплуатацию в объеме, предусмотренном инвестиционной программой регулируемой организации, но не выше объема, рассчитанного в соответствии с укрупненными сметными нормативами.

Кроме того, согласно пункту 86 Основ ценообразования № 406 при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

Укрупненные нормативы цены строительства предназначены для определения потребности в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование, планирования инвестиций (капитальных вложений), иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, для возведения зданий и сооружений.

Одновременно Комиссия обращает внимание на то, что объекты сетевого хозяйства построены ООО «Ленстрой» в отсутствие утвержденной инвестиционной программы, при этом отсутствие утвержденной инвестиционной программы не препятствует расчету стоимости строительства объектов централизованных систем водоснабжения в соответствии с укрупненными сметными нормативами, в связи с чем, стоимость строительства канализационных сетей могла быть определена с учетом положений пункта 17 Основ ценообразования № 406.

Таким образом, расчет расходов на строительство канализационных сетей в соответствии с укрупненными сметными нормативами по своей экономической сущности не противоречит положениям Основ ценообразования № 406.

Комиссия также обращает внимание на то, что согласно подпункту «б» пункта 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы выполненных работ (услуг) и цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Закупки товаров, работ, услуг у подрядных организаций в части строительства объектов сетевого хозяйства должны были осуществляться регулируемой организацией в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ).

При этом ни в ФАС России на рассмотрение разногласий, ни в Комитет на момент установления тарифов регулируемой организацией не направлены материалы, подтверждающие проведение каких-либо закупок товаров, работ, услуг по строительству объектов сетевого хозяйства в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

Кроме того, представленное ООО «Ленстрой» положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации от 19.03.2015 № 78-1-2-0050-15 выдано в отношении технической части проектной документации и не содержит анализа и выводов в отношении стоимости строительства канализационных сетей, поскольку описание сметы на строительство не предоставлялось ООО «Ленстрой» на негосударственную экспертизу (стр. 31, 33 заключения негосударственной экспертизы проектной документации от 19.03.2015 № 78-1-2-0050-15), в связи с чем, довод ООО «Ленстрой» о подтверждении негосударственной экспертизой заявленной регулируемой организацией первоначальной стоимости канализационных сетей является несостоятельным.

Дополнительно отмечаем, что в случае, если амортизационные отчисления являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации, в отношении стоимости основных средств и нематериальных активов может быть произведена их переоценка в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 406.

На основании вышеизложенного, Комиссия не усматривает нарушений требований действующего законодательства в сфере тарифного регулирования со стороны Комитета при расчете расходов на амортизацию основных средств, относимых к объектам централизованной системы водоотведения при установлении тарифов на транспортировку сточных вод ООО «Ленстрой» на 2019 год.

2. «Налог на имущество».

Расходы по данной статье учтены органом регулирования в части оказываемых услуг по транспортировке сточных вод в размере 472,70 тыс. руб., при заявленных регулируемой организацией в размере 1 325,47 тыс. руб., в связи с чем, разногласия по данной статье составили 852,77 тыс. руб.

Разногласия по данной статье возникли между ООО «Ленстрой» и Комитетом в результате наличия разногласий по определению первоначальной стоимости канализационных сетей и амортизационных отчислений, принятых органом регулирования при утверждении тарифов.

По мнению Заявителя, налог на имущество должен определяться органом регулирования в соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета с учетом фактической остаточной стоимости основных средств по данным бухгалтерского учета.

Согласно статье 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей, при этом средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Статьей 257 НК РФ определено, что остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

Ввиду того, что регулируемой организацией не подтверждена экономическая обоснованность заявленной первоначальной стоимости основных средств, а также расходов на амортизационные отчисления по канализационным сетям, требования регулируемой организации в указанной части не могут быть признаны Комиссией экономически обоснованными.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «Ленстрой» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (исх. от 22.02.2019 № 42с/19; вх. от 28.02.2019 № 34188/19), Комиссия

РЕШИЛА:

отказать в удовлетворении требований, изложенных в заявлении ООО «Ленстрой», в части оказываемых услуг по транспортировке сточных вод.

Связанные организации

ООО "Ленстрой"
ИНН 7813154384, ОГРН 1037828024288
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628